1 сентября. Начало.
За неделю до отъезда был уверен, что двухнедельный отпуск сына проведём в поездке по маршруту Москва — Псков — Санкт-Петербург — Новгород — Тверь — Москва. Проработан путь следования, выписаны интересности и ночлеги, за пять дней до выезда сын сообщает, что мы едем в Крым, там тепло и мы будем купаться в море. И непременно едем на его новой машине, 15-й вазовской тачке с пробегом под 150 тыс. км. Посопротивлявшись для вида, согласился, в принципе, всё равно — куда ехать, лишь бы ехать. Набросать маршрут по Крыму за пять дней дело нехитрое, из троих (взяли тёщу) в Крыму были 27, 30 лет назад и … никогда.
Выдвинулись в 5-55 утра, сменяя друг друга за рулём, постепенно привыкая к отсутствию гидроусилителя. Дорога М-4 изучена досконально, третий год подряд по ней катаемся, стало надоедать, но другого варианта нет. Город-геморрой Лосево прошли без затруднений, здесь обещают объезд к 2020-му году, местные жители перестали переходить дорогу (видимо, находились за лето), что не создаёт помех автомобилистам.
Платные дороги отнимают порядка тысячи рублей в одну сторону (990, если быть точным), покрытием же не хуже и не лучше. Вся Липецкая и половина Воронежской области — дождь от моросящего до умеренного, в Ростовской области асфальт в плачевном состоянии, а на мостах и эстакадах просто беда.
Под Ростовом пробки нет, сумерки, прозвонили гостиницы, много забитых под завязку, нашли в Аксае 3-местный номер за 2100 р.
Оценка 8,5 — душ заливал весь пол в санузле, завтрак на 3-х обошёлся в 140 руб.
2 сентября. «То берег левый нужен им, то берег правый...»
Дороги Ростовской области ужасно-безобразны, изобилуют ямами, буграми, колдобинами, очевидно, весь бюджет ушёл в строительство стадиона к Чемпионату Мира в 18-м году.
Цукерова Балка не замедлила движения, далее по станицам, 15 минут задержки на переезде в Тимашевске (местные предлагают объезд пробки за 500 руб. за те же 15 минут). В Пересыпи искупались в прохладных водах Азовского моря, далее к парому. Переправа автомобиля — 1700, человека 150 руб. Время ожидания в первом накопителе минут 10, пока оплачиваешь в кассу предстоящую переправу, затем пустая дорога до конца косы, дважды пересекаешь железнодорожную ветку, проверка багажника и внутренностей машины, после чего во втором накопителе ждёшь прибытия парома взамен отошедшего.
С палубы парома просматривается акватория Керченского пролива, будущий мост вдалеке, крымский берег.
Минут 25 длится плавание, а вся процедура заняла около 2,5 часов. Дороги города-героя Керчи не соответствуют его статусу, ямы, заплаты, ухабы в изобилии. Далее более ровная, но узкая дорога в сторону Феодосии, рядом строится широкое шоссе в том же направлении.
В пригородном посёлке Приморский (километров 5 от Феодосии) заселились на три ночи: 2 комнаты на 4-х 1200 руб., машина во дворе. Море через дорогу, рядом недорогая столовая с незамысловатым названием «Еда» — дёшево, умеренно вкусно, без нехороших последствий. Ужин, душ, сон.
Совет другу. Не имеет смысла возиться с электронным билетом на паром — очереди практически нет.
«3-е сентября, день печали, день, когда горят костры рябин...» (М. Шуфутинский).
Подъём, зарядка, завтрак в «Еде» (работает круглосуточно). Путь лежит в Феодосию, город Айвазовского и отдыхающих.
В интернете время работы галереи Айвазовского с 9 утра, припёрлись к 9-30, закрыто до 10-00. Пришлось гулять по набережной, на обратном пути набрели на музей восковых фигур (выездная сессия из Питера) — никто никогда в подобные заведения не заходил.
Помялись у столика с билетами, нам, как первым посетителям, сделали скидку по 50 руб. с носа, да ещё женщина-экскурсовод нам подробно всё рассказала. Интересно и познавательно, оказывается, можно долго бродить среди Ленина, Грозного, Моцарта и прочих с неослабеваемым интересом под рассказ хорошего гида. Музей почему-то не пользуется популярностью и еле сводит концы с концами, напоследок бросили несколько монет в саркофаг Рамзеса.
Двинулись к галерее Айвазовского — до 17-30 только с экскурсией. Решили, что две подряд не потянем, сдуемся, придём после 17-30. Никто из нас не является фанатом писателя Грина, поэтому в музей его имени не пошли, осмотрели наружно, прокатились по городу с не самыми хорошими дорогами и поехали в сторону Коктебеля.
Пожалуй, богемное место с завышенными ценами. В доме-музее Волошина перерыв на обед с 13 до 14, конечно, в него и попали, осмотрели с набережной, далее на Судак по Р-29, сплошной серпантин по убитой дороге, мучение, а не езда. В Судаке лишь отобедали, крепость видно с дороги, далее такой же узкий, раздолбанный серпантин до Нового Света.
Народу полно, удалось искупаться. Узкие кривые улочки, в конце которых притаился музей производства шампанского, состоящий из портретов, бутылок и пробок, прошли за 10 минут. Ничего бы не потеряли, если б не пришли.
Магазин от завода не нашли, да и не очень хотелось шампанского, всё-таки у нас эконом-тур. Позже в магазине видели бутылки производства этого завода — 700 рублей! В Москве от 270 руб. Где логика?
Домой возвращались другой дорогой — от Судака на север, до Р-17, терпимое покрытие, минимум деревень. Галерею отложили на завтра.
Совет другу. Не покупай шампанское в Крыму, в остальной части страны намного дешевле.
4 сентября. Город-призрак Щёлкино.
Подъём, зарядка, завтрак, машин во дворе гостевого дома прибавилось. Понаехали тут! Наш ТАЗ заперли в дальнем углу, ищем владельцев, сегодня едем на север, к Казантипу. Дорога такая же дрянная, как и большинство в Крыму, город Щёлкино на берегу Азовского моря — несколько блочных многоэтажек, выстроенных для обслуживания атомной электростанции, которую сооружали неподалёку, но после Чернобыля забросили.
Громада энергоблока высится в пяти километрах от города, ржавеет, чахнет и является местом поклонения сталкеров и прочих любителей заброшенностей. Дорога туда — несколько километров щебёнки, рисковать машиной не стали. Тихое, спокойное Азовское море заманило в свою пучину, мелко, малосолёно, хорошо охлаждает в почти тридцатиградусную жару. Мыс Казантип — усыпанный камнями пустынный склон холма, дороги для машины не нашли, да и особо не искали, всё кругом довольно уныло. Единственное светлое пятно — переобули передние колёса в новенькие покрышки взамен стёршихся, недорого, быстро.
Вернулись в гостевой дом с целью обеда, в «Еде» народу чересчур много, поели фруктов и овощей, перенеся обед на ужин, поехали на новую встречу с Айвазовским, попутно пытаясь прихватить пару музеев — денег и сестёр Цветаевых. Вход в музей денег 300 рублей за одного, два зала — посчитали это за грабёж, не пошли.
Музей Цветаевых встретил нас запиской о неработе, снова мимо. С галереей тоже накладка, сегодня работает только второй зал, работы учеников мариниста, плюс картины Волошина. Билеты божеские — 250 за троих. Прошлись, приобщились к живописи.
Ужин, в который перешёл обед, темнеет, сбор сумок, завтра переезд на запад.
Совет другу. В Щёлкино делать нечего, только колёса менять.
5 сентября. Город-ужас Симферополь.
Подъём, зарядка, сбор сумок, завтрак. Оценка гостевого дома не смогла подняться выше 7 баллов из-за полного отсутствия заявленного интернета. Тронулись на Симферополь по единственной (как нам казалось) приемлемой дороге Р-17. Столица Крыма встретила московскими пробками, движение по улицам еле ползущее, давящая теснота со всех сторон. Попытались зайти в музей электротранспорта (время работы в интернете 9 — 15 часов), в троллейбусном парке озвучили другое время — до 12-00, но сегодня, в связи с отсутствием посетителей, все ушли домой (на часах 11 с копейками). Феодосийская невезуха с музеями продолжается… Подъехали к следующему — музей шоколада, громко сказано, это кафе типа «Шоколадницы», где есть комната, отданная под музей; здесь всем рады, входной билет в музей из шоколада стоит 200 руб., потом его можно съесть (часто мы съедаем входные билеты?).
Экскурсовод прекрасно рассказала историю попадания шоколада в Россию, все экспонаты сделаны здесь же, в цеху за стенкой. Напоследок выпили по чашке кофе с тортиком, закусили пирожными и билетами (худеть начнём завтра).
По переполненным улицам города трудно покинуть это нагромождение автомобилей, троллейбусов, светофоров и выхлопных газов, напоследок сфотографировал памятник «вежливым людям» в конце пешеходной улицы Карла Маркса и быстрее вон из этой душегубки.
Следующий город Бахчисарай отличается гладкими дорогами и высокими ценами на посещение достопримечательностей, 600 руб. входной билет в парк миниатюр (втроём — разорение), ханский дворец — по 300 с человека, осмотрели снаружи.
По разбитым дорогам добрались до Орловки, посёлка на берегу моря, тут наметили провести несколько дней. Номер с большой верандой-балконом метров 30, откуда открывается прекрасный вид на окрестные озёра, море и трубы Севастополя вдали.
Бассейн под окнами, хозяйка с ходу накормила обедом, остаток дня провели на пляже, метров 300 от дома, и в бассейне. Цены на продукты в ближайшем магазинчике ошеломили: сливки пол-литра 215 руб., огурцы свежие — 100, яблоки 150, молоко 1 литр 120. Зато интернет быстрый и чёткий.
Не могли не задать вопрос, типа, как в Крыму стало — лучше ли, хуже ли после «присоединения»? Прямо никто не ответил, но диапазон колеблется от «мы ещё не поняли, мало времени прошло» до «цены выросли, туристов стало меньше. Вот и считайте».
Совет другу. Не задавайте подобных вопросов местным — им всё это осточертело.
6 сентября. Дойти до гнезда.
Подъём, зарядка, завтрак. Сегодня нас ждут Ялта и окрестности. Дорога, восточный объезд Севастополя и далее вдоль моря с терпимым покрытием и небольшим трафиком. Первую остановку попытались сделать на мысе Сарыч, самой южной точке полуострова, не дали полицейские, вежливо развернув из-за учений. Свернули в Форос, погуляли слегка, подивившись ценам на фрукты на местном развале (выше московских). По местным дорогам достигли Воронцовского парка, народу полно, все хотят увидеть, в каких условиях отдыхали графья тех времён. Осмотрели дворец снаружи, попылили по ремонтируемым дорожкам парка. Далее «Русалочка» возле берега в Мисхоре, узкие дороги до Ялты, не выходя на основную магистраль.
Напротив Ласточкина Гнезда отель, зашли выпить кофе и по нужде (больше с целью бесплатной парковки — вокруг всё забито — кофе был отвлекающим манёвром для охранника). Капучино вштырил, сонливость от переизбытка кислорода улетучилась, тронулись к гнезду.
Узкий ступенчатый проход представляет собой сплошь подъёмы-спуски из 600 ступеней в одну сторону, столько же и назад, не все из нас добрались до цели. С остановками на фото добрели, в само гнездо вход 200 руб., там выставка Дали, желающих немного.
Далее гора Ай-Петри, на фуникулёре 800 руб. на одного, сын сказал, что знает дорогу туда на машине, поехали, 15 километров постоянных серпантинов по ужасно разбитой узкой дороге, местами с трудом разъезжаясь со встречкой. Изматывает сильно, а ведь ещё и спускаться. Сверху виды, конечно, обалденные, но стоит ли портить машину и нервы?
Пообедать наверху довольно дорого, причём примерно одинаково дорого во всех заведениях.
Совет другу. Ай-Петри красивое место, но лучше туда приехать по шоссе из Бахчисарая, если оно, конечно, не закрыто.
Продолжение следует…
Комментарии (8)
RSS свернуть / развернутьTyphoon
bulava61
Typhoon
Нормальная там дорога. Увидеть по дороге можно водопад Учан-Су, озеро с черепашками, источник с вкусной водой, «Серебряную беседку» и офигенные виды на Ялту.
bulava61
BVD64
Да уж, ценники в Крыму! Слушай, Дружище, читая параллельный отчёт коллеги Typhoon, отметил, что его цены не смущали. может ты просто в Крым не особо хотел? :)
Хотя два года назад, будучи в Севастополе, я ценовую «недемократичность» тоже заметил. И вряд-ли крымчан это обстоятельство осчастливило.
bulava61
Батон
Но мне кажется, что это всё перекрывается моментом, когда ты заходишь в море и время останавливается. Я бы отнёс данный отчёт к разделу информативный, а не творческий, как у Мигеля, что не меняет его ценности. Спасибо за яркие фото
bulava61
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.