Дружеский гид / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Рейтинг
+4.99
голосов:
1
avatar

Дружеский гид  

Тарханы

Эта часть — в развитие темы «Майский экспромт с литературно-историческим акцентом»

Парадоксально, но во многом благодаря именно мемориальным музеям сегодня мы имеем возможность представить мир русской усадьбы XIX века. «Красный петух» революции не пощадил «дворянские гнезда», которые нам знакомы (или могли бы быть знакомы) по многочисленным произведениям русских классиков: Пушкина, Толстого, Тургенева, Гончарова, Бунина, Чехова… Что уж говорить о тысячах безвестных русских усадеб, когда даже связанные с именем Пушкина родовые поместья в Михайловском и окрестных деревнях подверглись разграблению – до того момента, пока озаботившаяся сохранением культурного наследия советская власть не взяла под охрану бывшие писательские вотчины.
Мир русской усадьбы как особый культурный феномен давно и успешно исследуется: «исчезнувшая Атлантида» — пожалуй, его самая яркая и точная характеристика.
В чем отличие усадьбы от городского особняка? Усадьба – это единство природы и архитектуры: жилого господского дома, комплекса хозяйственных построек, церкви. Это обязательно парк с тенистыми аллеями, темное зеркало пруда с непременной беседкой или деревянной скамьей, фруктовый сад с яблонями и сливами. И, конечно, сам дом: как правило, совсем небольшой, чаще всего – деревянный, с деревянными же колоннами «под камень» — но уютный, живой, с террасой, на которой так приятно теплыми летними вечерами пить чай и прислушиваться к заливистой песне лягушек в пруду.
Мне, конечно, неведомо это ощущение жизни в усадьбе – но, как и всякий элемент «культурного кода» нации, знакомо. Коллективное бессознательное.
Вот и усадьбу Тарханы, когда-то принадлежавшую бабушке Михаила Юрьевича Лермонтова – Елизавете Алексеевне Арсеньевой, можно рассматривать не только как памятник русскому поэту, но еще и как «обломок Атлантиды». Тем более что как помещица Арсеньева весьма преуспела, была образцовой хозяйственницей и умудрялась получать немалую прибыль с производства и продажи различной сельскохозяйственной продукции.



( Читать дальше )
Комментарии 6+6

Музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино»

Эта часть — в развитие темы «Майский экспромт с литературно-историческим акцентом»

С личностью Пушкина в нашем сознании связано два родовых имения: Михайловское в Псковской губернии – и Болдино в Нижегородской.
В первом нам посчастливилось побывать осенью 2015 года: впечатлений хватило на несколько отчетов, которые я скромно считаю лучшим, что мне удалось написать для сайта Автотуристу.ру. Видимо, личность самого Пушкина такое магическое действие оказала!
Весной этого года мы добрались и до села Большое Болдино, где находилось родовое имение отца поэта.

Даже самый далекий от русской литературы человек знает, что такое «Болдинская осень»: за три осенних месяца 1830 года из-под пера поэта вышло около пятидесяти произведений различных жанров. При этом говорят, как правило, о «ни с чем не сравнимом взлете пушкинского вдохновения».
Я как пушкинист, конечно, ноль, но рискну предложить еще одно толкование: не только во «вдохновении» здесь дело – но еще и в работоспособности и усидчивости. Как и в случае в Михайловском, куда молодого повесу отправили под семейный и церковный надзор, Пушкина надо было запереть, оградить от соблазнов, чтобы ему никто не мешал – и тогда он начинал выдавать один шедевр за другим. Звучит, конечно, предельно примитивно и цинично – но ведь так оно по сути и было.

За доказательствами предлагаю отправиться в пушкинское Болдино:



( Читать дальше )
Комментарии 12+12

Ла Пальма пешком и на машине – 7. Музеи во славу «очумелых ручек»

Остров под звездным небом: тизер
Канарская весна — 2017
Ла Пальма пешком и на машине – 1. На жарком юге
2. Ruta de los Volcanes — Дорога вулканов
3. Caldera de Taburiente: взгляд изнутри
4. Barranco de las Angustias и Cascada de Colores
5. Caldera de Taburiente: взгляд сверху
6. Западный берег, долина Аридане, Эль Пасо и Лос Льянос
8. Северо-запад 9. Северо-восток
10. Столица Санта-Крус-де-ла-Пальма
11. Восточный берег 12. Лос-Тилос

Как известно, искусство появляется от хорошей жизни. Живопись там всякая, скульптуры и моды.
Это только говорится, что художник должен быть голодным. Он-то, может, и должен. Для пущего блеску в глазах и лихорадочности воображения. Но вот покупатель произведений искусства -стопроцентно сыт, напоен, одет и обут. Заказчики произведений искусства, потребители мировых шедевров – это богатые люди. Небывалый рост благосостояния жителей Голландии в семнадцатом веке привел к тому, что в течение ста лет в крошечной стране каждые пять дней появлялась картина музейного уровня!
Когда не надо задумываться о наличии башмаков и одежды – начинают задумываться о фасоне, отделке, украшениях, мехах и прочих излишествах.
Когда у женщины уже есть десять ночных сорочек – одиннадцатую ей захочется не такую, как предыдущие, а вот здесь — с кружавчиками, здесь — с бантиком, а вот тут — еще и с вышивкой, и чтоб непременно – из шелку.
Поэтому как только канарский остров Ла Пальма «накопил жирок» на торговле с Европой и Америкой, на производстве кошенили и тростникового сахара, на выращивании бананов – так сразу у жен местных богачей возникло желание, подкрепленное возможностями, красиво одеваться и украшать свой дом. В чем они и преуспели.
А подтверждение этой нехитрой мысли мы находим в двух чудесных музеях на Ла Пальме – музее шелка в Эль Пасо и музее вышивки в Масо.


( Читать дальше )
Комментарии 15+15

Один день в поисках электричества (сюжет).

Когда остров меняет дневную жару на ночную прохладу, то, по понятным причинам, он не погружается в кромешную мглу, он не засыпает под шум окружившего его со всех сторон океана, а начинает жить своей неповторимой электрической жизнью, завораживая взгляды тех, кто решил провести время до рассвета высоко в горах у подножия вулкана Тейде



и тех, кто предпочёл высокогорным пейзажам пёстрые краски тусовочного Лас Америкас (фотографии взяты из интернета).



( Читать дальше )
Комментарии 8+8

Гуляем по-питерски: шесть!

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Четыре из пяти дней питерский климат стабильно радовал нас «преимущественно солнечной» погодой. В такой погожий солнечный денек главным желанием было проникнуть в какой-нибудь музей или театр. Театральная афиша нас упорно не радовала – а вот с музеями все обстояло намного лучше. В одном из них мы встретили такое аллегорическое изображение Зимы в Санкт-Петербурге.

И, конечно, нас ждет вкусный экскурс в северную кухню!


( Читать дальше )
Комментарии 8+8

Гуляем по-питерски: пять!

Раз! Два! Три! Четыре! Шесть!

Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского

Покинув под перезвон часов Михайловского замка закрывающийся музей, мы вовремя сообразили о еще одном человеке, судьба которого оказалась тесно связана с этим зданием. В Инженерном училище, которое расположилось в стенах покинутого членами императорской фамилии злосчастного дворца, учился будущий классик русской литературы Ф.М.Достоевский.

Я вспомнила о музее-квартире писателя: на счастье, он (музей, не писатель) в этот день работал до восьми часов вечера. Честь и хвала обеспечившим такой режим работы прекрасным сотрудникам, ибо далеко не все питерские музеи порадовали открытыми дверями! Так, музей Н.А. Некрасова функционировал только с 8 января, музей В.В. Набокова был закрыт без указания всяких дат, а последнее обновление сайта у них было чуть ли не в 2015 году (судя по разделу «Выставки»). Да и в Мариинском театре первый спектакль в новом году назначили на 7 января, ибо — не фиг!

Возвращаясь к нашему Федору Михайловичу – и мы устремились.




( Читать дальше )
Комментарии 6+6

Гуляем по-питерски: четыре!

Раз! Два! Три! Пять! Шесть!

Михайловский замок

Это место, кажется, и посейчас отмечено печатью совершенного здесь злодеяния.


Петербург и сам по себе – самый мистический, самый таинственный город нашей истории, но Михайловский замок со своими зловещими легендами просто вне конкуренции. Справедливости ради надо привести слова скептиков, утверждающих: все кровавые призраки Михайловского замка в ассортименте – это плод воображения старшекурсников Инженерного училища, инструмент запугивания новичков. Но даже возле стен замка поневоле мерещится что-то загадочное. Вот и привычный днем памятник Петру («Прадеду правнук 1800») в темноте немедленно воскрешает легенду о загадочной встрече «русского Гамлета» с тенью предка: «Бедный, бедный Павел…»




( Читать дальше )
Комментарии 5+5

Гуляем по-питерски: три!

Раз! Два! Четыре! Пять! Шесть!



Сегодня — день памяти А.С. Пушкина.
Самое время отправиться в

Музей-квартиру А.С. Пушкина на Мойке, 12

В книге о реликвиях музея на Мойке с чувством юмора рассказывается о зарождении «культа Пушкина», которое произошло к вековому юбилею поэта:

«Нельзя не отметить, что столетие со дня рождения Пушкина отразилось не только в произведениях высокого искусства Серебряного века, но и дало толчок первому и мощному проявлению массовой культуры. В фондах Всероссийского музея А.С. Пушкина хранятся сотни образцов той массовой продукции, которая заполонила отечественный рынок в канун пушкинского юбилея 1899 года. Чего тут только нет! «Юбилейный ликер А.С. Пушкин» с портретом поэта и текстом его стихотворения «Я люблю веселый пир…», а также другие разновидности алкогольных напитков, нередко разливавшиеся в бутылки и штофы в виде бюста поэта или пушкинской головы со знаменитыми бакенбардами, соседствуют в коллекции с образцами парфюмерной промышленности, такими как «Букет Пушкина», мыло «Пушкин» и «Красавицы пушкинских времен».
Многочисленные образцы кондитерской продукции – конфеты, мармелад, шоколад «Пушкин» — нередко продавались вложенными в картонные томики, имитирующие издания сочинений Пушкина. А лимоны, мандарины и апельсины, доставлявшиеся из Италии, вероятно, лучше расходились в год столетия великого русского поэта, портрет которого печатался на упаковках в окружении лимонных и апельсиновых ветвей с неизменной надписью: «Пушкин – высший сорт».
История сохранила нам даже ботинки а ля Пушкин, образцы крахмальных манжет «Пушкин» и упаковку весьма своеобразной продукции под названием «Наилучшие в мире патентованные гигиенические подмышники «Виктория» из настоящей американской резины», украшенные портретом Пушкина.
Все это хранится сегодня в фондах музея и даже послужило основой выставки «От великого до смешного
».


( Читать дальше )
Комментарии 4+4

Гуляем по-питерски: два!

Раз! Три! Четыре! Пять! Шесть!

Главный штаб



Этот объект, входящий в структуру Эрмитажа, часто остается вне поля зрения гостей города. А зря, хотя бы потому, что купленный в этом корпусе билет позволяет пройти также и в основное здание Эрмитажа и не стоять в очереди в Зимний дворец. Многие так и делали: покупали и отчаливали через площадь в главный корпус.


( Читать дальше )
Комментарии 6+6

Вена. С грустью и благодарностью. Хофбург

Начало.

В своей заключительной части, которая никак не поддавалась написанию, но всё-таки наконец-то состоялась, я приложил все свои усилия, чтобы как можно полнее раскрыть читателю некоторые фрагменты из жизни императрицы Елизаветы, подслушанные и записанные мною в залах двух венских императорских дворцов.
Дело это, увы, совсем непростое, очень ответственное и деликатное. Почему? Думаю, Вы поймёте сами, конечно же, если хватит терпения дочитать и досмотреть мою писанину вперемешку с фотографиями. Кстати, задача усложнялась ещё и тем, что фотографировать в императорских покоях, кабинетах и прочих помещения категорически запрещено. Я привык сопровождать свои тексты изображениями, а вот тут немного растерялся. Обычный формат отчёта явно не клеился и я не уверен до сих пор, что у меня получилось хоть как-то сложить эту словесно-фотографическую мозаику.
Итак. Хочу перейти от Вены весёлой, праздничной, бесшабашной к Вене трагичной, Вене державной, Вене зависимой.

Хофбург.





( Читать дальше )
Комментарии 17+17

Осенний автомарафон - вставная глава. «Бамбергский всадник»: царственный человек, помни свое достоинство

ВСАДНИК,
Кто ты? Почему ты остановился? Куда ты воззрел?
Этого мы не знаем.
Но ты исполнен высокого достоинства,
Царственный всадник, царственный человек.
Мы все призваны быть царями:
Человек, помни свое достоинство
.

«Бамбергский всадник». Мне он кажется чем-то сродни Уте Наумбургской, конечно, не с формальной точки зрения – а с позиции сходства в изображении внутреннего мира. Та же сосредоточенность во взгляде, то же достоинство и горделивая осанка. Вот только об этом человеке ничего не известно: кто это изображен, как зовут этого человека, почему он на коне – это же не самый традиционный для средневекового искусства формат. Тем интереснее всматриваться в лицо безымянного рыцаря.

В этой вставной главе к путешествию «Осенний автомарафон» – рассказ о бамбергском Императорском соборе и его сокровищах, среди которых Бамбергский всадник – на первом месте.




( Читать дальше )
Комментарии 5+5

Осенний автомарафон - вставная глава: «Маркграфиня Ута Наумбургская»

Эта часть — вставная глава к отчету о путешествии в Европу под названием «Осенний автомарафон»

Из интервью с Умбэрто Эко:

«Корреспондент: Не могли бы Вы сказать мне, какой образ можно считать проявлением абсолютной женской красоты?
Умберто Эко: Не могу ответить Вам на этот вопрос.
К. Тогда скажите, кого Вы находите более привлекательной: Венеру Милосскую или Мону Лизу?
У.Э. Я не пригласил бы на ужин ни ту, ни другую. Не знаю, нашлось бы у нас достаточно тем для разговора. Венера, на мой вкус, слишком мускулиста, а Мона Лиза могла бы оказаться трансвеститом. Если мне представилась бы возможность пойти на свидание с каким-нибудь женским персонажем из истории искусства, я бы выбрал маркграфинюУту из Наумбурга — статую, украшающую собор этого города.
К. Почему именно ее?
У.Э. Меня привлекает излучаемая ею грация, овал лица, взгляд, уходящий вдаль»
.





( Читать дальше )
Комментарии 12+12

Вена. С грустью и благодарностью. Часть 2.

предыдущая часть.



Поболтаться по улочкам Вены в ночи — одно удовольствие! Тысячи туристов, порой уже изрядно подвыпивших, громкоголосых, но при этом не создающих проблем, наполняют центральные площади города. Повсюду слышен смех, звякают бокальчики в кафешках, нет дождя — нет неудобств. Гуляй себе, сколько хочешь.





( Читать дальше )
Комментарии 12+12

Вена. С грустью и благодарностью.

Советы друзей.
Знакомство с центром.
Бельведер.
Альбертина и Дунай.
Лазерное шоу.
Выставка военной техники.

Нужно приложить немалую фантазию, чтобы удивить завсегдатая нашего сайта рассказом о поездке в Вену. Столица Австрии всегда была заветной мечтой, манила, звала, но цены на билеты и проживание, как правило, «кусались», да и внутригородской сервис не самый дешёвый. Каждый день мы находили что-то удивительное, наматывая десятки километров пешком. Об этом я делился с вами в своих дорожных заметках, которые публиковались практически в режиме on-line. Описание достопримечательностей Вены является совсем не тривиальной задачей, с коей успешно справились мои коллеги по цеху, за что им низкий поклон. Эти знания очень-очень пригодились нам и, думаю, будут полезны каждому, кто соберётся посетить этот прекрасный город. Разрешите внести свой скромный вклад в Ваше будущее путешествие.
Прибыв в Вену, испытываешь чувство радости, растерянности и целеустремлённости одновременно. Эмоции переплетаются в какой-то непонятный ком, хочется надышаться атмосферой долгожданного праздника, почему-то сразу приходит ощущение того, что время уже тикает на убыль. Первые часы после приземления проходят в организационной суете. Нужно понять алгоритм работы этого организма и вместе с этой суетой обычно приходит усталость, присущая первому дню пребывания в чужом городе. Если всё идёт по плану, то у тебя остаётся достаточно времени, чтобы конец дня провести в историческом центре с фотоаппаратом в руке. Погода – большой плюс!
Не буду переписывать уже выложенное мною и постараюсь не повторять рассказы друзей, с которыми (рассказами и друзьями -) ) вы можете познакомиться здесь же, на АВТОТУРИСТУ.РУ.
Моя же цель – найти кадры и слова, которые могут заинтересовать вас, моих читателей, продолжить знакомить вас с Веной многоликой и многогранной. Вперёд!



( Читать дальше )
Комментарии 14+14

Вариации на тему «В Новый год на автомобиле». Там – Вена (часть III)

Комментарии 26+26