Осенний автомарафон - вставная глава. «Бамбергский всадник»: царственный человек, помни свое достоинство / Дружеский гид / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Осенний автомарафон - вставная глава. «Бамбергский всадник»: царственный человек, помни свое достоинство

ВСАДНИК,
Кто ты? Почему ты остановился? Куда ты воззрел?
Этого мы не знаем.
Но ты исполнен высокого достоинства,
Царственный всадник, царственный человек.
Мы все призваны быть царями:
Человек, помни свое достоинство
.

«Бамбергский всадник». Мне он кажется чем-то сродни Уте Наумбургской, конечно, не с формальной точки зрения – а с позиции сходства в изображении внутреннего мира. Та же сосредоточенность во взгляде, то же достоинство и горделивая осанка. Вот только об этом человеке ничего не известно: кто это изображен, как зовут этого человека, почему он на коне – это же не самый традиционный для средневекового искусства формат. Тем интереснее всматриваться в лицо безымянного рыцаря.

В этой вставной главе к путешествию «Осенний автомарафон» – рассказ о бамбергском Императорском соборе и его сокровищах, среди которых Бамбергский всадник – на первом месте.


Тысячелетней историей Императорского собора гордится весь Бамберг. Купленная за символическую сумму в один евро посвященная ему брошюра открывается приветственным словом архиепископа Бамбергского господина Людвига Шика.


Итак, Императорский собор. Начало его строительства относится к первым годам второго тысячелетия. Как отмечает путеводитель, в 1007 году, когда король Генрих Второй получил разрешение на основание епископальной области Бамберг, работа над возведением величественного храма шла уже полным ходом. С тех пор собору привелось пережить не один пожар, да и без этих бедствий его облик менялся не раз под воздействием запросов времени, но свою мощь и колоссальную силу воздействия он нисколько не утратил.




Через «Ворота Адама» в Средние века из церкви выпускали кающихся, как когда-то Адам был изгнан из рая. Скульптуры – копии, подлинники переместили в расположенный рядом музей епархии.


Рядом с «Воротами милости» — сильно деформированная от времени скульптура, которая носит странное название «соборная жаба». Продираясь через перевод путеводителя, выясняем: «Из-за влияния погоды из прежних львов, которые появились как сторожа для входов, возникла легенда о соборных жабах: тщеславный мастер западного хора пообещал черту свою душу, если он позаботится о том, чтобы мастер побыстрее закончил строительство, чем его коллега на другой стороне. Черт подложил двух жаб в фундамент восточного помещения, чтобы замедлить строительство. Для напоминания об этой козни были установлены каменные фигуры жаб перед восточными хорами».


Входим внутрь собора.



Самое примечательное в нем – это скульптуры.
Вот, например, изображение Святого Дениза, парижского святого. В третьем веке он принял мученическую смерть и после обезглавливания прошел с собственной головой в руках до того места, где сейчас на Монмартре в Париже стоит церковь в его честь.


Наряду с изображениями святых, в соборе есть аллегорические фигуры: две женщины олицетворяют Церковь и Синагогу. Если у первой – цветущий и торжествующий вид, то вторая изображена с переломленным посохом и с глазами, закрытыми повязкой – потому, что иудеи не признали в Христе Мессию (увы, фотографии не получились, поэтому снова вынуждена прибегнуть к путеводителю).


Но самая знаменитая скульптура собора – это так называемый «Бамбергский всадник».


Увы, с нижней точки его видно не так хорошо, да и выразительный портрет может получиться только с того же уровня, так что предлагаю фотографию из интернета.


Я совсем не специалист, но если бы мне показали это изображение и спросили, кто это, то я бы без сомнения ответствовала, что это работа какого-нибудь Микеланджело и изображен на ней какой-нибудь итальянский Медичи.
О создании этой скульптуры брошюра об Императорском соборе говорит следующим образом:

«БАМБЕРГСКИЙ ВСАДНИК — самое значимое и самое известное произведение искусства, украшающее Бамбергский собор. Он создан около 1235 года неизвестным мастером. Неизвестно также, кого изображает этот всадник. Существуют версии: это Стефан Венгерский (зять Генриха II), Конрад III, Константин Великий или один из трех царей-волхвов. Предполагалось даже, что это — символическое воплощение средневекового рыцарства. Но бесспорно воздействие этой статуи: благородный, горячий конь, и верхом на нем — знатный рыцарь с царственной осанкой. В нарядной одежде, без оружия, высоко подняв голову и натянув поводья, он въезжает в святыню, останавливается и словно ищет издали взглядом главный алтарь западной апсиды. Эта фигура ныне говорит нам о царственном достоинстве каждого человека».

И вот с этим выводом я горячо соглашусь:

«Быть человеком — высочайшая честь. Ребенку и старику, слабому и сильному, жертве и палачу, умирающему и полному жизни, каждому воздай честь — и себе самому».



А в качестве подтверждения путеводитель цитирует отрывок из Книги Псалмов:
«Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его».
(Пс. 8: 2, 5-6)

Одно бесспорно: если попробовать охарактеризовать фигуру Бамбергского всадника одним словом, то для этой цели как нельзя лучше подходит слово «достоинство».


А мы возвращаемся к другим произведениям в соборе, собранным за тысячелетнюю историю.

В центральной части собора, перед алтарем находится пышная гробница основателей епископства Бамберг — королевской супружеской четы Генриха II и Кунигунды (той самой, чье скульптурное изображение украшает Нижний мост у Старой Ратуши).

«Здесь покоятся основатели,
здесь близки к нам святые,
здесь начало бамбергской епархии.

Их имена вписаны
в нашу историю,
их дело продолжается
вплоть до нынешних дней.

Они указали нам путь, мы идем по их следу,
Они достигли цели, нам еще идти и идти
».

«ГРОБНИЦА СВЯТОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ ЧЕТЫ является тестом памяти и поклонения. На протяжении столетий привлекает к себе паломников и почитателей. Общую гробницу для святого императора Генриха II и его супруги, святой императрицы Кунигунды, выполнил в 1513 Тильман Рименшнайдер. На покрытии саркофага изображена святая чета, по бокам можно видеть 5 рельефов, сцены из жизни обоих правителей, а именно: исцеление святого от камней в почках, взвешивание души императора после его смерти, смерть императора в присутствии Кунигунды, императрица спорит с недовольными строителями церкви св. Стефана, а также испытание императрицы раскаленными лемехами. Латинские надписи на передней стороне гробницы переводятся следующим образом: верхняя «Честь сия — всем святым Его» (Пс 149:9), нижняя: Господу наилучшему величайшему, искупителю рода человеческого, Иисусу Христу, основателю, защитнику и покровителю сего храма, святым Генриху и Кунигунде, императорской и девственной чете, воздвиг и посвятил сей алтарь, памятник и гробницу Мельхиор Отто, наместник Зальцбурга, епископ».

Чтобы можно было лучше рассмотреть скульптуры над гробницей, над нею устроена лестница. А вот гробницу папы римского Клеменса II, расположенную в противоположном конце собора, разглядеть практически невозможно из-за заграждений.


К сожалению, не удалось увидеть главную реликвию собора, которая хранится в Часовне Святого Гвоздя:
«Это помещение предназначено для малого богослужения и тихой молитвы. Посетители собора сердечно приглашаются войти сюда и провести время в молитве и молчании (проход из южного трансепта слева от алтаря Файта Штосса). Экскурсии в Часовне св. Гвоздя не проводятся — просим отнестись к этому с пониманием. В часовне хранится реликвия — гвоздь из Креста Господнего. Эта святыня обретается в Бамберге с XIV века».
Поэтому фотография часовни – из путеводителя:



В музей епархии, расположенный по соседству с собором, мы не пошли, и, похоже, напрасно, так как в нем хранится множество интересных произведений искусства. Среди них, например, удивительные плащи Генриха II и Кунигунды. Один из этих плащей представляет собой карту звездного неба с созвездиями.
С временем работы епархиального музея и с дополнительной справочной информацией можно познакомится в информационной брошюре:



Вот такой получился обзор «культурно-исторической экскурсии и медитации» по Императорскому собору – Бамбергскому кафедральному собору.

Я думаю, что храмы – это не просто сокровища веры, это оплот культуры и человечности. И от того, как служители в храмах встречают людей – неважно, туристов или молящихся, — зависит, в какую сторону у пришедшего повернется душа. В Бамберге сделано все для того, чтобы посещение главного городского храма запомнилось как волнующее жизненное событие.

Комментарии (5)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

SemenovEA

  • 16 ноября 2016, 15:17
Так потрясающе интересно о храме я еще не читал! И как после этого не побывать там? Гробница Святой императорской четы поразила своей красотой. Подобными саркофагами античных времен я любовался в археологическом музее Анталии. И в этом печальное их отличие: гробница Святой императорской четы находится на том самом месте, где и должна находиться, т.е. в храме, а античные саркофаги, мало того, что разграблены, так и явно не в музее стоять были предназначены.
+
2
+ -
avatar

begun12

  • 16 ноября 2016, 15:57
Спасибо!
Как-то я забыла отметить, что интерьер собора достаточно скромный, но вот уникальные скульптуры делают его незабываемым.
Желаю увидеть все своими глазами!
+
2
+ -
avatar

Miquel

  • 19 ноября 2016, 16:38
Я думаю, что храмы – это не просто сокровища веры, это оплот культуры и человечности. И от того, как служители в храмах встречают людей – неважно, туристов или молящихся, — зависит, в какую сторону у пришедшего повернется душа.


Вот с этим я точно согласен. ¡100 por ciento!

Про всадника… Нууу, поверим. Каждая бабуля про внучка хорошее скажет! Света, это исключительно моё мнение.
Спасибо, Светлана.
+
2
+ -
avatar

begun12

  • 19 ноября 2016, 17:11
Каждая бабуля про внучка хорошее скажет!

Глава спорная и не каждому придется по душе. С другой стороны, мне это интересно, а я сейчас настолько освоилась на этом ресурсе (сегодня, кстати, 4 года с момента моей регистрации здесь!), что могу нарушать общепринятые правила. Больше всего мне нравится «ломать линейку» и уходить от принципа последовательной хронологии.
Спасибо, я не сомневалась в поддержке!
+
1
+ -
avatar

Miquel

  • 19 ноября 2016, 17:26
В четыре года всё только начинается!



Никогда не сомневайся в поддержке друзей! Хм! Ща будешь праздновать! Принимай!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.