ВСАДНИК,
Кто ты? Почему ты остановился? Куда ты воззрел?
Этого мы не знаем.
Но ты исполнен высокого достоинства,
Царственный всадник, царственный человек.
Мы все призваны быть царями:
Человек, помни свое достоинство.
«Бамбергский всадник». Мне он кажется чем-то сродни
Уте Наумбургской, конечно, не с формальной точки зрения – а с позиции сходства в изображении внутреннего мира. Та же сосредоточенность во взгляде, то же достоинство и горделивая осанка. Вот только об этом человеке ничего не известно: кто это изображен, как зовут этого человека, почему он на коне – это же не самый традиционный для средневекового искусства формат. Тем интереснее всматриваться в лицо безымянного рыцаря.
В этой вставной главе к путешествию
«Осенний автомарафон» – рассказ о бамбергском Императорском соборе и его сокровищах, среди которых Бамбергский всадник – на первом месте.
Тысячелетней историей Императорского собора гордится весь Бамберг. Купленная за символическую сумму в один евро посвященная ему брошюра открывается приветственным словом архиепископа Бамбергского господина Людвига Шика.
Итак, Императорский собор. Начало его строительства относится к первым годам второго тысячелетия. Как отмечает путеводитель, в 1007 году, когда король Генрих Второй получил разрешение на основание епископальной области Бамберг, работа над возведением величественного храма шла уже полным ходом. С тех пор собору привелось пережить не один пожар, да и без этих бедствий его облик менялся не раз под воздействием запросов времени, но свою мощь и колоссальную силу воздействия он нисколько не утратил.
Через «Ворота Адама» в Средние века из церкви выпускали кающихся, как когда-то Адам был изгнан из рая. Скульптуры – копии, подлинники переместили в расположенный рядом музей епархии.
Рядом с «Воротами милости» — сильно деформированная от времени скульптура, которая носит странное название «соборная жаба». Продираясь через перевод путеводителя, выясняем: «Из-за влияния погоды из прежних львов, которые появились как сторожа для входов, возникла легенда о соборных жабах: тщеславный мастер западного хора пообещал черту свою душу, если он позаботится о том, чтобы мастер побыстрее закончил строительство, чем его коллега на другой стороне. Черт подложил двух жаб в фундамент восточного помещения, чтобы замедлить строительство. Для напоминания об этой козни были установлены каменные фигуры жаб перед восточными хорами».
Входим внутрь собора.
Самое примечательное в нем – это скульптуры.
Вот, например, изображение Святого Дениза, парижского святого. В третьем веке он принял мученическую смерть и после обезглавливания прошел с собственной головой в руках до того места, где сейчас на Монмартре в Париже стоит церковь в его честь.
Наряду с изображениями святых, в соборе есть аллегорические фигуры: две женщины олицетворяют Церковь и Синагогу. Если у первой – цветущий и торжествующий вид, то вторая изображена с переломленным посохом и с глазами, закрытыми повязкой – потому, что иудеи не признали в Христе Мессию (увы, фотографии не получились, поэтому снова вынуждена прибегнуть к путеводителю).
Но самая знаменитая скульптура собора – это так называемый «Бамбергский всадник».
Увы, с нижней точки его видно не так хорошо, да и выразительный портрет может получиться только с того же уровня, так что предлагаю фотографию из интернета.
Я совсем не специалист, но если бы мне показали это изображение и спросили, кто это, то я бы без сомнения ответствовала, что это работа какого-нибудь Микеланджело и изображен на ней какой-нибудь итальянский Медичи.
О создании этой скульптуры брошюра об Императорском соборе говорит следующим образом:
«
БАМБЕРГСКИЙ ВСАДНИК — самое значимое и самое известное произведение искусства, украшающее Бамбергский собор. Он создан около 1235 года неизвестным мастером. Неизвестно также, кого изображает этот всадник. Существуют версии: это Стефан Венгерский (зять Генриха II), Конрад III, Константин Великий или один из трех царей-волхвов. Предполагалось даже, что это — символическое воплощение средневекового рыцарства. Но бесспорно воздействие этой статуи: благородный, горячий конь, и верхом на нем — знатный рыцарь с царственной осанкой. В нарядной одежде, без оружия, высоко подняв голову и натянув поводья, он въезжает в святыню, останавливается и словно ищет издали взглядом главный алтарь западной апсиды. Эта фигура ныне говорит нам о царственном достоинстве каждого человека».
И вот с этим выводом я горячо соглашусь:
«
Быть человеком — высочайшая честь. Ребенку и старику, слабому и сильному, жертве и палачу, умирающему и полному жизни, каждому воздай честь — и себе самому».
А в качестве подтверждения путеводитель цитирует отрывок из Книги Псалмов:
«
Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его».
(Пс. 8: 2, 5-6)
Одно бесспорно: если попробовать охарактеризовать фигуру Бамбергского всадника одним словом, то для этой цели как нельзя лучше подходит слово «достоинство».
А мы возвращаемся к другим произведениям в соборе, собранным за тысячелетнюю историю.
В центральной части собора, перед алтарем находится пышная гробница основателей епископства Бамберг — королевской супружеской четы Генриха II и Кунигунды (той самой, чье скульптурное изображение украшает Нижний мост у Старой Ратуши).
«
Здесь покоятся основатели,
здесь близки к нам святые,
здесь начало бамбергской епархии.
Их имена вписаны
в нашу историю,
их дело продолжается
вплоть до нынешних дней.
Они указали нам путь, мы идем по их следу,
Они достигли цели, нам еще идти и идти».
«
ГРОБНИЦА СВЯТОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ ЧЕТЫ является тестом памяти и поклонения. На протяжении столетий привлекает к себе паломников и почитателей. Общую гробницу для святого императора Генриха II и его супруги, святой императрицы Кунигунды, выполнил в 1513 Тильман Рименшнайдер. На покрытии саркофага изображена святая чета, по бокам можно видеть 5 рельефов, сцены из жизни обоих правителей, а именно: исцеление святого от камней в почках, взвешивание души императора после его смерти, смерть императора в присутствии Кунигунды, императрица спорит с недовольными строителями церкви св. Стефана, а также испытание императрицы раскаленными лемехами. Латинские надписи на передней стороне гробницы переводятся следующим образом: верхняя «Честь сия — всем святым Его» (Пс 149:9), нижняя: Господу наилучшему величайшему, искупителю рода человеческого, Иисусу Христу, основателю, защитнику и покровителю сего храма, святым Генриху и Кунигунде, императорской и девственной чете, воздвиг и посвятил сей алтарь, памятник и гробницу Мельхиор Отто, наместник Зальцбурга, епископ».
Чтобы можно было лучше рассмотреть скульптуры над гробницей, над нею устроена лестница. А вот гробницу папы римского Клеменса II, расположенную в противоположном конце собора, разглядеть практически невозможно из-за заграждений.
К сожалению, не удалось увидеть главную реликвию собора, которая хранится в Часовне Святого Гвоздя:
«
Это помещение предназначено для малого богослужения и тихой молитвы. Посетители собора сердечно приглашаются войти сюда и провести время в молитве и молчании (проход из южного трансепта слева от алтаря Файта Штосса). Экскурсии в Часовне св. Гвоздя не проводятся — просим отнестись к этому с пониманием. В часовне хранится реликвия — гвоздь из Креста Господнего. Эта святыня обретается в Бамберге с XIV века».
Поэтому фотография часовни – из путеводителя:
В музей епархии, расположенный по соседству с собором, мы не пошли, и, похоже, напрасно, так как в нем хранится множество интересных произведений искусства. Среди них, например, удивительные плащи Генриха II и Кунигунды. Один из этих плащей представляет собой карту звездного неба с созвездиями.
С временем работы епархиального музея и с дополнительной справочной информацией можно познакомится в информационной брошюре:
Вот такой получился обзор «культурно-исторической экскурсии и медитации» по Императорскому собору – Бамбергскому кафедральному собору.
Я думаю, что храмы – это не просто сокровища веры, это оплот культуры и человечности. И от того, как служители в храмах встречают людей – неважно, туристов или молящихся, — зависит, в какую сторону у пришедшего повернется душа. В Бамберге сделано все для того, чтобы посещение главного городского храма запомнилось как волнующее жизненное событие.
Комментарии (5)
RSS свернуть / развернутьSemenovEA
begun12
Как-то я забыла отметить, что интерьер собора достаточно скромный, но вот уникальные скульптуры делают его незабываемым.
Желаю увидеть все своими глазами!
Miquel
Вот с этим я точно согласен. ¡100 por ciento!
Про всадника… Нууу, поверим. Каждая бабуля про внучка хорошее скажет! Света, это исключительно моё мнение.
Спасибо, Светлана.
begun12
Глава спорная и не каждому придется по душе. С другой стороны, мне это интересно, а я сейчас настолько освоилась на этом ресурсе (сегодня, кстати, 4 года с момента моей регистрации здесь!), что могу нарушать общепринятые правила. Больше всего мне нравится «ломать линейку» и уходить от принципа последовательной хронологии.
Спасибо, я не сомневалась в поддержке!
Miquel
Никогда не сомневайся в поддержке друзей! Хм! Ща будешь праздновать! Принимай!
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.