Алтайское ожерелье. В поисках красоты 3. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Алтайское ожерелье. В поисках красоты 3.

предыдущая часть

Часть вторая.

День второй. Разминка затянулась... Утром клочья тумана, зацепившиеся за верхушки елей, серыми мазками украсили окружающие сопки. Лагерь собирали без дождя, что вселяло смутные надежды. Духи откликнулись? Возможно да, но длилась эта радость недолго.


Фото 21. Утро туманное.

Минут через сорок после выезда, на затяжном подъёме, в размытой колее, камушек попал под обод одного колеса у Рэнга. Как раз в этот момент вновь заморосил мелкий дождь. Менять запаску встали под защитой разлапистой сосны. Идти вверх пешком было прикольно и сложно – ноги проскальзывали по липкой грязи. Машины, даже на тормозах, также пытались сползать вниз. Мучения первого дня плавно перетекли и во второй.


Фото 22. Ползем к перевалу.

Лишь к полудню медленно, очень медленно, выкарабкались на хребет Иолго. Его название переводится с алтайского — дорога, путь, в дороге. Таким образом, все так и есть — «мы в дороге, мы в пути», только вот двигались в плотном тумане. На перевале дождь сменился кратковременным градом. Температура опустилась к нулю.


Фото 23. Вот, собственно, и все, что можно было разглядеть на перевале хребта Иолго.

Видимость метров двадцать, какая уж тут панорама Каракольских озер! Решили подобраться поближе к пятому озеру, до которого по камням и промоинам ведут Ураловские следы. Цепляясь бамперами, мостами и всеми остальными свесами за крупные валуны, доковыляли до этого, несомненно, замечательного, в другую погоду, озера. Апофеозом нашей пешей прогулки к самому берегу и бравурным аккордом двух первых дней всей экспедиции, стал густо поваливший огромными хлопьями снег!


Фото 24. Пятое Каракольское озеро. Август.

Укрывшись от колючих, назойливых снежинок под деревянным навесом, устроили обеденный перекус, продолжая все тем же, бесхитростным алкогольным способом умасливать местных вершителей погоды. Если предположить, что все группы, именно таким образом, просят духов о климатических снисхождениях, то за долгие годы своей бессмертной жизни, эти ребята должны были давно уже стать конченными пропойцами. Возможно, поэтому они иногда, с пьяных глаз, путают времена года, посыпая головы путешественников снегом и градом в августе? Тем не менее, что удивительно, сразу после воздаяния горным, таежным, озерным, дорожным, небесным и всем остальным местным духам изрядной порции деньрожденного виски Баллантайнс, снежный хоровод поредел, а затем и совсем прекратился.

Фото 25. То же озеро, но в перерыве между снежными зарядами.

Воодушевленные даже таким скромным подарком, мы покатили вниз, вдоль речки Тара, а затем и по долине реки Элекмонар. Спуск простым тоже не был.


Фото 26. «Чужая это колея».

Глубокие промоины в колеях, по которым приходилось пробираться под невообразимыми разуклонами, с развеской всех колес, добавили вкусного экстрима.


Фото 27. Проезд по глубокой промоине.


Фото 28. Попытка объезда неудобной колеи.

Одна из полянок, по которой проходил путь, раскатанная местными УАЗиками на колесах с цепями, не выпускала нас часа полтора. И уклон-то невеликий, и склон-то не крутой, и поворот-то по ней был плавным, а вот, поди ж ты, измочалило дорогу дождями и все, вновь наш караван обездвижел. Выбрались из скользкой ловушки только на лебедках, после полуторачасовой возни.


Фото 29. Можно немного отмыть колеса от грязи. И ура! Солнышко выглянуло!

Зато, почти сразу после этого коварного места, ведущая вниз колея постепенно стала становиться все более твердой, уверенной, и к пяти часам вечера машины встали на хорошую гравийную дорогу. Вот тут-то и случилось чудо! Выглянуло, сначала несмелое, а потом все более теплое и ласковое, солнышко.


Фото 30. Мост на реке Элекмонар.

Надо отдать должное климатическим богам – в последующем, на протяжении всего маршрута, ясная погода нас не покидала. Ну, и мы, конечно, старались, бурханили по полной программе, с должным рвением!


Фото 31. Скалистые берега реки Элекмонар в её низовьях.

Ночевать остановились в гостевых домиках, в районном селе Чемал. Наличие в номерах масляных обогревателей дало возможность просушить изрядно промокшие запасы одежды. А душ и жаркая баня вернули озябших путешественников в состояние покоя и удовольствия.
Итоги первых двух дней: разминка удалась, команда вкатилась в маршрут, экипажи сработались, был погнут один диск, пробито одно колесо. Ну, и главный результат: теперь мы знали точно — красота где-то есть, но пока ей удалось кокетливо спрятаться от нас за пеленой туманов и дождей.
День третий. От Чемальского тракта к Чуйскому. Солнечным утром часть команды, одевшись на всякий случай потеплее, отправилась на шиномонтаж заниматься пробитыми колесами и погнутыми дисками. Остальные ринулись шопничать по магазинам, пополняя запасы хлеба и овощей. Но основной упор в покупках, само собой, был сделан на приобретение дополнительных штанов, теплых носков, резиновых сапог, китайских плащей-накидок и других утеплительно-противодождевых шмоток. Прошерстив, должным образом, местные торговые точки, около одиннадцати выдвинулись вверх по правому берегу реки Катунь.
Чемальский район хорошо известен, как климатический курорт. Здесь теплое лето, долгая осень, мягкая зима. Количество солнечных дней в году сравнимо с Кисловодском или Крымом. Существенны для здоровья очень маленькие перепады атмосферного давления в течение года, что благотворно влияет на общее состояние человека. Кроме того, территория от Чемала и далее вверх по течению Катуни, с прилегающими ущельями, является одной из богатейших на Алтае в археологическом плане. Недалеко от поселка Еланда, в конце восьмидесятых годов прошлого столетия, энергетики собирались возвести Катунскую ГЭС. В скалах правого берега до сих пор существуют горизонтальные штольни, в которых предполагалось размещать заряды для проведения направленных взрывов с целью перегораживания камнями речного русла. Туристы осматривают их с таким же удовольствием, как и петроглифы, могильники и другие археологические объекты.


Фото 32. Река Катунь в районе Ороктойского моста.

Вот по таким благодатным местам мы и докатили до Ороктойского моста, за которым, через двенадцать километров, заканчивается цивилизованная гравийная дорога. Мост через Катунь был возведен в узком месте, над порогами Тельдекпень. Река, зажатая с обоих сторон темно-серыми скалами, разгоняет свои бурные воды, особенно резко в период паводков, украшая жизнь туристов-водников экстремальными водоворотами, воронками и мощными сливами.


Фото 33. Черные скалы над порогами Тельдекпень.

Перекусили горячими чебуреками, в семейном летнем кафе у моста и, стравив колеса очередной раз, перебрались по мосту на левый берег Катуни. Сразу за селом Ороктой начинается подъем на перевал Ороктойский. Этот перевал, расположенный в отрогах Семинского хребта, позволяет сократить путь от Чемальского до Чуйского тракта на добрую пару сотен километров. И был он создан, будто специально, для внедорожных автотуристов, подарив им возможность, при путешествиях по Горному Алтаю, меньше пользоваться асфальтированными шоссе. На самом деле, когда-то эта колея вела к месторождению Ороктойского мрамора необычных “пастельных” тонов светлого и розового цвета. За счет своей мелкозернистости, ороктойский мрамор хорошо поддавался обработке, отлично полировался, имел приятные мягкие оттенки. Его успешно использовали в облицовке станций московского метро “Автозаводская” и “Таганская”. Мраморный карьер в окрестностях села закрыли ещё в 1954 году. А дорога через хребет осталась. И пользуются ею охотники, лесозаготовители и туристы на внедорожниках.


Фото 34. Выходы мрамора.

В сухую погоду подъем на перевал для подготовленных джипов сложностей не представляет. Дорога ведет по лесистым плечам гор, вдоль речушки Ороктой. Выше бывшего мраморного карьера кое-где попадаются открытые, глинистые участки склона. В одном из таких мест не просохшая толком, после дождей, колея заставила преодолевать крутой взлет при помощи лебедок.


Фото 35. Подъём на Ороктойский перевал.

Впрочем, два автомобиля, Рэнг и один из Крузаков, проскочили коварный участок, самостоятельно, без особых проблем, ходом. Вершина Ороктойского перевала (1640 м) панорамами не порадовала – весь обзор перекрывают разлапистые кедры. Одно удовольствие — солнце пригревает не на шутку, но народ наученный прохладным опытом предыдущих дней, раздеваться пока не торопится. Спуск с Ороктоя оказался гораздо более пологим и продолжительным, чем подъём. Колея петляла по открытым травяным полянам, на которых раскинулись обширные территории-парки для выпаса маралов, разгороженные сеткой-рабицей. Марал он животное вольное, не требующее стойлового содержания. Ему простора много надо. Для нагула веса, а, главное, для качественного роста знаменитых рогов-пантов. Перед проездами через заборы, плакаты призывают быть ответственными: “Закрывай ворота! Маралы!”


Фото 36. Кони, горы и тайга. Очень часто встречающийся на Алтае пейзаж.

Маралов этих, несомненно, полезных во всех отношениях, к сожалению, мы не встречали, но ворота последний экипаж, исправно затворял. Кстати, панты маралов раньше считались лечебным средством исключительно только для мужчин. У женщин было свое — женьшень. Видимо поэтому, в Древнем Китае в качестве приданого дочери давали панты, а сыну – женьшень. Современные же лекарственные препараты на основе пантов или женьшеня применяются без такого конкретного учета гендерных признаков.
Спустившись к селу Нижняя Талда, подкачали колеса до нормальных трассовых значений и через пять километров встали на асфальт Чуйского тракта.

продолжение тут

Комментарии (6)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

Сергеевич

  • 9 января 2018, 16:37
Отлично. Удивило отсутствие сапог у членов команды), но это быстро проходит
Треки есть вашего маршрута? Интересно посмотреть эту срезку между трактами, собираюсь в те края в 19_м.
+
0
+ -
avatar

Oлeg

  • 9 января 2018, 20:49
Да, Антон Сергеевич! Абсолютно верное замечание! Спасибо. Мало того, пятеро из одиннадцати являются КМС-ами по спортивному туризму. А семеро из одиннадцати живут на Алтае и в горах бывают регулярно. Но, может быть, нас хотя бы отчасти оправдает в ваших глазах тот факт, что сапог, вообще-то не было только у двоих москвичей (тем не менее, мне их все равно было жалко) и они (москвичи) летели в Сибирь самолетом, а при разрешенных авиацией нормах провоза багажа… Были горные ботинки. Они очень долго держат влагу и не промокают, но уж ежели промокли, то это надолго.
Срезка между трактами не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Все зависит от поставленных задач. Человеку впервые попавшему в Горный Алтай, может быть, будет правильнее проехать Чуйским трактом от начала до конца. От Акташа на два-три дня сгонять в долину Чулышмана и к южному берегу Телецкого озера через перевал Кату-Ярык. Пара слов об этом будет далее в рассказе. Можно по пути туда воспользоваться Чуйским трактом, а на обратном пути свернуть за Онгудаем и уйти в Чемальский район через Ороктойский перевал. Ну, короче, если нужна консультация по Алтаю — спрашивайте, помогу, чем смогу. Да и ребята мои в Барнауле отзывчивые, если надо будет встретят, обогреют и подскажут. Обращайтесь.
Треки должны быть, спрошу у навигаторщика, скинет.
+
0
+ -
avatar

Tat-77s

  • 9 января 2018, 23:10
Я конечно не КМС по спортивному туризму, но про сапоги как-то подумала в последний момент. Вспомнила конечно, что люди 6-ку на машинах штурмуют, и без сапог как-то не правильно, броды и все такое. Хотя горные ботинки вещь, сносу нет, если правильные. Олег, а 6-ка автомобильная это сколько, чего и как? Я немножко посмотрела, там километраж нужен не менее 3,5 тыс., или расстояние можно нивелировать сложностью и количеством преодолеваемых преград.
Места конечно обалденные, здорово что за преодолением природных сложностей не забывали для нас фотографировать.
+
0
+ -
avatar

Oлeg

  • 10 января 2018, 09:14
Ухх! Спасибо, Танюшка, за вопрос. В двух словах не ответишь, а развернуто — слишком много. Попробую покороче. Основные современные требования к 6-ке — не менее 1800 км. (из них минимум 60% должны составлять дороги без покрытия), 14 дней маршрута, высотность, соответствующая региону проведения похода, автономность, количество препятствий. Подтвержденный (справками о предыдущих категорийных походах)опыт участников и руководителя соответствующий. Само собой, все эти километры должны быть насыщены ЛП (локальными препятствиями — перевалы с уклонами от 30%, броды не менее высоты колеса, заболоченные участки, пески или снежники зимой и тд, и тп) соответствующие 6 сложности и ПП (протяженными препятствиями — непрерывные участки пути, требующие расчистки завалов, использования лебедок, проводки автомобилей штурманами, болота, целина и так далее). Этих описаний и требований по нескольку страниц убористым почерком на каждый вид туризма! Плюс в шестерке желательно наличие участков первопрохождений или участков с элементами первопрохождений. Ну, как-то так, в первом приближении.
PS. Сапоги, раз уж о них зашла речь, в шестерочных бродах не спасут. Глубина от 0,8 до 1,2 и более метров. Для разведки там уже необходимы «подгузники», «непромокашки», кому как нравится их называть — специальный комбинезон, ну или гидрокостюм. Широко применяется рыбаками, джиперами, автотуристами. Подобное спецснаряжение, конечно же, у нас было.
+
0
+ -
avatar

Сергеевич

  • 10 января 2018, 12:39
Пока бегаю в забродниках, но мечтаю о телепузике)))
После 0,8 вообще много приколов разных, маленькие машинки, типа нивы, самурая — начинают всплывать и их надо как кораблик на веревочке перетягивать. Течение после 0.8, также начинает оказывать очень существенное влияние, сплошные расчеты и стратегии.
Я в этом году на Рыбачьем намаялся с водой, из-за позднего лета разлив на конец июля попал, у меня при виде очередной бесконечной водной глади глаз дёргаться начинал)))
У меня ребята тоже без сапог приезжали, хотя я их даже в раскладку писал в раздел «основное», не страшно, резиновому сапогу всего чуть больше ста лет, а экспедициям и первопроходству намного больше, предки справлялись.
+
0
+ -
avatar

Oлeg

  • 10 января 2018, 13:36
Про малышей — это точно! В этой алтайской экспедиции самым легким был Рэнг. Подвсплывал иногда. При брожении против течения — сажали на веревочку. Но чаще, все же, справлялся сам.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.