В Армению на машине. Сентябрь 2016 года. Часть вторая. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

В Армению на машине. Сентябрь 2016 года. Часть вторая.

Часть первая

Замок Амберд и озеро Кари

Остался последний, пятый день пребывания в Ереване. До конца не знали, чем его занять – все, что запланировали и хотели посмотреть вблизи и в самом городе уже успели посмотреть, заняться было решительно нечем. Был у нас один вариант про запас – смотаться в горы Арагац и посмотреть тамошние достопримечательности, но до последнего было не ясно — на сколько проходима дорога для нашей машины. Путем блиц- опроса девушек на ресепшене отеля выяснили, что туристов туда возят и дорога вполне проходимая, а раз так – едем.

При выезде из Еревана в третий и последний раз попадаем в цепкие лапы армянской дорожной полиции. Ситуация классическая – ремонтные работы на трассе и постепенное ограничение скорости 90-70-50. Скорость в рамках дозволенной, радар пищит, полицейский экипаж видно издалека. Подмигивание фарами, похрюкивание сиреной – требуют остановится. Останавливаюсь, выхожу. Традиционное рукопожатие и вопрос в лоб: — «скорость зачем превышаем»? Отвечаю, что ничего не превышал, ехал с четким соблюдением требований знаков. Зовут смотреть кино. Смотрим. На экране три машины, включая нашу, едут с одинаковой, неизменной, скоростью, в левом нижнем углу экрана скорость — 45 км/ч и вдруг скачком цифра 45 меняется на 90. Эээ, говорю, господа офицеры, неправильное у вас кино какое-то! Как неправильное, обижаются, вот, давай еще раз смотреть! Давайте, говорю, только на моем ноутбуке, я вам сейчас все с точностью до метра и километра в час с привязкой к гугл-картам покажу. Так у тебя видеорегистратор есть, что ж ты раньше не сказал! Дальше следуют вопросы откуда и куда и пожелания доброго пути.
Но я отвлекся. Наша цель горный массив Агарац и замок Амберд для начала. Проезжаем город Бюракан и сворачиваем на дорогу, ведущую к замку. Едем по узкому серпантину, настолько узкому, что в некоторых местах разъехаться со встречной машиной становится проблемой. Справа горы, слева пропасть, ограждений нет, вот это драйв!


Цель номер один на горизонте, а еще дальше Арарат!

Доехали! Высота 2300 метров над уровнем моря. На удивление, у комплекса есть парковка и вполне благоустроенные «удобства», в общем — сплошная цивилизация. В сам замок не попасть, только внешний осмотр, а вот в церковь – свободно.







Освоив объект уточняем у парковщиков дорогу к озеру Кари и двигаемся дальше.

Едешь и не знаешь куда смотреть. Надо-бы на дорогу, но хочется и по сторонам. Высотомер отщелкивает метры подъема как секунды – незабываемые ощущения! Поднялись, припарковались. Дальше асфальта нет. Высота – 3194 метра над уровнем моря. Рекорд, однако, для нашей машинки!


Въезд на научную станцию Арагац. Знаки устрашающие, а вход свободный. Интересно, чем они там сейчас занимаются?


Наивысшая точка нашей поездки – 3196 метров над уровнем моря.

Пейзаж фееричный, воздух непередаваемый и холодно. Термометр в машине показывает 12 градусов за бортом, и это после 30 с лишним в Ереване.

Вершины Арарата видны практически на уровне глаз.




Индустриальный пейзаж на высоте, в прямом смысле!




Очередное чудо природы.

Уезжать не хотелось, но надо.

Начало спуска. Где-то 3000 метров над уровнем моря.

На обратном пути заехали посмотреть еще одну достопримечательность, уже из разряда современного творчества — памятник армянскому алфавиту.



От алфавита до трассы буквально пятьсот метров и минут сорок езды до Еревана.

Хор Вирап – Нораванк – Зорац-Карер

Вот и пришла пора прощаться с Ереваном. Делаем это без особого сожаления – что ж, бывает, не зацепил нас этот город. Следующая цель, достопримечательность Армении номер один – Татев. Впереди у нас почти трехсоткилометровый путь с тремя чек-пойнтами.
Остановка первая – монастырь Хор Вирап. Буквально недавно, уже после поездки, пересмотрели «Орел и Решку», выпуск про Ереван, но так и не поняли, почему к этому монастырю они добирались через поле на белой «Ниве». Нет, почему на «Ниве» понятно – в Армении эту машинку действительно любят и ценят, а вот зачем через поле непонятно, там отличная дорога до самого монастыря есть. Хотя, этот финт вполне в армянском духе — сшибить денежку по легкому это ихнее всё. Ну да ладно, вернемся к монастырю. Открыточные виды начинаются сразу после съезда с трассы, до Арарата – рукой подать.








Большой Арарат.


Малый Арарат.


Двигаемся дальше – к монастырю Нораванк. Для того, чтобы попасть к монастырю нужно свернуть с трассы Ереван – Горис на дорогу, идущую по узкому ущелью, образованному притоком реки Арпы. По мере приближения к монастырю окружающий ландшафт начинает меняться – отвесные, красно-рыжие скалы все ближе и ближе подступают к дороге, в голову приходит мысль, что вот именно сейчас пригодилась-бы панорамная крыша, или хотя-бы банальный люк.


Вот и сам монастырь.










И снова в дорогу, которая петляет по узкому ущелью словно удирающий заяц.


Опять трасса с бесконечными серпантинами, подъемами и спусками. Максимальная скорость не более 90 км/ч, ощущение, что покрытие дороги состоит целиком из заплаток, положенных поверх заплаток, которые положены… и так до бесконечности. Преодолеваем очередной двухтысячник – перевал Кочбек (2344 метра над уровнем моря). На встречу попадается все больше и больше машин с иранскими номерами, на придорожных кафе и заправках надписи на армянском дублируются арабской вязью, сказывается близость границы с Ираном. Справа остается Спандарянское водохранилище, второе в Армении по запасам воды.

И вот последняя, на сегодняшнем маршруте, контрольная точка – Зорац – Карер (он же Карраундж).





Через дорогу от камней исторических, стоят камни современные. Сложно, не будучи специалистом, почувствовать разницу.




Финишная, сорокакилометровая часть пути от Карраунджа до Алидзора и мы в отеле Harsnadzor Resort.
Рядом с монастырем Татев не так много отелей, этот, наверное, один из самых интересных. Ерунда, что удобства во дворе – одну ночь можно и потерпеть, оригинальность и виды из окна перекрывают все!

Наша бочка №2.


Вид из окна нашей бочки.


Вид от входа в бочку.



Вид на отель от сторожевой башни.

В заключение дня идем смотреть сторожевую башню.

Из башни открывается шикарный вид на монастырь, вот только вечерняя дымка мешает разглядеть и сфотографировать подробности.

Итог дня:

за восемь часов.

Татев – Дилижан

Утром проснулись буквально с первыми лучами солнца, которые прямой наводкой били в окно. Раз уж поспать не удалось, до завтрака есть два часа, а до открытия канатной дороги целых три, решили съездить посмотреть еще одну местную достопримечательность – природный мост через реку Воротан — «Сатани Камурдж» или «Чертов мост». От отеля минут десять езды. Не успели запарковаться на стоянке перед спуском к этой достопримечательности, как из закрытой по причине раннего времени сувенирной лавки нарисовался охранник и принялся так ненавязчиво рассказывать о сей достопримечательности, потом предложил проводить, да показать поближе. Действительно красиво. Природный каменный мост, образованный сводом карстовой пещеры, небольшие водопады и несколько теплых минеральных источников в которых вполне можно искупаться.





В пещеры не полезли и купаться не стали – не подготовились мы к водным процедурам. Тем временем наш «проводник» предложил нам прогуляться в другую сторону от Чертового моста, вниз по течению реки, где минутах в пятнадцати ходьбы по узкой тропе расположена древняя церковь в которой обитает отшельник. Хоть время уже и поджимало, пошли, больно заманчиво звучало предложение. Шли в хорошем темпе, преодолели речку в брод

и вот она, обитель Святой Богородицы в Татеве, дата основания 1660 год.







Теперь бегом назад, время осталось совсем мало. На прощание, говорим спасибо за эту мини экскурсию нашему «гиду» и предлагаем ему тысячу драм за потраченное время, на что в ответ получаем классическое «спасибо много, тысячи мало, пять тысяч хватит». Не торгуемся. К слову, за тысячу драм можно проехать половину Еревана на такси, индивидуальная экскурсия в храме Гарни с профессиональным гидом стоит две с полтиной, а тут пять за то, что тропинку показал, которая, если честно, и так хорошо видна. В общем, грех не обуть заезжих турыстов, на этом в Армении хорошие деньги делают. Один сбор по двести драм на бесплатных парковках у достопримечательностей чего стоит, причем берут у всех, и у своих, и у чужих, при этом всячески «помогая» советами поставить машину, зачастую только мешая этим процессу парковки. Казалось бы, копейки сущие — 200 драм = 28 рублей, но раздражает это выклянчивание безмерно, особенно к концу поездки.
Ладно, опять на пустяки отвлекся. Быстро позавтракав забросили вещи в машину и вперед, надо успеть к открытию канатной дороги. Билеты на проезд по канатке, на десять утра, мы забронировали накануне вечером по телефону. О такой возможности нам подсказал хозяин отеля и в этом есть смысл. Канатная дорога начинает работать с 10:00 утра, а уже часам к одиннадцати начинают подъезжать туристические автобусы. Вагончиков всего два, каждый вмещает по 25 человек, интервал движения минут пятнадцать. Один туристический автобус вмещает от сорока человек и в очереди за билетами они стоять не будут, так как у них все включено и забронировано. Автобусов много, особенно в выходные дни, время стояния в очереди за билетами без предварительного бронирования можете прикинуть сами.
Итак, канатная дорога «Крылья Татева», самая длинная в мире пассажирская канатная дорога реверсивного действия.

Грузимся в вагончик – полетели!




Обитель Святой Богородицы в Татеве, вид сверху.

Весь полет занимает 11 минут с копейками, проходит в сопровождении аудиогида с классическими «посмотрите налево, посмотрите направо, посмотрите вниз». Те, кто боится высоты, могут подняться в монастырь на машине, по вполне приличной дороге.
И вот, мы уже у ворот Татевского монастыря.










Вдалеке та самая сторожевая башня, с которой я накануне вечером пытался фотографировать монастырь.



Закончив с осмотром монастыря идем прогуляться на смотровую площадку, это совсем недалеко, где-то с километр в гору.



Возвращаемся к канатной дороге, короткий полет и мы уже в машине.
Фактически, наше путешествие перевалило за середину, Татев оказался самой удаленной от дома точкой – почти 2800 километров. Отпуск перевалил свой экватор, начинается дорога к дому.
За время пребывания в окрестностях монастыря, нам несколько раз предлагали съездить в сторону Карабаха, посмотреть на тамошние красоты, но, во-первых, эта поездка в наши планы не входила, а во-вторых как-то не верилось, что там все так спокойно и прекрасно как нам расписывают. Так что, согласно ранее утвержденного плана, наш путь лежит в сторону Дилижана.
До Ехегнадзора едем по уже знакомой нам трассе Горис — Ереван, а вот после уходим направо, в сторону города Мартуни. Снова начинается подъем. На сей раз нам предстоит взять Селимский перевал (Варденяцский перевал по Google картам) – 2500 метров над уровнем моря по данным Вики, 2440 по данным нашего высотомера в наивысшей точке. Дорога отличная, встречных и попутных машин почти нет, останавливаться и фотографировать «картинки для рабочего стола» можно за каждым поворотом.


А дорога серою лентою вьется…


Селимский караван – сарай мы, к сожалению, проскочили. Не попалась нам о нем информация до поездки, а указателей на сию достопримечательность на трассе мы не приметили.
Начинается спуск. Несколько раз попадаются вот так украшенные дорожные знаки.

Видимо, кто-то хорошо поохотился, а может и наоборот…
Проехали Мартуни, обогнули Севан по западному побережью и к половине пятого вечера прибыли к отелю Belveder Eco Rest zone.

Очень неплохой отель в 15 километрах от Дилижана. Этакий “Village style” с курами и утками на территории, охранницей – добродушнейшей (для своих) алабайкой Бетти, уютными беседками и очень вкусной кухней, продукты на которую поставляются с собственной фермы. В качестве бонуса — горная речка, протекающая по территории отеля. Под ее шум прекрасно спится ночью, да и днем то же, чего уж там.

Супруга с Бэтти.

Окончание следует...

Комментарии (7)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

begun12

  • 23 ноября 2016, 17:35
Эээ, говорю, господа офицеры, неправильное у вас кино какое-то!

— что-то не нравится мне такой подход, со всемерным заколачиванием денег на редких потянувшихся к ним туристах(((
Зато виды сногсшибательные!
У меня во время учебы была подруга, уехавшая жить в Россию из Севана в лихие годы. Несмотря на то, что им там пришлось хлебнуть, о красотах Севана и армянских храмов она много рассказывала, так что приятно было в Вашем отчете увидеть этому подтверждение.
Очень понравилась фотография с солнечным лучом, падающим из окна: торжественно и тихо.
+
2
+ -
avatar

Grabs

  • 23 ноября 2016, 18:17
Не стал развивать эту тему в отчете, но тут есть один мааааленький нюансик: в Армении и в особенности в Ереване, очень модно ездить на российских номерах — их камеры не берут, а камер в Ереване как бы не больше чем в Москве. Вот и реагируют служивые. А так, мне они достаточно безобидными показались — видят, что не правы, тут же заднюю включают.
Еще один момент: нам с женой показалось, что армяне, уехавшие из Армении, относятся к своей стране гораздо теплее и трепетнее чем те, кто там остался. Парадокс.
+
0
+ -
avatar

Miquel

  • 23 ноября 2016, 18:33
Парадокс.


Դա է հայրենաբաղձություն!

Читаю дальше. Спасибо.
+
1
+ -
avatar

Grabs

  • 23 ноября 2016, 19:35
Հաստատ!
+
1
+ -
avatar

BVD64

  • 24 ноября 2016, 06:09
Виды на Арарат потрясающие!
+
0
+ -
avatar

Miquel

  • 24 ноября 2016, 09:55
Отличное продолжение. Красивейшие пейзажи! Интересные высокогорные храмы. Фотография с лучом света просто потрясающая! Даже утренняя дымка в оконной раме запечатлена! Хотя, может это не утренняя дымка, а вампир догорает!?

Зовут смотреть кино.


Самое противное в путешествии — это бандиты в погонах! Пользуются тем, что приезжий человек не будет искать на них управу. Да и гарантии никакой нет, что в поисках справедливости ты придёшь не к правосудию, а к их «крыше» со звёздочками побольше.
Спасибо. Отличная вторая часть.
+
0
+ -
avatar

SuperMax

  • 25 ноября 2016, 11:43
Селимский караван – сарай мы, к сожалению, проскочили.

Интересное место. Его, насколько я помню, с дороги видно.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.