Наш сосед - Беларусь, или дарога - гэта жицце ! / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Наш сосед - Беларусь, или дарога - гэта жицце !


Мы уже два раза планировали поездку в Беларусь, но поехать получилось только с третей попытки. Буква «а» в названии республики — это не ошибка. Хотя в русской орфографии в этом месте должна быть соединительная гласная «о», в данном случае — это белорусское написание названия республики. По-белорусски будет правильно БелАрусь, по-русски — Белоруссия. Хотя подавляющее большинство жителей разговаривает по-русски, а свою родную республику называют Беларусью.

Дата поездки: с 17 по 23 июля 2017 г.
Маршрут: Санкт-Петербург — Полоцк — Мир — Несвиж — Слоним — Жировицы — Брест — Минск — Лошаны — Витебск — Санкт-Петербург
Экипаж: 5 человек: родители и трое их детей.
Километраж (пробег): 2508 км.

1й день. 17 июля.
Взяв недельный отпуск, мы в 9:00 в понедельник стартовали из Питера по следующему маршруту: Питер — Полоцк — Мир — Несвиж — Слоним — Жировицы — Брест — Минск — Лошаны — Витебск — Питер.
Преодолев пределы питерского КАДа, я вспомнил, что накануне забыл купить Зелёную карту. В последнее время развелось множество аферистов, которые торгуют поддельными картами, при использовании которых и наступлении (не дай Бог) страхового случая Российский Союз Автостраховщиков Вам ничего не выплатит. Поэтому покупали не «с колёс», а в стационарной будочке, которая оказалась на панорамах и в Yandex, и в Google. Расположена она на Ленинградском шоссе перед поворотом на Псков, рядом с гостиницей (мотелем) "БалтХаус", как раз по пути нашего следования.
Трафик утром понедельника из Питера небольшой, и уже к половине первого, двигаясь неторопливым «шагом», мы были у поворота на Псков. Пока я оформлял Зеленую карту, у остального семейства был непроизвольный ланч. Перекусив мы двинулись дальше. В 2015 мы уже ездили по этой дороге в Пушгоры, и она нам была знакома. В целом дорога не плохая, но неровности всё равно попадаются, и чтобы поберечь подвеску я маневрировал между неровностями, не сбавляя скорость.
Чтобы попасть в Полоцк нужно проехать через Опочку в сторону Себежа, но в сам Себеж заезжать не надо. После Опочки появляются таблички, что Вы едите по платной дороге. Кроме этих табличек больше ничего нет, что могло бы говорить о платности этой дороги. Нет ни нормального покрытия, ни повышенного скоростного режима, ни туалетов, ни мест отдыха, ни заправок, ни объездов населенных пунктов, где скорость снижена до 60 км/ч, нет ничего, и даже машин крайне мало. Пока мы по ней ехали, ни мы, ни нас никто не обогнал, лишь 4-5 машин попались навстречу. Сколько я не пытался с кем-нибудь поговорить в Си-Бишном эфире, этого мне не удалось. Для нас эта дорога осталась загадкой! То ли по такой дороге никто не ездит, потому что никто не хочет платить, то ли по ней в принципе никто не ездит, и чтобы хоть как-то её поддерживать приходится брать за проезд оплату? Справедливости ради нужно сказать, что одна АЗС перед самой границей всё же есть — Сургутнефтегаз. На ней мы по совету дальнобойщиков заправили полный бак, поскольку в Белоруссии дизель стоит чуть дороже, чем в России.
Перед самой границей два последовательно расположенных шлагбаума. Я даже сразу не понял, что первый из них — это пункт оплаты. Подъехал к шлагбауму, сижу и жду, когда к нам подойдут проверять документы. Никто не подошёл, только женщина рукой машет из будочки. Оплачивать можно и карточкой, и наличными. Проезд по этой дороге-загадке стоит 220 р.
Пограничник пролистал наши загран.паспорта, пожелал счастливого пути и открыл шлагбаум. Мы в Беларуси!
Со стороны Беларуси границу никто не охраняет, и даже нет какой-либо постройки, чтобы в случае чего кого-нибудь туда посадить. Ландшафт через пару-тройку километров начинает отличаться от российского: поля возделываются, на них пасутся стада коров.

Населённые пункты чище и ухоженнее: нет зарослей бурьяна, нет покосившихся заборов и разваливающихся домов. А вместо этого ярко покрашенные дома, оригинальные резные фигурки из дерева и поделки из самого незатейливого материала — цветных пластиковых бутылок. Не знаю, может быть это правительство как-то регламентирует такую заботу о сельском жилье законодательными актами, а может быть это душевный порыв белорусских сельских жителей. Но очевидно одно — это радует глаз и поднимает настроение. Видимо это нравится и аистам.

А как еще можно объяснить тот факт, с белорусской стороны от границы их существенно больше, чем с российской. А вот, дороги пока не намного лучше. Сказывается низкий трафик и большая удаленность от центра страны. Но всё равно лучше, чем наша дорога-загадка. Решаем прямиком поехать в центр города на улицу Франциска Скорины. Именно тут стоит ему (и не только ему) памятник.

Для белорусов он сделал нечто подобное, что и Микаэл Агрикола для финнов и Иван Фёдоров для русских. Он был белорусским просветителем, переводчиком, книгопечатником. Выпустил 1517г. первую белорусскую книгу, напечатанную кириллическим шрифтом.
18:00. Мы на центральной площади Полоцка. Здесь находится памятник героям Отечественной войны 1812 года.

Фотографируемся. Ну, а как же без этого?

Неподалёку расположился географический центр Европы.

Кажущееся на первый взгляд смешным и нелепым это место имеет вполне конкретные координаты и отмечено памятником.

Вот, забавный памятник...22-ой букве белорусского алфавита! Букве "Ў".

Эта буква читается как русская буква «В». Несмотря на то, что в белорусском алфавите есть буква «В», чем эти буквы отличаются друг от друга нам не известно.
Почти в каждом городе, история которого насчитывает более 150 лет, есть пожарная каланча. Полоцк, как вы догадываетесь, не исключение.

А вот, вождь всех веков и народов В.И. Ленин.

Добираемся до набережной. Открывается вид на Западную Двину.

Есть небольшая парковка. Не знаю, как днем, а вечером на ней практически не было машин.

К Софийскому собору ведет лестница. К сожалению, в вечернее время собор закрыт, и мы в него не попали. Этот собор один из самых ранних в Древней Руси и был одной из первых каменных построек на территории Белоруссии. Он примечателен тем, что построенный в середине 11го века храм неоднократно перестраивается, видоизменялся и несколько раз был то католическим, то православным. Вероятно, именно этим объясняется наличие барельефа в виде глаза расположенного в треугольнике. Софийский собор не обошел стороной и Петр I, но что именно он натворил доподлинно не известно. Рядом с собором располагается один из Борисовых камней, который ранее подмыло, и он скатился в Двину. В конце 19 века была попытка его поднять, но она не увенчалась успехом, и только в 1981 он был извлечен из реки и установлен напротив Софийского собора.

Апартаменты у нас были забронированы в Новополоцке, и после осмотра достопримечательностей мы поехали туда. Расположен он в непосредственной близости с Полоцком, поэтому на дорогу у нас ушло не более 15 мин. День подошел к концу. Искупавшись, поужинав и заведя будильник на 7 утра, мы легли спать.

2й день. 19 июля.
Сегодня нам предстояло доехать до Несвижа. При выезде из дома в кустах нас поджидал вот такой знак.

Странно его было увидеть внутри двора дома. Тронулись мы в 9:00. Хотелось побольше увидеть, мы торопились, но не нарушая ПДД. Проезжая Логойский район, я слишком поздно увидел указатель в сторону Хатыни. Хотел было развернуться, но разворота на протяжении нескольких километром не было. Хатынь мы оставили на следующий наш приезд в Беларусь. Жена предложила по дороге заехать в г. Мир. Действительно путь Минск-Мир-Несвиж-Брест, мне показался логичнее и короче, чем Минск-Несвиж-Мир-Брест. Поэтому после Минска, двигаясь по М1 в сторону Бреста, мы свернули на дорогу Р64 и поехали в Мир. Дорога отличная, но трафик не большой, наверно поэтому дороги не подвержены сильному износу. Припарковались на улице у входа в замок. Перекусили и пошли в замок. Цена билетов: взрослые — 14,00 бел.руб.; школьники, студенты — 7,00 бел.руб.

Снаружи и изнутри замок очень ухожен.

С 1983 по 1992 гг. в замке проводилась реставрация, а в 2000 г. замковый комплекс «Мир» был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Если вы с маленькими детьми или страдаете клаустрофобией, то можете столкнуться с некоторыми проблемами. Подъем в башнях осуществляется по очень узким винтовым лесенкам, ступени которых достаточно высокие для детей. Я хотел было посадить 4-х летнего сына на шею, но это оказалось невозможным – очень низкий потолок. Так и пришлось, одной рукой держась за поручень, другой нести сынишку, прижимая к себе.

Неудобно. Но мы обошли всё! Во всех залах очень красивое убранство,

а потолок одного из залов нам понравился больше всего.

В замке много интересных экспонатов, есть своя часовня и винный погреб.

Прямо в машине мы перекусили и поехали в Несвеж, отправив СМСку владельцу агроусадьбы в Несвиже, что мы выехали из Мира и направляемся к нему в агроусадьбу.

В последнее время в Беларуси, благодаря поддержки правительства развивается агротуризм. С сельским хозяйством этот вид туризма мало связан. Как я понял, если простой туризм направлен на посещение крупных городов типа Минска, Бреста, Витебска, а путешествие по маленьким городкам называются агротуризмом. И поэтому в таких городках гостиницы, хостелы, гостевые дома называются АГРОусадьбами.
Хозяин такой усадьбы оказался очень приятным и общительным человеком, сориентировал нас по времени работы Несвеского замка и рассказал о месте расположения магазинов и кафе. Получив от него необходимые инструкции, мы поторопились в замок.
Несмотря на то, что он по своим размерам больше мирского, в нем нет таких лестниц и башен, что упрощает его изучение. Этот замок, конечно не питерский Эрмитаж, но всё равно больше напоминает дворец, чем оборонительное сооружение.


Этим замком заправлял богатейший род Радзивиллов. Большое значение они придавали театру и музыке. Во дворце даже был свой камерный театр. Но сегодня его можно увидеть только на макете.

На первом этаже замка расположена оружейная палата, которая не могла не привлечь нас своим средневековым оружием.

Как и в Мирском замке тут весь внутренний двор вымощен из камня, поэтому об этом нужно помнить при выборе обуви для прогулки.

Изучение несвижского дворца подошло к концу, и когда мы выходили из здания, то во внутреннем дворике уже не было посетителей.
В Белоруссии с большим почтением относятся к подвигу советских солдат в Великой Отечественной войне. И это чувствуется на буквально на каждом шагу. И тут у стен несвиского замка есть памятник советскому войну.

Мда, два замка в день — это многовато. Порядком находившись и изрядно устав, мы решили себя побаловать ресторанной едой и обслуживанием. В Несвиже на ратушной площади есть ресторанчик «Скарбнiца». На 5х ужин нам обошелся в 49,50 белорусских рублей.

Надо сказать, что это был один из лучших ресторанов, которые мы посетили в Беларуси. Пока мы ждали приготовления еды, детям презентовали светящиеся браслетики. Это мелочь, но дорогого стоит: у детей появилось ощущение праздника.
Вернувшись в агроусадьбу, мы поговорили за жизнь с хозяином, вспомнили былые времена Советского Союза, услышали легенды замков и определи планы на завтра. Оказалось, что по дороге в Брест крайне полезно заехать в Жировицы, там расположен один из красивых монастырей Беларуси.

3й день. 19 июля.
Мы позволили себе расслабиться и встали в 8:00 утра. Жена сделала завтрак, собрались, скинули фото с камеры на ноутбук, посмотрели погоду и поехали. Навигатор мне построил дорогу в Брест каким-то странным образом, проложив маршрут до Барановичей не по М1, а по параллельной дороге Р2. Оказалась она ничуть не хуже, чем М1. А нам понравилась даже больше: по обе стороны растут деревья, практически нет машин, да и ландшафт интереснее.

Объехав по М1 Барановичи вскоре видим указатель «Р99 Слоним», и решаемся проехать через этот город.
Небольшой белорусский городок, в 1921 году по Рижскому мирному договору отошёл под юрисдикцию Польши, а 24 июня 1941 по 10 июля 1944 года был оккупирован немецкими войсками. Город был освобожден 194 Речицкой стрелковой дивизией, за что она была награждена Орденом Красного Знамени. Именно поэтому я и знаю про город Слоним. В детстве я был членом школьного музея боевой славы, который изучал боевой путь этой дивизии. В те 80е годы мы встречались с полными сил ветеранами, слушали их рассказы, старались им в чем-то подражать и на них походить. Наш музей после каждой такой встречи пополнялся всё новыми фактами 194 Речицкой стрелковой дивизии.
Не знаю, знает ли нынешнее поколение Слонима о том, кто их освобождал, кто отдал за них свои жизни? Хочется верить, что знают и помнят.
А еще в центре Слонима есть Эйфилева башня, которую установили местные коммунальщики, участвуя в конкурсе «Цветочные краски «Дажынкі-2014».
Еще в Слониме свой драматический театр, костел Бернардинов, Спасо-Преображенский собор.

Время нас поджимает. Уже час дня, а хочется заехать в Жировичи. Через 10 минут мы заезжаем в Жировичи,

но весь наш экипаж, посмотрев на Успенский монастырь со стороны, предпочитает продолжить наше путешествие в Брэст без захода в монастырь.

Что ж едем в Брэст. Трасса М1 плавно переходит в вулицу Маскоуская, а потом в праспект Машэрова. Еще немного и мы у апартаментов на вулице Гогаля.

Квартира находится на 2м этаже в новостройке, хороший ремонт, всё новое. Одним словом, с гостиницей нам повезло! В преддверии вечера мы пошли гулять. Куда? На аллею фонарей. Да, это очень необычное место. Аллея располагается на улице Н.В.Гоголя и большинство оригинальных фонарей навеяны образами гоголевских персонажей.

Аллея фонарей была организована за счет привлечения средств инвесторов и открыта в 2013 г.

Каждый инвестор увековечен в звезде, вмонтированной в тротуар. На мой взгляд получился очень удачный арт-проект — каждому гостю города хочется пройти по аллее, познакомиться с каждым фонарем. Вот и мы не были исключением — на всём посидели, всё потрогали, всё поразглядывали. Вот мы подошли к центру улицы Гоголя. Тут расположен 15ти метровый памятник 1000-летия Бреста.

Надо сказать, что 1000-летие Бреста еще не наступило. Это случиться только в 2019 г. Но памятник уже есть. Не круто ли? По крайней мере необычно. Его установили еще в 2009г. От него перпендикулярно улице Гоголя в разные стороны расходится вулица Советская. Это пешеходная зона с множеством кафе, баров и ресторанов. А еще на ней в достатке присутствуют фирменные магазины, торгующие товаром от белорусских производителей. У нас сложилось впечатление, что это и есть центр города на сегодняшний день.
Подошло время ужинать. В центре Несвижа ресторан нам понравился, и мы в Бресте тоже решили не заморачиваться самостоятельным приготовлением ужина. Выбрали ресторан "Golden Coffee". Выбирали по принципу, где тише, интерьер получше, и где сыну смогут приготовить гипоаллергенное блюдо. Итог — дорого и не очень вкусно. Тем не менее мы сыты и возвращаемся обратной дорогой в отель.
В темное время аллея фонарей выглядит иначе: иное освещение — иное впечатление. Например, рядом с фонарём «Вий» стало как-то жутковато, а у «Второго тома Мертвых Душ» начинаешь искренне верить в его существование, хотя это всего лишь легенда. Но на наш взгляд подсветка фонарей слабовата, и они теряются во мраке. На работах фотохудожников, эти фонари ночью выглядели ярче и наряднее. Но это и понятно: применение вспышки, фотошопа сделали своё дело. Одним словом, как бы это парадоксально не звучало, для фонарей нужна отдельная подсветка!
В Бресте есть ещё одна достопримечательность – фонари, зажигаемые фонарщиком. В том месте где заканчивается пешеходная улица Советская у проспекта Машэрова, есть часы, показывающее в какое время придет с лестницей фонарщик и зажжёт фонари. В разное время года темнеет по-разному, вот и фонари приходится зажигать в разное время. В июне — это около 22 часов вечера, а в октябре примерно в 19.00. В назначенное время приходит фонарщик и словно в театре зажигает все 17 фонарей, переходя с лестницей в форме петровских времен от фонаря к фонарю. Внутри каждого фонаря горит керосиновая лампа, которую вечером нужно зажечь, а утром потужить. И ходит так бессменно Виктор Кирисюк (так зовут фонарщика) каждый день в любую погоду и радует людей своей работой.

4й день. 20 июля.
На следующее утро, хорошенько выспавшись, мы пошли в Брестскую крепость. От отеля идти было совсем не далеко, и через 10 минут мы уже проходили сквозь основной вход в мемориал. При посещении этого комплекса впадаешь в необъяснимое состояние скорби и сострадания по тому горю, которое принесла война.

И как бы кто не хотел переписать историю и изменить сознание людей, ничего не получится им сделать с теми, кто хоть раз побывал в Брестской крепости. Тут случайных людей нет!
Сегодня, 20 июля 2017 г. события 1941 года кажется очень далекими, но всё равно в памяти людей они никогда не сотрутся.

Проходя по мосту и видя монумент «Жажда»,

вспоминаются слова из песни:
Обелиск над рекою стоит
Словно воин хранящий покой.
Плачет мать, обнимая гранит
— Вот и свиделись, — шепчет, — родной.
С неба солнце июльское льется
И такая стоит тишина,
Но осколком горячим ворвется
В мирный полдень былая война
.


И действительно в Брестской крепости война словно врывается в Душу: перехватывает дыхание, подкатывается ком к горлу.
На территории крепости есть музей.

Его стоит посетить, чтобы подробнее узнать о тех событиях. Можно взять аудиогида.

Напротив Брестской крепости располагается музей паровозов, между прочим один из самых больших на территории бывшего Советского Союза. Еще одной особенностью этого музея является то, что в некоторые паровозы организован доступ во внутрь, далеко не в каждом паровозном музеи есть такое.

Несмотря на то, что посидеть в кабине паровоза или тепловоза – это прерогатива детей, нам с женой это тоже было очень интересно. Ну, и похулиганили мы немного – лазили туда, куда нельзя.

Налазившись по паровозам и пожарившись на солнышке, сил у нас хватило только на то, чтобы зайти в гипермаркет Dionis (что-то вроде Перекрёстка) и взять напитков и продуктов. Дальнейшее изучение города у нас проходило уже виртуально – никто не хотел бродить пешком. К тому же на следующий у нас предстоял подъём в 6:00. Так бесславно для нас закончилось пребывание в Бресте.

5й день. 21 июля.
Сегодня нас ждал Минск. До него 350 км. Постарались выехать пораньше, но город покинули только в 9 утра. Дорога была хорошей, и мы в 13:30 уже заселились в Минске. Квартира оказалась в сталинском доме выходящим на одну из центральных площадей Минска, на площадь Победы.

С балкончика открывался прекрасный вид, и мы все перефотографировались, задокументировав своё пребывание в Минске. При подготовке к поездке времени на изучение достопримечательностей Минска у меня не осталось, поэтому нам пришлось положиться в этом вопросе на дочь, которая уже бывала в Минске с танцевальным коллективом. Раз мы находились в центре, то она предложила пойти пешком до площади Независимости. Недалеко от дома находился Центральный Детский Парк.

В ближайшей клумбе расположился «Сваяк».

Переходя мост через р. Свислочь мы оказались в центре показательных выступлений белорусских МЧСников.


Пообщавшись с ними оказалось, что 22 июля будет парад пожарной техники, посвященный дню спасателя. Чем мы займемся в 11:00 завтрашнего дня мы уже знали.
В этот приезд нам не удалось попасть в минский цирк.

Но зато мы полюбовались выступлением «артистов» цирка на улице.


Примерно посередине между площадями Победы и Независимости есть Октябрьская площадь. На ней располагается Дворец Профсоюзов, здание чем-то напоминающее биржу в Санкт-Петербурге, по крайней мере число колонн на фасаде у них одинаковое – 10 шт. В подвале здания расположен музей «Страна мини» (как в своё время военно-морской музей в Питере). Это набор 18ти макетов знаковых зданий Беларуси. За время нашего путешествия мы ни разу не пользовались услугами экскурсоводов, а тут решили – одним разом узнать про всю Беларусь. В какой-то мере это нам удалось. Во время посещения музея нам повезло – прямо при нас открыли новый макет.

Это был большой театр оперы и балета.

В макете были применены новые подходы в моделировании и для того, чтобы посетители музея смогли увидеть внутреннее убранство театра, задняя стена театра выполнена опускающейся. Музей был открыт совсем недавно, поэтом не все жители Минска о нем знают. Прямо напротив музея располагается экспозиция, посвященная началу всех дорого Беларуси.

Все со мной, я надеюсь, согласятся, что «Дорога – это жизнь».

После музея мы продолжили поход к нашей цели, но теперь мы знали, что нас там ждет -«красный» костёл.

Это относительно свежее здание, костёл начали строить в 1905 г. из красного кирпича, что в последствии и дало ему название «Красный костёл», а в 1910 году его уже освятили.

Храм был построен по замыслу Эдварда Войниловича, белорусско-польского деятеля, который построил костел в память о двух рано умерших детей Симеона и Елены. Именно в честь них костёл имеет официальное название: Костёл Святого Симеона и Святой Елены. Рядом с костёлом находится «Колокол Нагасаки», краткую, но исчерпывающую информацию о нем можно прочитать тут. На обратном пути мы разглядывали вывески, не переставая радоваться белорусскому языку:




В восемь вечера мы изрядно проголодались, и на обратном пути в апартаменты мы зашли поужинать в "Union Coffee", расположенный напротив цирка. Неплохой ресторанчик, лучше, чем в Бресте, но похуже, чем в Несвиже. Чек на нас пятерых составил 70 бел.руб. Вернувшись в апартаменты мы любовались из окна вечерним Минском.


6й день.22 июля.
Как было определено ранее, после завтрака и сборов в 11:00 нас ждал парад.

Никогда в жизни я еще не наблюдал за парадом пожарной техники, а с высоты третьего этажа и подавно.

Мы все высыпали на балкон, дети махали руками, сын кричал «Ула», поскольку буква «р» ему пока не даётся. А я только успевал щёлкать затвором. Через 30 мин, мы уже садились в машину готовые к новым путешествиям.
Мы теперь знаем тайну про качество белорусских дорог – по ним просто мало ездит машин.

Такой трафик несравненно меньше российского.
Загорелась лампочка, что заканчивается топливо и нужна была заправка. У местного автомобилиста я поинтересовался, что они предпочитают заправляться на «Белнефтехим» или «Белоруснефть», что в общем-то одно и тоже. Проложив маршрут через АЗС в сторону историко-культурного комплекса «Линия Сталина», мы отправились в путь, который проходил по дороге Р28. Добрались быстро. ГАИшник, стоявший на трассе, однозначно показывал куда проехать для парковки. А женщина на самой парковке сразу разъясняла, где купить билеты и откуда начать осмотр. Парковка хоть и не большая, но на ней были свободные места. Я в очередной раз подумал, что в Беларуси машин определенно меньше, чем в России. На парковке если не половина, то 1/3 машин была с российскими номерами.
Сегодня на ИКК «Линия Сталина» была реконструкция сражения времен Первой Мировой войны «Последняя надежда», основанная реальных событиях на Кревской наступательной операции Западного фронта. Вот еще немного об этом мероприятии.
Вероятно это видео снимали с этого дрона.

Конечно, такое красочное зрелище никого не оставило равнодушным.




Мы и по опокам полазили, и ДОТ посетили, дети по технике налазились.



Только вот из оружия не стреляли.

Сегодня читая эти строки, понимаешь их актуальность и значимость.
Немного перекусив, мы двинулись в Витебск. В Витебск можно добраться двумя путями: -напрямую через Логойск и Лепель; — обогнув Минск по МКАДу-2, поехать по М1. Несмотря на то, что второй чуть длиннее, мы выбрали его.

Во-первых, там дорога лучше, а во-вторых мы по этой дороге не ездили и нам было интересно.

В Витебск мы приехали несколько позже запланированного. Но мы не опоздали – нас встречал всегда молодой и бессменный вождь всех времен и народов В.И.Ленин.

Хозяин квартиры нам подробно рассказал, о местных достопримечательностях, как пройти к пешеходной улице города — улица Суворова, ратушной площади. Заселившись и перекусив, мы на улицу вышли только в девятом часу вечера.

Но ничего, основные знаковые места Витебска мы посмотрели: летний амфитеатр, где только что проходил «Славянский базар»,

и Ратушную площадь

с Ольгердом на коне,

и Успенский собор на горе.

На его истории стоит остановиться подробнее. На этой горе было несколько храмов, но они были деревянными часто горели и их неоднократно перестраивали. После пожара в 1722 г. место на Успенской горе пустовало более 20 лет. И в 1743 г. здесь начали возводить каменный храм. Но он так же не сохранился до наших дней. В ранним сентябрьским утром в 1936 г. был взорван саперами по руководством П. Г. Григоренко, будущего генерал-майора, диссидента и правозащитника. Вот что он писал в своих воспоминаниях: «Ровно полтора месяца заняла подготовка взрыва. Но зато взрыв превзошел все ожидания. Взрыва в привычном понимании вообще не было. Только гул и трескотня сыплющихся сверху кирпичей. Дом, о котором заботились власти, не только не пострадал — не вылетело, не треснуло ни одно стекло, даже в окнах, выходящих на собор. Храм просто осел, издав протяжный стон, и превратился в груду кирпичей. Тогда никому, мне в том числе, в голову не пришло, что на этом месте был шедевр архитектуры и место духовного общения людей с Богом. Забыв об этом, мы любовались горой кирпичей». 26 сентября 1998 года Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II заложил капсулу с памятной грамотой в основание храма и освятил первый камень на восстановление собора. Летом 2001 г. при строительстве было обнаружено множество останков сотен людей. Предположительно это жертвы НКВД или гестапо. В 2005г. они были перезахоронены у собора, и возведен крест с табличкой: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, умученных и убиенных в годы смуты и лихолетий. Останки коих собраны при возведении Свято-Успенского кафедрального собора сего и перезахоронены 8 сентября 2005 года».

А 7 апреля 2011 года в соборе прошла первая служба после реконструкции (в честь православного праздника Благовещения). С этого времени храм открыт для посещения, в нём проводятся службы.
Благодаря С. Прокудину-Горскому, мы сегодня можем в цвете видеть, как Успенский собор выглядел в далеком 1911 г.

Кстати с Успенской горы открывается замечательный вид на Западную Двину и левобережную часть города.

Несмотря на поздний вечер, нам удалось погулять по городу и сделать ряд фотографий.


На обратном пути, возвращаясь по ул. Ленина, мы нашли круглосуточный магазин и купили в дорогу продукты.


7й день. 23 июля.
В 9:00 мы выдвинулись в Питер. Доехав по ул. Гагарина до витебской обводной дороги, мы направились на север. Обратный наш путь пролегал через города Городок, Невель, Пустошка до Опочки.

Далее мы ехали в Питер той же дорогой, по которой ехали в Беларусь: через Псков. На паспортном контроле при въезде в Россию была очередь из 2х машин. Когда через минуту подошла наша очередь, пограничник взял паспорта, пересчитал их и спросил: «Вас пятеро?» Услышав положительный ответ, он, не открыв ни одного паспорта, вернул их со словами: «Счастливого пути!»

Странный феномен – обратная дорога всегда кажется короче и быстрее. И это не только мое мнение, это мнение большинства автопутешественников.

Комментарии (12)

RSS свернуть / развернуть
+
4
+ -
avatar

begun12

  • 18 сентября 2017, 10:28
Отличное путешествие, чудесный рассказ, прекрасные иллюстрации, все очень живо и красиво!
С удовольствием посмотрела, спасибо!
+
1
+ -
avatar

Рефулер

  • 18 сентября 2017, 10:40
Никто не подошёл, только женщина рукой пашет из булочки.

Это что за булочки такие?
+
3
+ -
avatar

BVD64

  • 18 сентября 2017, 10:49
Замечательное путешествие, замечательной компании по замечательной стране! :)
Ярко, красочно и позитивно.
Странный феномен – обратная дорога всегда кажется короче и быстрее. И это не только мое мнение, это мнение большинства автопутешественников.

А мне всегда казалось наоборот.
Спасибо за интересный рассказ!
+
2
+ -
avatar

bulava61

  • 18 сентября 2017, 11:27
только женщина рукой пашет из булочки.
Уточните, кто завернул женщину в булочку и на чём она пашет.
10 Для белорусов он сделал нечто подобное,
Что здесь зашифровано?
Жена сделала завтра,
Не откладывай на завтра то, что можно съесть сегодня.
При подготовке к поездке времени на изучение достопримечательностей Минска у меня не осталось
А сколько длилась эта подготовка? Минут пять?
мы нашли круглосуточный магазин и купить на в дорогу продукты.
Это попытка писать на белорусском?
обратная дорога всегда кажется короче и быстрее. И это не только мое мнение, это мнение большинства автопутешественников.
С этим мнением можно поспорить, всё зависит от вымотанности в процессе путешествия. В остальном интересно и задорно.
+
3
+ -
avatar

iibragim

  • 19 сентября 2017, 02:23
Друзья, спасибо за проявленный интерес и тёплые слова!
Особую признательность хочу выразить редактору-корректору, нашедшему максимальное число ошибок. Благодаря Вам их число немного уменьшилось.
Постараюсь ответить на некоторые вопросы:
— пашущую женщину «завернул» в булочку режим Т9 в обновленном Андройде;
— завтрак, это для худеющих по утрам — никогда не будет съеден. Его правильнее было б назвать сегодником;
— 10 — это набор цифр двоичного кода, обозначающего фотографию памятника Ф.Скорины;
— попытка писать мной по-белорусски ограничилась написанием только одной буквы;
— путешествия для нас — это в первую очередь отдых, поэтому на обратном пути мы особо не устаём. Дорога в само путешествие интереснее, а обратная — нашей семье кажется короче.
Всем хороших дорог!
+
4
+ -
avatar

bulava61

  • 19 сентября 2017, 08:00
Особую признательность хочу выразить редактору-корректору, нашедшему максимальное число ошибок. Благодаря Вам их число немного уменьшилось.
Ну вот, едва ли не единственный адекватный автор с правильной реакцией на коррекцию. Не то, что некоторые…
+
1
+ -
avatar

ТаняизМинска

  • 21 сентября 2017, 20:56
Спасибо, позитивно и интересно написано. Очень много Вы успели посмотреть. Про музей «Страна мини» я слышала, но там еще не успела побывать. И да, с 17 по 24 июля наша семья гостила в Санкт-Петербурге, впервые, и нам ооочень понравилось. Так что, туристический взаимообмен произошёл: Вы к нам, а мы к Вам)))
+
1
+ -
avatar

iibragim

  • 22 сентября 2017, 10:15
Спасибо, ТатьянаИзМинска.
Будете у нас в Питере обязательно сходите в два макета «Гранд-макет Россия» и «Акватория». Это макеты с анимированными конструкциями — детям очень нравится. Да-да, обмен произошел! Я специально стараюсь возить детей по разным местам на сколько это получается, чтобы они смотрели на мир собственными глазами, а не через зомбоящик, и чтобы делали собственные выводы от увиденного, а не пользовались навязываемым мнением.
Кстати у нас под Питером тоже бывают реконструкции, но они проходят по-другому. Взрывы производить запретили, поэтому они звучат из колонок. Но за то летают самолеты. ЯК-18 с немецкой свастикой. Парковки стихийные, вдоль дорог.
+
0
+ -
avatar

iibragim

  • 22 сентября 2017, 10:20
В предыдущее сообщение ссылка не записалась.
+
0
+ -
avatar

ТаняизМинска

  • 22 сентября 2017, 18:50
Спасибо за наводку, будем в Питере — обязательно сходим. А будем непременно, потому как понравилось да и одна неделя для Питера — это очень мало.
+
0
+ -
avatar

denisio-2

  • 10 октября 2017, 11:41
Обалденно!!!
+
0
+ -
avatar

Typhoon

  • 11 октября 2017, 21:53
Спасибо! Довольно детальный отчёт. Тоже планируем поездить по Беларуси.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.