Персия и Закавказье, зима 15-16. Матиз на Индийском океане. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Персия и Закавказье, зима 15-16. Матиз на Индийском океане.

Техническое описание покатушек с детьми на Матизе по большому маршруту с ключевыми точками В.Новгород-Сочи-Владикавказ-Тбилиси-Кутаиси-Батуми-Мцхета-Ленкорань-Астара-Решт-Казвин-Исфахан-Шираз-Бушир-Хормудж-Ленге-Бандар-Аббас-Джаск-Йезд-Тегеран-Сари-Анзали-Баку-Махачкала-Элиста-Волгодонск-Воронеж-Брянск-В.Новгород. Переношу это сюда со своего родного форума, поскольку здесь больше людей, для которых это может оказаться актуально. Обламываюсь грузить мелкие подробности и фото — кому интересно, смотрите и спрашивайте вконтакт https://vk.com/den53reg . На старте нас 2-е взрослых и 3 ребенка, паспорта с визами ИРИ (3000р с человека делаются в посольстве в Москве за 5 рабочих дней, иногда быстрей). А/м daewoo matiz, плотно укомлектованный турснаряжением, детскими вещами, продуктами и т.д. Старт 30.12 рано утром из В. Новгорода вместе с зимой, которую мы и привезли на Кавказ к новому году через сутки с небольшим. НГ отпраздновали у друзей в Тенгинке(Туапсинский район), съездили в горы на водопады.
Дальше, 2.01, двигаемся в Сочи, чтоб дети меж пальм в парках побегали — одним днем жестковато по серпантинам, будем считать это разминкой перед большими горками.
3.01 на рассвете едем дальше, от Краснодара до Владикавказа по заснеженной трассе, Маша(жена) по пути снимает однушку в местных объявлениях за 900 р в центре, рядом с огромным парком, хорошо там детей выгуляли.
Утром 4.01 на перевал, цепи в магазинах Владикавказа раскуплены, снега много в горах. Погранпереход в В.Ларсе прошли без проблем и лишних вопросов, с полчаса в очереди постояли. С грузинской стороны никакой очереди вообще и даже страховка не требуется, из машины только я с документами выходил. Рубли на Лари выгодней всего менять в Казбеги, сразу после границы еще до перевала. Уже в Гудаури, как и по всей стране, курс % на 10 отличался. Тем временем погода портилась, с тои стороны гор все сильней задувал ледяной ветер и пошел снег.Перед перевалом очередь — ночью сошла лавина — расчищают, колейка копится. Вдоль колейки появляются продавцы цепей, аренда 2000 р, продажа — как договоришься, купили за 3 тыр. с условием, что обуют, поскольку -15 множится на ветер 15 м/с и вылезать из машины даже по нужде не хочется, тем более, что особо и некуда( Местные начинают лезть по встречке — видно скоро откроют. Через 3 часа стояния, уже перед сумерками, вся колонна выходит на перевал — впереди снегоуборщики, позади спасатели — эвакуаторы. Никаких красот вдоль дороги не видно, только скалы, уходящие вниз, в облака, и вверх, тоже в облака, и все это теряется в сумерках и снегопаде. Вниз, в Гудаури, скользим подобно сноубордистам по серпантину, сами сноубордисты и лыжники толпами идут через дорогу в супермаркет, оставляя доски в стеклянном тамбуре магазина — смотрится колоритно. Дальше вниз — снега меньше, правда кто-то уже без цепей, вылетает с трассы, благо снежные валы на обочинах высокие и мягкие. Едем в Тбилиси.

В Тбилиси через airbnb выбили все возможные скидки и бонусы, так что прекрасная квартира недалеко от центра обошлась нам на три ночи 8usd — почти бесплатно. Правда, при поиске адреса случился настоящий суперквэст на ночь глядя, но здесь, как и в дальнейшем, проявилось исключительное грузинское радушие и готовность помочь.Каких то проблем в Грузии не было, цены на продукты похожи на российские, но нет дешевывых супер-гипер-маркетов, много местного, натурального. Бензин и фабричные продукты из России и Китая дороже, 92й рублей 60 мне показалось, но только раз там заправлялся. Забавно видеть грузинский лукойл по франшизе, похож на дагестанские гоп-стоп заправки).
В Тбилиси самое мощное колесо обозрения, которое я припомню. Диаметр метров 60 и стоит на 400-метровой горе над городом, покататься 2 лари или 50 руб. с человека. Весь Тбилиси на ладони, несмотря на размеры города.
Одной из целей была пещера Кумистави. Оказалось, что до 6 лет туда не пускают, пришлось мне младших выгуливать по окрестным садам, трясти мандарины, пока Маша и Света ходили на экскурсию. Лодочки по подземной реке не ходили из-за большой воды и сильного течения. По пути были в Кутаиси и Цхалтубо — разруха, руины советской промышленности, остатки огромных санаториев. Аджария — чай, мандарины, бамбуковые и эвкалиптовые рощи, вылизанный, но недоделанный центр Батуми с прекрасной набережной. До приезда за 3 дня там снежная буря была, по горам кой-где не успел снег потаять. Первый раз поставили палатку, +12 ночью, на берегу рядом с пляжем сосновый лес и какой-то лесомитомник с вольерами для фазанов и еще каких-то громкошумящих птиц. Утром в прозрачном воздухе с пляжа просматривались все горные хребты от Самсуна до Новороссийска. Батуми — самый (единственный) быстро(?) строящийся город в Грузии, чувствуется, что амбиции большие, а денег нет. Но все равно там классно, и главное, тепло, +18 — рождественские морозы). Людей в это время года нет, набережные пустые, не то, что сочинская толкотня.Еще в Батуми нам засунули под дворник липовую бумажку об оплате парковки на десять лари, перед этим мы специально насмотрели заведомо бесплатную парковку, но поскольку в полупустом городе на платные никто не становится, парковщики сами ходят по городу. Мы ничего не заплатили и на границе вопросов не было.Мцхета, древняя столица Грузии, а ныне небольшой уютный городок с рафинированным для туристов центром, сохранившейся старой архитектурой, в красивой долине с небольшим водохранилищем.Выезд из Грузии: быстро, без проблем и лишних формальностей
Въезд в Азербайджан: час очередь перед таможней; полчаса очередь внутри; 15 USD — разовый сбор за трехдневный транзит (зависит от объема двигателя), штрихкод сохранять до выезда из страны, при этом автостраховка минимально на месяц — 10 ман., тоже от объема. Беглый досмотр багажа, тщательный паспортный контроль + сверка пассажиров на въезде и выезде с ПП — солдат на въезде дает листок, сверяя по паспортам, солдат на выезде его забиает, сверяя и проверяя штампы и прикладывая штрихкод на листке оплаты транзита. Чтоб дальше не повторяться, эта процедура стандартная на всех МАПП Азербайджана. Вместе с нами несколько транзитных российских машин, Крестовый перевал закрылся плотно, нам повезло — успели на эту сторону проскочить. Страна отличается от Грузии обилием РАБОТАЮЩИХ предприятий, более однообразным ланднафтом (но все равно интересно, когда с дороги видны оба Кавказских хребта на фантастическом расстоянии). Кроме лепешек и фруктов вдоль дорог продают таже живых сазанов, смешно размахивают ими перед проезжающими или подвешивают на веревки за хребет по три штуки, так что сазаны сами как бы размахивают плавниками друг над другом. Трафик-полис здесь ездит на новых пятерках БМВ! Остальная страна (кроме Баку) — на старых семерках жигулей. Бакинцы, как и грузины, ездят на том, что выбросили на свалку немцы и нефтяные арабы, но в Баку новые машины заметны, в отличии от Тбилиси. Качество дорог по Грузии более равномерно, в Азербайджане резко падает с удалением от Баку. Зато от Баку на юг и север автобан на 100км и дальше активно строится, а на запад до самого Казаха — 400км. Люди в Грузии бедней, но добрей и намного меньше мусорят. В Азербайджане распространено ментовство, в Грузии оно, похоже, уничтожено. Таможня в азербайджанской Астаре — легковых машин вообще здесь нет, кроме нас. Кроме стандартных процедур 4 маната просят открывающие шлагбаум в зону досмотра, записывают в журнал, чека не дают. Через час мы в иранской Астаре.
Особенности МАПП в иранской Астаре.
1. Работает с 8.00 до 18.00 по местному. Обычный паспортный контроль, здесь ожидают «хелперы» ( в данном случае без всякого негативного оттенка, т.к. мы не знаем ни фарси, ни местные таможенные правила), о нас уже сообщили с той стороны, к нам подходит наш хелпер и уточняет наличие карнета (это дорогая сложная бумага, которая по идее требуется, у нас ее заведомо нет).
2. Оплачиваем 20 USD (дорожного?) сбора в будке за паспортным контролем, здесь же менялы предлагают неплохой курс 100 USD — 3 670 000 IR. Текущии реальный курс можно узнать прямо там у наших дальнобойщиков. Официально менять доллары можно только в Банк Мелли — гос. банк, по плохому курсу. Неофициально удобно менять в ювелирных лавках в больших и портовых городах.
3.Становимся одни на стоянку к офисному зданию, куда показал хелпер.Я иду с ним в офис к его начальству, знакомимся, пьем чай, неспешно обсуждаем, что нам нужно и сколько это стоит. Рядом есть площадка для отдыха с фонтанчиками и беседками, дальнобойный ресторанчик — две огромных дальнобойных порции всякого мяса с рисом, хлебом и овощами около 300 РР — нам хватило пятерым, хотя у всех хороший аппетит. Несколько туалетов.
4. Около трех часов заняло оформление бумаг. На матиз потребовалось 98USD за бумагу с печатями и голограммами, дающую право 2 недели ездить по стране.Бумага возвратная, в залог требуют оставить тех. паспорт или свидетельство. Как я понимаю, они берут на себя риски от возможной продажи машины в Иране. Стоимость такой бумаги растет пропорционально размеру машины и времени пребывания, на месяц стоило 200USD, максимальное время не знаю. Также оформили страховку неизвестных свойств и стоимости, не знаю, входила ли она в те 98, или те 20USD, что сверх платили в офисе. Также хелпер продал нам за 4$ Ирансел — симка с деньгами на счету и отдельно, тоже 4$, 3Гб траффика на месяц.
5. Нам опломбировали двигатель! и поехали оформляться на выезд, снаружи, в городе, получили от хелпера готовый страховой полис. Вперед!
Итого оформление нашего ТС в Исламскую Республику обошлось в 3 часа и 138 USD на 2 недели, +8USD на связь — более, чем хватило, на время поедки.
6. Обратно на выезде оплачивается пошлина за бензин в баке, объем бака смотрят по своей программе, у нас взяли за 35 литров 280 000 IRR примерно 560 рублей.Отдали местные документы, забрали свои. И еще некий сбор от объема двигателя, с нас, как с мотоцикла 10 000 IRR — 20 рублей. Обратно проходили 20 минут.
Координаты людей, оформлявших временный ввоз нашей машины: Шахрам сносно говорит по русски, все говорят на фарси и турецком, немного по аглицки.

Техническая общая информация
Ценники на заводские продукты питания, книги и многие другие товары указаны на упаковках (как в СССР), вместе со сроком годности (по местному календарю сейчас 1394 год).

Цена бензина одинакова везде и составляет 10 000 риалов/литр — регуляр и 12 000 — супер. Некоторые продавцы стараются нае..., если видят тупого хареджи, но в целом к этому не привыкли, ценники то написаны везде!
Средние цены в IRR на основные продукты:
Молоко 27000 за литр независимо от жирности
Хлеб разный 10 000 за 1 кг
Абблимун- сок лимона или лайма с мякотью 0.3л 56000 = полведра хорошего напитка для питья в жару
Вода 1.5 л 8000
Кебаб разный или шашлык в кафе, добрая порция 50 000
Второе блюдо, например мясо в соусе с гарниром из риса и овощей, порция для голодного дальнобойщика 80 000 — 120 000
Консервы овощные слегка дешевле российских
Рыбные и мясные чуть дороже
Картофель 5000 за кг
Яблоки, апельсины, помидоры, огурцы, салаты и т.д. от 5000 до 30 000 за кг, в зависимости от местности, сорта и сезона. Винограда не видно.

Ширина и качество дорог соответствуют траффику и даже лишни, убитый асфальт — большая редкость. Платные автобаны от Тегерана дешевле не только наших, но и китайских, суммы на толлгейтах от 10 до 100 рублей с легковой. Заправки на некоторых дорогах очень редки (например 150км) и лучше не ездить на лампочке. Встречаются полицейские с радарами и посты между областей на крупных перекрестках, полиция настроена очень доброжелательно, мелкие нарушения иностранцам обычно прощают (небольшое превышение, непристегнутый ремень).
В населенке повсеместны лежачие полицейские, очень разнокалиберные. На автобанах их нет, на просто трассах через населенку всегда обозначены заранее, на городских и поселковых улицах могут быть необозначены никак.
Городской траффик — это самая неприятная местная особенность, броуновское движение, светофоры редки. Главное помнить и учитывать, что любая машина впереди тебя может внезапно остановиться или совершить любой маневр. Все это учитывают, едут осторжно и взаимовежливо, поэтому медленно. Обычно правый ряд (иногда второй и третий) занят припаркованными машинами, второй(или по порядку)- таксисты в поисках клиента, прочие в поисках парковки катятся на второй передаче или уже припарковались, левый ряд занят уходящими на поворот-разворот в разрыве разделительной (на больших улицах она всегда бетонная с газоном посредине). И вот вы едете посреди этого, пока не упираетесь в двух друзей, которое ехали по своим делам, но увиделись на перекрестке и не могли не поболтать минуту — ждем, они же год не виделись, не забываем про лежачих полицейских. Самая засада — мотоциклисты, некоторые едут по встречке между рядов, иногда перестраиваясь. Пешеходы же довольно осторожны, десять раз подумают до того, как идти. Удивительно, но в этом хаосе ДТП в разы реже, чем у нас. Зато пробки на пустом месте во всех городах. Ночью в городе можно себя вознаградить, здесь на пустой улице проехать на красный или по встречке — как у нас превысить на 5км/ч, не знаю, есть ли штрафы, но почти все так ездят — катался ночью по Исфахану, испугался, что привыкну!
На всех перевалах через Эль — Борз, кроме трассы Решт — Казвин, а также на северо — западе зимой могут в обязаловку потребоваться цепи (в случее снегопада или метели).
Все побережье Каспия, исключая редкие куски около границы, являет собой курортный филиал Тегерана, полностью застроено, доступ к морю на машине почти везде закрыт, или платный, дальше от берега все засажено рисом, помидорами, апельсинами и т.д., место под бивак наити очень сложно, под дикий отдых невозможно.
На остальной территории страны за пределами городов, специальных промышленных и военных зон (но иногда даже в них), всегда можно найти места для бивака, с учетом специфики местности, конечно. Местные часто сами занимаются туризмом или паломничеством с палатками, их любопытство неназойливо, за редкими исключениями, когда полиция просит перебраться в более безопасное место (со мной такого не было- друзья рассказывали).
Ну и немного общей информации по стране, вдруг кто соберется. Иран — исламская республика (шиитского толка), но особого фанатизма там замечно не было, хотя основным законом является Шариат. Соответственно, не стоит ехать туда бухать, это наказуемо, хотя на первый раз глупому иностранцу могут и простить. Несоблюдение хиджаба в общественных местах вызовет реакцию примерно как у нас, если по улице пойдет голый иностранец. То есть, если он так пойдет по Красной площади или в храм — расценят как провокацию и накажут, а если где-то на переферии — посмеются, как над юродивым. Как во всех исламских странах, чрезвычайно распространено гостеприимство — мехмахат. Согласно обычаям, путники ниспосланы аллахом, поэтому их необходимо принять, как родных.
Как в центральной России элементом ландшафта являются церкви, так и в Иране везде, где есть люди, есть и мечети — в городах, селах, при трассах и иногда природных памятниках. Очень много новостроенных, в городах они копируют известные памятники средневековья, с многогранными сводами и полностью облицованными синей керамической мозаикой фасадами, минаретами и куполами. На селе и дорогах — попроще, иногда просто квадратное здание, в котором мечеть распознается только по рупору на крыше. Но чаще там проявляются все же архитектурные изыски, причудливые, бывает. На многих мечетях и минаретах стоят купола, которые изготавливаются серийно в цехах и затем просто монтируются в собранном виде на здание. Забавно видеть, как эти минареты десятками продают на обочинах дорог в местах их изготовления, очень напоминает самовары с чаем в Крестцах на М10.
Как у всез народов юга Азии, там не принято залазить в воду(тем более морскую) глубже, чем по колено, без крайней небходимости. Ваше купание или плавание даже в одежде обычно смутит местных. Впрочем, там много береговых участков с прекрасными пляжами и без населения.

Еще одна серьезная особенность-климат, это как бы Россия наоборот, так же жестко, но в другую сторону. На Каспии очень похоже на Сочи, только чуть потеплей и зимой и летом. Как и у нас в Сочи, здесь самый мягкий климат в стране. В горах и нагорьях бывает зимой очень много снега, могут понадобиться цепи на колеса. Кстати, есть горнолыжка. В нагорьях (Исфахан, Шираз, Тегеран) лучшее время — весна или осень, зимой там хотя и сухо, но ветренно и холодно, летом же очень жарко. В пустынях (Язд, Керман) и на южном море (Бушир, Хормозган, Кешм, Киш, Джаск, Чакбахар) лучшее время — с ноября по март. Летом здесь просто адское пекло, за 50 в тени частенько, а на солнышке тех, кто не соблюдает хиджаб, аллах может за час отправить в больничку с ожогами.

Интересные места в Иране нет смысла перечислять, поскольку здесь очень разная природа и центр нескольких древних цивилизаций. Скажу только, что их здесь на прорядок больше, чем в любой отдельной европейской стране и сравнимо с Турцией или Китаем, архитектура, музеи, развалины, ландшафты на любой вкус, и все это не испорчено массовым туризмом). Да, еще важный момент — язык. Древнеперсидский лежит в основе большинства европейских языков, поэтому легок для понимания, произношения и разучивания был бы, кабы не арабский алфавит, на котором основана письменность. Ради одной поездки нет смысла учить все арабские закорючки, но арабские цифры изучить очень желательно, сильно поможет. Вцелом в городах велик процент англоговорящих (больше, чем в России), дорожные указатели обычно дублируются латиницей. Северо-запад страны поголовно владеет азербайджанским-турецким, на юго-западе многие говорят по арабски.

Продолжение здесь

Комментарии (7)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

Tat-77s

  • 26 сентября 2017, 09:48
Интересно, очень. А продолжение будет?
Блин, на матизе, в пятером, в Иран, ЗИМОЙ. Нет слов. Вопросов до фига, но главный — а куда вещи складывали? Прицеп и бокс на фотках замечены не были. Какой магией упаковывания багажа владеете?
+
1
+ -
avatar

den53rus

  • 26 сентября 2017, 18:18
Вещи- поскольку дети мелкие и даже учетом кресел огромное пространство над головой, то жена изобрела и сшила из прочной ткани с пластиковыпи вставками кофр поверх заднего сидения, толщиной 20см. Кресла пристегивались поверх него. Таким образом у детей увеличивался комфорт и улучшался обзор. В кофр помещалось все оборудование для бивака- палатка, спальники, пенки, газовое оборудование, котелки — все, что нужно на длительной стоянке(ночевке) «в поле». Также под ногами у детей, от пола до уровня кофра — еще примерно 0.3 куба пространства — в основном одежда. На дне багажника еще я срезал болгаркой кронштейн крепления запаски- даже под запаску получилось 5-10 кг багажа упаковать. Суммарно получилась емкость багажа как в большом седане, или небольшом унирверсале. Это единственный «тюнинг», которому подверглась машина.
+
0
+ -
avatar

den53rus

  • 27 сентября 2017, 19:54
Да, продолжение можно, но реально ценная для всех информация уже представлена. Если более интересна какая- то конкретная местность или детали путешествия, могу сделать мини-отчет в довесок.
+
0
+ -
avatar

BVD64

  • 27 сентября 2017, 16:55
«Волков бояться — в лес не ходить». Если есть уверенность в своих силах, взаимоподдержка и желание посмотреть мир — а почему бы и не «на матизе, в пятером, в Иран, ЗИМОЙ», как сказала Таня. Я, думаю, ребятня после путешествия ващще была в восторге. Вспоминая своё детство: за 20 км, за город, на речку — эмоций море, а тут такой круиз! Маршрут, конечно, не из раскрученных, но тем и интереснее. Мне очень понравилось. Спасибо за интересный рассказ!
+
0
+ -
avatar

den53rus

  • 27 сентября 2017, 20:00
Спасибо! Да, для развития детей исключительно полезны любые путешествия. Большое или маленькое — не так важно, революция новых ощущений приводит к революции развития, даже если по возрасту ребенок не запомнит ничего, хорошая поездка может дать больше, чем год обучения в школе.
+
0
+ -
avatar

alexglam81

  • 4 октября 2017, 23:18
Интересный отчет! Больше всего меня интересовал вопрос депозита при въезде. Но судя по вашему опыту обошлись «малой кровью»! Были ли проблемы с получением документов назад?
+
0
+ -
avatar

den53rus

  • 7 октября 2017, 09:13
Проблем не было, обратно выезжали 20 мин., все очень быстро вернули и оформили. Когда я узнал у местных цены на машины (примерно в 5 раз дороже, чем у нас), стал абсолютно ясен смысл карнета. Но есть минимум два способа его обойти. Первый — оформить временный въезд под залог документов и страховку (как я понимаю, они берут на себя ответственность за возможную продажу машины в стране), как мы и сделали. В таком случае надо въезжать и выезжать через тот же МАПП. Либо транзит оформить, тогда надо через другой (заранее прописанный) МАПП выезжать- знаю, что так делали перегонщики с Эмиратов, но там по срокам какие-то сложности.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.