ЮЖНАЯ ГОЛОВОЛОМКА - "КАВКАЗСКИЕ ПЛЕННИКИ" (Дилижан-ВГД-Мцхета-Азербайджан) / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

ЮЖНАЯ ГОЛОВОЛОМКА - "КАВКАЗСКИЕ ПЛЕННИКИ" (Дилижан-ВГД-Мцхета-Азербайджан)

Вступление
ч.1 СПб-Калмыкия ===> ч.2 Элиста ===> ч.3 Калмыкия-Дагестан ===> ч.4 Дербент
===> ч.5 Баку ===> ч.6 Гобустан-Шеки ===> ч.7 Сигнахи-Тбилиси ===> ч.8 Тбилиси-Ереван
===> ч.9 Ереван и пригороды ===> ч.10 Гарни и Гегард ===> ч.11 ХорВирап-Халидзор
===> ч.12 Татев-Хндзореск ===> ч.13 Севан-Дилижан-Фиолетово
===> ч.14 Дилижан-ВГД-Мцхета-Баку-Хасавюрт



Чем отличаются приключения от неприятностей? В основном, исходом. Поэтому назвать какую-то ситуацию «приключением» — возможно только задним числом, когда знаешь, чем дело закончилось. :) Ну и еще приключения определяются правильным отношением участников к тем испытаниям, которые выпали на их долю. У нытиков приключений не бывает, только неприятные неожиданности. Или, скорее, ожидаемые обломы. Так что относиться к сложностям с юмором, сохранять позитивный настрой стоит в любой ситуации. Чтобы потом не жалеть об упущенном приключении. ;)

Доля авантюрности в нашем путешествии была, конечно, с самого начала. И регионы мы выбрали не самые спокойные, и бюрократические препоны могли возникнуть непреодолимой силы. Кое-где нам планы по ходу пришлось менять, но, в целом, исследование Кавказа и Закавказья протекало на удивление спокойно. Проблемы возникли лишь на обратном пути. Удалось ли нам правильно их пройти — судить вам. Но то, что нам, в результате, удалось увидеть, мы вам обязательно покажем.

Прежде чем покинуть место нашего последнего ночлега на армянской земле, осмотримся повнимательнее. В городе Дилижан мы накануне заночевали в гостевом доме у хозяйки Нуне. Семья у нее раньше, видимо, была очень масштабная, потому что родовое гнездо досталось огромное. 15 человек можно спокойно разместить, как нам сказали. За нас восьмерых мы заплатили 24000 драм (3200 руб) или по 400 руб. с человека. Кроме испортившейся со времен фильма «Мимино» воды из-под крана, других разочарований не было. Мама все ходила кругами и громко завидовала успехам хозяйки в разведении роз.



Гостевой дом

В самом доме просторные гостиные и спальни. Не дворянское поместье, конечно. Мебель собрана с миру по нитке, но все в приличном состоянии.



внутри

Скатившись вниз с дороги, мы оставили машины на импровизированной парковке, где они не могли помешать соседям.



двор и парковка

А домик справа на последней фотографии, замаскированный цветами и плющом, это нынешняя обитель хозяев гостевого дома.

Но самое приятное в нашем пристанище — просторные лоджии или веранды с чудесным видом на окрестные «швейцарские» горы.



балкон и вид на окрестности

Если же с этих балконов опустить взгляд на грешную землю под ногами, то обнаружишь все приметы свинской сельской жизни.



хрюшки

Наших городских детей от этих зверюг было не отогнать.

Вечером нашего приезда в Дилижан, мы с Наташей решили сходить в магазин — купить детям отрубей… что-нибудь вкусненькое. Местный супермаркет оказался тесным закутком, в котором были навалены мешки и ящики со всевозможным товаром. Хозяйка лабаза поинтересовалась, у кого мы остановились, и когда мы махнули в сторону гостевого дома, одобрительно воскликнула «У Нуне!». Так что, похоже, наш выбор был правильным. Молока в магазинчике не было, и хозяйка тут же отрядила какого-то мальчишку (наверное, своего сына или внука) отвести нас «тут неподалеку», чтобы купить молоко «у частника». Наша прогулка через какие-то дворы и закоулки, застенчивая хозяйка коровы, очень смущавшаяся, что берет с нас деньги за товар, вся эта этнографическая экспедиция в дебри Дилижана стала одним из самых ярких впечатлений Наташи от всей нашей поездки.

А мне запомнился двор школы с физкульт-приветом из советского прошлого:


школа


спортплощадка

ДЕНЬ 15 (Чт 23.06.2016): Дилижан — ВГД — Мцхета

Но вот и наступил момент расставания двух наших дружных экипажей. Мама и Наташа с ее детьми отправлялись обратно к Еревану, чтобы завтра утром вылететь домой. Нам же предстояла долгая дорога наземным путем. Дети прощались так, будто новой встречи им предстояло ждать долгие годы, а не пару недель.


трогательное прощание

Из-за этого ли или просто из-за нашей общей неорганизованности, но в путь мы тронулись лишь в 13:15.

ВТОРОЙ ЭКИПАЖ

Прежде чем рассказывать о наших приключениях и злоключениях, сообщу о куда более коротком путешествии второго экипажа домой. Качество трассы в сторону Еревана было сносным, особых происшествий в пути не было.



трасса на Ереван

Но в экипаже был матерый геолог. И даже праздно глазея по сторонам, она не могла не заметить необычные породы, выходящие на поверхность прямо у дороги. А заметив, была просто обязана настоять на остановке и подробном осмотре месторождения вулканического обсидиана.





обсидиан

Наши путешественники набрали полные карманы трофеев. Вообще-то, вывоз из Армении необработанного обсидиана запрещен. Но питерские обсидиано-добытчики об этом не задумывались, к великой радости моих детей, которые получили отличные сувениры, когда вернулись домой.

Ближе к Еревану дорога стала еще лучше, и вскоре привела прокатный Renault Duster обратно в столицу.



снова трасса

Время было еще детское, и мама с Наташей, созвонившись с ереванскими знакомыми, решили погулять в центре. Вот тут Наташа и пожалела, что мы не доплатили прокатной конторе за безлимитную парковку в Ереване. Оказалось, что оплатить ее на месте не так-то просто. Обычно это делают через смс-сервис. Прощаясь с родственниками, я отдал им свою армянскую симку, поскольку им на территории Армении предстояло провести больше времени, чем мне. Но у меня ведь был куплен пакет услуг, а деньги на счет про запас я не вносил. При попытке расплатиться за стоянку, номер был мгновенно заблокирован. Не знаю, прошла ли при этом оплата, но к припаркованной машине никто не цеплялся. Мы не сталкивались с этими проблемами, когда вместе были в Ереване, потому что с российскими номерами, как заверили нас местные друзья, можно стоять совершенно бесплатно.

Кое-как справившись с местной парковочной системой, наши исследователи вместе с Ара, Ольгой и ее мужем погуляли по Каскаду и полюбовались городом сверху.


каскад

Вечером еще посидели вместе в кафе, а потом отправились в сторону аэропорта, где я через booking забронировал им гостиничный номер в Kesabella Touristic House. Эта гостиница явно заточена на обслуживание прилетающих в аэропорт пассажиров: сразу после бронирования они мне написали, уточняя номер рейса и предлагая встретить в аэропорту. Парковка у них бесплатная, но по предварительному бронированию.

Правда, приехав на место, наши туристы не сразу нашли гостиницу. Местные вообще не представляли себе, где это. Где такая улица, где гостиница с таким названием… Более того, ребята спросили у тетенек, которые тусили около магазина и, вроде бы, там работали. Так вот название улицы, где они стояли, тетеньки знали, а какой номер дома у их магазина — нет.

Гостиница, в итоге, оказалась за глухим забором неподалеку. На территории были разбросаны одноэтажные корпуса: каждый номер с отдельным входом. В корпусе, на вид, не больше 3-4 номеров. Заказанный за 30,000 драм (4000 руб) четырехместный номер был двухкомнатным.

Владельцы гостиницы по-русски не говорили, только по-английски. Плату за номер взяли и в рублях, но пересчитывали в драмы, пользуясь программой-конвертером на смартфоне, а не просто умножая «примерно на семь», как это делали все остальные встреченные нами армяне. Все это наводило на мысль, что они из какой-нибудь заграничной армянской диаспоры, из Сан-Франциско, например. Впрочем, на гостеприимство это никак не влияло. Вечером, когда наш экипаж заселился, хозяева принесли в номер чайку попить, а утром накрыли завтрак в главном корпусе — вкусно и много.

Наутро Наташа сдала прокатную машину. В агентстве придрались к царапинам, которые мы не заметили и, соответственно, не отрапортовали по ходу путешествия. Но все же полная страховка их, видимо, убедила — дополнительно ничего не взяли. Так что половина нашей экспедиции благополучно улетела домой, в Санкт-Петербург.

ОСНОВНОЙ ЭКИПАЖ

А мы, тем временем, двинулись на север, по направлению к Тбилиси. Сначала вокруг тянулись довольно унылые постройки Дилижана и соседних деревень. А может такое впечатление создавала мрачная низкая облачность, опирающаяся на горы вокруг…




выбираемся из Дилижана

Потом слегка распогодилось, а окрестности стали радовать всякими неожиданными находками. Например, вот таким яйцом динозавра, встретившимся по пути:



Вскоре, мы уже сделали короткую остановку, чтобы полюбоваться живописными горами.



остановка №1

За невысоким перевалом дорога начинает скатываться вниз, открывая широкие просторы и водную гладь озер или водохранилищ. Остановившись, я даже сбегал на холм, чтобы всласть полюбоваться здешними просторами.





Остановка №2

И снова в путь, скатываясь по бесконечным пологим серпантинам на равнину…




по серпантину вниз

В 14:40 поворачиваем на М16, которая вдоль азербайджанской границы приведет нас в Грузию. К таможне подъехали в 15:20, оставив позади 120 км от Дилижана. Снова дымящие сигаретами брокеры, забравшие у нас еще 2000 драм (270 руб.) за вывоз нашего автомобиля из Армении. На пересечение армянской границы уходит 20 минут, на грузинскую — ровно 5. Эх!

За окнами вновь мелькают деревни хоббитов.




Проехав 60 км от границы, мы утыкаемся в серьезную пробку в Тбилиси. Чтобы объехать город нам понадобился почти час.

Тбилиси

В 18:00 вырываемся из столицы Грузии. В это время нам звонит обеспокоенный хозяин забронированного геста в Степанцминде. Как вы, живы ли, не случилось ли чего?! Я удивленно сообщаю ему, что все в порядке, мы только Тбилиси проехали, кажется дождик начинается. Jorji вздыхает с облегчением и сообщает, что у них в горах черт знает что творится, просит о предельной осторожности. Хм.


дождь

Мелькают указатели на Мцхету. Эту древнюю столицу Грузии я наметил к посещению, но раз такая погода и впереди еще долгая дорога… видимо, придется пожертвовать очень симпатичным, по рассказам, городком.

Но хоть что-то по дороге надо посмотреть? Мы делаем сложный разворот с трассы, чтобы выехать к монастырю Джвари с его легендарным видом на слияние Куры и Арагви. И тут-то погода отбрасывает все полунамеки и начинает внятно объяснять мне, что имел в виду хозяин нашего геста.



Улучив минутную паузу между залпами ливня, мы все же добегаем от парковки до древнего храма VII века, построенного там, где по преданию еще крестившая Грузию св. Нино воздвигла один из трех поклонных крестов. Там играют свадьбу, но жених уже явно задумывается о путях эвакуации невесты. Впрочем, Джвари хорош в любую погоду.




монастырь Джвари под дождем

Визитной карточкой этих мест да и вообще Грузии является вид от этого монастыря на слияние двух рек. Считается, что именно Джвари вдохновлял Лермонтова, когда он писал:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…


Правда, это спорно. Михаил Юрьевич описывает разрушенный монастырь, а Джвари был вполне себе действующим в те годы. Возможно, он говорил о другом храме, был там один такой прямо у реки. Да и не шумят уже особенно струи Арагвы и Куры, после того как здесь в советские годы водохранилище построили. Но по-прежнему сливаются реки вполне эффектно. В удачную погоду можно сделать классический снимок, на котором воды этих двух рек — разного цвета, и в месте смешения получается очень симпатично. А в нашу погоду — все реки одинакового цвета. И не только реки…



слияние рек

По ту сторону реки видно Мцхету, которой мы так безжалостно пренебрегли.



Полюбовавшись, насколько это было возможно, окрестностями, и бросив последний взгляд на по-прежнему одноцветные воды двух рек, мы направились обратно к трассе. Ее от монастыря прекрасно видно.




В 18:40 мы покидаем монастырь и через 5 минут оказываемся на магистрали. А еще через пять покидаем магистраль с ее роскошными ограничениями скорости и съезжаем на М3 в сторону российской границы. Заправились на АЗС, а через пять минут увидели на обочине длинный ряд припаркованных автомашин. Еще попытались угадать, с какой целью тут собрались все эти автопутешественники, а нас уже тормозили сотрудники грузинской полиции. Вежливо, но твердо они объяснили нам, что дорога перекрыта. Никакой информации нет, ждите дальнейших распоряжений.

Из разговоров с другими водителями становится ясно, что тревога нашего хозяина была не напрасной. Впереди на Военно-Грузинской дороге сошел сель — грязевой поток, что нередко прерывает автомобильное сообщение между нашими странами.

Все ждут официальных новостей, некоторые уже пару часов. Хозяин нашего геста все не теряет надежду на встречу, поскольку дорога разрушена уже за его деревней, вплотную к границе. По его совету, мы пытаемся договориться с полицией, чтобы нас пропустили до Степанцминды. Но тщетно. Кроме местных жителей, никого не пускают. Предоплату за гест мы требовать назад не стали — 700 рублей, которые мы заплатили через airbnb того не стоили. Кстати, вспомнил: мы ведь изначально планировали из Дилижана ехать в Ахалцихе — показывать родственникам Грузию. Тоже через airbnb нашли там гест какого-то симпатичного дядьки. Но сайт упорно не принимал мою карточку. Я написал в их сервис. Они несколько дней разбирались, так и не смогли ничего понять, в итоге — я оплатил все картой друга. Но в знак извинения airbnb дали мне скидку на эту бронирование, так что гест обошелся мне в 300 руб. на всех! Ну, я думаю, что на месте пришлось бы что-нибудь доплатить, но мы в итоге не доехали, деньги потеряли — так хоть, опять же, не жалко было.

Ладно, вернемся на нашу ВГД. Масштаб разрушений пока не ясен. Многие надеются, что вскоре грязь счистят, и можно будет двигаться дальше. Но неофициально полицейский, который с нами беседует, говорит: «Поверьте моему опыту. Ни сегодня, ни завтра, ни через неделю — эту дорогу не откроют». Действительно, в итоге ремонт займет около двух недель, и это еще немного. В 2014, когда с гор сошел ледник, ВГД чинили полтора месяца. Некоторые автотуристы тогда улетали домой самолетом, а потом возвращались за своей машиной.


фото из интернета

Да, ох уж эти сели… сели мы, посидели… или поседели? Чего дальше-то делать?! Как выбираться из захлопнувшейся ловушки? Нам домой надо, причем поскорее — детей в летнем лагере ждут.

Безумно дорогой вариант бросить машину и улетать оставляем для совсем уж безвыходной ситуации.

Из Грузии можно выбраться через Абхазию, но это значит закрыть себе навсегда право на посещение Грузии. Даже смена паспорта не поможет: в базе данных останутся сведения, что мы «не выехали» из Грузии законным путем. Правда, много позже я прочитал в отчете «товарища по несчастью», что в связи с чрезвычайной ситуацией власти наших двух стран через несколько дней договорились и туристов стали выпускать в Абхазию, обещая снять в базе «черную метку». Но сняли или нет — пока не знаю, это будет понятно только, когда кто-нибудь из воспользовавшихся этим вариантом снова в Грузию съездит.

Существует также некий полумифический паром, курсирующий между Турцией, Батуми и Новороссийском. Он очень неохотно берет в Батуми пассажирские автомобили и стоит что-то вроде 600-1000 евро.

Ну и, наконец, самый очевидный вариант: обратно в Азербайджан и через Дагестан. Некоторые из водителей боятся этого варианта из-за тонировок или стереотипов о тотальной коррупции, но мы-то уже опытные, знаем, что ничего страшного там нет. Если бы не армянские штампы в наших паспортах… далеко не факт, что нас хотя бы пустят через азербайджанскую границу, да и допрос в их КГБ тоже вполне реальная перспектива. Зато до Волгодонска, куда мы стремились попасть, всего 1000 км крюк:


два варианта маршрута от Мцхеты до Волгодонска

В эти дни я активно учился не загадывать далеко вперед. Все равно я пока не в состоянии продумывать наши дальнейшие планы. Завтра попробуем пересечь границу. Получится — будем придумывать, где переночевать в Азербайджане. Не выйдет — начнем искать другие варианты. Выберемся из Закавказья — станем думать, как вернуться на исходный маршрут в России. Понятно, что прямо сейчас надо искать где-то ночлег. Были какие-то придорожные мотели по пути, но полицейский советует искать кров в Мцхете. Место туристическое, что-нибудь обязательно найдется. Хм. Так может у нас все-таки приключение, а не неприятности?! Может быть, просто покинуть Грузию, так и не повидав этот маленький городок, было бы непростительной ошибкой?

Простояв в ожидании прояснения ситуации 50 минут, мы в 20:05 разворачиваемся назад. Короткий бросок, хорошая дорога, и вскоре мы уже останавливаемся в центре городка.


Пробег за день 272 км, от выезда до финиша 7.5 часов, средняя скорость движения 49 км/ч

Первый попавшийся таксист совершенно бесплатно сопровождает нас до большого гостевого дома, где нам на выбор предлагают две или три комнаты. Выбираем самую скромную за 40 лари (1200 руб). Деньги надо экономить, впереди неизвестность. Впрочем, мы вполне уютно устроились и еще прогулялись по городку перед сном. Хороших фотографий от моей камеры в темноте ждать не приходится, но городок на редкость симпатичен и романтичен в ночной подсветке. Ну и, конечно, парящий над всем монастырь Джвари, откуда мы совсем недавно с тоской смотрели на Мцхету… воистину, человек предполагает…


вечерняя Мцхета



монастырь Джвари над Мцхетой

ДЕНЬ 16 (Пт 24.06.2016): Мцхета — Баку

Дом, куда нас привели вчерашние приключения, оказался добротным, гостеприимным, а главное — мог похвалиться прекрасным видом на монастырь Джвари, которым мы с удовольствием любовались отсюда и при свете дня.



гостевой дом

Особенно хороша была веранда или крытый балкон, на который мы выходили прямо из номера. Там и завтракали своими припасами и купленными вчера в центре города пирожками, причем хозяева геста все норовили нас чем-нибудь угостить.




веранда и под ней

Раз уж мы, вопреки всему, оказались в Мцхете, надо было этим пользоваться. Да и обнаглевшие дети напомнили мне, что у них есть сувениры из Азербайджана и Армении, но не из Грузии, а тут, как мы уже поняли вечером, настоящая туристическая Мекка с неизбежно сопутствующим сувенирным базаром. Мощеными улочками мы направились обратно в центр городка.



Мцхета — одно из самых древних поселений на территории Грузии (предположительно, основанное в V в. до н.э.) и первая столица Грузинского царства. Незадолго до нашей эры сюда приходил Помпей со своим войском и даже оставил мост, который сейчас можно видеть лишь при низкой воде в реке. Именно здесь поселилась св. Нина, бежав от свирепого армянского царя, и тут происходили все основные события, связанные с крещением Грузии. Но после арабского вторжения в VIII веке, от города почти ничего не осталось. Вот как Мцхета выглядела в середине XIX века на картине Верещагина:


картина

Можно заметить, что от былого великолепия сохранились две важные детали: крепостная стена и величественный храм. Вот и сейчас любые туристические прогулки неизбежно приведут к этим достопримечательностям.




Светицховели

Считается, что именно здесь первый крещеный царь Грузии построил соответственно первое церковное здание. Понятно, что от той деревянной постройки ничего не осталось, а вот от базилики V века кое-какие следы находят. Ну а храм, который видно издалека, был возведен в XI веке. Тоже достаточно древнее здание. Крепостной стеной его повелел обнести царь Ираклий II лишь в XVIII столетии, когда никто уже всерьез такой фортификацией не пользовался. Наверное, поэтому выглядит «крепость» совершенно игрушечной, но бродить по ней приятно.




«крепость» Мцхеты

Если приглядываться повнимательнее, то можно заметить немало забавных подробностей. Где клювы, выступающие из стены, где всякие животные, в нее замурованные…




… а на последней фотографии, надо полагать, палка для селфи изображена. Или нет? ;) Жаль, мы в храм не зашли. Как я потом выяснил, там в стенной росписи совершенно замечательные НЛО запечатлены. Ну, в другой раз, наверное. Тогда бы я их все равно не нашел — надо знать, куда смотреть.

Людей, бродящих по крепости, тоже интересно разглядывать. Кого тут только не встретишь…




обитатели и гости Мцхеты

Ну а нам пора, наконец, в путь дорогу. Мцхету мы покидаем около полудня. В путевом журнале, вместо обычного «пункта назначения», указано: «проникнуть в Азербайджан и проехать как можно дальше...»


через мост

Немного покрутившись по древней столице, мы минут через 20 выскочили на М9. Объехали за 40 минут кругом Тбилиси и около 13:00 начали свой путь в Азербайджан по М4 — основной трассе, которая связывает эти две страны. Только вот для международной трассы тут какие-то странные знаки ограничения скорости попадаются…


ограничение «0»

Не успели мы посмеяться над этим курьезом, как обнаружили, что это, возможно, была вовсе не шутка, а прозрачный намек: лучше бы вы здесь вообще не ехали:




международная трасса Грузия-Азербайджан

Вообще, на приграничных дорогах у меня родилась теория, что по их состоянию можно судить о международных отношениях и опасениях. Страны, которые не исключают вторжения соседей, превращают подъезды к своим границам в полосы препятствий. А те, у кого такие дороги в идеальном порядке, то ли ничего не боятся, то ли сами готовятся по сигналу перебросить к границе дополнительные войсковые части. Если это так, то Грузия к обороне готова… ;)

Впрочем, есть здесь и хорошие трассы…





В 13:30, проехав 140 км от Мцхеты, мы добрались до границы. Грузинские пограничники пропустили нас к соседям через 10 минут. Я уже даже не удивлялся. Начиналось самое интересное. Поток застрявших в Грузии российских туристов начинал искать пути возвращения на Родину. Количество наших товарищей по несчастью на азербайджанской границе нарастало с каждым часом. Конечно, были среди них опытные люди, догадавшиеся ехать через малоизвестные КПП, но мы были среди тех, кто шел через главный пункт пропуска.

Впрочем, настоящий ад был еще впереди. Большинство путешественников в Грузию пока даже не заметили, что попали в ловушку. Мы ждали, пока нас пригласят на досмотр всего два часа.

Опытный пограничник, бегло пролистав наши паспорта, сразу заметил улики.
"В Армении были?" — уныло спросил он. — "А зачем?"
Выслушав наши клятвенные заверения, что в Армению нас привел исключительно туристический интерес, страж границы еще раз печально вздохнул, посмотрел на небо, пожаловался на переработку… да и отпустил с миром. Ура!

Дальше все было просто. Транзитный въезд на трое суток дали, даже не спрашивая о наших планах. На этот раз, кроме налога потребовали оформить и страховку, очень удивившись, что в прошлый раз нам удалось обойтись без этой навязанной услуги. Манат у нас не было, банкомат тут тоже отсутствовал, поэтому плата за въезд в Азербайджан состояла из 20$ + 40 лари + 350 рублей. Заодно избавились от почти всех остатков грузинской валюты (последнюю грузинскую мелочь потратили уже на азербайджанской территории на помидоры и огурцы, продававшиеся на обочине).

В 16:15 мы торжественно въехали в Азербайджан. Ура-ура!!!



Доехать за сегодня до Баку становится реальной целью. Созваниваемся с людьми, которые приютили нас там 10 дней назад. К счастью, комнаты свободны, и после недолгого согласования нам разрешают снова остановиться в том же месте.

Дорога неплохая от самой границы, а через 2 часа, проехав по ней 140 км, мы выскочили на автомагистраль.



трасса по Азербайджану

Дело пошло еще веселее. Средняя скорость следующие три часа держалась около 100 км/ч. А навигатор пугает нас расчетным прибытием в Баку только в 4 утра. =\ Мы никак не можем понять, что же за дороги ждут нас впереди? По мере приближения к городу, время прибытия постепенно сдвигается, но даже в ста километрах от финиша пессимистически мыслящее устройство обещает нам, что приедем мы в 01:30, т.е. через четыре часа. К этому времени мы честим несчастную программу на чем свет стоит. Предвкушаем, как навигатор удивится, когда мы вдруг окажемся в месте назначения задолго до полуночи. И только под самый конец поездки до нас дошло… чьи-то шаловливые ручонки невзначай переключили режим в навигаторе, и теперь он показывал не время прибытия, а время до финиша!!! 4 часа и 1.5 часа оставшиеся нам в пути, а не прибытие глубокой ночью! =)

Ну а пока мы спорим с GPS, вокруг мелькают сельскохозяйственные угодья, оборудованные внушительными сторожевыми вышками.




На горизонте параллельно дороге высятся горы. Там красиво, но мы помним эти дороги… сейчас скорость важнее.




Правда слишком разгоняться не стоит. Магистраль тут хороша, но местные жители, видимо, еще не привыкли к самой концепции скоростных дорог. Я говорю не о водителях. Несколько раз видел то пешеходов, перебегающих многополосную дорогу где попало, а то велосипедиста, неспешно выкатившегося через щель в ограждении и так же неспешно пересекшего автомагистраль поперек. Сильные впечатления на скорости 120…



В 22:10, проехав от границы 536 км, мы въезжаем в Баку. Еще через полчаса паркуемся у знакомого здания благотворительной миссии. В целях экономии мы на этот раз все поместились в одной комнате за 40 драм… тьфу, лари… да нет же, манат! На наши деньги — 1700 руб., короче.


Пробег за день 687 км, от выезда до финиша 10.5 часов, средняя скорость движения 85 км/ч

ДЕНЬ 17 (Сб 25.06.2016): Баку — Хасавюрт

Гостеприимный приют мы покинули в 9:30 по местному времени, которое в уме уже переводили на час назад, на родное — российское. Однако далеко не уехали. Наш навигатор, обидевшись на вчерашние упреки, маршрут домой прокладывать отказывался и вообще делал вид, что понятия не имеет, где мы сейчас находимся. Поскольку я планировал ближе к границе сойти с основной трассы, чтобы найти какое-нибудь менее популярное среди туристов место для пересечения границы, — навигация была необходима.

Припарковав автомобиль на первом же свободном пятачке и задобрив детей фруктами и мороженым, я помчался искать салон связи, чтобы оснастить свой смартфон мобильным интернетом. В отчетах я встречал упоминания лишь об одном операторе — Azercell. Но их салон оказался далеко, а на пути туда встретился прохладный офис другой сети — Bakucell. Смотрели они на меня с крайним удивлением, несколько раз переспросили, понимаю ли я, как называется их компания, но при этом объяснить, что с их сетью может быть не так, затруднились. Продали мне симку с пакетом интернета за 2 маната. Интернет и связь по всему Азербайджану за 85 рублей!!! Нет, ну я не сравнивал скорость и покрытие этих двух сетей по всей стране, ничего сказать не могу. Но для моих целей эта симка отработала отлично, всюду ловила, скорость держала приличную. Впрочем, испугавшийся конкуренции навигатор тут же пришел в себя и тоже заработал без проблем. :)

Ну все, выезжаем, наконец. И так 45 минут потратили на эти хлопоты. Выбираемся из Баку, разглядывая эту столицу в ее менее парадной части:


другой Баку

Через полчаса объезжаем Сумгаит. Едем на север, любуясь азербайджанской провинцией.



скальные клыки


гужевой транспорт

Где-то в очередном селе останавливаемся, чтобы купить еды. Пока я выбираю продукты, в «магазу» подтягиваются куча зрителей. Всем интересно посмотреть на неожиданных гостей. Потом они помогают мне донести продукты до машины и с таким же любопытством глазеют вслед. Люди явно не избалованы происшествиями. Ну и слава Богу, наверное.


магаза

В 12:35 въезжаем в Хачмаз. Поселение довольно старое, но с прошлых веков тут мало что уцелело. Зато сейчас тут очень забавный парк с весьма причудливыми арками и скульптурами. А главное, что раскинулся он по обе стороны от главной улицы, и весь поток транзитного транспорта может полюбоваться фантазией его создателей.





турзона Хачмаза

Неподалеку Каспийское море, если поспрашивать местных — они подскажут, где тут можно хорошо искупаться. Самые раскрученные пляжи в селении Набрань — ближе к границе и в 50 км от Хачмаза. Но нам, увы, опять не до пляжных развлечений.

В 13:20, проехав 210 км от Баку, мы подъезжаем к границе наших стран. Основной поток «беженцев» хлынул по накатанной трассе через тот КПП (Яраг-Самур), которым мы воспользовались по пути сюда. Мы же решили схитрить и поехали через менее известный КПП Ялама. Такая тактика не всегда срабатывает. На основном КПП и пропускная способность больше. Но в нашем случае решение было верное. Стоявшие в очереди водители постоянно перезванивались с товарищами по несчастью на соседнем КПП. Там произошел сбой в компьютере, и за несколько часов не пропустили ни один автомобиль! У нас же очередь ооооочень медленно, но все же двигалась:


граница

В ожидании своего часа мы успели и пообедать (предприимчивые местные жители уже наладили здесь торговлю горячими пирожками), и в футбол самодельным мячом поиграть, и со всеми соседями по очереди перезнакомиться. Один из них, опытный путешественник, авторитетно заявлял, что две худшие из встреченных им погранслужб — это российская и азербайджанская, соответственно, работая вместе, они создают бардак фантастического масштаба. Действительно, происходившее трудно было списать на чрезвычайную ситуацию. Дело было не в том, что машин слишком много или их тщательно досматривают. Погранцы прогуливались между автомобилями с энергичностью дам на последних неделях беременности. Они подходили, отходили, забывали про какую-нибудь машину на час-полтора, что-то смотрели, забывали, что уже посмотрели… ладно, когда-нибудь ведь это закончится?

В 15:05 нас запустили на КПП. Вещи потребовали вытащить и просветить, но на экран при этом никто не смотрел. Да и вообще наш багаж таможенников не заинтересовал и, пропустив через сканер пару чемоданов, они сказали тащить все обратно. Настал черед паспортного контроля. Высокий усатый пограничник, ласково улыбаясь моим детям, поставил выездной штамп, второй, третий… над четвертым паспортом его рука зависла в воздухе. Глаза округлились, усы гневно поднялись к небу. Пылающие глаза уставились на меня.
"В Армении были?!" — возопил он. — "В Нагорном Карабахе?!!!"

Не слушая мои заверения, что в Армении — да, а в Нагорном Карабахе — нет, я не сумасшедший, бдительный страж повелел нам с детьми встать в сторонке, к стенке — руки на затылок, и ждать своей участи. Документы он понес к начальству. С одной стороны, я искренне не понимал, что можно с нами сделать теперь, когда мы и так уезжаем из Азербайджана? Не выпустить, оставить здесь навсегда?! С другой, стоять на улице больше часа без паспортов было невесело. К нам уже пограничники начали подходить и спрашивать, что это мы тут столько времени делаем? Но помочь ничем не могли.

Наконец, появился большой начальник с нашими паспортами, спросил, есть ли у нас родственники в Армении, получил заверения, что мы простые туристы, а не шпионы, и отпустил с миром. В 17:05 нас, наконец, пропустили к российским пограничникам. Там машину подвергли беглому, но внимательному досмотру, даже шекинскую халву в тайнике обнаружили (мы ее для прохлады спрятали в паз в днище автомобиля). Но все вытаскивать не стали, только попросили уехать поскорее, пока начальства нет. В 17:40 (или 16:40 по российскому времени), через пять часов таможенной эпопеи, мы очутились на Родине.
УРА!!!

Дорога от границы по России — в лучших традициях отечественного дорожного строительства. Видимо, тоже часть приграничных укреплений:


родная дорога (пыль отечества)

В 17:20 за Ново-Филей появляется асфальт, а еще через 20 минут мы выскакиваем на трассу Кавказ. Еще 25 км и проезжаем Дербент. Виды вокруг все больше радуют сердце.



закат

В 19:40 мы миновали Махачкалу. Навигатор почему-то повел нас не по объездной, как на пути сюда, а через город. В итоге, выехав из города, мы, следуя его указаниям, сделали то, что нам категорически не рекомендовали делать на Северном Кавказе: соскочили с федеральной трассы. Ехали по каким-то темным пустым дорожкам, через непонятные села, мимо компаний молодежи, провожавших нас заинтересованными взглядами. На трассу «Кавказ» вернулись лишь через полчаса. Дети, впрочем, даже не заметили, что пейзажи вокруг были какие-то странные.

После нескольких веселых разговоров с дагестанскими гаишниками на трассе, о которых расскажу в следующей части отчета, мы решили, что надо искать ночлег. Я-то все ждал, что появятся придорожные мотели, которыми изобилуют другие федеральные шоссе. В конце концов, спросили у дальнобоев. На трассе, как они нам подсказали, ближайшие километров 300 ничего нет. К счастью, мы как раз на окраине какого-то города (как потом выяснилось, Хасавюрт). Спрашиваем у местных таксистов. Они сначала терпеливо пытаются объяснить дорогу (через кладбище, потом через мост, три раза направо...). Потом махнув рукой, отряжают одного из водителей в провожатые. За 150 руб. он доводит нас до гостиницы «Киев». За 1500 получаем неплохой номер и спать.


Пробег за день 516 км, от выезда до финиша 13.5 часов, средняя скорость движения 60 км/ч

Впереди еще несколько дней возвращения домой, украшением которых станет милый провинциальный Торжок. Да здравствуют приключения!

Окончание следует...

Комментарии (10)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

Miquel

  • 5 мая 2017, 16:07
Вообще, на приграничных дорогах у меня родилась теория, что по их состоянию можно судить о международных отношениях и опасениях.


Мне тоже приходила в голову такая мысль — как-будто плюнуть на коврик соседа хотят.

Армении — да, а в Нагорном Карабахе — нет, я не сумасшедший, бдительный страж повелел нам с детьми встать в сторонке, к стенке — руки на затылок, и ждать своей участи


Мне кажется, что украинско-российские односторонние отношения вторят этому чудовищному бреду в полной мере.

Спасибо, мне было интересно.
+
2
+ -
avatar

begun12

  • 5 мая 2017, 16:37
Да уж, поволнуешься тут! Хорошо, что все относительно благополучно завершилось, к тому же тысяча километров — не крюк)))
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 12 мая 2017, 14:53
к тому же тысяча километров — не крюк)))

Для нас, бешеных собак… ;)
+
2
+ -
avatar

Zebra

  • 5 мая 2017, 22:37
Приключения, однако!
Кстати,
Впереди еще несколько дней возвращения домой, украшением которых станет милый провинциальный Торжок.
очень жду! Планируем в этом году.
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 6 мая 2017, 23:39
очень жду

Мы там провели все несколько часов, но городок нам понравился. Я к тому, что подробной информации ждать не стоит, но впечатлениями поделимся, конечно.
+
2
+ -
avatar

niky-ur

  • 6 мая 2017, 19:50
Познавательно! Читал с интересом. Повторить пока не захотелось, руки на затылок это не для нас, подождем лучших времен. Первый абзац возьму себе на цитаты, так как сама мысль чрезвычайно понравилась.
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 6 мая 2017, 23:38
руки на затылок это не для нас

Ну, это ведь романтическое преувеличение, мы спокойно постояли возле блокпоста и поехали дальше. Хотя, конечно, напряженные отношения между Азербайджаном и Арменией — не выдумка, лучше эти две страны, по возможности, в одном путешествии не совмещать.

Вроде собирались сделать въезд в Армению по внутренним паспортам — тогда проще будет.
+
2
+ -
avatar

bulava61

  • 6 мая 2017, 21:11
Интересно у Вас, Борис, получается: задаёте вопрос, интригуете читателей (в комментариях к предыдущей главе, с картинкой), я стараюсь, потею, кряхчу, раскаляю головной мозг, даю ответ, не сплю две недели — правильно ли ответил?, а вместо разрешения вопроса получаю следующую часть. Вы — непоследовательны? Дайте же ответ.
+
2
+ -
avatar

bkozyrev

  • 6 мая 2017, 23:36
Ну, Алексей, Вы так легко и небрежно раскрыли все тайны предметов на фото, что мне после этого даже как-то неловко было подтверждать правильность Ваших догадок. ;)
+
1
+ -
avatar

BVD64

  • 10 мая 2017, 04:23
Да здравствуют приключения!

Чем примечательны приключения подобного рода (знаю по своему опыту) — оказываешься в таких местах, где при других обстоятельствах, побывал-бы вряд-ли! Так, что полностью поддерживаю — Да здравствуют приключения!
Восхищён Вашими детьми, Борис — азарт путешественника у них в крови!
Спасибо!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.