ЮЖНАЯ ГОЛОВОЛОМКА - ч.1 "КОЛОКОЛА, СПУТНИКИ И ОРУЖИЕ ПО ДОРОГЕ В КАЛМЫКИЮ" (СПб - Элиста) / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

ЮЖНАЯ ГОЛОВОЛОМКА - ч.1 "КОЛОКОЛА, СПУТНИКИ И ОРУЖИЕ ПО ДОРОГЕ В КАЛМЫКИЮ" (СПб - Элиста)

Вступление
Ч.1 СПб-Калуга-Тамбов-Элиста
===> Ч.2 Элиста ===> Ч.3 Калмыкия-Дагестан ===> Ч.4 Дербент
===> Ч.5 Баку ===> Ч.6 Гобустан-Шеки ===> Ч.7 Сигнахи-Тбилиси

Каким бы увлекательным и головоломным ни был процесс планирования и подготовки к путешествию, ничто не может сравниться с тем днем, когда, так толком ни к чему и не приготовившись, мы отправляемся в дальнюю дорогу. В этой части нашего отчета двигаться мы будем по сравнительно знакомым регионам нашей страны. Но и тут сумеем найти для себя (и, надеюсь, для вас) что-нибудь интересное, ранее не осмотренное. В колокола позвоним, на орбитальной станции побываем, оружием помашем. А потом вырвемся на оперативный простор калмыцких степей, где и начнется по-настоящему наше путешествие.



Что мы, в свойственном семейству Козыревых стиле «безумного чаепития», отпразднуем сюрреалистической встречей с одиноким верблюдом на страже общественного туалета… итак, вперед, навстречу верблюдам!

ДЕНЬ 0 (ср 08.06.2016): СПб — дача возле Кириши

Погоды в наших питерских краях в день выезда стояли чудесные. До +9 температура опустилась чуть позже, но дожди уже поливали нас от души. Самое то, чтобы в путь на юг отправляться. :)


питерские дожди

Первый ночлег в этом путешествии был у нас запланирован в ночь с четверга на пятницу в Калуге. Но я решил немного схитрить и выехать из Питера накануне, заночевав на даче у тестя. Дача в районе Кириши, километров 30 в сторону от Московского шоссе, но все же на 150 км ближе к цели. А главное — перед целым днем в пути не придется думать о питерских пробках. Не знаю, что, в итоге, было в четверг с утра, но когда в среду днем мы ехали на дачу — в пробках на КАД простояли больше часа. И потом по Московскому шоссе долго и муторно выбирались из города. В итоге, 180 км до садоводства, на которые обычно у меня уходит 2-2.5 часа, в этот раз отняли ровно четыре. =\ Заметная экономия для следующего дня!


дорога на дачу

Дело было, конечно, не только в сокращении дневного пробега. Заодно мы отвезли мою Аню и малышку Зою отдыхать на свежем воздухе. Вещи для путешествия и для дачной жизни, правда, пришлось укладывать по всему салону, но ничего, поместились и вшестером. Зато высадив на даче наших домоседов, мы смогли убрать третий ряд сидений в пол и перегрузить все в образовавшийся сзади грузовой отсек. От непривычного ощущения простора, я совсем потерял голову и даже взял в путешествие скейт и роликовые коньки для детей. Пусть, думаю, на роликах катаются по посещаемым городам. Ха! Нет, пару мест, где покататься можно было, мы нашли. Но именно там мы оказывались без машины. Так спортивное снаряжение и проездило с нами почти 10,000 км через все границы без всякого толку. И еще газовая плитка благополучно проспала всю дорогу в багажнике, вызывая подозрительные вопросы таможенников. Не готовим мы себе еду в дороге пока что. Лентяи.

ДЕНЬ 1 (чт 09.06.2016): Кириши — Новгород — Валдай — Калуга

Бодрость и наслаждение, которое я испытывал от погоды, можно легко увидеть по утренней фотографии водителя:


славная погода

Но вот члены экипажа нашего звездолета заняли свои места, вооружились, кто фотокамерой, кто бортовым журналом, кто альбомом для зарисовок…


экипаж к взлету готов

Можно и в путь тронуться. В 10:00 покидаем родные 6 соток, а в 10:35 мы уже вновь на Московском шоссе. Правда, ненадолго. В 11:20 сворачиваем в Новгород, и, увы, не ради его многочисленных достопримечательностей. Задний фонарь у меня барахлил: встроенные контакты сгнили, и левый поворотник то и дело переставал работать. В мастерской предупреждали, что скоро фару менять придется. А где я в пути буду искать запчасти для Доджа? Вот и решил прикупить эту штуку в Новгороде, выведав у глазастого интернета, что там в магазине такой фонарь обретается. Обидевшись на меня, старый фонарь тут же заработал идеально и так и не капризничал больше, пока не погиб смертью храбрых в Калмыкии на обратном пути. Стекло фонаря улетело от нас в неизвестном сказочном направлении. Ну, зато, когда мы вернулись домой, уже не нужно было заказывать запчасть!

Само приобретение задней фары отняло всего минут 20, а вот выбрались мы снова на Московское шоссе только в 12:40. Объездная дорога в данном случае экономит, действительно, немало времени.



О Московском шоссе много не расскажешь. Дорога хорошего качества, но очень утомительная бесконечными населенными пунктами. За окном мелькают купола церквей, неплохо отремонтированных, надо сказать. Правда, складывается ощущения, что краску для них закупали оптом — сразу для всех. Это вот на фотографиях два совершенно разных храма, не слишком близко друг от друга расположенных:



купола церквей вдоль дороги

В 13:10, оставив позади 210 км за этот день, мы подъехали к Крестцам. Еще ни разу не проехали этот знаменитый населенный пункт, не отведав местные пирожки, которые тут продаются вдоль дороги. Когда-то они, и правда, были совершенно замечательными, местной домашней выпечки. Но популярность, как обычно, все испортила. Большая часть продукции теперь — это стандартные и малосъедобные «промышленные» изделия. С каждым годом мне эти пирожки все меньше нравились. А в этом году — опять вкусно. Особенно, на обратном пути — там нам бабушка сама честно сказала, что она пекла, а что «с комбината». И еще, показалось, что вкуснее покупать эти пирожки поближе к окраине, туда, видимо, вытеснили «неорганизованных» торговцев, которым не завозят всякую дрянь централизованно. Мы остановились уже совсем рядом с выездом из поселка:


Крестцы

Подкрепившись, продолжаем наматывать километры трассы на колеса нашего «каравана приключений». Проведя конкурс названий, именно так дети окрестили всю нашу экспедицию.


магистраль

В 14:25 мы в Валдае. Лет шесть назад мы тут неподалеку даже ночевали, в озере купались. А вот валдайские музеи все время мимо проскакивали. Непорядок. Нам сегодня больше 800 км проехать нужно, ради сохранности собственной психики стоит выгулять и развлечь детей. Срочно паркуемся!



остановка на Валдае

Валдай, по местным меркам, поселение достаточно древнее. Регион этот еще в новгородских берестяных грамотах XII века засветился, а вот населенный пункт впервые упоминается в письменных документах с 1495 года (было в нем, тогда, целых два двора). Название (на одном из финно-угорских наречий) означало «живая вода». Ну, верно, Валдайское озеро рядышком плещется, вполне живенько. В следующем столетии, деревушка разрослась до почти 100 домов, и стало царским селом (привет городу Пушкин!). Когда на озере стали строить Иверский монастырь под личным руководством патриарха Тихона, папа Петра I подарил монастырю и село, и озеро. А в качестве подарочной упаковки переименовал Валдай в Богородицино, а озеро, соответственно… нет, не угадали, в Святое.

Прошло 200 лет, и Екатерина II решила забрать подарок обратно. Озеро лишили святости, имя селу тоже вернули светское. Как к этому отнеслись жители — история умалчивает. Но императрица постаралась подсластить пилюлю: сделала Валдай городом и даже наделила собственным гербом. Правда, что бы такого на гербе изобразить, видимо, не сразу смогла придумать. Честно призналась в пояснительной записке, что ничем особенным Валдай отличиться не сумел:



герб незначительности

Судя по гербу, где-то неподалеку находится Эверест. Ничего не могу сказать — не видел. Но местность вполне холмистая, живописная. Городок и по сей день — тихий и провинциальный.


Валдай

А вот каким он был лет сто назад:


Это при том, что Екатерина дела на полдороге не бросала: заказала для города план застройки, прислала сюда удивительного архитектора Львова, который и путевой дворец ей здесь построил, и дорожную церковь. Вообще, Валдай тогда существовал «при дороге» и работал Крестцами — в смысле, подкармливал проезжавших путешественников. Местные девушки успешно торговали баранками, в качестве бонуса награждая покупателей поцелуем. Надо подсказать торговкам пирожками бизнес-идею! Хотя нет. Лучше не надо. В общем, когда построили железную дорогу между двумя столицами — город сразу захирел. Целоваться на вокзалах местные красавицы категорически отказывались.



И все же, есть среди нас те, кто предпочитает романтику дорог удобству ж.д. вагонов. Вот для таких авто-карето-любителей местные умельцы успешно разработали и производили сигнальную систему aka «Валдайский колокольчик». Такой вклад в культурное наследие человечества не мог остаться незамеченным. О колокольном звоне даже в гимне Валдая поется (да-да, существует такой). Автобусная остановка, на которой мои дети сидели, если заметили — опять же колоколами декорирована. Да и историческая фотография старого Валдая тоже — из музея колоколов.

Этот музейный комплекс состоит из двух частей: собственно, «музей колоколов» расположен в старинном здании (та самая путевая церковь св. Екатерины, которую архитектор Львов построил для одноименной императрицы). А рядышком недавно открыли «колокольный центр» — более современный, интерактивный, где теперь и располагается почти вся немалая коллекция. Именно в колокольный центр мы первым делом и направились.

Просто смотреть по сторонам на разные колокола мне показалось скучным. Так что мы не пожалели 580 руб. на билеты на четверых + экскурсию. Действительно, с экскурсоводом было куда интереснее. Он рассказал и показал нам всю историю колоколов с древнейших времен, объяснил, как они менялись со временем, чем отличались друг от друга, почему нередко давали трещину. Объяснил, почему звонарь стоял внутри колокола, а не снаружи. Много, в общем, интересного сообщил.



музей колоколов

Любопытно было узнать, что православно-византийской традиции колокол казался явлением чуждым, языческим. Что, кстати, было не лишено оснований — во многих культурах колокола для отпугивания или призывания духов использовали. А, скажем, китайские колокола сознательно делались с глухим звуком, символизируя пустоту, к которой стремится буддистская религиозная традиция. Не наш метод. А народ-то созывать как-то нужно? Вот и пользовались на Руси билом, вместо колокола. Било — это не которым бьют, а по которому бьют. Примерно, такое:


било

Концерты таким инструментом не проведешь, ну так не для того и придумано было. Звон била сравнивали со звуком вбиваемых гвоздей, что должно было напоминать верующим о страданиях Христа. Некоторые из «ортодоксальных» инструментов видом напоминают коромысло — но и здесь усматривали особую духовную подоплеку: мол, не коромысло это, а ребро Адама. А колотить ребра Адама как раз в Домострое рекомендуется, опять же традиция почтенная. В общем, борьба с чуждыми веяниями продолжалась не одно столетие, даже когда о язычниках и думать давно забыли. Только теперь она шла с «латинянами», которые колоколами пользовались издавна (в итальянской провинции Кампанья их стали отливать еще в IV веке).

Однако, со временем колокол все же потеснил (хотя и не вытеснил до конца) своего благочестивого, но не благозвучного конкурента. Что, в конце концов, и дало рождение тому самому валдайскому колокольчику, «широкому, как юбки валдайских барышень».


снаряжение извозчиков

Эти колокольчики, со временем, стали даже за границей подделывать: в музее показывают «контрафактные» образцы, с псевдо-русскими надписями. Впрочем, на фотографии не только валдайский колокольчик показан, но и другие полезные вещи, например… наспинные часы! Почему наспинные? Думаю, и сами догадаетесь! ;)

Вообще, в музее много всего интересного. Макет Петропавловской церкви, например, который показывает, где у нее какие колокола. Фильм демонстрируют о маниакальном упорстве, с которым большевики пытались уничтожить и заставить замолчать все церковные колокола. Но что я буду про это рассказывать? Будете на Валдае — обязательно сходите в музей. Нам очень понравилось.



Только имейте в виду: экскурсия длинная, подробная (по крайней мере, с нашим экскурсоводом). Гуляли мы по центру часа полтора. А ведь нам было мало посмотреть на колокола. Нам в них самим позвонить хотелось!

Для этого нужно пройти в старое здание музея, расположенное в Путевой церкви Екатерины II.



старый корпус музея колоколов


видео-зарисовка музея

Вот там можно не просто полюбоваться развешанными по стенам колоколами, колокольчиками и колоколищами, но и создать собственный шедевр звона. Не знаю, как там выживают работники музея — может быть, их нанимают из числа изначально глухих людей? Но наши дети от своих выступлений получили море удовольствия.



шедевр колокольного звона

Остановка в Валдае отняла у нас, в целом, 2 часа. В 16:30 мы вновь на Московском шоссе. Через 45 минут навигатор показывает, что мы уже совсем близко от печально знаменитого Вышнего Волочка. Город хороший, интересный, с историей. Но знаменит он среди автопутешественников чудовищной и почти неизбежной пробкой. Ни разу я еще не проехал этот крошечный участок М10 меньше, чем за полтора часа. Но кое-что на наших трассах все же меняется к лучшему! В частности, здесь построили кусок будущей новой магистрали Москва-СПб М11, который по совместительству работает объездной вокруг Волочка. Да, дорога платная. Да, 200 руб. за 50 км — немалые деньги. Но за удовольствие проехать эти 50 км за 35 минут (вместо пары часов на 10 км пути) я готов платить с радостью. К тому же, бесплатная дорога никуда не делась. Может быть, она даже стала чуть-чуть свободнее.

К сожалению, везде хорошо на наших дорогах не бывает. На этот раз ад для водителей решили создать на объездной Твери. Дорога в июне была разгромлена ремонтниками полностью, машины медленно ползли по уцелевшей полосе в облаке строительной пыли. За полчаса мы, с огромным трудом, смогли здесь проехать примерно 8 км. Обычный навигатор предлагал быть настойчивыми и пробиваться к МКАД или хотя бы к 108-й окружной дороге. Но Яндекс погуглил дорожную обстановку и предложил прекратить наши мучения досрочно. В 19:10 мы повернули с М10 на Волоколамск.



Дорога не слишком хорошего качества, но зато — почти пустая. Если внимательно смотреть по сторонам, то и здесь можно найти что-нибудь примечательное или забавное.



Когда мы впервые увидели такие купола на церквях в 2009 году, то решили, что это возможно такая форма реставрации. Пока готовятся восстанавливать настоящий купол — делают временный, виртуальный. Но похоже, что как обычно нет ничего более постоянного, чем временное решение проблемы. Проще объявить эти прозрачные купола — особой формой православного зодчества, придумать подходящее духовное значение (например, чтобы взгляд странника устремлялся сквозь купол к небу, а не к земным постройкам) и успокоиться на этом. =\

А вот в этих столбах наши дети углядели закадычных друзей, в обнимку шагающих по просеке:



Что-то в этом есть… :)

В 20:25 проезжаем Шаховскую. Дорога существенно лучше и все такая же пустая.


дорога на Калугу

В 21:20 мы в Можайске. Газ закончился уже в 3-й раз за этот день. Нужно пояснить, что бензобак у Доджа внушительный, порядка 70 литров — на целый день в пути хватает. А вот бак для газа рассчитан только на 40-45 литров пропана. При этом расход голубого топлива в автомобиле существенно выше, чем бензина. Это все равно выгоднее по деньгам, но вот заправляться приходится куда чаще. В этом путешествии мы зачастую под конец дня уже слишком торопились к месту ночлега, чтобы тратить время на еще одну заправку. Если бы не это, расходы на топливо были бы поменьше.

Впрочем, увидев туман, затянувший окрестные поля, мы все же сделали короткую остановку, чтобы попытаться сфотографировать окрестности.


туман

Постепенно темнеет. Луна над головой напоминает нам, что день ото дня мы будем все ближе к исламским регионам и странам.


полумесяц

Время уже к 22:00. Продолжаем движение по неосвещенной трассе и вдруг… она исчезает. Машину подбрасывает на ухабах и чуть не заносит в сторону. Заснул? Свернул с дороги в поле? Вот не зря же я терпеть не могу ездить в темное время суток!!! Выскочил я из машины, чтобы понять, что же произошло? А ничего особенного не произошло. Просто небольшой перерыв в асфальтовом покрытии. Ну в самом деле, не всю же дорогу асфальтом выстилать! А где тогда любители внедорожных приключений резвиться будут?!



«трасса»

Я был сильно впечатлен. Все же до этого дорога была, может и не уровня федеральной трассы, но вполне приличная, соответствующая своему «междугороднему» статусу. Но это я все по неопытности. К концу нашего путешествия мы уже совсем и не удивлялись таким сюрпризам. Слушали мы на обратном пути детскую аудиозапись советской еще книги «Пять похищенных монахов» Ю.Коваля. И эта книга нам все объяснила. Там был отрывок о милицейской погоне за бандитом по кличке «Кожаный». Причем милиционеры мчались на мотоцикле, а преступник удирал на похищенной телеге с лошадью. И однако, как стражи порядка ни старались — не получалось у них настичь негодяя:

— Да что такое? — горячился Крендель, переживая. — Что
он, заколдованный, что ли?
Но Кожаный не был заколдован. Заколдована была дорога.
Много лет подряд колдовали над нею бульдозеры и коровьи стада.
Они-то наколдовали столько колдобин, что превратили дорогу во
что-то, не похожее ни на что. Только сбоку, в профиль, имела
она сходство с гребнем гребенчатого тритона. Но если
гребенчатый тритон сам живет в воде, то здесь вода находилась
в колдобинах, куда ранней весной и приползали нереститься
гребенчатые тритоны из кармановского пруда. В иных колдобинах
водились и караси.
Мотоцикл, вгрызаясь в дорогу, порой скрывался из глаз, а
вместо него бил фонтан, будто на этом месте открылась нефтяная
скважина.
Лошадь была умней мотоцикла, даже и милицейского. Она
знала колдобины наизусть, чувствовала, куда надо шагнуть.
Впрочем, телега иногда подскакивала на всех четырех колесах, а
то и плавала, подобно барже.


А мы тут еще на что-то жалуемся!!! Лошадью надо ходить (в смысле, ездить), лошадью! =)

Слава Богу, машина наша не пострадала, и заколдованный участок дороги был не слишком большим. А то нас уже заждались гостеприимные хозяева, у которых мы будем сегодня ночевать. В 23:15 мы въезжаем в Калугу, а еще через 15 минут паркуемся рядом с домом в новостройках, где нас согласились приютить. Вон и хозяйка уже встречает:


Хозяйка дома



Пробег за день 835 км, от выезда из садоводства до финиша 13.5 часов, средняя скорость движения 80 км/ч

ДЕНЬ 2 (пт 10.06.2016): Калуга — Тула — Тамбов

В Калуге у нас живут друзья, служители в одной из местных церквей. Но они сейчас жилье снимают и разместить нас у себя не могли. Зато нашли нам другую молодую пару, согласившуюся пустить на постой шумную компанию из Питера. Вечером, уложив детей, я с новыми знакомыми пообщался, расспросил про их жизнь и планы. А утром им на работу нужно было. Так что они передали нас в заботливые руки друзей и откланялись.

Погода налаживалась на глазах. Яркие краски новостроек тоже повышали настроение.



яркий двор

Ложкой дегтя послужила моя собственная невнимательность. Место для парковки я искал долго, время было уже позднее, и в итоге не заметил я, что машина частично перегораживает узкий проезд между домами. Подойдя к ней утром обнаружил вот такой грозный призыв, впрочем, вполне вежливый:


обличительная надпись

Смайлик — это детки в ответ нарисовали. Мне не до смеха было. Ну, что делать, мы в любом случае долго здесь стоять не собирались. Надо посмотреть, чем нас Калуга порадует.

Сам город мы толком осмотреть не успели, к сожалению. Калуга столетиями служила пограничной крепостью, форпостом на Оке — то против Литовского княжества, то против крымских татар. Со всеми сопутствующими этому статусу проблемами — регулярными вторжениями, осадами и разрушениями. До кучи — пожары, эпидемии, голодные годы, выкашивавшие почти все население. Тем не менее, здесь еще есть некоторое количество старинных купеческих домов и церквей, ради которых было бы приятно погулять по центральным улицам. Будем надеяться — еще выпадет случай.

Основными же достопримечательностями современной Калуги считаются связанные с жизнью и наследием К.Э. Циолковского. Этот гениальный самоучка за свою жизнь много где успел пожить и поработать, но с 1892 г. и до самой смерти проживал именно здесь. Неудивительно, что тут можно осмотреть и дом-музей ученого, и музей космонавтики его имени, и парк Циолковского и еще много посвященных ему мест. Вот с парка мы и начнем…




парк Циолковского

Парк — это собственно небольшой сквер, где захоронен ученый. Дети (наши и калужских друзей) с удовольствием по этом скверу побегали. Из парка мы выходим к музею космонавтики.


возле музея

За забором, где когда-нибудь (похоже, нескоро) возведут второй корпус музея, — ракета Восток и другие уличные экспонаты.


ракета Восток

Раньше можно было прямо под ней прогуляться, но увы — стройка… впрочем, понятно, что, как и большинство экспонатов, это копия. Все-таки, после полета в космос — мало что возвращается на Землю, по крайней мере, в пригодном для музея виде. Тем не менее, пора нам и сам музей посетить!


здание музея

Билеты для нас как многодетных были бесплатные, заплатили только за фотосъемку — 200 руб. Надо было с экскурсией походить: у нас знакомые позже были с гидом, сказали — очень много всего иначе просто не замечаешь и не понимаешь. Но для этого пришлось бы ждать около часа — экскурсии здесь только по расписанию. Все равно — было достаточно интересно.

Можно выделить несколько тем, которым посвящены экспонаты музея. Во-первых, Гагарин. Он сюда приезжал на открытие музея, и фотографии первого русского космонавта тут повсюду.



Даже машину, на которой он проехался по улицам города, выставили в музее. Правда, зачем-то распилили несчастное транспортное средство:



Вторая важная тема музея — это собственно наследие Константина Эдуардовича Циолковского. Ну, о Циолковском в нашей стране все слышали. Хотя спроси, что именно этот ученый открыл или изобрел — не каждый ответит. А между тем — человек был очень неординарный. Этот рано оглохший и почти ослепший провинциал то «открывал велосипед» (не подозревая, что разработанная им кинетическая теория газов существует уже лет 30), то далеко опережал свою эпоху, придумывая ракеты-дозаправщики и поезда на воздушной подушке. Мне было интересно узнать, что в XIX-XX веках в России было целое философско-научное движение «космизма», сильно повлиявшее на Циолковского. В частности, учитель Циолковского — Федоров — обосновывал неизбежность заселения других планет… грядущим воскресением мертвых! Он прикинул, что девать всех воскресших умерших на нашей Земле будет некуда, так что надо готовиться — космос осваивать. :)

С другой стороны, любопытно, что Циолковский (веривший в разумность атомов, но не в Бога) отчаянно спорил (заочно) с Эйнштейном: теорию относительности он называл «рискованной гипотезой», а расширение вселенной, замедление времени на больших скоростях и невозможность превысить скорость света считал полной ерундой и обновленными «шестью днями Творения». Мол, слишком много западные ученые Библию читают! Из чего я делаю приятный для себя вывод: человек, много читающий Библию, имеет больше шансов стать новым Эйнштейном. ;)

Все это, разумеется, вовсе не умаляет заслуг автора теоретической космонавтики. И полюбоваться наивными, но очень интересными моделями и разработками Циолковского, выставленными в музее, безусловно стоит:



идеи Циолковского

Ну а больше всего экспонатов, как и должно быть, посвящено, собственно, освоению космоса.


зал


спускаемый аппарат для Белки и Стрелки


спутник


скафандр первого космонавта

Особенно любопытно заглянуть в макет станции «Мир». Сама-то станция, ясное дело, давно утонула. Но многие из экспонатов — подлинные или запасные. Можно выяснить, как космонавты тренировались, где спали, как сидели и (что всегда вызывает особый интерес у школьников) как умудрялись ходить в туалет в условиях невесомости…







орбитальная станция Мир

На сеанс в планетарий мы не пошли — нужно было платить дополнительно, да и времени было мало. Но между сеансами побродили по планетарию — детям дали потрогать настоящий железный метеорит, привезенный в музей из Сибири.


прикоснуться к звезде

На прощанье еще полюбовались ракетоносителем Восток. Отсюда из окна ракета выглядела, пожалуй, даже внушительнее.



Съев на прощанье мороженое вместе с нашими друзьями, мы в 14:00 снова отправились в путь. По дороге к следующему месту ночлега, мы еще хотели заглянуть в славный город Тула и побродить по Оружейному музею. Я сознательно планировал этот день как разгрузочный после вчерашнего перегона, поэтому оставил побольше времени на экскурсии.


дорога

В 15:40 проехав 105 км за полтора часа, мы въехали в Тулу.


блеск и нищета

В славном городе Тула мы, в отличие от Калуги, уже бывали раньше, во время нашего путешествия в Новороссийск. Город тогда произвел на нас двойственное впечатление. Мы увидели немало интересных для туристов мест и музеев, но столкнулись с каким-то поразительным равнодушием к гостям города со стороны тех, кто на этих гостях должен зарабатывать. Одной из главных достопримечательностей, которые мы тогда наметили к посещению, был легендарный оружейный музей. Однако, попасть в него было не так просто. Кроме двух выходных, перерыва на обед и, в принципе, короткого рабочего дня, музей защитился от понаехавших тут путешественников еще и плавающим санитарным днем, выпавшим как раз на наш визит.

Так что посетить эту жемчужину Тулы нам не удалось. Как говорит моя отравленная психологическим образованием жена: «гештальт остался не закрыт». Музей нужно было взять штурмом, независимо от количества оружия, в нем сосредоточенного. Поэтому в этот раз мы тщательно подготовились к осаде и высадили десант в Туле, в самый уязвимый для обороны музея момент. Оставалось выбрать точку проникновения…

За прошедшие с прошлой поездки годы Тульский государственный музей оружия не только избавился от бесконечных выходных, но и обзавелся новым зданием в форме шлема (тогда оно только строилось). В старом, насколько я понимаю, осталась «подкованная блоха», а новое завлекало обещанием современных выставочных пространств и интерактивных программ. Победила, в итоге, простая логистика: побоялся я лезть в самый центр города, а потом оттуда выбираться в час пик. Так что в этот раз мы решили пробежаться по новому корпусу музея, а тульский кремль посетить еще раз в другом путешествии.

В 16:00, сделав почетный круг вокруг нового здания, мы припарковались на набережной возле музея.


оружейный музей

Вход находился с другой стороны, поэтому мы немного прошлись пешком, любуясь находящейся рядом Николо-Зарецкой церковью — частью музея Демидовых.



«Демидовская» церковь

Никита Демидов был, на самом деле, Никитой Антуфьевым. Демидом звали его отца — крестьянина, перебравшегося в Тулу и ставшего здесь успешным кузнецом. А Никита, получается, был, скорее, Демидовичем. Но разницы между отчеством и фамилией тогда особой не было. Разбогател на военных подрядах для Петра I начинающий промышленник уже под новой фамилией. В церкви, построенной его сыном, находились родовые захоронения Демидовых. А ее близость к оружейному музею логична — именно Демидовы вывели славу тульских оружейников на мировой уровень.

Уже снаружи здания оружейного музея можно полюбоваться образцами военной техники.



Билеты для многодетных — бесплатные, любительская фотосъемка (что особенно приятно) — тоже.
Подробно рассказывать про экспозицию я не буду. Она большая, интересная, размещена на нескольких этажах. Оружие холодное, огнестрельное, охотничье… много исторических экспонатов, цифровых презентаций, посвященных разным войнам, в которых участвовала наша многострадальная страна. Тут нужно гулять не торопясь, с хорошим экскурсоводом, а не как мы: бегом-бегом, хоть что-нибудь увидим. Но даже в таком режиме — нам понравилось. Единственное, подсветка какая-то странная, для фотосъемки не очень подходящая. Удачных снимков — по пальцам можно пересчитать.



экспозиция музея

Для детей предусмотрены возможности поиграть, переодеться в военные костюмы, пострелять на тренажере из гранатомета (ни разу не попали). Часть интерактивных развлечений платная, но мы, вроде бы, ни за что не доплачивали.



интерактив

В музее мы провели полтора часа — мало. Но, в целом, остались довольны, всем рекомендуем. Поели в Макдональдсе, потолкались в пробке и в 18:05 покинули город.

Навигатор (уж не помню, какой из двух) повел нас напрямик, известными лишь одному ему козьими тропами. Вначале, это радовало, поскольку пробок на дороге не наблюдалось совсем. Потом стала понятна и причина…



дорога Тула-Тамбов

Впрочем, «заколдованный участок» вновь оказался не слишком большим. В 19:15 выскакиваем на М6.


трасса

Надо сказать, с прошлого раза, когда мы тут проезжали, федеральная трасса стала заметно хуже. И покрытие изрядно разбили, и пробки стали заметнее. Но ехать можно. Главное — внимательно. В какой-то момент, уже по темноте, вдруг выскочили на полной скорости в крошечный населенный пункт (вся зона ограничения скорости — метров 50 по трассе). И тут же вспышка. Ну все, думаю, придется оплачивать «моментальное фото» своего автомобиля. Но нет. Так ничего и не пришло. То ли померещилось, то ли номера под грязью не разобрали. =\
В 22:20 въезжаем в Тамбов, а еще через 10 минут паркуемся возле дома наших друзей.


Пробег за день 500 км, от выезда до финиша 8.5 часов, средняя скорость движения 77 км/ч

Самих друзей (очень обрусевших американцев, о которых я рассказывал в том же отчете про новороссийское путешествие) дома не было. Они уехали в редкий отпуск на родину. Но попросили знакомого, который присматривал за квартирой в их отсутствие, разместить нас на постой. Приставучую хозяйскую псину, от греха подальше, заперли в другой комнате. Что, возможно, спасло ей, если не жизнь, то немало нервов. А вот некоторым домашним животным не так легко куда-нибудь удрать…


осторожно, черепаха!

Подпись под фотографией — это не предостережение о черепахах. Это призыв к черепахе быть осторожной и пересидеть наше вторжение где-нибудь в безопасном месте.
Ну, никто всерьез не пострадал, насколько я смог заметить. Всем уже спать очень хотелось! ;)

ДЕНЬ 3 (сб 11.06.2016): Тамбов — Волгоград — Элиста

Этот день задумывался как чисто транзитный, без всяких достопримечательностей. В Тамбове мы были уже дважды. Это милый провинциальный город, тут можно хорошо погулять вдоль набережной, но мы спешили в новые неизведанные края. Дорога предстояла неблизкая, так что планов что-то смотреть по пути не было. И тем не менее, именно этот день стал настоящим началом нашего путешествия и подарил мне совершенно незабываемые впечатления, которые ни фотографиями, ни словами не передашь.

Выехали мы, тепло попрощавшись с гостеприимным «смотрителем квартиры», в 9:30. Через 20 минут уже встали на трассу. В бортовой журнал кроме трех заправок и обеда — и внести-то нечего! Впрочем, поля, леса, постепенно появляющиеся участки степи… подсолнухи… в общем, как-то справлялись со скукой.

К 17:30 въезжаем в Волгоград. Легендарный город-герой, безусловно, стоит посещения, но и здесь мы уже дважды побывали, на Мамаев курган детей водили, в Волге купались. Когда-нибудь надо будет еще погулять. Но в этом путешествии, напомню, мы на российском участке пути «закрываем пропущенное» или посещаем еще неизвестные нам города. В Волгограде таким белым пятном остается Сарепта — поселение немецких колонистов. Эти протестанты, пока Екатерина II на Валдае с колокольчиками баловалась, пытались под ее покровительством создать в местных степях «рай на земле». Недавно выяснил, что в этом районе даже музей имеется, что еще больше разожгло мое желание навестить Сарепту. Но увы — нужно приехать в будний день, а мне это ни разу пока что не удалось.

Яндекс обнаружил страшные пробки на окраине Волгограда и повел нас прямо через центр, где пробки были чуть-чуть менее страшные. Обычно, все проезжающие через Волгоград отмечают, что дороги в городе не чинят со времен Сталинградской битвы. Я за все три раза ничего особенно ужасного здесь не видел. Город муторный для автопутешественников, поскольку вытянулся на рекордные 60 км вдоль Волги, а объездной нет. Мы проезжали транзитом лишь часть Волгограда, но намотали по нему больше 40 км и потратили на это в субботу больше часа. Но вот разбитых дорог, честно признаюсь, не видел. Думаю, что основные страдания достаются тем, кто едет из восточных регионов нашей страны и в город-герой въезжает со стороны Саратова. А въезд со стороны Тамбова и выезд на юг — вполне приличные.

Единственное, позабавили в этот раз канализационные люки. Стараниями ремонтников все они на нашем пути были превращены в какие-то противотанковые укрепления, приходилось осторожно объезжать каждый:


Волгоград — люки

И еще город, устоявший против гитлеровских полчищ, в июне обычно оккупирован мошкарой. Мы не сразу догадались, почему дорожные рабочие облачены в какие-то странные сетки, покрывающие лицо. А потом (уже вечером) посмотрели на свои номерные знаки — и все поняли:


мошка

В 18:30 мы вырвались из последнего крупного города на нашем пути на юг. До Элисты нам предстояло проехать еще 265 км по степи. Я готовился к нескольким часам скучной дороги по унылым просторам, где глазу не за что зацепиться. Поначалу, ожидания, вроде бы, казались оправданными…



дорога в степи

И вдруг на меня нахлынуло… ощущение беспричинного счастья и восторга! Наше путешествие продолжалось уже три дня с хвостиком. А я до этого момента чувствовал себя так, как будто уже несколько дней стою в пробках. Да, музеи. Друзей навестить — всегда приятно. А еще ремонты дорог, объезды, полуразбитые федеральные трассы… и вдруг, внезапно — свобода! Как будто пробка закончилась, и впереди только простор, дорога, какие-то фантастические непривычные пейзажи вокруг.

И запахи. Нет, ЗАПАХИ! Вы не представляете, как пахнет степь вечером, на закате. Мы открыли все окна, которые можно было открыть, и глотали этот пьянящий, терпкий с горчинкой воздух, насыщенный полынью, степными цветами и травами, которым я и название не знаю.

Тут нужно сделать оговорку. Как нам позже объяснили в Элисте, нам неслыханно повезло. Любоваться степью нужно весной, когда она пылает бесчисленными тюльпанами (калмыки убеждены, что голландцы привезли тюльпаны именно отсюда, подобрав их на великом шелковом пути). В июне степь должна быть уже выжженной пустыней. Но в этом году Калмыкию два месяца до нашего приезда поливало какими-то немыслимыми ливнями. Температура опустилась до рекордно холодной — всего лишь +30. =) И лишь поэтому в июне все вокруг зеленело и благоухало.


вода в степи

Но кого интересуют причины, когда вокруг такое великолепие? Мы даже пару раз остановились прямо на дороге, чтобы хоть что-то попытаться (без особого успеха) запечатлеть…


фотограф



закат в степи

Однако, торопиться надо. Быстро темнеет, а нас в Элисте люди ждут. Превышать мы не любим, а про калмыцких гайцов и их сверхъестественные способности маскировать свои засады и камеры — по интернету легенды ходят. Может, правда, они просто спали в поздний час. Так или иначе, степь казалось почти безлюдной. Ни стражей законности, никакой другой живой души. Изредка фары высвечивают отдельные домики. И вдруг…



одинокий верблюд

Мы сначала глазам не поверили. Пришлось вернуться, чтобы убедиться — да, в Калмыкии туалеты ночью верблюды охраняют. Людей вокруг по-прежнему ни души. В чужом отчете прочитал про это (или похожее место), что у них своя верблюдица, а в гости к ней регулярно приходит верблюд из степи.

Все, мы уже не зря здесь побывали. Такой край не может быть скучным и заурядным! =)

В 21:30 наш экипаж прибыл в столицу калмыкского ханства — город Элисту, где нам предстояло в этом убедиться.


Пробег за день 855 км, от выезда до финиша 12 часов, средняя скорость движения 75 км/ч

Комментарии (8)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

begun12

  • 19 января 2017, 15:08
Начало путешествия — захватывающее и вдохновляющее, да и сам отчет — живой, несущий на себе отпечаток личности автора и многочисленных «соавторов» автоприключения.
Кстати, говорят, что выезжать в дождь — это хорошая примета. Но лужи, конечно, впечатляющие.
Мы сами в январе проделали путь по самому знаменитому российскому маршруту, так что есть что вспомнить.
Пирожки в Крестцах пробовали один раз, в прошлую поездку, так вот нарвались на не самый качественный продукт: сырое липкое тяжелое тесто, недожаренный лук в начинке… Муж мой поэтому теперь ничего слышать не желает об этой придорожной пище. Хотя, жаль: достопримечательность целая.
Валдайский музей понравился! Нам не посчастливилось в него заглянуть, когда мы там ночевали: музей был закрыт на большой амбарный замок. Зато работал магазин: купленные два колокольчика легли в основу собираемой коллекции. Когда я пыль с нее протираю, стараюсь не издавать никаких звуков именно валдайскими колокольчиками, иначе легкая контузия обеспечена. Не представляю, каково сотрудникам музея после рабочего дня: голова, наверняка, как колокол гудит!
Объездная вокруг Волочка — это просто подарок, причем, по сходной цене)))) А вот внезапное исчезновение асфальта — это испытание не для слабонервных. Такие места любят появляться в Калужской области, и еще мы так попали тоже затемно при поездке в Пушкинские горы. Но у вас, опыт, оказался явно значительнее!
Калужский музей космонавтики для туляков — накатанное место: редкий тульский школьник не выезжает туда с классом на экскурсию, а то и два-три раза. Я сама с удовольствием там побывала, вспомнила атмосферу всеобщего увлечения космосом в советское время.
Рада, что удалось поставить галочку напротив нового Музея оружия: строили-строили и наконец построили. Я там была уже много раз с коллегами и родственниками из других городов, у всех неизменный восторг. Взрослые мужчины фотографируются в касках и с деревянными автоматами в игровой комнате на полном серьезе. Еще пользуются популярностью голографические экспонаты, а также изготовление фотографий в форме разных видов войск разных эпох — эта фотка улетает на указанную электронную почту.
Очень впечатлили степи и верблюд на боевом посту.
Огромное спасибо за рассказ, о степени понравившегося свидетельствует размер комментария!
Продолжение ждем-с)))
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 20 января 2017, 17:02
Спасибо, Света. Эта часть, неизбежно, транзитная и по местам, которые для многих читателей — родная песочница. Но я рад, что Вы и здесь нашли какие-то приятные воспоминания или схожие впечатления.
+
3
+ -
avatar

SuperMax

  • 19 января 2017, 15:42
Яндекс погуглил

Я бы это словосочетание подкорректировал так: «Яндекс пояндексил»)))

Стараниями ремонтников все они на нашем пути были превращены в какие-то противотанковые укрепления,

Это они как истинные волгоградцы так делают, на всякий случай.

И запахи. Нет, ЗАПАХИ! Вы не представляете, как пахнет степь вечером, на закате. Мы открыли все окна, которые можно было открыть, и глотали этот пьянящий, терпкий с горчинкой воздух, насыщенный полынью, степными цветами и травами, которым я и название не знаю

Поймал себя на том, что перечитал этот абзац несколько раз. А потом понял почему — это же стихи в прозе. Прекрасно написано. Браво.
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 20 января 2017, 13:19
Яндекс погуглил — Я бы это словосочетание подкорректировал так: «Яндекс пояндексил»)))

Это была неуклюжая попытка пошутить. ;)

Поймал себя на том, что перечитал этот абзац несколько раз. А потом понял почему — это же стихи в прозе.

Спасибо! Степь — она такая. Вдохновляет. =)
+
3
+ -
avatar

Zebra

  • 20 января 2017, 02:29
Дороги у нас второй год как делают, к чемпионату всё, а говорят, пользы от него никакой :) Есть она, есть! И люки подняли как раз для второго слоя асфальта, сейчас они уже не торчат, вровень с покрытием.
Июнь да, в этом году был очень холодный, потому и не выгорела степь. А пахнет она и выгоревшая, хоть и не так, как весной :)
Здорово пишете, читать легко и интересно!
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 20 января 2017, 14:31
Дороги у нас второй год как делают

Ну, путешественники с востока страны продолжают ворчать. Может, по привычке? ;)

пахнет она и выгоревшая, хоть и не так, как весной

Это радует! Я могу путешествовать только летом, надеюсь еще побывать в тех краях — здорово, что есть шанс снова насладиться степью.
+
2
+ -
avatar

Рефулер

  • 20 января 2017, 13:23
Правда, складывается ощущения, что краску для них закупали оптом — сразу для всех.

Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение — Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например:
Белый — храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня
Голубой — в честь Пресвятой Богородицы
Красный — посвященный мученику (мученикам)
Зелёный — преподобному
Жёлтый — святителю
Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая.
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 21 января 2017, 14:23
Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение

Спасибо, не знал. Но если честно — не думаю, что все храмы вдоль трассы М10 имеют одинаковое посвящение. Мне кажется, что там государство реставрирует, а не РПЦ, и выбор цвета обусловлен госзакупками. В Питере такое при реставрации исторических зданий было сплошь и рядом: то все подряд красили в истошно розовый, а пару лет спустя все реставрируемые здания небесно голубым покрывали. Хотя, конечно, могу и ошибаться на этот счет.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.