Глава Урал. Часть1
Ермак камень, Челн Ермака, Кот Ермака, Жена Ермака, Теща Ермака, Кунгурские ледяные пещеры (подозреваю, что тоже Ермака)
Четвертый день экспедиции, 13 июля.
Проснулись мы с Аннике в полпятого по Москве, и взглянув на туманную красоту вокруг пошли на Ермак Камень. Парма, ворота Урала, открылись нам необычайным спокойствием и даже какой-то иллюзорностью картинки.
Хороши просторы, будь я атаманом Ермаком, тоже выбрал бы этот камень в качестве смотровой точки для объятия взором необъятных просторов ещё неизученной тогда страны.
Когда мы спустились, надо было слегка посуетиться, потому как мы немного заморочили Севе голову, и Ермак-камень получился на таком расстоянии от трассы, что Севе только выходить на неё полдня, а еще надо успеть в ледяные пещеры Кунгура, а еще нам сегодня очень надо до пяти в Гремячинск, а еще ребятам надо успеть забраться на Ермак, просто потому, что оно того стоит.
В итоге все всё успели и в районе 10.30 утра по местному времени воссоединились у Парка, рядом со входом в Ледяные пещеры.
Купили билеты и стали коротать время до экскурсии в парке. В парке всё, так или иначе, связано с легендой этих мест – Ермаком Тимофеевичем. Поэтому даже рядом со скульптурой репки и прочих персонажей одноименной сказки нам мерещилась репка Ермака, Бабка Ермака, Внучка и Жучка тоже Ермака.
Давно пора просто переименовать Кунгур в Ермак, для полноты картины.
Ледяная пещера вызывает очень двоякое отношение, как две стороны медали.
С одной стороны, пещера уникальная, с неравномерной температурой ствола, причем ледяная с краёв, и плюсовая в центре, по ней проложен интересный экскурсионный маршрут, и очень много познавательного рассказывают. С другой стороны, искусственная подсветка яркими светодиодными прожекторами выглядит несколько вычурно и чуждо.
Посещения в любом случае стоит, а всё остальное дело вкуса.
Кто-куда, а мы в Басеги.
Всё ещё 13 июля, четвертый день экспедиции, Гремячинск, Лесовозка, Рыжая Вильва.
Не долго и не коротко, а надо нам в Гремячинск, очень надо до пяти вечера, так как записал я нашу команду на маршрут по Северному хребту Басеги, что очень сильно государственный заповедник, с квотой посещения 250 человек в год.
По пути оценили величие реки Чусовая, теперь «Золото Бунта» и «Географ Глобус Пропил» стали обрастать реальными иллюстрациями этих мест, а спустя несколько километров, остановились у реки Вильва, с открытыми ртами, поскольку несёт она воды темно оранжевого цвета.
Потом уже выяснили, что это техногенная катастрофа и это ядовитые шахтные воды окрасили реку сначала в цвет фанты, ну, а сейчас реакция затухает и фанта потемнела, но выглядит очень по-марсиански.
Я писал выше, про проблемы с питьевой водой, так вот это касается всего Среднего Урала. Северная фишка, что можно пить из любого водоёма здесь не работает, все крупные реки и их притоки загажены промышленностью и их величественный ток полон яда. Остаются мелкие притоки, речушки, и верховья. Такие вещи очень сильно обесценивают существование человека как вида.
Гремячинск похож на все остальные города быстрорастущей советской индустрии и состоит из бесконечной улицы Ленина с малозаметными отростками ушедшей эпохи. Пошел на регистрацию, подписал целый ворох бумаг, о том, что виноват во всём этом авантюризме только я, потом каждый из нас подписал еще пару кубометров тайги, мол, мы не против, что нас сожрет медведь и покусает клещ, и мы торжественно клянемся не отбиваться, поскольку леса и звери заповедные, а ударенных по голове туристов еще много. Нам рассказали очень интересную схему, как добраться до КПП:
На маленькой плохопропечатанной черно-белой карте расставили отметки и объяснили:
— Вот тут, то-ли через два, то-ли через девять километров свернете на Лесовозку, дальше едете 50 или 55 километров по ней, будет поворот направо и шлагбаум, вам туда не надо. Едете дальше еще 19 километров, будет река «Большой басег» там еще вагончик лесника стоит, за ним около 11 километров и на развилке правее, а то уедете к Усьве, потом переедете «Малый Басег», через 10 километров справа будет шлагбаум, вам туда не надо, а вот еще через семь, будет малозаметный шлагбаум, если проедете, то поскачите дальше, вокруг заповедника, так что не пропустите.
В целом, всё ясно, но немного смущала некоторая разница в километраже на точку входа и развилки. И вот здесь надо сказать отдельное спасибо Саше Густаву и его рекомендации скачать навигационную программу OSMAND для андроида. Эта штука знает каждую тропку, включая пешеходные даже в самых глухих местах, ехали с пробной, бесплатной версией, сейчас буду покупать полноценную, она того стоит, рекламы тут нет, просто хорошая прога для путешественника.
Лесовозка-лесовозке рознь, я ожидал что-то эпичное и переживал за то, что 90 километров по ней мы просто не пройдем в указанный срок, но оказалась просто хорошо укатанная гравийка, заполненная пологими ямами и лужами, единственной засадой, в которую едва не попался я, были промоины от ручьев, в которые можно кувырнуться от души. Пустив маленький ручеек между колес, через 500 метров я осознал свою ошибку берега стали крутыми, а ручей глубоким, очень удобно диагностировать неисправности, гараж с ямой отдыхает, но еще через 300 метров колесам нивы перестало хватать ширины промоины, и я должен был неизбежно свалиться. Спасла реакция нивовода: в любой нештатной ситуации дави на акселератор. Машина эпично накренилась, бумкнула банкой глушителя о край и выбралась. Ээээм, как обычно, спасибо Нива, ты в очередной раз оказалась умнее меня.
В остальном лесовозка в ту сторону прошла без эксцессов. Добрались до Большого Басега и обнаружили там удобную площадку для ночлега. Когда-нибудь, это будет мост, но сейчас это нарощенная площадка, отведенная от основной дороги, на противоположной стороне стоит вагончик лесника и красивый немецкий бульдозер. Надел забродники, взял неразменную тару валюты и пошел общаться и мерить брод. Брод ерунда, в компании с лесником оказался и тракторист, который силой одного немецкого бульдозера, как бы, строит эту дорогу. Убедившись, что на малом Басеге такой роскошной площадки нет, остались ночевать. Наконец–то, река с чистой питьевой водой, я еще помылся в удовольствие. Погуторив за рюмочкой вина, встретили вечерние туманы, да разошлись спать.
Ну-ка, песни громче пой. Нежданные гости. На вершине Северного Басега. Ауенналя
14 июля. Пятый день экспедиции.
Собирали лагерь одновременно с началом работы бульдозера, это отдельная эпичность.
Сначала бульдозер заводится, немецкий, поэтому с пол-оборота, потом ему надо прогреться, для этого бульдозер выезжает на берег и тарахтит на холостом ходу, пока капитан бульдозера завтракает, после этого бульдозер неспешно исчезает в тумане. Ремонт дороги происходит немного странно, но весело. Грязью и глиной с обочины заполняются ямы, так, чтобы на моноприводе точно не получилось через них проехать, мне такой подход нравится: была пологая и твердая яма, теперь в ней прикольно намешана глина, я думаю, этот метод надо применить везде, тогда исчезнет надобность запрещать тюнинг внедорожников, любую дорогу надо сделать приключением с лебежением и сандтраками, и улыбки не будут сходить с лиц граждан, ведь месить каки — это здорово.
Отрапортовали у КПП, оставили транспорт, и с необходимым запасом воды и мюслей отправились в четырехкилометровый вояж по тайге до научного центра заповедника.
— Вы на всякий случай пойте и погромче, -говорили нам.
Дойдя до первой кучи свежих лосиных какашек, мы нерешительно запели, в тайге что-то ломанулось прочь, и мы запели уже дружно и хором. Сама по себе Уральская тайга принципиально отличается от северной. Во-первых, она столь же елово-пихтовая, сколь и лиственная, непривычно, а во-вторых, она высокотравная. Если на севере ты чешешь по мхам, лишайникам и ягелю, периодически отпинывая гадюк, то здесь бурелом и трава по грудь, действительно непролазная. Единственная тропа была похожа на звериный туалет, лосиное дерьмо сменялось заячьим, заячье — медвежьим и так по кругу. С песнями и прибаутками выбрались.
Нашли домик научного сотрудника, домики студентов и ни души.
Дом отрыт, печка горячая, журнал метеосводки заполнен два часа назад, берцы стоят у входа, тапки стоят у беседки. Короче ситуация – вышел до ветру, пришли медведи и сожрали.
После консилиума решили ждать час, потом жахнуть из сигнальника, а потом мнения разделились: я ратовал за восхождение, Аннике придумала сложную схему с походом на КПП и попыткой связаться по спутнику с центром, но минут через 20 пришел Дмитрий Владимирович.
— А вы кто?
— Да вот, группа туристов, просили прибыть с 11 до 12, везде записывались, прибыли, вот и килограмм леса, переведенного в бумагу с печатями с собой.
— А я Вас не ждал, и на вершину я не хочу, только что оттуда, студентов отвел изучать свойства почвы и прочие радости ботаники.
Суровая и скомканная встреча в итоге обернулась приятнейшим знакомством и взаимными веселыми баснями. Но пока мы робко, гуськом, под интересный рассказ поднимаемся по маршруту.
Вот это я очень люблю: топ-топ, тайга сменилась подлеском, топ-топ, подлески сменились зоной альпийских лугов, топ-топ – карликовые тундры, топ-топ, выросли глыбы крупного курумника, еще немного борьбы с гравитацией и лишним весом и вот она – Вершина Северного Басега.
Тут я должен был рассказать, какие эпичные виды открываются. Видно весь северный Урал, Южный Урал, а Средний прикрыт от нас величественным Южным Басегом. Но всё было не так.
Стоило нам приблизиться к вершине, как вечный Уральский мелкодисперсионный туман превратился в нудный дождь, а стоило нам отдышаться и встать для впечатляющих зрелищ, небеса разверзлись потоком, загнав нас в Федеральную Собственность.
Федеральная Собственность.
Когда-то, еще до того как Басег стал заповедником, тут, как и на любой высоте, тусили военные, была отстроена полуторо-комнатная хибарка для связиста, размером аккурат с кухню хрущевки. Потом вояки слились, заповедник получил статус, а когда Дмитрий Владимирович с руководством пришел и предложил сделать красивый костер на вершине, получил строжайший отказ, поскольку хибара перешла к заповеднику в распоряжение тоже, причем со статусом «Федеральная Собственность». Это означает, что она была на балансе и её необходимо было содержать и ремонтировать, что в условиях отсутствия финансирования и необходимости таскать материалы на имеющуюся высоту доставляло лютую радость сотрудникам. Нынче удалось от неё избавиться, но название Федеральная Собственность приросло.
Итого, да, на вершине Северного Басега есть приют «Федеральная Собственность».
В перерывах между ураганным ветром и ливнем, сквозь дыры в облаках под нами, мы всё же рассмотрели величие и красоту Урала, постояли на вершине и спустившись, расстались с Дмитрием Владимировичем, уж если и не друзьями, то очень теплыми приятелями.
Добрались до нашей вчерашней стоянки, где к нам вышли очень «тёплые» тракторист и лесник, выяснив, что больше валюты у нас нет, они не расстроились, а стали подробно описывать нам дорогу прямо отсюда, через дикие тропы к Каменному Городу, на жЫпах так и короче, и быстрее.
Единственная причина, по которой мы не поехали изучать новые маршруты, состояла в том, что показания лесника, существенно отличались от показаний тракториста, а темп и связность речи напоминали персонажа Бреда Питта из фильма Большой Куш, и всё это перемежалось навсегда въевшимся топонимом «Ауенналя», кто общался с трактористами, тот догадается.
Казусы. Басеги не отпускают или почему не надо дурачиться в экспедиции.
15 июля шестой день экспедиции.
Возвращаемся на трассу той же лесовозкой, что и приехали сюда, дорога едется быстрее, теперь уже знаем, что опасных засад нет, и знаем, как объезжать ручьи, мне еще помогали четко видимые следы кого-то из местных, ехавшего утром и явно знающего это дорогу на 5 с плюсом.
Макс пускает зрелищные брызги на всех более-менее подходящих эпичных лужах. После очередной лужищи Л200 я в зеркале не увидел, а рация тревожным голосом Златы сказала: «Мы встали».
Мать-перемать, но всё не так уж и страшно, движитель работает, а под л200, грустным плугом торчит то, что осталось от защиты. Повезло, невероятно, немыслимо, но черт-возьми, повезло, всего лишь сраная защита, не один из картеров, не раздатка, не жизненно важный узел не пострадали. Выдираем искореженные узлом остатки металлического листа и едем дальше.
Люблю Л200, не знаю как остальные, но этот — чертовски везучий: есть машины, которые один раз попадают в проблему и всё – редуктор пополам или картер на куски, или полуоси отдельно – эта же тачка упорно выживает, попадая в засады раз за разом, всегда отделывается легким испугом и полным отсутствием таких провокационных вещей, как бампера, пороги, а теперь и защиты.
Каменный город. Неизведанные дороги к Усьвинским столбам. Усьва-магистраль. Восхождение.
15 июля. Шестой день экспедиции.
Каменный город, он же Чертово городище, он же Черепахи, довольно известный туристический объект на Среднем Урале. Эти останцы популярны у альпинистов, просто туристов, у местных которые приезжают на пикник, поэтому не найти их сложно. Теоретически, на полном приводе к ним можно проехать, правда квадрики там изрядно напахали, но в километре есть большая парковка, а местные жители на форумах просят не размешивать дорогу окончательно. Так мы и поступили.
Ну что, впечатлений есть. Очень хожено, но чистенько, довольно людно, сюда прям экскурсии возят, но не сильно напрягает, десятки мест под палатки, но опять–таки, не загажено.
Хождений и ползаний тут часа на четыре, не спеша, еще можно просто повтыкать на удивительные каменные образования,
ну а мы, как обычно полезли вверх, аки горные козы, и, конечно, вершина дарит виды. И как обычно, если подниматься было тяжело и страшно, то на спуске умножай на два. Но все целы и довольны, впечатлены. Пару раз нам полило дождиком, разогнав почти всех туристов, и около часа мы наслаждались относительным одиночеством, соседствуя, с такими же ударенными по голове, как и мы.
Надо искать дорогу к Усьвинским столбам, поскольку ни трека, ни толковой легенды найти не удалось, и ехать надо было, то ли по газотрассе, то ли по ЛЭП, было ощущение, что накатаемся по разнообразным какам вдоволь, еще пугали каким-то невероятным спуском к Усьве.
Спасло соответствие одной из легенд и того что нарисовал ОSMAND. Действительно по практически идеально ровной дороге для обслуживания ЛЭП и прям к самой Усьве. Невероятный спуск оказался не таким уж и невероятным, хотя с десяток сплавщиков идущих по реке, опасливо спрашивали, а как же мы рассчитываем подняться, но то ли опыт начинает появляться какой-то, то ли вера в Ниво, но в этот подъем, как говорится, «я бы и на девятине вошел».
Прямо на берегу нашлось приятное место для лагеря, столбы километрах в полутора, и хотелось бы подъехать к ним поближе, и даже своротки, грязные, но проходимые есть в нужную сторону, но тут случился один смущающий фактор – Сплавщики.
Первым сплавщикам мы радостно махали рукой, эка нам повезло, только прибыли, а тут водные туристы мимо идут, потом вторые, десятые, пятидесятые, сотые – чертова флотилия сплавщиков. Усьва превратилась в магистраль, по которой бесконечным потоком до самой ночи сплавлялись катамараны, плоты, каяки, байдарки – легион водных туристов разной степени трезвости и вменяемости. Что круто в водном походе – ты перемещаешься, а гаишников нет, ну, зад всегда мокрый, но разве это проблема, если ты можешь постоянно бухать. Учитывая, что слышать мы их начинали метров за 500 и переставали метров через 500, а этот километр на плавсредстве они проходят минут за пятнадцать, то нам удалось сильно углубиться в жизнь, быт и теплые взаимоотношения таинственного мира водных туристов.
— о, Васюн, блинчиками пахнет, о, да там Нивас! Эй, Нивас! Продай Нивас, купи Уаз! Васюн, ты куда, стоооой на тебе же снаряга!!! Ляяяяя! Васёк за бортом!!!
Молодые, пожилые, с детьми, трезвые и степенные, пьяные и лихие как корсары – всё это швартовалось поближе к Усьвинским столбам. Мы решили, что очень хорошо и уединенно стоим, и лучше погуляем, чем будем всю ночь слушать дружные, пьяные песни. Хотя хотелось бы, но завтра нас ждут первые 700 километров трассы Пермь-Вологда.
Погода для подъема не выдала ничего нового, за эти несколько дней мы уже обвыклись, Средний Урал – это туман и дождь, не ту часть света назвали Туманным Альбионом. Подъем на столбы крутой, в дождь, я бы даже сказал, категорийный, под ногами всё бесконечно скользит, и это только подъем, я предвкушал спуск. По дороге перекусываем дикой малиной и черникой, мокрые, уставшие, но довольные мы взбираемся на вершину, связываемся с пожелавшим остаться в лагере Максом по рации и пускаем сигнальную ракету. Вот мы и на крайней точке запланированной разведки на Средний Урал, нас ждет длинный перегон и вторая, не менее интересная, но гораздо более изученная часть маршрута — Север.
Картинка под нами и есть тот самый Средний Урал, великая река Усьва, текущая под невероятными скалами, горы и хребты, изумрудная тайга, сколько хватает глаз и туманы, облака под нами закручиваются пируэтами танца, дымы костров сплавщиков синеют вдоль берега сигнальными маяками жизни.
Там вдалеке видно маленькую белую точку Евы, машины со сложным характером, доставившей нас в этот удивительный мир из книг и сказок
Конец первой части.
Глава Север.Часть1
Комментарии (4)
RSS свернуть / развернутьbegun12
Сергеевич
Станислав
И фото замечательные.
Ждём продолжения.
Сергеевич
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.