Папа, мама, двое детей и караван / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Папа, мама, двое детей и караван

Тяжела доля современного родителя…
После того, как выяснилось, что после отдыха в теплых краях (вне зависимости от сезона, температуры в оных и продолжительности отпуска) наша семья в полном составе падает под ударом страшножуткой простуды — надо было срочно чего-то решать. В результате продолжительного мозгового штурма мы решили: удочки не брать, из автобуса не выходить в теплые края не ехать, а ограничиться родным климатическим поясом.

Для затравки решили поехать в страну, которая почти полста лет стенала под русским гнетом и потому могла бы постенать еще дюжину дней — под нашим. То есть выбор пал на Латвию. Конечной точкой путешествия выбрали кемпинг “Прибрежный” в Вентспилсе.

Собрались следующим составом: моя жена Юля — давний со(ратник/товарищ/бутыльник), сын Михаил (5 лет) — он же Мих, дочка Белла — она же Белка, она же Бель (без малого 3 года), ну и я, прекрасный во всех отношениях.

Приношу свои извинения тем, кто привык, что у меня в отчетах много фото и на некоторые можно смотреть без содрогания. В этот раз ситуация в корне различалась — мы ехали отдыхать детей, детьми же в основном занимались и не всегда было время расчехлить, найти ракурс и т.п. Даже тяжелую артиллерию не брал. Часть фоток на ультразум, часть на телефоны: навскидку, на бегу или даже в прыжке. Ну и количество — значительно меньше — в основном снимали видео.

Исходя из того, что это была наша первая дальняя поездка с детьми, да еще и с караваном, решили ехать через Белоруссию: по Минской трассе, через Витебск и Новополоцк. Границу переходить, соответственно в Григоровщине. Привлекало две полосы в каждом направлении на большей части дороги + хорошее качество + пустой погранпереход.

Так как мы опять же не знали, как поведут себя дети в машине — решили ехать в ночь. С караваном ужин и завтрак опасений не вызывали.

Вообще поездка с караваном несет в себе кучу приятственностей — можно встать где угодно и у тебя сразу и стол, и дом. По сравнению с этим требовательность к качеству дорог, запредельные радиусы поворота и адский треш с парковкой отходят на второй план.

Выехали из Москвы в 15 часов, после обеда. Детям, в торжественной обстановке вручили по Драмине. Михаил правда привычен, в машине жить может; это Белла у нас натура нежная и творческая; но решили перестраховаться.

Объезжать Одинцово по платной не стали, о чем сильно пожалели, так как на трассе внезапно самоорганизовалось ДТП, собравшее приличную пробку. На ужин остановились на заправке в Бородино. Покормили подрастающее поколение и устроили на ночную дорогу в машине.

Прекрасно доехали до Белоруссии: дети спали, машина ехала. По пересечении границы ожидали увидеть ужасную багровую тень над Минском и услышать стоны сотен тысяч рукопожатных людей, геев и демократических журналистов, пытаемых в застенках КГБ (Лев Натанович анонсировал). Однако, видимо в КГБ был выходной, а тень тоталитаризма уже легла спать.

Поэтому мы просто полюбовались как тоталитарные туманы поднимаются с тоталитарных полей, и тоталитарные аисты тоталитарно вышагивают по тоталитарным обочинам тоталитарных дорог. Время на это у нас нашлось, потому как мы сначала воткнулись в ремонт на трассе (практически от границы), а затем нас “порадовала” качеством дорога до Новополоцка.

В Новополоцке заправились на любимой заправке тоталитарным дизелем и поехали на Григоровщину. Немедленно дорога до Новополоцка превратилась в идеальный автобан, потому как по дороге к Григоровщине местами приходилось передвигаться со скоростью беременной улитки. Я даже совсем не представляю, что же надо было делать с дорогой, чтобы она в такое превратилась. Все же часов в 5 утра были уже на пограничном пункте, так что работой расстрельных команд нам, к сожалению, тоже полюбоваться не удалось.

Белорусскую таможню прошли быстро, а вот латыши развернули нас обратно из-за некоторых неочевидных проблем с документами. Вот тут-то мы в очередной раз порадовались наличию каравана: выехали с пропускного пункта, остановились на обочине, приготовили завтрак детям, пока я занялся решением проблем. В результате проблемы удалось порешать, но в целом это заняло почти 6 часов. С другой стороны, это время было проведено не в машине, и не на камнях обочины, а в достаточно комфортном месте, где детей можно было уложить спать на кровати, приготовить чайку/кофейку и даже переждать дождь, буде таковой прольется. Но дождя не пролилось и уже в 11 часов мы пересекли таки границу Латвии. Очень хочется отметить отличную работу Белорусской таможни, сотрудники которой прониклись и помогли нам минимизировать потери времени при повторном заезде.

Заехав в Латвию, немедленно открыли окна и вдохнули насыщенный свободой и демократией воздух, останавливаться и лобызать демократическую почву в этот раз не стали, слишком много времени потеряли на границе.

К сожалению, качество дорог в Латвии местами внушало ужас даже мне. Но мы с пониманием отнеслись к этой вынужденной мере, так как понимали, что хорошие дороги упрощают логистику армии вторжения.

За Краславой расположились на удобной стоянке и накормили детей обедом. Мих-Мих, который на подходах к Витебску проснулся и бодрствовал всю оставшуюся ночь, а также не стал спать пока стояли у границы, выработал таки ресурс и отключился. Бель, напротив, отлично выспалась и была бодра и весела, чего нельзя было сказать о нас с женой. Поэтому приняли решение ехать пока в Бривкални, где закупиться в магазине едой, а там подумать куда ехать дальше.

Перед Бривкални попали в полосу дорожного ремонта, суммарной длиной километров в 5 и с множественными участками с реверсивным движением. В результате в Бривкални оказались только часов в 18. Приняли волюнтаристское решение не ехать сегодня в Вентспилс, а ехать пока в Юрмалу. Позвонил в кемпинг Немо, договорился.

Навигатор довел нас до Юрмалы и уверенно направил в лабиринт узких улочек частного сектора, где не тока с машиной — иногда и с пешеходом разъехаться проблема. Но мы не унывали и бодро топтали педаль газа, повышая физический тонус панически скачущих от нас по канавам обывателей. Так, весело и не без приключений, но добрались до кемпинга Немо. Поужинали, помыли детей и упали спать.

А утром стали устраиваться и осматриваться.

Несколько слов о кемпинге. Кемпинг “Немо” на голубом глазу утверждает, что он — энто 35 000 кв.м. веселья, развлечения и отдых у моря. Однако тут не все так просто.

Если вы фанат Fallout — то для вас это однозначно все заявленное. Угарный постапокалиптический вид кемпинга не оставит вас равнодушным.
Когда-то кемпинг однозначно был крутым и “звездным”, но с тех давних пор им никто не занимался. Инфраструктура постепенно ветшает и разрушается. На все 3.5 Гектара 1 источник воды к которому можно подключиться и в котором есть вода — открытый душ. Электричество правда есть (стандартная розетка).

На территории кемпинга расположены разнообразные поросшие мхом кемпинговые домики распространяющие аромат древесной прели.

Из развлечений на территории присутствует временами работающий бар (который мы не посещали) и развалины бассейна (проход к которому закрыт).

Человек воспользовавшийся местной душевой должен автоматом получать Орден Мужества, а тот кому это еще и доставило удовольствие — передаваться на руки профильным специалистам. Душевая настолько плотно интегрирована с туалетом, что Никита Сергеевич несомненно умилился бы. Душевые кабинки находятся непосредственно в туалете, отделены от туалетных кабинок тонкой стенкой, так что вы имеете редкую возможность слушать, как кто-то истошно испражняется в полуметре от вас.

В проходе (не более 50 сантиметров в ширину) между стеной и занавесками душевых установлены писсуары, так что выходя из кабинки вы можете уткнуться в широкую спину писающего и вам придется подождать окончания процесса или протискиваться, что может привести к нежелательным отклонениям прицела. И таки да, пол имеет уклон в сторону душевых. Рассказывать о неземных ароматах и активно идущей в колос плесени я, пожалуй, не буду.

Полагается рассказать отдельно о кухне, но после душевой я туда зайти не рискнул, тем более там было темно и страшно, и пахло оттуда никак не кулинарными шедеврами.

Теперь о плюсах, которых тоже есть. Кемпинг находится в 2 минутах ходьбы от пляжа Юрмалы, который: а) ухожен, б) просторен, в) чист и прекрасен. И соответственно от самого юрмальского моря, которое дает родителям двух весьма энергичных детей возможность косить на чад глазом возлежа на песке, а не носиться с ними за руку по волнам. Мелководье, которое заканчивается метрах в ста от берега, быстро прогревается на солнце, что также весьма хорошо.

Вокруг кемпинга сосновый лес и тишина.

Вобщем с одной стороны покой и благорастворение, с другой — АДЪ и ИЗРАИЛЬ с инфраструктурой.

Учитывая, что мы путешествовали с собственным мобильным, благоустроенным и теплым санузлом и смогли застолбить место поближе к крану с водой, нас инфраструктура не сильно напрягала, тем более, что бак с серой водой можно было опорожнять прямо в этот самый открытый душ. Зато кемпинг был очень тихим и спокойным.

Так что восхищенные купальными возможностями и обнадеженные прогнозом погоды, мы решили вместо одной ночи задержаться на три.

Так как останавливались надолго, развернули шатер. Вообще мы хотели приобрести предпалатку для каравана, но стоят они как небольшой авианосец и универсальностью не отличаются. Поэтому мы обратили внимание на походные шатры. Приглянувшийся нам шатер 5м х 2.5 м, оказался дешевым, функциональным и очень удобным. Так как к каравану он не крепится, то устанавливать его можно как и где угодно/можно.

Конструкция из стальных труб (при условии наличия растяжек) со всеми закрытыми стенками успешно сопротивляется ветру в 20 м/с (проверено). Для каждой из 6 открывающихся стенок — москитная сетка.

В итоге в Юрмале мы получили 4 дня прекрасного овощного пляжного отдыха. Максимум — выезжали в магазин и покататься на велосипедах с детьми. Заодно прикупили местную симку и организовали модный WiFi в прицепе.

В конце концов мы собрались, упаковались и двинулись в Вентспилс. По дороге заехали на заправку, где я в очередной раз столкнулся с оригинальным проявлением латвийского менталитета.
Вообще в Латвию я ездил часто, с народом много разговаривал. И не первый раз встречаю такое проявление (в городах обычно не бывает). Захожу на заправку начинаю разговор по-русски, в ответ мне маханием рук и надуванием щек дают понять, что русским не владеют. И начинают со скрипом говорить по-английски. Я собсна не против, по-английски говорю практически свободно.
И вот я начинаю общаться по-английски: в ответ тихая паника и человек, словно делая мне одолжение, внезапно вспоминает, что неплохо говорит по-русски и снисходит: “Ну давайте тогда по-русски”. Я в такие моменты почему-то чувствую себя неудобно.

По дороге в Вентспилс тоталитарный белорусский дизель видимо вступил в борьбу с демократическим латвийским и на очередном подъеме я обзавелся пышным хвостом сизого дыма. Однако дым пропал так же неожиданно, как и появился и более нам не докучал. Понять кто в итоге победил мы также не смогли.

Еще часок в дороге и мы въехали в Вентспилс. Город нас очаровал своей чистотой и продуманностью. Сразу видно, что город туристический. Все чистенько, улицы ухожены, частично вымощенные плиткой, велосипедные дорожки везде, всякие туристический плюшки кругом.

Кемпинг прибрежный находится на окраине города в сосновом лесу. До пляжа 15 минут пешком через благоустроенный парк и дюны.

Прибрежный кемпинг Вентспилса на контрасте с Немо представляет собой пример неэффективного ведения бизнеса. Он стоит преступно дешевле, территория тайком, рано утром, чтобы никто не видел, убирается. В сервисном здании я не раз видел уборщиц(!!!!!!) которые моют туалет и душевые чуть не каждый час, из-за чего в душевых и туалетах пахнет не смесью выгребной ямы с гимнастическим залом, а шампунем и гелем для душа. В кухне почему-то чисто и пахнет нямкой, а также есть кафе. На территории есть мангальные зоны! С мангалами и беседками! Доступные для всех постояльцев безвозмездно, то есть даром! На парковочных местах для караванов есть вода! На каждом парковочном месте! А еще телефон и спутниковое телевидение! Ужас обуял нас… и только тот факт, что мы внесли деньги предоплатой, не позволил немедленно сняться с места и бежать в пампасы. Ибо, как известно, это все не к добру.

В общем кемпинг на контрасте с Немо воспринимается как рай земной (хотя стоит дешевле). Обустроенная аккуратная территория, кран с водой на каждой стоянке, сервисное здание сияет чистотой. Не очень удобная конструкция слива биотуалетов и серой воды (рассчитанная на автодома) на фоне всего этого великолепия просто потерялась. Территория кемпинга делится на “палаточную” зону в лесу, две “кемперских” (в лесу и на открытом месте), и зону с домиками. На территории несколько доступных всем мангальных зон с мангалами и беседками, детская площадка (весьма небольшая) и спортгородок. В наличии также кафешка, кухня, прачечная и большая сауна. С трех сторон кемпинг окружен лесом и парком, с четвертой — Приморский музей под открытым небом с узкоколейной железной дорогой.

На территории кемпинга можно взять напрокат обычные велосипеды, тандемы и плод греха сегвея с трехколесным велосипедом. Как ни странно — по вменяемым ценам.

В первый же день отправился с детьми на пляж, благо погода позволяла. Вентспилсский пляж, кстати, обладатель голубого флага (который означает вовсе не gay-friendly, а высшее качество). Пляж чистый, просторный и благоустроенный. По сравнению с Юрмалой почему-то более населённый и с более крупным песком. А вот море — это две большие разницы. Если в Юрмале это спокойное мелководье, то в Вентспилсе даже есть зона для катания на серфинге.

Тут уж пришлось потомство контролировать строжайшим образом. Потомство, к слову, контролироваться не желало, напирало на права личности и неоднократно ловилось на попытках сгинуть в бездне вод.

По возвращении в кемпинг мы развернули инфраструктуру: бишь поставили шатер и велосипеды. Пространство стояночного места на каваран (где-то 8 на 10 метров) позволяло поставить шатер под прямым углом к каравану. На такой территории у нас разместился караван (2.6 х 7 м) + машина (1.8 х 5м) + шатер (5 х 2.5 м) и еще осталась большая поляна.

В последующие дни погода нас радовать прекратила, поэтому походы на пляж пришлось отменить. Однако времени для скуки не нашлось. Вообще в Вентспилсе заскучать очень проблематично — город предоставляет на выбор массу занятий на любой вкус и кошелек.

На завтра первую часть дня пришлось потратить на визит в большой торговый центр “Рими”, дабы купить там вкусного. Было забавно для всех, кроме родителей, которым приходилось совмещать покупки с охотой за лихо рассекающими по торговому залу чадами. Но в конце концов это не первый наш такой поход и охотничий стаж тоже не маленький, так что справились. Немного омрачил наше триумфальное возвращение в кемпинг Мих, приобретший в магазине действующую модель свистка из леденца. В результате довольный ребенок непрерывно свистел целый час (пока пожирал добычу), что было уже чересчур для наших ушей и нервов.

После обеда и тихого часа отправились на очередное развлечение. Заарендовали две вундермашины — помесь сегвея с трехколесным велосипедом, погрузили детей и отправились кататься. Сначала погоняли по территории кемпинга, затем отправились в прибрежный парк. Прибрежный парк Вентспилса тянется вдоль всего пляжа. Он отлично благоустроен: дорожки, скамейки, развлечения для детей и взрослых. В частности можно переправиться на пароме через небольшой пруд, есть “веревочные тропы”, и возможно много еще чего, что мы не углядели, потому как посвятили исследованию парка слишком мало времени. Из парка мы поехали в примыкающий к парку лес. Вобщем покатались замечательно.

На следующий день запланировали покататься на аутентичном узкоколейном поезде Мазбанитис, чья станция находится в 300 метрах от кемпинга, но поезд оказался выходной. Пришлось срочно спланировать нападение на крытый Аквапарк Вентспилса. Очень рекомендуем, особенно когда погода шепчет. Дети были в восторге. Белла, проведя скрупулезное исследование фонтанчиков в детском бассейне, погрузила телеса в джакузи и отдала должное катанию с горок с мамой. Михаил, будучи, в силу возраста и пола, практически полностью предоставлен самому себе, немедленно вдрызг укатался с горок и закрутил скоротечный курортный роман с дамой 6-ти лет от роду. Все началось с бешеного катания со всех возможных горок, продолжилось погружением в горячий бассейн, где пассия учила Михаила плавать на спине, и закончилось попыткой группового суицида в бассейне с волнами, откуда начинающие (тонуть) влюбленные были извлечены моими силами при неоценимой помощи неравнодушных посетителей и под панические свистки спасателей.

Вечером поставили на велосипеды детские велокресла, усадили потомство и отправились кататься по лесу и парку.

Добротно умучанные дети по возвращении в кемпинг порадовали родителей могучим аппетитом, Белка, для которой отход ко сну обычно долгий и вдумчивый процесс, заползла к себе в берлогу, упала лицом вниз и заснула еще не долетев до подушки.

На следующий день было решено организовать детям лютый, бешеный отрыв в парке развлечений Вентспилса. Парк находится на краю огромной горы мусора, предприимчиво преобразованной в горнолыжную трассу.

Количество аттракционов, конечно, не идет ни в какое сравнение, например, с финскими парками развлечений в Хельсинки и Тампере (там где я бывал), но нашим детям сравнивать было не с чем, кроме того, возраст ограничивал.

Михаилу выбрали пакетное предложение на десяток аттракционов, благо он взрослый и ответственный муж. Белка довольствовалась парой аттракционов и большой порцией мороженного.

Из необычного могу отметить только спуск с горнолыжной горы на тюбингах по специальной трассе. Михаил оценил.

Помимо своего пакета Михаил категорически затребовал спуск в бассейн в лодке с горки с трамплином. Пришлось организаторам заявить, что Михаилу уже 7 лет, благо он достаточно рослый для своего возраста. В конце концов Михаил к спуску допущен был. Учитывая Мишино своеобычное бесстрашие, мы даже не особо переживали, что он испугается. И не ошиблись — восторгу было…

Вечером снова поехали кататься на велосипедах.

На следующий день запланировали поездку в порт и на Вентспилсский променад. Погода выдалась ветренная, поэтому на волнолом решили не ехать, тем более, что проезд был заметен барханами песка с пляжа.

Детей порадовала марина, а Мих, который является ярым фанатом больших кораблей, смог воочию пронаблюдать вход в гавань большого парома “Stena Line”. Думаю, в случае тумана, паром вполне мог ориентироваться по Мишиным восторженным воплям, разносящимся по акватории.

У волнолома стоит вытащенное на берег рыболовецкое судно “Азова”, на которое можно залезть и с которого удобно смотреть на “большие корабли”.

Также неподалеку находится сваренный из якорных цепей стул/трон в три человеческих роста. Естественно, мы с Михом просто физически не смогли пройти мимо.

Немного прокатились по променаду. Променад тянется по набережной Вента от порта до паромного терминала. На нем сосредоточено большое количество различных интересностей, которыми Вентспилс привлекает туристов: экспонаты Вентспилсского парада коров, памятник основателю Латвийского пароходства, неподалеку Орденский замок.

Но позднее время и сильнейший ветер вдоль набережной подпортили нам впечатление. Однако, для Миха ситуацию сильно поправил стоящий под погрузкой большой сухогруз.

Назавтра в планах у нас была таки поездка на местном паровозике Мазбанитис. Местная узкоколейка начинается от Приморского музея, огибает кемпинг и заканчивается через 3.5 километра станцией с говорящим названием “Гора”. Лайфхак: как выяснилось — станция находится в пешей доступности от парка развлечений — знали бы — поехали бы в парк на паровозе.

Вобщем паровозик пыхтит, пар из него идет, при этом он еще и едет — дети в полном восторге, сидели и даже не пытались спрыгнуть на полном ходу. Кроме того, аутентичные машинисты все крутят, смазывают и аутентично стучат молоточками по разным местам (поезда). В конце поездки они же отогнали паровоз на поворотный круг и вручную его развернули.

По возвращении дети нас сильно поразили — согласились пойти в музей, проявили сдержанный интерес к экспонатам, не капризничали.

Вечером отвезли детей в детский городок на углу Вазарницу и Петера. В большом парке несколько детских лазательных площадок — многоэтажных, с горками — полный восторг. Кроме того, за небольшую денежку можно арендовать детские машинки (с педальным приводом), велосипеды с коляской, электровелосипеды и т.п. Чтобы покататься по дорожкам. Дети оценили. Катались больше получаса и отлично повеселились.

Подробнее рассказывать об оставшихся днях не вижу особого смысла — сходили в аквапарк еще раз, сходили на пляж попрощаться с морем, потихоньку собирались и готовились к отъезду.

Выезжали в это раз не в ночь, а вовсе даже в 12 часов дня. Так что дети бодрствовали, но, как мы ни боялись, не капризничали — спали, смотрели в окно, играли в телефон, смотрели на планшете мультики.

Перейдя границу остановились на ужин — сварили пельмешки, включили мультики на телевизоре и отлично закусили. Когда усадили детей в машину и подготовили ко сну, выяснилось, что внезапно перегорели обе фары ближнего света. К счастью запасные лампочки были, но в связи с некоторыми конструктивными особенностями автомобиля их замена из рутинной процедуры превратилась в веселое приключение, особенно учитывая, что было уже темно и страшно.

Вобщем и целом поездка нам понравилась, и кемпинги и окружение, а поездка с караваном (первая была) — просто привела в восторг. На этом мы наскоро организовали передачу детей бабушке и дедушке и начали собираться в следующую поездку, о коей чуть позже.

И в завершении хотелось бы сказать несколько огромных спасиб! Во-первых, Рустаму Давлатову — который оказал нам неоценимую помощь с “постановкой каравана на колеса” — без него эта поездка просто не могла состояться; ну и конечно Темуру Давлатову — который выслушивал и старался реализовать наши, не всегда понятные и боюсь не всегда адекватные пожелания и привел прицеп в боевую готовность. Такие люди в принципе редко встречаются в наше время, поэтому ценим и любим!