2008 год - Южный Урал (часть вторая)... / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

2008 год - Южный Урал (часть вторая)...

Начало отчета....
Озеро, не смотря на плохую погоду выглядело впечатляюще, а может и благодаря ей. Туман с гор плавно опускался вниз и, казалось, что горы плывут в озере. Вода в озере прозрачнейшая. Все камешки видно на дне, думаю если бы мы попали на середину, то дно тоже бы увидели. Это второе озеро после Байкала, которое горное и такое чистое. Но как мы и предположили все берега были заняты дачами, отелями, яхт-клубами. Один отель назывался «Крутики», назначение его было ясно сразу и думаю цены тоже. Дачи стоят прямо на берегу и выглядят соответствующе. Погода была холодная, дул сильный ветер, купаться мы не решились, да еще и предстоял долгий путь на юг. Поехали искать Ильменский заповедник и музей, покрутившись по городу, спросив пару аборигенов, мы приехали к Ильменам. Музей был закрыт, но магазинчики работали. Традиционные чипки, которые тяготеют к музеям. Девочки начали выбирать, и поскольку начался ливень, мы с Саней не стали им мешать. Я позвонил маме, сказал, что у нас все хорошо, что спустились с гор. После Миасса мы поехали на юг. Насколько хватало глаз были тучи и дожди. Довольно быстро выехали на дорогу и поехали строго на юг. До Аркаима ведут несколько путей, один через Башкирию, на него и попали, как я не был против. Но что случилось, то случилось.
Башкирия опять поразила – чистотой, мягкостью и березами. В одной из деревень увидели вдоль трассы ларек с надписью «Кумыс» — сбылась мечта идиота! В ларьке сидела милая башкирка и рядом стояла бабушка по виду русская, но говорила тоже с акцентом. Мы стали выспрашивать и в итоге купили кроме кумыса сметану, молоко, обломки сот с медом и тапочки Егору! Дорога затруднений не вызвала, только в Учалы мы не могли найти выезд на Магнитогорск. В итоге, нарушив правила проехали по перекрытой дороге. Как только кончилась Башкирия, началась Челябинская область, так сразу пошли помойки и заброшенные производства. Макаров и его семейство захотели есть, но дорога была не магистральная, и кафе не встречалось вовсе. Остановились перекусить в чистом поле. Запах полыни и ковыля, горячий ветер степей – просто сказка. Наскоро перекусили и решили, что если найдем кафе, то остановимся. В итоге мы доехали до Магнитогорска, но в самом Магнитогорске тоже не смогли найти кафе.
Магнитка почти не отличается от Северстали и НЛМК, но город, особенно его центральная часть, вытянутая вдоль водохранилища нам понравилась. Через водохранилище переброшено три перехода. Мы проехали по самому южному и на середине его увидели знак Европа-Азия. Не ожидали, да и тормозить на мосту нельзя, тем не менее, притормозили и сфотографировали. После Магнитогорска поехали на юг, в Кизильскам появились указатели на Аркаим. По расчетам должны были приехать около 6-7 часов вечера, но задержались в Миассе, поплутали в Учалы, ремонт дороги в Кизильском районе – я уже начал нервничать: не проехал ли я поворот. И сразу появился указатель на Аркаим. От трассы примерно 6-8 км отличной дороги и мы в лагере Аркаим у подножья горы Шаманки. Количество палаток, машин и народу неприятно удивило. Администрация была заперта, и мы испугались, что уже поздно, как вдруг появился ковбой с бейджем администратора. Разместились в восьмиместном вагончике. Вагончик из двух половинок и в каждой по 4 двухъярусной кровати. Егор с мамой, я на полу. Пока взяли домик на ночь и решили завтра посмотреть. По-быстрому поужинали колбасой, пивом и кумысом, уложили детей спать, а сами пошли осмотреть окрестности.

Окружающая действительность напоминала, на взгляд Ксюхи, Татуин – из первой части звездных войн. Воздух был густой и горячий, повсюду бродили люди и стояли палатки. Позже разожгли костры и начались какие-то занятия. Толпы эзотерически подкованных граждан с двух сторон лагерь окружали горы, невысокие, но горы. По краю протекала речка Большая Караганка. Караганка-то она да, но вот то, что большая под большим сомнением…. Поездка и нервы дня, да еще и спуск с Таганая, вымотали меня и я пошел спать.
Ночью было жарко, народ на полатях ворочался и скрипел, особенно Макаров, Марина храпела, Катя поскуливала. Она упала с кровати, слава богу, с первого яруса, и не могла уснуть. Я её поднял и, положив на место, пошел на крыльцо писать заметки. Достаточно быстро рассвело и народ начал ползать по лагерю. Как только солнышко выглянуло из-за домика и осветило экран ноутбука, я пошел в администрацию и в столовку проверить как там что. Оказалось можно в столовой заказать завтрак, обед и ужин на завтра. Разбудил взвод туристов, оплатил еще пару суток пребывания в Аркаиме, заказал завтрак и, узнав все про экскурсии, записался на экскурсию На Городище Аркаим и на комплексную по музею. Ну и осмотрел лагерь.
Лагерь представляет из себя площадку между двух горок – Грачиной и Лысой, с третей стороны дорога, с четвертой насыпной вал. На ней расположены: около 30 вагончиков разного размера, парковку для машин и площадку для палаток. Даже не одну, а несколько площадок. Кроме этого кафе-столовая, магазин продуктов, несколько «торговых точек» с сувенирами. Сервис тоже довольно развитый: 10 туалетов типа «сортир», под ними одна глубокая яма, метра три, общая умывалка, в которой моют все и голову и посуду и ноги и умываются, около каждого домика урна и общие контейнеры, которые вывозят раз в день, душ, нагреваемый от солнца. Самое страшное смотреть, как женщина с длинными волосами моет их в умывалке, ниже по стоку после тех, кто моет посуду. Каждый вечер привозят дрова и по утрам пироги и творог с молоком.

В палатках и части домиков жила толпа эзотериков, вообще соотношение турист/эзотерик в Аркаиме примерно 30/70. По мнению Глобов и Кулахметова в Аркаиме находится толи пуп земли, толи шамбала. Вот они и роятся тут. По утрам и вечерам наворачивают круги по горам и поднимают к небу руки, еще у них там по вечерам какие-то ученья. Сувенирные лавки тоже ориентированы на понимание эзотерических учений. Всяческие камни силы, амулеты и обереги. Местные работники к ним привыкли и терпят со снисхождением. К обеду даже прилетел вертолет экстрасенсов правительства Башкирии. Сделал два круга над Лысой горкой, название у «чудных» людей Шаманка, потом сел. Что решали тут шаманы не известно, но спустя 4 часа они снова погрузились в вертолет и, прокрутив три круга в другую сторону, улетел. Сильные мира сего обратили внимание на Аркаим после визита сюда в 2005 году В.В. Путина. А мы пошли на экскурсию к древнему городищу Аркаим. Девушка билетер, очень переживала пройдут ли наши дети 5 км туда и обратно, но я ее заверил, что наши дети тренированные. Билеты стоили 50 рублей и только на взрослых и Андрея с Ксеней. Я еще успел сгонять в магазин и приобрести тюбетейки девчонкам, т.к. солнце уже стояло достаточно высоко.

Нам дали чудесного экскурсовода, довольно симпатичная девушка Наташа, она терпеливо рассказывала заученный текст, шла неторопливо и ждала всех отставших туристов. Туристы были абсолютно разные: мы наиболее активные и тренированные и семейка «симпсонов». «Симпсоны» — это папа с мамой, уже старые, дочь их с толстым сыном и внучкой, видимо их сын с женой и внуком, очень нудные, грустные, недовольные и медленные, но хамоватые. Ну и остальные нечто среднее между этими типами. Между горками и валом был проход в долину, которая является заповедником. Когда-то в 80-е годы её хотели затопить под водохранилище, но прежде исследовали и наткнулись на развалины протогорода. Само по себе зрелище городища и части раскопа не могло понравиться «Симпсонам», да и не понравилось. А нам очень было интересно. Сразу стали всплывать в памяти некоторые части из курса археологии, особенно Намазга-Тепе-1! Наталья рассказывала не очень эмоционально, но профессионально. Сам протогород был достаточно сложной инженерной структурой. Про него много в Интернете, поэтому, рассказывать не буду. Долина, в которой стоит Аркаим довольно обширна и похожа на котловину. По словам Натальи, то место, на котором стоит лагерь, жерло древнего вулкана. Действительно по периметру расположены скалы-останцы, но видимо жерло было огромное, т.к. край его располагался у деревни Александровка. В Аркаим мы пошли в 10-30, экскурсия два часа, и к 12-30 уже была жара. Надо отметить, что ночью достаточно прохладно, и если эзотерики ходили на гору ночью, то одевались очень тепло. Мы решили искупаться. Речка было очень холодная, вода прозрачная, но толпа людей ее быстро взбаламутила. После купания съели арбуз и попили чаю, пошли искупались еще и нас ждала комплексная экскурсия.
Комплексная экскурсия собрала меньше народу, «симпсоны» не пришли. Вел ее молодой парень Дима, Ксения сразу зарделась. Мы посетили местный музей под открытым небом, где воссозданы на основе археологических раскопок жилище каменного века, курган скифов или сарматов. Татьяна не пошла, она осталась укладывать Егора и Катя осталась с ней. Мы достаточно долго сидели в жилище и не хотели оттуда выходить – там было прохладно. Все туристы это отмечают и предлагают там сдавать лежачие места. И жилище, и курган – сооружения полуземляночного типа и сверху засыпаны землей. Дима достаточно ответственно подходил к своим обязанностям экскурсовода, в кургане он не зажигал электричество, а для пущей правдоподобности зажег свечи и только тогда нас пустил внутрь. Про могилы, захоронения и менгиры он тоже рассказал подробно. На обратном пути мы зашли еще на ветряную мельницу. В музее народного быта – усадьба Казака на нас загавкала смотрительница, и идти туда не хотелось. Вообще весь день прошел в неспешности и покое. Не надо никуда торопиться и спешить, да и горячий степной воздух тоже к этому продвигал. Купаться дети и мы ходили еще несколько раз. И вечером пошли в Александровку узнать про молоко. Дети остались в Ксеней и Андреем, даже Егор. Деревня была небольшая, но часть домов заброшена. Магазин уже не работал. Около деревни река была широкой, там живут утки, плавают гуси и видимо ловится рыба. Обратно шли по полю мимо стада бычков. Бычков загоняла огромная собака.

В Александровке нашли бабульку с коровой и договорились на вечер купить молока. Пока Татьяна и Саня готовили ужин на костре мы с Юлей сгоняли и купили 3 литра молока, парное молоко было еще теплым, когда мы пришли в лагерь, сели за толик у администрации и приятно поужинали. Татьяна приготовило картофельное рагу с тушенкой. В это время толпа эзотериков поздравляла какую-то Элеонору с днем рожденья. Они ее танцевали по очереди, потом кидали вверх, и пели ей песню. После ужина, уложив детей, мы пошли на горку Лысую.

Уже стемнело, толпы эзотериков ползали по горе. Мы с Саней прикалывались, а девушки нас ругали. Взяли с собой фонарь и светили на гору снизу. Наверху открывался шикарный вид на степь, луна, уже стареющая, светила яростно. Ветер просто уносил с вершины, он был теплый и пах степью и ковылем и полынью. Ощущение было потрясающее, но только толпы эзотериков ходили по спирали намеченной на горе. Народ просто лежал в тишине на земле на пенках, кто-то курил, кто-то хихикал…. Насладившись видом, мы пошли вниз, да и ужин давал о себе знать. В домике было очень жарко и душно, поэтому на полу было хорошо, я забрал у Юли подушку и спал очень хорошо. Утром мы записались на завтрак, и надо было встать пораньше, чтобы не опоздать.
Я проснулся в 5 по-нашему, в 7 по-местному, встал, умылся и пробежался до лысой горы, чтобы сфотографировать восходящее солнце и степь в восходящего солнца. Эзотерики ходили. Пока все спали, я дописывал заметки, и вот тут произошло нечто.

Сижу никого не трогаю, пишу заметки, мимо идет девушка из эзотериков, останавливается, поворачивается ко мне и подходит, видя что я пишу, начинает разговор:
— Приве-е-ет! Что делаешь? – говорит медленно и протяжно, видимо с похмелья или после ночной эзотерической процедуры.
— Привет, пишу!
— Стихи?
— Нет, путевые заметки.
— А меня Элеонора зовут!
— Это вчера у вас был день рождения?
— Да меня вчера все поздравили, даже богомол пришел и лапками помахал, рыбки выпрыгивали из воды….
Тут я вспомнил про вчерашний ужин и день рождения одной из эзотеричек.
— А чем вы тут занимаетесь? Это вы эзотерики?
— Нет, мы тренингисты, у нас тут тренинг по достижению успеха.
— Понятно, значит вы не ходите по Лысой горе подняв руки по спирали?
— А где это? А кто-то ходит?
— Вот, — и показываю на Лысую гору, — бабульки ходят и читают Маха-мантру.
— Это же гора Шаманка!?
— Это в народе Шаманка, а по научному – Лысая.
— А мне нравится больше гора Любви!!!
— Это, — говорю, — Грачиная сопка.
— Разве?
— Да, мы вчера на экскурсию с семьей ходили, все теперь знаем.
Интерес Элеоноры затух, она начала осматриваться и сказала:
— Мне пора идти, если хотите, я вам почитаю свои стихи.
— Спасибо.
Очень странно, люди приезжают в известное место и не знают ничего об этом месте ничего. Просто они так увлечены своим неуспехом, что не обращают внимание на окружающих совсем. С тренингистами мы столкнулись еще раз после завтрака. Опять же я сидел писал, со мной сидел рядом Андрюха и Катя. К нам подошли толпа детей во главе с руководительницей. Дети примерно возраста от 6 до 11 лет.
— Не помешаем мы вам? – спросила дама.
— Не, — говорю, — мы вам не помешаем?
— Дети садимся здесь, будем медитировать.
Мне стало интересно, как это будет выглядеть. Дети стали канючить, кому-то не хотелось медитировать, кому-то не хотелось сидеть и медитировать. Они расселись и стали готовиться, но тут пришел Александр с Егором и прискакали Даша с Мариной и начали кричать и спорить. Дама медитаторша косо посмотрела на нас и сказала детям: «Пошли отсюда в другое место медитировать». Так мы и не посмотрели на детскую медитацию. А потом пришла казахская девочка, которая мучила котенка и хамила взрослым.

Второй день на Аркаиме мы посвятили самостоятельному изучению окрестностей и трате денежек на безделушки. Перечислять в последовательности не буду, т.к. он был сумбурный и перемежался завтраком обедом и ужином. Грачиная сопка – более высокая чем Лысая гора – давала больший обзор на долину Аркаима. Мы поднялись на неё почти сразу после завтрака. Там мы поздравили Макаровых с 10-ти летием свадьбы. Вручили им кольца, как пружинки, и книжку про свойства камней. Произнесли речь: «Во имя Лысой горы и Пупа земли, готовы ли вы еще на 10 лет?» Они согласились, почто сразу. Потом пошли в музей. Там в начале каждого часа начиналась экскурсия с экскурсоводом. В этот день в музее еще проходила конференция и дежурный экскурсовод – наша вчерашняя Наталья – очень хотела попасть на нее. Она начала нас уговаривать и говорить, что мы уже были на самом городище и в музее то же самое. Мы согласились, тем более без неё дешевле на 20 рублей. Музей, само здание построили 10 лет назад, а открыли его только 3 года назад к приезду Путина. Но сам музей не стоил тех 30 рублей, что мы за него заплатили. Единственно, что мне понравилось – макет протогорода в масштабе и макет сегмента протогорода. Зато потом после музея мы пошли в музей камней, где дети за 60 рублей намыли себе камушков в «настоящем» прииске. Самые большие камушки намыла, как ни странно Катя. Зато у Ксюши был самый дорогой камень. А у Тани самый большой! Всем дали сертификаты как самым активным старателям. Потом дети ходили на мастер-класс по плетению поясов, вечером на мастер-класс по изготовлению этнокукол. Купания я уже не считаю, групповые и индивидуальные они были постоянны. После обеда начали ломать навес около столовки. Мы так и не собрались съездить в Бреды. А в целом день был просто ленивый.
Вечером должно быть еще огненное шоу. После ужина сели спланировали поездку дальше. Получается поехать в Полевской и на Гумешки, и на Азов-Гору. Потом на денек в Екатеринбург и в Кунгурскую Ледяную пещеру. Потом домой. Но сегодня только еще половина нашего отпуска. Полдня мамы стирали вещи детей. Потом это все сохло. После обеда к нам подселили соседей. Четыре тетеньки и мальчик. Вечером дети ушли на этнокукол, а мы сели пить пиво с Макаровыми за их день свадьбы. Макаровы ходили за пивом в дальний киоск, там их обидели туркмены или таджики сказав, что это святое место и пить тут нельзя. Потом в след им кричали что-то, видимо проклятья!
После заката прибежали дети с куклами, мы к этому времени уже натрескались местного Челябинского Живого пива, и все вместе поползли на Лысую гору встречать луну. На востоке были тучи, и луна вышла не сразу, детки замерзли, т.к. к вечеру изрядно холодает, Егор уснул. Огненного шоу мы так и не дождались, поэтому пошли спать. Завтра трудный и напряженный день.

Утром по дороге в туалет опять повстречал Элеонору-тренингистку. Вернее я шел на полуавтомате из туалета, а она у своей палатки возилась и поприветствовала меня. Тоже помахал. Начал убирать вещи в машину, пока все вставали. Завтрак и в дорогу. После завтрака долго искали Горничную! В это время приехал огромный автобус с туристами, и мы обрадовались, что уезжаем. Сдали белье и номер, набрали воды и. бросив последний взгляд на лагерь, поехали на север.
Дороги в южноуральской степи просто необыкновенно хорошие. Не считая участок от поворотки на Аркаим в сторону Бредов, примерно 20 км. Это был хороший, но пыльный грейдер, скорость движения 80-90 км/ч. А когда повернули на север от Бредов – включили круиз на 120 км/ч и ломанулись, выключая его лишь в поселках и станицах. Названия этих населенных пунктов довольно величественны. Мы проезжали через Варну и Чесму, видели повороты на Лейпциг и Берлин, на карте нашли Париж. Все они основаны примерно в начале 18 века, когда яицкие казаки возвратились с наполеоновских войн, так в Зауралье и появилась добрая половина европейских столиц. На обед остановились в Южноуральску. Все кафе у города носили гордые армянские имена: Арарат, Ахтамар и т.д. Еще купили там яблок и груш. Потом всю дорогу делали санитарные остановки.
Челябинск обошли стороной по окружной дороге, после него опять остановились на санитарную остановку и переодели Катю, порядком похолодало. Катя героически забыла свои босоножки на дороге и вспомнила про них только через 100 км пути. Мы ее сильно ругать не стали, т.к. они всеравно были старые. По плану сегодня было доехать до города Полевской, там переночевать и пройти по бажовским местам. Посчитали накануне расстояние, получились примерно 600 км, ошиблись на 200 км. Оказалось, что город Снеженск, через который мы хотели проехать, закрытый город, а дороги, которая отмечена на карте, просто нет в природе. Пришлось ехать почти через Екатеринбург. На трассе Челябинск-Екатеринбург меня впервые оштрафовали на 300 рублей за превышение скорости. Суровый прапорщик просто выписал протоколи, когда Юля пошла меня в милицейской машине фотографировать, кричал ей в матюгальник, что надо спросить разрешения. В Полевской приехали уже поздно, на въезде стояли гаишники и таксисты, решили спросить у таксистов, как проехать к Зюзельскому поселку. По описаниям там находилась знаменитая Азов-гора. Таксист с трудомсмог объяснить, но тем не менее мы нашли его, правда заплутали немного – повернули к Криолитовому заводу. Криолит – это химическое сырье для производства алюминия и делается из камня какого-то. В итоге дорога получилась такая: со стороны Ектеринбурга надо ехать в южную часть города, по главной, обогнуть слева Северский пруд, потом на Криолитовый завод, будет стрелка на п. Зюзельский, повернуть и ехать по главной после поворота – налево, по правю руку остается пруд или болото, до Зюзельского примерно3 км, он в стороне от дороги. После зюзельского пруда поворот направо в лес – Синюшкин колодец, прямо по дороге примерно 2 км и перекресток – налево дорога оформлена, направо съезд не оформлен – это поворот на Азов-гору.

Видимо раньше сюда водили экскурсии и туристов, а теперь только туристы приезжают, да местные на пикники.
Сначала проскочили Зюзелку и проезжали примерно9 км. Там дорога закончилась пришлось повернуть. Вернее она не закончилась, а стала непроезжая для наших машин, да и далеко ухе уехали. Решили вернуться. По дороге спросили охотника где Азов-гора, он показал, надо примерно 1,5 км проехать и дорога вверх, проезжая! Но как оказалось на практике не проезжая. В итоге вернулись. Расположились на берегу пруда, на противоположной стороне от п. Зюзельский, с дороги нас было не видно, быстро поставили палатки и приготовили макароны. Собрались с Юлей завтра в 6 утра пойти искать Азов-гору. Спали хорошо, несмотря на холодную ночь.
Утром в 6 прозвенел будильник, но было пасмурно и темно, решили через 30 минут. Встали, взяли с собой фотоаппарат, рацию и телефон и пошли. Правда первоначально свернули не туда, по лесу, промочив ноги, прошли к поселку, там спросили и пошли обратно. Обойдя вокруг пруда по дамбе, пошли по дороге и довольно быстро нашли поворот на гору. Горы на Среднем Урале пологие и кое-где есть скальные образования на вершинах, остатки древних вулканов. Вот и Азов-гора такая. Подъем нетрудны по березовому или смешанному лесу по прогулочной дорожке. На верху светлая поляна, достаточно большая, там полно костровых мест и стоянок, но мы на своих машинах туда не проехали бы. И вдруг среди берез в густом утреннем тумане мы замечаем скалы! Это было что-то нереальное. По описаниям с Азов-горы открывается вид всего среднго Урала.

Но был туман и было видно только верхушки ближайших деревьев. Но скалы в тумане были просто волшебные. Мы облазали две скалы, сфотографировались и, пожалев что туман низко и нет солнца, пошли вниз. Подходя к стоянке заработала рация. На трассе и в степи работает далеко, а в горах не очень. Наши уже встали и поели, а дочки даже собрали спальники и пенки. Мы с Юлей быстро перекусили и стали собираться. Предложили Макарикам сходить на гору и они, как ни странно, согласились. И мы все вместе рванули на Азов-гору. Как мы узнали потом в музее, названеи «Азов-гора» никакого отношения к городу Азов не имеет, по башкирски «Азов» — зуб. Вот на зуб она и похожа.
Вышло солнце и вот теперь стал виден весь Средний Урал. Оказалось, что скал наверху не две, как мы думали, а много, мы облазали почти все. Место мистическое, тут древние люди приносили жертвы и археологи нашли идолов. С Азов-горы действительно видно Шунут-камень – гору в 12 км на запад необычной формы. Время поджимало, и мы пошли вниз, нашли по дороге двух белых и серого. Поехали в Полевкой и, немного поплутав по улицам, выехаль к краеведческому музею!
Музей в Полевском, как и в других подобных гордках, небольшой и, поскольку история у города не длинная но богатая, в основном посвящен горной добыче. Но самое главное там есть еще зал Бажева. Особенно из всего поразило, что Егор Гайдар внук не только Аркадия Гайдара, но и Павла Бажова! Его мать – дочь Бажова. Кроме того в музее была комната посвященная индейцам! Какой-то местный чудак постоянно смотрел фильмы с Гойко Митичем и играл с детьми в индейцев.

После Полевского, проскочив Екатеринбург, мы рванули на Кунгур. У въезда в Екатиринбург мы сфотографировали Катю, т.к. бабушка Аля ей рассказала, что город назван в честь Екатерины! И она всю дорогу нас спрашивала про город. Наш путь сегодня составляет примерно 350 км. По Екатеринбургом опять вернулись в Европу, только жаль проскочили и на сфоткали обелиск. В Кунгур приехали достаточно поздно, трасса Ебург- Пермь хорошая, но гаишников полно. Не считая стационарных постов, насчитали 13 мобильных с радарами! На 200 км, которые проехали. Потом в Пермском крае их уже было немного. Пообедали поздно на трассе. В Кунгуре проехали по схеме к Ледяной пещере и остановились в гостинице «Сталагмит». Четырехместный номер – 1000 рублей в сутки. Типичная гостиница, я её даже узнал внешне. Номер с туалетом и холодильником. В нем 4 кровати, стол, два стула и Балкан! Мы с Юлей бросили детей на Макаровых и рванули в город Лысьву, что в 114 км от Кунгура, там сейчас гуляла Никоша на вечере встречи выпускников. Лысьва похожа на Кунгур, на Полевкой, вообще все малые города Урала похожи! Пара-тройка заводиков, пруды и горы, и все в низине лежат.

Никоша несказанно обрадовалась, даже чуть не расплакалась, мы ее поймали на центральной улице Мира у Драм театра. Подарили ей подарок для Лизы и рванули обратно в Кунгур. Еще по дороге в Лысьву мы отметили мост, который ремонтировали, одна полоса была закрыта и отгорожена блоками. На обратном пути поднялся туман, причем в низинах особо густой. Пришлось включать все противотуманки. В деревне, где ремонтировали мост, то ли Шаква, то ли Шакра, то ли Шикра, туман был особо густой – река. У моста знаки валялись на земле. Примерно через 300 – 500 метров стояла Шевроле-Нива и мужик голосовал. Оказалось он датый, и въехал в блок, а голосовал, потому что у него защита загнулась и задевала за колесо. Мы ему отрезали ножом и помчались дальше. Макровы уже пили пиво, мы приехали вовремя. Воды горячей в гостинице не было, и мы мылись в душевых. Видимо «нет горячей воды» тут перманентное состояние, поэтому сделали душевые с водогреями. Вымылись и спать на нормальных кроватях. Вообще, как отметили дети, это путешествие не палаточное, а гостиничное, что их радует несказанно. Пока в палатках стояли два раза – на Зюраткуле и у Зюзелки. А так все в домиках, в вагончиках и гостиницах. Завтра в Ледяную пещеру.

Ночь прошла спокойно, все выспались на нормальных простынях и кроватях. Катя проснулась с еще одним укусом на моське. Мы с Катей и Марихой сгоняли в кафе узнали, что, по чем. Пошел будить Макаровых, оказалось, что они всю ночь мучались животом. И по-очереди бегали в клозет. Грешили на кунгурскую колбасу, но я тоже ел и ничего. Завтрак в кафе был комплексный, предлагалось на выбор за 150 рублей «европейский», «калорийный» или «диетический» завтраки. Я ел «европейский», Катя – «диетический», остальные – «калорийный». После завтрака собрались идти в пещеру, вчера выяснили, что там температура от -5 до +3, надо одеваться теплее. Кроме пещеры есть еще и спелеологический музей. Вообще камни или каменья на Урале это просто фетиш какой-то. Везде камни, фигуры из камня и поделки. Еще есть в планах посетить Ермак-камень, но решим после посещения музея. И вчера родилась идея завершить поездку визитом в Кологрив. Посмотрим по ходу действия. Юля ушла за вещами в машину, а я пошел писать заметки. Мы собрались пораньше и пошли на гору, Макарики решили полежать еще после бессонной ночи. Гора, только с одной стороны, со стороны реки, гора, а так просто возвышенность. Но с нее открывался красивый вид города и реки Сывва. После ночного дождя и росы дорожки были скользкими и мы, пройдя немного по горе, спустились вниз к входу в пещеру. Накануне взяли с собой рюкзак с теплыми вещами. Спустились как раз у кассы. В группу набирали всего 20 человек, и на 12-00 уже было продано 8 билетов, пришлось звонить Сане, уточнять, сколько им брать билетов, взяли на всех. До экскурсии оставалось примерно час, и мы пошли в музей спелеологии. Вход был свободный, а мы были первые посетители и тетенька экскурсовод нам начала рассказывать с нерастраченной энергией. А когда мы сказали, что были в Пинежском заповеднике и Голубинском провале, просто ее понесло. Музей – комната с несколькими витринами – в нем представлено множество видов карстовых пород, многое можно потрогать. Тут же продают видеофильмы и продают кое-какие поделки. Но основной развал у входа в пещеру. Вообще торговля поделками и сувенирами развита пока не очень хорошо, но достаточно это дорого в итоге получается, когда 5 человек покупают сувениры всем своим друзьям, слава богу, что родственники у всех одни. К 11-45 пришли Макарики и мы стали ждать входа. В отличии от Голубинского провала в Тунгурскую водят давно, официально и за большие деньги. Но пропадает тот экстрим, при надевании касок с фонариками, пачканья в грязи и экстремальном спуске.
Итак, пещера! Входы закрыты тремя шлюзовыми дверями, чтобы не проникало тепло. Внутри холодно, гроты некоторые полны льда, а в дальних гротах озера. Красоты пещеры не передаются ни словами, ни фотографиями, это надо просто видеть. Отдельное слово надо сказать про экскурсовода – тетенька примерно лет 55, она довольно строго вела группу, чтобы никто не отвлекался и не отставал. В одном из гротов она даже пошутила: мы все слушали тишину пещеры, правда ее портил Егор Макаров, и смотрели темноту, она поблагодарила за внимание и попрощалась, не включая свет. Народ нервно похихикал. Особенно понравилось озеро, абсолютно прозрачная вода, в свете прожекторов даже бирюзовая. И еще елка, которая стоит в пещере уже два года! Она просто замерзла и все. Прошлая по словам экскурсовода простояла там пять лет!

Когда мы вышли из пещеры, в лицо по традиции ударила жара и пар атмосферы и еще ливень. Он, правда, шел всего несколько минут, но был сильным. Пальцы замерзли от фотоаппарата. Потоптались у сувениров мы пошли в гостиницу. Впечатления от пещеры остались двойственные: красивая, внушающая трепет, но организованная экскурсия и темп движения группы не дали прочувствовать пещеру.

Быстро собрались и поехали в сторону дома.
Дорога в принципе была знакомая, но мы решили, что надо проехать через Удмуртию, может там дорога получше? Особой разницы нет, местами отличная, местами отвратительная. Надо сказать, что в Пермском крае дороги чуть хуже, чем в Челябинской области, но та на юге! По традиции сфотографировались у вывески, уже оригинальнее — встали по буквам, вдоль надписи.

На ночлег решили встать в лесу, в районе реки Ченцы. Свернули с трассы в Балезино, проехали его и встали на берегу реки. Правда долго выбирали место – полно муравьев и крестовиков. Зато растут маленькие пихточки. По дороге к месту я свалился с дороги в канаву и сел, думал надо будет трактор искать, но вытолкали сами. Тут мы впервые за наше путешествие встретили комаров. Главное, чтобы ночью не пошел дождик. Завтра посмотрим по дороге и может быть доедем до Кологрива. По моим расчетам туда примерно 650 км.
Утром пошел дождь, я проснулся от стука капель по палатке – после этого не спал до 7 утра, как оказалось Юля тоже не спала – прислушивалась… Все думал, про то, как выедем. В 7 утра не выдержал – пошел всех будить, быстро выпили чая и как могли мокрые собрались и ломанулись. Дорога долгая, дороги Кировской области у нас в неофициальном рейтинге заняли последнее место. От Глазова до Фаленок – просто грейдер, и не хороший, как в Архангельской области, а поганый. В Глазове заехали в супермаркет, и купили там пожрать и призы детям. По дороге встретили деревню, почти пустую, из примерно 35 домов – 5 жилых. Дорога просто вымотала, ехали очень медленно. В Кирове заправились и поехали дальше. Кафе решили выбрать на дороге, но в первом, которое выбрали, не было ничего, кроме мяса, во втором подали говно! Отказались от половины блюд, и поехали дальше. После Котельнича поехали быстрее и к 19-00 были уже в Кологриве. На одной из санитарных остановок нашли грибов в перелеске, причем молодых боровиков, и решили на обратном пути заехать в лес… В Кологриве остановились в городской гостинице «Кологрив», это была самая дорогая гостиница из тех, что в которых мы жили – 220 рублей с человека в 6-ти местном номере. Правда в Кунгурском «Сталагмите» было по 250 рублей, но там был душ в номере и туалет, без горячей воды, правда. Гостиница напоминала пионерский лагерь всем: кроватями, цветом стен, номерами, похожими на палаты. Тетенька администратор сильно смутилась и растерялась, когда мы попросили нас поселить – 10 человек. В итоге поселила в шестиместные номера. В отличие от гостиниц в Холмограх и в Афанасьево, тут гостиница занимала все два этажа и ремонтировалась. В холле лежали новые рамы, и пачка гипсокартона, но туалет на этаже.
Макарики очень устали, пошли все в город за едой, но в провинциальном городе найти хлеб – проблема. Нашли в одном магазине, там все и купили. Вечером отметили начало конца нашего путешествия, и пошли спать. Завтра посетим музей, попробуем проехать в Шаблово в дом-музей Ефима Чеснякова и домой, но сначала проедем по лесам пособираем грибы. Я был в музее, а вот остальные нет. Саня правдо за пивом признался, что хотел на Унже стоять в палатках, на что ему Юля сказала: «Что же ты не сказал, не взял карту и не нашел место, где стоять?» На что он не смог ничего ответить. В Кологриве комары тоже были! Времени было 22-00, когда мы все улеглись, но учитывая то, что мы выиграли два часа, спать еще не хотелось. Завтра решили поспать до победного – до 9-00 утра! На данный момент я проехал 4 680 км! Саня примерно на 250 км меньше, не ездил в Лысьву. Думаю к Костроме будут все 5 000 км. Подводили предварительные итоги по качеству дорог, вышло следующее: 1 место делят Челябинская область и Башкортостан, 2 место – пермский Край, 3 место – Удмуртия. На последнем месте — Костромская и Кировская области, причем Кировская на последнем-последнем!

Проснулись утром рано от редкой ругани строителей по поводу грязи в машине одного из них. Я лежал героически примерно 30 минут, Марина пошла в туалет, а остальные спали. Вдруг в дверь постучали Макаровы – престранно, что Саня проснулся раньше меня, и они уже приготовили завтрак. Позавтракали и в музей. Кроме гостиницы, музей тоже оказался самым дорогим – фотосъемка 150 рублей и экскурсия 150 рублей, плюс билеты. Экскурсия была хорошая, но фотографировать было нечего почти. Татьяны с Егором быстро устали, их вдохновили только звери. Зал с оружием понравился всем, а картины просто поразили своей древностью. После зала Чеснякова мы узнали, как проехать в Шаблово. Там филиал музея — дом-музей Ефима Чеснякова. До Шаблова примерно 15 км по грейдеру и потом в сторону пешком, т.к. там наши машины не пройдут.
По дороге встретили парня молодого – улыбался как блаженный и сказал, что в музей попасть трудно. Потом встретили двух мужиков не совсем русского вида. Один из них, как потом выяснилось Алексей Аполлонович, дал нам телефон некоей Натальи Николаевны – директора. Но как оказалось у нее по вторникам выходной, о чем нас не предупредили в Кологривском музее. Она была готова приехать в течение часа, но ждать ее нам не хотелось. Она звонила Аполлонычу, но по ее словам его не было в Шаблово. У них там внутренние траблы на местном уровне. Аполлоныч – сторож музея и один из жителей. Сама деревня давно умерла, и туда приезжают только люди, которые верят в Чеснякова. Там живут две семьи, вернее два семейных детских дома. Одни из них – Матюшины – создает свой, народный, музей «Чудесный Яблок». Они нам провели экскурсию, но сначала нас в дом-музей Чеснякова провел Аполлоныч. Денег не взял, а к Матюшиным привел. Там нас напоили чаем с яблочным вареньем, показали их коллекцию яблок, на улице и в огороде работали детки. Мы купили у них пару книг про Чеснякова. Макаровы не выдержали и пошли в машину, видно, что они устали и готовы ехать домой. Но мы еще не были на Ефимовом ключике. Думали что-то простое, как Синьшкин ключик, но оказалось серьезное сооружение. Домик из оцилиндрованного бревна с купелью и высоким выносом воды, где можно омываться. Иконки в красном углу. Лестница к нему ведет очень хорошая со скамейками. Вверху у спуска беседка и ворота. В общем сделано добротно.