Продолжительность: 22 дня Автомобиль: Hyundai Getz 1.3 GL МКПП Экипаж: Сергей, Наталья и Михаил (12 лет)
* — скобками выделены места пересечения границ СНГ, Шенгена и Великобритании; подчеркнуты города с ночлегом.
На календаре конец августа. Дело происходит в Москве, по пути от метро до работы. Иду привычным маршрутом и неожиданно ловлю себя на том, что машинально прислушиваюсь к речи прохожих, пытаясь определить на каком языке они разговаривают. Конечно, посмеялся сначала, потом стал анализировать. Очевидно, что это действие недавней поездки — с момента возвращения прошло уже два дня, пора бы перестроиться на повседневный рабочий ритм, но что-то не отпускает. Наверное, нужно выговориться :)
В текущем 2012 году выбор страны для отпуска случайно пал на Англию. Точнее — на Британию с Шотландией, которые вместе с Уэльсом образуют Великобританию, входящую на пару с Северной Ирландией в состав Соединенного королевства, которое в свою очередь, наряду с Республикой Ирландией и группой небольших островов, входит в Британские острова. Лихо завернуто? И это только начало! Для краткости буду в дальнейшем называть нашу цель — United Kingdom, или совсем бесхитростно — UK (империи любят прятать длинные названия за аббревиатурами).
Поскольку UK по ряду причин выпадает из поля зрения российских автотуристов, а поездка вышла очень увлекательной, я решил поделиться впечатлениями, дабы у людей интересующихся появилась пища для размышлений.
Подготовка.
Определившись с основной страной путешествия, были найдены и прочитаны рассказы предшественников — таковых оказалось немного (2005, 2007, 2007-2, 2008, 2009). Все они по своему оригинальны, но мне хотелось чего-то другого.
На подмогу позвал «размытую логику» — это, как в сказке — поди туда, не зная куда, спроси то, не знаю что. Разнообразные запросы об автопутешествиях по Шотландии и Англии составлялись на русском и английском и, в конце концов, вывели на сайты uktour.ru и visitbritain.com
От заманчивых красот разыгрался аппетит, да так сильно, что дорога только до Эдинбурга съела всё отпущенное время. Желание ехать именно в Англию усиливалось с каждым новым прочитанным текстом. По нескольку раз в день я прибегал к жене и сообщал, что вот теперь-то получается всё наилучшим образом, и мы сможем увидеть такое, ТАКОЕ! Когда концы перестали сходиться, пришлось взять себя в руки и, путем совместного семейного обсуждения и отсечения лишнего, сформировать более реалистичные предпочтения. Для сына выбрали места, связанные с Гарри Поттером, Наташу устроили английские сады, природа и романтика, а мне хотелось всего понемногу: моря, живописных деревень, технических музеев и натуры для фотографирования.
UPD. Спустя год после поездки, наткнулся на шикарный рассказ 2013 года (http://4044415.livejournal.com/141170.html). Он, в каком то роде, связан с моим отчетом. Визуальный ряд настолько великолепен, что настоятельно рекомендую всем читать и смотреть.
По правде говоря, я не являюсь сторонником постоянного перемещения в пространстве — в предыдущих поездках мы всегда чередовали периоды «за рулем» с разнообразными «привалами», но в этот раз расклад получался иной. Есть 22 дня*, из которых Британии хочется выделить не менее 15, а для этого требуется уложить в одну неделю дорогу до Ла-Манша и обратно (примерно 5700 км). Задачка для любителей комбинаторики.
Длинные транзитные перегоны разбавлялись разгрузочными днями: третий по счету — с остановкой в Брюгге, и на обратном пути — предпредпоследний — в Берлине. Кроме того, в середине поездки намечалась остановка на 3 ночи в Ливерпуле. Все «простои» пошли на пользу!
* — при выборе между еще одним днём в Англии и спокойным возвращением без воскресных подмосковных пробок, склонились ко второму.
Хорошую службу сослужил сервис Google Street View. В режиме шагающего человечка я проверял районы вблизи отобранных гостиниц, искал парковки и смотрел издалека на некоторые достопримечательности. Плотность синих дорожек, пройденных Гугломобилем на территории Великобритании, впечатляет. В совокупности проработка графика движения и стоянок заняла почти месяц.
Результат планирования — маршрут с 15 гостиницами (устал бронировать)(если кликнуть по картинке, она увеличится). Переправа через Ла-Манш.
После открытия в 1994 году движения через тоннель под Английским каналом, у традиционных британских и французских морских паромов появился серьезный конкурент. Для меня это обернулось проблемой выбора. С одной стороны есть предложение Eurotunnel. Они возят автомобили с людьми в специальных ж/д вагонах от Кале до Фолкстоуна, время в пути 35 минут, периодичность отправления — до 4 раз в час. Так написано в рекламе, в действительности к 35 минутам надо добавить погрузку/выгрузку, вне пикового интервала поезда ходят дважды в час, и за билеты туда-обратно для нашего варианта запросили почти 200 евро (в час пик выходит еще дороже).
С другой стороны, услуги перевозки по морю предлагают более полудюжины компаний: DFDS Seaways, P&O Ferries, LD Lines, Seafrance, Stena Line, Brittany Ferries, Condor Ferries.
Первые три ходят на Дувр. Изучил расписание рейсов, цены, познакомился с корабликами и выбрал P&O. Путь в одну сторону преодолевается за 1.5 часа, билеты почти вдвое дешевле (туда-обратно нам обошлось в 102 евро), плюс к этому морской воздух и вид из окна.
Параллельно решался визовый вопрос. Здесь неоценимую помощь оказал форум на сайте Винского.
Выяснилось, что островные жители демонстрируют оригинальность не только в закручивании дорожного движения по часовой стрелке и неприятии метрической системы. Оформление разрешений на въезд не является исключением.
Во-первых, в Британии действуют собственные правила для пересекающих границу, «не совместимые» с остальной Европой. Наличия шенгенской визы не достаточно. При полете на самолете можно обойтись только UK-визой, но нам, как жителям России путешествующим посуху, нужны и та, и другая.
Во-вторых, требования при подаче документов сильно отличаются от привычных польских, немецких, финских и т.п. посольств. Если вкратце, то проще всего претендовать на британскую визу в качестве general visitor с целью туризма и для этого нужно приготовить:
1) одну фотографию и заполненную анкету (анкета заполняется только через сайт, и после оплаты сбора — тоже online — внести изменения в неё невозможно);
2) действующий загранпаспорт с хотя бы одним чистым разворотом страниц;
3) бронь отеля (подходят любые подтверждения, где указаны контактные данные будущего места проживания);
4) документы, демонстрирующие вашу финансовую состоятельность (справка с работы, справка из банка, выписка о движении средств по счету, свидетельство о собственности на жильё и автомобиль, спонсорские письма и т.п.).
Все бумаги должны быть переведены на английский язык, и по умолчанию требуется банковская карта — без неё нельзя ни оплатить визовый сбор, ни записаться на подачу.
На первый взгляд ничего сложного, некоторые европейские страны гораздо придирчивей. Подвох кроется в 1 и 4 пунктах. В анкете много непривычных вопросов личного свойства, тесно пересекающихся с документами из 4), и за частью из них кроется непонятный смысл. К счастью есть хороший FAQ, помогающий новичкам, а также примеры других людей. По собственному опыту скажу так: готовить счет для финансового обеспечения нужно начинать как можно раньше, лучше месяцев за 6 до подачи.
Приятным сюрпризом стала «скромность» британских визовых офицеров: их не интересуют ни твой внутренний паспорт, ни наличие медицинской страховки, ни билеты до места назначения (ничего этого сдавать не требуется). Порадовала и щедрость со сроками — минимум полгода и всегда многоразовые. Да-да, маленькие порции не предусмотрены :) Неважно, что тебе всего лишь нужно попасть, например, в Манчестер на сутки на футбольный матч, или поучаствовать в выставке — в любом случае виза будет выдана сроком на 6 месяцев (правда и стоят они дороже — 129 USD вместо 35 евро).
Посещать визовый центр необходимо всем заявителям — будут сканировать отпечатки пальцев, и фотографировать на свой фотоаппарат. А забирать паспорта можно одному за семью.
Делают UK-визы не быстро, нам пришлось ждать 16 рабочих дней. После этого получение шенгенского транзита показалось игрой в поддавки.
Про автомобиль.
Написав в советах начинающим путешественникам про внимательное отношение к техническому состоянию транспортного средства, я имел перед глазами случай с собственным авто.
Обыкновенным субботним мартовским утром, на ровной дороге, без видимых причин загорелась лампочка *Check engine*. Неярко так, на несколько секунд, и погасла. А потом снова. И мощность вдруг пропала. -Блин, думаю, началось! В первую очередь вспомнил про летнюю поездку, а уж потом про поиск выхода из ситуации. Машина-то едет, лампочка снова погасла, но если резко нажать на акселератор, то реакция получается неадекватная – обороты не те. Грешу на бензин и свечи, хотя как-то это не увязывается с нормальной работой двигателя на холостых и без пришпоривания. Обновил топливо, проверил свечи – налета нет, *check* горит.
Посоветовали заменить бензонасос – вроде недавно было ТО, и там всё новое – похоже проблема не в нём.
На клубном форуме подобные случаи описаны, стал изучать, разбираться. Говорят, что чем меньше знаешь, тем спокойнее спишь: тут обратная ситуация. С большой вероятностью определился виновник сбоев – прохудившаяся «гофра». Через неё подсасывается воздух в выхлопной тракт, а второй кислородный датчик из-за этого дает неправильные показания. Блок управления двигателем пытается скорректировать параметры топливной смеси, и это уже губительно для нейтрализатора. Уехав с такой неисправностью в дальнее путешествие, домой гарантированно вернулся бы с мертвым катколлектором. Я еще колебался – ехать на диагностику за подтверждением или покупать новую деталь не глядя, как появился подтверждающий признак – звук выхлопа стал напоминать породистого «порше». Итог следующий: заменил «гофру» (и попутно нижний лямбда-зонд) – всё нормализовалось.
Забегая вперед скажу, что 8 с лишним тысяч километров наш Гетц пробежал без единого замечания.
Переобуваясь с «зимы» на «лето», поставил новые покрышки Michelin Energy Saver. Отзывы впереди.
Про деньги.
Финансовое обеспечение на эту поездку складывалось из двух карт VISA и наличной валюты четырёх систем: рубли, доллары, евро и фунты. Доллары взял из предположения, что в UK они предпочтительнее евро при обмене, но потом еще купил и 500 фунтов (как оказалось впоследствии — наличный обмен в Великобритании совсем не выгоден, и американские президенты вернулись домой без потерь). Основным платежным средством стали рублевые карточки — одна для расчетов за жильё (и при бронировании через Интернет), вторая — текущие расходы (бензин, платные дороги, питание, покупки в магазинах и т.п.). Евро тратили на обратном пути, когда текущий курс ЦБ превысил курс покупки наличной валюты.
Про навигацию.
Для прокладки маршрутов и ориентирования я использовал автомобильный Euro Atlas швейцарского издательства Kummerly+Fray (2008 г.). Карты там не очень крупные (1:900000), но зато помечены всевозможные туристические особенности: дороги с живописным видом, кемпинги, смотровые площадки, города с достопримечательностями и т.п. (очень похоже на мишленовские атласы). И самое главное, он покрывает все Европу, начиная с Белоруссии и Украины и заканчивая Исландией с Канарскими островами. Кроме того в нём есть планы 45 крупнейших европейских городов. В общем — ВЕЩЬ! Недаром весит как кирпич.
Сложные участки, а это, как правило, подъезды к местам проживания, скопировал из мишленовских интернет-карт. Козырным же номером должен был выступить ноутбук с оффлайновым iGO. Не получилось, спокойно передвигаться стали только после появления навигатора — уже в UK.
Про разное.
Ничего такого специального из вещей брать не планировалось. Новый предмет в экипировке — 1.5-метровый удлинитель с тройником. К нему по дороге докупили переходник для британских электророзеток. Традиционно взяли чайник 0.7 л/800 вт, термосы, набор пластиковой посуды на троих, изотермическую сумку. Еще положили зонты и куртки от непогоды. Из всего этого только чайник прокатался впустую.
Долго колебался, но в итоге всё-таки оформил МВУ. В этой поездке оно лежало мертвым грузом, однако в обозримом будущем надеюсь оказаться в тех странах, где без него за руль не пускают, тогда и отчитаюсь о полезности.
Была идея подготовить к поездке собственный путеводитель, результат оцениваю на 4 с минусом.
Не знаю, надо ли перечислять всё, что захватили с собой? Что советовал другим, то и себе положил — пользоваться не пришлось.
Ну, вот как-то так. Подробности в цифрах описаны в заключительной части, а сейчас перехожу к дорожной истории.
Отпуск — это время, когда обязанности заменяются возможностями.
Т=0:00, 4 августа 2012, суббота
05:46/0 км
Волнительный момент: старт путешествия от подъезда дома в Дзержинце. Бак полный, на одометре 80069 км.
8:33-8:55/235 км
Остановка на завтрак. Мини-пикник проходил на обочине М1 в Смоленской области. Из удобств — лавочки и столик с навесом в виде придорожного места для отдыха. Из еды — домашняя снедь. Чай, кофе, какао — на выбор.
11:30-11:34/493 км
Первая дозаправка на АЗС «Лукойл». 28.7 л А95 по 27.87 р./л на 800 руб.
11:35/495 км
Проехали границу РФ-РБ. Остановку сделал только для обмена денег: нынешний курс рубля — 1 к 249 белорусским (вспоминаем, что в мае 2011 было 1 к 95).
11:59/514 км
Наташа за рулем. Для кого как, а для меня это большое подспорье: пока отдыхал-мечтал, даже уснул ненадолго.
12:52/610 км
Не снижая скорости переехали Бобра.
13:13/650 км
Миновали плановую половину пути первого дня. Новая резина показала себя достаточно тихой и экономичной. Усталость меньше, чем в прошлые поездки.
13:18-14:03/655 км
Обед в кафе «448 км» обошелся в 107800 BYR. В этот раз нас угощали «холоднИком» и гигантскими отбивными. Персонал и меню в заведении меняются, но качество по прежнему хорошее.
16:08/898 км
Свернули на дорогу Р99, ведущую к МАПП «Берестовица-Бобровники». Разительное отличие от предыдущих часов гонки по М-1: бесконечные поля сменились лесом с обеих сторон, дорожное полотно сузилось, появились перекрестки.
16:55-17:07/973 км
Вторая дозаправка на АЗС «Белнефтехим». Залил 35 литров 95-ого по 7150 BYR (28.06 руб.)
17:27/1000 км
Пройдена первая тысяча км, проезжаем город Волковыск.
17:55/1035 км
Подъехали к МАПП «Берестовица» и встали в «очередь» из 2 (ДВУХ) автомобилей (мы третьи). Обалдев от увиденного, сую в окошко пограничнику паспорта :) Но он меня быстро в чувство привёл: а регистрация на машину, а страховка, а пассажиры где? :)))
Через 15 минут мы на польской части п/перехода. Тут вообще обслуживались индивидуально — только наша машина да пограничник. Такое ощущение, что служивый не знал чем заняться и с удовольствием вышел к нам на улицу.
18:24/1037 км
Выехали с МАПП в сторону Белостока. Весь переход неспешно занял 29 мин.
Со стороны Польши стояла длиннющая очередь легковушек с белорусскими номерами, которую замыкал Note из Подмосковья. Я им посоветовал обогнуть (зачеркнуто) обогнать всех и идти по зеленому коридору. Вот не знаю: правильно ли посоветовал?
18:30-18:51/1041 км
Клеим наклейки. Первыми в ход пошли Warszawa, её герб и польский флажок.
22:00/1268 км
Стоим в пробке при въезде в Варшаву и одновременно уминаем домашние бутерброды с чаем. Дорожные работы понемногу отодвигают плановое время прибытия.
23:30/1314 км
После часового блуждания по городу и шатания между развязками и ремонтами, запарковались на стоянке перед отелем American House Balletowa. В нынешней дорожной обстановке польской столицы, судя по всему, не поможет никакой навигатор: перманентные временные изменения и ограничения в движении кого хочешь собьют с пути.
Дежурный администратор встретила простой русской речью. Она сама из Белоруссии, поэтому ей не сложно, а гостям приятно :)
Т=+19:00 (00:46, 05 августа 2012)
Закрываю крышку ноутбука. Спим.
05 августа 2012, воскресенье
11:12/1314 км
Продолжаем движение в сторону Вроцлава. Для второго дня пути выезд в 9 утра «по местному» не кажется слишком поздним. Погода по прежнему благоволит, мошкара ушла в отпуск, машина — на удивление — чистая.
12:38/1414 км
Неожиданно наткнулись на А2 до Познани. Ни viamichelin, ни iGO эту часть дороги еще не используют. Сама по себе трасса практически готова, за исключением некоторой разметки, но движение по ней временное, с ограничением скорости и в одну полосу*
* — на обратном пути убедились, что дорога доведена до самой Варшавы, где она плавно переходит в S8/8 до Белостока.
13:00/1439 км
На А2 сняты все ограничения. Едем в сторону Лодзь-Познань.
За первый участок отдали 9.9 злотых, за второй и третий — по 14, и за последний — 31. Итого: 68.9 злотых или 690 руб. с карточки. После завершения всех работ и открытия нефункционирующих пунктов оплаты будет дороже.
16:50-17:12/1796 км
Вторая заправка до полного бака относительно дешевым польским бензином. Цена выше, чем в глубине страны (5.84 против 5.69 злт/л), но так всё равно выгодней, т.к. скоро Германия. Простой подписи на чеке уже недостаточно — кассир попросил ввести PIN — вот что значит граница рядом. Одновременно подкрепились остатками домашних припасов. На площадке для отдыха в пределах видимости пять машин с российскими номерами.
17:18/1802 км
Въехали в Германию. В очередной раз полиция не обращает внимания на наше авто.
Понаблюдав за привычками остальных водителей, выключил фары: по немецким правилам ближний свет не обязателен, встречных не видно за разделительным барьером, а попутным машинам мои “огоньки” без надобности.
18:09/1902 км
Уткнулись в пробку. Машины впереди моргают аварийкой до тех пор, пока догоняющие не начнут делать то же самое. Останавливаемся. Над головой летает вертолёт — что-то серьезное? Потом все поехали 25-40 км/ч. Периодически то один, то другой ряд немного вырывается вперед, но в итоге оказываемся в исходном положении.
18:39/1912 км
За 30 минут продвинулись на 10 км, движение неожиданно ускорилось до рекомендованных 130 км/ч. Пробке конец.
19:21/1994 км
Пробка №2. Неспешно ковыляя, преодолеваем вторую тысячу км. На этот раз причина замедления — дорожные работы. На 12 км ушло 36 минут. Вспомнил утренние пробки на Ярославке — почувствуйте разницу.
21:06/2129 км
Остановились на ужин в придорожном немецком Serways. Ассортимент впечатляет, основные блюда готовят на твоих глазах. Объелись.
22:07/2148 км
Пробка №3. Это уже начинает действовать на нервы. Всего в этот день пробки отняли у нас почти 2 часа (30+36+37=103 мин.). Задаваясь вопросом — куда это в таком количестве тянутся на запад машины с польскими номерами — остановились на предположении, что поляки возвращаются на работу.
Где-то за Ганновером приключились скоростные горки. Точь-в-точь как описалrred: все несутся от души, игнорируя повороты и законы физики. Я тоже немного поиспытывал свой вестибулярный аппарат, особенно хорошо это получалось на спусках, в подъемах же 85 корейских лошадок не поспевали за скакунами из Штутгарта и Мюнхена, поэтому «тошнил» с грузовиками и туристами с прицепами.
Когда совсем стемнело, начались неприятности. Во-первых, мы проскочили нужный съезд. Вернее мы на него среагировали, но поехали в противоположном направлении. Вроде бы ерундовый вопрос — всего лишь развернуться, но у немцев это считается плохим тоном. Езжай вперед, ищи следующий ausfahrt, и куда он выведет — одному богу известно. Во-вторых, пошёл дождь — видимость ухудшилась. А в-третьих и в-четвертых, одновременно попросили есть и машина, и батарейка в ноутбуке, где лежала самая главная на данный момент ценность — карта Германии (а по бумажному атласу в этих местах ориентироваться бесполезно).
Кто читал мои предыдущие отчеты, знает, что с первого раза поворачивать в нужном месте у нас в экипаже не принято, я уже привык к подобным осложнениям, но после двух с лишним тысяч километров с учетом вновь открывшихся осложнений это “немного” нервировало. В общем вот вам совет — не выезжайте на дороги по ночам без хорошей карты :)
06 августа 2012, 01:41/2405 км
Польский бензин кончился совсем, пришлось в Дортмунде залить немного горючего по 1.69 евро/л.
01:55/2411 км
После промашек со съездами и волнительных блужданий в том же Дортмунде встали на ночлег в заранее забронированном B&B Hotel Dortmund Messe. Рецепция уже закрыта, но в этой сети можно пройти check-in с помощью автомата на входе. Пара минут нажимания на кнопки, с карты списаны 73 евро, и агрегат распечатывает чек с заветным номером комнаты и кодом от замка. Заваливаемся спать.
06 августа 2012, понедельник
11:52/2411 км
После завтрака едем дальше. До следующей остановки запланировано чуть больше 350 км, поэтому можно не торопиться.
13:26/2518 км
Пересекли границу Германия-Нидерланды. Начинаю следить за коровами, по легенде они скоро должны стать симпатичнее женщин. Жена ревнует.
14:11/2593 км
Сразу видно, что Голландия небольшая страна: не прошло и часа, а мы уже в Бельгии.
15:33/2687 км
Вроде бы бельгийский бензин должен быть подешевле, но приходится заливать 29.4 л по 1.701 евро/л. Куда катится этот мир!
16:45/2763 км
Преодолев рекордно минимальные суточные 352 км, подъехали к гостинице B&B Het Consulaat, что в Брюгге. Собственно это даже и не отель, а жилой дом в старом городе, в котором хозяева сдают 3-ий этаж. Номеров там помещается только 2, но зато они двух- и более комнатные. Выглядит все настолько по домашнему, уютно и умиротворяюще, что просто душа радуется. К тому же хозяйка от рождения говорит по-русски и конечно же добавляет своими рассказами не одну ложку мёда к нашим впечатлениям.
На этом динамичную часть рассказа можно бы и закончить, но я пока пропущу вечер в Брюгге и перейду к утру следующего дня.
07 августа 2012, вторник
10:00/2763 км
Собрались, расплатились со Светланой, погрузились в машину и go-go-go в сторону Франции. Погода сухая, солнечная. Через полчаса остановились в придорожном кафе на завтрак. Хоть мы еще и на территории Бельгии, но заказали Full English Breakfast: яичница, жареный бекон, помидор, фасоль, сосиски, тосты с маслом и джемом, чай/кофе. Обедать будем уже в Англии.
11:26/2823 км
Въехали во Францию. На это раз скорость сбрасывать не пришлось: бельгийское ограничение 120 км/ч просто сменилось знаком 130.
12:00/2879 км
Руководствуясь исключительно знаками, подъехали к терминалам паспортного контроля в порту Кале (Calais). Полос много, подавляющее большинство из них — для граждан UK и ЕС. Методом исключения прихожу к выводу, что линия 5 с непонятной надписью на французском — это для нас. Вместе с тем терзают сомнения — впереди машина с британскими номерами (у них то какие паспорта?), и именно наша очередь совсем не движется. Соседи уже давно преодолели свои шлагбаумы, а мы все стоим за англичанином. И вот только когда остальные ожидальцы не вытерпели и стали расползаться кто вправо, кто влево, тут то мы и продвинулись до заветной будки. А расположена она, между прочим, справа, т.е. подать туда документы мне совсем не с руки. Ну да ладно, жена помогает. Процедура проходит достаточно быстро. Дежурные вопросы — «сколько дней вы планируете пробыть в Великобритании» и «когда возвращаетесь домой» (а я и не помню эти числа), потом понимающая фраза про «тур по Европе» и мы можем ехать дальше. На всё про всё ушло 15 минут.
Через 100 м еще одна остановка. Просят открыть багажник. Надо так понимать, что это повышенные меры безопасности в связи с Олимпиадой.
Далее идут указатели с названиями компаний-перевозчиков. Выруливаем на полосы нужного нам P&O ferries и уже без возможности перестроения проезжаем к посту регистрации на погрузку. Как таковых билетов на руках нет, дома на листочке записал только номер бронирования.
Контроллёр без лишних слов сам во всем разобрался и выдал кусочек картона с распечатанным билетом. Попутно выяснилось, что он зарегистрировал нас на ближайший рейс, поскольку мы прибыли раньше положенного*.
Вместе с билетом выдается бирка, которую надо повесить на салонное зеркало. На ней обозначены дата, время отправления и количество пассажиров.
* — в правилах бронирования билетов есть пункт, оговаривающий дополнительный сбор в случае изменения времени отправления. С нас лишнего не взяли.
Процедура погрузки на паром организована очень четко. На билете указана наша «линия 12», ищем её по указателям и занимаем место за Опелем с французским номером. В соседних рядах накапливаются другие машины: кемперы отдельно, грузовики где-то в стороне. Глушим двигатель, выходим осмотреться. Территория терминала огромна, с первого взгляда напоминает аэродромное поле: какие-то циклопические сооружения, развязки, мачты освещения, белая разметка для авто, зеленые дорожки для пешеходов. Впереди огромные ворота «Calais 8», за которыми виднеется нос судна.
Накопительная площадка для погрузки на большой паром занимает не менее десятка «линий». Машины расставляют по росту: слева грузовики и кемперы, справа — маломерки легковушки высотой до 1.85 см. Система посадки безлошадных пассажиров различна во Франции и Великобритании. Корабль приспособлен для работы и с той и с другой. На этом снимке показана французская «башня обслуживания» с 2-ярусными пешеходными трапами.
Прождав буквально несколько минут, по команде регулировщиков начинаем движение. Ни подъемов, ни спусков — рампа почти горизонтальна, сразу попадаем на грузовую палубу. Там тоже люди в жилетах указывают кому куда вставать. Опять глушимся, затягиваю ручник — всё, можно подниматься на пассажирские уровни — во время плавания доступ к автомобилям закрыт.
«Spirit of France» — первый большой паром в моем туристическом опыте — впечатления только восторженные. Отделка с иголочки, услуги на каждом шагу: кафе, магазины, отделение банка, игровые автоматы, детская площадка и еще много всякой всячины. Кто-то из пассажиров на юте на открытой палубе остался морским воздухом дышать. Большая часть разбрелась по салонам: сидят, лежат, напитки потягивают. Лучшие места в носовом салоне перед панорамными окнами — за спиной бар, впереди море. Есть еще VIP-зона на D-палубе, но за неё надо доплачивать — мы туда не поднимались.
Погрузка легковых машин в Кале ведется по эстакаде, состыкованной с носовой рампой. Крупногабаритный транспорт въезжает на свою палубу чуть ниже, и потоки не пересекаются. На седьмой палубе размещаются «невысокие машины». Полноразмерные фуры, автобусы и некоторые туристические вэны стоят этажом ниже. Компания P&O — отмечает в 2012 году 175-летний юбилей. Помимо коротких маршрутов Дувр-Кале, она осуществляет перевозки до Зеебрюгге, а также из Хулла в Роттердам. Двойняшки «духи» Франции и Британии вышли на паромные линии совсем недавно — в сентябре и январе 2011 года. Строили их — я был сильно удивлен — на финских верфях в Рауме. Сейчас они являются самыми большими судами, когда либо обслуживавшими переправу Дувр-Кале: водоизмещение каждого — 49000 тонн, длина — 213 м. Пассажировместимость до 1750 человек, а общая длина транспортных дорожек в 3740 м позволяет перевозить на двух грузовых палубах 180 грузовиков плюс 195 легковушек.
Отчасти из экономии, а скорее из практических соображений, я выбрал рейс вне пиковых нагрузок, поэтому никаких тысяч людей и сотни машин мы не видели. Спокойная такая обстановка, мест всем хватило :)
Т=+3.6:55 (12:41/2879 км)
Закрыт транспортный въезд, подняты пассажирские трапы — «французский дух» с небольшим опережением графика аккуратно отходит от причала и начинает разворачиваться для выхода в море.
Хочу быстрей продолжения, с нетерпением жду!:)Еще не читая, поставила плюсик, потому как достойно только восхищения такая поездка! Сами не раз туда заглядывали на карте, а в реальности боимся того самого DRIVE ON LEFT.По Таиланду знаем, что привыкаешь на второй день, но как прожить этот самый первый день!:) Не томите, пишите!
По паркингам у Вас «крутая» статья расходов! Дешевле в Англию теперь, нежели парковаться в центре столицы нашей Родины-абонемент по льготной цене на месячный паркинг...18 тыс.!:)
Да нет. Всё у них как у нас, или у нас — как у них :)
Например, Эдинбург. По моим представлениям — не дешевый город. При этом цена суточной парковки варьируется от 0 до 35 фунтов. Если долго не спать, то можно успеть на бесплатную, а когда мы приехали — там было не протолкнуться. Как я понял: главное на улицах не парковаться.
Ждем с нетерпением продолжения… Планировали нечто подобное, но хотели машину оставить во Франции и по ж/д уже в Великобритании… но после Вашего рассказа все может поменяться… но очень боюсь левостороннего движения… если можно поподробнее о дорогах и этом самом движении…
Спасибо! Путеводитель задумывался более подробным и вариативным, поэтому оценка снижена ))) С его помощью я хотел ввести в курс дела остальных путешествующих, но жена почитывала с неохотой, а сын вообще заглянул один раз.
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (14)
RSS свернуть / развернутьшкипер
Sergey-CH
Робинзон
Sergey-CH
Робинзон
Робинзон
Sergey-CH
Например, Эдинбург. По моим представлениям — не дешевый город. При этом цена суточной парковки варьируется от 0 до 35 фунтов. Если долго не спать, то можно успеть на бесплатную, а когда мы приехали — там было не протолкнуться. Как я понял: главное на улицах не парковаться.
mronik
+100500 к Шкиперу и шляпу долой! :))
MrMineika
pavkakor
Ну, держись Англия. Начну потихонечку обрабатывать своих.
Sergey-CH
ninvol
Sergey-CH
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.