В сердце Испании – 7. Королевские истории: кастелло Де Ла Мота и Тордесильяс / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

В сердце Испании – 7. Королевские истории: кастелло Де Ла Мота и Тордесильяс

В сердце Испании – 1. Самолет летит в Мадрид, машина едет в Аранхуэс
В сердце Испании – 2. Дороги Ла-Манчи
В сердце Испании – 3. Вид на Толедо
В сердце Испании – 4. Вид на Толедо – продолжение рассказа о городе трех культур
В сердце Испании – 5. Авила: стены, тапас, мясо айвы, куклы-монашки и многое другое за три с половиной часа
В сердце Испании – 6. Розовые миражи и загадки Саламанки

Ветер несет по суровому осеннему небу обрывки низких туч и клочья серого дыма. Вдали – строения скромного монастыря. Возле зажженного костра – обессилено опустившиеся на землю женщины и падающие с ног от усталости мужчины. Богатая одежда свидетельствует об их принадлежности к самым знатным фамилиям, но их изможденный вид говорит скорее о тяготах и длительности их страшного пути. Перед гробом, богато украшенным знаками королевских отличий, — скорбная фигура одетой в черное беременной женщины. В ее взгляде – пугающая пустота и отсутствие всякой надежды. Это Хуана, королева Кастилии и Леона, вторая по старшинству дочь всесильных католических королей Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Ее имя в веках сохранилось с неизменным эпитетом – Безумная.



Картина Ф.Прадилья «Хуана над гробом мужа» в Прадо останавливает любого, даже не знакомого с испанской историей. Но мы к этому моменту уже много знали о судьбе этой женщины, которой несколько поколений сменяющих друг друга специалистов заочно будут ставить диагнозы: шизофрения, некрофилия, психопатия…
Самое интересное, что формально именно она, Хуана I, некрофилка и шизофреничка, является на сегодняшний день самым долго правящим испанским монархом: с 1504 года до своей смерти в 1555 году.
Удивительно, как в один день своей испанской поездки мы случайно оказались сразу в двух местах, связанных с именем Хуаны Безумной: самой известной кастильской крепости кастелло Де Ла Мота (в городе Медина-дель-Кампо) и городе Тордесильяс, где мир был поделен пополам.

И еще немного о несчастной Хуане.
Изначально инфанта Хуана была не такая уж и несчастная. В 17 лет ее отправляют в Нидерланды, где она становится женой сына императора Максимилиана Филиппа Бургундского. Этот брак, трагический для Хуаны, подарит Испанию династии Габсбургов. Начинается все прекрасно: образованная, начитанная, красивая и изящная девушка влюбляется в своего молодого мужа, который поначалу также без ума от своей хорошенькой жены. Филипп Бургундский по прозвищу Красивый – беззаботный, привлекательный, легкомысленный – очаровал Хуану своей пылкостью и страстью. В свою первую встречу они проводят в спальне больше суток. Тем более страшным для Хуаны становится открытие, что в жизни своего мужа она никогда не будет единственной. Среди чужих людей, в окружении непривычной обстановки, она не согласна мириться с изменами. Сцены ревности, которые она устраивает Филиппу, окончательно отдаляют мужа от молодой жены. О ее ревности ходят легенды: утверждали, что одной из пассий своего мужа Хуана начисто обрезала волосы! Филипп все больше избегает ее: в общем, все как у людей, ничто не меняется даже через пять столетий…
Тем временем в Испании происходит ряд роковых событий: умирают по очереди несколько наследников Изабеллы и Фердинанда, в результате этих смертей Хуана становится наследницей престола.
Будущая королева должна жить в своей стране, поэтому Хуана и Филипп проводят в Испании почти год (детей – а их к тому времени у супругов уже трое – оставляют в Нидерландах). Не выдержав суровости нравов испанского двора, Филипп делает все, чтобы вернуться к родным пенатам. Хуана в ярости: она вновь беременна и не может последовать за мужем. Изабелла заточила ее в крепости де ла Мота, приставила к ней надежных людей, чтобы наследница испанского престола могла без угрозы для себя и своего потомства воспроизвести на свет ребенка. После рождения сына Хуана настояла на том, чтобы уехать вслед за супругом.
Но ее возвращение в 1504 году не было приятным сюрпризом для Филиппа: Хуана застала его в объятиях очередной фаворитки. Инфанта прибегает к помощи колдовства – это наследница католических королей! Пока великий инквизитор Торквемада разжигал костры из еретиков, Хуана пыталась при помощи любовных чар вернуть любовь и привязанность Филиппа. Ее вспышки ярости, вызванной ревностью, постепенно заставляют говорить о ней как о безумной, и даже родная мать сомневается в ее душевном здоровье.
В том же 1504 году умирает Изабелла Кастильская. По законам престолонаследия королевой Кастилии должна стать Хуана. Причем по завещанию самой Изабеллы Хуана могла править самостоятельно — при условии стабильности ее психического здоровья. Но ее отец, Фердинанд Арагонский, свидетельствует о безумии дочери – и становится при ней регентом.
Такое положение вещей вызывает недовольство Филиппа: это его жена стала королевой Кастилии, и если уж она сумасшедшая – регентом при ней должен быть он, ее законный супруг. Начинается борьба за власть, при этом Хуану и отец, и муж всячески аттестуют безумной и не способной к самостоятельному правлению.
В 1506 году Хуана и Филипп прибывают в Испанию, чтобы Хуана могла вступить в права наследства, — но тут здоровый и полный сил двадцативосьмилетний Филипп при неясных обстоятельствах тяжело заболевает и за неделю сгорает от лихорадки.
Хуана, которая в это время беременна очередным ребенком, испытывает потрясение, которое окончательно подрывает ее психическое здоровье. Причем ее дальнейшие поступки дают все больше оснований утверждать, что прозвище «Безумная» было дано ей не случайно.
Для начала, Хуана отказывается хоронить мужа в Бургосе, где он умер, и решает предать его прах земле в Гранаде, недавно отвоеванной у мавров и уже ставшей самой пышной усыпальницей испанского двора. Начинается многомесячное путешествие за гробом, которое и сейчас способно вызвать ужас и отвращение.
Хуана несколько раз достает из гроба останки тела, покрывая поцелуями то, что когда-то было ее мужем. По предсказанию одного из монахов, принц должен воскреснуть – и Хуана фанатично цепляется за это пророчество.
Она путешествует только по ночам, утверждая, что «вдова, которая утратила солнце своей души, не должна отныне показываться при свете дня».
Хуану не перестает терзать теперь уже ставшая параноидальной ревность. Как-то гроб Филиппа внесли в монастырь для совершения заупокойной службы (в пути все несколько месяцев по покойному в монастырях и церквях служили службу, как по новопреставленному). Узнав о том, что монастырь — женский, Хуана немедленно приказала вынести гроб и остановилась на вынужденный привал в чистом поле, причем, чтобы убедиться в безопасности любезного ее сердцу праха, она в очередной раз приказала вскрыть гроб.
Странная процессия обрастала немыслимыми слухами, хотя что уже могло быть страшней самой чистой правды.
Траурная процессия длится почти девять месяцев. За это время Хуана производит на свет свою последнюю дочь – Екатерину, которая на долгие годы станет единственным сокровищем обезумевшей матери и проживет с ней до 18 лет. Остальные дети Хуаны и Филиппа растут под покровительством двух дедов-королей — Максимилиана I и Фердинанда Арагонского. Король Фердинанд скончается в 1516 году, и регентом Испании станет Карл, сын Хуаны. Он унаследует и Испанию, и Священную Римскую Империю. Впоследствии он отречётся от императорской короны в пользу брата Фердинанда, и две линии Габсбургов, их наследники, будут править этими двумя империями.
Хуану вместе с дочерью отец запирает в замке в городе Тордесильяс. В убогом затворническом существовании она проведет 46 лет! О ее низложении нигде формально не будет сказано, она останется самой долгоправящей королевой на испанском престоле, вот только править за нее по очереди будут ее муж, ее отец, ее сын.
Вот такая страшная история, и очень-очень грустная.

А пересказать ее пришлось, потому что в этот день наши поездки так или иначе приводили нас в места, которые упоминаются в этой королевской истории.

Кастелло де ла Мота в городе Медина-дель-Кампо



Если снимать классические исторические фильмы – то такие впечатляющие сооружения, как этот средневековый замок, будут самым подходящим фоном. Его значимость для Испании и Португалии была настолько велика, что за него даже развернулась целая война между Изабеллой Кастильской и ее племянницей Хуаной де Бельтранеха. Изабелла победила. Великая кастильская королева, кстати, умерла именно в этом замке в ноябре 1506 года.
Замок разделил судьбу многих средневековых цитаделей: когда необходимость обороны от врагов (прежде всего – от мавров) исчезла – он стал тюрьмой.
Самым знаменитым узником кастелло де ла Мота был Чезаре Борджиа. Представитель этой одиозной семейки циников, отравителей, кровосмесителей и прочая и прочая был, пожалуй, единственным, о ком достоверно известно, что ему удалось бежать, спустившись с башни по веревке.


Именно к этому замку на вершине холма мы подъехали в начале четвертого. Аккурат в разгар сиесты – с 14.00 до 16.00. Но решили не расстраиваться, а оставшиеся сорок минут посвятить осмотру замка с внешней стороны.
Чтобы неспешно обойти кастелло со всех сторон – ушло минут двадцать:










Потом оставшееся время мы использовали крайне приятно для себя, сидя на камушке с видом на замок и поджаривая носы на теплом и для нас почти летнем солнышке.
В 16.00 замковые двери распахнулись. Совершенно для нас неожиданно, вход в замок был бесплатным и свободным.
В целом осталось такое ощущение, как от Трокайского замка в Литве: все заново отстроено, все новенькое и готово в любой момент принять если не туристов, то какую-нибудь свадебку или съезд ритейлеров.









Большее впечатление произвели находившиеся внутри стенды с фотографиями, рассказывающими о процессе восстановления замка:





Посещение замка заняло у нас минут двадцать. В общей сложности мы провели в замке и его окрестностях чуть больше часа. Справедливости ради надо заметить, что, несмотря на огромный паркинг перед входом в замок, машин там было еще две — помимо нашей. Возможно, в высокий туристический сезон людей бывает и больше.

До Вальядолида, где у нас была запланирована ночевка, было менее шестидесяти километров. Поскольку в Медина-дель-Кампо мы не слишком задержались, в нашем испанском маршруте спонтанно возник следующий город, находящийся слегка в стороне по дороге в Вальядолид — Тордесильяс.
Я, честно говоря, пропустила в путеводителе два написанных про него абзаца, а Андрей вовремя вспомнил, что городок обещает быть довольно интересным.
Во-первых, именно там в 1494 году Испания и Португалия поделили мир пополам. Вот просто так: собрались и разделили себе планету вдоль демаркационной линии, соединяющей оба полюса и проходящей по Атлантическому океану. Причем Португалия попросила линию чуток подвинуть — на 1100 миль («Ну что вам, жалко што ли»). География в то время еще не вся была открыта, так что когда в 1500 году состоялась экспедиция некоего Педру Алвареша Кабрала – стало ясно, что этим передвиганием линии Испания «подарила» Португалии Бразилию.
Когда я, невежественная, обо всем этом прочитала, у меня возник вопрос: а как остальные прочие голландцы с англичанами отнеслись к тому, что их не позвали делить апельсин мир? А отнеслись именно так, как положено: Франция, Англия и Голландия отказались признавать одобренный папой римским Юлием II Тордесильясский мир и принялись пиратствовать в мировом океане.
Это все был первый аргумент к посещению Тордесильяса, если вы еще не забыли (что-то у меня отступления в этой части — безразмерные).
Аргумент «во-вторых»: ягнятина и поросятина из Тордесильяса борется с Сеговией за право быть в Испании лучшей.
Все, второй аргумент меня сразу сразил наповал, так что я принялась забивать в навигатор новое сложно-напевное испанское название.
Супер-городишко на меня произвел впечатление постфактум, уже когда я прочитала все, что добросовестно в этом опусе пересказала: и о «безумной» Хуане, и о муже ейном, и о Тордесильясском договоре. А тогда я даже заявила, что вот в Тордесильяс можно было и не заезжать. И все потому, что нас там не покормили. А голодная я к красотам глухо и музейным хождениям не расположено. Сейчас же я понимаю всю несправедливость такого мнения о Тордесильясе.
С самого начала, еще когда мы ехали по мосту через реку Дуэро, открылась панорама старого города с ни разу не виданной нами раньше башней:



У меня только одна была ассоциация: в Калуге на берегу Оки перед музеем Циолковского ракета такая торчит (злые языки поговаривают, что небывалый расцвет Калуги связан не с приходом во власть ныне действующего губернатора, а с тем, что ракету перевели из горизонтального положения – в вертикальное).
Машину поставили на обширную бесплатную парковку недалеко от видимого старого центра – и пошли по направлению к «ракете». Уже знакомые по Саламанке и Медине-дель-Кампо аисты и здесь были во всей красе:


Как и во всяком уважающем себя городе здесь есть своя Пласа-Майор – только очень мини. Такой макет: один к двум, если, например, сравнивать с Саламанкой.



Как и на всякой уважающей себя Пласа-Майор, по периметру здесь расположены кафешки с плетеной мебелью.




Мы сначала пошли на тенистую сторону и попробовали поесть. «Кочинильи», т.е. поросята, в меню значились – но кормить нас в пять вечера в кастильской глубинке никто не собирался. Так матч поросят «Тордесильяс – Сеговия» Тордесильяс проиграл, в связи с тем, что игрока не выставил.
Более того, на тенистой стороне площади в кафе не было кофе. Поэтому мы перешли на солнечную сторону площади, где за 3 евро провели волшебные полчаса за кружкой пива и чашкой капуччино.
Дальнейшее наше перемещение по улицам Тордесильяса сопровождалось рассуждениями на тему мельчания некоторых городов, которые не воспользовались историческим шансом для своего дальнейшего развития.







С заурядностью лишенных очарования улиц городка (сейчас здесь живет девять с половиной тысяч жителей) никак не вязалось славное прошлое: Тордесильяс находится в 45 километрах от тогдашней кастильской столицы Вальядолида, поэтому особы королевских кровей были там частыми гостями.
Но когда мы вышли к церкви Святого Антолина – той самой, с башней-ракетой, рейтинг привлекательности Тордесильяса резко пошел в гору. Сооружение действительно впечатляющее, несмотря на суровость:







Рядом находился вход в музей, но я отказалась наотрез. Снаружи было интересней: здесь мы впервые за все время пребывания в Испании увидели организованную туристическую группу. Экскурсовод что-то взволнованно и экспрессивно рассказывала, показывая на каменную фигуру красивой женщины перед церковью.



Имеющиеся на тот момент сведения помогли идентифицировать в фигуре дочь католических королей. Прочитанная уже вечером в вальядолидском отеле история Хуаны Безумной дала объяснение трагическому облику королевы.



О ее сумрачном состоянии свидетельствует уже тот факт, что когда раз в году к ней приезжали ее родственники, отлучившие ее от власти, они приходили в ужас от ее состояния. Хуана жила в жуткой антисанитарии, ела крайне скудную пищу. У прожившей с ней 18 лет дочери, когда ее забирали от матери, были явные признаки неадекватности: а что еще можно было ожидать от девушки, которая провела с безумной матерью все детство и юность и чьим единственным развлечением было смотреть в окно?!


Вот так сложилось, что о Тордесильяс мы узнали уже потом, после поездки в этот город. Иначе обязательно сходили бы в музей и постарались бы попасть в монастырь Санта Клара, где затворницами живут двенадцать монахинь. С другой стороны, когда уже постфактум ты возвращаешься к этой теме и открываешь что-то новое, то это свидетельство силы этого места и его значимости.
А вот дерево, которое стоит перед памятником Хуане в Тордесильясе, я до сих пор так и не прояснила: что за? может, кто знает?


В следующей части — кулинарная битва ягненка с поросенком

Комментарии (5)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

Tat-77s

  • 14 апреля 2014, 10:08
Да уж, современное искусство ребусы загадывает, что иногда нужен переводчик (просто Имаджинариум какой-то) :) Как вариант, сей пень олицетворяет душу Хуаны в заточении и рвущуюся на белый свет.
А городок интересный.
+
1
+ -
avatar

begun12

  • 14 апреля 2014, 10:15
Мне этот пень напомнил фильм «Не стреляйте в белых лебедей». Или довлатовский «Заповедник», в общем, дерево мощное!
Спасибо за комментарий!
+
1
+ -
avatar

Менеджер

  • 14 апреля 2014, 18:28
+1! Спасибо за королевские истории!
+
0
+ -
avatar

begun12

  • 14 апреля 2014, 19:19
Спасибо за внимание, оно, как всегда, очень приятно!
Кстати, у королевских историй будет продолжение, как раз пишу, так что заходите!
+
2
+ -
avatar

ninvol

  • 16 апреля 2014, 13:35
"+1"!!!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.