СКАНДИНАВСКИЕ СЕЗОНЫ. ЛЕТО - часть 2 (СТОКГОЛЬМ) / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

СКАНДИНАВСКИЕ СЕЗОНЫ. ЛЕТО - часть 2 (СТОКГОЛЬМ)

ВВЕДЕНИЕ — Как нас занесло в Скандинавию и немного о подготовке к путешествию
ЛЕТО
ЧАСТЬ 1 — Паром в Швецию
ЧАСТЬ 2 — СТОКГОЛЬМ
ЧАСТЬ 3 — Швеция
ЧАСТЬ 4 — музеи Осло
ЧАСТЬ 5 — архитектура Осло
ЧАСТЬ 6 — Аурландс-фьорд
ЧАСТЬ 7 — Гейрангер-фьорд
ОСЕНЬ
ЧАСТЬ 8 — Олесунн
ЧАСТЬ 9 — Атлантическая дорога
ЧАСТЬ 10 — Свартисен-Сальстраумен
ЧАСТЬ 11 — Лофотенские острова
ЗИМА
ЧАСТЬ 12 — Полярный парк
ЧАСТЬ 13 — Тромсё
ЧАСТЬ 14 — Альта
ЧАСТЬ 15 — Нордкап
ВЕСНА
ЧАСТЬ 16 — Лапландия
ЧАСТЬ 17 — по Финляндии в СПб



Основной целью нашего летнего автопутешествия была Норвегия. Приплыв утром на пароме из Турку в Стокгольм, можно было сразу вырулить на автомагистраль и к вечеру быть в районе Осло. Но мы в Швеции были впервые, и специально в нее вряд ли когда еще выберемся. А Стокгольм — пожалуй, наиболее достопримечательный город на нашем не слишком городском маршруте в этом путешествии. Так что в шведской столице мы изначально думали провести пару дней. Потом, правда, не найдя подходящего ночлега, решили ограничиться одним днем, но уж воспользоваться им по полной.

И пока мы подплываем на пароме к городу, скажу, что в этой главе нашего отчета кроме обещанных в прошлой части подробностей о бананах, избушках и гусях Стокгольма, мы также познакомимся с популяцией и особенностями стокгольмских драконов и львов и выясним, как можно использовать самосвалы в системе школьного образования.

10.06.2014 ДЕНЬ 2 (Стокгольм — Västerås)

Стокгольм называют Северной Венецией… то есть как? И эти туда же?! Что же мы из одной Северной Венеции в другую приплыли??? Не, так дело не пойдет, назовем хоть шведской Венецией, чтобы не путать. Не знаю, как там с реками и каналами, но с островами здесь все, действительно, хорошо. «Остров бревна» — так переводят и само название главного города свейского государства. Есть у шведов такая легенда: когда злые и свирепые эстонские парни сожгли их более древнюю столицу, погорельцы отправились на поиски прибежища получше. А где им будет лучше — не знают. Запрятали шведы уцелевшие сокровища в выдолбленный ствол дерева (то ли он был от гигантской секвойи, то ли уцелело совсем немного сокровищ) и отправили бревно вплавь искать им новое место для города. Ну вот и приплыли. И мы воспользуемся тем же способом прибытия в Стокгольм.

Наш паром приходил в шведскую Венецию в 6 утра. К счастью, по местному времени, а оно отличается от родного питерского уже на 2 часа. Так что подъем был ранним, но без лишней жестокости. Позавтракали опять своей едой, полюбовались уже шведскими фьордами и панорамой Стокгольма, да и по машинам.

На выезде из порта всех водителей заставляли дышать в трубочку. Моя трезвость, кажется, вызвала у суровых шведских стражей порядка некоторое удивление. Похоже, они не могли понять, чем еще можно заниматься на пароме, кроме как бегать по барам и алкогольным дютикам. :)

Мы еще от порта не отъехали, а стокгольмские дома уже произвели на нас довольно сильное впечатление. Не столько архитектурой, сколько эффектной вписанностью в суровые скалы.



Выбраться из порта было не сложно, хотя и пришлось постоять в небольшой пробочке. А вот потом я слегка растерялся. Город-то большой. Смотреть хочется все. Где это все находится – не совсем понятно (см. пункт о подготовке к поездке). Я нервничаю, это передается любимой супруге и детям. К тому же, экипаж не выспался, все срываются друг на друге, и это в самом начале путешествия… я слегка загрустил. Припарковался, где попало, выскочил из машины – проветриться и успокоиться. Дети прониклись, экстренно помирились друг с другом и с мамой. Все, теперь можно и развлекаться идти, тем более, что мы уже в Gamla Stan — старом городе, где основные достопримечательности сосредоточены. Только с парковкой разобраться.



С парковками в этом городе большая беда. Места есть, но все платно и очень дорого. По совету предшественников, мы отправились на Riddarholmen — «рыцарский остров» в центре города. Там парковка стоила что-то около 30 SEK (150 руб) в час. Вставив карту в паркомат, нужно установить кнопочками, сколько ты готов потратить. Экран показывает время действия талона. Главное, кнопку «boende» не нажимать — она для проживающих по соседству местных жителей, можно на серьезный штраф нарваться. Подтвердив, получаешь талон, который нужно положить под стекло. Так попробуй рассчитай заранее, сколько тебе понадобится!

Мы оплатили 36$ на две машины. Когда нагулялись и собрались отправиться в музеи соседнего «Звериного острова» (Djurgården), — это запросто можно было сделать пешком или проехать остановку на метро. Но у нас еще оставался час или полтора оплаченного парковочного времени. Оказалось, что продлить парковку невозможно. Оплата всегда происходит с текущего момента, неиспользованное время просто сгорает. За это время посмотреть музеи и вернуться — нереально, носиться туда-сюда для доплаты — непрактично. Но арабы-парковщики заверили нас, что наши талоны можно будет использовать на новом месте. Поэтому из жадности мы поехали к музеям на машинах. Зря. Стоимость там была уже 40 SEK (210 руб.) в час. В общей сложности, на парковки за день мы потратили около 2700 руб. за две машины.

Вечером многие парковки становятся бесплатными. Мы оставили наши машины на одной из таких улиц, чтобы прокатиться в стокгольмском метро. Специально остановили местного жителя и уточнили, правильно ли мы поняли запутанные дорожные знаки. Он подтвердил: парковаться можно, только на ночь не оставляйте. И все же меня, кажется, оштрафовали. Кажется, потому что я умудрился потерять бумажку, которую мне положили под стекло, и не могу теперь ее перевести и проверить. Маме ничего не положили, хотя ее «Спарк» стоял сразу за мной. Если это действительно был штраф, то могу предположить только одну причину: поставил авто слишком близко к пешеходному переходу.

В общем, на мой взгляд, лучше всего парковаться где-нибудь на окраинах — там бывают перехватывающие парковки за 20 SEK в день, если я не ошибаюсь. А оттуда отправляться в центр на метро. Если правильно подгадать с местом парковки – можно заодно и наиболее интересную синюю ветку стокгольмской подземки посмотреть. Информацию о стокгольмских парковках можно попробовать поискать здесь.

Справившись с первым паркоматом, мы пошли на поиски самой важной для нас на тот момент достопримечательности: общественного туалета. По пустынным в ранний утренний час улицам столицы деловито прогуливались в основном бомжи, надо сказать, не бездельничавшие:


Искомое вскоре нашлось рядышком со зданием шведского парламента и неподалеку от королевского дворца. Шведских монет у нас, разумеется, не было, но рассчитанное на туристов заведение охотно принимало евро. Европу, как известно, невозможно спутать с иными отсталыми регионами мира, благодаря туалетам. В Финляндии бесплатные кабинки на придорожных стоянках были фантастически чистые и с теплой водой. Аня уверенно вошла внутрь… и тут же выскочила, с трудом сдерживая рвотные позывы. Я, к счастью, лишь заглянул через порог, но и этого хватило. Некоторое время мы приходили в себя после шока. Нет, конечно… туристы, толпы народа… но ведь это платный туалет!!! У нас в таких бабушки сидят, деньги принимают — может, поэтому такой чудовищной загаженности не встретишь?!

Уже дома прочел в путеводителе, что до 1861 года в Стокгольме вообще не было канализации, и он считался грязнейшим городом Европы. Охотно верю, но ведь теперь его одной из чистейших столиц называют! Может, конечно, этот кошмар в центре Старого города специально для туристов оставили, чтобы они средневековье прочувствовали? Брр.

Начало нашего знакомства с шведской Венецией явно не задалось. Этак впечатление от города будет безнадежно испорчено. Почувствовав угрозу, шведская столица принялась активно реабилитировать себя в наших глазах.

Для начала мы просто погуляли по живописным средневековым улицам европейского города.





Полюбовались величественными зданиями Стокгольма:


Парламент


Королевский дворец

Поскольку королевский дворец действующий, ему полагается довольно нелепая, но пышная охрана.




Дожидаться торжественной смены караула в полдень не стали. Зрелище, говорят, эффектное, хотя не без местного колорита. На муштровку и дисциплину свободолюбивые скандинавы давно забили, к тому же караульные набираются из разных воинских частей, поэтому обмундирование у них совершенно разномастное. Зато мы удостоились присутствия при королевском выезде из дворца. Конные гвардейцы (и гвардейки) лихо разгоняли толпу туристов и поднимали отдыхающих со скамеек: членов монаршей семьи положено приветствовать стоя.


Королевский выезд

Можно посмотреть короткую видеозарисовку:


И все же, Стокгольм привлекателен не только великолепной архитектурой и монархическими церемониями. Старое здесь на каждом шагу мешается с новым:




Если честно, я думал, это памятник какому-то слепому, может быть, знак общества слепых. Оказалось, что здесь увековечен почитаемый в Швеции трубадур XX века Evert Taube, вполне себе зрячий.


Проходя по древним улицам Стокгольма выглядываешь в щель между двумя древними зданиями, а там поезд мимо проносится. Или самолет птичкой над самыми крышами парит…

Кстати, о птичках. Вышли мы на площадь Stortorg, где когда-то датский король кровавую баню устроил: пригласил для серьезного разговора местную знать да и вырезал всех. Почти всех. Сын одной из казненных супружеских пар сверг потом иноземное господство и стал королем. В общем, «Храброе сердце» с Мэлом Гибсоном, только не на шотландской, а на шведской почве. Так выходим мы, значит, на эту Рыночную площадь, а там на ступеньках чего-то связанного с Нобелем еще кто-то лежит при смерти, еле дышит. Птичка какая-то. Гусенок, наверное, хотя я ни разу не орнитолог. Дети рыдают, птичку, понятно, жалко. Почесали мы в затылке, зашли в ближайшее кафе, обрисовали ситуацию. Почти весь персонал в количестве двух официанток помчались птичку спасать. Позвонили в какие-то городские службы, встали на пост рядом с пострадавшим созданием до прибытия птичьей скорой помощи. В качестве поощрения за отзывчивость, купили мы в их кафе пару булочек за 47 SEK (250 руб, однако!). Дожидаться, чем закончится вся эта история, уже не стали. Может этот птенец вырастет и всех обидчиков насмерть заклюет, устроит им самим «кровавую стокгольмскую баню». Тогда хорошо, что мы среди этих обидчиков не числимся, скорее наоборот. :)

Впрочем, гуси и сейчас правят Стокгольмом. Куда бы мы ни пошли — на тропинках, на парковках обязательно натыкались на разнообразные комбинации гусей, гусынь и смешных маленьких гусят. Видимо, с тех пор, как Сельма Лагерлёф написала свой знаменитый учебник по географии для девятилетних шведов (позднее переделанный в обычную сказку для советских детей), эти птицы считают себя вправе свысока посматривать на туристов. Мол, не понимаете ничего в Швеции — так у нас бы спросили! В конце концов, Нильс со своим пернатым транспортом даже на 20-кроновую купюру умудрился попасть.


Шведские гуси

В городской скульптуре Стокгольма доминируют, конечно, птички посерьезнее:


Я было задумался, чего это скульптору взбрело заставить свое творение так странно голову выгибать? Но погуляв по Стокгольму еще чуток, понял: соцреализм, никаких фантазий, наверняка с натуры рисовал:

Чё?

Кроме разнообразных птичек, город Стокгольм населен и куда более опасными крылатыми созданиями.


Древние ящеры на городских улицах не желают ограничиваться своими традиционными забавами: похищением красавиц и охраной сокровищ. Стремительное развитие современных технологий вызывает у крылатых властителей древности сильную фрустрацию и беспричинные вспышки агрессии против ни в чем не повинной техники.


Что в свою очередь не может не вызвать законного возмущения прогрессивных шведов. Поэтому, заглянув за угол, нередко можно увидеть, как очередного зарвавшегося дракона рубят в куски.



Хотя на самом деле, изображенный здесь Георгий рубит данного конкретного дракона по политическим мотивам. Это очередной шведский король прославляет себя за победу над Данией (здорово же насолила южная соседка местным жителям) и за защиту красавицы-Швеции (она там неподалеку изображена заламывающей руки дамой).



Ну, где драконы, там и львы обычно водятся (по крайней мере, в геральдике и монументальном искусстве). По стокгольмским львам несложно проследить развитие или скорее деградацию человеческой цивилизации от древних времен до современности:





Нагулявшись, мы пообедали в разрекламированном на одном из форумов кафе на ул. Osterlangg 8. Наших туристов привлекает то, что здесь говорят по-русски, но и еда вполне неплохая, а главное, для центра Стокгольма весьма недорогая: бизнес-ланч на 6 человек обошелся в 522 SEK (2700 руб). Утолив голод, отправились в наиболее заинтересовавшие нас из стокгольмских музеев. Их здесь около 70, но самые известные сосредоточены на одном острове Djurgården.

Первым делом пошли в музей «Vasa». По-шведски произносится как Ваза. Но чтобы не внушать ложных надежд любителям керамики, русские путеводители часто обзывают его Васой. Густав I Ваза — так стали называть того самого выжившего в «кровавой бане» товарисча, когда он основал в Швеции новую династию, вырвал страну из-под власти Дании и начал в ней протестантскую Реформацию. Но музей Vasa не королю посвящен, а кораблю. Так что чаще всего его называют просто «музеем затонувшего корабля». И даже здание музея построили соответствующей формы, чтобы туристы уж точно знали, чего ожидать внутри:



Музей затонувшего корабля Vasa

История корабля Vasa весьма поучительна. Этот флагман шведского военного флота, для строительство которого срубили 1000 отборных дубов, должен был стать грозой всех соседей, самым мощным кораблем в Европе.



Но тут выяснилось, что конкуренты тоже строят что-то подобное. Правящий монарх Густав II потребовал, чтобы на его любимую игрушку поставили как можно больше пушек, чтобы хоть в этом переплюнуть всех вокруг. Кораблестроители пытались что-то робко возражать, но разве с начальством поспоришь? В общем, краса шведского флота продержалась на воде ровно полчаса, после чего при первом же порыве ветра корабль перевернулся и затонул. Погибли десятки моряков с семьями.



Корабль иногда называют «Титаником XVII века». И действительно, не замечали, как часто что-нибудь «самое большое», «самое мощное», «самое-самое» из созданного человеком терпит катастрофу? Опасное это дело — ходить с задранным носом: гордость предшествует падению, сказал когда-то очень неглупый царь Соломон.

Мне же судьба несчастного корабля очень напомнила историю «красной» линии ленинградского метрополитена. Когда ее тянули к тому району, где и до сих пор живет наша семья, выяснилось, что на пути строительства — подземная река, плывун. Геологи дали заключение, что строить здесь туннели нельзя, нужно идти в обход. Но надвигался какой-то там съезд партии, к которому горком обещал отрапортовать об очередных успехах. Нашли геологов, которые послушно дали добро. Метро построили, отчитались, получили награды. А через год-другой безыдейная почва взяла, да и поплыла. Рухнул высотный дом (жильцов, естественно, успели эвакуировать). Дорогостоящая транспортная артерия оказалась под угрозой затопления. Ну, наши инженеры, надо отдать им должное, умели не только создавать грандиозные проблемы, но и с размахом их потом решать. Реку заморозили целиком, жидким азотом, и потом каждый год возобновляли заморозку. Пока деньги не кончились в перестроечные годы. Тут-то и произошло известное затопление туннелей, на несколько лет разделившее ветку метрополитена на две части.

Ладно, что-то я отвлекся, вернемся в Стокгольм. Судебное расследование катастрофы корабля, построенного по прямым указаниям правящего монарха, по каким-то загадочным причинам не сумело найти виновных. Бардак, конечно! Видимо, со стрелочниками в ту дикую эпоху в Швеции совсем плохо было. В XX веке, через 333 года после крушения, корабль подняли со дна и поставили в музей. Точнее построили семиярусное здание вокруг величественного судна. Корабль настолько огромен, что с трудом помещается в кадр, да и взглядом его охватить непросто. Для удобства восприятия рядом построена модель и оборудованы всевозможные экспозиции об устройстве корабля, сотнях украшавших его скульптур и истории его извлечения со дна моря.





На верхних этажах среди прочего есть компьютерные терминалы, где можно попробовать изменить судьбу злополучного корабля. Поиграть с его загрузкой, вооружением, конструкцией, а потом испытать судно в деле: перевернется или нет.



У Семёна судно переворачивалось почти мгновенно, и компьютер тут же сообщал ему, что с ним сейчас сделают по средневековым законам. Зато Артём построил совершенно непотопляемый корабль. Как мы ни старались, даже самый сильный шторм не мог его опрокинуть. Однако, достичь такого успеха удалось лишь за счет снижения боевых и скоростных качеств корабля до абсолютного минимума. Коварный компьютер тут же объявил, что это позор для военно-морского флота, король в ярости, и Артёму стоит срочно бежать в Польшу. =) Ну их, этих деспотов. Пойдем мы отсюда на свежий воздух!

Билеты на взрослых в музей Vasa по 130 SEK (670 руб), зато дети бесплатно.

На улице Аня и моя мама объявили краткосрочную забастовку и мирно улеглись на травке — погреться на солнышке. Я же повел детей в Юнибакен. Этот детский музей создан под личным руководством Астрид Линдгрен. Знаменитая сказочница обладала не только всемирной литературной славой, но и немалым влиянием на общественную жизнь. Так, например, в 1976 году она свергла правительство социал-демократов, державшееся у власти 40 лет! Просто писательница выяснила, что по шведским законам должна платить со своих гонораров налог по ставке 102%. Кто-то и 144% проглотил бы, но Линдгрен написала на злобу дня язвительную сказочку, и правящая партия потерпела сокрушительное поражение на выборах. С той же легкостью она изменила облик шведских собак: на свой юбилей попросила запретить рубить им хвосты, и новые власти послушно приняли соответствующий закон. А то мало ли, чего старушке взбредет в следующем произведении написать!

Музей сказок был создан в 1996 г. с заявленными «просветительскими целями». И действительно, только здесь мы, наконец, узнали, как растут бананы. По крайней мере, как они растут и до каких размеров вырастают в суровом северном климате:



В музее Юнибакен живут и герои произведений, не принадлежащих перу Астрид Линдгрен: мумитролли, например. Или вот такая очаровательная принцесса…



… которая, впрочем, стоило только дракону зазеваться, теряла какое-либо королевское величие и начинала кувыркаться и прыгать, как обычная обезьяна.

Изюминкой музея служит поездка в вагончике по миру сказок.

Вагонетка скользит мимо открывающихся сцен, движущихся фигурок, взмывает под потолок, чтобы дать максимальный обзор, и снова пикирует к какой-нибудь экспозиции. Закадровый комментарий — последнее, что Астрид Линдгрен успела написать перед смертью. Что, наверное, сильно порадовало политиков всех мастей. Мы его слушали на русском. Правда, дети обратили внимание на недоработку. Сами пояснения — перевели. Но когда в комментируемой сцене начинают говорить герои сказок, диалоги идут на шведском, и нашим ничего непонятно. Хотя в знакомых сказках это особой проблемой не было.

Интересно, что среди показанных из вагончика сказок не было самого известного в России произведения Астрид Линдгрен: «Малыш и Карлсон». Помню, читал о страданиях шведского консула Карлсона: знакомясь с ним, русские начинали откровенно веселиться. Для шведов же эта фамилия — как для нас Петров. Да и сам персонаж в Швеции не популярен. Хулиган и хулиган! И вообще, какой-то мужик тайком лазит в чужой дом, заманивает первоклассника к себе на крышу… куда смотрит ювенальная юстиция? ;)

Немного поискав, Карлсона мы все же обнаружили.


Все бы хорошо, но где, собственно, пропеллер?! Это уже левитация какая-то получается! Приходится расширить зону поисков… и вот, пропеллер обнаружен! Правда, он висит отдельно от Карлсона. Но зато это куда более реалистичный пропеллер, чем та финтифлюшка от вентилятора, которую показывают в нашем мультике. Та крошка и малыша не поднимет, не то что «в меру упитанного мужчину».


Реалистичный пропеллер для Карлсона

В Швеции больше всего любят рассказы Астрид Линдгрен об Эмиле из Леннеберги, а из фантазийных историй безусловный фаворит — Пеппи Длинныйчулок. Вот уж кто из каждой сувенирной витрины в Гамла Стан выглядывает. В Юнибакен ей посвящена целая вилла, которую наши мелкие облазили до самого чердака.


Вилла «Курица»

На мой взгляд, этот музей рассчитан на малышню, дошкольников. Но наши 10-12летние дети были в восторге, я их из этого детсадовского заповедника выковырял с трудом. В музей Юнибакен вход для детей отнюдь не бесплатный (и понятно, на ком бы они зарабатывали?): 125 SEK (650 руб), взрослый заплатит 145 SEK (750 руб).

Стокгольм, вообще, очень «детский» город. Мамочки с колясками, причем зачастую «многодетными» здесь на каждом шагу.



А детские сады в Стокгольме очень любят гулять по городу. Мы то и дело натыкались на очередную группу малышей в светоотражающих жилетах какого-нибудь «фирменного» цвета. Причем водят их, как в самой первой серии «Осторожно, обезьянки»: на веревочке!



Вернувшись к машинам, мы обратили внимание на «деток» постарше. Точнее, сначала мы услышали дикие вопли, сирены и гудки автомобилей. По улицам города шли колонны тяжелых грузовиков. Поинтересовавшись у прохожих, что происходит, мы выяснили, что это всего-навсего выпускной в стокгольмских школах! Детей везут веселиться!



Ну, в принципе, не такая плохая идея. Я свой выпускной с классом отмечал в наркодиспансере. :) Не подумайте чего-нибудь плохого! Просто мама одного из одноклассников им заведовала, дала нам бесплатное место для праздника. Вот только ночью, когда один из одноклассников не нашел дверь и стал вылезать в зарешеченное окно, случайные прохожие вызвали милицию. =\ А здесь все очень удобно: в любой момент деток можно вывалить из самосвала всем коллективом. В любом состоянии.

Впрочем, нашим детям не слишком понравилась идея путешествовать в кузове грузовика. Они на парковке углядели куда более интересные средства транспорта:


мужские игрушки

Перебазировавшись на новую парковку, мы всей компанией пошли гулять по этнографическому парку Скансен. Попасть туда можно на фуникулере, но мы выбрали более дешевый и полезный пеший вариант. Взрослые платили по 160 SEK (830 руб), детские билеты стоили 60 SEK (310 руб).


фуникулер в Скансен

Поднимаясь по крутым дорожкам и лестницам Скансена, можно полюбоваться видами на музеи Юргордена и панораму Стокгольма.


вид на Стокгольм

Сейчас повсюду, в т.ч. во многих городах нашей страны, есть великолепные музеи под открытым небом, куда собирают старинные строения и предметы быта. Скансен — далеко не самый масштабный, но зато первый из себе подобных. В некоторых странах Европы такие музеи до сих пор так и называют: скансены. Прогуливаясь по холму, мы разглядывали всевозможные домики и сельские постройки Швеции.



избушки Скансена

На мой взгляд, интересно гулять по такому музею с хорошим экскурсоводом. Тогда и правда можно много узнать о жизни простых людей, о национальном характере и прочих любопытных подробностях. Вон, нашу прогулку по пермской Хохловке я до сих пор вспоминаю с огромным удовольствием, потому что было кому нам все объяснить и рассказать. Здесь же мы просто гуляли, отдыхали, голову не загружая.

Но была у меня в Скансене очень важная этнографическая цель. Считается, что, по крайней мере, некоторые из скандинавских племен переселились сюда как раз с русского Севера, в т.ч. из коми-пермяцких земель. Какая постройка в Хохловке была наиболее характерной, необычной? Соляные промыслы — это уже гораздо более поздние времена. А вот из народной старины — безусловно, избушка на курьих ножках!


Избушка на курьих ножках в Перми

Было очень любопытно выяснить: добрела ли какая-нибудь из таких избушек и до новой родины на Скандинавском полуострове? Тщательные розыски в парке Скансен дали ответ: добрела! Более того, за тысячи километров пути она изрядно подросла и отрастила дополнительные ноги:


Избушка на курьих ножках в Стокгольме

Ну а пока папа занимался наукой, дети нашли себе куда менее затейливые развлечения:



В полноценный зоопарк, расположенный на территории, мы уже не пошли: время клонилось к вечеру. Но и просто прогуливаясь, то натыкались на хрюшек, то куриц-павлинов с деревьев шугали, то котиками любовались (морскими).


свинтус


Чем я вам не мимими?

Покинув, наконец, Скансен, мы озаботились ужином. Не знаешь, где поесть, — ищи Макдональдс, и пусть меня закидывают тухлыми гамбургерами сторонники здоровой пищи или патриотичной шавермы. Я не слишком умею пользоваться сервисом POI в нашем навигаторе. Но поиск кафешек этой сети там был выделен особым пунктом меню. Попытка, однако, оказалась не слишком удачной. Наш компактный «Сусанин» предложил проехать до ближайшего Макдональдса… в Финляндию. Тут недалеко! =\ Пришлось по старинке спрашивать у местных жителей. Они нас быстро сориентировали, показали на карте, и через 10 минут мы уже парковались на какой-то площади. Ужин на 6 человек обошелся в 206 SEK (1065 руб.)

Напоследок, мы еще прокатились на стокгольмском метро по синей ветке. Каждую станцию там раскрашивают в разные цвета, оформляют в своем стиле. На фотографиях в путеводителях — это выглядит великолепно. Вживую… наверное, на любителя. Метро прорублено сквозь скалы, и вид у сводов станций весьма «готичненький», суровый и необработанный. Любопытно, но, пожалуй, просто из туристического интереса посещать необязательно.

Время к вечеру. Стоимость самых дешевеньких квартир посуточно в Стокгольме, которые мы сумели найти, начинались от 250 евро. Платить больше 10,000 руб. за одну ночь мы на тот момент еще не были готовы. Через друзей и коллег нашлась семья, готовая приютить нас в г. Västerås. А дотуда еще 100 км пилить. Так что в путь. Честно говоря, у нас совсем не было сожалений, что не удалось остаться еще на день в столице. Может быть, из-за насыщенности программы и обилия впечатлений. Тут еще много что можно посмотреть, но нам хватило.

Зато на следующий день мы не торопясь поедем по провинциальной Швеции и докажем, что трасса на Осло далеко не так скучна, как принято считать.

Комментарии (19)

RSS свернуть / развернуть
+
5
+ -
avatar

begun12

  • 13 октября 2014, 09:35
Здорово-здорово!
Хоть чем-то хорошим начался понедельник — очередной порцией Вашего отчета. Очень уж у Вас хорошо получается: и интересности описывать, и о близких не забыть, и детали отметить. Спасибо!
+
2
+ -
avatar

bkozyrev

  • 14 октября 2014, 09:12
Спасибо за добрые слова. :)
+
4
+ -
avatar

kinel

  • 13 октября 2014, 12:36
Опять захотелось в Стокгольм. Это я недавно прочла другой отчет об этом городе, тоже великолепный. А раньше все писали, что Стокгольм скучный и неинтересный.
Напишите, как переночевали? Бытовые подробности всегда очень познавательны и интересны.
+
3
+ -
avatar

bkozyrev

  • 14 октября 2014, 09:12
Стокгольм — великолепен. Мы, на самом деле, только малую часть всего интересного в нем посмотрели. Скучными считаются норвежские города — и то нам удалось там хорошо и с удовольствием погулять.

Про бытовые подробности обязательно напишу, но в тот день мы переночевали а)Не в Стокгольме, а в 100 км от него; б)У знакомых
+
1
+ -
avatar

Ant

  • 14 октября 2014, 16:03
Немного добавлю про студентов в грузовиках.Мы были удивлены, увидев раскатывающие по улицам больше десятка грузовиков со школьниками с грохочущей музыкой, криками, танцами в кузове и полураздетыми несмотря на прохладную погоду школьниками. Спросили у местных: говорят выпускников сейчас повозят по городу и за город, дальше отмечать, а то от них ночью много мусора остается, да и всякие инциденты могут быть, поэтому их туда, за город далее праздновать. Правильное, наверное, решение.
А про туалеты: действительно грязные и дорогие, видел как местные студенты бросают одну монетку а впихиваются вдвоем, вот такой способ экономии придумали
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 15 октября 2014, 09:02
видел как местные студенты бросают одну монетку а впихиваются вдвоем, вот такой способ экономии придумали

Ну, российские туристы этот способ давно освоили, и по пять человек на одну монету проходят. Да и пусть бы их, лишь бы смывали за собой! ;(
+
0
+ -
avatar

begun12

  • 15 октября 2014, 09:10
В этом отношении выгодно отличаются уличные французские туалеты-автоматы)))
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 16 октября 2014, 09:43
Чем отличаются?

Этак мы общими усилиями отдельный путеводитель составим «Lonely WC» или что-нибудь в этом роде… ;)
+
1
+ -
avatar

begun12

  • 16 октября 2014, 14:16
Ну чем… Заходишь — нажимаешь красную кнопку блокировки двери. Выходишь — за тобой закрываются двери и кабинка проводит автоматическую очистку. Так что забывчивость здесь проходит бесследно. Единственная проблема — иногда вход платный, надо иметь десятицентовые монетки. В туристических местах типа Лакоста, Ле-Бо, Руссильона вход бесплатный. Все во имя человека!
+
1
+ -
avatar

anamod55

  • 14 октября 2014, 18:20
Спасибо! Бумажка скорее всего не штраф. Штрафы пакуют в целлофан, чтоб не отсырели.
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 15 октября 2014, 09:00
Бумажка скорее всего не штраф

Ох, бальзам на душу! Буду надеяться, что Вы правы. :)
+
0
+ -
avatar

I000000i

  • 24 октября 2014, 11:24
А фото еды, еда это тоже часть путешествия!
+
2
+ -
avatar

bkozyrev

  • 26 октября 2014, 11:18
С этим у нас плохо. Да и фотографировать еду в макдональдсе или дешевый бизнес-ланч в кафе — как-то странно. Мы питаемся по принципу сытно и дешево.
+
2
+ -
avatar

merenga25

  • 30 октября 2014, 12:14
Избушка в Стокгольме видно долго шла из Перми, поэтому у нее столько «запасок».
+
2
+ -
avatar

merenga25

  • 30 октября 2014, 12:17
Активируйте, пожалуйста, ссылку на продолжение. Наконец-то дождалась ее, удовольствие продолжается!
+
2
+ -
avatar

puzzle

  • 27 января 2015, 18:27
Стокгольм называют Северной Венецией

Неужели?;)
Прожил в этом городе почти две недели (больше, чем где-либо ещё за пределами СССР), но слышу об этом впервые. Никак не тянет Стокгольм даже на Северную Венецию.
А вот потом я слегка растерялся
Для центра Стокгольма — это нормальная ситуация. Там довольно сложно ориентироваться — места мало, узко и крайне динамично.
На фотке у паркомата на лице у полиглота заметно замешательство. Или нет? ;) Не слабо вы там за день напарковались. За эти деньги можно было попробовать поискать отельчик с бесплатной парковкой)
Кстати, насчёт туалетов. Мы там часто пользовались одним заведением, находившимся в начале пешеходной Дроттнинггатан. Что интересно, с «фасада» оно было платным (для туристов), а с тыла — бесплатным (для местных). Так вот «чистота» там была аналогичной.
Дожидаться торжественной смены караула в полдень не стали
Если повезёт, самое интересное происходит по окончании церемонии, когда оркестр начинает исполнять популярные мелодии из репертуара АББы, а туристы в их такт пританцовывать)
Это очередной шведский король прославляет себя за победу над Данией

Крохотная Дания вламывала своим северным (и не только) соседям постоянно и много, поэтому и не мудрено, что очередной король пытался побыстрее увековечить свои эпизодические успехи)
Но наши 10-12летние дети были в восторге

Нашей не было и 7-ми, когда она туда попала. К концу посещения она стала мокрой и красной от возбуждения.
А билеты-то за 10 лет существенно подорожали. В «Васе» были по 80СЕК, а в Юнибакене мы за троих отдали 180.
Будучи с детьми на Юргордене, ещё имеет смысл посетить аквариум.
Поинтересовавшись у прохожих, что происходит, мы выяснили, что это всего-навсего выпускной в стокгольмских школах! Детей везут веселиться!

У нас, кстати, происходит нечто аналогичное — всех без исключения выпускников 9-ых и 11-ых классов сажают в автобусы и вывозят за город до полуночи — от греха подальше)
Скансен — это, пожалуй, самое яркое музейное стокгольмское впечатление. Судя по фоткам, вы обошли его далеко не весь.
Один день на Стокгольм — это, безусловно, крайне мало…
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 28 января 2015, 10:25
Прожил в этом городе почти две недели (больше, чем где-либо ещё за пределами СССР), но слышу об этом впервые. Никак не тянет Стокгольм даже на Северную Венецию.

Думаю, местные жители об этом тоже и не подозревают. :) Так было написано в одном из путеводителей, а вот здесь любопытная статья о том, какие еще города называют Venice of the North.

На фотке у паркомата на лице у полиглота заметно замешательство. Или нет?

Еще какое замешательство! Пустили Дуньку в Европу… я же, можно сказать, впервые в жизни парковку в автомате оплачивал. И не надо меня полиглотом обзывать! ;) Два языка, один из которых забыт до уровня начальных классов, — это далеко не полиглот. Да и скандинавские языки в сферу моих познаний уж совсем никаким боком не входят, а ни английского, ни пиктограмм там не было.

Скансен — это, пожалуй, самое яркое музейное стокгольмское впечатление. Судя по фоткам, вы обошли его далеко не весь.

Малую часть обошли (хотя и больше, чем на фотках). Мы туда попали уже к вечеру, часам к 17:00.

Один день на Стокгольм — это, безусловно, крайне мало…

Согласен. Изначально хотел хотя бы два дня выделить, но уж больно ночлег дорогой. Но у нас ведь такой стиль, поверхностный. Нам, в общем-то, хватило впечатлений, и при этом есть где погулять, если еще раз туда попадем.
+
0
+ -
avatar

puzzle

  • 28 января 2015, 12:52
а вот здесь любопытная статья о том, какие еще города называют Venice of the North.

Бывал только в Копенгагене и Питере. Первый — такая же Венеция, как и Стокгольм. Ну, а Питер вроде как Северная Пальмира;)
Кстати, в русской версии круг городов ещё шире))
И не надо меня полиглотом обзывать! ;)

Для меня человек, в совершенстве владеющий более чем одним языком — безусловный полиглот;)
комментарий был удален


Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.