Часть 1. Тур де Cȏte d'Azur
Часть 2. Антиб и мыс Антиб
Часть 3. Через Фрежюс в Сен-Тропе
Часть 4. Через Гримо и Йер
Часть 5. О «Мимозе», буйабесе и городе морской славы Тулоне
Часть 6. Ла Сьота
Часть 7. Камарг Часть 8. Монпелье
Часть 9. Арль
В феврале 1888 года Ван Гог переезжает из Парижа в Арль. Он жаждет солнечного света, ярких красок и новых впечатлений. Художником владеет мечта: организовать нечто вроде коммуны художников, жить и творить в едином творческом порыве, черпая друг у друга поддержку и вдохновение. Конечно, столь идеалистические мечты были обречены на неудачу. Арль подарил Ван Гогу не только вспышку творческого вдохновения, но и стал жесточайшим испытанием для его психического здоровья. Изнуренный непосильным трудом, испытывая проблемы с физическим самочувствием, пережив болезненный разлад с единственным собратом из несостоявшейся коммуны художников – Гогеном, Ван Гог навсегда меняется под южным солнцем. Он все дальше уходит от реальности в мир тревожных потусторонних голосов, продолжая творить в промежутках между приступами отчаяния и безумия. Именно в эти два года он создает свои лучшие произведения.
Когда художник попал в Арль, стоял самый снежный и холодный февраль за последние три десятка лет. Толщина сугробов на улицах достигала полуметра. Ван Гог был обескуражен, но уже вскоре зацвели миндальные деревья – и художника захлестнула волной солнца и новой жизни. Его картины заполнились изображением цветущих деревьев, зеленых полей илугов, свечей кипарисов и золотого жнивья.
Всякий, кто хоть немного знаком с творчеством Ван Гога, не может не полюбить заочно Арль и его окрестности – по крайней мере, то, как они запечатлены на полотнах великого мастера.
Поэтому я нацепила майку с изображением художника, купленную в музее Ван Гога в Амстердаме, и мы попытались за два дня увидеть все возможное, что так или иначе связано с пребыванием «безумного голландца» на юге Франции.
Вот что из этого получилось.
Откровенно говоря, в окрестностях Арля сегодня практически не встретить ожившие вангоговские картины. Исключение — мост Ланглуа: Ван Гог четырежды изображал его на своих полотнах.
Собственно, это не совсем тот самый мост: его разобрали в 1935 году и лишь недавно воссоздали на том же самом месте в память о художнике.
Мост стал популярным местом для туристов: только при нас за пятнадцать минут здесь побывало два автобуса с вездесущими китайцами.
Вид на канал с другой стороны моста:
В самом Арле дела с памятными вангоговскими местами обстоят не лучше, и вот почему.
Во время бомбежки в 1944 году погиб знаменитый «желтый дом»: место жительства Ван Гога и Гогена в Арле, свидетель жесточайшей конфронтации художников, их своеобразной любви-ненависти.
В стороне своего внимания Ван Гог оставил и
многочисленные античные памятники города (о них — в предыдущей части):
«
Другой художник был бы заинтригован античными достопримечательностями Арля, но у Винсента не было желания рисовать их. Он был человеком своего времени; даже когда его мысли были где-то далеко, они устремлялись в будущее, а не в прошлое. «Здесь есть готический портик, — писал он Тео вскоре после того, как уехал из Парижа в этот город на юге Франции, — который я начинаю считать замечательным, портик собора Св. Трофима. Но он такой жестокий, такой зловещий, точно лихорадочный кошмар. Этот чудный памятник такого великолепного стиля кажется мне как бы частью иного мира; и я так же рад, что не принадлежу к нему, как и тому, что не принадлежу к другому миру, столь же величественному — Риму времен Нерона» [Мир Ван Гога. – М.: Терра, 1998].
Немногий из сохранившихся объектов, запечатленных на картинах Ван Гога, –знаменитое кафе с картины «Терраса кафе ночью».
Художник закреплял горящие свечи на полях своей шляпы, чтобы рисовать ночь: «Ночь живее, богаче красками, чем день», — написал он однажды.
Кафе сегодня носит имя великого художника, как и половина закусок в меню. Вот, к примеру, как выглядит салат «Ван Гог»:
А вот и само меню:
Конечно, китч, но как пройти мимо?
А вот и еще одно связанное с именем Ван Гога место.
Несколько месяцев после одного из первых приступов болезни, ознаменовавшегося знаменитой историей с отрезанной мочкой уха, Ван Гог провел в больнице Арля. Теперь там размещается «Центр Ван Гога».
Мы зашли внутрь, уже попросили два билета, но девушка за кассой сразу предупредила, что в экспозиции – всего один рисунок художника, все остальное – это документы, связанные с жизнью Ван Гога в Арле. Мы что-то поколебались – и не пошли, хотя, скорее всего, напрасно. Взамен направились в другое место, входящее для нас в супер-обязательную программу этой поездки, – в госпиталь Сен-Поль в Сен-Реми.
Еще одна обширная цитата, рассказывающая о состоянии художника после месяцев пребывания в госпитале Арля:
«Его физическое состояние улучшилось, но он чувствовал, что полон «необъяснимым чувством тоски, которую трудно выразить словами», встревожен непонятными страхами: «Боже мой, это беспокойство — кто в современном мире может жить, не вкусив своей доли его?» Он продолжал жить в больнице и не мог иметь самостоятельных контактов с миром. Протестантский священник, преподобный Фредерик Саль рассказал ему о лечебнице для душевнобольных в городе Сен-Реми, в 15 милях от Арля, где его могли принять как пациента. Добровольно и с большим энтузиазмом Винсент запросил разрешения лечь в эту больницу, надеясь только, что ему позволят продолжать писать. Однако выяснилось, что директор Сен-Реми, доктор ТеофильПейрон, может не разрешить этого. В отчаянии Винсент начал всерьез говорить о зачислении на пять лет во Французский иностранный легион — возможно, там ему удастся хоть немного писать, а военная рутина сгладит ужасы каждодневной жизни даже более эффективно, чем порядки сумасшедшего дома. Это был неуправляемый ужас, паника, которая неожиданно охватывает одинокого человека, не защищенного даже униформой. Но в конечном итоге с госпиталем в Сен-Реми было достигнуто соглашение. Тео написал директору: «С согласия данного человека, который является моим братом, я прошу поместить в вашу больницу Винсента Виллема Ван Гога, художника, 36-ти лет. Принимая во внимание тот факт, что его интернирование желательно в основном для того, чтобы предотвратить возобновление прошлых приступов, а не потому, что его душевное состояние является нездоровым, я надеюсь, что вы найдете возможным разрешить ему заниматься живописью за пределами вашего заведения… Я прошу вас проявить доброту и разрешить ему по крайней мере пол-литра вина за едой».
Винсент был принят в госпиталь Сен-Реми 8 мая 1889 года. Директор Пейрон провел с ним беседу и записал в журнале, что пациент «страдает остро выраженной манией со звуковыми и зрительными галлюцинациями» [Мир Ван Гога. – М.: Терра, 1998].
Мы направились в монастырь Сен-Поль, расположенный в пяти километрах от центра Сен-Реми.
Первое, что встречает посетителя при входе в монастырь, — это скульптурное изображение художника с охапкой подсолнухов:
Не знаю, кто сотворил это произведение, но, глядя на него, хотелось рыдать: так было жалко, так было все вокруг грустно, шел дождь, «печаль моя светла…»
Церковь монастыря – и совершенно неожиданная икона внутри:
Католический приют для душевнобольных в Сен-Реми был первоначально монастырем августинцев, построенным в XII-XIIIвеках. С начала 1800 годов монастырь стал клиникой для душевнобольных с двумя отделениями: мужским и женским. Бесконечные коридоры, решетки на окнах – сегодня уже не понять, чего больше в этом месте: монастырского или больничного. Скорее, монастырского:
Клуатр – традиционно умиротворяющий, уютный и зеленый:
Винсенту выделили две комнаты: одну – для сна, другую – для работы (не по доброте душевной, а благодаря денежной компенсации брата художника Тео). В настоящий момент в музее представлена одна комната Ван Гога: несмотря на приблизительность обстановки, она просто потрясает.
В первых письмах он так описывал свое окружение и свои впечатления: «Хотя здесь есть несколько тяжело больных, страх и ужас, которые я прежде испытывал перед сумасшествием, уже порядком ослабели. И хотя непрестанно слышатся крики и ужасный вой, как в зверинце, тем не менее люди здесь хорошо понимают друг друга, и один помогает другому, когда у того наступает кризис. Когда я работаю в саду, они подходят ко мне, чтобы посмотреть, и, уверяю тебя, они более сдержанны и вежливы и доставляют мне меньше беспокойства, чем, например, добропорядочные жители Арля.
У меня маленькая комната с серо-зелеными обоями, занавесками цвета морской волны с узорами из бледных роз, оживленных легкими, кроваво-красными штрихами. Рисунок этих занавесок очень хорош. Возможно, они остались после какого-нибудь богатого умершего пациента. Отсюда же, возможно, и потертое кресло. Через решетчатое окно я вижу за забором четырехугольное хлебное поле, пейзаж в духе Ван Гойена, и над ним каждое утро поднимается во всей своей красе и славе — солнце…
Еда — так себе. Она, разумеется, слегка отдает плесенью, как в каком-нибудь захудалом парижском трактире или пансионате». (Через несколько месяцев Винсент признался, что не мог заставить себя глотать невкусную больничную еду и питался исключительно хлебом и супом; только когда его приступы прошли, в его рацион включили мясо и вино.)
«Комната, в которой мы проводим время, когда идет дождь, напоминает зал ожидания третьего класса на станции какого-нибудь захолустного поселка. Тем более, что некоторые умалишенные постоянно носят шляпы, очки и трости и делают вид, будто они находятся в путешествии, ну в точности, как на морском курорте, и им кажется, что они тут проездом»[Мир Ван Гога. – М.: Терра, 1998].
Вид из окна комнаты Ван Гога в монастырские угодья:
К сожалению, художник не нашел себе успокоения в стенах Сен-Поль: единственной лечебной процедурой были лечебные ванны два раза в неделю на два часа, судя по рисунку на стене – зачастую принудительные.
Сначала Ван Гогу не было разрешено покидать территорию лечебницы, поэтому он работал в саду, под присмотром. Этот сад потом появится во многих его произведениях: «Ночной павлиний глаз», «Подлесок», «Ирисы», «Сад лечебницы Сен-Поль», «Падающие листья»…
Монастырские стены с горящим окном – в комнате художника:
Живая изгородь из розмариновых зарослей в монастырском огороде:
Монастырь окружают зубчатые линии гор; маленькие поля, которые обрабатывались во времена Ван Гога, сегодня возделаны под пар.
Сегодня здесь разбита так называемая «тропа Ван Гога»: репродукции картин показывают, где, в каком месте были созданы творения Ван Гога.
Конечно, кипарисы и общий рельеф местности уже не тот, но оливковые рощи – да, наверное, те же:
Говорят, Ван Гог девятнадцать раз избирал оливы моделью для своих картин и всякий раз жаловался на невозможность запечатлеть тонкие и постоянно меняющиеся оттенки листвы.
Когда бродишь в пустынных окрестностях Сен-Реми пасмурным осенним вечером, кажется, что дух художника витает где-то рядом, как бы банально это не звучало:
В паре минут от стен монастыря находится еще несколько античных памятников: удивительный монумент Кенотаф (I век) – один из самых прекрасных и отлично сохранившихся памятников римской эпохи, мавзолей, посвященный погибшим в бою племянникам императора Августа Каю и Луцию:
Второй памятник – арка, под которой проходила ведущая в Милан дорога:
Здесь же – римский город Гланум, с форумом, термами, остатками зданий и колоннад:
Как и в Арле, Ван Гог игнорировал памятники римской эпохи, раздумывая над феноменом кипарисов и оливковых рощ.
После Сен-Реми Ван Гог вышел на «финишную прямую» своей жизни: впереди был лишь Овер на Уазе, куда он переехал под надзор доктора Гаше в мае 1890 года и где 29 июня он выстрелил себе в грудь из пистолета.
Грустно, грустно иногда жить на этом свете…
Часть 11
Комментарии (23)
RSS свернуть / развернутьLudaSamara
begun12
Кстати, перед этой частью есть еще один топик — про сам Арль. Он-то Вам попался?
admin
Ого!.. Давайте разбираться; перво — папку СПАМ электронной почты смотрели ли? От этого начнём плясать-)
LudaSamara
admin
У меня Gmail бывает глючит; вполне себе легальные письма иногда кааак в спам задвинет — я в шоке!
LudaSamara
SkyFox
Ставлю на контроль.
Этот топик вообще не рассылал писем пользователям. При первом взгляде на код — такое возможно, если автор первоначально сделал топик «Личным», а потом перенес в отчеты.
begun12
Я этот и предыдущий топик сначала создавала в черновиках, а потом уже опубликовала. В принципе, проблем я лично не вижу, хотя в последних двух отчетах — да, действительно, внимание на порядок меньше. Это жалко, так как топик с Ван Гогом считаю лучшим во всей серии по Франции. Ну да ладно: кому надо — заметят!
admin
А Вы не опубликовывали так, что сперва в «Куда пишем» ставили «Личный блог», публиковали, а потом меняли на «Отчёты об автопутешествиях»? То, что из Черновиков — это-то понятно и ОК. Но, главное, на момент нажатия «Опубликовать» — топики уже были в «Отчётах об автопутешествиях»? -)
begun12
admin
1. Вы публикуете отчёт, но он не в рубрике «Отчёты об автопутешествиях», а в «Личный блог». Соответственно, уведомления в этом случае не рассылаются.
2. Вы заходите в отчёт на редактирование и определяете его в «Отчёты об автопутешествиях». При этом, если уже опубликованный топик переотнести в др. рубрику, то уведомление не придёт.
Пример: и «Отчёты об автопутешествиях» и «Вопросы-ответы» рассылают уведомления. Кто-то ошибочно пишет вопрос не туда, определив его в «Отчёты об автопутешествиях». Всем разлетелось уведомление о новом топике в отчётах.
Потом человек в режиме редактирования меняет принадлежность топика и определяет его в «Вопросы-ответы». В этом случае также не произойдёт рассылки подписчикам рубрики «Вопросы-ответы». Вот так-)
begun12
Буду иметь в виду. Но, откровенно говоря, лично я из всех оповещений себе подключила только «К вашему топику оставили комментарий». Уведомления о новом в отчетах мне только мешают, но при этом я стараюсь отслеживать и реагировать на все интересное, что появляется на сайте. Так что я проблем с оповещениями не вижу.
За внимание — спасибо!
admin
Блин, на работе под конец года авралище, но, как заметил Puzzle, без моего присутствия ресурс «обездушивается» что ли. И не смотря на трэш в офисе, всё же решил присутствовать на сайте почаще) Функция восьмирукий осьминог «Пауль» activated-) Радует одно: ещё меньше квартала и… Свобода! -)
begun12
Успехов и удачи, нам она так нужна!
OlgaNN
спасибо!
begun12
Вот ведь чудеса: при жизни — непонятый и непризнанный, сегодня Ван Гог — один из самых понятных, популярных, массовых художников. Только мне это все равно: после амстердамского музея это имя кажется сверхестественным. Поэтому так потряс Сен-Поль: там будто время замерло.
Поэтому очень приятно было от Вас услышать такое же искреннее увлечение! Где, кстати, эта выставка была?
И еще: Ван Гог совершенно органично смотрится в домашнем интерьере, его цветы не могут не радовать!
OlgaNN
сходили много моих знакомых, и всем понравилось! даже не поклонникам творчества Ван Гога. в зале еще и лежаки есть, можно созерцать сколько угодно времени…
в общем идея отличная! всем советую :-)
begun12
bkozyrev
begun12
По поводу скоко лет прошло: вы не зашифруетесь, ваших чад все видели!
bkozyrev
Когда мы в Израиль вдвоем ездили — чада были только в проекте! =)
Менеджер
begun12
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.