Грузинский квест 2015. Часть вторая. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Грузинский квест 2015. Часть вторая.

Часть первая (начало)

АХАЛЦИХЕ – АБАСТУМАНИ – ВАРДЗИЯ — КРЕПОСТЬ РАБАТ

Следующим утром прощаемся с хозяевами и двигаемся дальше, в Ахалцихе. Ехать недалеко, около пятидесяти километров. Доехали меньше чем за час, несмотря на отсутствующий местами асфальт.



Останавливаемся в 3D Hotel. Отель новый, очень комфортабельный, на первом этаже есть вкусный ресторанчик. Все это в самом центре города и в десяти минутах ходьбы от крепости Рабат. До турецкой границы – километров 15-20.
Первый день в Ахалцихе просто гуляем по городу.









Поздним вечером этого же дня, у нас запланировано посещение обсерватории Абастумани. Еще в Тбилиси хозяйка Leselidze Apartment поделилась с нами номером телефона одного из астрономов этой обсерватории – Шоты, и настоятельно рекомендовала ему позвонить и договориться о визите, чем мы и воспользовались, грех упускать такую возможность.

По извилистой горной дороге, среди коров, возвращающихся с дневного выпаса по домам, поднимаемся в обсерваторию.



К нашему приезду почти стемнело. Пока посмотрели территорию,







пока Шота готовил аппаратуру для ночных наблюдений, стемнело окончательно. От висящих прямо над головой звезд, до которых, кажется, можно дотронуться рукой, «сносит башню», а когда в зале, где установлен основной телескоп, раздвинулись створки, и купол начал вращаться, стало понятно, что выражение «крыша поехала» совсем не фигурально.

Мы смотрели в телескоп, считали кольца у Сатурна, наблюдали движение звезд, слушали интереснейшие объяснения Шоты. Взрослые, вроде-бы, люди, а по ощущениям получилось как будто мы в далеком детстве, в восьмидесятых, на школьной экскурсии, да и окружающая обстановка этому способствовала как никогда.









Возвращались уже глубокой ночью, по совершенно не освещенной, абсолютно пустой, горной дороге. Тот еще атракцион, особенно с учетом особенностей парковки в тех редких населенных пунктах, через которые проходит эта дорога – прямо посреди проезжей части.

На следующий день едем в Вардзию, смотреть одноименный пещерный монастырский комплекс. Достопримечательность тоже из разряда обязательных к посещению. От Ахалцихе около 60 км. по хорошей дороге. На месте снова взяли гида – очень интересно. Цена вопроса – те же 25 лари. Снова пришлось полазить по горным тропкам и низким пещерам, но оно того стоит, да и тропинки тут благоустроенные.









На обратном пути остановились у очередных развалин.


Крепость Хертвиси


Заключительный день в Ахалцихе, 11 авгуса 2015 года, с утра пораньше, когда большинство туристов еще спят, начинаем с посещения крепости Рабат. По сути, процентов на 70 это новодел. Кому-то нравится, кому-то нет. Нам понравилось.





















КУТАИСИ И ОКРЕСТНОСТИ

Закончив с осмотром крепости, выезжаем к следующей точке нашего маршрута – городу Кутаиси. Снова едем через Боржоми, до Хашури, и снова на трассу Тбилиси – Сухуми.

Из Ахалцихе до побережья (Батуми) есть еще одна дорога – трансаджарская магистраль, через перевал Годердзи. Проходит она по местам совершенно аутентичным, путь сокращает километров на двести, но проблема в том, что асфальт там есть далеко не везде, да еще присутствуют несколько горных речушек, через которые нужно перебираться в брод, и хоть местные и говорят, что дорога проходима для любых машин, мы решаем не рисковать — в другой раз и на другой машине.

175 километров от Ахалцихе до Кутаиси преодолеваем за три часа. Останавливаемся в Gelati Guest House. Это старинный дом со своей историей в старом еврейском квартале Кутаиси, в десяти минутах ходьбы от центра, с маленьким, тенистым внутренним садиком, в котором очень приятно находиться в жару, и с прекрасными хозяевами – Людмилой и Яковом, которые встретили нас как родных и опекали как близких родственников все время, пока мы находились в Кутаиси.

Разместившись, решаем съездить посмотреть ближайшие достопримечательности – монастыри Гелати и Моцамета. Но, не все так просто, как хотелось-бы. В нашем районе меняют газовые трубы. Большинство улиц перекопано и непроходимо. Сделав небольшой круг, решаем вернуться и вызвать такси.

Загрузившись в прибывший мерседес, отправляемся на экскурсию. Таксист, известными только местным тропами, вывозит нас к искомым достопримечательностям. Начинаем с Гелатского монастыря.









Во время прогулки разговорились с женщиной, одной из тех, кто занимается восстановлением монастыря. В итоге, уже вместе с ней, обошли монастырь еще раз, но уже с подробным рассказом. Спасибо огромное хорошему человеку!

Следующая остановка — монастырь Моцамета.





Дело уже к вечеру, народу – ни души. Красота!

Второй день в Кутаиси, едем смотреть пещеры. Сначала пещеры Сатаплия. Интересны тут, скорее, не сами пещеры, а следы динозавров, оставленные в незапамятные времена.





Сами пещеры не очень большие, неплохо подсвечены, но особого впечатления не производят.



Еще есть парк с копиями динозавров, павильон со скелетом динозавра и смотровая площадка.






Вид на Кутаиси. В центре – новое здание грузинского Парламента.

Проехав еще километров пятнадцать, попадаем на окраину города Цкалтубо, где находится пещера Кумистави, ныне, после благоустройства, более известная как Пещера Прометея. Вот тут чувствуется вся грандиозность подземного мира! Природная красота, умело оформленная человеком и при этом совсем не испорченная, впечатляет. Фотографировать со вспышкой нельзя, да и вспышка все только портит. Штатив благополучно забыт в Москве, а если бы и был, то на его установку нет времени. В общем, фотографировать приходится с рук, что вышло – то вышло.















Выбираться из пещер можно на лодке по подземной реке (дороже), или пешком, по банальной лестнице (дешевле). Мы выбрали реку.



Заключительный день в Кутаиси посвящаем отдыху от активного отдыха. Прогулялись до рынка, закупились специями на ближайший год, а остаток дня провели в отеле, в прохладе сада, за неспешными разговорами с хозяевами.

ПОБЕРЕЖЬЕ

14 августа 2015 года, позавтракав, грузимся, тепло прощаемся с Людмилой и Яковом (дамы украдкой вытирают слезы). Снова ощущение, что уезжаем от родных. Впереди у нас пять дней пляжного отдыха.
До Кобулети, где у нас запланирована остановка, 125 километров. Доезжаем за четыре часа, с заездом в Уреки – посмотреть на знаменитые черные песчаные пляжи, ну и искупаться там, само собой.



С жильем в Кобулети у нас вышла накладочка. Здесь мы, минуя Букинг, напрямую договаривались с хозяйкой о съеме квартиры, но дней за пять до планируемой даты заселения (14.08.2015), при контрольном созвоне, выяснилось, что ждут нас лишь 15 августа и то к вечеру, а до этой даты квартира занята. Разумеется, искать жилье на сутки мы не стали, а нашли его на все пять, правда, «методом тыка», через тот же Букинг. Называлось это место Sunrise Hotel. В принципе, отель не плох, если бы не одно «но» — он слегка не достроен. Окна, двери, сантехника есть, а вот люстр и телевизоров нет, отделочные работы кое-где не завершены, кондиционер, в одном из предложенных нам номеров, не работал. К чести хозяев, номер нам заменили тут же и без проблем. В общем, жить можно вполне комфортно, если на мелочи не обращать внимание, а отсутствие телевизора, при известном желании можно и в плюсы записать.


Вид с балкона отеля га главную улицу.

Отдых на море получился «овощным». Подъем-завтрак-пляж-тихий час-пляж-ужин-вечерний променад-отбой. Пляж напоминает доолимпийский Сочи с разницей «Чурчхела-Кукуруза-Напитки» все же звучит на грузинском языке, и нет железной дороги вдоль берега.



Состав отдыхающих – грузины, армяне, азербайджанцы, немного славян, все преимущественно с семьями. Признаки межнациональной розни если и присутствуют, то только в беззлобных анекдотах, причем анекдотах еще советского разлива. Криминалом даже не пахнет. Все солидно и респектабельно, места хватает всем.


Вечерний вид. На горизонте небоскребы Батуми.





Один день посвящаем поездке в Батуми и традиционной морской прогулке.








Батуми. Озеро Нуригель.

Батуми – портовый город, да и близость с Турцией сказывается. Говорят, на батумском рынке можно качественно и недорого приодеться – проверять не стали, а в уличных магазинах, торгующих турецким ширпотребом, коих полно на батумских улицах, цены не меньше московских на аналогичный товар.

КОБУЛЕТИ – СТЕПАНЦМИНДА

Что ж, отпуск подходит к концу, пора собираться в обратную дорогу. Еще раз пожалев, что нельзя, по известным причинам, двинуться через Сухуми на Сочи, и далее по М4 до Москвы, впервые нарушив традицию не возвращаться домой одной и той же дорогой, утром 19 августа 2015 года выезжаем в сторону дома.
Все та же трасса Сухуми – Тбилиси. Кутаиси обходим по новой объездной скоростной дороге, что экономит нам час времени.


Начало обхода Кутаиси. Скоростная трасса и коровы. Ничего, рогатые, не боятся.

Едем практически без остановок. Проехали Тбилиси. Чем ближе горы, тем реже попадаются заправки, а те что попадаются не вызывают доверия. Похоже, все крупные, надежные заправки мы проскочили. Уже перед началом Военно-Грузинской дороги заправляемся на заправке очень похожей на Лукойл, она и называется Лукойл, но подозрения в левизне есть. Зря переживали – нормальный бензин.
Остановились у крепости Анаури, километрах в семидесяти от Тбилиси, не смогли проехать мимо такой красоты.






Вид на Жинвальское водохранилище


Только что проехали по этому мостику. Со стороны он впечатляет гораздо сильнее.



И снова вверх по серпантину.



В 18:00 прибываем в Степанцминду (бывший Казбеги), проехав за день 428 км. за семь часов.

КАЗБЕГИ

Последняя наша стоянка на территории Грузии. Размещаемся в Leo Hostel. Расположение – 10 минут ходьбы от центра Степанцминды, по сути, это уже село Гергети, самое начало подъема к храму Святой Троицы и далее к вершине Казбека. В гестхаусе чисто, уютно, а окружающие виды с лихвой компенсируют мелкие недостатки. Хозяин – Лео, ориентирует нас в местных достопримечательностях и рассказывает, как лучше до них добраться. На осмотр у нас один день, цель №1 – церковь Святой Троицы, вот она, вдали на горе,



остальное – по возможностям.

Остаток вечера посвящаем ужину, прогулке по Степанцминде и раздумьям, как добираться до церкви – пешком или на такси. Подъем на своей машине исключен, дорога там только для хорошего «проходимца» типа «Нивы» или Mitsubishi Delica, кои очень популярны среди грузинских таксистов в этих краях. Пока гуляли и ужинали, поняли, что Степанцминда одно из самых дорогих мест в Грузии. Причин несколько – близость границы (очень удобно остановится до или после многочасового стояния), отсюда начинаются восхождения на Казбек и, как следствие, большое количество богатеньких буратин из дальнего зарубежья.

Утром решаем, что пойдем пешком. Вариантов подъема к церкви три – непосредственно по дороге, по крутой тропинке которая идет напрямую, пересекая серпантин, или по более пологой обходной тропе. Со слов местных, время подъема должно занять от часа до полутора часов. Решаем идти по самому короткому и, соответственно, самому крутому, в прямом смысле, пути. Наивные блин. Через пол часа подъема решаем, что ну его, этот прямой путь, лучше по дороге – чуть дольше, зато гораздо легче. Дошли за час пятнадцать, неплохой результат для неподготовленных ходоков. Оглядевшись понимаешь – лезть стоило. Впрочем, судите сами.


Начало тропы.


Где-то середина пути. Внизу Гергети.


Дошли! Красота какая!


Казбек, покажи вершину! Нет, в этот раз нам не повезло.




Вид от церкви на Казбек.


Облака на уровне глаз!


Панорама. Жаль, что Казбек не виден.

Пора в обратный путь. Покидать это дивное место совсем не хочется.








Окраина Гергети. Сколько же лет этим домам?


Пока спускались, облачность стала еще ниже.


Степанцминда.

После подъемов и спусков идем гулять по ущелью в окрестностях Степанцминды.


Терек.


Бассейн с минералкой.

Останавливаемся около бассейна с минеральной водой. Когда-то здесь стоял большой завод по розливу воды, но с распадом Союза производство встало, а потом, местные разобрали завод до последнего кирпичика на стройматериалы. Решаю искупаться. Вода холодная, ощущения непередаваемые, усталость как рукой снимает.


Облака затягивает в ущелье.


Старинная сторожевая башня. Одна из многих на Военно-Грузинской дороге.




Облаков все больше, становится ветрено, и холодает. Погода явно портится.

Так и есть, к вечеру небо затянуло окончательно, видимо будет дождь. Идем ужинать и, заодно, закупить фрукты, лимонадику и сухпай на дорогу. Программа пребывания в Грузиии выполнена полностью, ночью в обратный путь.




Степанцминда. Центральная площадь.

ДОРОГА К ДОМУ

21 августа 2015 года в 03:30 тепло прощаемся с Лео и покидаем этот гостеприимный дом. На улице сплошной туман, даже не туман, похоже мы находимся внутри большого облака – холодно и сыро, видимость метров двадцать, в общем, едем как ежики в тумане. Через двадцать минут пристраиваемся в хвост очереди. Дорога перекрыта на ночь перед мостом через Терек, перед тем самым участком, на котором нет асфальта. Стоим, ждем. Большинство народу в очереди спит в машинах. Граница открывается в 05:00, но движение началось лишь в 06:10. Пускают партиями, попытки пролезть без очереди есть, но они единичны, а самых наглых полицейские без колебания разворачивают в хвост очереди. 06:50 проезжаем пикет. Дальше бездорожье и форменные гонки, кто быстрее доедет до КПП. У владельцев внедорожников явное преимущество, но и нам удается обогнать несколько здоровых междугородних автобусов, а это дорогого стоит – в каждом автобусе человек пятьдесят, которые могли-бы быть перед нами на паспортном контроле. 07:15 заканчиваем переход грузинской границы, все предельно быстро, никто ничего не проверяет, и стартуем к российскому КПП. Проехали первый тоннель, второй и вот она, очередь на родину. Начинается она от кармана для автобусов, место широкое, желающих пролезть без очереди хамов – не сосчитать. Часа полтора проходят без движения, забита встречка и все обочины. Потом появляются бойцы ВАИ и наводят порядок. Вроде поехали. ВАИшники, что характерно, все славяне, стоят через каждые сто метров, пропускают без очереди лишь инвалидов и с детьми до года, но все равно, двигаемся крайне медленно. 10:28, все, этот ад позади. Границу прошли спокойно. Пришлось открыть багажник, служивых интересовал перебор вина и фруктов, но у нас все было в норме, докопаться не к чему. Здравствуй Родина.

После Владикавказа остановились перекусить, и дальше в путь. Северную Осетию и Кабарду старались проскочить как можно быстрее, и при этом ничего не нарушить. Удалось, остановили только на выезде из Северной Осетии, на том самом знаменитом посту, но без предъяв – проверили документы и попросили мужскую часть экипажа пройти в здание пикета с паспортами, для проверки. Там вообще всех подряд тормозили и проверяли мужиков старше 16 и до 60 лет.
Стремные регионы, край заниженных Приор, ездят как хотят, засады под каждым кустом, своих не трогают. Пейзаж по обочинам унылый, а может день такой выдался – хмурый и дождливый. Заправки исключительно Лукайл, Лидеройл, Люксойл, Барсойл в красно-белых Лукойловских цветах. Доверия не внушают.



Дотянули до Невинномыска почти на сухом баке, там и заправились. Памятуя о пробке под Самарским, решили после Невинномыска уходить на Ставрополь, там длиннее на 20 км, зато спокойнее. До Ставрополя отличная трасса, дальше двухполоска с приемлемым покрытием и минимальным трафиком. Было пару мест с ремонтом, в одном месте асфальта не было вовсе – дорожники пускали движение попеременно, то туда, то обратно. В целом нормально доехали, в 20:35 уже были под Ростовом на Дону, в отеле «Родина». Итог дня – 750 км. от отеля до отеля за десять с половиной часов полетного времени, плюс шесть с половиной часов стояния на границе.

Об отеле «Родина». Не дешев, но крайне комфортен и очень удачно расположен прямо на трассе М4, есть круглосуточное кафе. В общем, для остановки на ночевку в дальней дороге самое то.

22 августа 2015 года в 08:25 начинаем крайний перегон до Москвы. В этот раз, чтобы минимизировать стояние в пробках, я решил положиться на Яндекс Навигатор и в принципе, он не подвел. Первый раз серьезно встали на въезде в Воронежскую область — где-то на час, объезда нет. Потом минут тридцать стояли перед Верхним Мамоном – навигатор предлагал объезд, да проскочили. Перед Павловском потеряли минут пятьдесят, а вот Лосевскую пробку обошли через поля, по убитой в хлам асфальтовой дороге. Смешно было смотреть, как народ пытается объезжать пробки по рабочим грунтовкам, идущим вдоль основной трассы. Тем, кто на джипах, понятно, ехать можно, но вот те, кто пытался проделать этот трюк на пузотерках, частенько вылезти обратно на трассу не могли и возвращались назад, к месту съезда.

После Воронежа серьезную проблему составляли только платные куски, но те из них, где были серьезные очереди на въезд/выезд, навигатор прекрасно обвел по старой М4, потери времени были минимальны.

Домой приехали в 00:05 пройдя за день 1105 км. за четырнадцать с половиной часов.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Всего, за двадцать дней, мы проехали 5511 км., из них по Грузии — тысячи полторы с копейками, без единого штрафа. Сожжено бензина около 450 литров, где-то на 20 000 рублей. Если посмотреть цены на авиабилеты из Москвы в Тбилиси (15-20 тысяч рублей на человека в одну сторону), то становится понятно, что ехать на машине выгодно, да еще, в качестве бонуса, имеем мобильность, которую не предоставит никакое такси или общественный транспорт, а за них еще и платить нужно. Ложка дегтя в этом случае только одна, и я об этом писал – переход границы. Это уже за пределами добра, это зло в чистом виде, и виновата в этом только российская сторона. Многие, после этого, зарекаются ехать на машине в те края. Нам это впечатлений не испортило, но осадочек остался.

За эту поездку были развенчаны несколько мифов, прочно засевшие в голове «дорогих рассеян» за последнее десятилетие:
Отношение к гражданам России. Оно более чем лояльное, при чем не только у людей старше сорока, но, как ни странно и у молодежи, нас там реально хотят видеть и надеются на скорейшее восстановление добрососедских отношений. Правда, пока украинские флаги и символика попадаются на глаза гораздо чаще чем российские, что поделать – политика, такая политика.

Большинство населения, по-прежнему свободно говорит на русском языке, даже молодежь.
Что удивило:
Поголовное увлечение лузганием семечек, со сплевыванием шелухи себе под ноги. Особенно в провинции. Видимо, последствие дружбы с украинцами сказалось таким образом.
В кафешках и ресторанчиках бросается в глаза, что грузины предпочитают вину пиво, и это в стране, славящейся своими винами и культурой винопития. Сложно сказать, с чем это связано, но тем не менее – факт, а может и очередной стереотип.

Вождение – уже писал. Соблюдение правил – не, зачем? Самое главное, что к такому стилю очень быстро привыкаешь и очень долго отвыкаешь. Первые сотни километров по России после Грузии приходилось постоянно себя одергивать.

Парк машин. В Тбилиси он мало чем отличается от Московского, а вот вдали от столицы начинается царство престарелых, праворульных немцев, завезенных из Японии. Такого количества Мерсов и Бумеров с правым рулем я в жизни не видел. Почти все они, да и их леворульные собратья, переделаны на газ, и заправлены природным газом. Тянут еле-еле, особенно на подъем, но при этом все равно нарушают.

Кухня. Оставил эту тему на закуску. Отправляясь в Грузию, одной из приоритетных целей было вкусно и от души покушать, насладится знаменитой грузинской кухней. В принципе – удалось, но некоторые моменты, скажем так, удивили. Вроде все вкусно – разнообразные, замечательные, сытнейшие, разноразмерные хачапури, хинкали, оджахури и прочие вкусности. К слову, про размер хачапури – «стандарта» за глаза хватит одному для плотного перекуса, «большой» — с трудом съедается четырьмя голодными взрослыми людьми, а еще бывает размер «Титаник», персон на шесть, наверное. Вот шашлык откровенно разочаровал — во многих заведениях это всего лишь жаренное мясо на сковороде. Порции огромны, а вот остроты явно не хватает. Совершенно нет солений – так и не удалось попробовать знаменитого маринованного чесночка с черемшой. Совсем беда с первыми блюдами – готовят далеко не во всех заведениях. Впрочем, это все частности, голодным в Грузии точно не останешься. Особенно запомнилось оджахури в ресторане Samikitno, в самом центре Тбилиси, настолько вкусное и ароматное, что, доев его, хочется облизать сковородку, не взирая на приличия.

Вот и все об этой поездке. Все вышеизложенное – исключительно наши личные впечатления, на истину в последней инстанции не претендующие. Исторические достопримечательности подробно специально не описывал – это уже не раз сделали до меня и гораздо лучше, Google, как говорится, в помощь. Обошлось нам это трехнедельное счастье в 180000 целковых на четверых в общей сложности.

Поедем-ли в Грузию еще раз? Обязательно! Мы еще не посетили Сванетию, не проехали по Трансаджарской магистрали, да и, в конце концов, осталась неисполненной мечта – поездка в Армению! Но это будет уже другая история.

Предыдущие путешествия:

Москва-Вильнюс-Зеленоградск-(Куршская коса-Калининград-Светлогорск-Балтийск-Багратионовск)-Малашковичи-Москва. Июль 2012 года.

Балтийский транзит 2013 (Москва — Пушкинские горы — Псков — Изборск — Печоры — Тарту — Раквере — Таллинн — остров Сааремаа — Пярну — Цесис — Сигулда — Рига — Юрмала — Рига — Шауляй — Клайпеда — Куршская коса (Литовская территория) — Клайпеда — Паланга — Клайпеда — Каунас — Тракай — Вильнюс — Москва).

Карелия (Москва — Кириллов — Кудама (Сямозеро) — Вяртсиля (озеро Янисъярви) — Великий Новгород — Москва). Июль-август 2014 год.

Комментарии (17)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

BVD64

  • 14 декабря 2015, 05:25
Запоминающееся путешествие и хорошо изложенное, спасибо!
Читать было интересно.
Ну, а «ложки дёгтя», куда-ж без них… хотя хотелось бы! :)
+
3
+ -
avatar

Александр75

  • 14 декабря 2015, 11:07
Добрый день, очень хороший отчет. Мы тоже были в Грузии в июне 2015, и нам все очень понравилось с чем с вами соглашусь, по поводу Трансаджарской магистрали, мы ее проехали на тойота камри за 7,5 часов с небольшими остановками для фото на память и обедом на водопаде в 20км от Батуми, если меня спросят хотел бы я еще раз проехать по этой дороге: скажу честно нет, но что бы так ответить надо хоть один раз по ней проехать, виды там просто загляденья. Планируем в 2016, еще раз в Грузию.
+
2
+ -
avatar

Grabs

  • 14 декабря 2015, 12:08
Меня всю поездку по Грузии не оставляла мысль, что нужно обязательно приехать еще раз, но уже на машинке покрепче. Желательно на хорошо подготовленном «проходимце». Тогда и Трансаджарскую магистраль можно пройти свободно и Сванетию посетить.
+
1
+ -
avatar

vvp-1964

  • 14 декабря 2015, 11:39
Спасибо за содержательный, интересный отчет. Легко читается. Грузия прекрасна. Переход границы конечно -жесть.
+
3
+ -
avatar

Grabs

  • 14 декабря 2015, 12:11
Переход границы конечно -жесть.

Да нет, бардак обыкновенный помноженный на коррупцию :) Страшно подумать, что там следующим летом будет.
+
2
+ -
avatar

gorvi

  • 14 декабря 2015, 17:28
Спасибо за отличный отчет. Прочитал на одном духе. По первости думал, что для Грузии и Армении достаточно трех недель в Грузии и недельки в Армении. Был не прав. Уже трижды ездили на 2 недели в Грузию, постоянно в движении (максимум на одном месте 2 ночевки, на море три) и то, сейчас уже знаю маршрут на очередные две недели туда, где еще не побывали (правда машина полный «проходимец»).
В 2015г. ехал через неделю после Вас. Из Москвы в 7 августа и из Тбилиси 20 августа. Туда на границе 2 часа (был полный порядок, по встречке на КПП проскочило буквально с десяток машин), у домика перед КПП стояла ДПС машина и просто отбирала водительские удостоверения. Не скажу, что порядок был идеальный, но по сравнению с прежними годам — просто образцовый. Предполагаю, что причастные к бардаку на границе получили очередной «подарок» сверху и начали немного работать.
Обратно приехали на границу к 18.00, т.к. по опыту прошлого года и разговору с Грузинскими таможенниками при заезде в Грузию стало ясно, что пропускная способность русской таможни в сторону России наступает после захода солнца. Т.е. в сторону Грузии машины не пускают и все посты начинают пропускать машины из нейтральной территории в сторону России. Так оно и оказалось.
За три поездки в Грузию только по первости в 2013г был поставлен на деньги (это отдельная тема, есть в отчете, но не на этом форуме), но там была дорога от Элисты напрямую до Владикавказа через «горячие» в прошлом точки (но и сейчас там стоят блок-посты). За оставшиеся 5 поездок по традиционному маршруту никто из ДПС-ников ни разу не докапывался. И пост на въезде в Осетию совсем не страшный. Во всяком случае у меня о нем нет никаких отрицательных впечатлений (хотя в отчетах много чего читал).
В горячий сезон (август) М4 проскочил вообще на раз. Со свистом от Серпухова до Воронежа (через Ефремов), в Воронеже ночевка и в 7.00 выезд, за пару часов перед основной «московской» волной. До Ростова без единой остановки (даже в Лосево не притормаживали), единственный раз в Ростове один цикл светофора перед мостом (попали под красный). От Ростова сразу на Ставрополь и снова со свистом.
Друг выехал из Москвы в ночь с пятницы на субботу в 2.00 ночи и в 17.00 был в Пятигорске (без единого штрафа).
Обратно тоже без пробок, но через Волгоград. Выезд из Владикавказа в 10.00, в 22.30 на въезде в Волгоград пару часов на сон и в 00.30 со свистом через Волгоград и далее (пока все Арбузники спят). В 8.00 в Тамбове, а там нас уже ждали. Сутки на разграбление Тамбова и далее снова на Ефремов через Липецк-Данков без пробок (надо было в Москву через Серпухов попасть, но думаю, что мы добирались не дольше, чем напрямую из Тамбова). Правда после Данкова около 20 км дорога убита в хлам, но люди ездят.
В Грузии очень много прекрасных мест, но некоторые из них требуют минимум «паркетника», а лучше «ДЖЫПА», но и на моноприводе там можно катать- не перекатать. Кстати, от Ахалцихе до Батуми и на «пузотерках» народ добирался, но я бы на своей не поехал, минимум — паркетник или можно и «пузотерку», но желательно «повыше».
+
3
+ -
avatar

Oлeg

  • 15 декабря 2015, 15:00
Очень толковый отчет! Молодцы, спасибо! Словно вернулся на пять лет назад в май 2011 года. avtoturistu.ru/blog/otchety/2561.html Ещё совсем свежи были в памяти события 2008 года. В Грузию мы въезжали из Турции, а поскольку мы были, как пишет Gorvi, на «джыпах», то и собирались от Батуми подняться вверх в горы и через перевал Годерзи уйти на Ахалцихе. Проехать так нам не удалось, поскольку на перевале шестиметровыми наносами лежал снег, но речь сейчас не об этом. Я полностью согласен с автором отчета в вопросе грузинского радушия, гостеприимства, хлебосольства, вежливого любопытства… Почему-то, казалось, что проезжая через маленькие горные села, вполне вероятно, услышим что-нибудь вроде: «А, вон, русские едут, в нашего соседа стреляли под Цхинвалом». И вот в высокогорном селе Рикети, из здания школы, расположенном у крутого поворота дороги, вышел посеребренный сединой мужчина (показалось, что он выглядел очень строгим и насупленным), попросил остановиться и, когда убедился в том, что мы точно из России, махнул кому-то рукой и из приземистой, одноэтажной школы горохом высыпали человек 15-20 учеников всех возрастов (видимо, весь школьный состав) и минут сорок нас расспрашивали и про людей в России, чем живут, что думают о Грузии и грузинах, какие языки изучают, и даже! в чем девочки ходят в школу. А потом, а потом и в Боржоми, и в Тбилиси, в Вардзие и Сигнари, на дорогах и в кафе, в гостиницах и обменниках, просто на территории всей Грузии нас окружали добрые улыбающиеся люди и вели человеческие, добрососедские, душевные разговоры. Хмурясь ругали политиков и жалели, что их имперские интересы разводят хороших людей по разные стороны. Подобного удовольствия от встреч и бесед с местными жителями не встречал нигде.
Спасибо, Grabs, Вам и Вашему экипажу за массу нахлынувших теплых воспоминаний. Грузия того стоит!
Кстати, летом в сухую погоду на «пузотерках», думаю, проехать там (от Батуми до Ахалцихе) вполне возможно.
+
0
+ -
avatar

Grabs

  • 15 декабря 2015, 15:24
Олег, спасибо и Вам за теплый отзыв. Все таки чертовски приятно, когда мысли и ощущения сходятся!
+
1
+ -
avatar

psystripes

  • 2 февраля 2016, 21:42
Спасибо большое! Супер-отчёт! В начале апреля в Тбилиси, как раз, собираюсь!
+
1
+ -
avatar

ryab

  • 1 марта 2016, 16:29
Спасибо. Интересно, а главное познавательно. Вот только теперь после прочтения еще больше народу потянется в те края. Меня вот уже заманили.
+
0
+ -
avatar

Grabs

  • 1 марта 2016, 21:53
Я Вам одну тайну открою: готовится закон, по которому все выезжающие из Грузии должны будут давать подписку о неразглашении, чтоб народ не соблазняли в те края ездить!
Меня вот уже заманили.

Отлично! Мы вот то же в сентябре собираемся, но уже в Армению, мечты должны исполняться!
+
0
+ -
avatar

PRogresss

  • 14 марта 2016, 14:24
Уточните пожалуйста, можно поменять рубли на местные деньги? проблемно или легко и везде?
+
1
+ -
avatar

admin

  • 14 марта 2016, 14:57
Привет из Тбилиси! Легко, непринуждённо, на каждом углу -)
+
0
+ -
avatar

Толиктролик

  • 27 июля 2016, 17:44
Здравствуйте!
А телфон Шоты-астронома случайно не остался??? Будем проезжать те места, хочу с дочкой заехать к нему
+
0
+ -
avatar

Grabs

  • 27 июля 2016, 19:48
К моему огромному сожалению — нет. Есть вариант просто днём подъехать к обсерватории и договориться о ночной экскурсии.
+
0
+ -
avatar

Толиктролик

  • 28 июля 2016, 11:29
Понял, благодарю) То есть днем там есть кто то из работников?
+
0
+ -
avatar

Grabs

  • 28 июля 2016, 15:54
Как минимум — охрана, а уж через них можно любую инфу получить ;) Где-то мне инфа попадалась, что в обсерватории есть вполне официальные экскурсии, надо гуглить.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.