"Интересно, а как там дальше, за..." Алма-Ата - Дальний Восток. 2017 год. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

"Интересно, а как там дальше, за..." Алма-Ата - Дальний Восток. 2017 год.

Пролог.
В конце августа 2016 года я возвращался из поездки по Монголии. Пройдя границу в Кяхте, приближаюсь к Улан-Удэ и вижу указатель: Иркутск — налево, Чита — направо. Поехал, конечно, в Иркутск, в сторону дома, но мысль – а как там дальше, за Читой – появилась. За минувшую зиму эта мысль настолько окрепла, что подготовка к поездке перешла в фазу практических действий. Построен и просчитан маршрут, отмечены АЗС, технически подготовлена машина. Для максимального комфорта изготовлено спальное место – можно остановиться для полноценного сна где хочешь и когда хочешь. Стоит отметить, что это новшество не вызвало недовольства дорожной полиции.


Еду один – других ненормальных не нашлось. Цель конкретна – максимально на восток, а там видно будет. Средства – автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model, навигаторы, телефоны и огромное желание доехать туда и обратно. Вещи и продукты загружены, запас необходимого для машины – на борту. В путь.



17.08.2017. День первый. 0 – 1266 км.
Как-то так повелось, что дальние поездки у меня начинаются в полчетвёртого утра. Так и в этот раз, выспавшийся, отдохнувший и позавтракавший, ставлю холодильник с едой в машину, осматриваю всё напоследок и сажусь за руль. Поехали! Ночная Алма-Ата, кусочек автобана (на нём «включаюсь» в трассовый режим – год не ездил), огни казино в Капчагае – и теперь до Талды-Кургана гладко, пусто и быстро. Проехал Талды-Курган через центр, несколько лет там не был, приятно заметить новостройки, прямо расцвёл областной центр. Проехал аэропорт – и всё. Сказка кончилась, начались суровые будни. Дорога лучше не стала. Попытки дорожников слегка сгладить сильные впечатления от вмятин в районе Кабанбая нельзя считать успешными. Так же, как и дырочно-ямочный ремонт дороги после поворота на Учарал. Были ямки – стали бугорки. Ямку можно перепрыгнуть – бугорок не перелетишь. В дополнении к этому на отдельных участках дороги, где ещё можно ехать под сотню, понаставили знаков 70. Всё это не радовало, но, как говорится, назвался груздем – и волки сыты. Для них, собссно, и знаков понаставили.

К сожалению, проезжая эти места в конце лета, нельзя увидеть всей красоты степи. Весной степь поёт разноцветными голосами и даже практически однообразный равнинный ландшафт радует глаз. Очень красивый участок дороги Кызылагач – Сагабуен, живописно идёт дорога по холмам от Сарканда до Кабанбая, оживляет степь озеро Каракол у подножья скалистого холма. К неожиданностям дороги стоит отнести появление тяжелой техники в Аягузе. Дорогу танкам мне ещё уступать не приходилось. Пришлось.



https://youtu.be/bIMJfLi3g1Y

Таким образом доехал до пос. Калбатау (Георгиевка), налево — Семипалатинск, прямо – Усть-Каменогорск. Поворачиваю налево, 10 километров тряски – и до самого города прекрасная дорога. В сумерках въезжаю в город, проезжаю замечательное многосъездное кольцо, действительно красивый подвесной мост через Иртыш (слышал о нём и видел фото, но вживую – первый раз) и, заправившись, направляюсь в сторону границы. Стемнело. Дорога не балует, да куда денешься. На одном из поворотов в свете фар замечаю изогнутый железный прут, пальца с два толщиной и с метр длиной, лежащий поперёк дороги. Ухожу вправо, переднее колесо прошло, секунда – и гулкий удар сзади, слева. Первая мысль – а ведь почти новая резина… Вторая – и проехал то совсем ничего… Третья – посмотреть или уж не расстраиваться? Решаюсь посмотреть. В свете фонарика вижу целое колесо. Уже потом, при свете дня, увидел ссадину на бампере. Железяка подпрыгнула от колеса и ударила снизу по бамперу. Не критично. Едем дальше.

Дальше граница. Здесь я первый раз, раньше ездил через Шемонаиху. Одна очередь на въезд для всех, грузовиков много, пока дошёл до входной будки за бумажкой понял, что стоять долго. Очередь шла часа два, а само прохождение границы с казахстанской стороны прошло очень быстро. Откуда — куда – зачем – откройте – закройте — до свиданья. Несколько метров – и российский пункт пропуска. Впереди меня две семья с детьми проходит контроль. Пограничник спрашивает детей, как зовут папу, маму, когда у них день рожденья. Всё очень вежливо и спокойно. Получаю бумажку с точкой назначения, иду на досмотр авто. Моя машина осталась последней из группы. Досмоторщик. Ражий парень, по ходу дела из ближайшего посёлка, требует вытащить ВСЕ вещи на стеллаж. Видать недавно работает, энтузиазм налицо. Робко пытаюсь предложить посмотреть в машине – не соглашается. Вытаскиваю пару пакетов (масло и фильтры для авто). Успокаивается. Удивлённо переспрашивает куда я еду. Беседуем о различных системах для навигаторов. Расстаёмся.
Полночь. В Веселоярске проскакиваю будку страховщиков, возвращаюсь, делаю страховку и наблюдаю ночную жизнь этого населённого пункта (пара благодушно пьяненьких мужиков покупают разливное пиво и уезжают на мотоцикле продолжать банкет). Но пора бы и мне определятся с ночлегом. Еду в сторону Рубцовска, сворачиваю на полевую дорогу, пара десятков метров, упираюсь в полевой стан. Незадача. Возвращаюсь назад, проезжаю до следующей полевой дороге, поворот, стоп. Никого нет, никому не мешаю. Перехожу в спальный отсек машины и погружаюсь в крепкий здоровый сон.

18.08.2017. День второй. 1266 – 2208 км. (942 км.)
Еду по Алтайскому краю. Остался позади Рубцовск, о котором говорили, что там дорог нет. На удивление, навигатор провёл по вполне приличным улицам, да и движение было минимальным, учитывая ранний час. Раньше, насколько помню, эта дорога называлась федеральной трассой «Алтай», сейчас просто А322. Наверное, расстояние не большое, всего 330 км. от границы до Барнаула. Еду не спеша, держу около сотни, с удовольствием глядя по сторонам. Вроде та же степь, что и вчера, да не та. Не степь, а поля. И далеко не пустые. Около 10 часов прохожу Барнаул, объездной дороги нет, но город приятный, еду через него не первый раз, а интересно.
Эти фото мои, архивные, в эту поездку не всегда удавалось снимать – один ехал.



На выезде из города заправляюсь, первый раз в России (в эту поездку). До свиданья, 92-й бензин по 142 тенге за литр. Заливаю 60 литров по 35.5 р. (х на 5.5 тенге за рубль = 195 тенге). Душу греют 20 литров казахстанского бензина в канистре и мысль, что впереди меня ждут ещё более приятные цены на топливо.
Некоторое время еду в направлении Новосибирска и перед Тальменкой ухожу направо на дорогу «Алтай – Кузбасс». Первый раз проехал здесь в 2009 году, она была платной, заплатил страшные деньги (20 рублей) за 230 км. прекрасной дороги. До сих пор помню объявление над окошком оплаты, примерно так: «Не приставайте к кассиру, плата за дорогу не он придумал». С тех пор дорога слегка «подустала», оплату давно отменили, но прямая, как стрела, первая часть дороги и красиво идущая по горкам вторая часть остались и красоты вокруг не исчезли. Выскакиваешь на виадук и, как на вертолёте, пролетаешь над ущельем, дно которого остаётся в нескольких десятках метров внизу.



После Белово едем на север, кусочек автобана перед Кемерово и вот она – столица Кузбасса. Дорога идёт через город, а погода начинает хмуриться, пошёл дождь и временами не слабый. Оно мне на руку – мошку с машины смоет хоть слегка, по Алтаю налипло хорошо. Да и не жарко ехать в дождь. Забираю на северо-восток, еду уже по федеральной трассе «Сибирь». После Кемерово в указателях начинает появляться Иркутск, где и заканчивается эта трасса. Осталось 1700 километров – и не много то совсем.


Мариинск. Сколько раз проезжал этот город, всё не получалось посетить мемориал жертвам Сиблага – то ночью едешь, то непогода. В этот раз получилось, правда на обратном пути. Подробнее о мемориале несколько позже, сейчас пара фото.



Солнце, между тем, клонилось к закату, Мариинск остался позади. Этот город, да ещё Ачинск и Канск, стали самыми северными точками моего маршрута, более 56*с. ш. И ехал я теперь строго на восток, навстречу солнцу, которое должно взойти завтра. А сегодня, остановившись около кафе в нескольких десятках километров после Мариинска, я поужинал и с чувством выполненного долга уснул. Рядом спали фуры и несколько легковых путешественников, вроде меня.

19.08.2017. День третий. 2208 – 3189 км. (981 км.)
Трасса «Сибирь». Эта дорога, протяжённостью 1955 км. идёт от Новосибирска до Иркутска через Кемерово и Красноярск. Другой дороги на Байкал из центра России нет. Первый раз проехал по ней в 2009 году, тогда она называлась «Байкал», активно строилась и обновлялась. Помню убитые бетонные плиты в районе Ингашей, проезд через Тайшет и Тулун, постоянные объезды, большое количество техники. Но уже через два года картина резко изменилась в лучшую сторону, а сейчас это хорошая дорога, много АЗС, кафе и мотелей на любой вкус и кошелёк. Постоянно идёт реконструкция отдельных участков и мостов (ничто не вечно), но это почти не напрягает – организация этих работ на высоте, везде знаки, предупреждения и светофоры в узких местах. Польза от этого большого труда очевидна. Даже за короткий промежуток времени, на обратном пути, я видел готовые свежие участки асфальта там, где буквально пару недель назад дорога начинала разрушаться. Короче говоря – за дорогой следят. А ведь можно было просто построить и забыть, понаставить ограничительных знаков 50 и иметь с этого.
https://youtu.be/Qx94NJ8d3mA


Поскольку это единственная дорога из центра на восток, то и движение здесь соответствующее. Дорога не спит. Большое количество фур, но водители большегрузов великодушны к братьям меньшим – и в сторону слегка подвинутся, и поворотником помигают – обгонять или нет, а уж чтоб ехать строго посредине дороги и неохотно принимать вправо после сигналов – не видел такого. К сожалению, в первый и последний день моей поездки подобный эгоизм наблюдал постоянно.

Также, к сожалению, надо сказать, что и улетают с дороги фуры чаще. За время поездки видел десяток разных большегрузов в кювете. Аварий с легковыми авто 2-3. Хотя, может быть фуры и не бьются чаще, просто убирать гораздо дольше. Но статистика такая.
Хватит о грустном. Впереди – Сибирь. Боготол, Красноярск (обхожу по объездной, мост через Енисей впечатляет), Канск — родина моих предков и знаменитого кинофестиваля -), Верхний и Нижний Ингаш с разноцветными палисадами, Тайшет (здесь железная дорога уходит на БАМ), Нижнеудинск с рекой Уда и, наконец, Тулун.

В Тулуне развилка – налево Братск, Иркутск прямо. В Братск не еду, там уже были (2011 год, Северобайкальск). Еду в Иркутск. Точнее говоря – никуда пока не еду. Стемнело, пора отдыхать. Останавливаюсь на въезде в Тулун. Завтра Иркутск и Байкал.
Несколько фото разных лет на эту тему дороги (время года – конец лета):
Около Красноярска:

Дорога в районе Канска:

Мой верный конь перед харчевней в Тулуне:


20.08.2017. День четвёртый. 3189 – 3939 км. (750 км.)

Ночи пока достаточно тёплые, спать приятно, не душно. Комаров пока тоже нет. На рассвете трогаюсь в путь. Разница с Алма-Атой 2 часа, начинаю движение около 5 часов местного времени. Впереди Иркутск. Менее 400 километров отделяет меня от этого города. Остановок не планирую — бензина полный бак, заправился перед Тулуном в посёлке с весёлым названием Булюшка. Кстати о названиях. Забавно читать такие имена населённых пунктов, как Худоелань, Мальта, Байроновка, Облепиха, Тулюшка, Победим. На Алтае – Чистюнька и Топчиха. Ну и конечно станция Тыреть, на которой, как говорят, и пропала часть золота Колчака. Странно, что пропало не всё…
Проезжаю Тыреть без потерь и около 10 часов утра я в Иркутске. Здесь запланирована культурная программа в виде осмотра некоторых достопримечательностей: памятники Колчаку и Александру III, а также ледокол «Ангара». Да и сама центральная часть города вызывает у меня ощущение домашнего уюта.


Еду на набережную Ангары напротив ж/д вокзала – бульвар Гагарина.


Паркую машину вблизи памятника Юрию Алексеевичу. До памятника императору рукой подать. Памятники людям, которых разделяет целая эпоха, стоят в нескольких сотнях метров друг от друга.


Памятник рождался, уничтожался и вновь появлялся, как благодарность царю за принятое им решение о строительстве Транссиба. И вполне может быть, что построенный железный путь до Владивостока дал основание сказать – Владивосток далеко, но город это нашенский.
Путём опроса местного населения и после общения с навигатором был определён дальнейший путь. Сначала вернулся немного назад – к памятнику Колчаку


а затем поехал смотреть ледокол «Ангара».
В течение шести лет (1900 – 1906 г.г.) работала байкальская паромная железнодорожная переправа – Транссиб ещё не был сквозным. Он стал таковым после строительства Кругобайкальской железной дороги – «золотой пряжки стального пояса России». Пряжка – потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотая – потому что по стоимости работ она превзошла все существующие в России дороги.
Вот на этой паромной переправе, вместе с огромным и, увы, несохранившимся ледоколом «Байкал» работал ледокол «Ангара», находящийся сейчас на вечной стоянке около плотины Иркутской ГЭС.


Посмотрев на всё это, я решил покинуть Иркутск, но это удалось не так быстро, как хотелось. Навигатор проложил, как ему показалось, кратчайший путь до магистрали, но обнаружилось это не сразу. Проведя меня через коттеджный городок на холмах и заведя в тупик, он слегка задумался, затем приказал – «развернитесь налево» и повёл по таким дорогам, что я не раз порадовался большому дорожному просвету машины прежде чем выбрался на асфальт. И здесь стало понятно – трасса «Сибирь» кончилась, началась трасса «Байкал». В конце этой трассы, через 1113 км. была Чита.
Быстро сказка сказывается… Сначала нужно доехать до Байкала, перед которым нас ждёт увлекательное и головокружительное преодоление перевала (увлекательность прямо зависит от скорости движения). Байкал появляется внезапно и впечатляет.


Затем надо медленно (как правило) проехать Култук и Слюдянку, после чего вас ждут подобные головокружительности почти до Утулика. И только потом можно долго ехать вдоль Байкала, то ближе то дальше от берега, но уже по практически прямой дороге. Всё это прибавляет впечатлений за счёт скорости передвижения. Поднырнув под Транссибом, можно выехать прямо на берег озера.



И потом – омуль. В холодильнике лежит, ещё с Алма-Аты, пара банок пива и ждёт вяленого слабосолёного омуля. Останавливаюсь на одном базарчике, на другом – вяленого нет…. Почти четыре дня глотал слюнки, вспоминая прошлогоднего омуля – и на тебе. Приехал, понимаешь. Наконец нахожу. Дааа. Как-то это не та рыбка. И дело даже не в цене (150 р. за хвост вместо 50 прошлогодних), качество совсем другое. А ведь брал так же на дороге, примерно в том же месте. Однако делать нечего, базарный день стремительно завершается, продавцы начинают рассасываться. Беру, что есть и еду дальше, на Улан-Удэ.
После г. Бабушкин дорога покидает ласковый берег Байкала для того, чтобы вскоре, перед Селенгинском, прижаться к не менее ласковому берегу Селенги. Так, вдоль берега этой могучей реки, она идёт до столицы Бурятии. В этот день я ещё не знал, что так же близко к реке дорога идёт и после столицы. А сегодня, набравшись впечатлений, я был рад увидеть вывеску «Кафе. Баня», тем более, что время уже шептало – пора. Правда баня, в полном смысле слова, ещё не была готова – недавно затопили, но мне нужно было просто помыться-побриться, что и стало возможным моментально и за смешные деньги. Кстати, замечу – подобное сочетание «кафе/баня или душ» на трассе очень часто встречаются, что полностью решает вопросы чистоты.
Помытый, сытый и напитый пивом с омулем я уснул. Ехать по знакомой дороге мне оставалось совсем немного.

Продолжение отчета читайте здесь

Комментарии (3)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

Эдуард67

  • 24 декабря 2017, 09:57
Интригующее начало. Жаль фотографий нет.
+
1
+ -
avatar

bulava61

  • 24 декабря 2017, 18:20
Жаль фотографий нет.
А я целых 8 штук увидел.
, как говорится, назвался груздем – и волки сыты.
У нас по-другому: назвался груздем — лечись дальше. Ставлю 3 рубля одной монетой, затянет с продолжением.
+
0
+ -
avatar

BVD64

  • 28 декабря 2017, 12:07
Согласен полностью с Эдуардом67, начало действительно увлекательное! Мне интересней ещё и тем, что дороги, по которым Вы ехали, хорошо знакомы: и алтайские, и родной Кузбасс, и дорога на Владик!

И потом – омуль.

Какие приятные воспоминания, м-м-м! Дальше, надеюсь, будут буузы, то бишь — позы?

С удовольствием перехожу ко второй части.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.