Алтайское ожерелье. В поисках красоты 4. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Алтайское ожерелье. В поисках красоты 4.

предыдущая часть здесь

Теперь нам предстояло пробежать порядка 120 километров по горному асфальтированному шоссе. Как только увеличилась скорость движения, начал “хромать” автомобиль Виктора Ободца. Машину непредсказуемо кидало в разные стороны, пытаясь либо сбросить в кювет, либо загнать на встречку. Виновницей этого неудержимого “веселья” определили тягу Панара, элемент подвески, препятствующий поперечному перемещению моста. Пришлось снизить темп, двигаясь не более 60 км\час. Так потихоньку, не торопясь, выкатились на перевал Чике-Таман (1460 м), проложенный через отроги Теректинского хребта.


Фото 37. Внизу — начало подъёма на перевал Чике-Таман и долина реки Малый Ильгумень.

Подъем на Чикет – истинное удовольствие для любителей горных трасс. И уж, во всяком случае, он точно не оставит никого равнодушным. Полотно дороги петляет среди скал и глубоких пропастей, заставляя водителей быть предельно внимательными. Жаль только, что быстро заканчивается, и подъём на перевал, и спуск с него. В обе стороны примерно по четыре километра. Наслаждаясь открывающимися видами, трудно представить, что когда-то, на рубеже XX века, на крутых поворотах узкой гужевой тропы с трудом разворачивались телеги. Поворотов насчитывалось порядка 48, о чем один из ямщиков, перегонявших в те времена караваны из Кош-Агачской степи и Монголии в Бийск, оставил красноречивую надпись на верстовом столбе: “Ета не Чике-Таман, а Чертъ-Атаман, сорок восемь греховъ”. Пустынная, в предыдущие годы, вершина перевала, с резким увеличением потока отдыхающих, запестрела многочисленными лотками и палатками, торгующими сувенирами, лечебными травами, медом, кедровыми шишками, теплыми носками из верблюжьей шерсти и прочей местной продукцией.


Фото 38. Сувенирный рынок на Чикете.

Появилась смотровая площадка, зона отдыха с вездесущими шашлычниками, а совсем недавно, в 2017 году, здесь установили памятник строителям Чуйского тракта.


Фото 39. Памятник строителям Чуйского тракта.

Передохнули, полюбовались и покатили дальше. Через несколько километров после села Купчегень находится ещё одна природная достопримечательность Чуйского тракта – Яломанские бомы. Это огромные, отвесные скалы, нависающие над рекой. Начинаются они с бома Кур-Кечу и тянутся с перерывами несколько километров до речки Малый Яломан. Дорога петляет по узкой каменной полочке, выдолбленной в скалах. Раньше, чтобы обойти эти бомы, приходилось наводить целых три паромных переправы всего лишь на 12 километрах пути. Об опасностях подобного преодоления реки говорит само название бома. Один из вариантов перевода слова Кур-Кечу – “гибельная, смертельная переправа”.


Фото 40. Слева — Яломанские бомы над Катунью, справа — ровные Катунские террасы.

Это сейчас, в конце августа, Катунь спокойно катит свои воды вниз. А что тут творится в начале лета, когда река вбирает в себя воду всех снегов, тающих в горах! Вот и получается, что более-менее безопасно переправляться можно было лишь в короткие периоды “малой воды”. Да и позже, в тридцатые годы прошлого века, когда пробили однополоску через скалы, ездить тут было не так-топросто. В 1938 году у бома Кур-Кечу произошла одна из самых крупных аварий Чуйского тракта. Бортовая машина НКВД, перевозившая заключенных Сиблага, “не вписавшись в поворот, задела колесом каменный парапет, сбила его и рухнула с 32-х метрового обрыва на глыбы Катунского берега. Погибли 23 человека заключенных, водитель и сопровождающий”.


Фото 41. Вот так ездили вдоль бомов ещё в семидесятые. Фото из архивов.

За бомом Айры-Таш — “разделенный камень”, дорога пробегает через каменные ворота, образованные двумя близко расположенными друг к другу большими скалами. А вплоть до Малого Яломана тракт проходит высоко над скальным обрывом по бому Кынырар — “Звенящий”. Считается, что название свое получил в те времена, когда через горы вела только узкая конная тропа. Звон и бряцание стремян путника слышно было в селе Малый Яломан за несколько километров. Если в районе спуска дороги к селу побродить по крутым склонам, то легко можно обнаружить фрагменты и “старого Чуйского тракта”, и “старой конно-тележной тропы”.


Фото 42. Остатки старой конно-тележной тропы.

Едем мы из-за злополучной поперечной тяги медленно, вот я и скрашиваю время, развлекая народ рассказами, местными легендами, да шоферскими байками. Заправились горючкой в крупном селе Иня, расположенном на одной из огромных террас — уникальном произведении природы высотой до 200 метров над урезом воды. Террас этих несколько ступенек и тянутся они от слияния Чуи и Катуни до реки Ильгумень. Ученые до сих пор спорят по поводу причин их происхождения. Наиболее распространенная версия говорит о том, что много тысячелетий назад вода ледникового моря, существовавшего на территории Чуйской и Курайской степей, прорвала горную плотину и бешеным потоком ринулась вниз на равнинную часть Сибири. Огромные массы воды несли с собой большое количество песка, глины, обломков мягких пород. Все это оседало на дне гигантской реки в виде ила и постепенно приглаживались течением. Не зря ведь говорится – вода камень точит. Вот она и проточила, и выровняла. Считается, что речные террасы, которые видны ныне — это русло бывшего древнего мощного потока.


Фото 43. Вид на одну из катунских террас от заправки перед селом Иня. Абсолютно ровное поле, как-будто специально бульдозерами выравнивали.

За селом Иня дорога опускается к подножию величественного бома Бичикту-Кая, в переводе с алтайского – гора с письменами. Рядом с этим бомом археологи обнаружили остатки оборонительного сооружения XVII века. Сохранилось основание стены из крупных валунов. И действительно, это место было очень удобным для обороны тропы от монгольских и китайских войск, пытавшихся проникнуть в Центральный Алтай. Нависающая над рекой скала оставляет лишь узкую полочку для прохода войск. Обороняться здесь было эффективно и надежно. Через километр после Бичикту — слияние рек Чуя и Катунь. Происходит оно у подножия широкой горы Таш-Патыр – Каменный Богатырь. Под его суровым взглядом мы, попрощавшись на смотровой площадке с Катунью, вслед за Чуйским трактом поворачиваем на юго-восток, в долину Чуи.
После получаса движения, впереди засветлели скалы Белого Бома. Перед селением, через Чую перекинут узкий деревянный мост, по которому мы и перебираемся на левый берег реки.


Фото 44. Белый Бом.

Отсюда начинается подъём на хребет Ачик, с которого открываются панорамные виды на Катунский хребет и его главную вершину Белуху. По задумке, мы должны были бы сегодня подняться по ущелью реки Сырнах до границы леса и там заночевать. С тем, чтобы на рассвете была возможность полюбоваться горными гигантами, освещенными восходящим солнцем. Но реальность, как обычно, постаралась внести свои коварные поправки в человеческие планы. Поздний выезд из Чемала, малая скорость движения по асфальту, мелкие задержки в пути, привели к тому, что, когда мы подобрались к началу подъёма, солнце неумолимо закатилось за горные склоны и долина быстро стала погружаться в сумерки. Конечно, на автомобилях можно было бы подниматься и в темноте, но после этого ещё ведь пришлось бы ставить лагерь на высоте, на открытом месте, плюс обещанные утренние заморозки до — 5ºС… Мнения разделились. Фотографирующая часть команды была за немедленный подъём, с тем, чтобы там, наверху, своевременно, к рассвету, подготовить и настроить аппаратуру, кому-то было все равно, старшее поколение было за ночевку в более благоприятных условиях защищенной от ветров долины. Пришлось используя административный ресурс, принимать авторитарное решение. Лагерь расположили на широкой удобной поляне, рядом с руслом пересохшего за лето ручья.


Фото 45. Эта поляна стала нашим сегодняшним пристанищем.

Кроме того, для поднятия духа расстроенных пейзажных фотохудожников, еще был принят и компромиссный вариант. Согласно ему, экипаж фотографов выдвигался на обзорное место для проведения рассветных съёмок в четыре часа утра. Для остальной же части команды режим подъёма и начала движения был принят, шесть и восемь часов соответственно. Теперь, когда интересы всех сторон были соблюдены, можно было спокойно заниматься прозаическими бытовыми мелочами. Готовкой ужина, установкой палаток, профилактикой автомобилей и тому подобными ежевечерними хлопотами.


Фото 46. Вечерние хлопоты.

продолжение

Комментарии (6)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

Станислав

  • 10 января 2018, 16:33
Фото, как всегда, отличные, как и природа Алтая.
+
0
+ -
avatar

Oлeg

  • 10 января 2018, 19:03
Спасибо! Потерпите чуть, вот-вот до основных красот доберемся.
+
0
+ -
avatar

BVD64

  • 11 января 2018, 04:50
Спасибо, Олег! Вот получается у тебя градус поднимать с каждой главой до состояния накала!
+
1
+ -
avatar

Oлeg

  • 11 января 2018, 08:08
Угу! Ни дня без стопки, от пива к водке, через тернии к звездам!
+
0
+ -
avatar

Александр67

  • 17 января 2018, 14:36
Архивная фотка сделана не ранее 1964-го. До этого ещё не было таких автомобилей (ЗИЛ-130).
+
0
+ -
avatar

Oлeg

  • 17 января 2018, 15:06
Согласен, исправляю. Спасибо за уточнение.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.