Большое Скандинавское путешествие. Часть 3 / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Большое Скандинавское путешествие. Часть 3

Медвежьегорск — Костомукша — Оулу (Финляндия) — Хапаранда (Швеция)



Предыдущая часть

2 июля. Утро, солнце. Проезжаем по указателям оставшуюся часть Медвежьегорска и выруливаем на М18. Если ехать по ней долго-долго, то в итоге окажешься в Мурманске на берегу Баренцева моря. Нам так далеко не надо, чуть больше 100 километров до поворота на Костомукшу.

Идет активная реконструкция дороги: расширение выемок, отсыпка обочины, замена асфальта. Даже площадки для отдыха делают. Вся эта стройка, конечно, затрудняет движение, но не особенно. Населенных пунктов на трассе нет. Все, что есть – далеко в стороне. Без проблем проскакиваем до места, где по карте должен быть поворот на Костомукшинскую дорогу, а его там нет. В атласе России, по которому мы едем, на одном листе умещается вся Карелия, так что погрешность может быть плюс-минус валенок, но все же… Решили уже попробовать уточниться у местного населения (которое здесь еще искать надо – места совсем глухие), но тут на горочке обнаружились гаишники в засаде. Родные! Подъехали, спрашиваем. Те оживились – видимо, мы такие тут не первые.

Оказывается, поворот был еще 20 километров назад. …! Ребята нам объяснили, где именно нужно было повернуть, за что им большое спасибо. К слову, это была вторая и последняя наша встреча с гаишниками за всю поездку, и обе по нашей инициативе. Стараемся не нарушать – и не придираются.

Возвращаемся. Оказывается, поворот на Костомукшу был по принципу «налево через направо». И в списке населенных пунктов «направо» Костомукша в самом конце. Дорога на нее идет большой петлей и пересекает трассу под одним мостом с железнодорожной веткой. Причем на эту железную дорогу внимание мы обратили, а вот то, что рядом с ней идет еще и автомобильная, с моста просто не видно. Спустившись вниз, мы поняли, почему…



Дорога от наблюдения сверху наглухо закрыта кустами – обочины не чистили уже много лет. И чем дальше, тем хуже… Трасса не выровнена, дорога добросовестно повторяет все неровности местности, а «ровностей» там нет вообще. Непрерывные подъемы, спуски, повороты. Участки, где вперед видно хотя бы на сто метров, встречаются только на болотах. Асфальт из просто плохого быстро перешел в категорию «ужас», а затем – «да лучше б его тут не было». Его реально клали лет тридцать назад; на обочинах он рассыпался настолько, что дорога местами сузилась до одной полосы. Ямы и на дороге, и на обочинах. Плюс на болотах насыпь просела настолько, что ее местами заливает. Скорость – не больше 40 км/ч. Ощущение – как тут отступали немцы в 44-м, так с тех пор все и осталось…

Впереди двести километров такого «направления». Но выбора нет – дорога одна. Вообще. До другого пограничного перехода километров пятьсот и не в нужную нам сторону. Сочувствуем костомукшинцам и себе тоже…

Потихоньку ползем параллельно железной дороге. Там реконструкция – ставят опоры под будущую электротягу, строят новые вокзалы… Аж завидно!



После очередного резкого поворота не сразу заметили, что середина дороги при внешне целом асфальте просела – глубина ямы не меньше полуметра. Не успев испугаться, так и проехали, пропустив ее под машиной. Хорошо, ехали посередине дороги. Попади колеса в такое противотанковое препятствие – можно просто положить машину на бок. Карельские дорожники, чтоб им…

А затем…

А затем вдруг началась автомагистраль. Пусть и по одной полосе в каждую сторону, но нереально ровный асфальт, никаких подъемов и поворотов, широкие обочины и никаких травы и кустов вдоль дороги. Это круче, чем, пробираясь по дремучему лесу, вдруг наткнуться на замок Спящей красавицы.

Оказалось, местные дорожники уже несколько лет ведут реконструкцию этой трассы, кусок за куском, двигаясь от Костомукши. И до М18 им осталось километров 30. Но спрашивается, неужто так сложно было выделить пару машин – даже не асфальта, а хотя бы просто щебенки – и хоть как-то залатать дыры на старой дороге?! Слов нет. Карелия – регион альтернативной логики и альтернативно одаренных руководителей.

За прошедшее время ситуация не сильно изменилась. На Google Maps есть фотографии этой дороги в 2014 году. Откровенные ямы худо-бедно залатали, но до М18 реконструкцию пока так и не довели.

Дальше просто летим. Там, где ремонт был уже давно, дорога стала похуже, но ям нет нигде. Ближе к середине пути местность стала населеннее, оживилось движение.

А потом на приполярную карельскую землю обрушился настоящий тропический ливень. Просто стеной. Скорость особо не сбавляем, машина дорогу держит, но это уже не езда, а подводное плавание. Один плюс: всю дорожную грязь и даже карельских мошек (!) смыло начисто.

И вот, наконец, Костомукша. Небольшой город, затерянный в лесах недалеко от финской границы. Традиционные пятиэтажки. Основное предприятие – горно-обогатительный комбинат «Карельский окатыш» (добыча и переработка железной руды) – находится в десятке километров от города, его и не видно. Дорога проходит по самому краю города.

Центральный въезд в Костомукшу оказался на реконструкции, въехали за потоком через «черный ход». Нас интересовали заправка и место, где бы перекусить. И то, и другое обнаружилось в заведении «Меридиан». В кафе при заправке готовят приличный и практически бесплатный (по подмосковным меркам) кофе. Крупных сетевых заправок, кстати, в этом районе нет вообще, но к меридиановскому топливу, по ощущениям, претензий не обнаружилось.

Оставшиеся до Евросоюза 30 километров – хорошая и совершенно пустая дорога. Километров за 5 до границы пост пограничников. Нужно показать загранпаспорта – подтверждение, что мы не просто так тащимся в пограничную зону.

Граница. Переход «Люття» (с нашей стороны) – «Вартиус» (с финской). Тишина. Мы – единственные россияне на границе. С нами (но по соседней полосе) три евросоюзовские машины.

С нашей стороны на переходе работают в основном женщины. Удивлены, что мы едем через них в Норвегию. Судя по всему, здесь это большая редкость. Как и вообще транспорт из центральной России.

Вся российская граница – минут 15, включая обнюхивание машины симпатичной собачкой. Сто метров вперед – и мы у финнов.

Финский пограничник (судя по всему, от скуки) решил повыёживаться. Куда едем, а зачем, а где останавливаться будем, а покажите маршрут поездки. К середине разговора он понял, что переоценил свои познания в русском языке и перешел на английский. У нас все распечатки есть, выдали ему всю пачку. Смотрел, смотрел, делал вид, будто что-то понял. Задал классический вопрос «а где деньги?» (в смысле, на что жить будем). Показали ему банковскую карточку. Взял, повертел в руках, надписи почитал. Что он там хотел увидеть?.. Наконец, отвязался. Зато финский таможенник просто махнул рукой из своего окошка – типа, чего у вас смотреть, езжайте так.

Ну, welcome to Евросоюз. Здравствуй, Финляндия )))

С финской пограничной службой мы, кстати, с самого начала не хотели связываться. Раз едем в Норвегию, будем получать норвежскую визу. Рассчитывали, что народу в посольстве будет поменьше. Так в итоге и оказалось, с одним но: с мая 2012 года норвежцы передали функции сбора документов в визовый центр. Теперь подать и получить документы можно вообще без очередей и без записи, но удовольствие это платное и безальтернативное. Вся информация – на сайте посольства.

Подавали документы: загранпаспорта, распечатку маршрута с бронью ночевок, выписку с банковского счета, справки с места работы. Визы сделали за неделю, проблем никаких.


Время потихоньку к вечеру, а нам еще надо пересечь всю Финляндию. «Всю» — это 200 с хвостиком километров, так что не страшно. Но от мысли посмотреть страну подробнее приходится отказаться. Как выяснилось, смотреть тут особо и не на что. Каких-то поселков или, тем более, городов в этой части Финляндии практически нет. Сплошь леса и озера. И того, и другого и в Карелии хватает. Дороги, правда, хорошие.

Солнце уже начало клониться к горизонту, когда дорога буквально уперлась в город Оулу (Oulu). Это уже побережье Балтийского моря. Въехали в центр города; с трудом, намотав пару кругов по городским кварталам, нашли Макдональдс (с трудом – потому что указатели к нему развешивали люди то ли с плохим чувством юмора, то ли больные на голову). Припарковались под знаком «остановка запрещена» аж с тремя табличками. Насколько мы их поняли (на финском; приспичит – и не такое прочитаешь), это уточнения, когда именно тут стоять нельзя. И вроде как получается, что сейчас можно. Ладно, рискнем.

Вот и заведение со знакомой желтой буквой «М». Хорошо хоть, они везде одинаковые. Там нас ждут кофе и бесплатный Wi-Fi. Так как отель в Швеции заказывали в спешке, то необходимо было уточниться в Интернете, где ж его искать. Заодно позвонили, предупредили, что будем поздно. Не проблема, сказали нам, ключ от номера будет в почтовом ящике на двери.

От Оулу вдоль Балтийского побережья идет автомагистраль номер 4 (она же на этом участке E8 / E75). Скорость разрешена повыше, чем на остальных дорогах, но часто попадаются радары. Час – и мы в приграничном городе Торнио (Tornio). Переезжаем длинный мост через реку – и мы все еще в Финляндии ))) Здесь у финнов небольшой кусок территории на правом берегу реки, и граница проходит по какому-то ручью. Потом вывеска Sverige – и мы в Швеции, в городе Хапаранда.

Исторический Торнио располагается на острове у шведского берега (граница Швеции и Финляндии здесь испокон веков проходит по реке). Когда же по итогам русско-шведской войны 1808-1809 годов Финляндия перешла от Швеции к России, Александр I настоял, чтобы Торнио остался на финской стороне. И в теперь уже независимой Финляндии, несмотря на все обиды и претензии к России, никто не заикается о том, чтобы отменить приказ русского царя и вернуть эту территорию шведам.

Едем по навигатору в центр. На карте — полноценная сетка улиц. Но, что здесь все нереально миниатюрное, мы поняли, когда, объехав цветочную кадку на площади, оказалось, что тем самым проскакали два квартала.

Svefi Hotell – отель с сюрпризами. Главный корпус – это здание местной школы искусств, два в одном. На дверях почтовый ящик. Сунули нос – действительно, лежит конверт, в нем ключ и схема. Она совсем не лишняя, жилых корпусов несколько и они разбросаны вокруг центральной площади.

Нашлись. Старинное двухэтажное деревянное здание, входная дверь открывается магнитным ключом. Персонала нет в принципе. Номер небольшой, но вполне уютный. Стоянка перед зданием забита, ставим машину рядом на улице; местные там стоят, запрещающих знаков, вроде, никаких.

А вокруг – абсолютно пустой игрушечный город под ярким ночным небом. Красота! Питерские «белые ночи» нервно курят в сторонке. Тишина. И комары зудят так ненавязчиво, заразы )))





Продолжение — Из Швеции в Норвегию

Комментарии (6)

RSS свернуть / развернуть
+
4
+ -
avatar

Tat-77s

  • 6 августа 2015, 21:13
Ощущение – как тут отступали немцы в 44-м, так с тех пор все и осталось…

машинку жалко.
Но вы вместе с ней молодцы что выдержали.
Интересное приключение, жду дальше.
+
2
+ -
avatar

Sev_i_Strannik

  • 7 августа 2015, 16:43
Машина выдержала испытание с честью. Но эти ямы потом нам все же аукнулись. Об этом — чуть впереди.
:)
+
4
+ -
avatar

mronik

  • 7 августа 2015, 09:56
Читаю с удовольствием! Жду продолжения!
+
2
+ -
avatar

Sev_i_Strannik

  • 7 августа 2015, 16:40
Спасибо! Продолжение уже в студии :)
+
2
+ -
avatar

lilia

  • 7 августа 2015, 11:57
Молодцы. Увлекательно и интересно.
+
2
+ -
avatar

Sev_i_Strannik

  • 7 августа 2015, 16:41
Это все присказка,
Сказка — впереди (с)
:)

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.