Эти плитки (указатели движения, вмонтированные в тротуар) как нельзя лучше характеризуют две основные группы достопримечательностей города Арля:
Первая – это памятники римской эпохи, столь щедро рассыпанные по югу Франции.
Вторая – это памятные места, связанные с пребыванием в АрлеВан Гога.
Оставим пока несчастного гения (до следующей части): предлагаю пройтись по невангоговским местам Арля – города, обладающего мощной атмосферой древности, старины, истории. Здесь удивляешься, но воспринимаешь как нечто само собой разумеющееся вот такие, например, контаминации:
В Арле мы провели две ночи в Hôtel Portede Camargue. Это я настояла на этом отеле, и правильно: уютное, скромное, простое местечко, в окрестностях полно бесплатных парковочных мест. Да и стоимость – 60 евро за ночь – была вполне гуманной и самой низкой за все время нашей поездки.
В двух минутах ходьбы от отеля – мост, ведущий в историческую часть Арля:
Значение Арля в эпоху античности подчеркивается уже тем, что тогда ему присвоили пышный титул «галльского Рима». В городе были улицы с тротуарами, театр, арена, мраморные общественные бани с проточной водой, акведук длиной 75 километров, многочисленные фонтаны и т.д.
В раннюю христианскую эпоху город не утратил своей значимости: здесь девятнадцать раз собирались церковные соборы. Но с нашествием варваров в V веке Арль утрачивает свою мощь и богатство. Лишь в IX веке Арль становится столицей королевства, включающего в себя часть Прованса и Бургундию. Город известен как центр торговли и морской порт – тогда линия моря была другой. В Средние века Арль занимает подчиненное положение по отношению к Марселю, а появление железной дороги окончательно прекращает морскую и речную торговлю по Роне. Засыпка дельты Роны окончательно отделила город от моря.
Вот вкратце историческая справка, чтобы понять исключительное своеобразие этого города. Прежде чем перейти к описанию всех упоминаемых в путеводителях достопримечательностей, осмелюсь высказать свое мнение, сформировавшееся после двух дней в Арле.
Арль (я сейчас говорю исключительно о его историческом центре) производит очень своеобразное впечатление, возможно, связано это было с пасмурной погодой:
Кажется, что это город, у которого все – в прошлом, и он изнемогает под тяжестью своего прошлого:
Это абсолютно дряхлое, но все еще живое существо:
Фотографии его домов напоминают работы некоторых фотохудожников, специализирующихся на портретах стариков. В морщинах, шрамах, заломах их лиц – судьба и история:
Даже если что-то в городе подновляется и ремонтируется – верность раз и навсегда избранной цветовой гамме пересмотру не подлежит:
Если днем еще как-то шевелятся туристы…
… то вечером вся жизнь сосредоточена в кафе на нескольких площадях, да и то – не сильно она там бурлит.
В первый наш вечер в Арле мы тоже выбрали кафе — с видом на Амфитеатр:
Немного об Арльской арене: это один из самых старых сохранившихся памятников такого рода, а также один из самых впечатляющих по размерам. Размеры эллипса – 136 в длину и 107 в ширину, рассчитан амфитеатр на 24 тысячи зрителей:
Амфитеатр разделил судьбу всех памятников римской эпохи: его камень благодарные потомки активно заимствовали для своих построек.
Но – возвращаемся к ресторану.
В этот раз мы решили предоставить возможность выбора блюд на ужин самим работникам ресторана и заказали комплексное меню из трех блюд – одно подороже, одно — чуть дешевле: чтобы увидеть и попробовать как можно больше нового и интересного.
Во Франции практически в каждом ресторане нам встречались такие комплексные, сбалансированные меню. В комплексе из трех блюд, как правило, идет закуска, основное блюдо и десерт – вместе это стоит примерно на треть дешевле, чем заказывать три блюда по отдельности. В самом дорогом варианте вам предложат более разнообразное меню и даже напитки. В арлезианском кафе я запомнила только свое основное блюдо: тарелку с кроличьей ножкой внесли с победоносно торчащей подожженной веточкой тимьяна, что привлекло внимание всех без исключения посетителей.
В ресторане была очень теплая и душевная атмосфера, на следующий день в дверном проеме одного из домов мы увидели вчерашнюю немолодую официантку, которая с нами поздоровалась и обменялась приветливым: «Каман сава?». Мерси, сава бьян.
Дела действительно были неплохи.
В эти дни мы успели увидеть:
уникальную романскую церковь Святого Трофима, портал которой называют самой красивой во всем Провансе. К сожалению, знаменитый портал был закрыт на реконструкцию, так что пришлось ограничиться лицезрением интерьера:
Зато был открыт клуатр – потрясающий по красоте и гармоничности внутренний дворик монастырского двора Сен-Трофим:
Зачем-то заплатили за входной билет в римские термы, хотя вид снаружи абсолютно дает представление о подновленных развалинах. Внутри наставлены многочисленные мостки, чтобы можно было осмотреть остатки фундамента с высоты полутора метров. В общем, зрелище невнятное, вдобавок внутри застали две группы детей школьного возраста, далеких в своих мыслях от древних римлянок и римлянцев:
По мнению путеводителя, в сохранившихся руинах древнеримских бань перед нами предстали «полукруглая абсида, закрывавшая кальдарий (горячий отсек бани), и стена тепидария (теплый отсек бани) с прекрасными каменными сводами с нервюрами из кирпича».
Наученные опытом посещения терм, внутрь античного Театра (построен в 30 г. до н.э.) мы не пошли. Скажу больше, через прутья изгороди вид открывается гораздо более полный и исчерпывающий:
Боюсь сказать крамольную вещь, но обломки античности выглядят, на мой взгляд, как в Музее изобразительных искусств в Москве:
Вот так этот театр должен был выглядеть изначально:
Из всех сооружений римской эпохи театр в Арле пострадал наиболее значительно, растворившись в каменной кладке городских домов, церквей и крепостных стен:
Кстати говоря, единственный из театров с сохранившейся фронтальной стеной нам посчастливилось в этой поездке увидеть – см. часть 14.
В утро отъезда из Арля мы добрались еще до одной достопримечательности – античного некрополя Алискана. Здесь погребали своих усопших финикийцы, кельты, галлы, греки и римляне. Христиане тоже не оставили это место без внимания, воздвигнув на его территории семнадцать церквей и часовен. О значимости этого места свидетельствует уже то обстоятельство, что о некрополе в Арле упоминается у Данте в «Аде»:
… и вижу лишь пустынные места,
Исполненные скорби безутешной,
Как в Арле, там, где Рона разлита…
К сожалению, мы застали нечто вроде санитарного дня, так что это единственное, что удалось высмотреть через решетку:
Среди неожиданностей Арля — уличный аншлаг с именем русской писательницы Нины Берберовой – ее мемуары я так и не осилила, но отрывочные сведения, сохранившиеся в памяти со времен учебы на филфаке, заставили обернуться в эту сторону:
И еще несколько привлекающих взгляд моментов.
Разноцветный фонтан Амадьё Пишо (1887 г.):
Фонтан на площади перед Муниципалитетом:
«Свобода, равенство, братство»:
Знаменитые наряды арлезианок: их элегантность считалась во Франции непревзойденной. Наряд горожанки состоял из длинной и узкой шелковой юбки, бюст украшали кисея и кружево. Драпировка из складок на груди называлась «капеллой», так как раньше на груди женщины носили ладанку. Прическу замужней дамы украшал чепец, незамужние девушки носили игривый кружевной бант в виде бабочки.
В последнее утро в Арле мы увидели засаду дорожной полиции в кустах: они реально стояли (сначала один, потом – втроем) и секли за скоростью машин с радаром. Такого не приходилось больше видеть ни до, ни после…
Арль показался мне городом со сложным характером. Это как раз тот самый случай, когда нельзя сводить свои впечатления до примитивизма: «Мне город понравился/ не понравился, потому что…»
Зато теперь я понимаю, почему именно Арль так подействовал на Ван Гога, почему он здесь испытал величайший творческий взрыв, пережил жесточайшие потрясения и почему так все вышло.
Два дня в Арле и его окрестностях мы искали следы безумного художника – об этом в следующей части.
Борис, здесь спорно получилось. Мой муж меня раскритиковал за эту часть и сказал, что Арль у меня вышел в отчете не адекватным и все не так, и фоты я выбрала для топика не те, и потому эта часть и мимо прошла. Я, канешна, не обиделась: кому не нравится — пусть напишет сам, я почитаю!
Спасибо за внимание!
Я думаю, что дело все в том же отсутствии уведомлений. Я случайно увидел следующую часть на сайте, на всякий случай проверил «на шаг назад» и понял, что не читал эту часть.
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (3)
RSS свернуть / развернутьbkozyrev
begun12
Спасибо за внимание!
bkozyrev
Я думаю, что дело все в том же отсутствии уведомлений. Я случайно увидел следующую часть на сайте, на всякий случай проверил «на шаг назад» и понял, что не читал эту часть.
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.