БРИТАНИЯ В СВЕТЕ ДОЖДЯ - часть 8 "ВИАДУК ГЛЕНФИННАН" / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

БРИТАНИЯ В СВЕТЕ ДОЖДЯ - часть 8 "ВИАДУК ГЛЕНФИННАН"

ПРОЛОГ
ЧАСТЬ 1 — КЕМБРИДЖ
ЧАСТЬ 2 — ЙОРК
ЧАСТЬ 3 — АДРИАНОВ ВАЛ
ЧАСТЬ 4 — ЭДИНБУРГ
ЧАСТЬ 5 — РАВНИНЫ И ВЫСОКОГОРЬЯ ШОТЛАНДИИ
ЧАСТЬ 6 — ЛОХИ И ГЛЕНЫ ШОТЛАНДИИ
ЧАСТЬ 7 — ОСТРОВ СКАЙ
ЧАСТЬ 8 — ГЛЕНФИННАН
ЧАСТЬ 9 — ОЗЕРНЫЙ КРАЙ (Keswick)
ЧАСТЬ 10 — ОЗЕРНЫЙ КРАЙ (Hawkshead)
ЧАСТЬ 11 — ЧЕСТЕР И БИРМИНГЕМ
ЧАСТЬ 12 — COTSWOLDS
ЧАСТЬ 13 — СУРОВЫЙ КОРНУОЛЛ
ЧАСТЬ 14 — СОЛНЕЧНЫЙ КОРНУОЛЛ

ДЕНЬ 7 (вс 19.07.2015): остров Skye — Гленфиннан — Glencoe — Motherwell

Завершая первую неделю нашего путешествия и исследование северной части Британии, мы сегодня прокатимся вдоль западного побережья к южной границе Шотландии. По дороге нам предстоит посмотреть на виадук, по которому Гарри Поттер регулярно катался на Хогвартс-экспресс в свою школу.



Паровозы здесь ходят довольно редко, всего два раза в сутки, так что стоит поторапливаться. Вдруг удастся в школу на экскурсию попасть? ;)


Пробег от парома до Motherwell 164 мили / 264 км, от выезда до финиша 6 часов, средняя скорость движения 81 км/ч

С острова Скай, знакомство с которым описано в предыдущей части отчета, можно было бы вернуться на большую землю через мост. Но крюк до виадука Гленфиннан оказывался настолько масштабным, что съедал всякую экономию на стоимости парома. К тому же, нам пришлось бы снова ехать по местам, которые мы посетили по пути на остров, а я слишком жаден до новых впечатлений, чтобы без крайней необходимости тратить драгоценное время путешествия на повторение пройденного материала.



Так что мы решили осмотреть южную часть острова и прокатиться на пароме. Приехали в Армадейл в 12:15, за полчаса до отправления парома, и бросились покупать билеты. Много времени это не отняло, так что успели еще осмотреться, а мама даже купила себе сувенирный кошелек местного (не китайского!) производства.


Гавань Армадейла


А вот и паром показался!


Я рыбачка, ты рыбак...

Быстрая и хорошо организованная погрузка машин на паром, и вот мы на борту.


на пароме

До Mallaig паром идет больше часа. Так что по верхней палубе мы тоже успели нагуляться. Не могли отвести глаз от моря, сияющего под редким в этих краях солнцем.


до свидания, Скай!






виды с парома

В 13:25 мы прибыли в Mallaig. Проезжая мимо железнодорожной станции, увидели клубы пара, поднимающиеся из трубы локомотива. Скоро паровоз тронется и потянет состав к знаменитому виадуку. И хотя идет он не слишком быстро, да еще и с остановками, нам все же стоит поторапливаться.

Погода то хмурилась, напоминая нам не расслабляться, то меняла гнев на милость, игриво подмигивая нам голубым небом.



капризная погодка




дорога до Гленфиннана

Несмотря на некоторую спешку, завидев озерцо с отходящей к нему грунтовкой, я притормаживаю. Хочется размять ноги, и охотничий инстинкт подсказывает, что там может водиться добыча для камеры.



Преодолеваю лужи (похоже, совсем недавно тут был сильный ливень). И получаю вознаграждение в виде вот такой роскошной картинки:


лесное озеро в Шотландии


Сосны, оказывается, неплохо смотрятся в роли пальм!

В 14:10 мы подъехали к долине Гленфиннан. Сначала проскочили нужный отворот и доехали до турцентра. Многие там и останавливаются, но не зря же мы штудировали интернет и немногочисленные отчеты из этих мест. Возвращаемся немного назад по дороге, чтобы пешком пройти до самого виадука.


Знаки довольно противоречивые: то ли можно ехать, но медленно, то ли вообще нельзя. Может быть, нельзя слишком быстро бегать? ;) Ладно, не будем рисковать. Оставляем машину и отправляемся в непродолжительную прогулку. Вон там виадук, уже отсюда видно…


виадук Гленфиннан

По дороге разглядываем забавные поделки из пней:



А приглядевшись, замечаем мирно пасущихся у виадука оленей:



рогатые

Короткая прогулка позволяет полюбоваться окрестными горами, но взгляд невольно снова и снова возвращается к вырастающему впереди виадуку.




дорожка к виадуку

Вблизи масштабное инженерное сооружение тоже производит сильное впечатление.




у виадука Гленфиннан

Особенно, если учесть, что построен он был больше 100 лет назад, в 1901 году. Идея воздвигнуть 400-метровый мост из бетона, изгибающийся, чтобы вывести железную дорогу в устье глена, была сначала встречена в штыки. Критики утверждали, что уродство конструкции убьет все очарование, которым славится этот регион Шотландии. Уже к открытию виадука мнение публики изменилось к лучшему. Сейчас же именно виадук, а также рейсовый поезд с паровозом «Якобит» и привлекают сюда основную массу туристов.

Пройдя под исполинскими опорами железнодорожного моста, мы фиксируем наши достижения на камеру.



для галочки в бортжурнале

Возможно, поезд надо фотографировать отсюда… наверняка, его будет видно. Смущает меня то, что снимки, которые мне удалось отыскать во всемирной паутине, были явно сделаны откуда-то с более высокой точки…

На самом деле, нам надо было не проходить по дороге под виадуком, а свернуть либо направо, либо налево по малоприметным тропинкам незадолго до него.


Черным обозначено, как надо было идти, а красным — как мы пошли.

Но это мы поняли позже. В тот же момент я решительно направился направо (на восток), а мама без особого энтузиазма пообещала посмотреть, нельзя ли вскарабкаться на склон влево от дорожки. Не помню, как я переплывал речку Финнан, как потом в лоб штурмовал склоны горы… но вскоре у меня перед глазами оказалось железнодорожное полотно.




Увы, билет в Хогвартс, точнее штраф за попытку выбраться на рельсы был для меня слишком велик. Видимо, среди не получивших в 11 лет заветную сову — уж очень много желающих заскочить здесь на проходящий экспресс… ;)


в Хогвартс не уехать!

Раз так — я еще повыше вскарабкаюсь. Ориентиром служат несколько первопроходцев, уже занявших позицию с фотокамерами наперевес. И действительно, хотя от паровоза пока и дымка не видно, виды отсюда роскошные.




Loch Shiel

Еще отсюда хорошо видно, как надо было подниматься на склон с хорошим обзором по ту сторону виадука. Я горестно вздыхал: ведь подсказать маме, как вскарабкаться наверх, у меня нет никакой возможности.



Тем временем, мама и без всяких подсказок выбралась на правильную тропу и захватила стратегически-фотографическую высоту.


мамина позиция

Но я об этом не подозревал и слегка расстраивался. Т.е. сначала слегка, а потом всерьез расстроился, когда моя камера вдруг неожиданно издохла на втором снимке окрестностей. =( Веселенькое положение. Мама неизвестно увидит ли хоть что-нибудь, а я, может, и увижу, но уж запечатлеть-то точно ничего не смогу. Хотя… нет фотоаппарата — снимай на авторучку! Мне ведь на день рождения родственники подарили смартфон. Вещь, на мой взгляд, совершенно бессмысленная или, по крайней мере, неоправданно дорогая, но как я ни отбрыкивался — щедрость родни победила. Закачать на самсунг навигационные программы, чтобы заменить наш дряхленький GPS, мы не успели. Пару раз воспользовались девайсом для выхода в интернет, когда ноутбук подводил. А для звонков я упорно пользовался своим древним кнопочным агрегатом. И вот, настал звездный час несправедливо дискриминируемого устройства!

Так, только почему он вместо окружающей действительности показывает мою озадаченную физиономию?!


себяшка

А! Это же тот самый печально знаменитый selfie-mode. Ладно, это безобразие мы сейчас исправим.



И вовремя. 40-минутное ожидание, которое я коротал за беседой с коллегами-путешественниками (некоторые аж из Австралии сюда добрались), подошло к концу. Вдали показался долгожданный паровоз с вагонами, важно выбрался на виадук и, понимая, что находится в центре внимания, приветственно загудел, пуская белоснежный дым из трубы. Зрелище с лихвой оправдало все наши ожидания — экспедиция была не напрасной.

Вот как это выглядело с западной стороны виадука, где засела мама:




паровоз с маминой позиции

С моей (восточной) стороны проход поезда был, пожалуй, еще эффектнее.


небольшая видеозарисовка




паровоз с моей позиции

Вильнув, напоследок, хвостом состава, «Якобит» (как маглы называют этот поезд), исчез в густых шотландских лесах…



Но мы так легко от своих идей не отказываемся. Штраф там или нет, а на Хогвартс-экспресс мы с вами в этом путешествии обязательно заберемся и по волшебной школе экскурсию проведем. Только произойдет это ближе к концу путешествия, когда мы подберем нашу Лию из ее колледжа. Надо же ей системы обучения в двух этих школах сравнить! ;)

Воссоединившись с мамой и обменявшись впечатлениями, мы направились в турцентр чуть дальше по дороге, где и пообедали. Всего возле виадука мы провели около 2 часов (считая ожидание поезда и перекус).

Вообще, Гленфиннан известен не только виадуком. Здесь в 1745 году было поднято знамя последнего восстания якобитов, чуть не увенчавшегося успехом, но, в итоге, окончательно похоронившего надежды сверженной династии на возвращение трона. В память о тех давних событиях в Гленфиннане воздвигнут высоченный монумент, увенчанный горцем со знаменем восстания.

Но «мальчик с шрамом» затмил все здешние древние памятники. Так что мы не стали углубляться в историю, а отправились по шоссе дальше в долину Glencoe. Это одно и самых популяных мест для пеших походов в Шотландии, но по отзывам, в отличие от многих других подобных районов, Glencoe хорош и из окна автомобиля.

В 16:15 мы покидаем Гленфиннан. Снова живописная дорога ведет нас мимо лохов и скал Шотландии.



по берегу Loch Eil

В Fort-William (конечная станция для нашего знакомого паровоза) мы поворачиваем на А82, которая и выведет нас в знаменитый глен.




дорога в Glencoe

Примерно в 17:00 мы достигли нашей следующей короткой остановки.


остановка в Glencoe


указатель




Glencoe

Для туристов издалека, вроде нас, основная привлекательность Glencoe связана с топографией. Предположительно, название переводится как «узкий глен», и горные массивы по обе стороны от этой долины предоставляют много возможностей как для эффектных снимков, так и для рискованных походов. Для шотландцев же эти места больше связаны с очередной трагической страницей истории, по общественному резонансу сопоставимой с нашей Кущевской.

Glencoe на протяжении столетий служило природной твердыней клана МакДональд. Эти горцы вовсю пользовались неуязвимостью своих горных убежищ и хорошо охраняемых долин, чтобы воровать у соседей скот (вероятно, в те примитивные времена бургеры в сетях быстрого питания делались все еще с натуральным мясом). Особенно доставалось от их налетов соседнему клану — Кемпбеллам. В зависимости от того, на чью сторону склонялась удача, гибли (от мечей или на виселице) представители то одного, то другого, а то и какого-нибудь из союзных кланов.

В историю же Шотландии эта долина была вписана, когда в местечковые бандитские разборки вмешалась большая политика. После очередного подавленного мятежа якобитов, король Вильгельм III Оранский предложил помилование всем шотландским кланам, которые принесут ему клятву верности к 1 января 1692 года. Глава Макдональдов забыл про важность «скорости обслуживания», дотянул до последнего дня, перепутал место встречи и, в итоге, принес клятву верности на пять дней позже, тем самым не вписав свой клан в список примирившихся с короной. Несмотря на то, что ряд кланов и вовсе решили не утруждать себя какими-то клятвами, власти избрали именно непопулярных похитителей скота, чтобы преподать всем горцам урок. Преимущества Glencoe теперь превратились в недостатки — узкую долину было несложно запереть с обеих сторон.

Приказ на уничтожение «всех мятежников младше 70 лет от роду» был вручен капитану Роберту Кэмпбеллу, 60-летнему банкроту и алкоголику, имевшему все личные (или семейные) причины для ненависти к обреченным соседям. Его отряд разместился в гостях у Макдональдов в деревушке Гленку, а блокированием долины должны были заняться войска из соседних крепостей. Однако, к счастью для 500 обитателей долины, обещанные подкрепления так и не подошли к назначенной дате. В резне 13 февраля 1692 года погибли 38 человек, остальные бросились спасаться бегством. В окрестных горах насмерть замерзли вдвое больше Макдональдов (в т.ч. малолетних детей), чем погибло от рук солдат.

История прогремела по всей стране. Госсекретарь Шотландии, отдавший приказ о резне, был вынужден подать в отставку. Власти страны явно опасались, что ниточка ответственности может потянуться и выше, поэтому всячески постарались подчеркнуть, что речь идет всего лишь об очередном эпизоде межклановой розни, а виноваты во всем жестокие Кемпбеллы. Нравы шотландцев того времени интересно характеризует то, что они были возмущены не убийствами: это здесь было обычным делом. Непростительным преступлением для них было нарушение законов гостеприимства: майор Кемпбелл и его люди были приняты под кров клана, на который подняли меч, а такого здесь не прощали. Путеводитель утверждает, что на местных забегаловках до сих пор висят объявления, запрещающие вход «торговым представителям и Кемпбеллам».

Полюбовавшись окрестностями, ничем не напоминающими о жестоких страницах прошлого, наш экипаж отправляется в последний марш-бросок на юг, к желанному ночлегу. Снова калейдоскоп придорожных картинок…



дорога ведет сквозь скалы


нагорья


очередной виадук

Около 18:00 мы достигли национального парка Лох-Ломонд. Особых планов наслаждаться этим местом отдыха жителей Глазго у нас не было, но сам факт, что трасса проходит через национальный парк был приятен. Озеро длиннющее, ехать вдоль него долго. Не скажу, что красота неописуемая, но глаз все же радует.



Лох-Ломонд

Обратной стороной движения по нац.парку было резкое снижение скорости движения.
И ладно бы там, где эта скорость ограничена знаком. Но я вскоре обнаружил, что внушительная колонна автомобилей тащится за одним-единственным внедорожником и куда медленнее, чем разрешенная скорость. Конечно, дорога узкая, обгон только по встречке, однако во многих местах он, вроде бы, был разрешен. Но все безропотно снижали скорость вслед за ведущим и даже не пытались его обогнать. Поразмыслив над этой загадкой, я вспомнил рассказ своего английского друга, что их полиция любит вот так собирать за собой колонны: все знают, что обгон полицейской машины гарантированно приведет к проверке документов и, возможно, неприятностям, поэтому водители предпочитают не рисковать. Наверное, это какая-нибудь рейнджерская машина или как тут у них называются смотрители за национальным парком?

Наша колонна медленно двигалась уже с полчаса. Т-образная развилка впереди зародила было надежду, что рейнджер уйдет в другую сторону, но увы — после поворота мы продолжали все также уныло тащиться за ним по единственной полосе для движения. И тут у кого-то не выдержали нервы. Выскочив на встречку, водитель стремительно обошел ведущий внедорожник и мгновенно исчез за горизонтом. Никаких последствий. Через минуту примеру бунтаря последовала еще одна машина… потом еще. Ведущая машина продолжала еле-еле тащиться через парк, а водители из колонны обгоняли ее один за другим. Мы с мамой, истерически хихикая, начали обсуждать версию какой-нибудь старушки, раскрасившей машину в черно-желтые полосы и теперь издевающейся над шоферами. Дождавшись очередного разрешенного для обгона участка, мы тоже ускорились и проехали мимо бабушки-рейнджера, пытаясь разглядеть нашего мучителя за рулем джипа. Но там никого не было!!! =\

Нет, я понимаю, что так не бывает. Но что видели (точнее, не видели), то и говорю. Мы оба глядели во все глаза (рискуя попасть в аварию), но так и не смогли заметить кого-либо за рулем. Любые версии, способные восстановить (или добить) нашу психику, принимаются с покорностью судьбе.


тянемся за машиной-призраком

В 18:50 мы выскочили на двухполосное шоссе, что нам к этому времени казалось невиданной автомагистралью. Без особых проблем объехав Глазго, еще через полчаса мы въезжали в небольшой город Motherwell, где нам разрешили заночевать прямо в здании церкви.


Calvary Chapel Motherwell

В 19:30, припарковав машину у церкви, мы зашли в богослужебный зал. Вечерняя воскресная служба подходила к концу (мне было интересно на ней побывать, но наше путешествие несколько затянулось). Впрочем, мы еще послушали пастора Дэвида, преподававшего Библию в стиле типичных пламенных шотландских проповедников, как они мне представляются.

Мы еще успели перезнакомиться с прихожанами, поболтать об их жизни здесь, о России и Санкт-Петербурге. Некоторые из них выражали горячее желание побывать в нашем городе. Когда я спросил, знают ли они о нем хоть что-то, шотландцы обиженно воскликнули: «Ну конечно! Зенит!» =\ И даже пастор, едва услышал, что в Питере у меня есть друзья, собирающие шарфики разных футбольных клубов, тут же пообещал достать местный шарф. Его жена, грустно вздохнув, сказала: «Я пыталась изгнать из него этого беса футбольного фанатства, но пока не получается.» =)

С пастором мы тоже немного пообщались. Он оказался очень доброжелательным и гостеприимным человеком. Нам выделили в личное пользование небольшую комнату и огромную кухню, с посудой и продуктами для приготовления ужина. Что было очень ценно, нам также разрешили растянуть палатку в трапезной церкви для просушки, а то она у нас была сырая с единственной ночевки в Cairngorm.


сушим палатку

Завтра палатка нам пригодится. Мы отправимся в Озерный край и проведем две ночи в тех элегических местах, что дали рождение Озерной школе живописи и Озерному течению в поэзии.

А пока всех читателей и коллег по автотуризму — с Новым Годом и Рождеством!

Комментарии (10)

RSS свернуть / развернуть
+
4
+ -
avatar

begun12

  • 29 декабря 2015, 20:34
Ну вот же! Выглянуло солнце — и все засверкало яркими красками, стало ярким и разнообразным!
Отличная часть, несмотря на дикий цейтнот, не могла отказать себе в удовольствии пробежать хотя бы по фотографиям. Очень понравилось читать про ваше с мамой рассредоточение в поисках лучшего ракурса для фото поезда. Я вовсе не поклонник и не знаток «мальчика со шрамом», но и мне эта картина была знакома.
Отлично, замечательно!
С праздником автора и всех-всех-всех!!!
+
1
+ -
avatar

admin

  • 30 декабря 2015, 09:21
Аха, картинки — огонь!
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 31 декабря 2015, 11:44
Ну вот же! Выглянуло солнце

Да, погода сильно влияет на восприятие, особенно — на фотографиях. Там на месте это как-то по-другому ощущается. Увы, следующие два дня будут снова дождливыми, но, надеюсь, по-своему — интересными.

Я вовсе не поклонник и не знаток «мальчика со шрамом»

Дети, Света, дети. Вы не представляете, какой я знаток мультиков, детских книжек, супергероев и персонажей разных игр. =\
Британия сейчас активно эксплуатирует поттероманию, по всем замкам рассказывают, что именно здесь снимали или на что эта местность вдохновила Джоан Роалинг. Нас это поветрие, слава Богу, миновало. Виадук мы поехали смотреть ради живописности и редкого в наше время паровоза. Это я уж так, для развлечения решил украсить повествование Гариком. ;)

Спасибо, что выкроили время для моего рассказа и за доброжелательный отзыв! =)
+
2
+ -
avatar

BVD64

  • 30 декабря 2015, 09:38
Прекрасный рассказ со «сказочным» оттенком!
На протяжении отчёта лишний раз убеждаюсь, что Ваша мама — истинный путешественник, дай Бог ей здоровья на многие годы! Она отлично ориентируется в ситуации. Вам есть с кого брать пример.
Паровозик на виадуке замечателен.
А вот история с джипом заинтриговала, очень любопытно!
Спасибо большое, жду продолжения!
С наступающим!!!
+
2
+ -
avatar

Tat-77s

  • 30 декабря 2015, 11:26
Занимательно и увлекательно. Расширила в очередной раз с Вашей помощью познания в запутанной истории гордых шотландцев.
Большое спасибо, от мамы поклонника «мальчика со шрамом», читали и изучали эту часть расширенным составом :)
Кстати, по поводу:
Мы оба глядели во все глаза (рискуя попасть в аварию), но так и не смогли заметить кого-либо за рулем.

предположу что было что-то типа «автопилота» (и до этого техника уже дошла)
подобного «Летучего британца» встретили в этом году на выезде из Хорватии, там правда товарищ все-таки за рулем сидел, но при этом читал газету и кофий попивал
+
2
+ -
avatar

admin

  • 30 декабря 2015, 15:04
У меня бы с пробегом личным тысяч в триста км (опыт 10+ лет, преимущественно — по РФ) ни в жизни бы не хватило выдержки оторвать взор от дороги хоть секунд на 30 даже по немецким автобанам на такой штуке-))

Это как мировоззрение пересмотреть целиком и полностью. В нас — российских водителях — уже рефлекс «сжатых булок», мне кажется. Фиг бы кто из автотуристов с сайта даже сумел бы расслабиться, мне кажется.
+
1
+ -
avatar

Tat-77s

  • 30 декабря 2015, 16:40
Это да, тут полную перезагрузку делать надо.
Представь какой у нас стресс был, когда такое чудо встретилось. Скорость потока и так не большая была, а тут наш ряд вообще практически останавливается. Перестроились в соседний, догоняем праворукую X5 на британских номерах, с медитирующим водителем. У него машина начинала ехать, только если интервал был метров 10, ну перед ним и ныряли все кому не лень, но его это походу дела ваще не напрягало :)
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 31 декабря 2015, 11:48
Большое спасибо, от мамы поклонника «мальчика со шрамом», читали и изучали эту часть расширенным составом

Значит, готовьтесь! Предпоследняя часть отчета должна будет стать интересной для вашего «расширенного состава». ;)

предположу что было что-то типа «автопилота»

Любопытная версия… не думал о такой возможности. =)
+
0
+ -
avatar

Mikola

  • 27 апреля 2017, 07:25
Добрый день! Не подскажите во сколько приблизительно паровоз проходит по виадуку, где то в 15 или раньше? Может быть есть расписание в интернете? Спасибо.
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 27 апреля 2017, 10:15
Мы им любовались примерно в 15:20. Вообще, в зависимости от сезона, он ходит 1 или 2 раза в сутки, причем туда-обратно, так что получается 2-4 шанса на него посмотреть.
В начале этой части отчета слова «два раза в сутки» — это кликабельная ссылка на их сайт. Ладно, продублирую ее здесь: www.westcoastrailways.co.uk/jacobite/jacobite-steam-train-details.cfm

Там можно попробовать понять время прибытия на станцию Гленфиннан и планировать соответственно. В любом случае, рекомендую приезжать немного заранее и уточнять в информбюро в Гленфиннане — поезд вообще не очень пунктуален, но там наиболее актуальная информация по времени его прохождения.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.