В стране победившего велосипедизма – 14, заключительная часть. Замки, ворота, бастионы. Разбор полетов по-нидерландски / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

В стране победившего велосипедизма – 14, заключительная часть. Замки, ворота, бастионы. Разбор полетов по-нидерландски

Часть 1. Амстердам – День короля
Часть 2. Возвращение в Эдам.
Часть 3. Рейксмузеум в Амстердаме: «великие малые» и «нескучная классика».
Часть 4. По Северной Голландии в поисках селедки.
Часть 5. Фрисландия и Леэуварден: на теплом севере
Часть 6. Гронинген – велосипедная столица Нидерландов
Часть 7. Кампен и немного мельниц в холодной воде
Часть 8. По трем провинциям: Оверэйссел, Южная Голландия, Северный Брабант.
Часть 9. Подлинная Зеландия
Часть 10. Роттердам и Делфт: авангард и традиция
Часть 11. Лейденская банка
Часть 12. Цветочная феерия: Кёкенхоф и Парад цветов
Часть 13. Харлем: по следам Хальса



Вот увидев в гугле такой город – какое может возникнуть желание?
Естественно, посмотреть на все это живьем.
В последний день, 5 мая, программа получилась очень насыщенная, плюс еще – переезд в Дюссельдорф:



Этот пост состоит из двух частей. Первая – отчет о последнем дне в Нидерландах. Вторая – традиционный «разбор полетов».

Часть первая. День 5 мая
Уезжать не хотелось: снова распогодилось, солнышко, тепло, коровки бродют… с овечками…


Мёйден / Muiden – небольшой городок (7000 населения) вблизи от Амстердама, главной и единственной достопримечательностью которого является средневековый замок.
Пришлось немного поискать, где поставить машину.
Вид этой местности – идиллически-романтичный:




С одной стороны – канал с дамбой, с другой – канал с яхтами:



Покупка билетов в замок заняла немало времени: кассир работала по принципу: «А поговорить?» Посетители были под стать: «Неужели? Да что вы?» Очередь казалась больше, чем на самом деле, из-за огромного количества детей. Без отпрысков мы там были единственными. Когда подошла наша очередь покупать билеты, выяснилась причина красноречия кассирши. Она долго и подробно рассказывала, что мы можем посетить экскурсию, которая начнется в 13.00 (или в 12.00 – не помню уже), встречаться с гидом надо там-то и там-то, а пока мы можем погулять по замку просто так…
На экскурсию мы не собирались, а вот вокруг замка прошлись. Ну, что сказать, не уверена, что его восстанавливали: очень похоже, что его отстроили чуть ли не целиком заново! Ну очень он аккуратный, нарядный и новенький. Даже водоемчик вокруг абсолютно игрушечный:







Окрестности потрясли плотностью живности на квадратный кусок площади:










Внутренний двор:




Интерьер:




Замок Мёйден – идеальное место для посетителей с детьми. Для них там были приготовлены всевозможные интерактивные программы, они носились с картами местности, отмечали, где уже побывали, вписывали какие-то секретики… В общем, детям там лафа и раздолье! Это их территория.
Обратно к машине мы возвращаемся по улице с каналом и яхтами:





Мы решили не задерживаться в Мёйдене, чтобы успеть в последний день увидеть
тот самый город, план которого – в виде шестиконечной звезды:

Нарден.
Это – город-крепость, город-бастион:


Его укрепления сегодня выглядят следующим образом:




По ним можно прогуляться:









А вот сам город внутри выглядит очень сонным:


Закрыта церковь Синт-Витускерк с экстремальной современной скульптурой у входа:









Небольшое движение замечено у здания ратуши «в стиле нидерландского ренессанса»:





Сделав отличную покупку в виде датской непромокаемой ветровки (продавец нас умилила объяснением, что в ней можно ездить на велосипеде в дождь – таковы особенности кроя), мы решили успеть еще в одно место-

Амерсфорт.
Здесь придется остановиться поподробнее.
Мы въехали со стороны ворот – Kamperbinnenpoort:


Прямо от них начинается улица Langestraat, которая днем понедельника выглядела следующим образом:


Вопрос: когда они работают? Еще в Амерсфорте бросилось в глаза большое количество людей арабско-турецко-цыганского вида.
На улице Langestraat была обнаружена колоннада рыбного рынка – последняя в эту поездку… Воды, кстати, поблизости не оказалось.


Пройдя до конца Langestraat, мы свернули в сторону церкви Онзе-Ливе-Фраувекерк / Onze Lieve Vrouwekerk, т.е. Пресвятой Богородицы. Вот ее колокольня вздыбилась на добрую сотню метров:



Наверх подняться не удалось, там шла подготовка к какому-то мероприятию, мелькала камера. Сотрудница информационного офиса напротив посоветовала нам прийти завтра. Ага, спасибо… Мы уже сегодня в Москве будем. Девушка нарисовала на карте, куда нам идти в поисках старых кварталов и живописных каналов. Мы и двинули.



Это, кстати, на площади перед Онзе-Ливе-Фраувекерк:




Амерсфорт жил своей жизнью:







Прогуливаясь вдоль каналов Амерсфорта, мы подводили мысленный итог поездке. Как же все-таки здорово, что напоследок мы увидели такой классический голландский город, с его каналами, лодками, стенами и башнями, кирпичной кладкой невысоких домишек, красными ставнями и зеленью склонившихся над водой деревьев:





























Заполненные впечатлениями по самую макушку, путь до Дюссельдорфа особо даже не заметили. Остановились перед аэропортом, заправились, вытряхнули из машины все ненужное.
Когда возвращали машину, приемщик ее внимательно осмотрел, проблем не нашел и попросил расписаться на дисплее какого-то устройства. Но вот в нашем ваучере отметку делать отказался, чем вызвал у нас как минимум недоумение. Получалось, что мы не имели на руках подтвержденной информации, что благополучно сдали прокатную машину. Чувак посоветовал обращаться в офис. По счастью, я смогла сформулировать по-немецки суть вопроса, так что в течение минуты нам распечатали и проштамповали соответствующую бумагу. Заблокированные на карточке деньге разблокировали, еще когда мы сидели в аэропорту.
Перелет и возвращение домой прошли без проблем, что не может не радовать!


Вторая часть отчета – разбор практических вопросов, связанных с технической стороной поездки.
Обобщу все сведения о проделанном маршруте.

Время поездки – с 26 апреля по 5 мая 2014 г.

Перелет: Москва (Домодедово) — Дюссельдорф, далее – на прокатной машине до Нидерландов.

Километраж – около 1900 километров.

Маршрут: Амстердам – Эдам — Брок-ин-Ватерланд — Монникендам — остров Маркен — Волендам – Эгмонд-а-Зее – Берген-а-Зее – Ден Хелдер – Харлинген – Леэуварден – Гронинген – Кампен – Зволле – Гауда – Дордрехт – Бреда – Берген-оп-Зоом – Миддлбург – Флиссинген – Весткапелле – Роттердам – Делфт – Лейден – Кёкенхоф – Харлем — Мёйден – Нарден – Амерсфорт.

Что касается маршрута, то для 10 дней он показался мне немного перегруженным и слишком насыщенным. Поскольку информации о многочисленных нидерландских городках не слишком много и она носит несколько поверхностный характер, трудно было заранее расставить приоритеты. Кроме того, большинство нидерландских городков очень похожи друг на друга, поэтому они легко сливаются в памяти в один поток фотографий с одинаковыми каналами и кирпичными домиками по их берегам. Хотя сказать сейчас, что можно было бы выбросить из маршрута, я затрудняюсь, скорее, надо было бы добавить три денечка, чтобы более обстоятельно, не спеша проехать по тому же маршруту.

Отели
Стоимость отелей среднего уровня вполне сопоставима со среднеевропейским стандартом. Без учета повышенной стоимости в праздничные дни, одна ночь с завтраком на двоих обходилась в 75-100 евро. Парковка, как правило, в забронированных отелях была бесплатной.
При оплате проживания в частных отелях столкнулись с проблемой приема только наличных, так что наша скромная сумма бумажных евро неожиданно и внезапно уменьшилась вдвое.
На протяжении всех десяти дней нашей поездки ни в одном из забронированных семи отелей мы не смогли получить обычные копеечные одноразовые тапки, даже за деньги. Переговоры ни к чему не привели, на нас смотрели удивленными глазами: какие тапки, о чем вы… Уровень отеля за те же деньги был приблизительно сопоставим со Швейцарией, но спецпредложений Букинга не было и в помине, так что сэкономить не удалось.


Парковки
Здесь надо быть готовым ко всему.
К тому, что паркомат будет жрать деньги только с карточек, причем не самой распространенной платежной системы (Лейден, только карта Maestro). Причем карточки ваши он может вообще не распробовать – с чипом, без чипа (Зволле). Уличный паркомат может затребовать номер машины и номер водительского удостоверения (Утрехт). В крытые парковки, как правило, можно зайти только по парковочному талону – ну, это у многих сейчас (в Риге на июньские снова с этим столкнулись). Подземные паркинги – наиболее беспроблемный вариант, за исключением Амстердама. Автомобилистов здесь не просто не любят – их ненавидят и обдирают как сидорову козу. Впрочем, парковка за 5 евро в час (65 минут – за 10 евро) – для нас дело не новое, проходили в Милане, Болонье и пр. Правда, в Нидерландах у вас никто не будет вырывать ключи с истошным криком «Ай' м паркинг!» Нет, здесь обдирают цивилизованно, тихо.

Кредитные карточки и наличные
Я уже не раз упоминала, как нам «повезло» в эту поездку с наличными. Обычно мы берем около 500-600 евро мелкими купюрами, а остальное распихиваем по 4-5 картам. Рублевым, долларовым и в евро. Кредитным и дебетовым. С овердрафтом и без. С чипом и магнитной полосой. Разных платежных систем. Карты принимают всегда, все и везде. В частных апартаментах в Германии у хозяйки был терминал. В любом ресторане Испании можно было расплатиться за свой заказ. Во Франции – ради бога, только чтобы сумма платежа превышала 15 евро. В Осло даже билет в метро можно купить в автомате только по карте.
В Нидерландах мы встряли. Отели (каждый третий) норовили взять с нас наличные. В магазинах не принимали то карты с магнитной полосой, то карты с чипом. В предыдущую поездку в Делфте хотели купить часы Longines – так продавец не моргнув глазом отправил нас снимать деньги в банкомат, якобы не подозревая о существующей за обналичку комиссии. Так и пришлось нам в этот раз снимать в харлемском банкомате евро, чтобы быть уверенными в способности заплатить за свой ужин. Так что столкнуться с таким отсутствием цивилизации в Нидерландах – это было круто…

Языковой барьер
Вот здесь он есть. Житель Нидерландов готов общаться не только на своем родном, но и на близкородственных ему немецком и английском. Причем он не готов коверкать слова сам и слышать упрощенный английский в вашем изложении (на коем, к примеру, изъясняется большинство ведущих «Орла и решки»). Нет, официант в хорошем ресторане не станет вникать в ваш заказ и позовет своего более опытного коллегу, обладающего психологическими навыками работы с такими «проблемными» клиентами. Которые, впрочем, сами понимают меню процентов на 70-80 и могут попросить посоветовать что-то из местных специалитетов.
Вообще, конечно, надо, надо учить…

Рестораны, супермаркеты, еда
Цена на все, по-моему, европейски-среднестатистическая. Диких отклонений, как в Осло (в бОльшую сторону) и на Тенерифе (соответственно – в мЕньшую), не наблюдается. Обед на двоих – 70-80-90 евро, средняя порция основного блюда в меню – 25-30 евро. Не верьте сказкам о быстром обслуживании в Северной Европе: поужинать быстрее, чем за два с половиной часа, вряд ли получится.
Надо учитывать вкусовые стереотипы голландцев.
Заказанные в качестве гарнира овощи вполне реально могут обернуться слегка поджаренной белой морковью и репой со свеклой, приготовленной на пару. Кружочки ровные-е-е-е-е…
Стандартный соус к мясу – варенье. Ну, то есть, ягодный соус.
Мясо могут приготовить в «шубе» из теста.
Попытка попить нормального чаю из заварочного чайника, а не из пакетика, оборачивается сокрушительным фиаско – как и везде в европейских странах, где нам посчастливилось отметиться. Принесли нам на выбор целый поднос разноцветных банок, рядом – чайное меню. Среди прочего – чай «Пушкин». Открываешь баночку – а везде пакетики, пакетики…

Вот супермаркеты (хорошие) – на высоте! Огромное количество разнообразной еды, неимоверный выбор всяко-разно приготовленных рыбы и прочих морепродуктов в виде пресервов (в пластиковых контейнерах). Если не ошибиться в выборе приправы – вкусно. А так я выбросила упаковку креветок из-за ядовито-чесночного вкуса.

Музеи
Музеи Нидерландов – это образцовые учреждения. Грамотная организация экспозиции, наличие информационного материала – причем иногда и на русском языке, возможность фотографировать, включение в экспозицию большого числа произведений прикладного искусства, рассказывающих об истории страны и бытовой стороне жизни – все это при наличии чуть ли не в каждом музее шедевра мирового уровня делает посещение музеев очень увлекательным занятием. Особенно, если погода не балует: вы не заметите хмурого дня в музейном лабиринте. Случается, что внутри музея можно подключиться к бесплатному вай-фай (музей Франса Хальса в Харлеме), и тогда прямо по ходу экскурсии можно узнать те или иные интересующие детали. Амстердамские музеи располагают очень привлекательными магазинами: помимо книг репродукций с весьма неплохим качеством там можно купить много интересных сувениров. В Музее Ван Гога – авторучки, очечники, зеркальца, сумки, майки, шарфы, кружки, стаканы, бокалы, зонтики и прочая и прочая – с изображением мотивов его картин. Самая ходовая тема – подсолнухи, конечно.
Кстати, в нидерландских музеях как-то не заметен персонал. В Испании за нами ходили суровые охранники и следили за каждым движением. Передавали нас по рации – из зала в зал: конечно, у нас фотоаппарат был, из джинсов телефоны торчали. В Голландии это все как-то незаметно.

Заключение
Надеюсь, что поездка получилась небанальной: судя по тегам, отчеты о Нидерландах ограничиваются, как правило, Амстердамом, Делфтом и Киндердейком.
Я все-таки склонна считать, что тема Нидерландов нами на ближайшее время закрыта. Прежде всего, потому, что вид у подавляющего большинства голландских городов – утомительно стандартизированный. Моно-поездка (одна страна) – это не голландский вариант. Вот если скомбинировать с чем-нибудь – тогда да. Опять же, неохваченным остался Маастрихт и окрестности…

Так что уши на всякий случай не выбрасываю!

Спасибо всем за отклики, оценки, комментарии и за возможность еще раз мысленно вернуться к деталям поездки.

С уважением,
begun12

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

monteKlever

  • 15 августа 2014, 11:47
Спасибо! Очень много нам поведали, сразу же захотелось в страну велосипедизма ;)
+
0
+ -
avatar

begun12

  • 15 августа 2014, 12:15
Спасибо! Хотя, как видно, это направление не самое актуальное для наших автотуристов.
+
1
+ -
avatar

BVD64

  • 28 августа 2014, 10:28
Прекрасное повествование! Честно скажу, часто бывая у родных в Германии (живут в 40-ка километрах от границы с Голландией), в Голландии практически не был, если не считать поездки в Амстердам и в Венло. Но вот после прочтения Вашего отчёта захотелось взглянуть на Голландию поближе, тем более теперь есть такой прекрасный, благодаря Вам, путеводитель. Спасибо большое, и побольше Вам новых путешествий и впечатлений!
+
0
+ -
avatar

begun12

  • 28 августа 2014, 10:49
Спасибо за добрые слова и пожелания! Уверена, что и в маленьких Нидерландах можно найти много интересного. Тем более, если недалеко. Рада, если наш голландский вояж понравился и смог кого-нибудь вдохновить на что-то большее, чем Амстердам и Делфт!
Спасибо!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.