Вставная глава о Вроцлаве, или „Почему вы приняли участие в незаконном митинге гномов?“ / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Вставная глава о Вроцлаве, или „Почему вы приняли участие в незаконном митинге гномов?“

«Попопсовей мотив», или Поездка, которая все-таки состоялась каким-то чудом

«Попопсовей мотив», или Поездка, которая все-таки состоялась каким-то чудом — 2

«Только махровый дилетант не отличит вроцлавских гномов от вацлавских», — это я «В контакте» выкладывала в срочном порядке фотографии обнаруженных гномов и напутала с названиями, а моя остроязыкая двоюродная сестра надо мной тут же прикольнулась (Ольга, привет! Да-да, это я тебе!)
А вообще, вот если меня спросят: «Где бы ты хотела оказаться снова еще раз из тех городов, которые вы увидели во время зимней поездки по Чехии и Польше?» — я не буду думать и доли секунды. Ответ у меня уже есть — это Вроцлав. Уникальный и неповторимый город, теплый и доброжелательный.
— Вы из Беларуси?
— Нет, мы русские.
— Ой, приезжайте к нам летом, весной, у нас так красиво, все в цвету, фонтаны начинают работать!
Пожилая женщина в темный очечках, в которой сложно было опознать выходца из постсоветсткого пространства, подошла к нам, когда мы терли за колпачок очередного обнаруженного гнома. Рассказала, что приехала сюда вслед за сыном, который тут «стюдюе», уже заканчивает магистратуру и получает стипендию в 2000 злотых (!).
Не раз в этот день во Вроцлаве к нам обращались с приглашением снова посетить их город, они интересовались, как нам здесь нравится. Нам очень нравилось, и вот почему.


Наша прогулка по Вроцлаву началась с улицы Святого Николая, на которой были расположены наши апартаменты.


Самое примечательное здание здесь – величественный костел Святой Елизаветы (Эльжбеты) с монументальной башней высотой в 91,46 метра.



Первоначально башня была 130-метровой, но через несколько десятилетий после постройки она рухнула. По счастливой случайности, никто из прохожих не пострадал. Отсюда – легенда о том, что башню во время падения удерживали ангелы. Об этом красноречиво свидетельствует барельеф на стене башни:


Во время второй мировой костел практически не пострадал, но уже в мирное время здание стали преследовать пожары — один за другим. В 1960 году от удара молнии загорелась башня и крыша, в 1975 башня с окружающими ее строительными лесами запылала вновь, а после страшного пожара 1976 сгорела деревянная мебель, частично обрушился свод и пострадал орган. Но если не знать о пожароопасной судьбе костела, то сейчас, к счастью, догадаться об этом по интерьеру собора сложно.









Перед зданием костела Святой Елизаветы расположены два дома XVI века, известные под названием «Ясь» и «Малгося». Так звали детей – персонажей из страшной сказки о брате и сестре, которым грозила участь быть съеденными злой ведьмой-людоедкой, но, как бывает в сказках, не на того бабуся напала. Дома соединены аркой с надписью «Смерть – ворота жизни». Утверждение, как минимум, спорное, но уместное, если знать, что раньше эта арка служила воротами на кладбище.



Теперь же на этом месте – небольшая площадь, на которой мы обнаружили наших первых гномов (об этих мелких символах города – ниже).







После этого Глеб и Николай вышли на охотничью тропу и окружающий городской ландшафт рассматривали исключительно как место дисклокации затаившихся гномов, а мы с Андреем все-таки смотрели на прекрасные архитектурные произведения, благо сразу же вышли на Рыночную площадь.















Площадь необычная, внутри нее расположен квартал домов, поэтому вокруг него ходишь по периметру и восхищаешься увиденным. Во время второй мировой войны бо′льшая половина зданий на Рыночной площади была разрушена, но специалисты утверждают, что восстановление прошло с высокой степенью исторической достоверности и сегодня мы можем наслаждаться абсолютно аутентичными постройками.







Самое заметное здание на Рыночной площади – Ратуша, не уступающая красотой и роскошью лучшим образцам готического искусства, которые нам до сих пор довелось видеть:









В настоящее время в Ратуше расположена мэрия и городской музей. А вот в подвале – восхитительный ресторан «Пивница Свидницка» с традиционными блюдами польской кухни вроде судака, зраз и красного борща.







Кстати, красный борщ – это совсем не то блюдо, которое нам представляется. По нашей и украинской традиции в борще должна ложка стоять, а вот поляки под этим блюдом подразумевают насыщенный и приправленный кисло-сладкий свекольный бульон с пельменями. Я об этом узнала, когда смотрела очередной сезон австралийского телевизионного кулинарного поединка «Правила моей кухни». Там две девушки готовили красный борщ с пельменями из грибов-моховиков по рецепту своей бабушки, живущей в Польше, и получили за это блюдо высшие баллы от судей и гостей программы. Так вот, дважды попробовав это блюдо в нашей поездке, я полностью поддерживаю решение судей: добиться такой насыщенности и богатства вкуса — это кулинарное чудо!
Официанта из этого ресторана мы до сих пор вспоминаем: его профессионализм, готовность помочь с выбором, сделать все, чтобы захотелось прийти в ресторан еще раз. Бедняга на себе показывал то место в свиной туше, из которого будет приготовлено блюдо на гриле: «Свинячий бок! Ребро!»
Еще одна примечательная деталь, мимо которой нельзя пройти, коли уж вы отказались перед Ратушей, это позорный столб (восстановленный). В нашем «Оранжевом» было написано, что посетители пивного ресторана в здании ратуши развлекались зрелищем унижения несчастных, которые в силу тех или иных причин не сидели добропорядочно за бокальчиком пенного, а всячески нарушали дисциплину, за что и понесли заслуженное наказание. Кстати, к столбу приковывали еще и женщин, осмелившихся носить брюки. По моему разумению, в этот день в ресторане свободных столиков не бывало!


Совсем рядом с Рыночной площадью находится площадь Соляная – ничуть не менее эффектная, во многом, еще и благодаря необычному орнаменту брусчатки.



О ее назначении красноречиво свидетельствует название: здесь располагались торговые ряды, в том числе, здесь торговали солью. А еще Соляная площадь называлась Польской. Почему в Польше – Польская площадь? Да потому что Вроцлав был столицей Силезии (и, кстати, носил немецкое название Breslau), а солью как раз торговали поляки с Велички.
Если же давать названия исходя из номенклатуры товаров, то сейчас площадь можно смело переименовывать в Цветочную.


То, что на Соляной площади и вблизи нее селились только самые богатые горожане, хорошо заметно по великолепию домов, оставшихся от прежней застройки. Один из богатейших жителей Вроцлава Хайнрих Рыбиш, живший здесь в XVI веке, на фасаде выстроенного им роскошного дома даже написал: «Если ты мне завидуешь, построй себе дом лучше моего, а этот оставь мне».









С противоположной стороны Рыночной площади находится костел Святой Марии Магдалены – величественное и монументальное сооружение. К сожалению, два изящных шпиля на башнях собора были разрушены, впрочем, как и одна из башен. Башню восстановили, а вот шпили – нет.



Сохранился мостик кающихся грешниц – одна из самых интересных архитектурных деталей во внешнем облике церкви. По легенде, ночью на мостике собирались души девушек и женщин, которые отказались от добропорядочной семейной жизни и предались профессии, которую церковь приписывала Марии Магдалене до момента ее прозрения и раскаяния в собственных грехах. Матери водили туда своих непокорных дочерей, дабы их вразумил вид страдающих теней, которые ночь напролет на высоте подметали узкий мостик.
На мост кающихся грешниц и сейчас можно подняться, правда, днем. С моста открывается захватывающий вид на Вроцлав:






Грешниц не заметили, правда, парочка панков устроила на мосту легкий перекус с перекуром, да еще две девицы из числа соотечественниц принимали изысканные позы на фоне городских крыш.

Сверху стало понятным направление для нашей новой цели — Тумского острова.
Это место было своеобразным городом в городе, так как остров находился под управлением местного духовенства. Даже князь не имел права въехать на его территории вооруженным и на коне, как приличествует знатной особе, а был должен спешиться и сдать свое оружие. Не действовали здесь и законы, обязательные для исполнения на остальной городской территории.
Самое величественное сооружение Тумского острова – кафедральный собор Святого Иоанна Крестителя. Его стройные башни видны издалека и красиво возвышаются над остальными постройками острова:






Кстати, на набережной Одра мы обнаружили очередного гнома. Он был похож на забулдыгу, которому ну очень плохо после вчерашнего…


На Тумский остров ведет живописный мост, тоже Тумский, еще его называют Зеленым. Этимология вполне прозрачна в обоих случаях. Как известно, подобные мосты по всему миру для своих целей облюбовали молодожены. Говорят, что на самых красивых мостах местные коммунальщики периодически устраивают радикальное прореживание навешанных замочков, дабы дополнительный вес свадебных символов «любви до гроба» не обрушил стальные конструкции моста. Вероятно, не является исключением и этот вроцлавский мост:


В непосредственной близости от моста находится еще один костел с прекрасным поэтическим названием – Наисвятейшей Марии на Песке.
На что еще стоит обратить внимание, та это на старинные торговые ряды на Песчаной улице:


В этом же районе расположены университетские кварталы. Как и подобает католической Польше, куда ни повернись – повсюду можно увидеть здания костелов, легко устремляющихся ввысь.










Обратно по дороге к Рыночной площади мы находим место под названием Старые Ятки. На протяжении семи веков здесь располагались мясные ряды, сейчас здесь – нечто вроде монмартра местного разлива. О прежнем назначении этого района красноречиво свидетельствует группа животных, олицетворяющих ассортимент продукции в прошлом.





Ну и конечно, куда ж во Вроцлаве без гномов!









Поиск этих фигурок сейчас кажется милым и забавным туристическим аттракционом, но история у этих шкодливых персонажей – самая что ни на есть острополитическая и протестная. Во всех путеводителях написано, что гномы стали частью движения так называемой «Оранжевой альтернативы». В «Википедии» можно прочитать об одной из самых громких акций этого движения, состоявшейся 1 июня 1987 г.:

«Накануне проведения акции активисты движения украсили стены домов Вроцлава изображениями гномов (граффити и плакаты) в оранжевых колпаках, также приверженцы оранжевых идей раздавали листовки, в которых разъяснялось, что «социализм высоко ценит идею гномов, и не только за красный цвет их шляп». Всех призывали прийти в костюме гнома или хотя бы в оранжевом колпаке на центральную площадь Вроцлава. К назначенному часу собралось довольно много людей. Мероприятие проходило под общее веселье, десятки гномов в красных шляпах танцевали на городской площади, не забыли и о детях: «гномы» раздавали им леденцы и пели колыбельные.
Милицейское начальство через мегафон потребовало разойтись, а затем отдало своим сотрудникам приказ арестовывать гномов. Но на призыв милицейского руководства откликнулись не только стражи порядка, но и «гномы», заблаговременно вступившие в добровольный резерв гражданской милиции ORMO (Ochotnicza Rezerwa Milicji Obywatelskiej, подобие ДНД в СССР, в которую мог вступить любой желающий). Получив приказ арестовывать гномов, гномы из ORMO тут же нацепили повязки «дружинников» и принялись хватать друг друга и волочить к милицейским автозакам. Через некоторое время последние были полностью заполнены, в то время как у бортов машин стояли гномы, сильно обиженные нехваткой посадочных площадей, которые они требовали увеличить, продолжая при этом крепко удерживать друг друга за шивороты. Успех акции обеспечила абсурдность <…> «ты не можешь серьёзно относиться к полицейскому офицеру, который во время допроса спрашивает: „Почему вы приняли участие в незаконном митинге гномов?“»
Мне в этой истории понравилось то, что протест может быть очень и очень действенным, но при этом не оскорбляющим чувства людей разных вероисповеданий или национальностей (вот бы российским оппозиционерам поучиться у вроцлавских гномов).
Вечером на Рыночной площади засияла иллюминация и загорелась елка, поэтому покидали этот город мы с глубоким сожалением. Вроцлав, до встречи!






Комментарии (3)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

Ильич

  • 13 февраля 2014, 19:29
С удовольствием прочитал! Занимательно и красиво!
+
2
+ -
avatar

bkozyrev

  • 13 февраля 2014, 21:12
Великолепно! И место вроде бы популярно, но рассказ очень понравился.

Грешниц не заметили, правда, парочка панков устроила на мосту легкий перекус с перекуром, да еще две девицы из числа соотечественниц принимали изысканные позы на фоне городских крыш

Ну вот, а говорите — не заметили! ;) Надо было написать: кающихся грешниц не заметили…
+
1
+ -
avatar

begun12

  • 13 февраля 2014, 21:36
А ведь и точно!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.