Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.
Двенадцатый день. Проснулись мы рано — от холода. На дворе разгар лета, а забортная температура оказалась всего 5 градусов. На небе ни облачка, но до нашей долины солнце пока не добралось.
Поэтому, недолго думая, мы решительно «сделали ноги». Добравшись до
Бонневаль-сюр-Арк, остановились, чтобы отогреться и налюбоваться красотами пока ещё безмятежной горной деревушки.
Тем более что это была, увы, последняя из моего списка обязательных к посещению деревень в поездке.
Далее нам предстоял штурм перевала Изеран, серпантин к которому начинался за околицей Бонневаль-сюр-Арк.
Но поднявшись на сотню-полторы метров, мы не смогли отказать себе в удовольствии сделать паузу для завтрака на придорожной стоянке,
поскольку оттуда открывался умопомрачительный вид на деревню и нависший над ней ледник.
После этого ничто уже не мешало нам двигаться к перевалу в сопровождении многочисленных велосипедистов.
Наконец, цель достигнута —
Коль-д`Изеран(2770)! Путь на самый высокий европейский перевал занял у меня более 16 лет…
Спустившись чуть ниже, остановились на стоянке с шикарными горными видами.
Стремительный спуск вновь сменяется затяжным подъёмом.
Следующая остановка на
перевале Корме-де-Роселен(1968)
Вновь спускаемся — до
водохранилища Роселен.
Останавливаемся возле изящной
плотины Роселен.
И снова подъём.
До невысокого
перевала Аравис(1498).
Но очень фотогеничного.
Очередной спуск-подъём.
В результате которого мы достигаем
перевала Коломбье(1618), последнего из легендарных перевалов Тур де Франс на нашем пути.
Теперь уже только вниз. Последняя остановка у романтичных руин
аббатства Оль.
Далее отправились в
Тонон-Ле-Бо, где остановились в одном из кемпингов на берегу
озера Леман. На этом Большая Альпийская дорога для нас закончилась. Вечерком пргулялись к озеру, где молодёжь отрывалась на дискотеке, а детвора резвилась в воде. Непривычно было осознавать, что на противоположном берегу находится Швейцария. Обычно у меня бывало наоборот.
День тринадцатый. С этого дня, по сути, должен был начаться обратный транзит с минимумом промежуточных остановок. Но накануне вечером мы не успели посетить крайний пункт БАД —
ущелье Мост дьявола.
Поэтому, привычно ломая планы дня текущего, я всё же решил ненадолго вернуться в день вчерашний. Но из-за своей нерасторопности (тоже привычной), мы в итоге потеряли час драгоценного времени. Оказалось, что осмотр ущелья происходит только в сопровождении гида, и первый заход начался незадолго до нашего прибытия. Время в ожидании провели в местном сувенирном магазине, где после экскурсии оставили часть средств. Всё-таки французская сувенирная продукция, пожалуй, лучшая в Европе.
Ущелье Мост дьявола открылось для посещения после того, как выше по течению реки была возведена плотина. До этого момента о его существовании даже не догадывались.
Ждали мы начала экскурсии не зря, поскольку увиденное производит неизгладимое впечатление.
Вот на этой мажорной ноте мы через несколько минут распрощались с Францией. Удивительно, что в
Швейцарии долгое время ничего не хотелось фотографировать. Всё казалось каким-то привычным и будничным.
Оживились мы лишь после покупки ящика абрикос, на которых специализируется долина Вале. По 3 франка за кило.
Долина Вале для меня — открытая книга. Был там два раза и изучал её досконально, поэтому ползём по ней с остановками лишь для заправки топливом.
Собственно, именно этот маршрут транзита через Швейцарию я выбрал лишь потому, что из знаменитой троицы центрально-швейцарских перевалов мной оставался непокорённым лишь Фурка. Зустен и Гримзель я успел освоить ещё в прошлом веке. Поэтому после развилки
Grimsel — Furka дальнейший путь был в новинку.
Подъём на
перевал Фурка сравнительно лёгкий, потому как дорога широкая, хотя и изобилует языками.
Это позволяет возить на вершину перевала многочисленных туристов на огромных автобусах.
Здесь оборудовано достаточно большое количество стоянок, откуда можно насладиться замечательными панорамами.
В том числе и на серпантин, ведущий к перевалу
Гримзель.
Перевал Фурка(2436).
Спуск изобиловал языками и оказался достаточно экстремальным, поскольку не везде даже со встречной легковушкой можно было без проблем разъехаться.
Попутно покорили ещё один двухтысячник —
первал Оберальп(2046). Который уже за поездку?!
После него постепенно прощаемся с Альпами.
Проскочили
Кур, в котором планировалась, но не состоялась остановка.
Затем
Лихтенштейн, на выезде из которого чуток поблудили из-за ремонтов дорог. Дальше всё очень хорошо знакомо, поэтому проезжаем без сожаления. В
Австрии остановились лишь на заправку. Ну, а ночлег у нас в почти родном кемпинге в
Линденберге-в-Альгое, что уже в
Германии. Вот так получилось, что за день проехали по территории пяти стран.
День четырнадцатый — самый невыразительный в поездке. Даже нет ни одного фото. Забрали ребёнка в Линденберге и по скучным немецким автобанам — на север. Всё разнообразие свелось лишь к двум остановкам на шопинг в районе
Ансбаха и
Дрездена. Еле-еле дотянули на австрийском бензине до первой польской заправки. После чего рванули вглубь Польши в городок
Бабимост, где у нас был забронирован номер в гостинице.
День пятнадцатый. В Бабимосте мы остановились лишь потому, что он расположен по соседству с
Вольштыном. Как правило, в наших поездках некоторое время уделяется железнодорожной «теме». Именно поэтому я давно стремился попасть в Вольштын, где находится классный музей паровозов.
На него мы и потратили утро текущего дня.
Я всегда, если есть время, избегаю транзита через Польшу по автомагистралям. Вот и в этот раз мы ехали через глубинку.
Остановились в
Лодзи. Снова для шопинга — ребёнка приходится готовить в школу, собирая вещи по всей Европе Уехали вовремя, поскольку начался сумасшедший ливень — чуть успели вырваться. На ночь остановились в
Казимеже Дольном.
Были в этом городке как-то поздней осенью, поэтому хотелось краем глаза глянуть на него и летом. Не получилось. Из-за позднего времени едва успели отлично поужинать чуть ли не в единственном открытом до полуночи заведении.
«Домой» пришлось возвращаться на такси, поскольку дождь из Лодзи нас таки догнал.
День шестнадцатый. С утра проехались по улочкам Казимежа, чтобы сделать пару фоток знакомых мест.
Границу в
Домачево прошли быстро — за час с четвертью. Собственно, именно поэтому и растянули возвращение, чтобы попасть туда в понедельник к полудню. Удивило, что пограничник в «зелёном корридоре» никак не отреагировал на забитый багажный отсек и не призвал в помощь таможню — без лишних эмоций отпустил нас восвояси. Ну, а дорога до Минска — это самое унылое в мире шоссе…
Итоги и мысли вслух.
16 дней. 6685 км.
Расходы:
Бензин — 1000 €
Проживание — 394 € (3 отеля в Польше — от 139 zł до 170zł, один — во Франции — 40 €; 3 кемпинга в Германии — от 18,5€ до 23,3 €, 8 кемпингов во Франции — от 14 до 33 €).
Питание — 247 €
Билеты для тур. объектов — 98 €
Парковки — 13 €
Итого — 1752 €, что составило около 110 € в день. Это много, поскольку за последние три года мы не выходили за рамки 85 € в день. Объясняется сей факт не столько (и не только) дороговизной Франции, сколько большим пробегом и малой продолжительностью поездки. Думаю, что месячная поездка по Франции сократила бы эту сумму до 90 €-95 € в день. Кстати, на восемь ударных дней Франции пришлось всего около 1800 км пробега. Очень грубый подсчёт свидетельствует, что в эти дни мы тратили порядка 87 € в день.
Несколько тезисов по итогам французской части тура.
— Кемпингов очень много, и существуют они повсеместно. На нашем маршруте они находились всегда, когда в них возникала необходимость. Есть особенности. Места, как правило, пронумерованы. Туалеты и души чаще совместные, т. е. за перегородкой может быть как мужик, так и мадам. На унитазах нет сидений, но они всегда чистые. Видимо, у мужчин хватает ума испражняться сидя. Как правило, в умывальниках нет мыла, и не всегда есть туалетная бумага. Нужно запасаться своей. Интернет (ви-фи) есть практически везде. У ресепшена он как правило бесплатен.
— Бесплатные дороги не загружены. Ездят французы резво и незанудно. Бамперами в провинции никто никого на стоянках не расталкивает.
— Негров, цыган и арабов в деревнях нет. Поэтому за сохранность добра в машинах можно не волноваться.
— С английским в сфере обслуживания у французов вообще нет никаких проблем.
— С вопросами и расспросами никто не лезет.
— Везде присутствует «культ» багетов и частично круассанов. При заселении всегда информируют о том, что их можно купить утром. Кое-где даже принимают заявки на их выпечку. Цены колеблются в районе 1,1 € ± 10 центов. Но в «Карфуре» всё существенно дешевле: за 10 круассанов мы заплатили 3,5 €.
Приложение. Поскольку мне задавали вопрос о том, каким образом родился описанный в отчёте маршрут, отвечу на него публично. Вдруг кому-то ещё будет польза. Я уже лет восемь не строю никаких маршрутов заранее, потому как окончательное решение о поездке в конкретный регион или страну рождается спонтанно и не ранее, чем за месяц до старта. Эта поездка не исключение. У меня дома тонны литературы, которую я пролистывал неоднократно. Одних только путеводителей по Франции штук 6 или 7. Плюс атласы и карты, в которых уже давно маркерами прорисованы всеохватывающие маршруты. Поэтому все самые интересные достопримечательности уже давно вбиты в мой мозг словно POI в навигатор. Главными точками притяжения во Франции были
Сарла-Ла-Канеда и
Рокамадур. Именно вокруг них и формировался маршрут. Естественно, что первым делом и без раздумий добавилась долина
Дордони. После неё хотелось рвануть в
Пиренеи. Но в пять-шесть оставшихся дней без серьёзной кастрации маршрута я бы никак не уложился. Поэтому финал поездки естественным образом сместился в
Альпы. В приоритете был
Веркор, а после
Гренобля — «врезка» на
БАД. Место врезки спрогнозировать было сложно, поскольку многое зависело от динамики дней предшествующих. Я почти не сомневался, что перевал
Галибье мы в этот раз не осилим, но всё получилось в лучшем виде, даже идеально. К
долине Дордони естественным образом присовокупились города-крепости (
Монпазье, Монфланкин),
Каор с его мостом и
Сен-Сирк-Лапопи. Эти места тоже довольно прочно сидели в голове.
На пути из долин
Дордони-Ло в
Вогезы вполне естественный интерес представлял каньон
Тарна и всё остальное в его округе. Это я определил, повозившись немного с картами. Я, честно говоря, не бьюсь в истериках от восторга при виде природных достопримечательностей, но и никогда их не избегаю, если они находятся по пути. Это, видимо, связано с тем, что в Европе меня сложно чем-либо удивить. Но природа — это отличная разрядка для мозга и глаза, да и пешие прогулки люблю, потому что дома страдаю гиподинамией.
Таким образом, получилось, что самыми «куцыми» должны были стать 4 и 6 дни поездки. Здесь на помощь пришёл список из «Самых красивых французских деревень». От
Сен-Сирк-Лапопи в
Мийо можно проехать 3-4 разными путями, которые ненамного отличаются друг от друга по пробегу. Все деревни из «списка» я заранее отметил в атласе, поэтому маршрут вдоль
Ло оказался самым очевидным (исходя из «провинциальных целей» поездки). Почти та же «история» и с шестым днём. С той лишь разницей, что в «деревенский приоритет» естественным образом вклинилось ущелье
Ардеш, что сделало маршрут дня малёк алогичным, но зато без скучных неинформативных перегонов.
Что касается гор, то я их любил всегда (удивил, да?).
Альпы, конечно, уже приелись, поэтому и хотелось вновь в те же
Пиренеи. Но, увы, дефицит времени. Впрочем, «коллекционирование» перевалов — это, пожалуй, единственное мероприятие, которое заставляет меня возвращаться в
Альпы раз за разом. Ну, а красивые виды — это лишь приложение… Теперь точно всё…
Рассказы о наших предыдущих поездках можно найти здесь:
«Осенний марафон» по городам мечты. Ноябрь 2008 года. 12 дней, 5000 км. Польша, Чехия, Германия, Австрия, Италия, Словения, Венгрия, Словакия.
Секретный визит в «Обитель зла». Июль-август 2010 года. 36 дней, 13690 км. Украина, Румыния, Болгария, Турция, Иран, Азербайджан, Грузия.
Назад в Европу! Июль-август 2011 года. 30 дней, 7770 км. Польша, Чехия, Германия, Швейцария, Австрия, Лихтенштейн, Италия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Венгрия, Словакия.
Тариф новогодний. Декабрь-январь 2011-2012 годов. 18 дней, 4670 км. Польша, Германия, Австрия, Швейцария.
Живот је чудо или Балканская восьмёрка. Июнь-июль 2012 года. 33 дня, 10470 км. Украина, Польша, Германия, Австрия, Словения, Хорватия, Сербия, Черногория, Албания, Греция, Македония, Косово, Италия, Словакия.
Комментарии (27)
RSS свернуть / развернутьanamod55
puzzle
ТаняизМинска
P.S. Что-то нет ни одного фото с Татьяной.
bulava61
ТаняизМинска
bulava61
puzzle
puzzle
puzzle
Не было бы красоты, не было бы и выразительности)
Это серьёзное упущение, и его нужно срочно исправлять)
Поищу. Кажется где-то среди паровозов было. Если найду — добавлю.
Спасибо за коммент)
ninvol
Вы вот пишите, что на англ. яз. французы общаются… а мой муж отлично говорит и на немецком и на англ. языках, но вот во Франции ( правда он там был два раза) французы отказывались понимать эти языки((( Видимо не везде и не все французы такие… А может это в сфере обслуживания и нет таких языковых проблем, а вот в Париже в обычном магазине был печальный опыт и в некоторых кафе. Мои знакомые тоже сталкивались с этой же проблемой в Париже.
Спасибо, что показали столько красивых деревень и горы во всей красе!
Очень обстоятельная заключительная глава!!!
puzzle
Нина, я пишу лишь о том, с чем столкнулся лично. Речь идёт о сфере обслуживания в тех регионах, где мы были — кемпинги, гостиницы, турист. сфера. Везде (абсолютно) на мой вопрос о том, говорят ли они на англ., следовал утвердительный ответ. Ни «бэд», ни «литл», а именно «йес», вне зависимости от возраста. В Париже не был и пока не планирую)
Спасибо, что так внимательно рассмотрели)
Чарли
puzzle
Чарли
puzzle
bkozyrev
Бонневаль-сюр-Арк пусть и не самая эффектная из посещенных, но зато какая-то очень «деревенская» деревня. :)
Из фотографий «изящной плотины Роселен» очень-очень понравилась вторая. Конечно, водохранилище там не так хорошо видно, но сочетание плотины, растительности и рельефа — похоже на кратер от какого-то астероидного взрыва, что-то из декораций к фантастическому фильму.
Ущелье — просто сногсшибательное, не поспоришь. Даже по фотографиям очень понравилось, захотелось побывать.
Ну а горы и перевалы… э, что там душу травить.
Еще раз спасибо за возможность поучаствовать в столь приятном путешествии. =)
puzzle
Уговорил))
Tat-77s
Горы всегда прекрасны, и тянут неумолимо.
После перевала Фурка, фото с паровозиком — что за дорога?
В очередной раз укрепляюсь в мысли путешествия с палаткой (осталось убедить других членов экипажа) :)
Никогда Франция не стояла в приоритете, но как говориться, надо брать.
Спасибо за замечательное путешествие.
P.S. Подскажите пожалуйста, в Лодзи где шопинг был (тоже деточку к школе надо будет собрать)?
puzzle
Если женская половина семьи готова, то мужская, как правило, долго не возражает;)
Традиционно — в Мануфактуре.
Tat-77s
усиленно работаю в этом направлении, все развивается по спирали, надо же использовать когда-то полученные навыки :)
спасибо, попробуем, блин как я не люблю это дело, но не оставлять же ребенка бОсым.
Прошу прощение за любопытство, в одном из своих прошлых отчетов Вы описывали случай когда оставив Марию в машине, машина случайно поехала и в качестве спасителя выступал мимо пробегавший немец. В предыдущей серии есть фото, где Маша за рулем — доверили управление?
puzzle
Tat-77s
puzzle
andy-239
puzzle
sedoi147
puzzle
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.