Диетический тур по Грузии в сентябре 2013. Часть 2 / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Диетический тур по Грузии в сентябре 2013. Часть 2

Начало читайте здесь

Часть 2.

03.09.2013

Утром обнаружили вот такой вид из окна:

Позавтракали в кафе и выехали в направлении Тбилиси. Сегодня наша главная цель – завод «Киндзмараули» в г.Кварели.
Ну, а первым пунктом культурной программы – крепость Ананури на берегу Жинвальского водохранилища.

торговля сувенирами возле крепости

Здесь немного пообщались с польскими байкерами, неплохо говорящими по-русски. Они уже две недели путешествуют по Грузии и планируют делать это еще столько же. Через несколько дней мы снова встретили их где-то в горах.

Объехали с юга водохранилище, повернули на Тианети, и началось испытание на выносливость и выдержку. Средняя скорость – 10 км/ч. Нам с «Карнивалом» никогда раньше не доводилось кататься по таким дорогам. Саше на «Крузере», конечно, было легче. Но с другой стороны, мы были морально готовы к такому раскладу, поэтому сильно не расстраивались. Как говорится: если не можешь изменить ситуацию — измени своё отношение к ней. Катили не торопясь и не насилуя машины, любовались красотой кавказской природы.

При желании можно было набрать грибов, их там море.

грибы мы собирать не стали, а вот ежевики поели

Пока разглядывали и фотографировали грибы, в гору поднималась местная «Волга». Увидев стоящие в лесу машины, водитель сразу затормозил: «Вам помощь нужна?». И в дальнейшем везде было так: неурочная остановка – сразу попутные машины останавливаются и спрашивают, нужна ли помощь.
В г.Ахмете сняли в банкомате по несколько сотен лари. До г.Телави асфальта практически нет, а дальше дорога хорошая.
В Алазанской долине было солнечно и тепло. Заехали посмотреть собор Алаверди (координаты 42°01’55.3” С, 45°22’33.3” В).

Всем пришлось переодеться, т.к. в шортах и коротких юбках посещать храмы запрещено. Вход бесплатный, у дверей висят юбки и платки.

От собора до г.Кварели, где находится корпорация «Киндзмараули», доехали за 20 минут. По пути полюбовались с дороги ещё одной древней крепостью или монастырём:

Припарковались на центральной площади города возле участка полиции и какого-то непонятного футуристического строения.

Это оказался городской информационный центр. С помощью Наны спросили у девочек инфоцентра, которые совсем не говорят по-русски, про завод «Киндзмараули», они нас направили в соседнее здание, гостиницу «Шато Кварели».

В гостинице другая девочка, тоже не говорящая по-русски (но хорошо разговаривающая по-английски), направила нас в соседнее кафе, из кафе направили куда-то во внутренний двор, который оказался служебной территорией завода.

Там у грузчиков узнали, где магазин вина, прошли через дегустационный зал, и, наконец, таким вот сложным путём, через тыл, попали в сам магазин. Здесь сидят и скучают три женщины.
Спрашиваем у них:
— Можно у вас попробовать и потом купить вино?
Одна из женщин отвечает вопросом на вопрос:
— Скажите для начала, откуда вы?
— Из России, из Перми.
— Ну, наконец-то!!! Мы вас так долго ждали! К нам так редко заглядывают россияне! В основном поляки, французы, немцы. Пойдёмте, дорогие, всё попробуете, купите, что захотите.

Приятно слышать такие сладкие речи! Усадили нас за стол в дегустационном зале, провели краткий инструктаж о правилах винопития, и понеслась душа в рай!

Протестировали мы 5 видов вина, а вот Лене приходилось только нюхать его и облизываться. Работница завода сильно ей сочувствовала.
Пока дегустировали, уже поняли, что ночевать остаёмся здесь, в Кварели.
Перешли в магазин и начали изучать обширный ассортимент продукции завода.

это только одна из витрин, её верхняя и нижняя части

Кроме различных вин, здесь производят чачу и коньяк. В итоге, на всех купили 4 ящика вина/чачи/коньяка и 6 бутылок вина нам просто ещё подарили от компании. Мы в долгу не остались — презентовали женщинам коробку конфет «Пермский сувенир».

Кстати, здесь выяснился один любопытный факт. К моменту нашей поездки Россия возобновила поставки грузинских вин, в том числе и марки «Киндзмараули» (в пермских магазинах «Киндзмараули» стоит 900 рублей за бутылку, здесь – около 10 лари = 200 руб), но на самом заводе нам признались, что они с Россией ещё не работают.

Спросили у сотрудницы, которая угощала нас вином, где можно поужинать. Оказывается, при заводе есть своё кафе (именно то, через которое мы прошли в поисках магазина), куда нас любезно проводили, а по пути ещё и процесс производства вина в цехе показали. Посмотреть на нас сбежалась вся бригада, особенное внимание досталось маленьким дочкам Саши и Лены. Так что кто на кого больше смотрел – мы на производство или рабочие на нас – непонятно. )))
К детям здесь вообще особенное отношение, никто не может пройти мимо, чтобы не погладить ребенка или не посюсюкать с ним. Девочкам постоянно дарили какую-то мелочь и угощали сладостями.

Кафе находится на открытом воздухе, под естественными навесами из ореховых деревьев, с которых прямо над столами свисают спелые орехи фундука. С одной стороны кафе – стены древней крепости, с другой – стена завода. Несколько столов составлено в ряд и уже накрыто, явно приготовлено к какому-то знаменательному событию. Нам сказали, что сегодня день рождения сына директора завода, мальчику исполнилось 5 лет. Гости уже начали собираться.
Нас разместили рядом за свободным столом, так что мы легко могли наблюдать за настоящим грузинским праздником. Очень хотелось послушать, как поют грузинские застольные песни. ))

Первым делом (это стало для нас уже правилом) выяснили, чем повара смогут накормить мою супругу. Блюдо для Лены нашлось – несолёный мягкий сыр, варёная картошка с приготовленной на парУ форелью, которая пока ещё плавает вот в этом кувшине и под ним:

Мы тоже определились с меню, сделали заказ, сидим ждём. Тут к нашему столу подходит представительный грузин, называет своё имя и говорит, что он директор завода «Киндзмараули», что он очень рад видеть нас у себя в гостях и желает предложить нам ночлег в своём новом отеле.
Как выяснилось, это и есть тот отель «Шато Кварели» на центральной площади города, в который мы недавно заходили. Уже тогда он произвёл на нас впечатление очень дорогого пристанища, на уровне 4-5 звёзд. Мы поблагодарили директора и сказали, что вечер ещё долгий, мы подумаем насчёт ночлега. Он пообещал прислать к нам менеджера, чтобы обсудить все вопросы, и ушёл к гостям за свой стол.

Через несколько минут появился менеджер отеля. Спросили его про стоимость номеров – 130 лари (2600 руб), но с завтраком типа шведский стол. Далее начались торги:
– Не, это дорого, давайте за 100 лари.
– Мне нужно переговорить с директором.
– Хорошо, разговаривайте.
Прошло несколько минут:
– Можно за 120.
– 120 тоже много. Мы никуда не торопимся, ужин в самом разгаре, подумайте ещё.

Проходит ещё сколько-то времени, мы успели послушать несколько национальных песен в исполнении уже слегка нетрезвых грузинских мужчин (и даже «Пусть бегут неуклюже…» на русском языке))). Менеджер опять возвращается к нам:
– Хорошо, давайте за 100.
– Отлично! Договорились!

Как мы поняли, отель только-только открылся, даже таблички с номерами комнат на дверях не успели прикрепить, поэтому борьба шла за каждого клиента. Да и не сезон уже.
Ничего плохого про отель сказать не могу, всё новое, чистое. Рядом с отелем стеклянный «аквариум» полиции и каменный прямоугольник стен старинной крепости, внутри которой сейчас футбольное поле.

вид с балкона отеля «Шато Кварели»

Весь вечер допоздна на площади гуляла местная молодежь, парни на тюнингованных тачках с гремящей музыкой рисовались перед девчонками. Но в целом эта молодёжная суета протекала культурно, без приключений.

Мы тоже прогулялись по ночному городу перед сном.

бордюры с подсветкой

04.09.2013.

На завтраке, кроме нас, было несколько туристов-немцев. Директор лично зашёл в столовую, поинтересовался у нас, как отдохнули, как кормят, не нужно ли чего. Искренне поблагодарили его и оставили сувенир на память.

На другой стороне площади обнаружили автомойку, решили отмыть машины от вчерашней грязи грунтовых горных дорог. Стоим, ждём очереди, подъезжает японская праворулька, выходит мужик, идёт к нам. Обращается к Нане по-грузински. Нана переводит: «Это мэр города, интересуется, как нам нравится в Грузии и в Кварели, нужна ли какая-то помощь». Вот это внимание и забота! Мы были очень тронуты. От помощи, конечно, отказались, а Грузию и Кварели похвалили.
Стоимость экспресс мойки – 10 лари (200 рублей). У нас за машины такого формата пришлось бы заплатить минимум по 350 р.

Из Кварели через Алазанскую долину мы поехали в город, который путеводители называют городом влюблённых или «грузинская Прага». Это г. Сигнахи.

в Алазанской долине полным ходом идёт сбор урожая

И действительно, Сигнахи – приятный туристический городок с красивыми видами на Алазанскую долину. С удовольствием полазили по крепостным стенам и башням, погуляли по узким булыжным улочкам.

Это увеличенная копия статуэтки, найденной на территории Грузии. Возраст фигурки – 7-8 тысяч лет. Как считается, рог в руке указывает на развитое уже тогда виноделие и на то, что именно из этих мест берет свое начало производство вина

полицейский «города влюблённых», видимо, набивает смс-ку своей любимой

это чурчхела, а не то, о чём многие в первый момент думают ))

Из Сигнахи выехали другой дорогой на Тбилиси. Сегодня нас ждут в гости родственники Наны.
Увидели с трассы на холме очередную крепость, свернули посмотреть.

Крепость абсолютно бесхозная, внутри никаких строений не сохранилось. Рядом отличное место для пикника в тени огромных сосен, жаль, что мы уже пообедали часом раньше.

На окраине Тбилиси встретились с братом Наны – Алико. На время он заменил навигатор и показал дорогу до квартиры в центре столицы, которая стала нашим домом на 2 ночи.
Пока пробирались в вечерний час пик по улицам к центру города, в полной мере ощутили «прелести» дорожного движения в столице Грузии, суть которого можно выразить поговоркой: «Кто первый встал, того и тапки». Но мне такой стиль вождения был знаком по прошлогодней поездке в Иран, так что никакого страха или дискомфорта я не испытывал.
А вот Александр на «Крузере», впервые оказавшийся в таком «броуновском движении», как-то заметно запаниковал. Они с женой даже не стали смотреть приготовленную для них квартиру, прямо на улице быстро попрощались с нами, сказав, что ездить по Тбилиси на машине в таком бардаке Александр не хочет, а пешком с маленькими детьми тоже не нагуляешься.

Поэтому здесь наши пути с друзьями разошлись – они поехали искать родственников жены Саши – Лены (это отдельная история, прямо как в сериале «Санта-Барбара») и затем на море. А мы расположились в аутентичном тбилисском 2-х этажном закрытом дворике, напоминающем итальянский или одесский.

Прихожая, она же кухня, разместилась под крыльцом квартиры 2-го этажа (слева от «Карнивала»), а единственная комната – в глубине дома, без окон и с каменными стенами, как в зАмке – очень необычно.

Немного отдохнули и поехали на такси в гости к сестре Наны знакомиться и есть хинкали. Душевно посидели.

Обратно прогулялись по набережной Куры до крепости Нарикала, прошлись по узким улочкам старого города, заставленным столами ресторанов. Здесь везде толпы туристов, шум и суета, поэтому мы быстро сбежали оттуда. Потом Нана с братом уехали к нему, а мы пошли спать в «свою» каморку.

05.09.2013

С утра дождались Нану, она пришла с сопровождающим – мужем сестры, его зовут Бека. Бека – человек творческий, гитарист в местной рок-группе «Master of Persia». С таким необычным гидом мы и отправились на прогулку по Тбилиси. Начали с улицы Плеханова:

Потом на такси переехали к канатной дороге в крепость Нарикала. Канатка начинает работать с 11 часов, пришлось немного подождать. Пока ждали, поснимали окрестности и посмотрели мост Дружбы, в народе называемый «прокладка» за схожесть с известным предметом женской гигиены.

Бека что-то рассказывает Лене

cтеклянное здание наверху – резиденция тогдашнего премьер-министра Грузии Б.Иванишвили

крепость Нарикала и старый город

Грузинская Родина-Мать с мечом и вином в руках

Президентский дворец, а блестящие «трубы» – это театр и галерея

это, наверно, памятник известному выражению «рояль в кустах»

Поднялись в Нарикалу на канатке. С высоты крепостных стен открываются замечательные виды на город.

в правой части снимка здание в виде белых шляпок грибов (я про себя его прозвал «бледные поганки») – дворец юстиции Грузии.

серные бани под стенами крепости

Нарикала, вид сзади

После Нарикалы направились пешком в сторону Троицкого собора – Самеба. По пути выхватывали объективом забавные моменты из городской жизни.

На территорию собора зашли с бокового входа, а не с центрального, и обнаружили там интересное фотогеничное здание и симпатичную церквушку из красного камня.

Сам же собор впечатляет размахом и красотой как снаружи, так и внутри.

Отсюда на такси мимо президентского дворца и его охраны вернулись на ул. Плеханова, чтобы пообедать в приличном заведении по рекомендации Беки. Любая поездка по Тбилиси обходилась нам в 5 лари (100 рублей). А так как нас было 5 человек, то выбирали мы всегда машину побольше — «Мерседес» с широким салоном.

В кафе немного промахнулись с едой – кроме всего прочего, заказали 3 хачапури по-аджарски. К тому времени, когда эти огромные аппетитные «лодочки» торжественно подали к столу, мы уже еле дышали. Один на всех кое-как одолели, а два других попросили завернуть с собой. Этими хачапури мы ещё 2 дня питались на завтрак и ужин. Обед здесь на пятерых обошёлся в 1200 руб.

Во второй половине дня решили расслабиться в серных банях.

Оплатили кабинку на один час (80 лари – 1600 рублей), но быстро поняли, что этого мало, и продлили удовольствие ещё на 30 минут.
В каждой такой кабине имеется предбанная комната (на фото выше), зал с душем и двумя маленькими бассейнами (холодный и горячий), сауна и туалет. Ну и запах сероводорода, как же без него. Правда, к нему быстро привыкаешь и через некоторое время перестаешь ощущать.

После бань небольшой отдых, а затем прогулка с фотоаппаратом по ночному Тбилиси:

снова президентский дворец

Мост влюблённых. Но из-за сюжета на фотографии ниже ему больше подходит название «мост самоубийц» ))

06.09.2013

В 8 утра пришла Нана в сопровождении родственников, попрощались со всеми и отправились в г.Гори.