Из Финляндии в Норвегию и обратно / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Из Финляндии в Норвегию и обратно

Необходимые пояснения.
В конце сентября меня и жену (двоих работающих пенсионеров) одна семья пригласила провести отпуск в Финляндии. Решили добираться туда на машине (Grand Vitara, 2009 года). Следует отметить, что это был наш первый столь далекий выезд из Москвы (дача и обратно – не в счет). До Финляндии добрались успешно, но после недели относительной праздности (грибы, ягоды и рыбалка), а также из-за того, что первая часть путешествия прошла хорошо, нас, старых туристов, потянуло на новые географические открытия. В результате родилась идея: посетить Норвежское побережье и посмотреть на знаменитые фиорды.
Взяли некоторые описания, и карты, которые были у хозяев. Составили план на две недели. За основу был взят кольцевой маршрут (чтобы не ездить по одним и тем же дорогам): Руколахти (Финляндия) – Вааса– паром – Умео (Швеция) – Трондхейм (Норвегия) – Кристиансунд — Атлантическая дорога – Олессунд – Гайрангерфиорд – Орлиная дорога – Нароуфиорд – Осло – Стокгольм – паром – Хельсинки – Руколахти. Никаких паромов и гостиниц заранее не бронировали, поскольку были уверены, что вне сезона это все доступно (так оно впоследствии и оказалось). Хозяева в попутчики не пошли (у них были свои планы), поэтому отправились одним экипажем. Забегая вперед, скажу, что все, что наметили, удалось выполнить. Единственное отличие – скорость нашего передвижения (точнее, время, которое приходилось проводить каждый день за рулем) оказалась существенно выше запланированной, чему причиной была только плохая погода.

Еще мы знали, что Норвегия – страна дорогая и планировали готовить еду в дороге. Для этого брали с собой газовую плиту и прочее. Из-за плохой погоды это тоже не получилось. Обходились термосом и тем, что покупали в магазинах. По этой же причине не была реализована и запланированная морская рыбалка…

Еще стоит сказать, что нашего школьного английского почти хватило для общения. Нужные фразы достаточно быстро нарабатывались, а везде, где бы мы их не применяли, нас, если не с первого, то со второго раза, понимали…
Из-за абсолютной новизны затеянного (для нас, разумеется), мы вели не только дневник, но и контролировали свои расходы.
Путешествие нам очень понравилось. Думаю, что наименее интересными были в нем начальный и конечный этапы – т.е. от Москвы до Финляндии и обратно. Поэтому мы в представленном ниже фрагменте дневника их опустили, а представили лишь то, что у нас самих вызвало интерес, когда искали аналогичный материал в Интернете. Впрочем, судите сами.

19.09.09. Суббота.

С утра идет мелкий дождь. Выехали из Рукалахти (это городок рядом с Иматрой) примерно в 5-00. Общее направление – на Ваасу. По нашей информации (из инета) в воскресенье оттуда в Швецию (в Умео) дважды в день ходит паром, и плыть всего-то около четырех часов.
Дорога – то леса, то озера. Очень красивые места за Пумаа. Это можно оценить, даже, несмотря на дождливую погоду. В хорошую погоду, наверное, вообще – красота, а сейчас фотографировать совершенно бесполезно.
Выбирать маршрут доверили навигатору (Гармин с картой Европы). Из интереса я установил на нем опцию – «короткая дорога». В основном он ведет по главным дорогам, но иногда выбирает и второстепенные. Несколько раз даже повел по грунтовкам (правда, хорошим) через глубинку. Это внесло некоторое разнообразие в окружающий пейзаж и позволило увидеть страну «изнути». Ограничения скорости — 60, 80, максимум — 90 км/ч. Чем ближе к Ваасе, тем меньше становится лесов и пересеченки и больше полей. В конце вообще пошли одни поля и хутора. Впечатление от них и всего окружающего было как от игрушек «Лего» — такое все аккуратненькое, чистенькое и геометрически правильное.
Совсем близко к Ваасе– появился участок с допустимой скоростью 120 км/ч!
Несколько раз останавливались для отдыха на придорожных парковках. Их довольно много. Там где эти места оборудованы урнам — чисто. Там, где нет – то же самое, что и у нас на обочинах — бумажки, бутылки и пр.
Все время старался держаться установленной знаками скорости. Сначала было трудновато, но потом все же приспособился.
Местные водители лихачат точно так же, как и наши. Знают только, где стоят камеры и вовремя снижают скорость. Догоняют, обгоняют и справа и слева. Разве что не подрезают. Но это и не требуется, поскольку машин на дорогах мало. Обратил внимание, как долго финны ждут, пропуская даже очень далекие от них машины, если въезжают со второстепенных дорог на главные.
Практически все перекрестки (не только в Финляндии, но и в Швеции и Норвегии) оборудованы круговыми развязками. Приоритет всегда у тех, кто уже находится на них.
Центральная и боковые разделительные линии часто имеют перфорацию – как зацепишь колесом – сразу слышно. Это, пожалуй, не маленькое удобство, поскольку от однообразия пейзажа и не прекращающегося дождя тянет ко сну.
Знаки ограничения скорости постоянно дублируются, так что проблемы — забыть значение ограничения, — нет.
Обратили внимание, что на дорогах совсем нет обочин (не только в Финляндии, но и в Швеции и Норвегии). Видимо из-за этого дороги всегда чистые и даже в дождь использовать омыватель не приходилось. Так и привез обратно полный бачок (зато использовал его почти целиком по дороге от Светогорска до Москвы).
На колонках-автоматах научились заправляться за наличные. Для нас в России такие заправки пока экзотика. Главный фокус — сунуть денежку правильной стороной. Для непонятливых там нарисовано — какой именно. Затем нажимаешь номер колонки, берешь нужный пистолет, суешь в бак, нажимаешь рычаг и все – бензин пошел. Правда уже на выезде из Финляндии это знание (точнее незнание финского языка) обошлось нам в 15 евро: заплатили, а табличку, которая была на финском и, по-видимому, сообщала, что бензина нет – не прочли. А обратно такой автомат денег не выдает…
Обедали в супермаркете ABC. Вроде самообслуживание, но, сколько брать еды и сколько она стоит – осталось неясным. Получилось около 20 евро на двоих. Показалось – дороговато, поскольку взяли всего ничего. Раза два пользовались местными паромами. Они во всех случаях были бесплатными.
К вечеру (примерно в 19-30) приехали в Ваасу и стали искать порт, чтобы купить билеты (все же немного нервничали, что заранее не забронировали). Это оказалось не простой задачей т.к. на улицах не было ни души (потом выяснилось, что для маленьких городков это норма). Все же направление узнали у одной пожилой пары, но и они, как потом выяснилось, были туристами, вышедшими подышать воздухом (мы встретили их потом на пароме). Основной ориентир для поиска порта – высокая дымовая труба угольной электростанции. Электростанция стоит рядом на берегу. А вообще для обозначения парома (и в Швеции и Норвегии) есть специальный знак – прямоугольник с профилем корабля.
Съездили в порт и осмотрелись. Все закрыто. На ломанном английском пообщались с большим трудом найденным рабочим, который объяснил где и во сколько нужно быть завтра, чтобы не опоздать на паром. Далее поехали искать ночлег. Еще по дороге в порт увидели слева шикарный отель с пальмами, а справа указатель к отелю скромнее. Конечно, выбрали направление к нему. Это было совсем близко (если ехать из порта, то налево в одном квартале). Отель назывался «Fenno» (тел. +358(0)63241500, www.hotelfenno.com). Зашли на ресепшн – открыто, но никого. Позвонили в звонок и покрутились минут пятнадцать – пришла девушка. Начался диалог на ломанном английском: места есть? – есть, но что вы предпочитаете – отель или хостел? А чем они отличаются? – далее последовал монолог, из которого мы поняли, что в хостеле есть душ и две кровати и он дешевле, поскольку нет завтрака. Ну, завтрак мы и не планировали, поскольку был термос и прочее. Номер нам обошелся в 53 евро. Оплатили карточкой.
Раньше в хостелах нам ночевать не приходилось, поэтому смотрели по сторонам с большим интересом и некоторой опаской. Представьте себе несколько длинных одноэтажных домов барачного типа. В каждом – длинный общий коридор. Слева и справа от него номера. Зашли, огляделись – номер как номер: толстая металлическая входная дверь (зачем?), две кровати, стол, удобные кресла, картина на стене, телевизор, душ, свет включается. Словом, все на месте. Отметили только, что мебель чуть потертая. Народу в хостеле почти никого, только двое парней-мотоциклистов (которых потом тоже встретили на пароме). Машину оставили под окнами.
Всего за день заправка обошлась – 92 евро.

20.09.09. Воскресенье.

Встали в 5-45, собрались. Встал вопрос – куда девать ключ? Доехали до ресепшн – закрыто. Кинули его в почтовый ящик. Как потом выяснилось – поступили совершенно правильно. В порту были в 6-45 и к загону на паром уже стояла небольшая очередь. Пристроились. В 7-00 открылся въезд. Машины по одной подъезжают к домику у шлагбаума и предъявляют свои билеты или подтверждение бронирования. Подъехали и мы. Объяснили девушке, что заранее мы ничего не заказывали, но хотим ехать, и платим наличными. Немного удивилась, но деньги взяла. Обошлось все в 155 евро (65 машина и 90 за двоих пенсионеров). Паром фирмы G-line. Я понял, что в сезон лучше все же бронировать билеты заранее. Дальше она сказала: «line 9». Оказалось перед въездом на паром организовано несколько полос длиной метров по пятьдесят. Каждая имеет свой номер. Наш был девятый. Встали. Осматриваемся. Примерно в 7-45 на паром запустили большегрузы. Они развернулись и задом заехали в середину трюма. Остальных запустили по кругу вокруг них. Заглушили двигатель, и пошли наверх. Отчалили в 8-10. Наверху большое помещение с буфетом и креслами. Попили чайку с кексом — 5,7 евро. Из чека поняли, что эту сумму нужно умножить на 11, чтобы получилось в шведских кронах.
Море прилично штормит, но на пароме качки практически не ощущается. Слышно только как периодически включаются какие-то подруливающие устройства. На пароме есть выход на палубу, чтобы можно было полюбоваться окрестностями и даже место для прогулки с собаками. Однако собак мы не увидели, да и на на палубе было очень ветрено.
Умео увидели издалека – на горизонте сначала появились два гигантских ветряка и один поменьше, а потом, через некоторое время – сам город. На пароме встретили (первый и последний раз за все путешествие) соотечественников. Они постоянно живут в Турку и собирались на одну неделю в северную Норвегию. У нас-же планы на две недели и в другой район. Соотечественники пообещали на завтра и на ближайшие две недели плохую погоду со снегом. Нам выбирать не из чего – отпуск в дороге не отменишь. Посетовали о различиях планов и разошлись.
Прибыли в Умео – в 12-30 по-фински или 11-30 по-шведски. В город заезжать не стали, а сразу тронулись в путь. Получили первый опыт оплаты за бензин кредитной карточкой: вставляешь магнитной полосой вверх, набираешь pin-код и нажимаешь ввод. Это клавиша на кнопочном наборе расположена справа внизу (на ней может быть написано enter или еще что-то типа klp). Потом вводишь номер колонки и снова нажимаешь ввод. Берешь пистолет и заливаешь сколько тебе нужно. Через 15-20 минут на мобильник приходит сообщение о снятой сумме. Но можно получить чек c затратами сразу – для этого нужно снова вставить карточку в приемник. Стомость бензина — примерно 12 шведских крон – т.е. дешевле, чем в Финляндии (там было 1.3-1.4 евро).
Первое впечатление – лес вдоль всей трассы за забором. Сначала подумали – сплошная частная собственность. Потом выяснилось – они так спасают свое зверье от автомобилей. Но и при наличии загородки мы не раз встречали на дороге сбитую живность – ежей лис, енотов. Видимо ее в лесу много.
Снова навигатор ведет нас то по главным, то по второстепенным дорогам. Ограничение скорости 50, 60, 70, 90 км/ч, на многополосной трассе – 110.
В воскресенье все супермаркеты закрыты. Нигде не можем поменять деньги. Но оплату картой принимают везде, так что проблем пока нет.
Кругом красота. Периодически выглядывает солнышко. Невысокие горки, изумрудные луга. Белые овечки, аккуратные домики, покрашенные все как один в коричневый (шведский) цвет с белыми наличниками и уголками. Впечатление как от рисованного мультфильма. Еще – вокруг домов ни одного забора! Как они тут без них живут – не понятно.
Порядки на дорогах такие же, как и в Финляндии – знаки аккуратно повторяются, перфорация на обочинах и на осевой. В одном месте после короткой остановки забыл включить ближний свет и попал под камеру. Теперь ожидаю штрафа.
Водители, как и в Финляндии, постоянно нарушают скоростной режим. В Швеции даже чаще. Я пока удерживаюсь, хотя иногда очень хочется.
Заметил, что, догнав меня, шведы обгоняют не сразу. Видимо долго разглядывают мой московский номер. «Витар» на дороге практически нет, но много других японок.
По дороге много площадок для отдыха и домиков «information» с подробными картами как на бесплатных буклетах, а также на щитах перед входом. Но все закрыто – воскресенье. Поэтому буклетами не разжились. Заметили, что мусорят шведы (если нет урн) точно так же, как и наши. Некоторое потрясение вызвал стерильно чистый туалет посреди леса со смывным унитазом, раковиной с теплой водой, туалетной бумагой и зеркалом. Дальше (и в Швеции и в Норвегии), относились к этому явлению спокойнее. К хорошему быстро привыкаешь.
В лесу полно ягод (черника, брусника) и грибов. Как и Финляндии сборщиков не видно.
На дороге периодически попадались надписи – комунна, комунна, комунна. Сплошной коммунизм.
Обедали у подножья какого-то горнолыжного склона. Расплатились карточкой.
К концу дня добрались до Остерсунда. Городок на берегу большого озера, где, как написано в путеводителях, водится сестра Несси. На подробной карте на въезде в город нашли гостиницу. Номер на двоих за 695 швк в сутки с завтраком (74,09 евро). Расплатились карточкой. Потом прямо напротив гостиницы обнаружили более дешевый пансион.
Заправка за день 618 швк (примерно 56 евро). Кроме того, потратили в магазине 120 швк.

21.09.09. Понедельник.

Хорошо выспались, позавтракали и двинулись. Появились сначала предгорья, а потом приличные горы. Проезжаем через зимние горнолыжные курорты – трамплины, подъемники… Показалось, что внизу крутовато для выката. Хотя может быть это только на первый взгляд.
Хотели поменять евро на норвежские кроны, но нам отсоветовали, поскольку это предполагало сначала конвертацию в шведские кроны, а потом – в норвежские. Т.е. потеря была бы двойной.
Быстро доехали до границы и перебрались в Норвегию. Отмечу, пока мы не встретили ни одной платной дороги. На границе ни души.
Первое впечатление от Норвегии – дорога стала уже и хуже. Двойная осевая какая-то странная. С одной стороны длинные черточки, с другой – короткие. Нас этому не учили. Но есть и привычные варианты разметки.
Бензин дороже, чем в Финляндии и Швеции – где-то примерно полтора евро за литр.
Обратили внимание, что вдоль дорог и в поселках совсем нет электрических столбов. Видно все электричество у них подводится в подземных коммуникациях.
Дорога хуже обустроена. Во многих местах разметка либо нанесена небрежно, либо давно не обновлялась. Есть колдобинки (не колдобины!). Знаки ограничений скорости не повторяются. Забыл цифру – сам дурак. Мест для отдыха существенно меньше.
Вдоль дороги довольно часто стоят какие-то, похоже, металлические, прутья покрашенные светоотражающей краской. На перевалах они достигают четырех метров длины – видимо по глубине снежного покрова.
Нарушают скоростной режим еще чаще, чем в Швеции. Я по-прежнему держусь, хотя из-за узости дороги нередко собираю за собой «караван». Но никто не мигает и не сигналит. Чувствую, что мой номер вызывает удивление. Пристроятся и разглядывают…Может они меня за скрытого полицейского принимают (мне говорили, что есть и такая фишка)? Пропускаю хвост на редких площадках отдыха. Дорога в одну полосу (туда и обратно) обозначена на карте как магистраль.
Домики разнокалиберные, разноухоженные и покрашены в разные цвета. Словом, если бы не горы, было бы слегка похоже на родину.
Еще впечатление – много «волосатых» крыш – т.е. крыш, на которых растет трава, а иногда и кусты и деревья. Почему так получается, и зачем нужна такая маскировка мы так и не поняли.

В ближайшем городке поменяли 500 евро на норвежские кроны (по курсу 8,578 и комиссия 200 нок) и купили за 45 нок подробную карту Норвегии. Увидели ромашковый куст — на одном толстом стебле куча цветков.
Направление движения – Трондхейм. Подъехали к нему в середине дня. Въезд в город был, по-видимому, платным. По-видимому, и почем – не знаю, поскольку никак не ожидали такой подлянки, оказались на бесплатной полосе, а спросить кого или отъехать в сторонку не было возможности. Просто проехали и все. Словом, жду еще одного штрафа.
Покрутились по Трондхейму в поисках бесплатной парковки. Ничего не нашли. Пришлось осваивать платный вариант у порта (20 нок/час). Монет нашлось на час стоянки. Бросили машину и пошли гулять. Первое впечатление – куда мы попали? Кругом черные, смуглые и раскосые лица. Белые – штучные. Пообедали в Макдональдсе. За кассой – индианка!
Походили по центру, дошли до собора. Очень красивый собор — готика, резьба по камню, огромное число скульптур на фасаде. Ни капли следов запустения.

Вернулись к машине и двинулись дальше в сторону Кристиансунда. Тут же на выезде из города попали в первую пробку. Я сначала не понял – почему все выстроились на одной левой полосе, когда их две. Но потом разобрался, что правая полоса для автобусов и такси. А левая – для всех прочих. И эти прочие (и мы тоже) чинно тыркались полтора часа пока не выехали из города. Интересно, что было бы в этой ситуации у нас? Когда вырвались на простор уже стало темнеть. На нужном ответвлении (на 39-ю магистраль) были какие-то предупреждающие надписи крупными буквами на норвежском, но запрещающих знаков не было, а раз так, — поехали. Через часок увидели знак кровати и свернули в ворота. Навстречу нам попалась пожилая женщина лет семидесяти с собакой. Дальше был целый городок из маленьких домиков с пристроенными к ним жилыми трейлерами. Посреди стоял небольшой домик. По виду – административный центр. Подъехали, походили кругом — никого. Поехали обратно к воротам и снова встретили ту же женщину. Спросили про ночлег. Она оказалась сторожем, главной распорядительницей и единственной жительницей этого поселка. Бабуля плохо понимала по-английски, мы плохо на нем изъяснялись, но через некоторое время все же договорились. Словом, за 400 нок мы получили комнату с двухъярусной кроватью, кухню, душ и туалет. Место называется Hogkjolen Fjellcamp Изучив содержание доски объявлений я понял, что мы оказались в горнолыжном центре (или, может быть правильней – в норвежском дачном поселке). Домик, в который я стучался, летом использовался как мотель, а зимой – это место катания хозяев домиков и трейлеров.
Заправка обошлась за день в 600 швк (109 евро).

22.09.09. Вторник.

С утра снова зарядил дождь. Поели кашку, бросили ключ к бабуле в почтовый ящик и двинулись. Дорога узкая, две машины разъезжаются с трудом. Увидели первый фиорд. Красиво. Через несколько километров стало понятно, что означала вчерашние предупреждающие надписи на развилке — дорожные работы. Дальше было километров пятнадцать гравия, глубоких колей, рытвин, снующих туда-сюда самосвалов и другой строительной техники. Хорошо, что моя машина — внедорожник! Дождь то сильнее, то слабее справа фиорд, слева скала, под нами – кисель. Но – проехали. Кончился участок ремонта, стих и дождь. Стало выглядывать солнце. Места красивейшие! Но остановиться негде – дорога узкая, а площадок для стоянки нет. А если они попадались, то в деревьях. Так что оставалось только ехать и смотреть.
Подъехали к паромной переправе, немного подождали, и пришел паром. За 102 нок нас перебросили на другую сторону фиорда. Дальше снова дорога и развилка: налево красивый мост, направо — платная дорога в Кристиансунд (95 нок). За что платим – непонятно. Через несколько километров выясняется – за проезд под морским проливом. Длиннющий туннель! Сначала вниз, потом – вверх. Въехали в Кристиансунд.

Заранее знали, что это красивый город, поэтому головой вертели налево и направо. И действительно: солнышко, цветные дома непривычной архитектуры, океанские корабли, лес яхтенных мачт, голубой фиорд, цветные витрины. Доехали до порта с задачей найти место, откуда идет паром к запланированной Атлантической дороге. Нашли место на платной стоянке (13 Нок/ч) и почти сразу увидели вывеску «information». Зашли, спросили про паром. Приятная девушка нам все объяснила, показала на карте, дала кучу бесплатных проспектов по Атлантической дороге и сообщила о времени отплытия парома. Время еще оставалось, и мы пошли гулять по городу. Солнышко, красота, экзотика. Прошли порт, увидели российское гидрографическое судно, место, откуда отчаливает наш паром и…, как дождь ливанет! Словом пока добежали обратно насквозь промокли. Дальше поехали в порт и сели на паром.
Порядок загрузки на паромы везде один и тот же. Сначала машины выстраиваются колоннами, и эти колонны поочередно въезжают на борт через поднятую аппарель.

На борту к водителю подходит служащий с подобием кассы на поясе. Платишь ему наличными. В данном случае проезд стоил 90 нок. Можно вообще-то оплатить и кредиткой. Но для этого нужно идти куда-то в буфет. Да, на борту обязательно есть буфет, салон, где можно посидеть, туалет и смотровая площадка, откуда можно поглазеть на окрестности. Аппарель опускается и, – поехали. Швартуется паром всегда с другой стороны. Поэтому выезжаешь всегда передом и через другую аппарель.
Выгрузились и двинулись по Атлантической дороге. Погода – сильный ветер и дождь. Сильный, потому, что дверь машины можно как открыть так и закрыть с большим трудом. Где-то я читал, что эта дорога наиболее эффектно смотрится именно в штормовую погоду. Нас она тоже впечатлила. Дорога змеится между островов, море в белых бурунах, ветер свистит, небо в рваных облаках, дома почему-то совсем рядом с водой, а иногда – просто в воде, в некотором отдалении горы, частично закрытые низкими облаками. На их вершинах местами проглядывает снег. На островах пятнистая разноцветная тундра. И очень эффектный арочный мост – жемчужина дороги.

Но это все было сравнительно небольшим участком, наверное, с десяток, а то и меньше километров. Дальше дорога пошла деревнями, хотя и близко к берегу. Похоже, основной достопримечательностью является именно тот начальный участок. Мы же еще проехали чуть ли не по всему побережью, и чем дальше, тем менее привлекательней становилась дорога. В конце концов, мы решили, что пора двигаться в нужном направлении. За нами увязались какие-то пацаны на грузовичке. Когда мы остановились, чтобы их пропустить они чуть ли не шею вывернули нас разглядывая – видно тоже впечатлились моим московским номером. Какими-то сельскими срезками (вел навигатор) вернулись на основную дорогу и поехали в Мольде. Ехали и высмативали место остановки парома (указатель – знак с профилем корабля). Увидели его, когда уже проскочили. Кое-как развернулись и успели до отплытия. Служащий на въезде очень выразительно посмотрел на часы, когда мы влетели на борт. Стоимость проезда – 102 нок.
На пароме в машине слегка поели и попили чайку. Через полчаса мы снова оказались на берегу. Теперь целью было найти место для ночевки. На перевале между двумя фиордами обнаружился действующий мотель. Однако от ночлега пришлось отказаться: хозяин просил 300 Нок за ночь в летнем домике без удобств. Поехали дальше по направлению к Алессунду. По дороге были еще несколько мотелей. Но время было уже позднее и никого там мы не застали. Доехали до Алессунда. Стали крутиться по городу и искать, где бы переночевать. Спрашивали у разных людей, все показывали в разные стороны, но ничего путного так и не насоветовали. Попутно глазели по сторонам. Алессунд тоже оказался красивым городом, но мы уже порядком устали, чтобы оценить это по достоинству. Потратив впустую не меньше часа решили, что нужно возвращаться и искать ночлег в мотеле в местечке Ёхорт, который мы неразумно проскочили. Так и поступили. Дверь в мотель Systra оказалась закрытой, хотя внутри были признаки жизни. Оглядевшись, я увидел рядом кафе с тем же названием. Оказалось, что у обоих заведений один хозяин и ресепшн мотеля находится именно в этом кафе. Словом уже через час мы видели сны в двухместном номере за 800 Нок (с завтраком). Интересно, но меня второй раз (первый в Остерсунде) на ресепшн попросили написать свою фамилию и мобильный телефон. Никаких других данных не потребовалось.
Закупки в магазине 115 нок. Где-то еще платили за проезд в туннеле 15 нок. Бензин – около 100 евро.

23.09.09. Среда.

Позавтракали в мотеле, наполнили термос и двинулись дальше по дороге № 650. Узкая дорога, много тоннелей. Снова идет дождь. Паром на Странду (69 нок), потом по дороге № 60 на Хеллесульт. По дороге купили продукты. В одном месте стояли довольно долго из-за ремонта дороги из-за этого опоздали на паром в Хеллесульте. Следующий в 14-00.
В этом местечке очень красивая не то река не то — водопад. Вся эта масса воды очень впечатляюще ревет…

Пока пристроились ждать выяснилось, что с машиной возник непорядок – вдруг замигал транспарант – «обратитесь в сервис» и зажглись значки АВS и ECP. Заехали в местный сервис – облом: не чинят такие авто и нет специального компьютера. Что делать? В какую сторону взгляд ни кинешь – везде до большой цивилизации далеко. Покатался по поселку – машина ведет себя нормально, тормоза работают, ничего не стучит. Пока ждали, подвалила туча туристов – японцы, немцы. Словом, подошел паром, и мы поехали туда, куда планировали – по всемирно известному Гейрангерфиорду. Место для нас и машины стоило 340 нок.
Снова идет дождь. Но облачность высокая. Красота кругом изумительная. Водопады и слева и справа. И не струйки какие ни будь, а многоводные, гремящие.

Вершины в снегу. Листья деревьев посреди фиорда тонкой извилистой полосой. На берегах изредка дома, как будто для того, чтобы можно было оценить высоту и величие гор. Фотосессия с обоих бортов. Горы – 1600 м, под нами – с километр глубины.

Приплыли в Гейрангер. Дальше «Орлиная дорога» — тоже местная достопримечательность. Набор высоты с большим количеством поворотов. Еду медленно на второй передаче, берегу машину. На самом верху уже не дождь, а снежная крупа в тундровом ландшафте. Вниз на первой передаче. Тормоз стараюсь не трогать. Пока получается. Длинный (12 км) туннель. Спустились очень медленно к фиорду совершенно бирюзового цвета.

Еще ниже по дороге № 15 спускаемся к Иннвикфиорду. По берегу очень красивая узкая дорога № 60, которая местами просто прорублена (такое впечатление) в густом пихтовом лесу. Т.е. стволы, у которых с одной стороны обрублены ветки стоят стеной с обеих сторон дороги. Снова вверх, снова туннель и мы спускаемся к дороге Е39 в местечко Биркело. Видим на развилке пансион и маленькое кафе в одном флаконе (Byrkjelo Kafe & Pensjonat тел.57867321 ). Держат их старушка и старичок. Двухместнй номер стоит 600 Нок с завтраком. Мы единственные постояльцы. Поставили машину во дворе, приняли душ и завалились спать.
Где-то еще платили за проезд 10 нок.

24.09.09. Четверг.

Встали в 6-00, в 7-00 отменно позавтракали и двинулись по направлению к Каупангеру. По дороге много туннелей. Где-то пришлось еще раз платить 55 нок за проезд по дороге. В одном месте на пятачке между двумя туннелями был очень красивый участок с нависающим ледником.

Приехали в 9-45, и выяснилось, что мы опоздали на паром на 15 минут. Следующий – паром только завтра в 9-30. Раз такое дело, решили посвятить день ремонту машины.
Вернулись немного назад, где видели сервис какой-то другой японской фирмы. Там нам подсказали, что в 10 км есть городок Согндал, а в нем – сервис SUZUKI. Поехали туда. Нашли сервис, нашли спецов. За какие-то 300 Нок нам сделали компьютерную диагностику. Итог: полетел насос АВS, штука дорогая, а сама поломка — редкая. У них этих насосов нет, но если не тормозить резко, то на моей машине можно доехать до России, а там уж этих насосов… Мы воспряли духом, и решили переночевать там же в Согндале. Нашли маленький пансион (Loftesnes pensjonat тел. 90935171 ) с видом на фиорд за 650 Нок без завтрака. Большое впечатление произвела живая как ртуть бабуля-хозяйка 75 лет, вся покрытая каким-то белым пушком. В пансионе куча студентов-иностранцев, внизу – пропахший жаренной рыбой китайский ресторан. У ней интересная система. Можешь приехать и найдя ключ, торчащим в замке просто поселиться. А оплатить – на следующий день. Но нам нужно было вставать рано, поэтому поселились и сразу заплатили. Потом купили продукты, сходили в инфоцентр и снова затарились кучей проспектов. Поменяли в SparebankenVest 200 евро (по курсу 8.41 плюс комиссия 25 нок). Вообще говоря, выбора-то никакого с банками нет.
Поели за 95 Нок в арабской пиццерии (хозяин – араб, единственный повар – негритянка). Еле съели пиццу, такая она оказалась огромная. Парковки в городе до 17-00 все платные. Всего отдали за парковку 37 нок. Пристроили машину на ночь напротив пансионата.

25.09.09. Пятница.

Встали в 6-00 по норвежскому времени. Быстро, еще в темноте доехали до Каупангера. Погуляли по поселку до древней деревянной церкви. На крутых склонах за оградами яблоневые сады с большими красными яблоками. Некоторые попадали вниз и укатились на дорогу. Решили пару помыть в фиорде и попробовать. Оказались очень жесткими, но сочными, а вода в фиорде – слабо соленой.
Сидим у машины и в напряжении ждем. Подходит мужичек. Видит наши номера и начинает разговор. Сначала успокаивает – мол, паром будет обязательно. Спрашивает – откуда мы. Узнав, что из Москвы рассказывает о себе. Оказывается, он – бывший моряк, бывал у нас в Архангельске, Мурманске, Туапсе, Батуми. Посетовал, что страна у них дорогая.
Моросит мелкий дождь. Облачность низкая, но постепенно поднимается. Подъехали еще две машины. Наконец показался паром.

Грузимся. За все про все – 795 нок. Впереди – самый узкий в мире морской фиорд. Кругом красота, которая присуща русской поздней осени плюс горно-морской антураж плюс низкая, но очень рельефная облачность. Где еще такое увидишь? Поразнь – да, а вместе – нет.

Команда включила запись экскурсии. Экскурсия идет на трех языках (по числу машин-участников), в том числе – русском. Приятно. Мы все время на палубе. Жена задрогла, но в салон не пошла. Все стояла и впитывала в себя красоту. В отдалении увидели какую-то крупную морскую живность. Возможно, это были киты. Они сюда оказывается, заходят. Паром делает одну короткую промежуточную остановку. Навстречу прошли еще два парома синего цвета. Откуда и куда – непонятно. В наших путеводителях о них ни слова.
Конечый пункт назначения – Гаудванген. И снова по крутой дороге вверх в горы. Красота во все стороны куда не глянешь. Дальше туннели, -12 км, 25 км. Последний особенно впечатляет – с тремя промежуточными большими залами для отдыха и синей подсветкой. На перевале сделали перекус. Дальше вниз в долину. Дорога узкая одна полоса на сторону. Видно, что норвеги потянулись из городов на дачи. Совсем как у нас. Скапливаются паровозы из 10-15 машин, но в нашем направлении машин мало. Но когда есть, то все они меня норовят обогнать, хотя я придерживаюсь максимума разрешенной скорости. Приходится пропускать, выезжая на площадки для отдыха. В чем дело – не пойму. Я, при разрешенной 80, иду 82-85, а они – за 90. И это при том, что кругом, даже в туннелях, навешаны камеры. Только один раз мы видели, как полицейский остановил автобус за превышение скорости. А вообще, полиции не видно совсем.
Как только начали спускаться в долину – погода наладилась: появилось солнышко и стало даже жарко.

Заночевали в Хёнефосе (совсем близко от Осло) в мотеле (Ringerike Gjestegaard тел. 32127420) за 990 нок (с завтраком). Здесь снова мотель был рядом с кафе и ресепшн был именно в кафе. До этого заезжали в несколько мотелей на дороге, но везде ресепшн были уже закрыты. Вообще, такое впечатление, что если не найдешь место для ночлега до 14-00, рискуешь оказаться без кровати. Поэтому мы старались искать мотели на перекрестках больших дорог, где останавливаются большегрузы, а не туристы.
Бензин – около 120 евро.

26.09.09. Суббота.

Позавтракали. Я благополучно оставил не спинке стула сумку с деньгами и документами и ушел, забыв о ней. Уже собрался трогаться, как прибежала девушка с пропажей и мы, еще не успев испугаться, вздохнули с облегчением, представив себе последствия. До Осло 160 км. Задали навигатору место, где находится музей Кон-Тики и Фрама. Привел точно. Вождение по Осло получилось немного напряженным, поскольку все время приходилось контролировать – можно или нельзя перестраиваться на крайнюю правую полосу. То она объявлялась зарезервированной, то резервирование снималось… Стоянка у музея обошлась в 60 нок.
Входной билет был со скидкой за наше пенсионерство – 80 нок на двоих в «Кон-Тики» и 40 нок во «Фрам». Походили, полазили, посмотрели. Вспомнили молодость. Проехали по берегу гавани, где стоят, наверное, десятки тысяч яхт… Дальше двинули в сторону Стокгольма. В Осло заезжать не стали. Ничего особенно интересного для себя в путеводителях там не обнаружили.
Снова была небольшая проблема с платной дорогой № 18. Их с таким номером две. Одна платная, а другая – нет. Нас занесло на платную. Снова мы не поняв ситуации проехали не заплатив, но вовремя поняли свою ошибку и свернули на бесплатную дорогу, правда, поколесив для этого изрядно по сельской местности. Сколько же придется платить штрафов?
Заночевали в придорожном отеле «Dinner Arboga» за 695 швк (рядом с рестораном «Макдональдс»).
Бензин – около 100 евро.

27.09.09. Воскресенье.

Приехали в Стокгольм. Обратил внимание, что все чаще стали попадаться Витары. Покрутились по улицам, добрались до заранее намеченного отеля «Mornington hotel» (Nybrogaten 53, тел +46-(0)850733000, www. mornington.se). Оказалось, что приехали рановато, и там нет ясности со свободными номерами. Поехали искать паром на Хельсинки. Нашли, но и там оказалось, что подъехать за билетами нужно после 14-30. Двинулись в центр искать королевский дворец. Сразу не нашли. Оставили машину на платной стоянке (20 швк/час). Почему-то, у обоих заболела голова. Погода была очень ветреной, но солнечной. С помощью туристов-англичан нашли себя на карте. Посмотрели воскресный развод караула у королевского дворца – с оркестром и выносом знамен. Видно было, что ребятки очень старались. После 14-00 поехали брать билеты. Взяли на следующий день на 17-15 на «Викинг лайн», 195 евро за «кабину». Поняли, что кабина это каюта в самом низу на 4 человека. Но выбора не было. Поехали искать место ночлега по другой наводке. Оказалось – очень далеко от центра. Пообедали и вернулись снова в «Mornington hotel». От него до центра 10 минут хода. Места нашлись (1197 швк – проживание, 60 швк — завтрак ). Поселились, поставили машину на стоянку за 15 швк/час до 15-00 следующего дня. Платное время до 17-00, бесплатное – от 17-00 до 8-00. Если платишь с избытком, этот бесплатный промежуток как бы автоматически пропускается и ты попадаешь после 17-01 сразу в 8-01 следующего дня. Платить удобнее всего кредиткой. Стоянка нам обошлась 130 швк. Пошли гулять по набережной. Там у них настоящая выставка яхт. Не миллионерских, а вполне рабочих. Кругом народ гуляет с картами города в руках. Ясно, что тут каждый второй, не считая первого, – турист. К вечеру по улицам во все стороны стала бегать молодежь. Много их там бегунов. И девушки и парни. Случайно вышли к уже закрытому музею «Вазы». Вернулись обратно, когда совсем стемнело и пошли еще в старую часть города. Шведы экономят электричество. Подсветки совсем мало. В центре побродили по улочкам – опять сплошные туристы. Видели экскурсию, которую вел экскурсовод в мантии и с факелом. Вернулись в отель без задних ног. Вынес для себя убеждение, что Стокгольм – самый красивый из городов, которые я видел.
Бензин 1272 швк (116 евро).

28.09.09. Понедельник.

С утра позавтракали и пошли в музей «Вазы». Вход оплатили картой (190 швк). Впечатлились. На это стоит посмотреть. Потом – пошли в центр. Хотели попасть в королевский дворец. Не тут то было. В понедельник все оказалось закрыто. Побродили еще по старому городу. Нашли самую узкую улицу (90 см ширины). Пообедали в кафе на площади (228 швк). Вернулись в отель, забрали машину и поехали к 16-00 в порт. Погрузились без проблем. Кабина оказалась 4-х местной каютой с душем и туалетом. Но кроме нас в ней больше никого не было. И вообще, показалось, что народу на пароме было не очень много. Паром долго кружил между островами. Красивый закат. Поужинали в ресторане и легли спать.

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

admin

  • 3 ноября 2009, 10:03
Здравствуйте!
Здорово всё описывайте, но не хотели бы Вы подкрепить всё фотографиями? ))

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.