Начну с личного объяснения. Дело в том, что раньше я старался фиксировать воспоминания от поездок по горячим следам, чаще всего непосредственно после возвращения. Впечатлений было много, они моментально извлекались из памяти, и оставалось только придать им соответствующую словесную форму. В этот раз образовался месячный разрыв до начала работы над первой частью и еще вынужденные паузы в дальнейшем. Итогом такого безалаберного отношения к «обязанностям» стала постепенная подмена реальных живых картинок из отпуска надуманными мыслями. Мне это не очень нравится, и чтобы избежать фальши, приходится сокращаться. Вот такие дела.
На этом покаянную часть сворачиваю и перехожу к продолжению…
Все еще 13 августа 2011 (суббота).
Покинув голубые озера из прошлой части, мы выехали на окружную Казани в сторону Ульяновска. По данным АвтоТрансИнфо это около 270 км и почти 6 часов в пути, а по факту пробка перед мостом через Волгу с легкостью прибавила к этому времени почти час (описание безобразия с фотографиями есть в этом отчете). Пыль стояла столбом, хорошо хоть камни из под колес не летели. Грешен, как не крепился, все-таки несколько раз вылезал на разделительную :( А причина банальна — бутылочное горлышко с переходом 5 потоков машин в 1.
В целом дорога Р-241 порадовала своим качеством. Заслуживает твердой четверки. Покрытие, профиль, разметка, загруженность — все устраивает, не хватает только полос. Правда похвала относится исключительно к участку на территории Татарстана, а в Ульяновской области в действие вступают другие законы, и чудеса кончаются — снова едем по лоскутному одеялу.
Про ориентирование в Ульяновске я уже рассказывал — примерно полчаса мы искали по адресу забронированную гостиницу, попутно знакомясь с городскими улицами: проспект Нариманова, поворот на Урицкого, мост через Свиягу, Пушкаревское кольцо, Московское шоссе, Гончарова, Гагарина и вот мы снова на проспекте Нариманова — круг замкнулся.
Вид от стеллы на площади 30-летия Победы — потрясающий. Особенно сильные чувства накатывают в момент приближения к краю площадки — Волга предстает безбрежным морем, сливаясь с небом в сероватой дали горизонта. Вспомнился первый приезд на Южный берег Крыма во взрослом возрасте: за одним из поворотов неожиданно показывается море, и половина троллейбуса, сидящая с правильной стороны, дружно вдыхает — У-у-х! А потом и остальные подхватывают :)
В связи с наступившим вечером, толком не сумели посмотреть ленинский мемориал. Снаружи — на первый взгляд — обычное здание, чем то похожее на большой кинотеатр. Верно подобранные пропорции и некоторые архитектурные приемы, удачно скрывают его циклопический размер. Во внутреннем дворе установлены домики, где родился и рос Ульянов, вокруг — лужайка, большие берёзы. Вроде всё нормально, по-человечески. Но над микромиром нависает громада музея. Какого же труда стоило создать такую махину и сколько экспонатов скрывается внутри? Первое что приходит на ум — аналогия с египетскими пирамидами: тот же замысел и размах, только вот с долговечностью очевидные проблемы. За 40 лет с момента открытия внешний вид пообтрепался (на мой вкус): дорожные плиты кое-где вздыбились или провалились, через щели и сколы пробивается трава. А самое главное — изменилось отношение: буквально в 50 м от комплекса кипит вечерняя разгульная жизнь, и чувствуется, что в данный момент пришедшим сюда людям глубоко «по фигу» на Ленина и его памятники.
Тем не менее, это место было и остается городской достопримечательностью №1, и посещать его рекомендую всем (в сознательном возрасте).
Любовь с Ульяновском не сложилась (пишу это с сомнением: то ли такое чувство сформировалось тогда, то ли у меня сейчас настроение плохое?). К мелким неприятностям можно отнести неудачу с гостиницей, диких маршруточников, состояние дорог, ремонты по методу «тяп-ляп». К положительным моментам — ...? Что-то не припомню таких.
Вот, кстати, еще один характерный пример.
Гостиница «Виктория» находится в границах Ульяновского автозавода. Наверное можно сказать, что она его часть. И случайно мы углядели, что в том же здании располагается музей УАЗа. Воодушевленные нижегородскими успехами, решили сделать серию и пройтись по нескольким музеям автопрома СССР. В моем представлении интересную экспозицию можно соорудить даже из истории «козлика» и «буханочки». А ведь еще есть довоенный ЗИС-5, «Патриот», экспериментальные модели, история развития завода и города, кроме того в Тольятти будет АВТОВАЗ! Фантазии, планы, ух ты-ах ты…
Как бы не так. Обходим здание по указателю, находим запертую дверь с вывеской (крупными буквами): «Музей истории и трудовой славы УАЗ». Всё, больше ни слова! Ни времени работы, ни контактов. Может быть завтра прийти (на часах около 6 вечера)? Возвращаемся в гостиницу и в телефонном справочнике отыскиваем нужный номер. Только как звонить в город? Обращаемся к администратору :) — Ничего не нужно, просто набирайте номер и всё. Пробуем в нескольких вариантах — без префикса, с «0», с «9» — не соединяет. В памятке для проживающих нашли указания по местным звонкам, а про «город» написано — обращайтесь к администратору. Замкнутый круг!
Скажете — сам виноват, соглашусь — не проявил настойчивости. Вот только в Сети потом нашел информацию, что в год музей посещает около 6000 человек. Мизер!
14 августа 2011 (воскресенье).
Утром еще раз сходили проверить работу музея. Увы :( Наверное, график работы привязан к трудовому ритму завода и в выходные дни там делать нечего.
Собираем вещи, выселяемся из номера и катим к последнему намеченному пункту: площадке с самолетами. Полное название — головной отраслевой музей истории гражданской авиации при федеральном Агентстве воздушного транспорта (Росавиация).
Крылатые машины, пусть и стоящие на земле — это красиво!
Основная территория покрыта стриженной травой, по которой можно ходить, сидеть и лежать (прямо под понравившимся крылом). Некоторые самолеты открыты для внутреннего осмотра, включая кабины пилотов. Напору современных горожан мало что может устоять, поэтому иногда салоны предстают не в первозданном виде, но в целом малочисленный персонал старается поддерживать порядок.
Особенно интересно рассматривать уникальные экземпляры — Ту-116, АНТ-4, Ту-144. Перескажу несколько историй, которыми с нами поделился один из смотрителей.
«Сто шестнадцатый» был спроектирован на основе дальнего бомбардировщика Ту-95 в середине 50-х годов — самый разгар холодной войны — для перевозки высшего руководства страны. Конструкция фюзеляжа бомбардировщика из соображений обеспечения требуемой прочности не позволила вырезать традиционные люки в бортах, и для прохода пассажиров в салон был устроен откидной трап в хвостовой части. По легенде, именно это стало причиной нелюбви Н.С.Хрущева к данному самолету, т.к. Фидель Кастро однажды пошутил, что не престало руководителю такой страны, как СССР, во время официальных визитов выходить из зада под хвоста самолета. Сам Никита Сергеевич, якобы, недоумевал, где же трап, с которого он будет махать рукой?
Массивный центроплан не позволил сделать единую гермокапсулу внутри фюзеляжа, поэтому в самолете было два несвязанным между собой салона: экипаж — в носовой части, пассажиры с обслугой — в корме. Невозможность непосредственно контролировать действия пилотов, а также отсутствие психологически важной визуальной связи с кабиной экипажа, также повлияли на отношения заказчиков к машине.
Зато летные показатели у этой машины — выдающиеся! Крейсерская скорость на турбовинтовых двигателях — 800 км/ч, максимальная дальность полета (кругом враги) — по одним данным около 11 тыс.км, по другим — 12 тыс.км.
Ту-116 был построен в количестве двух штук и единственный сохранившийся ульяновский экземпляр в дальнейшем эксплуатировался главкомом ВВС и членами первого отряда космонавтов.
Наташу интересовал вопрос обустройства ВИП-салона, но нам его не показали, ограничившись словами, что всё было сделано по высшему разряду: карельская берёза, сукно, радиола. Тайна покрытая мраком :)
Кратко о техническом состоянии: многие экспонаты требуют покраски; путаница/ошибки со стояночными площадками привели к тому, что шасси уходят в грунт; интерьеры запущены (кроме, наверное, Ту-144). В целом музей производит двоякое впечатление: подборка дает представление о развитии отечественной невоенной авиации на протяжении более 50 лет и в то же время понимаешь, что эта эпоха закончилась — новых самолетов уже нет, да и старые почти никому не нужны. Грустно. (Опять не пойму — тогда вроде было не так тоскливо, как сейчас. Осень что ли действует?)
Еще немного фото здесь.
На осмотр ушло 3 часа. Я бы еще остался, но жена устала.
Едем дальше — в Самару. Обедать будем в дороге.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьВнимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.