Казахстан 2015 (ч.3) / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Казахстан 2015 (ч.3)

С типами казахских дорог разобрались.

Итак, врываемся в Казахстан. Тут же за ПП нас встречают красивейшие, уходящие в горизонт плантации подсолнечника

Есть что-то в них магическое…


А также знак, что до Павлодара ровно 153 км и первый тип дороги. Он периодически переходит во второй, местами они выступают дуэтом, вобщем 5 часов неторопливого изматывающего слалома и первый большой казахский населенный пункт. У него есть объездная грузовая дорога, но нам надо внутрь. Перец в том, что на границу мы прибыли в 5 утра и все вагончики, где можно выписать местную страховку и (или) обменять деньги, были еще закрыты и мы ехали грубо говоря «до первого полицейского», ибо движение в Казахстане без страховки (аналог нашей ОСАГО) карается штрафом в 20000 тенге (6600 рублей). Наш бюджет на такие траты рассчитан не был. Поэтому мы аккуратно крались по Павлодару в направлении Алматы и смотрели по сторонам во все восемь глаз. Во-первых — страховка. Встреча с первым же гаишником, штрафняк и потом только отслюнивай купюры нам не улыбалась; во-вторых — тенге. Рубли решительно не принимают к оплате, ни где. Ни купить ни чего, не покушать, не заправиться… Благо я еще в Карасуке залился «по горло» и проблемы не стояло, но она неизбежна.
Ага, сберкасса! Ну прям классическая советская сберкасса, только вывеска над дверью на казахском. За стеклом милая девушка, радостно разменяла мне 15 русских косарей на 45 тысяч местных тенге. Курс 1 к 3. Пачка приличная, купюры очень похожи на киргизские сомы (будто на одной фабрике печатаются). Спрашиваю кивая на деньги: «Это много?» ну мало ли, вдруг здесь за такие деньги убивают)) или наоборот — за нищеброда примут)) Да, — уважительно глядя на котлету, — кивает она. У выхода сидит охранник — типичный ЧОПовец. Протягиваю руку (как учили): «Здравствуй, как здоровье? как семья? дети? Подскажи, брат, где бы нам машинку застраховать?» Пожимает в ответ, спасибо, хорошо, как у вас? да тоже хорошо, выходим на улицу, показывает направление: «Вот за тем перекрестком направо, потом два светофора прямо… » и т.д., всё четко, обстоятельно, очевидно, что сам водитель, дружелюбно, уважительно… путь не близкий, но основные «точки опоры» запомнил. Доехали прям слово в слово… Нас все трое взрослых — все водители, все со стажем, но открытых страховок в Казахстане не бывает. Нельзя. И цена от стажа не зависит… Нужен весь комплект документов: права, паспорт, миграционная карточка. На десять дней 825 тенге — 275 рублей. Я думал будет дороже.
Время полдень. Ребенок начал вредничать — голодный. Ели последний раз вчера вечером дома… На выезде из города вкусно потрапезничали в открытой симпатичной кафеси… и правильно сделали, потому что в следующий раз покушать довелось только через сутки…
Очевидна близость к России. У нас въезды (выезды) в города изобилуют заправками, заведениями питания на любой вкус, цвет и кошелек, большие стояки для дальнобойцев… Павлодар оказался первым и последним городом в Казахстане, где всё это есть. Больше нигде! Кроме того, у нас практически в каждой деревне на трассе всегда найдется пара-тройка кафешек-столовых, где можно остановиться, размяться, покушать, купить что-то в дорогу, посетить уборную, отдохнуть… в Казахстане ничего подобного нет! Умирай от жажды и голода — только степь, да верблюды над тобой посмеются…
Решено было двигаться в сторону Астаны, где после Экибастуза, в Шидертах (примерно на середине между городами) развилка уходит прямо на Астану и на юг — на Караганду. Сразу за знаком перечеркнутого Павлодара начинается ремонт. Очевидно ранее это было четырехполосое (по 2 в каждом направлении) шоссе, но сейчас правая половина перекрыта, копошится техника, снуют грейдеры… как оказалось перекрыта правая полоса (по направлению к Астане) на протяжении всей магистрали, прям от знака до знака. Ну Бог с ним, левая-то половина «на ходу», пусть узко, мы привыкшие, но все-таки движемся, и, что самое главное — по асфальту… пускай знаки «70» один за одним, доблестные блюстители зорко бдят под каждым, в метре справа ведут ремонт, иногда КАМАЗы заезжают и на нашу половину, но зато мы едем по асфальту! Старый, еще советский, на троечку с плюсом, но все-таки асфальт. Девчонки мирно засопели, я на полный желудок яростно боролся с Морфеем… глоток водички, парочка орешков, яблочко, глоток водички, голову в окно — освежился, взбодрился, на какое-то время хватает… потом снова залипаешь… и снова по кругу… Помощь пришла известно откуда. За Экибастузом ремонт правой части шоссе перешел и на левую. Начались объезды. Здравствуй четвертый тип!!! Сон как рукой сняло… и не только у меня… В Стамбуле, на стадионе где играет «Галатасарай» на гостевом входе над воротами висит транспорант «Welcome to hell!», после очередного погружения в пыльную тьму подумалось, что с месторасположением транспоранта явно промахнулись… Мои женщины начали ругаться… нет, я слышал как женщины ругаются, по роду профессии приходится общаться с не самыми высокими социальными слоями населения, среди которых встречаются и женщины… Но что бы так неодносложно и многоэтажно! Моя супруга — хоть и специалист высокого класса, но кабинетный работник, опыта общения с простыми работягами — с гулькин нос… откуда чего берется?!? Однажды, на особо хорошей яме, она выдала такой речитатив, что покраснели бы даже сантехники… Ужас закончился только в Шидертах, на развилке. Кошмар пошел дальше, прямо, на Астану, а мы повернули налево, по указателю на Караганду. И — о чудо! Хорошее ровное полотно, мы словно в Россию попали… В салоне оживились, загалдели, все давай обмениваться впечатлениями — все-таки это была наша первая встреча с четвертым типом казахской дороги… Навигатор сказал, что до Караганды по этой магистрали 280 км, мы прикинули, что если покрытие не испортится, то долетим до казахской угольной столицы (наш побратим) за 3 часа, т.е. засветло. Все уткнулись в электронные девайсы — читать заранее скачанные «путеводители» и прочие «помощники туристу» по Караганде (дома скачали по всем восточным городам Казахстана) — чего бы там такого необычного глянуть… а вдруг и правда засветло приедем…
Заправка. Вопрос важный. Надо отдать должное казахам, тут они молодцы. Все магистрали оснащены топливом на пятерку. Расстояния между заправками не более 150 км, и то это самое большое, что мы насчитали… обычно не больше ста. Правило «половины бака» здесь можно не соблюдать. На обратном пути я даже доехал до «лампочки», бензу оставалось грубо на полтинник, девки взялись меня ругать, но я точно знал, что на таком расстоянии не может не быть заправки. И угадал. «Тебе просто чудом повезло!» — заявили они. Какое повезло? Столько проехать по Казахстану и не засечь периодичность заправок? Ужели женский мозг на это не способен? Ха-ха)) Ни за что не поверю…
Заправлялись мы исключительно на «КазМунайГаз» — это ихний аналог нашей «Газпромнефти», и корпоративные цвета и архитектура постройки, даже ассортимент на полках такой же, также принимают к оплате карты и, пожалуй, самый важный факт — государство гарантирует качество бензина… в отличие от некоторых… однажды пришлось немного заправиться на частной… ох, пальцы застучали… чуть маленько в гору газу — сразу из под капота «тра-та-та»… зарёкся. Только «КМГ»!
Вобщем снова залились под горловину, должно хватить до самого Балхаша и я пересел в кресло «special for sleep» — переднее пассажирское у нас немного задвинуто вперед, но зато спинка практически горизонтальная, причем не мешает заднему пассажиру. Ну т.е. мы так делаем когда водителю надо отдохнуть. Богатый опыт дальних автопутешествий научил нас, что если водитель «выдохся», то он не просто пересаживается назад и продолжает со всеми балаболить, слушать музыку или играть во что-то, уткнувшись в айпод — нифига! Он должен занять максимально горизонтальное положение и тупо поспать. Особенно если он гнал всю ночь и весь день… Только сон, пусть полтора-два часа, но только сон возвращает силы. Именно столько мне и выпало. За 80 км до Караганды дорога понемногу скурвилась… По ровной хорошей дороге девчонки у меня метелят мама-не-горюй! не один десяток мужиков пообкусали себе губы гоняясь с ними на трассах… а нынче приобрели новый опыт — опыт езды по дорогам не предназначенным для оного. Пересели обратно. Почувствовалась близость юга, сменился тип и цвет почвы, потеплело (несмотря на вечер) и начал проявляться третий тип казахской дороги. Если на севере Казахстана «драконий гребень» невозможен, вследствие недостаточных температур, там скорее асфальт проваливается, либо пучится, то на юге — первого типа не найти, второй — крайне редок, но третий — просто бич южных дорог РК. Физика явления такова, что гребень возникает вследствие совокупной нагрузки на покрытие температуры и веса… т.е. солнце жарит беспощадно нагревая асфальт до такой степени, что он плавится… и тут по нему едет фура, она прокладывает в пластилиновом асфальте колею, сдвигая асфальтовую массу в середину между колес и на края… за ночь это застывает и на завтра легковая машина уже не пройдет. Именно поэтому на всех южных направлениях днем движение грузовых автомобилей запрещено. Прямо знаки везде стоят «8 тонн при t>25'C движение с 10 до 21 запрещено». А до 25 очков у них даже ночью редко опускается… Это, кстати, тоже одна из причин почему не рекомендуется двигаться по РК ночью: ночью дороги — и без того не особенно хорошие — еще и забиты фурами. Но Караганда еще не совсем юг, высота гребня еще вполне вменяемая, страшно, но можно пускать между колес… если не быстро едешь… скорость заметно упала, солнце тоже заметно снизилось… перед самым городом местные устроили ремонт моста… и мы снова окунулись в прекрасный мир четвертого типа… столько отборных матов, которым аплодировали бы даже на стройке, Казахстан наверняка никогда не слышал… мне до сих пор не понятно — ну неужели нельзя сначала подготовить объезд, прогнать грейдер, подравнять, чтобы можно было ехать, а потом уже бомбить мост? Я и у местных спрашивал. Глаза в землю «ну да, долбо**изм». Мост снесли — молодцы! А как объезжать? Опаньки — чёта не подумали… ну, им надо — пусть сами накатывают… по болоту… с перепадами 30-40 см… то бампер втыкается в землю, то багажником утрамбовываем кочки, между делом днищем полируем… а сзади фуры давят, видишь в зеркало как буквально в сантиметрах за тобой прыгают и еще моргают фарами, типа ты либо ускоряйся, либо как-то отойди с пути… а куда я денусь? из колеи не вылезти… а еще километр скорости прибавить — я полмашины здесь и оставлю… а они наморгавшись начинают сигналить… полный капец… адреналину… полные ладошки… Но хорошо, что всё кончается. Как-то мы проползли эти пять километров и в награду нам показалась стелла


Нет, в городах с покрытием полный порядок, тут ничего не скажешь… но вот между ними…
Что позабавило. Грустно позабавило. Сначала мы это увидели в Павлодаре, но как-то не придали значения… типа, мало ли как бывает, может глава города с прибабахом… Потом в Караганде, а затем и во всех больших и не очень населенных пунктах, куда нас заносила судьба. Над главным зданием города развивается государственный флаг. Это общемировая практика, так везде во всем мире, в каждой стране. Но казахи на свой флаг явно не жалеют материи… Ну минимум 3 на 6 (метров). А в Караганде и того больше! И вот висит (извиняюсь, как сопля) ТАКОЕ полотнище немеряного весу… чтобы его развернуть и оно заколыхалось нужен… не знаю… хороший ураган — точно. Хочется сфотографировать красивое здание, красивый развивающийся флаг, тем более, что и цвет у них дюже красив — такой небесно голубой, насыщенный… и здания эти административные по-своему красивы, такие строгие, суровые… картинка получится — залюбуешься! можно лицом города делать… А получается — висит на трубе тряпка — поди угадай что это… только по цвету… и несмотря на ветер, приличный степной ветер, это полотнище даже не шелохнется. Спрашивается: нафига? Сделай нормальных размеров, поймай освещение удачно — и туристам в буклеты — точно не испортит. Но… восток — дело тонкое…
На алматинском выезде наконец наткнулись на гостиницу. Хвала Аллаху! Девять вечера. Две ночи в машине женский коллектив не выдержал бы… тут мне действительно чудом повезло)) иначе съели бы)) вместе с исподним)) Номера есть, парковка закрытая под охраной, 15 тыс тенге за два двухместных… соответственно по 2500 нашими за номер — редкая халява! Номера шикарные… 1,5-метровая плазма на стене, кабельное — миллион каналов, громадная кровать — суперкингсайз (как сейчас пишут в гостиницах) — мы бы все вчетвером туда уместились и ни разу за ночь друг друга не коснулись бы… двойной душ, все дела… незадача только печка перегорела на кухне, поэтому ужином нас накормить не смогут… как и завтраком… но чаю подали… усталость перебивала голод… побольше сахара в чай… глюкоза — основа энергии. Ровно сутки пути. Пройдено 1200 км из 2300… результатом доволен… водные процедуры, отбой.

Продолжение здесь

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

Zaraz

  • 14 августа 2015, 10:35
Вот СПАСИБО вам огромное, уважаемый!!! Сижу себе путь прокладываю из Евпатории до Красноярска, один поеду, думал по дороге заехать на Алтай к родителям. Так думаю мож махнуть через братскую республику. Вроде ближе получалось. Вот спасибо, вразумили.
+
2
+ -
avatar

Slyn

  • 14 августа 2015, 12:40
Та нима за що))) С этими целями и пишу…
+
1
+ -
avatar

Tat-77s

  • 14 августа 2015, 13:01
У нас конечно не идеал, но после увиденного и описанного хочется перефразировать одного мультгероя " У нас зимой и летом дороги такие, что не только ездовые коты, но и ездовые академики встречаются".
Подозреваю что от полученных впечатлений ребенок вернулся с расширенным словарным запасом :)
+
0
+ -
avatar

Slyn

  • 16 августа 2015, 19:34
Продолжение здесь: avtoturistu.ru/blog/otchety/9521.html

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.