Меня ты поймёшь, лучше страны не найдёшь! (Норвегия) Часть 1. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Меня ты поймёшь, лучше страны не найдёшь! (Норвегия) Часть 1.



Часть 1
Часть 2

Вступление.

Прошло уже несколько месяцев с тех пор, как мы вернулись из нашего «Magical Mistery Tour», как пел Пол когда то. Собственно, я и отчёт хотел озаглавить именно так, но потом подумал, что Жанна тоже подойдёт, тем более, что её песни сопровождали нас всю дорогу благодаря дочке. Выяснилось ещё одно — мы с женой несколько по-разному воспринимали и помнили одни и те же события, иногда придавали разное значение разным событиям итд. Чуть подумав, решили — а почему бы не написать два отчёта и не представить даблотчёт, два в одном, так сказать? Поэтому этот отчёт ещё можно назвать – «Два взгляда на одну поездку».
Итак — отчёт о поездке в Норвегию, с заездом в Эстонию, Швецию и Латвию, совершённой семьёй из 3 (мама-папа-дочка 5 лет) человек на автомобиле Opel Astra H с 29 мая 2014 года по 22 июня того же года.

Олег:

Рождение Мечты.

Как у нас родилась идея поездки? Однажды декабрьским вечером мы рассуждали, куда бы сгонять на Новогодне-Рождественские каникулы. Возникло место – Великий Устюг, резиденция Деда Мороза, пока дочка Варя в том возрасте, когда это интересно. Но, при более подробном ознакомлении с темой, стали всплывать подводные камни – толпа туристов в эти дни, плохая дорога и участки по 400км без заправок (мы ж первым делом смотрим, как оно на авто), неоправданно дорого и долго РЖД… В общем, идея благополучно заблудилась и замёрзла где-то на заснеженных дорогах России… А как обстоят дела у конкурента, Санта Клауса? Не в плане поехать, а просто, интересно. И вдруг выяснилось, что каждый второй отчёт, не считая каждого первого, о поездке в Финляндию есть отчёт о поездке в Норвегию! Что это такое – примерно я знал, сёмга – фьорды — база НАТО — Бьёрндален/Тура Бергер – мороз – олимпиада в Лиллехаммере и кое что ещё. Но фотографии оттуда нас просто убили – «такого не может быть, это фотошоп, так не бывает, а вдруг?» И чем больше я читал – тем явнее была идея:
– Поехали летом?
– Что, правда? Каким? Поехали!
Так она родилась, возникла, пока ещё туманная и неоформленная, но уже манящая…



Как закалялась мечта.

После принятия решения я даже ложась спать усваивал информацию, просчитывал, мечтал и тд. То были дни, вернее ночи, жесточайшей бессонницы. Надо сказать, что до этого за пределами нашего Богоспасаемого Отечества мы небыли, поэтому путешествие сразу на автомобиле, да ещё и в самую дорогую страну, было из серии «А не слишком ли мы?» По деньгам успокоило то, что перед этим мы ездили в Геленджик с последующим возмещением бОльшей части расходов. Посему особо на жилье не экономили и потратили за 12 дней на поездку около сотни тысяч рублей и, до момента возмещения, который задержался слегка, небыло финансового кризиса в семье. Значит около сотни мы можем потратить, а впечатления от 12 дней на нашем море и от путешествия ТУДА несравнимы даже принципиально. По организационным вопросам успокаивало немалое количество наших соотечественников, ездивших в Норвегию, и более того (если не сказать «самое главное») – готовых делиться опытом, помогать советами итд. В общем – штудировался форум Винского в Норвежской ветке. Был выложен маршрут в виде наивных первых сообщений, воспринята критика.
Кто ж знал, что самыми сложными окажутся иные факторы – сначала на работе возникла ситуация, когда время отпуска стало неопределённым, потом ещё международная напряжённость. В общем, первое бронирование было в определённой степени авантюрой. Но, в итоге, всё сложилось нормально и примерно за месяц стало точно ясно, что едем. Родители с обеих сторон считали, что мы не совсем в себе, раз ребёнка везём за тысячи километров на машине в неизвестность, но настаивать не пытались. Часть знакомых недоумённо пожимали плечами – «Куда? На машине? С дуба рухнули?» Другая часть наоборот, поддерживали. «Класс, приедете – расскажите, может мы тоже…»

Мечта под микроскопом.
Философия поездки.


Нас в поездке было трое (вернее четверо – авто тоже надо кормить, ночевать, возможно лечить итд) – я, жена Ира и дочка Варя 5 лет. Таким образом, сложные треки априори отметаются, ибо ни привычки к походам, ни особо хорошей физической формы в наличии небыло. Плюс – мы не любим жёсткой заданности, не в состоянии постоянно быть в движении, и это был наш ОТПУСК! А большая часть отчётов содержала именно постоянное перемещение вслед запланированному маршруту, по которому, зачастую, и забронированы все ночёвки. Сначала была откинута идея с палаткой – она есть, но ночевать мы в ней не привыкли, много вещей надо было докупать, всё это занимало немало места, каждый день ставить-разбирать её… В общем – облегчили себе жизнь, пожертвовав некоторым количеством денег. Потом наткнулся на отчёты, в которых рассказывалось о коттеджах, или, как они там называются, Holidey House. Да, они бронируются на неделю, но это же класс – ты не связан вообще ничем по времени и некоторое увеличение пробега с лихвой компенсируется этим! Значит что? Правильно, надо просто подобрать коттедж там, где будет приятно просто провести день другой, если не захочется никуда ехать. По пути к коттеджу (4-5 дней) посмотреть то, что далековато от него. На обратном пути остановиться в Стокгольме дня на 2, а ехать через Таллин, назад из него можно в Ригу заехать. В итоге должно было получиться (и получилось) путешествие мало того, что многогранное, интересное, но ещё и «отдыхательное», отпускное, после которого не тянет отдохнуть :)
Время поездки (29 мая-22 июня, из них в Шенгене 31.05 – 20.06, в Норвегии 2.06 – 15.06) мы не выбирали, но оно, на наш взгляд, получилось идеальным. Т.к. официально сезон ещё не начался, то туристов было довольно мало, кемпинги имели свободные кабины всех мастей, хотя к ночи и были в целом заполнены, цены на коттедж почти в 2 раза меньше, чем в пик сезона, водопады были в полную мощь. плюс самих водопадов было больше. Плюс – Снежная дорога была действительно снежной, да и вообще снега было на склонах ещё немало, что … в общем это было нереально красиво! Минусы вроде как тоже есть, но они так себе, малозаметны на фоне плюсов – некоторые высокогорные дороги ещё не успели открыться, не поспели некоторые ягоды и… Пожалуй всё. Или я чего не знаю? При этом в конце мы таки купили местной клубники и собрали земляники :)

Маршрут поездки

Собственно маршрут представляет из себя то, что кто-то обозвал «Золотое кольцо Норвегии». Название мне понравилось! Но, пришлось вносит коррективы под себя в него.
Итак – сначала надо было подобрать домик, в котором приятно провести неделю. И, надо сказать без лишней скромности, это удалось мне неплохо! :) Определив для себя интересующий район (городок Stryn) и предельную цену (около 500 €) я таки нашёлпрелестный коттедж на берегу озера Lovatnet. Коттедж оказался гораздо лучше, чем представлялось по фоткам и по Гуглстрит. Помимо того, что великолепнейший пейзаж менялся каждые 10-15 минут, так ещё и были мы на берегу практически одни, вечером я частенько выходил на пирс половить форели на фоне ледника и водопадов… В общем – песня! И вся эта радость всего за 420 € за 7 дней (не самый сезон).
А по пути к нему наметил, по отчётам, опять таки, предпочтительные кемпинги, чтобы это было не просто кемпинг, но и красивый кемпинг. Везде брались кабины без удобств.
Groven Camping — 450 nok
Kinsarvik Camping — 490 nok
Vang Camping — 400 nok
Jostedal Camping — 350 nok
После первого кемпинга, в который мы заселились можно сказать чудом, мы стали отсылать письма вечером с просьбой зарезервировать место на следующий вечер. Приходил ответ, что место будет и нам как то было спокойнее Ну а на обратном пути остановились в кемпинге, когда устали ехать. Поэтому последний кемпинг был случайным, Trysil Huttegrend — 500 nok. Рыбацкий кемпинг, явно знававший лучшие времена, но тоже весьма симпатичный. Санкомплекс не работает, поэтому сдаются только кабины со всеми удобствами.
Все кемпинги нам очень понравились, все были разные, и, судя по виденным другим кемпингам, они не самые бюджетные, но и не самые «неинтересные» :)
В Стокгольме был предварительно оплачен номер на 3 ночи в Scandic Bromma (2014 sek), в Таллине на 1 ночь Lilleküla Hotel и в Риге тоже на 1 ночь Hotel Apalenis по 49 €.

В итоге запланирован был маршрут такой:
0)Волгоград — Москва — Таллин
1) Стокгольм — GrovenCamping
2) GrovenCamping – озеро Kjelavatn — Tyssedal ( трек Lilletopp) — Lofthus(сады, если цветут) — Kinsarvik Camping
3) Kinsarvik Camping — (Husedalen прогулка) — Voringfossen – ферма Kjasen — Kinsarvik Camping
4) Kinsarvik Camping – Sundal (прогулка) -Tvindefossen — Stalheim Hotel – Nåli(прогулка) — Gudvangen(VangCamping)
5) VangCamping – SnowRoad – Ovre-Ardal – Utladalen(прогулка) – Turtagro — Jostedal Camping
6) Jostedal Camping — Nigardsbreen — Fossbergom – Lovatnet (Дом)
7) Дом – Dalsnibba – Обзорная – Storsaeterfossen – Geiranger (лодка) – Trollvegen — Дом
8) Дом – Eidsfossen — Haugsvarden (прогулка) – Tvinnefossen – Дом
9) Дом – Runde –Дом
10) Дом – Lovatnet (рыбалка) – Kjenndalsbreen – Дом
11) Дом – Alesund – Дом
12) Дом – резерв — Дом
13) Дом — Lillehammer
14) Lillehammer – Upsala — Stockholm
15) Stockholm — Tallin — Riga
16) Riga — Москва — Волгоград
Не всё было выполнено, но об этом попозже.

Обеспечение поездки

Некоторое количество одежды пришлось купить, но вся она после поездки будет использоваться и в обычной жизни. В городе или на даче – но будет. Включая и трекинговые ботинки, великолепно зарекомендовавшие себя. Для ночёвок вне отелей брали с собой полный комплект постельных принадлежностей – одеяла, подушки и бельё. Помимо удобства сборов, экономии на белье и надёжности в плане обеспечения одеялами и подушкой (читал, что не везде они есть) учитывалась ещё и аллергия дочки на пух/перо и пыль бытовую, свои то проверенные. Чтобы это всё не занимало лишнее место, которого в нашем Opel Astra H не сказать, чтобы черезчур много, купили и использовали вакуумные пакеты. Вещь черезвычайно полезная – объём реально уменьшается до трети от начального, а то и больше, если подушки. Ручным насосом пакет приводится в рабочее положение меньше, чем за минуту. Очень понравились.
Связь мы использовали свою, Мегафон, ибо много разговаривать не планировали, а 19 руб/мин нас в плане договориться о позднем приезде устраивало. Вечером Skype через Wi-Fi и интернет через него же. Отпуск же, поэтому в топку все рабочие моменты, все новости, и подобные вещи. Нэт для того в отпуске, чтобы, захлёбываясь от невозможности выразить словами впечатления от увиденного, поговорить с родными. Узнать погоду на ближайшие дни на нескольких сайтах (yr.no не самый правдивый был, кстати, Gismeteo в 60% расхождений с ним угадывал точнее, это ж лотерея), ну и узнать, насколько всё традиционно плохо у нашей сборной в Бразилии.
С едой было интересно. Часть еды мы купили дома, особенно той, которая известная нам и «отобранная» годами. А часть думали закупить в Таллине. Но там случилась психологическая загадка – зайдя в супермаркет перед отъездом мы, почему то, так и не сделали этого. До сих пор теряемся в догадках – почему. Остаётся списать на волнения от Поэтому пришлось немало покупать в Норвегии пребывания за границей уже. Отдельное спасибо людям за наводку на замороженные багеты – ели их с огромным удовольствием! А так да – продукты в 2-3 раза дороже, чем у нас в городе. Молоко – в 2 раза, картошка – в 3-3,5 раза, яйца в 2 раза… Ещё заметна разница в цене в зависимости от размера упаковки. Если у нас это чисто символическая разница, то тут она достигает 2 раз — между упаковкой в 1 и 4 кг. Да и мелких упаковок то немного, всё больше крупные. C собой брали сумку-термос, поэтому каждый вечер морозили картриджи. В отеле, где небыло холодильника, отдавали персоналу, он их клал в морозильник. В целом всё удачно, ничего не пропало. Единственное – на пароме негде было заморозить, но продукты благополучно пережили это.
Автомобиль преждевременно отвёз на ТО, пробег был всего 9000 км., но как оно там в дальней поездке будет – неизвестно. Не подвёл, кстати, ни разу и ни в чём. Закачал самые последние из найденных карт в IGo, которые, как позже оказалось, тоже не всё знали.
С собой брали дебетовые карты TCS Black, с которых проходило 98% всех платежей, не считая бензина. У них понравились фишки – кроме 1% кешбека ещё и снимаешь валюту любой страны по курсу ЦБ +~2%. Для бензина же использовалась карта Айманибанк, которая с бензина возвращает 2,5%. Обе MasterCard. Ну и на всякий случай имелась кредитка Visa, понадобилась один раз для грошовой покупки.

Бюджет поездки

Общий итоговый бюджет поездки – 141 000 руб. Плюс визы – 8200 руб. Всего пройдено 8022 км, истрачен 531 литр бензина, расход средний 6,6 л/100 км.
Категория — Там + Бронь = Итог
Супермаркеты — 9465,5
Транспорт — 3890,94 + 16300 = 20190,94
Жильё — 20896,09 + 31200 = 52096,09
Развлечения — 12198,64
Общепит — 4480,56
Сувениры — 3193,26
Бензин — 24500
Наличные — 8553,09
Страховки — 5900

Расходы по категориям разносил банк, но, в принципе, корректно. В развлечения кроме музеев я перенёс аренду лодки, а ещё там осталась Стокгольмская карта, которая частично и к транспорту отношение имела. В транспорт собраны паромы (внутренние и Таллин — Стокгольм-Таллин, который обошёлся в 340€ в обе стороны), платные дороги, проездной и билеты.
Кстати, ради скидки при покупке СтокгольмКард пришлось в IKEA вступить в клуб Family с получением карт этого клуба уже в Москве, всё же скидка 20% на СК не лишняя.
Жильё часть оплачивал заранее, из дома. Прежде всего – коттедж 420 €. Через некоторое время переделал бронь в Скандике — вместо 2 ночей с отменой взял 3 ночи с предоплатой, что вышло почти так же – 2014 sek. В результате пепланирования дат начала и окончания поездки «образовалось» ещё 2 дня, откуда и появилась вторая ночь в Кинсарвике и дополнительный день в Стокгольме.
Ну и спасибо вообще всем написателям отчётов, поскольку почти каждый что-то вносил своё в наш маршрут – подтверждал какие то выводы, обращал внимание на что-то, укреплял, в конце концов, желание ехать в эту чудесную страну Норвегию.

Ира:
Мечтать не вредно… Мечты сбываются!

Как все начиналось?

Чудеса часто случаются под Новый Год. Ведь каждый это знает, но мало кто верит. Тот, кто верит, наверное, ждет Деда Мороза (возможно, всю свою жизнь), а тот, кто не верит, даже не обращает на это внимания. А, зря! Чудеса приходит к нам не в образе красноносого (или синеносого) могучего старика, а виде маленьких, пугливых надежд о большой мечте.

Итак. Приближался Новый Год и по телевизору стали с завидным постоянством появляться Деды Морозы и Санты Клаусы. Видя различия в нарядах, средствах передвижения и производимых возгласах наша Варя (на тот момент почти 5 лет от роду) в очередной раз решила уточнить для себя who is who. Выслушав краткий экскурс по культурологии, задала два вопроса, которые в нашей истории можно считать поворотными — «Где живет Санта Клаус?» и «Когда мы к нему поедем?» Я стала распространять о местах обитания, тайно лелея мысль, что действительно когда-нибудь мы сможем съездить в Великий Устюг, а то и махнуть в Финляндию, но это все в очень отдаленной перспективе.
Тут в диалог вмешался папа (Олег), и сказал, что если уже доехал до Финляндии, то останавливаться на этом нелепо, надо ехать дальше, там же рядом НОРВЕГИЯ!

Моя мечта поехать за границу и увидеть мир, слыша такие обнадеживающие слова, встрепыхнулась и зарделась, радуясь, что получила ощутимую поддержку. Надо отметить, что я всегда хотела (и сейчас хочу) увидеть мир. Но мне казалось это несбыточной мечтой. Потому что это очень сложно: нужно оформлять какие-то непонятные документы, нужно знать иностранный язык, нужно много денег, или нужно денег больше, чем я могу потратить на это, нас там никто не ждет, и т.п. глупости. Но идея эта крепко засела у меня в голове.

И, тут Олег, после некоторой паузы, как бы мимоходом говорит, что действительно, отчего бы не поехать в Норвегию, например через годок другой. Ура! Есть план, можно его думать! Я стала прикидывать, что я могу сделать для этого. Например, выучить английский. Я давно безуспешно пыталась освоить азы устной речи, а тут появляется такой стимул! Я могу собирать и контролировать вещи, готовить (у нас уже был довольно большой предыдущий опыт самостоятельных поездок по России).

Пока я формулировала для себя дела далекой перспективы, Олег неожиданно сказал, что ехать надо бы в этом году, причем на своей машине. Потому что машина новая, есть КАСКО, через год Варе в школу идти, мне работу искать, отпуска согласовывать, в общем, свои сложности.

Я, конечно, согласилась, но полностью поверить в такую авантюру себе права не дала. Конечно, посмотри на глобусе где Волгоград и где НОРВЕГИЯ! Ха-ха, на своей машине, без языка, с ребенком, да у нас даже загранпаспортов на тот момент не было (я даже не знала где их получать надо). Любой нормальный человек сказал бы, что это полный бред! Я так не сказала. Я затаилась и боялась спугнуть удачу.
У меня сложилось впечатление, что около недели Олег почти не спал. Все время что-то считал и прикидывал, не выпускал из рук компьютера. И, потом вынес вердикт, что мы можем осилить такое путешествие и финансово и технически. УРА! Что же делать дальше?
Что я знала о Норвегии? На тот момент это для меня маленькая точка на карте. Где-то на Скандинавском полуострове, на севере, наверно там холодно. Из культурных ценностей Григ «Пер Гюнт». Пожалуй и все… Не густо.

Надо признаться, что колоссальный труд по разработке маршрута, выяснению правил оформления документов, бронированию билетов, т.п. проделал Олег в одиночестве. Просто снимаю шляпу… Потому что это сейчас все кажется несложным и понятным, а тогда необходимо было освоить огромный объем информации, о котором раньше и не задумывался.
Я отвела себе малую, что важную часть в обеспечении путешествия. С удвоенной энергией занялась изучением английского. Мне так было спокойнее, и как бы все время при деле.

Огромное спасибо каналу «Культура» и лично Дмитрию Петрову за цикл передач «Полиглот». Именно этот курс сдвинул меня с мертвой точки безуспешного изучения английского в школе, институте, на курсах, с репетитором. Ну, и конечно «красный Мерфи», куда же без него;). Не могу сказать, что я с легкостью стала понимать и говорить по-английски, но в поездке мы все свои мелкие текущие задачи решали, и сильно не напрягались.

Начались долгие месяцы подготовки. Ведь решение о путешествии было принято зимой, а должно оно было состояться только летом, в июне. К тому же, как обычно, среда сопротивлялась. Неожиданно выяснилось, что в организации, где работает Олег, предстоят структурные изменения, и график отпусков может быть изменен, или полностью пересмотрен.

Эта новость сильно нас напрягла, потому что уже надо было бронировать коттедж и гостиницы. Хорошие скидки. К тому же не понятно, дадут нам визу, или нет. Сталкивались с мнением, что визы в «приличные» страны могут с первого раза не дать, сначала надо де съездить в места попроще… К тому же где эту визу оформлять. В Волгограде нет визового центра Норвегии. Составлять левый маршрут для Латвии как-то не хотелось. В общем, было все не так уж и просто.

Но, время шло. Деньги были потрачены. Рискнули, и внесли предоплату. Причем сумма платежей была для нас скорее значимой, чем проходной. Стали собирать документы на визу. Отнеслись к этому очень серьезно. Все по списку, никакой отсебятины. Я съездила в соседний Саратов в визовый центр. С «божьей», а на самом деле с помощью служащих визового центра (огромное им спасибо) за 5 часов сдала документы. Будьте внимательны к качеству фотографий. Когда я посмотрела образцы, я поняла, что мои ни в какие ворота не лезут. Но, спасибо кудеснику из фотомагазина, который подшаманил и сделал из «г...» конфетку.

За все время подготовки мы ни разу никому не сказали о своих планах. А тут, в связи с моим отъездом в Саратов, пришлось раскрыться ближайшим родственникам. Надо признаться, что эта новость как громом поразила как моих родителей, так и родителей Олега. Нет, нас не пытались отговорить, но полное непонимание, шантаж переживаниями (у нас слабое здоровье), взывание к «разуму» вылилось на нас по полной. Куда вы собираетесь? Так далеко, да на своей машине, да с ребенком, да без языка, кому вы там нужны, русских нигде не любят и обижают… Надо признаться, что наши родители так же как и мы никогда не бывали заграницей, к тому же очень много времени посвящали просмотру политических программ по ТВ. Да, чуть не забыла отметить, что ко всем текущим неурядицам подключился геополитический кризис. Украину начало раздирать. Крым уже присоединили, что будет дальше — было вообще не понятно… Не нашли мы поддержки и у части своих друзей и знакомых.

И вот, о, победа! Визы получены! В совершенно новый и чистый паспорт! Можно действительно начинать сборы.
Потянулись самые тяжелые и скучные 2 месяца ожидания. Маршрут готов, билеты на паром куплены, жилье оплачено, список вещей написан, а реально собираться еще рано.

Считая каждый день количество оставшихся до выезда дней скоротала время, разглядывая календарь. К тому же за месяц до отъезда сильно заболела Варя, потом я… В общем кое-как добрались до заветного дня складывания вещей. И тут, то я просто взвыла! Список вещей был проработан и исправлен тысячу раз. Казалось, что ничего лишнего, только самое необходимое. Но, как только «самое необходимое» было запихнуто в 8 сумок и еще горой оставалось на полу, я почувствовала отчаяние и невероятную усталость. Как все ЭТО загрузить в нашу машинку, да еще оставить место для Вари?

Трам-пам-пам. Внимание! Барабанная дробь. Наступило утро выезда! На удивление спокойно, и, как всегда, вовремя и деловито, мы отправились, как мне казалось, почти в никуда. Удивительно ощущение свободы и авантюризма охватило меня. Дело в том, что я так и не удосужилась выяснить маршрут и запомнить названия хотя бы основных мест. Я знала только план на первые 3 дня пути.

Дни 1-2. Перегон Волгоград-Москва. Москва.

До Москвы из Волгограда доехала без приключений, в рабочем порядке, довольно легко. Даже вспомнить нечего. Дальше теплая встреча с любимыми родственниками.
На Москву планов не было никаких. Единственное запланированное место для посещения — Красная площадь. Как говорится, надо ребенку показать.
Я Москву не знаю и, может быть, поэтому и не люблю… Со времени последнего моего посещения Город стал еще больше, люднее и богаче. Почему богаче? Как это определяется? По огромному количеству и РАЗМЕРАМ пафосных торговых центров и рекламы, сжимающих Москву в адское кольцо МКАД. На нашем пути встретились еще 3 столицы разных по экономическому состоянию европейских стран. Разницу мы осознали.
На дороге не протолкнуться. Одна единая и неделимая пробка (10 полос). Водители на нервах, стиль вождения просто ужасает, в воздухе веет ненавистью и желанием спихнуть соседа, чтобы прорваться чуть-чуть вперед. При этом бок к боку на протяжении километра стоят центры по продаже новых машин. Зачем им машины, если скорость передвижения может составлять 1 км за 25 мин? Жизнь в пробках? На любителя…
Вообще Город сильно подкашивает здоровье своего населения. В метро уже мало кто читает, все больше спят, хоть на секунду найдя равновесие.
Уверена, что многие со мной не согласятся. Но, как поется: «покажите мне Москву, москвичи…».

Итак, выспавшись и ужаснувшись холодной июньской московской погоде, мы отправились в Город. Только пройдя сквозь строй печальных, задерганных, безмерно уставших жителей столицы мы попали на Красную Площадь. И, тут случилось чудо! Как если бы можно было попасть в зазеркалье. Уже на подступах к сувенирным киоскам стали летать флюиды радости и беззаботности. Правильно, мы приближались к зоне обитания туристов. На Площади все в порядке, все на месте. И, толпы, толпы иностранных туристов. Русская речь почти не звучит. Редкая семейная пара приводит свое чадо посмотреть, где в Новый Год случается бом-бом.

Ну, бог с ней, с Москвой. Мы же ехали не в нее.
Ура! Завтра должен наступить первый день настоящего путешествия. В планах перегон из Москвы до границы. Ночевать мы планируем уже в Эстонии.

День 3. Здравствуй заграница. Привет Эстония.

Выехали из Москвы вовремя. Со стандартной задержкой в 5 мин. Итак, 6.05. «Moscow never sleep», МКАД гудит. Преодолев все засады, и ремонты дороги вырвались на Новорижское шоссе. Кстати ремонты дороги в несколько километров будут нас преследовать на протяжении всей нашей поездки во всех странах. Даже у нас в Автодором забытой Волгоградской области пытаются областные дороги ремонтировать. В городе, даже в Центре точное ощущение, что живешь в Сталинграде, потому что дороги, как после бомбежки. Печально…Кстати, про Сталинград расскажу позже.
Но, не будем отвлекаться. До границы доехали легко. Псковская земля очень красивая на природные угодья, но из чего складывается экономика области мы так и не поняли. Полей нет, огородов тоже, «наверное, не растет ничего, или не содят?». Травы море, но коров тоже не разглядели. Поселки и городки попадались крайне редко. Может быть, дорога проходит в стороне от жилья?
В этом направлении ехали первый раз. Я так вообще себе не представляла, как должно выглядеть место называемое «Граница нашей Родины». Но, Олег недаром полгода провел за чтением отчетов форумчан. От меня всем описавшим свои путешествия большое спасибо, что не поленились остановиться на таких вещах как описание подъезда и дальнейших действий по пересечению границы. Для новичков, — это ценнейшая информация. Сейчас, приобретя минимальный опыт, кажется «да что там такого, все понятно». Вспомните, когда вы ехали в первый раз, наверное тоже «коленки тряслись», потому что на официальных сайтах такой информации не найти, а она очень помогает чувствовать себя уж не совсем идиотом.

Действительно, в нужный момент платный участок дороги выводит прямо на пропускной пункт Куничина гора. Грузовики тоже на месте. Нам повезло, очереди не было совсем. Даже наша бронь на место в очереди не пригодилась. Мы приехали на 2 часа раньше.
Как себя чувствуешь, впервые в очень сознательном возрасте переходя границу? Очень странно… К счастью в следующий раз такого стресса уже не испытать.
Надо отдать должное служащим таможни и границы, что с нашей стороны, что с эстонской. Работают они строго, но очень вежливо, не отказываются объяснить что-то, и даже выйти из будки и махнуть рукой в нужном направлении. В Эстонии говорят по-русски. Не забудьте поблагодарить их, сказав «айтЕ» (спасибо по-эстонски). Поверьте, это очень приятно, когда чужестранец знает хотя бы одно слово на твоем языке. Сразу становится теплее, да дружба народов крепнет :).
И, вот, последний шлагбаум открыт. Можно выдохнуть. Здравствуй Новый мир неизведанный! Волновалась до последнего. Все документы собирали и готовили сами (опять огромное спасибо форумчанам). Поэтому, где-то в глубине души «терзали смутные сомнения», все ли у нас есть, и все ли сделано правильно?

Сама граница откровенно разочаровала. Все-таки умела работать пропаганда в советское время даже на уровне художественных фильмов. Почему-то, именно в детстве попадались фильмы про пограничников, шпионов и т.п. Каждый советский ребенок знал, что «граница на замке» — это, раз. Граница – это полосатые столбики и мотки колючей проволоки –это, два. И, конечно – пограничник с собакой. Из всего перечисленного с трудом удалось разглядеть только маленький полосатый столбик. Что ж, считаю, что это хорошо. Железный занавес – вселенское зло.
Проехав несколько километров по Эстонии, чудесных перемен в окружающей нас действительности не заметили. Все тот же лес, дорога. Но, дорога неуловимо стала лучше! Не понятно за счет чего, но ровнее. И абсолютное одиночество… Вокруг никого.
Решили сделать первую остановку на покушать и побегать. И тут столкнулись с первой разницей между нашими дорогами и «иховыми». Обочины то, нет! Примыкающих дорог тоже не видно. Куда сворачивать? К тому же, мы же за границей. Может у них тут вообще частные владения? Стал вопрос, который дома на дороге у меня лично не возникал, что тут можно, а что нельзя? Так как спросить было абсолютно не у кого, встали где смогли, чуть-чуть свернув в лесок.
Про медлительных эстонских комаров – это, правда! Леса те же, что и у нас в Псковской области, только чистые. Мы набрели на место, которое часто используется для остановок. Видно по остаткам прикопанной туалетной бумаги, но никаких бутылок, пакетов, или неорганического мусора.

Потом были отличные, но очень скучные и почти безлюдные эстонские дороги. Особенно напрягало, что при таких условиях совершенно невозможно разогнаться. Ограничение скорости 70 км в час превращает езду в Эстонии из удовольствия в пытку.
До Таллина добрались во время. Никогда не думала, что буду так радоваться ограничению скорости 100 км в час. К столице выводит автомагистраль. Но, где же, где потоки машин, пробки, реклама, магазины, суета? Как они живут без этого, ведь мы же подъезжаем к столице? Ничего подобного у них нет.
У нас сложилось впечатление, что эстонцы живут небогато, но с большим достоинством и уважением к себе. Вообще, забегая вперед, могу сказать, что Эстония оставила о себе очень приятное впечатление.
Да, чуть не забыла! Я первый раз в жизни увидела настоящих аистов! Они в действительности точно такие же, как их рисуют в букварях на букву А. И стоят они в больших лохматых гнездах, устроенных на столбах на одной ноге. Меня это жутко радовало. Но, не знаю почему, мы, ни разу не остановились и не сфотографировали их. К тому же только в Эстонии, действительно к дороге, два раза выбегали косули. Вся Швеция, а особенно Норвегия утыканы знаками с изображением, где оленя, где лося, где овцы, но нигде мы с ними так и не пересеклись.

В отеле потрясла работа персонала на ресепшен. Нас затопила волна гостеприимства и доброжелательности. Во всем остальном, к отелю тоже нет никаких претензий. Чистый номер без претензий (может быть даже не сильно уютный), простой, но сытный завтрак, закрытая стоянка. В случае одной ночевки отличное сочетание цены и качества. Правда, в номере нет холодильника, но почему-то, во всех гостиницах, в которых мы были, стандартные номера не оснащены холодильниками.

День 4. До свидания Эстония, где-то рядом Швеция.

Олег заранее узнал место автостоянки в центре Таллина. Казалось бы, чего проще. Навигатор говорит направо, налево, езжай себе, только на светофоры смотри. Но злую шутку с нами сыграл очередной ремонт дороги. Наша Наташа (так мы зовем наш навигатор из-за программы озвучки) «испугалась» неожиданного поворота, не смогла перестроить маршрут с учетом запрета проезда, и стала водить нас по кругу, никак не давая выбраться. Ощущения неприятные. Потому что, когда третий раз поворачиваешь направо на одном и том же перекрестке уже начинаешь нервничать. Вариант «мама, смотри, вот моя булочка» совсем не радует.
К тому же, ездить нам пришлось по очень узким дворовым дорожкам. Должна признаться, что такого ужасного состояния внутридворовых дорог я не ожидала увидеть. Это Сталинград… Просто, как дома яма на яме. Парадокс, а автотрассы в отличном состоянии…

«Упорство и труд всех доведут». Мы достигли конечной точки нашего маршрута и вкатились в многоуровневую платную стоянку. Впервые столкнулись с паркоматом. Спасибо серьезному эстонцу, который помог нам оплатить. Кстати, он с акцентом, но все, же говорил с нами по-русски, хотя обратились мы к нему по-английски. Еще раз хочу обратить внимание на доброжелательность таллинцев и готовность помочь. Из тех людей, с которыми нам пришлось общаться никто в нас – русских, врагов не видел. Конечно, не надо путать туризм и миграцию, но антироссийские настроения в Эстонии мне кажется, сильно преувеличены нашей пропагандой.

С удовольствием побродили по Старому городу. Вернувшись, из Швеции на обратном пути поняли, откуда «ноги растут». Сложилось впечатление, что эстонцы культурно ближе к шведам.

Поэтому некие мотивы Гамла Стана можно найти и в Таллине.

Голодный турист – плохой турист. Пришло время обеда. Да и на улице, хоть и было солнышко, но ветер дул сильный и холодный. Спасибо Андрюше Беднякову и программе «Орел и решка». Мы направились обедать в «Третий Дракон».

Там все действительно так, как показывали в программе. Даже продавщица (просто шоувумен) на месте. От нее многое там зависит. В первую очередь общий настрой и создание атмосферы древней таверны. Поразила ее способность разговаривать с посетителями на их родном языке. Ожидая в небольшой очереди я наблюдала, как она, обслуживая покупателей, общалась на французском, итальянском, немецком, английском, русском языках.
Еда там очень вкусная и сытная. К тому же недорогая. Восхитительные пирожки и огурцы, странная, но вкусная похлебка. Всем советую зайти.


Нагулявшись по старому городу, отведав орешков (в Швеции вкуснее), по плану мы должны были зайти в магазин и закупиться недостающими продуктами. Этот пункт был четко прописан, потому что каждый знает насколько дорогая страна Норвегия.
Но, игры разума не подвластны человеку. Мы нашли супермаркет, зашли в него, все посмотрели, оценили… и купили воду, банку кильки и банку горохового супа. Почему??? Этот вопрос мучил нас почти все пребывание в Норвегии. Почему, мы не купили там макарон, риса, печенья, конфет, энергетика, картошки, сыра, и много другого, не знаю. Пришлось потом покупать это все в Норвегии в 2-3 раза дороже. Кстати риса мы так не нашли. Нет у них понятия «краснодарский рис» для молочной каши. Только длинный рис в секции китайской еды.

К парому приехала за 2 часа. Первый раз все трудно. Боялись опоздать, и с трудом представляли, как и где обменивается ваучер на настоящий билет.
Преодолев сомнения и страхи встали в очередь в терминал. Удивило обилие компаний байкеров. У нас в Волгограде как-то их не часто встретишь. Из приезда Ночных волков на открытие муляжа фонтана (дети танцую вокруг крокодила) в прошлом году вообще сделали событие местного масштаба. А, тут можно сказать толпы дядечек и тетенек (не всегда первой свежести) методично перебираются за море покататься на просторах Швеции.
Поменять ваучер на билет оказалось делом не сложным. К тому- же, по-прежнему все говорили по-русски. И, вот оно счастье моремана – паром!

Наш паром назывался Baltic queen. К сожалению, мне пока его не с чем его сравнить, но в формат паромной переправы я влюбилась с первого раза. Обойдя общественные палубы несколько раз, обсмотрев все окна, отправились спать пораньше. Очень понравилось спать на пароме. Взяли каюту без окна, и о чудо! Можно закрыть дверь, выключить свет, и станет совсем темно и тихо. Успокаивающий мерный рокот вентиляции, и все, никаких белых ночей. Они конечно хороши для романтических прогулок по Санк-Петербургу, но в обычной жизни мне приятнее, когда ночь приходит вовремя.
Надо признаться, что на обратном пути, возвращаясь из Стокгольма на том же пароме, такого приподнятого настроения я уже не испытывала. Завидую новичкам! Хочется процитировать слова из песни одного известного путешественника «Ты, помнишь, как все начиналось? Все было впервые и вновь?».
Ну, не рассусоливаться и не отвлекается, говорю я себе.
Впереди Стокгольм.

Олег:
Сбыча мечт!


Дни 1-3 (29-31мая)
Волгоград — Москва. Пробег 970км, расход 67л, Москва – Таллин. Пробег 1095 км, 74 литра

По первым пробегам особо сказать то нечего, кроме ощущения огромности и некой необустроенности нашей страны. Хотя в общем, дороги по большей части хороши. Москва подавила своим напором, внушающим гнетущее чувство собственной мизерности. Кругом в метро уставшие недобрые люди, пробки, хамоватые водители и просто отморозки на дорогах, в общем, очередная прививка от столичной жизни получена. При этом я понимаю, что в городе немало хороших нормальных людей, но не они бросаются в глаза. На красной площади же, куда повели дочку (как обязательный пункт) обратная ситуация – весело, беззаботно, вокруг все улыбаются… Туристы, однако, смекнули мы
На Рижском шоссе стояли в около часа – ремонт идёт. В псковской области начали встречаться аисты, что вызвало неподдельный восторг Иры – она до этого видела их только в книжках.

На границе с Эстонией было забронировано время перехода, на всякий случай, бесплатно. Но не понадобилось, мы приехали раньше, очередей небыло, поэтому проскочили минут за 20. Эстонский таможенник попросил срочно закрыть багажник, когда увидел выпрыгивающих на него плюшевых медведей и разные сумки! Плотненько вещи были упакованы :)



И вот это новое чувство – ты за границей. Первым делом восстанавливаем в правах регистратор, вместо Навитела грузим Igo Primo, вспоминаем об отсутствии 20 км/ч бонуса при ограничениях и поплелись. Отличные дороги, хоть и без обочин, пустота не только на дорогах, но и вокруг, но довольно много съездов в лес. Одним мы воспользовались – перекусить, сделать первые кадры за рубежом. На автомагистрали пару раз видели срочно улепётывающих в лес оленей :) А вот в Таллине дороги стали уже много хуже. Непривычно светлая ночь не помешала нам выспаться перед рывком в настоящую, «старую» Европу.

Дни 4-5 (1-2 июня)
Таллин — Стокгольм – Groven Camping. 738 км, 47 литров

Гостиница для недорогой ночёвки хороша, а персонал просто суперский. На прощание подарили даме на ресепшн шоколадку Алёнка, так она чуть не расплакалась: « Это» — говорит — «моё детство»… Насколько я понял, там не продают наши шоколадки?
Столица Эстонии встретила нас не слишком гостеприимно — в результате ремонта на дорогие навигатор провёл нас пару раз через явно не центральные пути, на которых я с ностальгией вспоминал домашние дороги, мало отличающиеся от подвергнутых бомбёжке. Ямы грозили поглотить автомобиль, ехал еле-еле. От европейской столицы я такого не ожидал. Кстати, голос Igo первое время напрягал. Прежде всего, своей безаппеляционностью и словечками типа «Въедьте на перекрёсток, съедьте на 2 съезде, проедьте 35 км…» Так мы до самого обратного пересечения границы, когда вернули Наташу в Навителе, и подшучивали над этой озвучкой.
Но выбрались, поставили авто на стоянку (начитавшись о том, что вскрытие авто в Таллине не редкость не рискнул бросить просто на улице) и пошли на осмотр старого города.



Очень приятный, уютный туристический городок. Люди доброжелательны, туристов немало, правда. Посещение харчевни «III Дракон» стало той фишкой, которая привела нас в восхитительное настроение! В тёмном помещении, слегка освещаемом свечами, устроена едальня средних веков, со скудным, но черезвычайно вкусным и недорогим ассортиментом! Фотки сделаны со вспышкой!


Продавщица там – главный шоумен и сердце этой харчевни, настоящий полиглот, с покупателями разговаривает на их языке. Всё вкусно, сытно, антуражно, заставляет забыть о скепсисе в отношении мяса лосей и аутентичности средневековью :)

Насытившись и погуляв по городу, решили пораньше поехать на паром.


По пути зашли в магазин и тут-то и случилось то необъяснимое затмение, которое не позволило нам докупиться продуктами. Кстати, по пути убедились, что не все советские памятники вызывают желание эстонцев перенести их – это чудо, возведённое к Олимпиаде-80 (в Таллине была тогда регата) стоит себе и поныне.



На паром, опять-таки, ехал с внутренним трепетом – как обменять распечатку на билет, где? И даже – не пошлют ли с этой бумагой?.. Не послали, загрузились довольно быстро, расположились. пошли делать традиционные фотки с палубы. В общем – как обычно :) А в каюте приятный бонус – ночь наступает тогда, когда ты выключаешь свет! Отсутствие окна и штор – весьма привлекательно при путешествии летом, не привыкли мы, всё же, к белым ночам.
На следующий день мы повосторгались как нам казалось тогда красивыми видами шведских шхер, позавтракали, пошли рассаживаться. Ира перед поездкой простудила уши, которые периодически начинали болеть при охлаждении, поэтому ходила, в основном, в платке или шапочке, что видно на фотках. Традиционно «дыхнув в трубочку» на выезде мы потихоньку стали выбираться из Стокгольма, с его пробками и непривычными россыпями светофоров на перекрёстках – мало того, что для пешеходов частенько используются маленькие светофоры аж с 4 секциями (кто знает, зачем это?), так ещё и на каждую полосу по своему светофору. Сначала я в этой россыпи несколько терялся. Выбирались по дороге Е18, поскольку прочитал у кого-то, что она комфортнее, чем Е20. Спасибо кому-то, извините за забывчивость :) А когда Стокгольм кончился – право слово, ощущение заграницы исчезло. Ну дорога хорошая, но и у нас такие есть. Ну леса поля, но и у нас так же… Сено в рулонах? Появляется и у нас. В общем – за исключением указателей – обычный скучноватый пейзаж севера России, только жильё чаще да поухоженней. Даже первая заправка, на которой пригодились советы форума в части оплаты бензина картой, мало что прибавила к этому. После символической границы почти ничего не изменилось, кроме ограничений скорости. Но через какое то время порадовали участки с ограничением скорости 100 км/ч. Как то хотелось побыстрее миновать скучные равнины, холмы, приехать в настоящую Норвегию. До Осло ничего принципиально не менялось, несмотря на повышение гор и сужения дороги. После Осло, какое то время, тоже было мало интересного, а вот когда мы с трассы Е134 после Gransherad свернули на дорогу 37 – вот тут меня и накрыло! И как же я жалею теперь, что забыл про фотоаппарат тогда, а мысль списывать с регистратора записи пришла через день! Я просто ехал, забыв обо всём, сквозь эти леса, то густые, из мощных сосен, то, повыше, прозрачные, в которых искривлённые и хилые сосны и берёзы не мешали глядеть сквозь них, болота, на которых внезапно стояли одинокие хижины, озёра, в обрамлении заснеженных канав… Сказал Варе, что это и есть Хеддальский лес, так она начала «бояться» выхода троллей из него (за пару месяцев до этого мы читали сказку «Тролли Хеддальского леса»). И никого вокруг – ни людей возле нечасто встречающихся домов, ни автомобилей на дороге… В общем – эта дорога поставила первую занозу в душе :) Правда когда дорога подходила к концу, она стала периодически становиться то бугристой, то и вовсе грунтовой… Тогда я уже несколько заволновался – правильно ли я поставил конечную точку? Ага, правильно, вот и Groven Camping, ну-ка ну-ка, посмотрим, кто тут кабинками заведует… А никто не заведует уже, приехали мы поздно по местным меркам, уже ресепшн закрыт, мужчина, вышедший из боковой двери, сказал, что уже поздно и домик выделить некому. Скажу честно – я загрустил, очень хотелось поселиться и завалиться спать, искать другой кемпинг (помню, что были неподалёку) — не слишком охота. Но тут вспомнились рассказы, что ключи частенько оставляются в дверях, поехали к маленьким домикам… Есть! В дверях торчат ключи с просьбой распоряжаться кабиной по своему усмотрению! Заселяемся, разбираемся, Варька распределяет места, где кому спать. А через часок подъехал хозяин, собрал плату с заселившихся. Первые грабли – наличных нет совсем, а душ принимает только монеты в 10 nok, что оставляет нас без горячего душа. Тем не менее – первый кемпинг оставил очень приятные впечатления. Причём возможностью выспаться нормально – не в последнюю очередь. :)

Ира

День 5. Настоящая заграница. Где ты?

Паром принес нам отдых, первый шведский стол на завтрак. Тогда еще это вызывало интерес, и подарил 2 часа лишнего времени по отношению к нашему биологическому. Первый раз часы перевели в Эстонии, второй раз по прибытии в Стокгольм. Из-за скорости перемещения осознали это только в Швеции.
Как нормальные советские граждане, приходившие на вокзал за 1 час до отправления поезда, мы собрались пораньше, и где-то минут за 20-25 спустились на автомобильную палубу. Были очень горды собой, что все правильно запомнили и пришли в нужный нам отсек. Мы пришли, и носом уткнулись в намертво задраенную дверь-шлюз. Ай-ай-ай. Время поджимает, до Стокгольма 20 мин пути, а мы не можем сесть в машину. И вокруг никого…

У меня случился приступ микропаники. Побежали с вещами узнавать, где выход, и что делать. Как назло, вокруг никого. Попалась только девушка горничная, которая не говорила по-русски (первый раз, надо отметить). Мой вопрос по-английски она поняла. Но, ответить не смогла, не знала. Видимо никогда не ездила на пароме на своей машине…
Несколько озадаченные мы опять спустились к шлюзу. И, о чудо! Там стояли две дамы и две собачки. Надо отметить, что с собаками, как мне показалось, там путешествуют чаще, чем с детьми. А иногда и с детьми, и с собаками вместе. Они нам разъяснили, что дверь откроется ровно за 15 мин до прихода в порт.
Да, она открылась именно в это время. Чудеса шведской пунктуальности.

Выбрались из парома под строгими взглядами таможенников, Олег прошел контроль на алкоголь. Забавно видеть, как каждого водителя заставляют «дунуть». Но, как-то все ехали дальше, значит из дьюти фри с упаковками пива выходили только пассажиры, или очень терпеливые водители.
Итак, мы в столице Швеции. Где караваны рассерженных водителей? Где толпы народа? Где, я хочу вас спросить, торговые центры от дороги и до горизонта? Ничего этого нет. Хотя мы в столице одной из самых богатых и продвинутых стран старой Европы.
Почему? Не могу объяснить… Они живут по-другому. Другие приоритеты. Наверное, прошли более долгий путь к осознанию себя и своего место в мире.

Едем, вокруг город, обычный город. Да, чистый, ухоженный, но обычный. Где же ты, заграница? Единственно, что очень удивило, это количество и расположение светофоров на перекрестках. Их там по два на каждую развилку. Сначала не понятно вообще, а потом Олег говорил, что привыкнуть можно и в этом есть определенный смысл для организации безопасности движения.
Довольно быстро выбрались из города, и попали на автомагистраль. У меня от Швеции на пути туда осталось впечатление нескончаемой автомагистрали с ограждением.

Нам надо проехать 730 км от парома до первого кемпинга. Едем долго и нудно. Из достопримечательностей только ровная прямая дорога, развязки и рулоны сена, замотанного в пленку, и ровно расставленные на полях по обочинам дороги. Больше, ничего. Пытаемся отыскать 5 различий, как в детских играх-рисунках. Ну, да, ровные дороги, развязки и белые рулоны сена. Все сходится.
Вперед ведет только одна мысль. Скорее, скорее, но сильно скорее не получается. Очень большие участки с ограничением 90 км в час, иногда попадаются в 100 км в час. Оказывается 100 км в час по таким дорогам – это очень медленно! Но, зато какая забота о безопасности дорожного движения. Все очень продумано. Как говорится, лучше перебдедь, чем… ну, вы знаете.
Из-за скуки я решила все-таки поподробнее ознакомиться с нашим маршрутом. А, то и подучить названия городов и сел.
Надо отметить, что перед началом путешествия Олег нанес на бумажную карту Норвегии наш маршрут. Вот я эту карту и вытащила. Дорогие мои, как хорошо, что мы живем в 21 веке! Бумажная карта размера «обеденный стол на большую компанию» — не самое удачное изобретение человечества.

Во-первых, я поняла, что развернуть ее в машине не представляется возможным. Потом всплыл вопрос, который меня никогда не занимал. Где я сейчас нахожусь? Найти это место удалось не сразу, потому что шведский язык еще та, загогулина. Проезжая мимо дорожных знаков прочитать название населенных пунктов длиннее пяти букв очень затруднительно. Слова очень длинные, и количество последовательно стоящих согласных просто обескураживает. После шестой буквы просто бросала читать, да и к тому моменту обычно щит уже оставался далеко позади.
Но, овнам упрямства не занимать. Без помощи навигатора, правда, не обошлось. Я нашла точку на карте. Эх, ехать еще очень долго. Вот тут весь интерес к карте у меня и пропал. Больше я ее никогда не разворачивала.
Как ни крути, а кушать хочется. Нас на всем протяжении путешествия преследовал злой рок. Правда он был крошечный и вообще не злобный. Мы нигде не смогли остановиться в красивых местах, чтобы пообедать.
Может быть, это началось с первой остановке на заправке? Ну, негде больше было свернуть. Остановились покормить машинку, да и сами решили поесть.

Стандартный стол с лавками. Пейзаж на нуле, общее состояние усталости и необустроенности. Зато успешно преодалён языковой барьер. Нам помогли оплатить бензин кредитной картой.
Первое посещение туалета на заправке. Да, теперь я поняла, что мы не в России. Отступление по туалетной части разрешу себе сделать несколько позже. У меня есть теория «корреляции оборудования и санитарного состояния туалетных комнат с общим уровнем культуры народонаселения и государственным устройством в стране».
Из первых забавных наблюдений могу вспомнить стайку седовласых старушек, которые беззаботно и очень медленно шли по территории заправки к магазину, никак не реагируя на шум шин за своей спиной. Нам пришлось ехать со скоростью 5 км в час. А, им даже в голову не пришлось чуть-чуть принять правее. Край не пуганых пешеходов. Пешеход всегда прав!
Долго ли, коротко, быстро ли, медленно, но мы подъехали к границе Швеции и Норвегии. Как мы это определили? С большим трудом. Навигатор утверждал, что здесь должна быть граница. Что, вот эти заброшенные домики пустой таможни? Или дорожный знак со словом «TOLL».
Да, я знала, что в странах Шенгена границ как таковых нет, но что так, вообще, не кому было даже “здрасте» сказать? Итак, до свидания, Швеция. Здравствуй, вожделенная НОРВЕГИЯ!

А, ехать еще около 300 км. При скорости 80-100 км это довольно долго. А мы уже подустали.
До Осло, хотя мы его и обошли стороной, дорога почти не менялась. А, потом, это я обнаружила не сразу, начались удивительные превращения. Стали из-под земли пробиваться скалы, начались пока еще маленькие подъемы-спуски и повороты, деревья подросли и распушились, где- то невдалеке стала проблескивать вода.

Настоящее чудо случилось, когда мы осознали что находимся в Хедальском лесу. Я ехала, открыв рот, музыка Грига звучала в ушах. Так таинственно и загадочно выглядел лес. Совсем не похож на наши чахлые леса полупустыни. В тоже время он не так зарос подлеском, как в средней полосе. Светлые участки сосновых боров, перепутываются со сказочными участками еловых и смешанных лесов.
Почему мы не остановились и не вышли сфотографироваться? Это второй вопрос, на который у нас нет ответа. Очень жалеем теперь.
Очередной урок от путешествия. Снимать надо сразу, не откладывая, потому что потом ты уже можешь никогда этого не увидеть…
Оставалось около 150 км. Усталость улетучилась, начала закручиваться норвежская пружина впечатлений, которая позволяла нам без устали колесить по дорогам этой восхитительной страны. Приближался первый кемпинг. Наступил вечер, хоть и было светло, как днем, уже хотелось под крышу.

Навигатор уже показывал финишный флажок, мы облегченно вздохнули, но тут дорога резко повернула направо и пошла в горку.
С начала это не вызвало никаких эмоций, потом дорога начала съеживаться, а подъем забирался все выше. Заехали мы довольно высоко. Первый раз в зону тундровой растительности. Березки резко измельчали и закривели, камней стало больше, чем травы, причем все они покрылись мхом цвета ржавчины, дорожка выродилась в грунтовку, посыпанную гравием.
Это конечно здорово. Но уже хочется домой, а не сбиться с пути в поисках сокровищ троллей. Я начала уже немного напрягаться в плане доверия Наташе-Оксане (программе навигатора), но тут к счастью уклон дороги изменился, мы стали спускаться с перевала.
Эта дорога вывела нас точно к кемпингу, видимо срезав какую-то часть пути у другой более крупной дороги.
Ура, мы дома! (Гровен кемпинг). Но не все так просто…Приехали мы по меркам Норвегии глубокой ночью. Около 8 часов вечера. Предварительного заказа на домик мы не сделали. Естественно никого на ресепшен и в помине не было. Конечно, висела бумажка с телефоном, по которому нужно звонить в случае запоздалого приезда. Угу, звонить, т.е. объяснять на буржуйском языке… На тот момент для меня это было сложно. Решили поискать кого-нибудь живого, потому, что видя человека легче при блоке на слова что-то показать руками, и вообще по любому можно объясниться.
А, вокруг НИКОГО. Потом мы уже привыкли к малолюдности норвежских просторов. Видимо у них дома так хорошо, что по улицам они не ходят.

Итак, достучались до дедушки в домике по соседству с ресепшен. Попытались выяснить кто он, и как поселиться в этом чУдном месте.
Видимо он знал английский еще хуже, чем мы. Удалось лишь понять, что он к администрации не имеет никакого отношения, и как поселиться здесь он не знает. Не знал он других ближайших кемпингов.
Да, я стояла в некотором замешательстве. История развивалась точно не по нашему сценарию. Близок локоток, да не укусишь. Не приятно, на ночь глядя, затеваться с поисками нового ночлега. Опыта у нас еще не было. Теоретически мы знали, что остаться без ночевки в этом регионе Норвегии просто не возможно, но на практике этого проверять как-то не хотелось.
Тут Олег вспомнил, что в некоторых кемпингах принято оставлять в дверях ключи от свободных домиков. Потом мы поняли, что не у всех. Называю кабины русским словом домик, потому что на самом деле это настоящие, уютные, иногда игрушечные домики, а не абстрактные кабины самолетов телефонов, душевых и т.п. Все-таки могуч и тра-та-та русский язык… Кстати, на занятых домиках висят бумажки с номерами телефонов туристов, которые сделали заказ. Есть более легкий путь для людей, которые не чувствуют в себе смелости вести разговор по телефону на английском языке. Можно сделать бронь по интернету, подготовив заранее стандартный тест. Мы потом так и делали. Утром бронь, вечером заезд в домик.

Ну, вернемся во двор Гровен кемпинг. Путешествие нас вело, и ни разу не обидело. В одном из домиков торчал заветный ключ. Ура! У нас есть удивительный бревенчатый домик с проросшей травяной крышей.
Мы начали выгружаться и размещаться. Минут через 40 подъехал хозяин, или «смотрящий», но мне показалось, что хозяин. Он оперативно провел платеж по кредитной карте через мобильный терминал. И довольный уехал.
Счастливые мы уснули под ярким норвежским солнцем. Это была наша первая ночь в Норвегии.

P/S У меня сложилось впечатление, что норвежцам все равно — светло, или темно в их домах. Только в одном кемпинге (Ёстедаль) были плотные занавески, обеспечивающие нормальную ночь внутри помещения.
Снов в ту ночь мне не показывали.

Продолжение следует…

Комментарии (16)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

asiat408

  • 6 декабря 2014, 08:53
Классное написание! Жду продолжения!
+
0
+ -
avatar

asiat408

  • 6 декабря 2014, 08:59
Классное написание! Жду продолжения! И кто-то Вас попросит вставить cut.
+
0
+ -
avatar

Zebra

  • 6 декабря 2014, 09:28
Так я вставил сut! Точно по инструкции, после второго абзаца…
+
3
+ -
avatar

begun12

  • 6 декабря 2014, 09:48
Очень интересно читать о подготовке глазами новичков, да еще такой полифонический рассказ у вас получился. Вам надо еще добавить часть от дочи! Интересно, как в ее понимании выглядит «Дело было так»?
Еще интересно будет сравнить ваш отчет и отчет Бориса — он сейчас на сайте во главе угла. Тем более, что и время поездки у вас примерно одинаковое.
Так что буду ждать след части, вы только на фоты не скупитесь, и еще раз попробуйте кат!
+
0
+ -
avatar

Zebra

  • 6 декабря 2014, 10:37
От дочки есть где то краткое описание поездки, если найду — скажу :) Кат поставил после 2 абзаца. Почему не работает — не пойму :( Причём при редактировании отчёта он в редакторе умещается только частью, приходится дописывать довставлять фотки. Третий раз уже не очень хочется… Если у модеров есть такая возможность — может вставят сами кат? Мой тут не катит :) Хотя во второй части — прокатило.
+
1
+ -
avatar

admin

  • 6 декабря 2014, 13:13
Приветствую!

Спасибо за отчёт. CUT поставил, но через Базу Данных, так как из-за того, что часть очень большая, движок сайта обрезает её при попытке редактирования (так что пока не редактируйте, плиз, эту часть или попросите, ежели понадобится, меня). :)
+
0
+ -
avatar

Zebra

  • 6 декабря 2014, 17:26
Спасибо! Я понял :)
+
0
+ -
avatar

Zebra

  • 7 декабря 2014, 21:01
К сожалению, 2 и 3 части получились такими же длинными, как и 1. После этого я стал вообще по 1 дню на часть делать. В итоге за пределы 3 части не ведёт ссылка. Можно поправить?
+
1
+ -
avatar

admin

  • 8 декабря 2014, 09:04
Добрый день! Смотрю в редакторе Вашу третью часть — там никакого обрезания текста не происходит. Просто не вижу, чтобы «Продолжение следует...» было обличено в гиперссылку. Просто добавьте её. Или я Вас в чём-то не допонял? )
+
0
+ -
avatar

Zebra

  • 8 декабря 2014, 17:38
Ой, да, зарапортовался, только две части длинные :) Извините, спасибо!
+
3
+ -
avatar

bkozyrev

  • 6 декабря 2014, 16:30
Очень интересно читать о тех же местах под другим углом зрения. Тут и восторг новичков, и другая организация отдыха, и «параллельный отчет супругов». В общем, спасибо, с удовольствием буду следить и сравнивать впечатления. Тем более, что вы, как я понимаю, в Норвегии целиком уложились в хороший солнечный сезон, дожди начались (если вообще вас настигли) уже на обратном пути?
+
1
+ -
avatar

Zebra

  • 6 декабря 2014, 17:26
Ну, с погодой повезло, но дождик иногда срывался, а один день был дождливый целиком. В основном было хорошо :) А местные жаловались. что год засушливый — даже на крышах было очень много сухой травы.
+
3
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 8 декабря 2014, 11:02
С почином вас!
Первые две части прочитал на одном дыхании, практически не делая паузы. Если бы вы сами не упомянули, вряд ли бы подумал, что это дебют в заграничных путешествиях.
Переполнение мыслями и вопросами при подготовке — очень знакомо. И женская позиция — полностью полагаюсь на мужа — тоже :) Только у вас это еще и озвучено с двух сторон. Правильное решение!
В общем, читая вас, заново переживаю аналогичные моменты своей жизни. Спасибо за такую возможность!
+
1
+ -
avatar

Zebra

  • 8 декабря 2014, 17:41
Спасибо! :) Только вот такая позиция жены в данном путешествии была нестандартная — обычно мы вдвоём прорабатываем, куда-когда-зачем. А в этот раз она захотела именно сюрприза «с нуля», принципиально не смотрела фотографий и не читала, что и где там :)
+
0
+ -
avatar

serg_io

  • 5 января 2015, 01:07
Молодцы! Очень информативно, подробно и не занудно. Пока говорю только про первую часть. Больше не прочитал. Смело для первого путешествия. Смело и очень достойно. Мы дебютировали в 2013 году и докатили до Барселоны. Ощущения новичков сходные. Очень нравится ваш стиль, а «двухканальный» текст — это находка! Теперь хочется больше фотографий. Хороших, красивых фотографий. В первой поездке мы были вовсе без фотоаппарата, пришлось восстанавливать аналогичные фото по гугл картам. Вроде неплохо получилось, да и претензии никто не предъявил. А когда в 2014 поехали с фотиком, оказалось что сделать хорошую фотографию совсем непросто.
Ирина и Олег, поздравляем вас с новым годом ижелаем всяческих успехов, интересных путешествий и крепкого здоровья!
Сергей и Влада
+
0
+ -
avatar

Zebra

  • 11 сентября 2015, 21:35
Ой, только сейчас заметил Ваше пожелание! Извините, что с «задержкой небольшой», но спасибо! :)

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.