Меня ты поймёшь, лучше страны не найдёшь! (Норвегия) Часть 3. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Меня ты поймёшь, лучше страны не найдёшь! (Норвегия) Часть 3.

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6

Олег:

День 8 (5 июня)
Kinsarvik — Dronningstein -Tvindefossen — Stalheim Hotel — Gudvangen(VangCamping). 268 км, 18 литров

Сегодня с утра была запланирована прогулка в Sundal, на ледовую дорогу. Но, реально оценив время, необходимое для неё, решаем заменить эту прогулку на трек Dronningstein, или в просторечье «тропа королевы Сони», взглянуть на водный перекрёсток, образуемый Utnefjorden, Eidfjorden, Sørfjorden и заливом около Kinsarvik. Всю тропу до Lofthus мы, конечно, не думали даже идти, больше 20 км с ребёнком, но на гору подняться, к королевскому камню – это обязательно.

Сразу после парковки (проехали дальше, чем обычная парковка) тропа идёт вдоль дремучих лесов, в который я не мог не забраться, настолько это выглядит маняще.

А вообще до камня это даже не тропа, а тракторная дорога, вдоль которой нас постоянно встречали оставленные тракторы (бедненький больной трактор, по словам Вари), снегокаты…

Порой даже на прицепах лежали инструменты, типа лопаты, ещё чего то. Может оставили на время, уберут потом, а может и до следующей зимы – с них станется. Никто ж ничего не берёт, не отрывает итд.

По отчётам мне казалось, что придём гораздо быстрее, но дорога всё вилась и вилась довольно крутым серпантином, каждый поворот казался финальным, ан нет, приходилось идти дальше. И лишь встречавшиеся периодически муравейники, водопадики, указатели, скалы итд помогли Варе сохранить интерес к дороге! Ближе к вершине ветер задул сильнее, температура упала, по бокам дороги стал появляться снег, пришлось одеться даже. На указателе над королевским камнем в ящике опять книга, в которой мы не только нашли запись соотечественников, но и сами оставили свою. Варька опять дописала свою фразу.

А чуть сбоку была панорама на водный крест. Даже пасмурная погода не могла испортить его!

Назад спускаться было много проще, было время спокойно любоваться видами.

Но не всё в Норвегии чисто и аккуратно, например мы частенько встречали подобного рода старые вырубки, которые даже не расчищают от сучьев и некондиционных стволов. Насколько мне помнится, это неправильно? Как то тут норвежская аккуратность отношения к природе даёт сбои, на мой взгляд.

Довольные и слегка уставшие едем дальше, следующий пункт, кроме, конечно, самой Норвегии, водопад Tvindefossen. Но перед ним надо бы пообедать, на голодный желудок смотреть что либо трудно, мысли сбиваются. Но ёлочек, как назло, всё небыло и небыло. Отчаявшись дождаться ёлочки свернули на первом же повороте и дорожка привела нас в какой то кемпинг на берегу озера. Не побьют же, в конце концов, подумал я и решил. что обед мы сварим именно здесь. Да, сварили, но всё время было как то неуютно, нам казалось, что мы как то сильно нарушаем местные правила и сейчас придёт «страшный дядька» и прогонит нас. Детские страхи? Может быть, но это было не слишком приятным ощущением.

Кое как пообедав и не дождавшись никакого дядьки, поехали дальше. И вот он, прославленный Tvindefossen! Вокруг никого, только от парковки с сувенирными магазинами отъезжает пара машин. Мы одни тут, не сезон!

Водопад оставил двоякое ощущение — с одной стороны красиво, шумно, здорово, с другой – как то ждалось бОльшего. Может это результат просмотра фоток с восторженными описаниями? Но почему, тогда, этого чувства небыло в других местах? Пришлось надеть дождевики опять, не жарко, а от водопада дует мощный ветер и несёт массу водяной пыли. В жару, наверное, очень приятно

К Stalheim Hotel мы подъехали уже около 5 часов, поэтому к ферме решили не идти, посмотрели со смотровой долину, спустились с серпантина. Варька, овладев фотиком, сделала нам фото.

Серпантин, официально самый крутой автомобильный в Европе, конечно, несложный для езды, но на второй передаче автомобиль шементом разгоняется до 70 км/ч, так что притормаживать приходится частенько. Если не останавливаться постоянно на фотографирование – то почти на тормозах и едешь, даже на 2 передаче.

И вот мы уже подъехали к самому понравившемуся нам кемпингу – Vang. Эта долина воистину может носить звание долины водопадов – от стола в центре кемпинга я их насчитал 12, потом сбился. Да, они не грандиозны, но их обилие, нависающие с обоих сторон горы, река рядом – шикарный кемпинг!

Кстати – дорога практически совсем не слышна, чего я опасался заранее, а Wi-Fi уверенно позволяет говорить по Скайпу.

Хотя, забыл о 2 часовой разнице — звонок в 12-м часу ночи вряд ли обрадовал сестру :) Порадовали обычаи в кемпингах – за длинным столом сидела немаленькая компания, ели, выпивали, смеялись, но всё негромко. никому не мешая. А часов в 9 их уже небыло. Кстати, такая ситуация не единичная была. Очень культурный народ – туристы в Норвегии!

Ира:

День 8.У природы нет плохой погоды.

День начался прекрасно. Собрались, выехали. Первым по плану на сегодня было восхождение по дороге королевы Сони. До точки добрались в рабочем порядке (огромное спасибо Олегу, нигде и никогда не заблудись), проехали немного дальше закрытой по причине не сезона загадочной будочки. Хорошо, что так сделали. Это дало нам фору в несколько километров и задел по времени. Все-таки подниматься оказалось дольше и тяжелее, чем я думала.

Оставили нашу машинку в гордом одиночестве на площадке среди свежей вырубки леса, а сами переобулись, и потихоньку пошли в горку.
На тот момент у меня был опыт только двух подъемов — Лиллитоп и Хуседален. Рельеф там схож между собой. Это большей частью узкая каменистая тропинка, с уклоном примерно в 10-15 градусов. Но так как общая высота и время подъема были не высокими, я сильно не успевала уставать.
Здесь же, на дороге королевы Сони, сначала мне показалось, что это будет легкая прогулка. Потому что лезть по камням вообще не надо, тебя ведет широкая гравийная дорога. Конечно, так же есть треки и поперек дороги, прямо по склону, но нам это было в принципе не доступно, даже пробовать мысли не было.

Удовольствие от восхождения пополнялось разглядыванием норвежских лесных чащ, и склонов противоположенного берега фьорда. Варя скакала впереди, мы ее догоняли.
Потом дорога стала сужаться, угол подъема незаметно увеличивался. Первым развлечением стало разглядывание оставленных с зимы снегоходов. Кстати, на этот уровень можно смело подняться на машине. Там есть, где развернуться. Если увезут снегоходы, все равно останется старая цистерна, в которой зимой, наверное, держат топливо для заправки, и площадка для бивуаков (какие-то шалашики, дрова, остатки столов…). То есть место угадаете. Это тот на случай, если по каким-то причинам вы не можете преодолеть весь путь пешком.

Мы отдышались, попили водички, и пошли дальше. Это где-то первая треть пути. Я по своей наивности, начала заглядываться наверх, в надежде увидеть вершину. Ха-ха, до нее еще топать и топать. Прошли еще столько же. Природа, конечно хороша, причем видно как меняется растительность в зависимости от высоты, но где, же он, последний поворот? Варя начала поскуливать. Не так чтобы устала, просто заскучала. Везде лес и лес, ничего увлекательного. Но, тут нам в качестве подарка встретился настоящий муравейник, как в мультфильмах.

Варя, да и я, наверное, таких раньше не видела. Не забывайте, мы жители полупустыни. Представьте себе Казахстан. У нас густых лесов на большей части области нет, муравьи все чаще живут под землей, копая там себе разветвленные замки.
Поиграли в энтомологов, получили тему для разговоров, отдохнули, и пошли дальше. Погода стала портиться, солнце в тот момент решило не выходить из-за тучек, похолодало. Приоделись. Должна сказать, если кто поедет впервые, непромокаемая ветровка с капюшоном и жилетка, основная и неотъемлемая часть гардероба для путешествия по Норвегии.

Но, «врагу не сдается наш грозный Варяг», «паникеров к стенке», продолжаем идти вверх и вперед. Еще пара десятков поворотов, усталость в ногах, первый снег на склонах, первые капли дождя, и мы у цели! Как всегда я кричу, что это стоило наших усилий. За этим надо ехать за 3000 км. Это нужно видеть.

Да, погода не ахти. Дует ветер, срывается дождик, но к счастью тумана нет, мы видим перекресток фьордов. Мы там одни. Это все сейчас принадлежит только нам. На вершине мы были минут 15. Погода за это время улучшилась. Даже солнышко показалось. Все рассмотрели. Долго оставаться там не комфортно, ветер холодный дует. Сделали запись в книге победителей, и пошли довольные вниз.
Вот тут-то я поняла прелесть проторенной дороги. Спускаться, в отличие от каменистых троп очень легко.

Все, первый пункт программы, отработан. Нужно ехать дальше, обедать, и знакомиться с Твиндефоссон (это водопад).
Путешествие, как говориться путешествием, а обед по расписанию. В начале, я уже сетовала на то, наверное, в качестве алтарной жертвы, как меньшее из всех зол, нам так и не удавалось пообедать в красивом и удобном месте.
Есть уже хотелось всем, а как назло подходящее место так и не находилось. До Твиндефоссона уже было рукой подать, а мы еще и не покушали. Каждый знает, что на голодный желудок никакие красоты не воспринимаются. Что же делать. Принято волевое решение свернуть хотя бы на территорию первого попавшегося кемпинга.

Сказано, сделано. Вроде бы кемпинг, а рядом другая неприметная дорожка. Но, стоп, шлагбаум, частная территория, просят не останавливаться. Разворачивается, заезжаем в кемпинг.
Чувствую себя не в своей тарелке. Такое ощущение, что затеяла что-то потихоньку стянуть по мелочи в гостях :). Мы уже столько раз останавливались в кемпингах, но там я себя чувствовала полноправной платежеспособной гражданкой, покупающей услуги. А здесь — на птичьих правах, передо мной вставал вопрос, можно ли вообще здесь разбить пикник, не «оскорблю ли я своим цыганским поведением чувств отдыхающих?». Скорее всего, это мои личные комплексы, и издержки воспитания, но раньше я такого не испытывала.
Варя уже начала поскуливать, что хочет кушать. Сердце матери всегда разрывается при таких словах, когда к тому же не понятно где и чем кормить свое чадо. Да, и мы уже порядком оголодали.

Спустились вниз к озеру. Вроде бы все в порядке, небольшой травяной пляжик, красивые домики с цветами и террасами, рядом стоит маленький экскаватор, вокруг, как всегда никого.
Всё, встали, стали стелиться, доставать баулы. Тут, откуда ни возьмись, появился норвег средних лет, стараясь не смотреть на нас, залез в экскаватор, и ускребся на нем к выезду. То, что он нам не улыбнулся, и не сказал традиционное «хало», меня еще больше укрепило в мысли, что что-то не так… Хотя, возможно, это лично мои домыслы.
Может быть, это выглядело, как если бы у нас в парке, или на набережной таджики развели костерок, и сварили себе похлебку? Нам действительно пришлось достать газовую горелку и вскипятить воду. Ну, ничего, перетоптались. Естественно, что никто не вышел, и нас не прогнал. Но, как говориться, «осадочек остался».

Зато, теперь мы можем идти знакомиться с водопадом Твиндефосс.
Да, он красив и театрален. Располагается, как и Латефосс тоже прямо у дороги. Опять преимущество предсезонья. Автобусов нет, людей считанные единицы. Находясь радом с ним, думаешь не о силе и мощи природы, а, о ее изысканности, легкости и даже можно сказать игривости.

Очень пейзажно и грациозно. Он сам по себе, целиком, без проблем влезает в кадр. Для себя мы его прозвали «фонтан в стеле барокко».
Казалось, бы достаточно, на сегодня. Но, нет, наш папа не зря полгода провел за чтением отчетов. Он вел нас дальше, стараясь показать как можно больше. Я перед поездкой принципиально не смотрела фотографий и читала ничего. С одной стороны не хотела себя дразнить, вдруг не срастется? А, еще хотела абсолютно чистых впечатлений, чтобы не было разочарований.
Но, Норвегия, не может разочаровать никогда!

Остался еще один пункт программы. Долина Сталхейм. Еще раз выражу благодарность Олегу за составления посильного для нас маршрута. Утром отходили, теперь едем себе в удовольствие и только немного выходим протрястись у достопримечательностей, чтобы не засиживаться.

Приехали к отелю Сталхейм. Никак не могу понять, что здесь смотреть. Вроде бы ничего не обычного. Оказалось, что нужно пройти сквозь здание отеля. Он своей постройкой полностью замыкает смотровую площадку на удивительную долину. Проходить можно всем.
Туда даже автобусами туристов привозят. В нашем случае японцев. Мы радостно отметили, что они уже ушли со смотровой площадки, и копошатся в сувенирном магазине. Посмотрели на долину с удовольствием, но… «многия знания, многия печали». Если бы я этот пейзаж увидела впервые, то была бы заворожена красотой, а так как мне уже было с чем сравнить, то для себя я отметила, что да, красиво, даже очень красиво, но «крышу не сносит».

Решили, что самое время озадачиться сувенирами, магазин в отеле был большой и ассортимент казался разнообразным. Пришли, а он закрыт. Спросила, когда он откроется, и первый раз совершенно не разобрала ответ.
Молодая девушка на ресепшен ответила что-то доброжелательно и вежливо, но так быстро и чисто по-английски, что я ничего не поняла. До сих пор мне встречались люди, для которых английский язык был таким же иностранным, как и для меня. С немцами, мне кажется, у нас вообще программа обучения похожа. В разговоре мы использовали одинаковые стандартные фразы и обороты. К тому же, немцы и норвежцы говорят фонетически очень понятно. Их легко воспринимать на «русский» слух. Но, персонал дорого отеля имеет высокую квалификацию во всем. Девушки говорят как молодежь в современных английских сериалах. Что ж, есть стимул учить, и учить английский язык :).

В общем, мы потоптались еще какое-то время около магазина, и ушли восвояси. Имейте виду, что магазин сувениров может открываться только для больших групп туристов. К ферме не пошли, уже устали от дороги и впечатлений. Поехали в кемпинг.
Дорога в Ванг кемпинг восхитительна! Просто так, по сторонам нас окружало множество водопадов. Все долину можно назвать единым туристическим объектом. Мне, как пассажиру везло больше, я могла крутить головой и рассматривать все в подробностях. У Олега угол обзора, конечно, был меньше.

Приехали в Ванг кемпинг по местным мерках рано. Около 6 часов. Ванг кемпинг мне понравился больше всех остальных. Большая, зеленая территория, домики с травяной крышей, речка, за речкой поле с овечками.

Но, самое главное, что ты как бы зажат двумя скалами, по которым стекает несчетное количество маленьких и не очень водопадов. Олег насчитал около 12, и бросил. Еще один довод ехать в эти места в начале лета. Снег все еще тает, и превращается в блестящие струйки воды.

Расположились, поужинали, сидели и глазели по-сторонам. Можно сказать, что экскурсия продолжалась. Но, посмотрев на часы, поняли, что уже пора спать. Норвежское солнце, конечно может не ложиться, но нам то надо спать.

Олег:

День 9 (6 июня)
VangCamping – SnowRoad 243 — Jostedal Camping 173 км, 12 литров

Утром я встал часов в 5, вышел на улицу, а там… Ночевали тучки золотые на груди утёса…

На самом деле – очень лиричная долина и спящий кемпинг вызывают какое то необъяснимое чувство умиротворения, единения с природой, с миром.
После непременных пары чашек кофе быстро собрались, сказывалась уже практика, и поехали дальше.

Дорога стала узкой, периодически разъезжаемся со встречными с помощью карманов. Это, кстати, довольно обычное дело в Норвегии, по крайней мере в регионе фьордов. И это логично — проще проложить и содержать в горах узкую дорогу с большим количеством карманов, чем сразу прокладывать двухполоску. особенно учитывая низкую интенсивность движения там. И всеобщую вежливость.

И вдруг, когда мы начали карабкаться по серпантину к Снежной дороге, Варька внезапно заявила, что хочет есть. Еда была с собой, мы присмотрели расширение, остановились рядом с немцами. От них остался немецкий палец на фото :)

Вид на Aurlandsfjorden был шикарный. Честно говоря, он мне понравился не меньше, чем вид со смотровой Stegastein.

Правда, там был туалет с видом на фьорд :) На смотровой встретили пару из Израиля. Как оказалось, они, не регистрируясь тут, читают этот форум и даже мою тему помнят. Мир тесен, однако! Если что – привет вам от волгоградской семьи :)
Вообще этот день был самым богатым в Норвегии по встречам с соотечественниками – на пароме встретили семью из Тольятти, на тольяттинской же машине – не мы одни такие авантюристы, как тут говорили – издалека в Норвегию! Варя даже быстренько задружилась с их девочкой, примерно ровесницей.

В кемпинге встретили киевлян и питерцев, уже на арендованных машинах.
А дальше наша «курица», как мы прозвали даму в IGo, начала нас уверять, что нам надо срочно развернуться и ехать назад. Смешная она, вроде и дорога есть, и путь по ней проложен. Смирилась она только на второй части Снежной дороги.

Дорога… Она великолепна. Именно сейчас, когда снега на ней действительно много. Слов, чтобы передать свои впечатления о ней я просто не вспомню сейчас. Это было здорово, восхитительно, потрясающе, эта дорога открыла, в очередной раз, новое понимание красоты, суровой и лиричной, веселящей и трагичной одновременно.

Переменная облачность, думаю, сместила впечатления в сторону драматизма.

От погоды в Норвегии зависит едва ли не полностью впечатление от мест. Из горных дорог, по моему мнению, в этой поездке со Снежной может сравниться по уровню восторга только 258 дорога. Но они разные абсолюно!
В этом озере действительно ловят рыбу? Чем тут они питаются?

А дальше случилась смешная история, о которой мы до сих пор вспоминаем с улыбкой. Выехав из тоннеля мы попали под дождик и под возгласы «курицы» «Возьмите правее, следуйте на паром» заезжаем на паром, ибо он стоял и принимал машины.

И только на пароме уже я сообразил. что на него то нам и не нужно! Съезжаем с него, типа «сейчас развернёмся и назад», и тут начинается дождь, да неслабый такой. Развернулись в Kaupanger, но засомневались – в дождь в долину идти… Может по указателю, осмотрим кирху? Мы не большие любители кирх, как то мне кажется, что в Новгороде или Кижах как минимум строения не хуже, но тут, в дождь, может? Но опять заплутали…
В конце концов решили поехать в кемпинг, как то настроение сдулось, возможно всё забрала Снежная дорога. Как мы потом говорили на протяжении всей поездки – «Путешествие само ведёт нас». И это была чистая правда! И то, что мы соглашались с этими намёками, скорее всего и сыграло свою роль в том, что оно воспринимается как чудесно-волшебное! Это я к чему? К тому, что поехали «на ночёвку» в забронированный с предыдущего вечера Jostedal Camping, где мы даже предупреждили, что можем приехать очень поздно. И когда мы приняли это решение и проехали с десяток километров в его направлении – дождь прекратился и стало проглядывать солнце! «Правильно решили» — подбодрила нас Норвегия.

Приехали, нам весёлая дама на ресепшене (как потом оказалось – дочь хозяйки) говорит: «Вы же собирались поздно приехать? Я уж и ключ убрала» Мы: «Дождь сломал все планы, сильный больно!» Она, улыбаясь: «А тут у нас и нет никакого дождя, идите, отдыхайте». Дождя тут действительно небыло, даже пыль от щебня поднималась. Чуть позже облака, конечно, зашли, и даже брызнуло что-то, но серьёзного дождя небыло, скорее сильно переменная облачность, а потом и вовсе прояснилось всё. В общем, мы решили передохнуть полдня, время то было около 16 часов. Сходили в магазин за рыбой и молоком, устроили себе обед с видом на реку и горы.

А потом свалились без сил. Что это было – не знаю, но мы очень порадовались, что мы сейчас в кемпинге, а не где-то в пути. Вечером опять наслаждались видом и ничегонеделаньем, усваивали впечатления, Варька уверенно охотилась на медлительных норвежских мух. Дома ей не удаётся их подлавливать, а тут она несколько штук прихлопнула.

Сам кемпинг хорош по-своему, прежде всего отличным видами и современных отличным хозяйственным корпусом, включая столовую и открытое место для еды. Вообще надо отметить, что ВО ВСЕХ норвежских кемпингах, где мы были, в хозблоке запросто можно спать прям на полу, настолько там чисто.

А домики, почему то, заставили вспомнить наши турбазы. Чем? Может своим возрастом, который явно просматривается во многих мелочах :) А так – ничего общего более. как нам сказала на следующее утро хозяйка кемпинга, милейшая старушка, это её дочь построила тут современный хозяйственный комплекс и они даже взяли по этой категории какой то приз в каком то не то рейтинге, не то конкурсе… Я бы ещё им приз дал за общительность и доброжелательность хозяек, ибо обе они хороши в этом :)

Ира:

День 9. Встреча с новой мечтой.

Продолжаю свой рассказ. Забросила все домашние дела, очень хочется все вспомнить по подробнее, а это занимает много времени :). Поэтому пишу, пишу, пишу. Спасибо, что читаете! Это придает мне силы. Итак, поехали.

Едем мы на самом деле не просто так. Мы медленно, но верно прибираемся к нашему ДОМУ. Holiday house, арендованный на самом берегу озера Ловатнет, на целую неделю стал для нас по истине, настоящим домом. Но, до него еще два дня пути.
По плану перегон на сегодня около 180 км. Ни много, ни мало, нормально. Долгих прогулок не намечается.

Основной пункт программы — Снежная дорога. По пути останавливаемся на Стегастейн. Раскрученное туристическое место. Необычная смотровая площадка. Туалет, с окошком, из которого открывается вид на фьорд.
Пожалуй, все мои впечатления. Правда ужас? Под ногами такой ошеломляющий вид, а я про окошки в туалете? Это все Норвегия виновата :). Там же, почти в каждом месте можно открывать туристический объект. Мы пока доехали до Стегастейн по дороге попадались места ничуть не хуже. Только там места было мало, и не везде можно было остановиться, чтобы рассмотреть получше и сфотографировать. Ведь молодцы, норвежцы! Так грамотно подходят к организации турбизнеса. Главное, построить инфраструктуру. Провести дорогу, завлекаловку, какую-нибудь придумать, и вуаля, толпы счастливых туристов обеспечены.

Раз зашла речь о туалетах, простите, но не удержусь. В Питере, наверное, у каждого есть свой любимый музей. У меня почему-то это Музей Воды. Если, вы еще там не были, должна сказать, что музей посвящен проблеме организации водоснабжения и водоотведения начиная со средних веков, и до наших дней. Проще говоря, это, музей канализации, к тому же располагающийся в старой, краснокирпичной водонапорной башне. Фи, скажите вы, это же музей «с душком»… Дорогие мои, это когда канализация не дай бог засорилась, получается «музей с душком», а если все правильно организовано, то туалет с видом на фьорд.

Где-то читала, что уровень жизни можно определить по состоянию отхожего места. Согласна. Ведь это то место, на котором можно с экономить, или наоборот размахнуться в безудержных тратах. К тому же, каждая хозяйка знает, что безупречное санитарное состояние этой комнаты, сопоставимо с гордостью от ее титанических усилий по поддержанию чистоты в доме.
Так вот, Норвегия, по этим показателям получается богатая, и очень самодостаточная страна. Везде, где предполагается наличие людей, будут стоять туалеты. Особенно меня покоряли туалеты на «снежных» дорогах. На высоте 1000м, в пейзаже глухой, но восхитительной тундры, можно встретить аккуратные, чистые домики. Попалась пара таких работающих даже на солнечных батареях.

Правда, были еще закрыты, снег вокруг них еще не растаял. Огромное уважение вызывает забота об инвалидах и детях. Почти везде (даже на автозаправках) наличествует оборудование для колясочников и пеленальные столики для мам.

Эх, ну, да ладно. Мы же с вами не мусорим на стоянках. Может, с каждым годом в наши ряды будут вливаться новые россияне. И дороги страны очистятся от куч мусора в придорожных лесках :). Жалко, хоть плотность населения нашей большой страны не так уже и велика, но хорошие привычки прививаются с трудом.

Итак, в очередной раз похвалю Олега за безупречную организацию и выполнение маршрута. Стоим около информационного щита. Папа рассказывает Варе, где мы сейчас находимся, и куда поедем дальше.

Тут, мы как то неожиданно для себя понимаем, что разговариваем с подошедшим приятным господином по-русски.
На протяжении всего путешествия по Норвегии соотечественников мы встретили только три раза. Тольяттинцы, как и мы, добрались на своей машине, питерцы, и братья киевляне, перемещались на арендованных.
Как, оказывается, приятно в сердце Норвегии поболтать по-русски! Мы познакомились с очень приятной парой из Израиля. Шалом, друзья! Оказывается, они, так же как и Олег, много времени проводили на awd, готовясь к путешествию. Доехали с ними до конца Снежной дороги.

Теперь про Снежную дорогу. Нет, скорее про все дороги, проложенные по верхушкам гор рядом со снегом.
Неожиданно для меня, эти пейзажи ворвались в мой мозг и разнесли его на мелкие кусочки. Никогда до этого я не испытывала набора таких чувств. Даже сейчас, рассматривая осколки впечатлений на плоских фотографиях у меня «сносит башку». Не знаю почему, но меня покорила сдержанная, и одновременно, бесконечно сильная и переменчивая красота севера.

Не могу сказать, что впервые увидела горы только в Норвегии. Конечно, я была на Кавказе. В попсовых местах (Красная Поляна и Домбай), ездила по дорогам Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Абхазии, еще в детстве, в советское время с родителями была в Армении, Азербайджане, Грузии. То есть у меня сложился определенный стереотип внешнего вида горных цепей и ущелий.
Но, дорогие мои, горы Норвегии, это не горы Кавказа! Это «совсем другой волк», как поется в песенке из старого кукольного советского мультика про трех поросят.
В горах Кавказа мне почему-то хочется танцевать лезгинку и кричать асса! Там тоже очень красиво. Но горы там остроконечные, а те, что со снежными шапками, очень далекие и недоступные. Причем, ты обычно (если не альпинист) стоишь внизу, и смотришь на это все великолепие снизу ввех. Почему то там, на меня накатывает ощущение своей мизерности, по отношение к мощи скал.
В Норвегии картина прямо противоположенная. Так как дороги проложены почти по самым вершинам, то получатся, что смотришь ты на все эти просторы сверху вниз, и очень далеко перед собой. Наверно поэтому там, меня охватывало чувство «собственной значимости». Я не какая-то песчинка в водовороте событий, я, полноправная часть этого мира.
Иногда тоже хотелось скакать и прыгать, но большей частью пейзажи располагают к созерцанию, спокойствию и медитации. Может поэтому, так разняться по темпераменту взрывные жители Кавказа, и нордически спокойные норвежцы?

К тому же на Кавказе попасть летом в зону снега не просто, а в Норвегии, плевое дело.

В добавок еще и очаровательная растительность северных лесов. Даже кажется в мертвой и холодной земле что-то растет, и даже цветет. Арктическая флора меня тоже покорила.

И не забывайте, в добавок, про озера, ручейки и водопады.

Все это вместе, в едином комплексе. Вот где можно наглядно объяснять ребенку круговорот воды в природе! Да, Лофонтены зовут меня во весь голос. Мечтаю с ними встретиться.
Про переменчивость норвежской погоды кто только не писал… Спасибо всем. Погода начала стремительно портиться. Солнце-то нас и раньше не баловало своим видом (представляю, как ошеломляюще все это может выглядеть в солнечный день), а тут густые серые тучки упрямо начали наползать на нас.

Прыгнули в машинку, покатили, в черноту. По дороге радовались, что все-таки, смогли без дождя и тумана выйти в нескольких местах и походить по дороге. После перевала встретились с непогодой. Перспектива не казалась обнадеживающей. «Чем дальше в лес, тем…», ну, вы знаете. Но, вспоминая отчеты опытных путешественников, втайне надеялись, что это ненадолго. И, правда, спустились вниз, и все стало хорошо.
Дальше, что-то пошло не по плану. Завидев впереди паром, мы, почти не снижая скорости, заскочили на него, даже не узнав, куда он идет. В итоге, мы приехали куда-то не туда, куда планировал Олег. Я, нимало не расстроилась, потому, что мне и так все нравилось.
Дождь все-таки нас догнал, и накрыл. В итоге мы покрутились, развернулись, решили никуда уже не ехать, а направиться в Ёстедаль кемпинг, отлеживаться. Потому что в каждом путешествии, как бы ты его не оттягивал, наступает момент насыщения. И, нужно, где-то затаившись переварить уже уведенное, а то острота восприятия сильно снижается, и удовольствие от поездки сильно скукоживается.