Меня ты поймёшь, лучше страны не найдёшь! (Норвегия) Часть 10. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Меня ты поймёшь, лучше страны не найдёшь! (Норвегия) Часть 10.

Часть 1 Часть 5
Часть 2 Часть 6
Часть 3 Часть 7
Часть 4 Часть 8
Часть 9 Часть 10
Часть 11
Олег:

День 17 (14 июня)
Дорога 258, Trysil. 480 км, 29 литров

И вот наступил день отъезда. Не только из нашего великолепного коттеджа на берегу райского озера, который дал нам приют и ублажал нас всем, чем можно, на протяжении недели, но и из Норвегии, по большому счёту.
Говорят, что это грустные дни, обычно. Может и так, но отдых был настолько приятным, что сильной грусти я, например, не ощущал. Во-первых, отдых продолжался, нас ждали 3 дня в Стокгольме, во-вторых, … отдых продолжался! Мы в Норвегии, мы ещё не уехали, поэтому вместо того, чтобы тратить эмоции на грусть, лучше будем наслаждаться моментом!
Погода с утра великолепна, напекли булок, собрались, попрощались со всеми и в путь…

Как едем? Может открылась дорога 258, которая самым своим началом нас заворожила? Точно, она открылась!


Только теперь она не в облачном обрамлении, а безоблачным днём! Дорога – суперская, пожалуй, лучшая из всех высокогорных, которые мы видели.



и вот опять Фоссбергом (главный город коммуны Лом, по имени которой его и называют частенько Лом). Внезапная пробка – оказывается какой-то местный праздник, на шествие по поводу которого вышел едва ли не всё почти двухтысячное население городка! С хоругвями, в национальных одеждах…




Прошли, все поехали дальше. А пейзаж, тем временем, всё скучнел и скучнел, уходил назад регион фьордов, местность выглаживалась, успокаивалась, отошли назад и украшательства домов, почтовых ящиков итд, всё становилось более обыденным. Опять появились камеры автофиксации скорости, о которых мы 2 недели и не вспоминали – явный признак дорог, на которых ограничение скорости искусственное, а не обусловленное рельефом. Последний перекус на ёлочке.


А вот в Лиллехаммер мы не попали – зазевавшись, пролетели мимо, а разворачиваться уже не захотелось, опять оставили на следующий раз, когда нибудь позже. Я тут посмотрел великолепный сериал Лиллехаммер, теперь меня интересует – есть ли в нём бар Фламинго, или эту идею никто не подхватил? ;)

Ближе к вечеру усталость стала подкатывать, сказывалось, наверное, вчерашнее недомогание — хотелось остановиться где нибудь, лишь бы остановиться. Ближайший кемпинг, как сообщил навигатор, в Трюсиле (Trysil Huttegrend).

На двери стандартно висит приглашение позвонить, но тут удачно подъехал сам хозяин. Объяснил, что общий хозблок не работает, поэтому сдаются только кабины со всеми удобствами. Для 2 человек это будет 500 nok. «Подходит» — говорю. Прошла оплата, и тут заходят Ира с Варей… «А, так вас трое? Но тот дом только на 2 человек, увы! Но могу отдать дом на 3 человек, только там труба капает». Мы согласились, ибо уже хотелось приткнуться хоть как! Как оказалось, там не только труба капала, но и вода не грелась, впрочем, было уже неважно. Без тёплого душа мы провели первую ночь в Норвегии, без него прошла и последняя ночь, симметрия, однако!

Кемпинг неоднозначный. С одной стороны с крыльца прекрасный вид, детская площадка аккуратно подстрижена итд, с другой – большая часть сосен вырублена на дрова, многие домики явно нуждаются в ремонте, чувствуется общий упадок, как говорится – кемпинг знавал лучшие времена.





Он явно рассчитан на рыбаков (в водоёме явно уйма рыбы!) и на любителей зимнего отдыха – неподалёку лыжная база.



Несмотря на обилие разных рогов на и в домиках, а также знаков на дорогах, ни одного рогатого зверя мы, увы, так и не встретили. Тут же, кстати, в очередной раз при попытке поговорить с соседями на английском они предложили перейти на русский – эстонцами оказались, весьма доброжелательными. В общем – кемпинг оставил неплохие впечатления, особенно после ужина на крыльце. Прощального ужина в Норвегии, завтра – в Швецию.

Ира:

День 17. Кочевой.

Проснулась я в боевом расположении духа. От вчерашней грусти не осталось и следа. О, чем грустить? Ведь мы в Норвегии, еще целый день. А, это, поверьте мне, немало.
К тому же рог трубит, пора «вставать на колеса». Закончился второй этап нашего путешествия. Поворачиваем обратно, берем курс на Россию. Впереди нас ждет интереснейшая неделя пути. Телепортацию пока еще не изобрели, и 3000 км разнообразных дорог абсолютная реальность.
Мы все любим ездить на машине. Мне нравиться движение как процесс, время, которое мы проводим вместе, дело, которое мы тоже делаем вместе. Поглощение расстояния путем умножения скорости на время входит в удовольствие от наших странствий.
Раньше я очень любила поезда. Это расслаблено-бездумное, медленно-тихое потряхивание. Даже окружающие меня граждане, и отсутствие комфорта не сильно напрягало. Но, с тех пор как Олег стал возить нас на машине, у меня полностью поменялось отношение к поездам, и к РЖД в частности. Теперь я вижу, сутолоку, недостаточную опрятность вагонов, медлительность и дороговизну услуг РЖД (в других странах на поездах еще не ездила, может у них по-другому?).

Больше всего в передвижении на машине мне нравиться, что мы сами являемся центром принятия решения. Хочу еду (работаю), хочу не еду (отдыхаю). Варя, это самый главный подарок нашей судьбы. Вот ведь повезло! Она тоже любит долго ездить на машине. Первый год ее жизни мы просидели безвылазно дома (ездили только от бабушки к бабушке). А, потом мы стали потихоньку удаляться от дома. Сначала в соседние области, потом на наше море (куда же без него). Таким образом, накопили опыт самостоятельных путешествий, и как результат осилили, как многим казалось неподъемный проект автопробега с юга на север и обратно.
Мне кажется, что путешествия, очень много дают для развития любого человека, а уж маленького и подавно. Ведь это крушение обычных устоев жизни, возможные мелкие бытовые неурядицы, но главное, появляется ЦЕЛЬ, до которой надо доехать, дойти, добраться, то есть приложить какие-то свои усилия, где-то побороть свою усталость и лень. Взамен ребенок приобретает «бесценный жизненный опыт», который дети его возраста не имеют возможности получить сидя на одном месте.

И еще самая главная составляющая успеха самостоятельных автопутешествий — это, конечно, водитель. Олег настолько надежно и разумно водит машину, что мы в Варей можем спокойно вздремнуть в пути. Одно мне не понятно, как он может ехать по 10 часов кряду и не сильно жаловаться на усталость :).

Но о какой усталости может идти речь, когда вы на 258 дороге! За солнечную неделю она протаяла, оранжевые кресты на дорожных указателях сняли, и ее открыли. Ура, ура, нам в очередной раз повезло. Прекрасный подарок напоследок.
Из всех горных дорог, по которым мы смогли проехаться в Норвегии, 258 оказала на меня наибольшее впечатлении.



У меня вообще, почему то в таком пейзаже «башку сносит». Просто «бесы», какие-то вселяются :). Смотрела на днях отчеты о Лофотенах, просто потрясена красотой тех мест. Могу сказать, что для меня 258 дорога может считаться подготовительным этапом в осознании необходимости посетить Лофотены. Слов нет, одни эмоции, а они плохо превращаются в буквы.



Так вот, раскрыв рот, а иногда и выпрыгивая на ходу из машины, мы проехали 258 дорогу. Потом время потянулось медленнее, за приятными разговорами, и пожёвыванием разной мелкой съедобной ерунды мы стали выбираться из региона фьордов в сторону Швеции. Сначала пейзажи были родными и знакомыми (по каким-то дорогам мы ездили раньше на наши вылазки), но через какое-то время, все вокруг незаметно изменилось.

Как, если бы попали из горной зоны Карачаево-Черкесии на просторы Ставропольского края. Куда-то делись горы, снег, озера и фьорды, водопады (мы уже привыкли, что они повсюду с нами). Изменилась архитектура домов. Они по-прежнему были добротные и аккуратные, но уже без изысканных украшательств жителей красивых мест. Дальше дорога выпрямила, пропали скалы и повороты, мы выкатились на равнинную часть Норвегии.

Еще одним признаком того, что основные туристические места остались позади, являлось то, что кемпинги перестали попадаться через каждые 5-10 км, и пришлось даже обратиться к навигатору за подсказкой в поисках ночлега.
Нет, до ночи еще было очень далеко, светло как обычно, но пробег в несколько сотен км давал о себе знать, хотелось по надежнее отдохнуть перед пересечением Швеции, да и покушать не на ходу.

Забыла сказать, что мы планировали по пути заехать в Лиллихаммер. Не знаю почему, но поворот налево в город мы просвистели не заметив, а близкого места для разворота так и не попалось. Ну, решили мы, путешествию виднее, оставим на следующий раз. Олимпийский трамплин с дороги я увидела, на тот момент мне показалось, что этого достаточно.

Дорогу уже давно взяли в плен еловые леса, только места свежих вырубок давали возможность заглянуть чуть-чуть подальше. Вот и наш поворот на кемпинг. С сомнением проезжаем около 3 км по узкой дороге, и видим долгожданные ворота.
Как всегда вокруг никого, уже собираюсь звонить по телефону (погружение в среду очень плодотворно сказывается на навыках разговорной речи ), но тут на велосипеде подкатывает сухопарый седой господин в шортах и футболке. Улыбаемся, здороваемся – это хозяин.
Заселяемся, осознавая, что в доме есть какие-то нелады с водой. Это не главное, главное, что можно остановиться машинку, расслабиться и, наконец-то поужинать с хорошим видом на природу. Я все время жаловалась, что освоить «ёлочки», о которых мы читали во многих отчетах, нам по дорогам Норвегии так и не удалось. Зато теперь, в Трисиле, у нас был замечательный вид с «балкона», и все блага цивилизации под рукой.

Мне очень понравился этот кемпинг. Но, не своим удобством, или новизной, а скорее наоборот, тем, что он уже пожил, многое повидал, знал времена и получше… Мы из мест, рассчитанных в большей части на приезжих туристов попали в место как бы «для своих». Не такое раскрученное и безупречное. Такое ощущение можно испытать в гостях, когда ты приходишь с «официальным визитом на юбилей», или по-простому забегаешь посидеть и покалякать на кухне. Хозяйке уже не надо прятать чашки с щербинкой, и доставать дежурный сервиз, а можно просто поболтать и попить чайку из чего попало. Потому что важна не форма, а содержание.

Наверно, как и в большинстве случаев, кемпинг Trysil Huttegrend – это семейный бизнес. На серенькой некрашеной избушке из круглых бревен висят замшелые лосиные рога и табличка с 1958 годом. Значит кемпингу уже 50 лет. Это достойный возраст и для человека. Есть еще много сил, накоплен огромный опыт, но на какие-то бытовые мелочи можно уже смотреть с высока.
Оборудованная детская площадка, восхитительный мягкий, стриженный газончик, но при этом откровенная вырубка сосен на территории, наверное для дров для камина (у нас в домике лежали).




Посмотрите на фотографию, ничего не напоминает? Это не русская равнина, это норвежская. Правда, мы в чем-то похожи?


Эту ночь мы провели в безмятежном сне, понимая, что она последняя в нашем первом приезде в Норвегию.


Недавно гостила в чудесной стране.
Там плещутся рифы в янтарной волне.
В тенистых садах там застыли века,
И, цвета фламинго плывут облака.

Теперь, вы понимаете, о чем пела Жанна Хасановна Агузарова? Подпеваем все вместе

Меня ты поймешь, лучше страны не найдешь,
Меня ты поймешь, лучше страны не найдешь!

Ведь и Вы и мы, уже точно это знаем :).

Олег:

День 18 (15 июня)
Mora, Uppsala, Stockholm. 473 км, 28 литров

Ну, вот и кончилась Норвегия — опять граница не на замке, свод автомобильных ограничений и пограничный столб.


Скучноватые норвежские равнины перешли в скучноватые равнины Швеции. Но памятники в Швеции встречаются такие же странные, как и в Норвегии. Это, например, памятник солдатам 2 мировой.


Решил срезать около 60 км пути, поехав через озёра Horrmundssjön и Kullhån. Это глубинная Швеция, гораздо более интересная, чем видимая с автострад. Дорога частично грунтовая, но на этой грунтовке я спокойно на прямой держал скорость 70-80 км/ч и только на поворотах приходилось её сбрасывать – на мелких камешках машину сносило



Удивительно, но в мелких деревушках Швеции, не отмеченных даже на карте Автороута, жители устраивали минимузей старинной сельскохозяйственной техники.


Единственный минус этого короткого пути – отсутствие заправок, поэтому не стоит крохоборством заниматься в Норвегии, оставляя бензина на пару десятков километров по Швеции, запас овса должен быть километров на 80-100, чтобы не встать в этой глубинке – машин видели мало, 2-3 за весь отрезок пути. За горючкой, судя по всему, здесь ездят на заправки километров за 50, везя в прицепах канистры, иначе не выгодно, пожалуй.

Как это не странно, но на норвежских заправках мне с карточкой было много легче. Вроде оба языка непонятны, система карт схожа, но на шведских заправках я понял только слово «колонка» и «карта», остальное – нечитаемый набор букв. Т.е. почувствовал себя опять как первый раз с картой на заправке.
Может быть, в связи с воскресеньем, но все встречные городки Швеции «радовали» глаз безлюдьем, а сама Швеция – минимальным количеством ёлочек.



Опять пришлось на обед располагаться где попало, съехав в лес.
Ещё раз убедились, что проехать по автостраде страну хоть из конца в конец не значит увидеть её хоть сколько нибудь – один пейзаж, одни машины, несколько разные знаки. Это может быть в любой стране. Но не в любой стране может случиться такое, какое случилось у нас, когда Ира решила проехаться за рулём на гладких и спокойных шведских дорогах… У каждого бывают неудачные дни, когда любое дело валится из рук. Так не задалось с вождением у неё в этот день. Она мучалась, чертыхалась на едущих сзади шведов («ну чего они не обгоняют!») и, в итоге, ехала со скоростью километров 60-70, больше никак. В конце концов она решила, что сегодня не её день, с трудом нашла парковочный карман (обочин, традиционно, небыло) и остановилась. И тут мы насчитали 16(!) машин, рванувших, наконец, вперёд! Они минут 20 терпели это неспешное передвижение на дороге с ограничением 90, и только один или двое обогнали за это время. В Норвегии обгоняли, не говоря уж об Эстонии (про Россию скромно умолчу), а тут такое…

Наконец – Уппсала, студенческий город, религиозная столица Швеции с давних времён, город, подаривший нам Бергмана, Цельсия, Линнея и Эрикссона (это те, кого я неплохо знаю, об остальных ничего сказать не могу). В Старую Уппсалу мы не пошли, погуляли по центру Новой Уппсалы. Город очаровательный!
Дамы сразу подошли к своему магазину :)


Помимо большого количества исторических зданий, что интересно само по себе, город удивил огромным количеством бегающей, играющей в футбол, едущей на велосипедах (в том числе и с детьми) людей вообще и молодёжи в частности.

Там же нашли первый за всё наше путешествие рыночек, где можно было расплачиваться только наличкой. Тут был показательный случай – банкомат упорно не принимал карту, стоящий рядом человек подсказал, что её тут надо вставлять наоборот, полосой вверх. На нашу ремарку, что мы в России и Норвегии привыкли наоборот, полосой вниз, он сказал нечто вроде «Да мне вообще пофиг, я из Англии, но я читаю инструкцию на банкомате!» Это да, на нём действительно была инструкция, но кто ж из русских читает то инструкции?!

К вечеру доехали до Стокгольма, заселились в гостиницу, порадовало то, что предоставили дополнительную кровать для ребёнка бесплатно, хотя в брони, почему то, её небыло. Сама кровать не имела ничего общего с понятием дополнительная кровать, с которым мы сталкивались в наших гостиницах. У нас, как правило, это раскладушка, чаще всего даже без матраса-постели. Здесь – полноценная кровать, просто для удобства перемещения она складывается и везётся на колёсах. Кстати, опять нет холодильника и чайника в номере, зато в холле кофе-автомат. Нефиг жрать в номере, как бы говорят. Зато в мусорной корзине 3 отделения – бумага, пищевые отходы и остальное. И шторы, нормальные шторы! Поэтому сон был гарантирован комфортный!

Ира:

День 18-20 Швеция

В приоритетных целях нашей поездки на этот раз Швеция не стояла. Но куда-же ее деть, если билет на обратный паром куплен из Стокгольма? Говорю, и даже как-то самой ухо режет — в этот день мы пересекли Швецию… А ведь это совсем не маленькая страна. Пришлось устроить автопробег, правда не «по бездорожью и разгильдяйству», а как раз совсем наоборот!
Дороги и порядок видны даже не выходя из машины. Так сложилось, что выходить из машины было и незачем. Ничего интересного на всем протяжении пути не попадалось. Кроме памятника воинам второй мировой. Он торкнул меня своей детскостью и беззащитностью. Сначала смешно, но если постоять и подумать… да, монументальное искусство скандинавских стран открывает для меня новый горизонты в понимании прекрасного:)



Чтобы не было скучно, возвращались другой дорогой. Швеция пока не оставила в моем сердце глубокой занозы. Первое знакомство на пути туда отпечаталось равнинами, полями с травой, и травой, свернутой в рулоны, а так же автострадами с регулярными развязками. Второе знакомство на пути обратно лугами уже не баловало, зато душило елками. Пожалуй, единственный интересный участок пути у нас был по грунтовой дороге в лесной глуши, хоть немного посмотрели на «дома дровосеков», а чем там еще заниматься?

После природы Норвегии, Швеция вызывает даже некоторое недоумение… Эти две страны и не надо сравнивать, они совершенно различны. Как нам показалось в наш недолгий визит, они отличаются не только природными богатствами, но и характерами людей. Шведы — это не норвежцы, хотя живут совсем рядом. Да, наши выводы можно даже не принимать к рассмотрению, потому что в Норвегии мы были в туристических «деревнях», а в Швеции — в столице страны, но расскажу, что там нам попалось на глаза.

Даже не в одной столице нам пришлось побывать, а в двух. По дороге в Стокгольм мы не могли не завернуть в церковную столицу Швеции — город Уппсала.
Уже подустали немного от монотонных пейзажей, нашли стоянку перед входом в Старую Уппсалу. Но поленились дальше идти пешком, понадеявшись, что Скансен нам с лихвой восполнит пробел от непосещения Старого Города. Добрались до центра, пристроили машинку, почти подружились с паркоматом. Заветный чек получили, но как — поняли не совсем :). Пошли гулять, тут и увидели лоток с клубникой и черешней. Ура, подумали мы, сейчас вкусненького поедим. Да, не тут-то было, продукция местная, а на вкус совсем не то, что мы ели в Норвегии.

Здесь я для себя сделала важный вывод по поводу организации путешествия. Если вы, так же как и мы, первый раз собираетесь в эти удивительные места, вам придется определиться, что важнее – природа, или города. И, как вы хотите получать впечатления, постепенно, или сразу, как обухом по голове. По возвращении домой у нас с Олегом возникла эта тема для дискуссии.
Я очень довольна, что мы благополучно миновали Швецию, и Норвегия всем своим телом обрушилась на меня. Я не растрачивала эмоции, на удивление и восхищение от архитектуры древних построек, не вживалась в инородный уклад жизни. В итоге я заполнила себя только ошеломляющей красотой природы Норвегии.
Видимо поэтому, находясь в городах (а, они очень интересны), я уже скептически смотрела на результат труда рук человеческих. Как ни крути, человек в соперничестве с природой проигрывает…
Поэтому, если вы хотите постепенно входить в иностранную жизнь, успеть пропитаться духом и укладом древних городов, то не спешите навстречу с водопадами. Они вас подождут, но хватит ли у вас сил потом удивляться каждому отблеску солнца на их струящихся шлейфах?

Итак, Уппсала мне, конечно, понравилась. Приятно побродить по узеньким улочкам, пусть их и осталось немного.


Зато собор и здание университета восхищают.

Уппсала – студенческий город. Повсюду активная молодежь (да, и не только) ходит спортивным шагом, бегает трусцой или ездит на велосипедах. Прямо захватывает желание включиться в их ряды. В Университете, наверное, каникулы, но вид сидящих на ступеньках и болтающих студентов, оставляет чувство зависти их свободе и желанию учиться вместе с ними.

Погуляв, таким образом, с часок-другой, мы поехали в отель на ночевку. Вспомнить особенно нечего. Фотографий тоже не делали. По возрастающему трафику и усиленной застройке обочин дороги чем-то крупным и, даже, где-то промышленным, мы поняли, что благополучно добрались до Стокгольма.
У меня это был первый отель в «настоящей загранице». Каких-то отдельных впечатлений он у меня не оставил. Это, вам не дом на берегу Ловатнета. Отель из сети «Скандик» подкупил в первую очередь своей разумной ценой, и близостью к станции метро. Пожаловаться не на что, но и расхваливать тоже нечего. Для недолгой остановки для ночевок в столице Швеции — очень подходящий вариант.
Единственное, приятно удивили плотные темные шторы на окнах. Олег, как-то уже упоминал, что норвежцы, не придают никакого внимания затемнениям на время сна. Здесь я с ними не соглашусь. Люблю когда ночью темно, тепло и тихо :).

Окончание следует...

Комментарии (3)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

Gammla

  • 11 февраля 2015, 00:14
Большое спасибо за экскурсию по Норвегии! Будто вместе с вами побывала. Фотографии очень красивые. Норвегия — моя мечта, пока неосуществленная. Может, когда-нибудь все-таки… Очень нравится ваш формат путешествия, мы подобное совершили в Черногорию — впечатлений море! И Варя ваша молодчина! Такие впечатления в детстве дорогого стоят.
А 11 часть есть? или это у меня не открывается? хотелось бы дочитать до конца.
+
1
+ -
avatar

Zebra

  • 11 февраля 2015, 06:40
Спасибо за отзыв, для нас теперь норвегия тоже, увы, мечта только.
Да, конечно, заключение есть, я даже не обратил внимания, что ссылки на заключение тут нет :)
Вот она avtoturistu.ru/blog/otchety/8845.html
+
0
+ -
avatar

Gammla

  • 11 февраля 2015, 11:28
О, спасибо! Читаю дальше))

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.