Новогоднее путешествие из Краснодара в Стокгольм. Часть 1. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Новогоднее путешествие из Краснодара в Стокгольм. Часть 1.

Решили с мужем на новогодние каникулы покататься по странам Прибалтики. Сначала остановились на круизе, но быстро отмели эту идею, посчитав, что не достаточно времени на осмотр городов. Начали планировать самостоятельное путешествие на машине, после долгих расчетов и обсуждений, наш маршрут выглядел так:

Краснодар — Сергиев Посад — Александров — Великий Новгород — Санкт-Петербург — Таллин — Рига — Стокгольм — Вильнюс — Минск — Смоленск — Кубинка — Краснодар

Ехали первый раз, поэтому маршрут планировали тщательно, пытались все предусмотреть, забегая вперед, скажу, что нам это удалось, от маршрута не отступили практически ни на час, да и непредвиденных ситуаций, к счастью, не было.
Путешествие нам обошлось примерно в 225 000 рублей на двоих + сувениры и подарки (гостиницы бронировали по курсу евро 59, все остальное по курсу 71)

К сожалению, отчет писать не планировали и чеков не сохраняли, поэтому смогли подсчитать только примерную сумму.

10000 — шведская виза, страховки, а также светоотражающий жилет и др. «нужные» предметы, требующие на границе
76000 — гостиницы
23000 — бензин
26000 — музеи
20000 — паром (Рига — Стокгольм — Рига двухместная каюта без машины)
70000 — еда

Даю сразу несколько полезных примечаний вначале отчета, возможно кому-то они пригодятся.

Как мы ориентировались.
На европейские симкарты мы не тратились. С собой мы брали два телефона и два планшета, на всех устройства были установлены приложения, Яндекс Навигатор и Google Maps. Яндекс удобный навигатор, но он почему то действует только по России, из Питера до Таллина маршрут уже составить не смог, сказал, что нет проезда. Гугл же выручал нас везде. Отмечу, что для использования навигатора интернет совсем не обязателен. Главное составить маршрут в зоне, где есть интернет, навигатор маршрут запоминает и ведет вас до конечного пункта. Мы обычно составляли маршрут в гостинице, где был WiFi, если нужно было два маршрута, то на разных устройствах, и спокойно ехали. Также Гугл выручал нас и в городе. Это приложение всегда показывает ваше местоположение, всегда, даже когда нет интернета. Мы заранее делали скриншоты карт, куда нам нужно в городе, и, если начинали блуждать, открывали Гугл и сверяли наше местонахождение и то, куда нам нужно прийти.

Парковки.
Главный вопрос всех путешествующих на машине — это парковки. И мы, конечно, тоже не мало времени посвятили этому вопросу перед поездкой. В итоге решили бронировать только отели с собственной парковкой, конечно, такие гостиницы находились не в самом центре и тем более не в старом городе. Как потом оказалось, и в Таллине и в Риге и в Вильнюсе парковок полно. В центре дорогие, чем дальше от центра, разумеется, дешевле, так что в принципе можно селиться в самом центре старого города, машину вы всегда найдете где поставить.
Вот два сайта, которые нам помогли при подготовке к поездке.

www.parkimine.ee Все парковки Таллина

www.europark.lv все парковки Риги

Как проходили таможню.
Ничего запрещенного кроме антирадара мы не везли. Уже перед поездкой узнали, что этот прибор нельзя использовать в странах Прибалтики. Рисковать не стали. В итоге ни на одной границе нас не досматривали. Проверяли документы, открывали багажник и все. Кстати, если на таможне нужно вернуть налог на купленный товар, выбирайте красный коридор, где значок TaxFree, мы на литовско-беларусской границе по незнанию поехали через зеленый, к счастью нам пошли на встречу, но могли и не пойти. И про бронирование очереди, Нарва Ивангород брони нет, живая очередь, на русско-эстонской границе бронь только на Куничиной горе. А вобще всегда уточняйте перед поездкой. Вот сайт русско-эстонской границы.

www.goswift.ru

Такие же сайты есть и на других границах, всегда смотрите, нужно бронировать очередь или нет.

Обмен валюты.
Валюту лучше обменивать в банках и лучше заранее, так, например, в Таллине был самый выгодный курс шведской кроны, в Латвии и Швеции крона была уже дороже. Хотя, наверное, так не всегда. Обратите внимание, что в некоторых обменниках берут комиссию, а в некоторых фиксированную плату за операцию.

Языковой барьер
В Эстонии, Латвии и Литве все знают русский язык, по крайней мере, все с кем нам приходилось общаться в этих странах нас прекрасно понимали и мы их тоже))) В Швеции, конечно, русский не в моде, там на нем разговаривают только туристы и русские рабочие, которых кстати мы встретили немало, но все шведы знают английский, нам наших 50 слов в лексиконе на этом языке вполне хватило.

День 1
Из Краснодара выехали рано утром, набрали еды и кофе в термосе, путь долгий, целых 17 часов. Ехали в предвкушении новых впечатлений. Первое застало нас в уже Подмосковье. В Москве снегопад. МКАД стоит. Пробки 10 баллов. Решили полностью довериться навигатору и ехать к Сергиевому Посаду в объезд по незнакомым дорогам. Дорога нам понравилась: много снега и мало машин. Решение было правильным, так как знакомые москвичи на следующий день рассказывали, что люди стояли в пробках до самого утра. До гостиницы добрались поздно ночью.
Отель Посадский. Наша первая остановка.

www.booking.com/hotel/ru/posadskiy.ru.html

Парковка перед отелем, освященное место, есть возможность поставить машину прям под окном, мин 10 пешком до Лавры.

День 2
Всегда интересовалась Иваном Грозным, в институте писала дипломную работу о личности этого царя, поэтому первым делом поехали в Александровскую слободу. Это место служило Грозному столицей целых 17 лет.

Впечатления только положительные. Конечно, было очень холодно, и гулять по слободе у нас долго не получилось, от мороза мы просто бегали от здания к зданию, но зато ничего не мешало нам изучать внутренние убранства. Считаю, что музей хорош для понимания быта царской семьи той эпохи. Все немного не так, как показывают в фильмах и как мы себе представляем. Маленькие комнатки, низкие потолки, крошечные подвалы.

Приехав обратно в Посад, направились к Троице-Сергиевой Лавре. Чем ближе подходили, тем больше попрошаек встречалось нам по пути, причем денег могли попросить обычные люди в нормальной одежде, спрашивали и шли дальше по своим делам, возможно даже на работу… Видимо тут прикол такой, почему не спросить, раз все дают.

Лавра уникальна, в одном месте собрана архитектура разных эпох. Все соборы и церкви построены при разных монархах. Очень красиво. А сколько событий произошло в одно месте. Здесь Сергий Радонежский благословил Донского на Куликовскую битву, предательски схватили и ослепили Василия II, который молился над могилой Сергия, здесь же крестили маленького Ивана Грозного, в смутное время 16 месяцев отбивались от поляков, а в советское — противостояли советской власти, чтобы не потерять то духовное и материальное что было таким трудом нажито за долгое время.

3 день
Утром, позавтракав, мы сразу выехали в Новгород. Из-за снегопада добрались только к вечеру. Заселились в Интуристе, номера скромненькие, зато удобное расположение почти рядом с кремлем и парковка перед отелем.

www.booking.com/hotel/ru/intourist.ru.html

На самом деле в Новгороде нет проблем с парковками, чтобы не мерзнуть, мы в центр всегда ездили на машине и спокойно недорого парковались, подальше от Кремля можно найти и бесплатную.

Новгородский кремль поразил своим величием и красотой. Огромный заснеженный ров, с которого ребятишки катаются на санках, посередине детинца расположен знаменитый памятник тысячелетию России. Он оказался гораздо больше, чем я его себе представляла. Огромный Колокол изображающий державу, где в три уровня расположены величайшие люди России.

Мы долго гуляли, посмотрели на Софийский собор и звонницу, постояли на мосту, который через Волхов соединяет Софийскую и Торговую сторону и отправились в ресторан, пробовать новгородскую кухню. Мясо медведя, квашеная репа с редькой, борщ с черносливом и сбитень, блюда оказались необычными и очень вкусными, цены тоже порадовали, совсем недорого. Ждем завтрашнего дня знакомства с городом.
Вот ссылка на ресторан, в котором мы ужинали.

www.tripadvisor.ru/Restaurant_Review-g298502-d1866210-Reviews-Berg_s_House-Veliky_Novgorod_Novgorod_Oblast_Northwestern_District.html

4 день
Прогулялись по кремлю, увидели деревья, одетые в вязанные одежки, скоро мы такие же будем наблюдать в Вильнюсе.

Первым делом пошли в Новгородский музей. Сколько же всего интересного хранит этот маленький город. Огромная коллекция икон, археологические находки, коллекции украшений, монет… По залам с иконами нас сопровождал экскурсовод, прослушали замечательную лекцию. Даже не ожидали, что потратим на этот музей столько времени.
Люди в Новгороде нам показались добрыми и хорошими, из-за Новгородского погрома все испытывают резкую неприязнь к Ивану Грозному, создается ощущение, что это событие нанесло новгородцам большую травму, чем оккупация фашистами.

Далее по плану был Софийский собор. Это древнейшая церковь на территории России и уже много столетий собор является главным духовным центром новгородцев. Не смотря на то, что он действует, для туристов там проводят экскурсии. Все-таки каждому хочется посмотреть на расписные залы храма, построенного еще Ярославом Мудрым. На самом высоком куполе собора сидит голубь, символ спокойствия Новгорода, по легенде, во время жестокой расправы Ивана Грозного над новгородскими боярами, голубь присел на купол Софийского собора отдохнуть да и окаменел от ужаса. С тех пор новгородцы верят, что голубь охраняет их от бед и несчастий.

Новгородская Владычная палата, одно из самых старых сооружений, построенных в готическом стиле.

Из-за морозной погоды на ту сторону Волхова пошли не по пешеходному мосту, а поехали на машине.

Ярославово дворище. Прогулялись по комплексу. Там сохранилось несколько старинных церквушек. Вообще для себя мы Новгород окрестили городом церквей и храмов, они по всюду, на каждой улочке в каждом переулочке стоит церковь. Их очень много: старые, новые, каменные, деревянные, большие, маленькие, заброшенные или процветающие… Даже смеялись, что, наверное, в Новгороде правило, на две семьи одна церковь.

Уже смеркалось, но мы все же надумали съездить в музей деревянного зодчества Витославицы. Приехали к закрытию, все постройки уже не работали и мы, чтоб не замерзнуть, просто обежали этот музей. Посмотрели на старинные избы, часовни, церкви, мельницы, все из дерева, жаль уже нельзя было зайти внутрь.

Новгород очень понравился и мне и мужу. Небольшой, но красивый, он обладает какой-то необъяснимой теплой аурой. Обязательно вернемся сюда, если получится. Полные впечатлений мы выехали в Санкт-Петербург. Там нас ждал уютный отельчик со своей парковкой во дворе и просторным номером. Кстати это оказалось и самым дешевым местом, где мы останавливались за время поездки. Всего 2200 за ночь с завтраком и всеми удобствами.

www.booking.com/hotel/ru/amaranta-matisov-domik.ru.html

5 день
На Питер мы отвели три дня. В первый день поехали в г. Пушкин, посетить Царско-сельский лицей и Екатерининский дворец. Лицей мечтала посетить еще в школе, когда на уроках литературы мы зачаровано слушали биографию Александра Пушкина. На первом этаже лицея проходят выставки, посвященные писателю На втором этаже находятся учебные комнаты лицеистов, фехтовальный зал, на третьем — общежитие, комнатка Пушкина оказалась самой маленькой.

Екатерининский дворец. Образец позднего барокко. Шикарный как снаружи так и внутри. Он сильно пострадал во время Великой Отечественной войны и его реставрация до сих пор полностью не завершена.

Внутреннее убранство дворца поразило своим великолепием, шикарно, других слов нет. Особенно впечатлила недавно отреставрированная янтарная комната, а также зал для балов и арабесковый зал.

Пушкин небольшой милый городок на улицах которого вы легко можете встретить несколько Пушкиных с женами или саму императрицу, они с радостью с вами сфотографируется за небольшую плату)))

6 день
Первое куда мы пошли — это Эрмитаж.

Конечно, все слышали об Эрмитаже и многие бывали, поэтому писать здесь свои впечатления не буду, их много, скажу только, что для меня это первое место, куда я хочу вернуться. Нам абсолютно не хватило времени. На посещение Эрмитажа нужно выделять целый день, а лучше два, это не привычный музей в нашем понимании, это целый комплекс музеев. Несчетное количество экспонатов с каменного века до конца XX столетия

Затем решили посетить современный музей Гранд Макет России. Ну как бы не понравился, если честно. Создатели макета заявляют, что это Россия в миниатюре, поэтому мы и ожидали увидеть Россию. На деле же это макет железной дороги… или макет домиков с человеками, но не нашей страны… Москва рядом с Сочи, Алтайских гор нет, Сахалина нет, сибирских городов нет, все перемешано, подойдя к макету, вообще не понимаешь, где ты находишься, в центральной части или на дальнем востоке… Посередине арка, изображающая Уральские горы… Ушли мы вообщем недовольные)))

7 день
Это было 31 декабря, ничего не работало и мы весь день просто гуляли. Сначала посмотрели на величественное здание Исакиевского собора. Один из крупнейших православных храмов Санкт-Петербурга. На колоннах следы от осколков и снарядов, отпечатки Великой Отечественной войны.

Прогулялись по сенатской площади, где в 1825 проходило восстание декабристов. Полюбовались самым первым памятником Санкт-Петербурга — памятником Петру I «Медный всадник».

Прошлись по набережной р. Мойки, посмотрели на дом, где жил Пушкин

Потом посетили собор Спас-на-Крови. Он расположен на месте, где смертельно ранили царя Александра II. Очень красивый собор, выполненные в русском стиле, немного напоминает Храм Василия Блаженного в Москве, но смотрится менее гармонично, что ли.

Затем поехали в Петропавловскую крепость. Хотели попасть в Собор, усыпальницу русских императоров, но он тоже к сожалению был закрыт.

Последним пунктом нашего сегодняшнего маршрута была Александро-Невская Лавра. Как мы позже узнали, на территории России всего два монастыря, имеющих статус Лавры. Троице-Сергиевская и Александро-Невская, и в обоих нам удалось побывать за эту поездку. Здорово)))

Внутри главного собора хранятся мощи Невского.

Новый год встречали на дворцовой площади. Жгли бенгальские, гуляли по Невскому, чуть не угодили в полицию за зажженный файер, спасло то, что мы были трезвые и извинились, завтра пересекаем границу.

8 день
Много читали про очереди на границе Ивангород — Нарва, хоть и выезжали рано утром 1 января, все равно переживали, но зря. Границу проехали быстро, перед нами была всего одна машина, 10 минут на проверку документов и мы уже в Эстонии. Скоростной режим в Эстонии после России просто убивал. До Таллина всего 210 км, но ехали почти четыре часа, правил не нарушали, штрафы большие. Зато какая экономия бензина!))) а он в Европе дорогой.

Остановились в отеле Park in by Radisson, достаточно дорогой, стандартный номер нам обошелся почти в 8000 сутки, плюс 13 евро мы отдали за парковку, хотя на следующий день прям за отелем нашли огромный паркинг за два евро в сутки, правда не охраняемый. Отель находится в 10 минутах хотьбы от старого города, в принципе не далеко, но мы все же пожалели, что не взяли гостиницу прям в старом городе, потому что парковки старом Таллине есть. Вот ссылка на отель.

www.booking.com/hotel/ee/hotelcentral-tallinn.ru.html

Бронировали все через букинг, за что букинг подарил нам скидку в 10% на большинство известных отелей, обязательно воспользуемся в следующую поездку.

Заселились и сразу пошли гулять. У нас по плану был морской музей, а точнее филиал морского музея Леннусадам, расположенный в ангарах для гидросамолетов.

Пока шли, чтоб не заблудиться, спрашивали дорогу у прохожих эстонцев. Все знают русский, и все с удовольствием нам помогали. Вот такие деревянные домики в центре Таллина

А вот и Леннусадам.

Музей очень понравился. Собрано много экспонатов на морскую тему, которые удобно расположены. Все можно трогать и фотографировать. Посередине ангара старая подводная лодка, куда тоже можно зайти. Также в музее куча всяких креативных штук, отвлекающих вас от основной экспозиции, можно примерить военно-морскую одежду, попускать бумажные самолетики, посмотреть фильм в маленькой подводной лодке, почувствовать на себе как дует морской ветер, поуправлять корабликами др… Детям вообще рай. На улице на территории музея находятся корабли и яхты, куда также можно зайти и все посмотреть. Мы остались более чем довольны, один из лучших музеев, в которых были.

На улице было уже темно, а мы шли в старый город. Ночью он выглядит еще более старинным и загадочным.

Поужинать решили в каком-нибудь ресторанчике эстонской кухни, но он нам не попался по дороге, а есть уже очень хотелось. Зашли в индийский ресторан Болливуд. Не пожалели, такая уютная расслабляющая обстановка, что мы чуть не заснули в удобных креслах. Еда вкусная, обслуживание приятное, порции огромные, можно смело брать одну на двоих.
www.tripadvisor.ru/Restaurant_Review-g274958-d2622773-Reviews-Bollywood-Tallinn_Harju_County.html

В отеле нас ждал сюрприз. Очень долго не могли открыть наш номер, произошел какой-то сбой в системе, и нам предоставили огромный двухкомнатный люкс, в качестве моральной компенсации.

9 день
На Таллин мы запланировали один день, поэтому утром собрали все вещи, поставили машину на стоянку (неохраняемая парковка 2 евро в сутки координаты 59.440701, 24.759620) и отправились гулять по старому городу. Лично меня ни Рига ни Стокгольм так не впечатлили. Все-таки есть в Таллине что-то особенное, он более старинный, более милый, более тихий… вобщем лично мне он пришелся по душе, а мужу больше Рига понравилась.

На площади была ярмарка, купили попробовать разных колбасок и горячий согревающий напиток. Повсюду чувствовался праздник.

На ратушной площади находится старинная аптека.

Поднялись на городскую стену. Посмотрели на Таллин сверху. Ну разве не сказочный город?

Еще немного погуляли по улочкам и начался снег с дождем, решили не мокнуть и поехали в Ригу.
Приехали, заселились в гостинице.

Отель Hanza Hotel, находится на границе благополучного и неблагополучного районов в Риге, 10-15 мин пешком до старого города. Отель заявляет, что имеет собственную парковку, на деле ее нет. Недалеко есть охраняемая парковка, точно не помню стоимость, но недорого (56.942244, 24.122348 координаты), мы же поставили машину прям возле отеля, на освещаемой территории, девушка администратор сказала, что место спокойное, только зеркало один раз открутили, ну так как место было прям возле входа, мы рискнули. Отель нормальный, стандартный номер маленький, но уютный, персонал вежливый, завтраки вкусные. Вообще мой муж говорит, что если русского человека хорошо кормить, он забудет про остальные недостатки, вот и я также, про запах канализации в первый день забыла, а про завтрак помню)) Рядом с отелем находится деревянная церковь Иисуса

и здание Академии наук

фото из интернета

И вот мы уже гуляем по ночной старой Риге.

Ужинали в чесночном ресторанчике. Не то что бы мы большие любители чеснока, но именно это заведение вспоминаем чаще остальных. И по приезду я стала больше использовать чеснок в своих блюдах. Правда вот кофе с чесноком не рискую делать, хотя в ресторане очень понравился его необычный вкус.

www.tripadvisor.ru/Restaurant_Review-g274967-d1147230-Reviews-Kiploku_Krogs-Riga_Riga_Region.html

10 день
Шли к старому городу через рижский центральный рынок, который расположен в бывших ангарах для дирижаблей. Вот он. Внутри, кстати, ничем не отличается от наших.

На улице шел дождь, но мы были к этому подготовлены. Одели дождевики и пошли гулять. По плану познакомиться со Старой Ригой. Весь старый город очень красив, можно часами гулять и рассматривать старинные домики, узкие улочки и интересные скульптуры.

Особенно запомнились, конечно, знаменитые три брата, «белый брат», построенный в конце 15 века, «средний брат», построенный в середине 17 века и «зеленый брат», построенный в конце 17 века. Сейчас в домах расположен музей, который, к сожалению, был закрыт.

Дом черноголовых

Дом с черными котами, по легенде богатый домовладелец обиделся, что его не принимают в Большую Гильдию и установил на крыше своего дома двух котов с выгнутыми спинами, коты эти были повернуты хвостами прям в сторону окон старейшины гильдии, конечно это всех возмутило и, видимо, нахальному домовладельцу уступили, потому что сейчас коты повернуты в правильную сторону.

Потом пошли в Медицинский музей имени Паула Страдыня. Это крупнейший музей по истории медицины в мире… В нем представлена экспозиция развития медицины с древнейших времен, плюс отдельный зал по космонавтике. Конечно, музей не для беззаботных туристов… Мне он показался жутковатым… Сразу позитивный настрой пропал, даже фотографировать особо не хотелось… хотя на что я рассчитывала, отправляясь туда…

Зато музей находится на посольской улице, мы сфотографировались с посольством России…

Ужинали в развлекательном комплексе Лидо. Много, вкусно недорого. Еда там считается тарелками, то есть вы оплачиваете на кассе тарелку, а сколько и чего в ней держит — неважно. Помню, что салатные тарелки 2,7 евро, тарелки для горячего вроде бы 7 евро…

11 день
Сегодня у нас паром в Стокгольм. Машину брать с собой не стали, нашли недорогую парковку и оставили ее там на шесть дней (56.960868, 24.114950), сами пошли еще раз немного прогулялись перед отъездом. Весь старый город был в снегу. Красиво.

Наш паром назывался Изабелла. Восемь этажей, бар, кафе, ресторан, сауна, магазин, но мы почти все время спали, готовились к активным прогулкам в Стокгольме. Регистрация на паром оказалось быстрой процедурой. Утром мы заехали получили карту ключ от каюты, потом за час до отправления зашли на паром, нашли свой номер и все, документы проверяли один раз, вещи не досматривали, на входе сфотографировали)