Отпуск длиной в 7000 верст.(часть 3) / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Отпуск длиной в 7000 верст.(часть 3)



Продолжение. Начало см. ч.2.

Димитровград.

20 июля в 10:44 отъезжаем из Самары на Димитровград. На одометре 27399 км. До пункта назначения всего каких-то 157 км. Однако легко сказать «отъезжаем». Что бы тронуться в путь надо хотя бы знать направление движения. И тут пора сказать пару ласковых слов про наш навигатор. Год назад, покупая машину, я хотел, чтобы в ней обязательно был стационарный навигатор. И когда мне навязчиво предложили доп. оборудование, я, немного поломавшись для приличия, согласился на медиасистему со встроенным навигатором. Полтинник полновесных отечественных баблосов он конечно не стоил. Но зато все в одном, как и хотел. Все равно не мытьем, так катаньем мне пришлось бы оставить их в автосалоне. Вот и пришла, наконец, пора отработать дорогому гаджету по полной программе – тщил себя напрасной надеждой. Не тут-то было. Во-первых, экран навигатора днем совсем не «читается» под лучами летнего солнца. А, во-вторых, поиск спутников занимает от 10-15 мин. до получаса. Вот и представьте картинку: мы сидим в авто, а навигатор живет своей недоступной нам жизнью, и указывать дорогу совсем не спешит. Я плюнул на это дело и стал наугад пробираться на выезд из города. К нашему счастью, когда эта железяка полноценно заработала, мы уже твердо двигались по Московскому шоссе в правильном направлении.

Дорога на Димитровград ничем не примечательна. Уйдя с загруженного московского тракта на Ульяновск, а затем и на внутриобластные дороги, я почувствовал давно забытое чувство удовольствия от езды за рулем. Дороги хоть и узкие, но не чета саратовским. Движение минимальное. Вокруг появляются первые перелески, березовые рощицы и солнечные лужайки. Я ехал, растягивая удовольствие, выставив круиз-контроль на 80-90 км/ч. Не успев насладиться природой, оставив за 3 часа 162 км под колесами, достигаем пункта назначения. Димитровград, ранее заштатный разъезд Мелекесс, представлялся мне городом молодых ученых и центром исследований ядерных реакторов. Современным стотысячником, с прогрессивным населением, с хорошим потенциалом развития, куда в середине восьмидесятых в НИИАР и были распределены мои сокурсники – выпускники факультета теплофизики МЭИ. Как я ошибался. Мелекесса в нем оказалось значительно больше, чем Димитровграда. И лишь проехав его насквозь, мы достигли анклава молодых ученых – Соцгородка. Стандартный спальный микрорайон с типовой застройкой в остатках соснового бора, здесь смотрелся оплотом цивилизации и экологического умиротворения. Других достопримичательностей по дороге замечено не было, видимо не тем путем ехали. Нас уже ждали Паша и Наталья – мои однокурсники и соседи по нехитрой общажной молодости. После обеда все вместе прогулялись вокруг соцгородка, испробовали на себе атаки местных комаров-троглодитов, которые в наших краях до таких размеров не вырастают. Вечером к нам присоединились еще одни институтские приятели Саша и Оля. Как полагается посидели, послушали старые стройотрядовские песни. Для чего мной была привезена та еще компакт-кассета, а Пашка нашел у друзей раритетный кассетник. Здесь же, под многочисленные байки и воспоминания о былых временах, и была произведена оцифровка этой уникальной архивной аудиозаписи.

Клявлино.

Следующим утром, попрощавшись с радушными хозяевами, в 9:23 мск. трогаемся на Клявлино. На одометре 27561 км. Погода солнечная, дорога все та же, как и вчера. Едем теперь уже в южном направлении до трассы Самара – Уфа. Движение малонасыщенное, поэтому, когда навигатор указывает поворот на второстепенную дорогу, уточнить не у кого. А доверяю я ему все меньше и меньше. И это тот первый и единственный раз за всю поездку, когда сам вынужден идти на контакт с гаишниками, вовремя припарковавшимися в засаде на обочине. Те подтвердили правоту бездушного гаджета и даже подсказали мне правильный объезд Сергиевска. Вскоре, следуя указаниям навигатора и поколесив по районным дорогам на границе Ульяновской и Самарской областей, мы вновь выходим на уфимский тракт. А в районе Камышлы сворачиваем с него в сторону Клявлино.

Природа за окном автомобиля все больше и больше вызывает восторг и воспоминания далекого прошлого. Наконец-то я снова в этих краях. Помню, как в детстве мы с дедом рано утром, как только рассветет, запрягали лошадку и ехали в луга за сеном для многочисленной деревенской живности, что держат крестьяне на заднем дворе: коров, поросят, кур и уток. Накосишь лужок другой свежепахнущего мятой и чабрецом разнотравья, наскирдуешь в телегу, заберешься поверх мягкого ложа и, мерно покачиваясь на проселке, рулишь лошадкой: «Но-о-о, пошла!». Дорога пролегает через овражки, луга, редкий подлесок. Едешь не спеша по такому лесочку, телега поскрипывает, лошадь, фырча, помахивает хвостом, отгоняя навязчивых слепней. А вокруг тишина, лишь птички поют. Вдруг, лось замрет в лесной прогалине, а там дятел выбивает морзянку. Пока дед останавливается на полянке и подкашивает свежую травку, хожу вокруг, собираю ягоды и грибы. Затем мы возвращаемся домой, где бабушка кормит нас вкусными щами и жареной картошечкой с грибами.

Такая картинка навсегда осталась в моей детской памяти. Вот и бабы Мани, и деда Сани давно уж нет, а меня все тянет и тянет сюда. Хорошо, что осталась здесь двоюродная тетка, которую еще с детства я просто называл Полина, и которая в последний мой приезд в эти края стала мне крестной матерью. C этими воспоминаниями въезжаем в Клявлино – маленький станционный райцентр с населением 7,5 тыс. жителей на самой восточной окраине Самарской губернии. Здесь неподалеку, на стыке Самарской, Оренбургской областей и Татарстана берет начало Большой Черемшан, который до заполнения Куйбышевского водохранилища был левым притоком Волги. Преодолев за 4,5 часа 287 км, въезжаем во двор типовой пятиэтажки. Сразу бросилось в глаза, что все здесь значительно изменилось за прошедшие 18 лет. Дома подверглись капитальному ремонту, блестя на солнце яркими красками и радуя взгляд однотипным остеклением балконов. Рядом построили современный стадион и спортивный центр с бассейном и сауной. Почему заостряю на этом внимание, потому что знали бы вы каким забытым и неухоженным, всего-то с парой асфальтированных улиц, знал я его в своей далекой юности и по воспоминаниям родителей. В этом селе они и встретили друг-друга. Отец здесь родился и, вернувшись после армии, работал секретарем райкома комсомола, да преподавал немецкий язык в окрестных селах. Мама попала в банк по распределению после финансово-экономического техникума. Здесь они и поженились. А я родился уже после переезда их на Кубань. Так, что Клявлино чуть не стало и моей малой Родиной.
Полина с Володей и внучкой Светланой ждали нас уже у накрытого стола. После первой рюмки стали вспоминать свои предыдущие приезды сюда. Особенно последний, когда я привез полную фуру арбузов и почти за бесценок толи продавал, толи раздавал местным аборигенам. Долго после этого соседи интересовались у Полины: когда племяш еще арбузиков подкинет? Пообедав, решили прогуляться по улице. Хотел увидеть бабушкин дом, посмотреть, как изменилось село. Дом, после смерти бабы Мани, ушел в чужие руки и представлял собой жалкое зрелище. О былом достатке и уюте напоминала лишь груда мусора, лежавшая во дворе, и представлявшая собой бывшие хозпостройки и баньку. Рядом стояли дворы бабы Нюры и бабы Дуси. В свое время все они, родные сестры, построились неподалеку, да так и прожили бок о бок всю жизнь. В живых остались лишь баба Дуся, да моя бабушка Мотя, к которой в Бугульму нам еще предстояло добраться. А пока решили навестить бабу Дусю, которая живет с сыном Виктором. Надо сказать, что для своих 97 годков она выглядит очень неплохо. Немножко глуховата и подслеповата, но хотел бы я видеть себя в этом возрасте, если Бог даст дожить. И главное: мы пришли без предупреждения, спонтанно, но, тем не менее, она меня узнала, и видно было, как обрадовалась. Много ли в таком возрасте положительных эмоций? Дай ей бог здоровья.

Вечером Володя истопил настоящую деревенскую баньку, что красовалась промеж сараев и огородов, на выгоне за микрорайоном. Я, правда, не большой любитель париться, но жене эта экзотика была явно по сердцу. Да и сын старался не отставать. Для него весь этот процесс: от растопки до помывки был в диковинку и вызывал неподдельный интерес и любопытство.
День пролетел незаметно. Полина как на убой все пыталась угощать нас своими разносолами и настоящими самолепными пельменями. Володя, ни на минуту не утихая, балагурил и подливал себе в рюмашку. Банька и усталость сделали свое дело. Мы вырубились без задних ног.

На следующий день в 10:40, приняв на грудь контрольную порцию пельменей, выдвигаемся на Бугульму. На одометре 27848 км. Идет вторая неделя нашей поездки. По дороге решили заехать в Старые Сосны – совсем крохотную деревеньку, где в местном храме крестили моего отца, и где в прошлый приезд (на второй день Жаниной свадьбы, когда молодые приехали венчаться) я решил, наконец, упорядочить свои отношения с церковью. В этот раз в этом знаменательном для меня месте мы решили освятит нательные крестики, до которых много лет все никак не доходили руки. Местный батюшка, не удостоив нас своим почтением, взял через бабок-посредников по триста рублев за крестик и выдал их обратно через пару минут. Что уж там он с ними творил и творил ли вообще – сие загадка господня. Мы, удовлетворенные свершившимся таинством, направились в путь. Я не переставал восторгаться красотой окружающих пейзажей и, спустя время, хочу заметить, что эта часть дороги стала для меня самой благостной и комфортной.

Вскоре мы снова, в который раз за эту поездку, вернулись на трассу М-5 «Урал». На том небольшом участке, что предстояло пройти по ней, во множестве велись ремонтные работы. Но в отличие от тех работ, что мы постоянно наблюдаем на трассе М-4 «Дон», здесь движение оказалось организованно из рук вон плохо. По сути, саму трассу срыли, а весь поток направлен по зоне отвода между дорогой и лесопосадкой, обрамляющей трассу. Причем она не прогрейдированна и не подсыпана щебнем, а представляет собой обычный глинистый проселок с глубокой колеёй. Я с большой предосторожностью проходил отдельные ее участки, несмотря на 20 см клиренс. Как это удавалось сделать легковым пузотерам, да еще в случае дождя и хляби — для меня осталась тайной за семью печатями.
Зацепив самым краем северо-запад Оренбуржья, мы свернули на Р-246 в районе Северного. Эта относительно новая дорога позволила срезать не один десяток километров до Бугульмы. Все время на связи был дядя Володя. Он корректировал и отслеживал наш путь от Клявлино, помогая дельными советами и направляя на путь истинный. Уже на въезде в Бугульму нас ждала Светлана – его старшая дочка. Чуть позже к кортежу присоединился и он сам на «Жигулях». Такой кавалькадой мы и подъехали к бабушкиному дому в 13:40, преодолев за 3 часа 122 км.

Бугульма.

Следующие три дня, проведенные в Бугульме, достойны отдельной главы в нашем повествовании. Но, понимая, что главной целью рассказа является описание путешествия, а встречи, воспоминания родственников малоинтересны широкому читателю, коснусь этой темы лишь вскользь. Встреча с бабушкой была большим потрясением и для меня, и для неё. Бабе Моте 98 годков. Живет одна все в том же доме без удобств, в котором прошла большая часть ее жизни. К детям переезжать наотрез отказывается. Хотя, одну зиму и жила у дочки в спальной высотке на 9 этаже. Многое по уходу за собой делает самостоятельно, но готовить все же приходиться детям. На здоровье не жалуется, хотя почти не видит и слышит с трудом. Меня узнала и немного прослезилась. Жаль, что возраст и болезнь отца не оставляют никакой надежды на их встречу. Видимо от осознания этой горькой реальности и всплакнула бабулька – ведь это не со мной, а с ним, своим старшим сыном, ждала она встречи столько долгих лет. Дай бог здоровья тебе, родная бабушка!

В Бугульме берет начало вся папина родня. В семье их было 4 брата и 2 сестры. Сейчас уже их дети и внуки частично разъехались по городам и весям Поволжья. Кто-то осел в Казани, кто-то пустил корни в Самаре или Ульяновске. А кто-то, как наша ветвь, перебрался за тысячи километров от Татарии. Родоначальники нашего рода обосновались в этих краях еще в ХVIII веке. Будучи крепостными крестьянами Пензенской губернии, были обменяны на свору борзых местным барином. Мои бабка и дед родились в селе Михайловка, что аккурат за Старыми Соснами, неподалеку от Клявлино. Все эти и многие другие факты собрал и систематизировал дядя Володя. Я с упоением читал, написанную им от руки, историю наших предков. Много в ней места отводится моему деду Николаю. Он прошел большой трудовой путь от простого рабочего до начальника станции. Когда я зачитывал эти строки сыну, то видел, какой неподдельный интерес и гордость вызывает в нем история нашего рода. Вот за этим и вез я его за многие тысячи километров, к истокам нашей фамилии.

Все три вечера, проведенные в кругу родных, собираемых поочередно: то у дяди Володи, то у тети Раи, то у дяди Вити, были насыщенны встречами и знакомствами, воспоминаниями и песнями под баян. И хотя по городу в этот раз нам прогуляться не удалось, но зато мы побывали в настоящем лесу, собирали ягоды и травы, прикоснулись к уникальной природе, которую в нашем жарком краю редко встретишь. Спасибо д.Володе с т.Ниной, которые вывезли нас за город на свою дачу, предоставив возможность насладиться красотами леса.

Конечно, со всеми близкими увидится так и не удалось: кто-то работал, кто-то был в разъездах, но атмосфера праздника и семейного единения чувствовалась в каждом доме. Очень много своих племянников я видел впервые. Многих, сказать честно, сразу и не запомнил. Но это только лишний повод еще не раз побывать в этих гостеприимных и родных местах.


Продолжение следует.(см. ч.4)

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.