Отчет по просьбам трудящихся: экскурсии на Кавказе / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Отчет по просьбам трудящихся: экскурсии на Кавказе

По просьбам трудящихся расскажу про экскурсии, на которых мы побывали во время отдыха на Кавказе.
Турфирм в Ессентуках много, у всех примерно одинаковая ценовая политика и маршруты путешествий.
Мы, в свою очередь, решили воспользоваться уже проверенной – турфирмой «Кавказ». Точки продаж у них в стандартных для всех турфирм местах – в парке и около источника. Во время вечерней прогулки по парку мы закупились всеми интересующими нас экскурсиями, благо, сайт у «Кавказа» актуален, и благодаря этому я заранее расписала весь график наших передвижений.

Первым было решено побывать на Домбае. Это дальняя экскурсия, которая начинается в 8.30 утра

и длится весь день, стоит она 1000 рублей плюс еще 800 нужно взять на подъемники. С Ессентуков до Домбая примерно 220 км и 3 часа в пути. В среду в невысокий сезон (а высокий сезон с декабря по март) мы были на этом горнолыжном курорте единственной экскурсионной группой. День выдался теплым и ясным, так, что двуглавый Эльбрус провожал нас добрую половину пути. Гидом у нас была Яна – замечательная во всех смыслах женщина, активная, энергичная и очень вкусно рассказывающая. Мне повезло провести с ней все экскурсии еще в прошлую поездку, поэтому увидев ее вновь, я поняла – поездка удалась. Автобус у нас был большим и комфортабельным, а группа занимала только его половину.

Основная часть нашего пути пролегала по Карачаево-Черкесии. На полпути мы остановились перекусить, в кафе нас покормили вкусными хычинами (это такая пресная лепешка с разными начинками – можно с мясом, можно с сыром), настолько сытными, что остатки мы завернули с собой, и напоили ароматным травяным чаем. Яна не умолкала ни на минуту, рассказывая нам про нелегкую судьбу горных народов, Великую Отечественную войну, про географические особенности местности – мы слушали ее, как завороженные, и 3 часа в пути пролетели незаметно.
Домбай – это небольшое поселение в Карачаево-Черкесии на территории Тебердинского заповедника. Самая высокая точка горной территории называется Домбай-Ульген, что в переводе означает «убитый зубр», высота его 4046 метров. Нам предстояло подняться на высоту 3012 метров.

Подняться на нее было решено на открытых подъемниках: сначала на одноместных, затем до высоты 2277 – на двухместных, а выше – уже на шестиместных. Есть более спокойная альтернатива подъема на высоту 2277 – капсульные подъемники, они и двигаются быстрее, да и для тех, кто боится высоты, в них намного уютнее. Я же высоты совсем не боюсь, поэтому получила невероятное удовольствие от того, как срезанные макушки деревьев почти щекотали мне пятки. Подъемники стоят вкупе 800 рублей, это вместе со спуском. Подняться можно и выше, на 3200, если не ошибаюсь, за это нужно дополнительно заплатить, но выше ездят в основном только отчаянные сноубордисты.

С высоты 3012 метров открывается потрясающий вид на живописную Домбайскую поляну, расположенную на соединении трёх главных ущелий: Алибека, Аманауза и Домбай-Ульгена.

В кафе, которых на высоте предостаточно, предлагают не только вкусный бодрящий глинтвейн, но и бинокль для того, чтобы увидеть жемчужину Кавказа – снежную вершину Эльбруса.

Вдоволь пофотографировавшись, мы спустились вниз, на этот раз уже на капсульной канатке. На Домбайской поляне работает рыночек, где местные продают потрясающие вещи ручной работы: шали, паутинки, тапочки, шарфы, шапки, варежки, а также различные травяные сборы, варенье и горный мед. В невысокий сезон они цепляются за каждого туриста, поэтому торговаться здесь нужно нещадно. Многие из представленных здесь вещей, я нигде больше не увидела, поэтому была очень рада тому, что накупила в подарок домашние валенки и тапочки оригинальной вязки. Также внизу много различных кафешек, в которых, естественно, дешевле, чем на высоте, но они к вечеру оказались уже закрыты. В высокий сезон (мне есть с чем сравнивать, в прошлый раз я была здесь в новогодние праздники) Домбай гудит как улей, кафе битком, а на канатки — огромные очереди.
На обратном пути автобус останавливается около реки Муруджу, богатой ионами серебра, славящейся омолаживающим эффектом и прочими полезными свойствами. Поэтому воду можно набирать и пить прямо из реки. Мы, зная об этом, припаслись пустой 6-литровой бутылью, в которую и набрали целебную водичку.

К слову, даже спустя неделю, в ней не появилось осадка и помутнения. Говорят, что она может храниться годами. А еще во время этой остановки можно приобрести местный коньяк, мы, например, купили 3 бутылки за 500 рублей. Разлитый в бутылки известных марок, он, конечно же, поддельный и уступает по крепости своим настоящим собратьям, но на вкус очень даже приятный. В Ессентуки мы прибыли в районе 9 вечера.
На следующий день у нас вновь была запланирована дальняя поездка. На этот раз – на Чегемские водопады (стоимость – 1000+250 рублей). Нас опять забрали в 8.30, но на этот раз из-за малого количества туристов нам дали микроавтобус Мерседес – не менее комфортабельный, чем автобус накануне. На этот раз нашим экскурсоводом был Евгений, под рассказ которого хотелось уснуть, уж больно неинтересно он все рассказывал. Итак, нам предстояло сделать несколько переездов, первыми в очереди были Чегемские водопады — группа водопадов на реках Адайсу, Сакал-Туп и Каяарты, впадающих в реку Чегем. Они считаются одним из природных туристических достопримечательностей Кабардино-Балкарии. Водопадов всего 3, нас же привезли к Большим Чегемским водопадам, которые находятся в пределах Чегемской теснины

Водопады буквально сочатся из скал

внизу течет изумрудная река,

а ввысь простираются каменные глыбы.

Там все так романтично, что даже скалы целуются

Здесь также развита торговля вязаными вещами и спиртными напитками (здесь те же 3 коньяка продают уже всего за 200 рублей!), а еще можно отведать домашнего вина и восточных сладостей (но они тут дороже по сравнению с Эльбрусом – об этом чуть позже).

За отдельную плату в 50 рублей можно посмотреть часть водопадов, которая скрыты от глаз туристов, гуляющих по теснине.

После прогулки по Чегему наступило время обеда. Нас завезли черкесское поселение, где в одном из домов была организована столовая. Отобедать мы решили на террасе с невероятным видом на горы. Обед у нас был не менее впечатляющим. Невероятно нежный шашлык, хычин и кусок кукурузной запеканки, которая сама по себе абсолютно пресная, но очень хорошо оттеняет вкус сочного бараньего мяса. И все это удовольствие всего за 350 рублей.

Вдоволь наевшись, мы отправились на Голубое озеро, вернее, на одно из 5 карстовых озер – Нижнее Голубое озеро. Водоем имеет постоянную температуру 9 градусов, очень глубокое (368 метров), а ярко-голубой цвет ему придает сероводород. Кстати, из-за этого газа в озере живут только какие-то рачки, больше живности здесь нет. Вокруг озера довольно развитая инфраструктура: кафешки, базар и магазинчики. Атмосфера здесь очень уютная.

Следующей точкой нашего путешествия была еще одна теснина – Черекская. Здесь уже мы гуляли не по дну теснины, а на высоте.

Дух захватывает: внизу обрыв, на дне которого виднеется ниточка чистейшей горной реки, ввысь тоже больше 300 метров.

Сама прогулочная зона около полутора км, на ее протяжении показывают скалу, откуда в древности сбрасывали неверных жен,

место, с которого скидывали джип в фильме «Война» с Сергеем Бодровым,

и сохранившийся кусок Великого шелкового пути. Дорога здесь настолько узкая, что в те незапамятные времена, когда здесь встречались караваны, они не могли разъехаться. Того, кто проедет дальше, определял жребий. Груз проигравшего сбрасывался в пропасть. Сейчас, конечно, автомобильную дорогу расширили, (ведет она в тупик – в одно из черкесских поселений (за перевалом уже Грузия), но все равно машины разъезжаются совсем впритык – жутко страшно.

Конечной точкой этого нашего путешествия стали термальные источники (именно для въезда на территорию источников и собирают дополнительные 250 рублей). Вода в бассейне 38 градусов, очень приятная температура, особенно когда на улице прохладно. Вылезать совсем не хочется, но находиться в воде рекомендуют не более 20 минут. Переодеться можно в теплой и холодной раздевалке, теплой, в основном, пользуются женщины. Там же мы и отужинали: нас накормили местным как-то по-особенному копченым мясом и напоили травяным чаем. Не сказать, что мы были в восторге, но вполне сытно.

14-го ноября у нашего друга был день рождения, мы приурочили к этому событию поездку в винный двор «Шато» (400+450 рублей). Экскурсия начинается в 18.45, поэтому наш день прошел в очередных прогулках по городу. Планировалось, что мы съездим в Суворовские бани – термальные источники в станице Суворовской в 20 км от Ессентуков, но купания в теплом бассейне накануне нам вполне хватило. Если коротко о Суворовских банях, то их я очень рекомендую посетить. Бани расположились аж в 3-х местах, один из них – прямо на въезде в Суворовское. Здание с синей крышей видно сразу. Стоимость посещения 300 рублей/час, внутри оборудованные теплые раздевалки, уютное кафе, ну и сами бассейны с термальной водой. Их всего 3: один находится внутри, а 2 – снаружи, температура воды варьируется в пределах 42 градусов.

Тем временем, наступил вечер. Нашим экскурсоводом вновь была Яна, а большой автобус на этот раз был битком набит публикой лет 50-60. В винный двор ехали молча, мы вообще очень переживали, что нам будет скучно среди взрослых дяденек и тетенек. Однако, к счастью, наши мрачные ожидания не оправдались. «Шато» расположено около г. Железноводск, время в пути составляет около 40 минут. Профессиональный сомелье около часа рассказывал обо всех представленных видах вин (их всего 5), о том, как правильно хранить и перевозить спиртные напитки, учит правильно пить коньяк. На столе фрукты, сырная тарелка и вода, помимо этого предлагается меню, где представлены салаты и горячие блюда. После дегустации – танцевальная программа, а также можно продолжить банкет, купив в баре понравившийся напиток. Лучшему танцору вечера турфирма подарила бесплатную дальнюю поездку (Домбай, Эльбрус или Чегем). Домой мы возвращались за полночь, автобус гудел, как улей: пел, делился впечатления и продолжал дегустацию.

После столь бурного вечера требовался отсыпной день, единственное, куда мы сходили после долгого сна – в фирменный магазин при пивном заводе. Я не большая любительница пива, но здесь оно отменное! И очень дешевое – 30 рублей за литр – сказка! Магазинчик советского типа, где помимо пива продают и различные лимонады, сушеную рыбку и поштучные соленые сушки.

В воскресенье 16.11 нас ждал Эльбрус (1000+1100 рублей). Я возлагала большие надежды на эту поездку, так как в прошлый раз экскурсия оставила невероятные впечатления.

Однако «неприятности» начались уже с посадки в автобус. Во-первых, автобус был старенький, к тому же он оказался уже битком набитым. Во-вторых, мы поняли, как сильно качество экскурсии зависит от гида. Экскурсовод Елена просто убила эту поездку: неинтересный рассказ, под который мы предпочли спать, абсолютная инфантильность, неорганизованная экскурсия, к тому же она совершенно не прислушивалась к пожеланиям своих туристов (например, мы очень просили организовать нам подъем на высоту 4200 на ратраках, но она только отмахнулась, мол, вам надо, вы и договаривайтесь). В прошлый раз я ездила на Эльбрус с Яной, которая сама организовала нам подъем, беспрестанно фотографировала нас и кормила в хороших местах хорошей едой.

С Еленой же мы остановились в каком-то подворье, где нам подали остывшие чебуреки и дешевый кофе. Первой остановкой был Чегет, предполагался подъем на эту гору, но узнав, что работает только первая очередь подъемника, а цена вопроса остается прежней, мы предпочли не подниматься, а нормально отобедать. Там же был и рынок, где я дешево накупила шали и паутинки.

Через полтора часа мы отправились на долину Азау – подножие Эльбруса. Стоить отметить еще и то, что с погодой нам в этот день также не очень повезло. Солнце, светившее всю неделю, спряталось под тучи, да и снежок пошел как-то совсем не вовремя. В итоге, поднявшись на высоту 3500, мы вершины Эльбруса так и не увидели.

Подъемники здесь закрытые, 8-местные, стоят 300 рублей на человека. Но если после спуска отдать карту в кассу, вам вернут 100 рублей.

На обратном пути была остановка у нарзанных источников. Мы прихватили с собой 1,5-литровую бутыль, куда и набрали холодного кипятка Кавказа. Только выпить нарзан нужно сразу, у нас, например, на дне бутылки осталось немного водички, которая к утру совсем проржавела. Еще около источников местные продают огромное количество разных сладостей: тут и халва, и нуга, и пастила – что душа пожелает. И все – в 2 раза дешевле, чем например, на Чегеме. Мы взяли по паре абсолютно каждой сладости – огромный пакет обошелся нам в 700 рублей.

Заключительный день нашей поездки мы посвятили Кисловодску, куда добирались на электричке.

ЖД вокзал города находится совсем рядом с курортным парком, где мы долго гуляли, а еще заходили в нарзанную галерею, где попробовали нарзаны, которые относятся непосредственно к Эльбрусу и являются признаком процесса утухания вулкана,

а еще накупили сладостей в кафетерии на углу около галереи. Кисловодск, кстати, один из самых солнечных городов страны. Мы это ощутили на себе, потому что всего лишь в 20 км от него, в Ессентуках, был холодный пасмурный день, а здесь было солнечно и относительно тепло.

А еще я в прошлый раз была здесь на обзорной экскурсии: нас катали на канатке и показывали город с высоты птичьего полета – рекомендую!

В 5 утра 18-го ноября, мы выехали из Ессентуков и направились в сторону дома. Уезжали мы с твердой уверенностью, что непременно сюда вернемся. И не раз!
Как сказал великий Высоцкий: «В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы — просто некуда деться!
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце».