По Швейцарским Альпам и немного по Французским на арендованном авто. Часть3 (Лаутербрунненская долина). / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Подготовка. 1 часть.
2 часть.

3 день (22 августа, понедельник)

Frutigen (Фрутиген) – Lauterbrunnen (Лаутербруннен)- водопад Staubbachfull (Штауббах)- водопад Trummelbachfalle (Трюммельбах)–Stechelberg (Штехельберг) — вершина Schilthorn (Шильтхорн)- Frutigen (Фрутиген)

Фрутиген – Лаутербруннен – Штехельберг – Фрутиген — 86 км

Утро началось как-то очень странно… Сначала за окном по дороге с самого рассвета начали грохотать машины. А потом что-то стали с грохотом грузить. Оказалось, что рядом с нашим домом находится пилорама, которую содержит семья фрау Розы. Так что с 7 утра грузили доски. Только мы вздохнули, когда погрузка закончилась, так завизжала сама пилорама. Вот это сюрприз!
Ничего не оставалось делать, как вставать. Неужели, понедельник – день тяжелый?

Кстати стоит еще отметить об одном неудобстве, которое нас неожиданно удивило. Все розетки не приспособлены для наших электроприборов. Плоские вилки от зарядников влезали, а вот ноутбуки – никак. У них все розетки какие-то узкие и продолговатые, включая все удлинители, «пилоты» и прочее. Причем, переходников в магазинах мы тоже не нашли.

WiFi грозился остаться неиспользованным. Да и элементарно фотографии не обработаешь за день. Паша ходил из угла в угол весь вечер и объявил, что он чувствует приближение мысли. И эта его мысль посетила. Из пивной банки вырезали прямоугольнички, из прямоугольничков сделали конусики, эти конусики и служили переходником. Правда внимательно смотрели за этим устройством, не ходили рядом, не оставляли без присмотра и т.д.
За окном – прекрасная погода, на небе – ни облачка. Сам бог велел – в горы! В плане – долина водопадов Лаутербруннен.

Итак, в 9.00 сели в машину. До Лаутербруннена ехать не очень далеко. Для начала надо доехать в район Интерлакена, а затем повернуть направо в Лаутербрунненскую долину. Навигатор не стал нас выводить на скоростную трассу вдоль озер, а сразу в нашей долине свернул в горы. Так что с самого начала дорога была очень живописной. Только в районе Интерлакена спустились вниз, чтобы по развязке сделать разворот в знаменитую долину. В долине дорога повторяет ж\д дорогу вдоль реки Вайсе Лючине («белая»).
В одном месте мы не поверили знакам и свернули по навигатору куда-то на второстепенную дорогу. Вернее, не на второстепенную, а на поселковую. По узенькой улочке в одну машину мы пробирались почти шаркая зеркалами по стенам домов.

Еще немного терпения – и мы въехали в Лаутербруннен.

Парковок в поселке достаточно много, на въезде есть большая. Но мы хотели остановиться поближе к туристическому офису. Нашли небольшую на дороге, которая проходит над церковью. Но по большому счету, около кирхи тоже большая удобная парковка, на ней же есть туалет. Так что вполне можно не метаться, а останавливаться около кирха. Правда, до офиса надо вернуться назад пешком минут 10.
В офисе мы взяли карту местности, там все водопады, дороги, канатки.

Водопад Штауббах оказался совсем недалеко вперед от стоянки, где мы остановились. Его видно прямо из поселка, вообщем-то он в конце поселка и находится.

Чтобы добраться к самому потоку, надо подняться минут 10-15 по тропе вверх. Наверно, по весне поток очень сильный, а у нас этот водопад был чем-то похож на предыдущий.
А вообще на этом скальном склоне много разных водопадов. А во всей долине – еще больше.

В 1779 году долину Лаутербруннен посетил великий Гёте, восхищённый долиной и водопадами, написал произведение «Песнь духов над водами»:

«Душа человека воде подобна:
с неба сошла,
К небу взнеслась
и снова с неба на землю рвётся,
Вечно меняясь.
Чистый, ясный,
С гранитной кручи струится поток».

Вот и мы любовались и потоком воды, и красивой панорамой долины и деревни(панорама-кликните).

Прогулка удалась. Теперь следовало проехать несколько километров к водопаду Трюммельбах.

Перед водопадом большая бесплатная парковка. Самого водопада не видно, так как он весь находится внутри скалы. Чтобы сэкономить силы, можно вверх подняться по зубчатой дороге (11 фр с человека в один конец, только наличные). В этом вагончике чувствуешь себя шахтером, почему-то. Только не вниз спускаешься, а вверх.

Выйдя из вагончика мы как в пещеру попали. Холодно, сыро, все грохочет! Водопад сильным потоком несется в скалах, обдавая всех холодным ветром. Так что надо обязательно одеваться, а не в маечках и в шортах как мы.
Мы дошли до самого конца этой тропы в скалах, останавливаясь на всех смотровых площадках.
(панорама)

Спускались пешком, постепенно становилось теплее, вода тише. И, наконец, водопад превращается в небольшую горную реку.

Отогревшись на солнышке, мы отправились к главной цели этого дня – вершине Шильтхорн (2970м). Для этого, доехали до деревушкиШтехельберг. Дальше этой деревни проезд на автомобилях запрещен. Зато начинается зона заповедника, где просто рай для любителей пеших прогулок.
Не доезжая примерно 1 км до деревушки, располагается комплекс канатных дорог. Около канатной станции большая парковка.

Отсюда нам предстояло через Гиммельвальд (Gimmelwald), Мюррен ( Murren), Бирг подняться к вершине. Все эти деревни – деревни без машин. Билет очень дорогой – 94,80 фр на человека «туда-обратно».

Постепенно внизу остались и деревушки, и коровки, и туристы на тропинках. С каждой станцией становилось все прохладнее, пейзаж все суровее.

И вот мы на вершине. Вершина представляет собой канатную станцию в комплексе со знаменитым панорамным вращающимся рестораном «Piz Gloria» и смотровыми площадками.
Именно в этом районе снимался фильм «На секретной службе ее величества» про знаменитого Джеймса Бонда. В районе станции Мюррен и находится «дорога в ад», по которой Джеймс Бонд спускался в этом фильме. Естественно, что эта тема и обыгрывается для туристов.

Ну что сказать о том, что мы увидели? Красота, красота и мощь! Можно только на смотровой площадке провести все время и не уставать восхищаться.

С самой вершины начинается несколько пешеходных маршрутов. Многие так и делали. Очень много загорелых, спортивных, сильных, красивых… Они шли вниз, вверх, просто отдыхали, лежа на камнях.
Мы не планировали спускаться вниз пешком, но немного пройтись до соседнего пупырышка очень захотелось. Вроде и не так далеко. Так мы с Никитой и сделали. Больше из наших никто не решился.

Удовольствие не передать! Каждый шаг хотелось останавливаться, чтобы запечатлеть окружающую красоту.

(панорама)

Так мы постепенно добрались до этой вершинки. Там сидел одинокий дядечка и, не отрываясь, смотрел вдаль. Да и было на что посмотреть.

Оглянулась я назад. Боже мой! Ведь туда теперь наверх возвращаться!

Ну, делать нечего, ноги в руки – и вперед!

Последние метры дались с огромным трудом, казалось, силы покинули совсем. Понятное дело – мы первый раз поднялись почти на 3000 метров. Тут и акклиматизация еще, а может и страшное слово – «горняжка».

Под одобрительные вопли наших сытых товарищей (они уже успели пообедать) я вползла на площадку. Очень захотелось есть. Мы с Никитой вслед за остальными пошли в ресторан. Кушать в нем очень даже прикольно. Пока сидишь, ресторан крутиться, и за время обеда осматриваешь всю панораму гор.
Только всех слегка подташнивало. То ли от вращения, то ли от высоты.

В этом ресторане (ура!) есть меню на русском языке. Мы поели прекрасный горячий суп-пюре, салат. Кофе варят тоже отличный. Обед на двоих получился 36 фр.

Довольные, восстановившие силы, решили пройтись еще куда-нибудь. Спустились еще по одной тропе, уже недалеко. Там панорамы в сторону озер Тун и Бриенц. Они даже проглядывались в дымке внизу.

(панорама)

Пока гуляли, погода стала портиться. Пора вниз. Стали спускаться – покапал дождик. Несильный, свежий.

Тем, кто соберется подниматься в горы — обязательно берите теплую одежду с собой. Внизу может быть очень жарко, но наверху на 3000 метров, даже, если нет снега, то все равно будет прохладный ветерок. Особенно, если соберетесь прогуляться. После прогулки легкого ветерка достаточно, чтобы просквозить.

Вернулись в Лаутербруннен. Понимая, что магазины в Швейцарии особо не заморачиваются с работой, мы закупили продукты в Лаутербруннене.

Вообще Лаутербруннен – деревня для туристов. Это огромное количество троп, маршрутов красоты неописуемой. А также отели, магазины и прочее. Все ходят с рюкзаками, в ботинках, иногда с ледорубами. Очень приятная атмосфера отдыха, спорта и здоровья.

Домой вернулись в 19 часов. Навернули домашнего борща. Вот такие мы молодцы!