По Швейцарским Альпам и немного по Французским на арендованном авто. Часть 11 (Ледник Алеч. Термальные источники в Лойкербаде). / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Подготовка. 1 часть.
8 часть
9 часть
10 часть

12 день (1 сентября, среда)

Veysonnaz (Вейсонна) – Fiesch (Фиш)- Fiescheralp (Фишеральп)- Eggishorn (Эггисхорн) – Brigue (Бриг) — Veysonnaz (Вейсонна)

Вейсонна – Фиш – Бриг – Вейсонна – 171км

Итак, пора в горы — успели соскучиться. Вообще-то, сидя дома на мягком диване и планируя этот день, я очень, очень хотела пройти с нашей командой по знаменитому четырехчасовому маршруту от Эггисхорна до Беттмерхорна, который вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Правда смущало, что этот маршрут для опытных туристов. Очень, очень мало информации от тех, кто этот маршрут прошел. Какие-то крупицы и при этом очень мало фото. А те фото, которые удалось найти, что-то повергли меня в сомнение. А смогём ли? Там и подвесные мосты, и скобы в скалах, и перила. Нужно ли снаряжение (страховки) – непонятно. Решила определиться на месте, тем более, что к этому времени большая часть путешествия пройдет и будет понятно, на что мы способны.
Так вот уже на месте я поняла, что как-то боязно. Особенно отвечать за других. Да и Юля чувствовала себя неважно, простыла. Поэтому было решено не напрягаться, ограничиться посещением смотровой площадки у вершины Эггисхорн и созерцанием величайшего ледника Алеч (Aletscgletscer).
Очень ранним подъемом мы себя не утруждали, но постарались не припоздняться, как в случае с Маттерхорном.
Ехать до городка Фиш, от которого дальше подниматься на подъемнике, по меркам автомобилистов не так далеко, всего 85 км. Хотя места, связанные с ледником Алеч, начинаются несколько раньше, сразу от городка Morel (Мёрел). Можно было выбрать любую точку. Но мы остановились на самой дальней, высокой и, по описаниям, самой живописной.
В Фише взяли карты местности и подъемников. Канатная станция располагается совсем недалеко, метров 200. Парковка очень большая, места много. Оплачивать надо сразу, стоит парковка всего 3 фр.

Подняться нам надо до станции Эггисхорн (2889 м) через станцию Фишеральп (2212 м), билет «туда-обратно» — 42,8 фр/чел.

Когда мы вышли на площадке, желание говорить что-то пропало. Только любовались и наслаждались. И писать здесь нечего.

(кликните)

Кстати, увидела я и начало того самого маршрута. его указатели выделены другим цветом (кажется синим, а не желтым), как сложный. И написано, что есть места, опасные для жизни. Ну значит правильно, что не пошли. Все же мы отдыхаем, а не спортивные рекорды устанавливаем.
Рекордов нам не надо, но увидев, что на саму вершину Эггисхорн (2926 м), поднимается пусть и крутая, но все же тропа, ножки сами засеменили вверх.

Подниматься физически непросто, но не труднее, чем мы ходили в других местах. Зато, взобравшись наверх, нисколько не пожалели. Панорама открылась восхитительная. Места, правда, там немного, чего не скажешь о количестве жаждущих впечатлений туристов. А впечатлений хватало на всех.

Стоишь – и весь мир внизу. Даже птицы и вертолеты.

Вдалеке увидели знакомое очертание Маттерхорна.

Спустились вниз к станции. Никита сбегал еще на один пупырёк рядом со станцией. Говорит, что там даже перила навешаны, так как крутовато. Зато панорамы оттуда аж на 360 градусов.

Вообще, здесь много занятий для любителей очень активного туризма. Там каждый день проходят определенные курсы: по скалолазанью, ледолазанью, выходы на ледник, походы с инструктором и прочее. Так что кому не хватает адреналина – милости просим.

Так как хотелось уже покушать, а на верхней площадке кафе очень скромное, мы решили выйти на промежуточной станции Фишеральп, там мы видели много ресторанчиков.

Правильно сделали. Мы остановились на ресторане при отеле Alpina, коровка понравилась, не более. Народа не было никого, видимо уже фаза активного обеда закончилась. Увидев нашу заинтересованность, сразу вышли несколько официанток, выстроились в ряд с полотенчиками наперевес. Английского меню (как и русского), конечно, не было. Но как только девочки поняли, что мы русские, нам выделили официантку, которая родом из Словении. Мы прекрасно её поняли, а она нас. Доброжелательная, с нормальным юмором, очень к себе расположила. А когда нам принесли нормальную еду (что бывает не всегда, когда пытаешься угадать), то мы вообще были в восторге. Несмотря на то, что все заказали по-разному, на свой вкус, но удовлетворены были все. Все вкусно, сытно, приятно.

Тут мы развернулись! И винца местного выпили, а все равно уходить не хотелось. И кофейку попили. Полный кайф. А то, что счет получился несколько больше обычного, нас совсем не напрягло. Вот что значит, было хорошо. Рекомендуем! Оплату с нас взяли по карте, но мы чаевые наличкой оставили. Девочка была благодарна. Да, это вам не сыр в Молезоне!

До отправления кабины оставалось немного времени, прогулялись по деревушке. Это деревушка для отдыха обычных горнолыжников, летом народа немного. Но впечатление произвела приятное. Наверно и зимой здесь хорошо.

Спустившись вниз в Фиш, мы решили по пути домой заехать в Бриг, старый изящный городок всего в 18 км от Фиша, все равно ехать мимо.

Туристический офис – в здании ж\д вокзала. Здесь же оставили машину на парковку, заплатили 2 фр.
Тем более, что прямо от здания вокзала начинается торговая улица Банховштрассе, ведущая к Старому Центру города, который составляют площади Марктплатц, Штадтплатц, Себастьянплатц.

Памятник Эрнесту Гуджлиметти на площади Марктцплатц, который изобрел покрытие для дорог (гудрон), мы не смогли лицезреть, а вот на Себастьянплатц на колонне небольшого фонтана – памятник летчику Джорджу Шаве Дартнеллу, который перелетел через перевал Симплон и разбился, запечатлели.

Рядом здание часовни Св.Себастьяна (17в) (Sebastianskapelle), постороенная фон Штокальпером, разбогатевшим на торговле шелком и солью через перевал.

От нее отходит много симпатичных улочек с интересными домами 17-18 века.

Через несколько минут подходим к замку Штокальпера (Schloss Stockalper). В замке интересный внутренний двор, переоборудованный в летний кинотеатр.

И не поверите, что там демонстрировалось в те дни – «Броненосец Потёмкин»!!! Странный выбор для небольшого швейцарского городка!

Еще там выставлены две старинные кареты, которые, как мы поняли, перевозили пассажиров через перевалы Фурка и Гримзель. Не представляю, как это возможно?

Немного посидев на зеленой лужайке около замка, мы отправились в обратный путь. Ну а Бриг действительно симпатичный, спокойный городок. Я даже прикинула, что можно было бы при случае и пожить в нем.
День получился во всех отношениях удачный и интересный.

13 день (2 сентября, четверг)

Veysonnaz (Вейсонна) – Saint-Leonard (Сен-Леонард) – озеро Lac Souterrain — Leukerbad (Лойкербад) — Veysonnaz (Вейсонна)

Вейсонна – Сен-Леонард – Лойкербад — Вейсонна – 107 км
Настал день разгрузки. После насыщенной двухнедельной программы, «забитых» мышц после гор, сопливых носов и просто элементарной усталости – релакс, релакс, релакс. В программе – купание в термальных источниках в Лойкербаде.

По пути в Лойкербад сначала заехали в пропущенный нами достопримечательный пункт – подземное озеро Lac Souterrain в деревушке Сен-Леонард в нескольких километрах от Сьона (20 км от Вейсонны). Недалеко от входа к озеру, большая бесплатная парковка, но и машин было много. Правда, не все они приехали к озеру, просто деревенская парковка. Билет к озеру стоит 10фр/чел, только наличными.
По расписанию приходит гид, рассаживаемся в лодку, и на нескольких языках рассказывает про это озеро. На русском и китайском наш гид отказался говорить, но пообещал на следующий год выучить. Наверно пошутил.

Это природный, геологический объект. Раньше здесь все было заполнено водой, но после тектанических (или как там правильно, не знаю) подвижек, часть воды ушла и образовалось интересное подземное озеро. Вот деревенские и используют его с пользой для себя. Правда и денег государство туда вложило много, следят за озером, за безопасностью для туристов, даже рыбу специально завели и ее кормят каждый день, так как в озере никто не живет, и еды для них нет.
Под землей прохладно, надо одеваться обязательно тепло.

Посещение озера мне показалось интересным, но постольку поскольку. Правда, недавно Дмитрий Крылов в «Непутевых заметках» про него рассказывал, очень захватывающе получилось. Даже приятно стало: «А мы там были!»
Единственный момент был не очень приятным. Когда экскурсия закончилась, и мы выходили из лодки, гид достал консервную баночку и попросил себя отблагодарить (а может рыбкам на корм?). В Швейцарии настолько такие вещи не приняты, что я была удивлена очень. Диссонанс полнейший. А так как всю мелкую наличность мы неожиданно выгребли при оплате билета (карты ведь не взяли), то отблагодарить было нечем. Очень было неудобно пройти мимо, не зазвенев монеткой.

Ну вот с экскурсиями покончено. Теперь – в баню.
Несмотря на то, что ехать осталось всего 33 км, но дорога оказалась (я знала заранее, но никому не призналась) серпантином еще тем! Узенькая дорога, повороты на 180 градусов и все время вверх и вверх, ущелье очень узкое, глубокое и какое-то мрачноватое. Поэтому указатель на Санта-Барбару, нас повеселил.

Кстати, если проехать дальше Лойкербада через тоннель, можно попасть в долину Кандерштег, где мы провели первую неделю отпуска. Но нам туда уже не надо.

Лойкербад — самый высокогорный СПА в Европе. Первый упоминания об источниках в 14 веке. Здесь отдыхали Гете, Мопассан, Марк Твен.
Я читала, что «…Лейкербад успокаивает и расслабляет настолько, что уже с первого погружения в бассейн забываешь обо всем – о проблемах и болячках, о том, что приехал сюда не только отмокать в горячей воде.» Именно этого мы и ждали в результате.

Поставив машину на подземную стоянку (6 фр), пошли искать эти самые источники.

Сначала мы отыскали Центр Линднер Альпентерме (Lindner Alpentherme).

Я начиталась про римско-ирландские бани и хотелось попасть именно туда. Согласно их сайта в Интернете, там есть «женские» и «мужские» дни, когда все банятся без одежды. Четверг – день совместный и в купальниках. Но что-то меня удержало сразу расплатиться на кассе, и я задала вопрос по этому поводу. Оказывается, все дни у них смешанные, но все дни БЕЗ одежды. И даже висит грозное объявление. Хочешь, не хочешь – раздевайся. Как-то раздеваться при чужом муже и собственном сыне не захотелось. Да и им, думаю, тоже.

Немного поразмыслив, мы пошли искать самый популярный в Лойкербаде СПА – Бюргербад.

Там обещали 10 бассейнов, трен.зал, джакузи.
Билет стоил 21фр/чел + 5 фр/полотенце+ 20 фр/залог. Залог тоже сняли с карты, потом, когда мы вернули в конце полотенца, выдали наличными. Все это удовольствие рассчитано на 3 часа. Можно купить билет и на целый день, но 3 часа оказалось вполне предостаточно.
Раздевалка оказалась общей для всех, но есть закрытые кабинки для переодевания. А потом вещи кладешь в личный шкафчик с электронным замком.

Действительно, бассейнов много и на воздухе с видом на горы, и в закрытой части, разных по температуре: горячих, холодных, контрастных, с пузыриками на разные части тела, сидячие, стоячие, лежачие….

Особенно понравилась пещера с натуральной водой из источника. Во-первых, очень горячо, а во-вторых, грязно (но полезно), а в-третьих, темно. Потом выходишь и плюхаешься в холодный бассейн. Поэтому то, что в обычную сауну мы не попали, даже не расстроились. Сауна там тоже есть, но она за отдельные деньги. По-моему, не очень дорого, но висит огромное объявление, что только без одежды. Есть солярий, массаж и массажные кресла, косметические кабинеты и прочее. Кому что надо, то и получит. И 3 часа вполне хватает. Отдохнули прекрасно, день опять удался.

Вот и закончился наша швейцарская часть отдыха. Завтра переезжаем во Францию, поближе к Монблану.