С Крайнего Севера на юг: погреться и мир посмотреть. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

С Крайнего Севера на юг: погреться и мир посмотреть.

Начало отчета читайте здесь.

Часть 2. Нужен нам берег турецкий.
14.08.12г. 10.30 утра. Время московское, мы не переводили часы. Итак мы прибываем на пароме в Турцию, порт Трабзон.

Всего из Трабзона ходит два парома в Сочи: один постарее, другой поновее, нам, конечно, достался постарее.

Людей переправлялось много, а машин всего 9.

Когда еще покупали билеты на паром, познакомились с братом Дианы Гурцкая (фамилия не меняется никаким образом)-Робертом. Он перегонял в Тбилиси «Кадиллак» для Дианы, она должна была туда приехать отдыхать.

Были на пароме и ребята на «Харлей Девидсон» из Краснодара, они держали путь на Каппадокию и затем Грецию.

Документы у нас все были готовы, «Гринкарту» оформила еще в Северодвинске. Тем не менее взяли с нас 50$. Была у нас с собой канистра с бензином-20 литров. По правилам в Турцию можно ввозить 25 литров, но «прицепились». Хотя долларовый взнос, меньше или больше, был взят со всех.
В 12.45 выехали с таможни. Проехав немного, в самом Трабзоне остановились покушать. Турция встретила нас хмуро и мелким дождичком. После 30-градусной жары в Сочи даже было хорошо.

Отъехав от Трабзона, остановились поспать, так как клонило в сон меня ужасно. Бессонная ночь на пароме дала о себе знать. Проснувшись, заводим машину, снова высвечивается значок аккумулятора. Муж предложил мне вернуться в Россию, так как у него возникло подозрение, что опять «накрылся» наш генератор. Я, конечно, отвергла это предложение. Мучаться на пароме ночью 13,5 часов, заплатив 25000р. и вернуться?! Сказав, что и в Турции есть ремонтники, я села за руль. «Мы не привыкли отступать»-так называется мое упрямство. В этот день мы доехали до города Самсун, проехав 330 км. Купаться не пытались, хотя ехали вдоль моря, было как-то мрачновато и сыро, да и мы измученные, хотелось хоть до куда-нибудь в этот день доехать. Остановились в 20.00 в отеле. Отели в Турции стоили дешевле, чем в России. Хороший номер со стандартным набором: большая кровать, телевизор, холодильник, кондиционер, балкон, санузел с душевой в Самсуне стоил 2000р. И это был единственный отель в Турции, где нас не накормили завтраком. Парковка сразу около отеля. И еще один огромный плюс Турции, практически нигде не было проблемы расплачиваться банковской картой. Устроившись, мы поехали покушать. Недалеко находился парк с рестораном. Подходим: большая терраса, накрыты столы, сидят люди. Мы спросили, где можно поесть. Объяснялись мы в Турции, не знаю как, так как далеко не везде турки говорят по-английски. Где-то кто-то говорил по-английски, где-то кто-то-по-русски, кое-что постепенно выучили мы по-турецки, где-то помогал интернет, переводили слова в телефоне. Итак, нас проводили за общий стол и подали одинаковый со всеми набор еды, скромно, но питательно. Все сидели, никто не ел, мы смотрели по сторонам, не зная, что делать. Прозвучала молитва, и все люди бросились кушать. Мы тоже поели. Поев, люди вставали и уходили, мы тоже. Подошли к женщине, она говорила по-русски, она объяснила нам, что в Турции идет рамазан, и накормили нас бесплатно.
Первый вечер в Турции, после ужина.
15.08.12г. Отлично выспавшись, в 10.20 выехали из отеля. Залили бензин из канистры. Заведя машину, опять видим тревожный значок. Выезд из города шел мимо ремонтных мастерских, завернули в одну с надписью «OTTO ELEKTRIK», как оказалось «Автомобильная электрика», то, что надо. На пальцах объяснили проблему, мастер замерил заряд генератора, его просто не было. Предположения мужа оказались правильными. Мужчина проехал с нами к другой мастерской, помогли нам припарковаться, так как машин было много, улицы очень узкие. И нашей машиной занялась бригада электриков.

Машин у гаража стояло несколько, одни отъезжали, подъезжали новые. Ребята носились между всеми машинами, занимаясь всеми одновременно.

У гаража не было даже ямы, под одно колесо загнали брус, на землю положили лист ДВП, один ремонтник лежит снизу, второй сверху забрался на бампер, так за час сняли генератор. Он, конечно, сгорел полностью. Видимо, еще когда сломался вентилятор, и «закипел» двигатель, «закоротило» и генератор. Так что моего восстановленного перед поездкой генератора хватило ненадолго. Так как после ездили немного, а аккумулятор был поставлен новый перед поездкой, кстати, турецкий, чему турки обрадовались, видимо хватило поездить на аккумуляторе. Новый генератор подобрали не сразу, меряли, точили. В общем, ремонт длился 9,5 часов. Еще все время мастер пытался нам объяснять, что случилось, и что нужно делать.
Рядом находилась мастерская по нарезке мрамора.

Мастер из этой мастерской поил нас чаем из рюмочек.

К 19.00 наша машина была готова, заплатили мы за этот ремонт 6000р. И мы, и вся бригада, проводив нас и закрыв за нами ворота, были счастливы.

Добавлю, что на этом генераторе мы ездим до сих пор. Конечно у моего, обслуживающего мою машину слесаря, есть вопросы по тому, как он установлен, но все равно спасибо огромное турецким электрикам. Так что я была права, в Турции тоже есть ремонтники. В 19.40 мы выехали из Самсуна, в 20.30 остановились в отеле города Хавза, проехав 78км. Отель стоил 2200р, но в эту сумму уже входил завтрак. Поужинали мы здесь же в отеле на 400р.
16.08.12г. Выехали из г.Хавза в 10.15. Держим путь на Стамбул. Попался первый платный участок дороги. Никаких проблем он нам не доставил: подъехали, увидели шлагбаумы, рядом находился пункт продажи карт KGS, я назвала направление, кассир сам определил какого номинала карту нам продать. Проезжая через шлагбаум, увидели, сколько снято денег, соорентировались быстро. Первый раз заправились: почти 52 литра-4160р.
Вид на озеро Сапанча.

И вот перед нами мост через Босфорский пролив. Подъезжаем к городу, где я так давно хотела побывать. Мечты сбываются!

В 19.30 мы въехали в Стамбул. В этот день мы проехали 650км. Остановились в отеле «Иличак», недалеко от центра. Номер с завтраком стоил 2340р. Устроившись, отправились гулять по городу. По Стамбулу мы перемещались на трамвае или пешком, так как в центре либо проезд запрещен, либо парковка запрещена. Трамваи в Стамбуле удобные, современные, комфортабельные.
Продажа восточных фонариков.

Как я уже писала, в Турции шел рамазан, поэтому вечером в центре Стамбула был большой праздник.

Главная мечеть Стамбула-«Голубая» мечеть вечером и вправду кажется голубой.

Вечерний город, недалеко от отеля.

17.08.12г. В этот день мы снова отправились гулять по Стамбулу.
У мечети СултанаII.

Я похожа на мусульманку?

Внутри мечети.

Стамбульский университет.

Большой стамбульский базар.

Потолки на базаре.

Перед «Голубой» мечетью находятся обелиски, вывезенные из Египта, и фрагмент древней колонны.
Обелиск Феодосиуса и обелиск Константина.

Фрагмент колонны.

«Голубая» мечеть или мечеть Султанахмета-главная мечеть Стамбула, поэтому вокруг нее было возведено 6 минаретов, а не 2 или 4. Правда на фото этого не видно.

Макет мечети.

Во дворе мечети.

Такая очередь стояла в мечеть. Я пристроилась сбочку и прошла без очереди.

Внутри мечети.

А напротив мечети Султанахмета стоит Собор Святой Софии-во времена Византии христианский храм, позднее был превращен в мечеть, ныне-музей.

Внутри Собора.

В главном куполе 40 окон.

Мусульманские символы внутри христианского храма.

Ложи.

На верхней галерее Собора расположена выставка фотографий христианских мозаик, которых уже нет.

Выйдя из Собора, я решила подремонтировать свои «колеса», на древних мостовых потеряла набойку.

Еще немного погуляли в центре. Топкапи-городская крепость.

Внутри нее.

Пообедали мы недалеко от отеля в кафе на верхней террасе.

А затем отправились к морю. Пляжа мы в Стамбуле не нашли, но уехать из города и не покупаться в Мраморном море я не могла. Нашли спуск к воде с набережной. Турецкие мальчишки и русские мужчины там купались, я к ним присоединилась.

А неподалеку плавали теплоходы.

Выезжали мы из Стамбула два часа, очень большое движение, спасибо навигатору. И в 23.00 прибыли в Едирне, проехав за день 300км. На этом направлении нам опять достался кусок платной дороги. Город Едирне находится почти на границе с Болгарией, недалеко от границы с Грецией. Древний город со своей богатой историей, принадлежал и русским, и болгарам, и грекам, и, наконец, туркам.
Вечерняя прогулка по городу.

На заднем плане-мечеть Юч-Шерефели.

Мечеть Селимие вечером.

Старые турецкие бани.

Утром, как обычно, отправляемся гулять снова по городу Едирне. Турецкие бани-Hamam уже утром.

Идем к мечети Юч-Шерефели.

Потолки наружной галереи.

А это уже внутри.

Резная панель двери.

Вид на старую башню.

Еще одна мечеть Едирне-Старая, так переводится название.

Такой рисунок я видела даже на задних стеклах турецких автомобилей.

Ну и снова мечеть Селимие-самая красивая мечеть Едирне.

Во дворе мечети.

Интересно, что к мечети нужно проходить через базар, базар на первом этаже, выше-мечеть.

В окрестностях города есть старые мосты.

В 13.00 выехали из города Едирне, теперь мы едем снова южнее, объезжая Стамбул.
На горизонте-Эгейское море.

По дороге нам попался съезд к морю, конечно, съехали и покупались.

Подъезжаем к городу Эсиабат. В этом городе находится паромная переправа через пролив Чанаккале, являющийся частью пролива Дарданеллы между Мраморным и Эгейским морями.

А сосны в Турции попышнее наших северных, иглы длинные.

Переправа длилась минут 20, а в очередь мы стояли 4 часа, попали на выходные.

Причем ходили непрерывно и круглосуточно два парома.

В Чанаккале мы попали уже в 22.00, проезд в этот день составил 213км. Устроились в отель тут же рядом с переправой (стоимость номера с завтраком 2160р.), прогулялись вечером по набережной и отправились ужинать в пиццерию, где пиццу готовили и пекли в печи прямо на наших глазах.

19.08.12г. Утром прогулялись снова по набережной Чанаккале, которая по просьбам болельщиков названа в честь игрока баскетбольной команды. И прямо на набережной есть небольшая баскетбольная площадка на одно кольцо, когда мы вечером гуляли, на площадке играли в баскетбол.

Еще на набережной есть различные инсталляции на тему «Троя», так как древний город находится недалеко. Например, макет города Троя с подробным описанием…

… или просто композиция из камней…

… или солнечный календарь, но он почему-то не соответствовал, или мы уже живем в другом измерении…

… или скульптура «Аскери.Троя», причем автор скульптуры Наталья Чистякова. Была установлена в 2010г.

И еще на набережной есть Троянский конь, который «снимался» в американском фильме «Троя».

После Чанаккале, конечно, отправились в Трою. Территория древнего города была закрыта до 13.00, поэтому мы на часик съездили к морю. Штормило, купаться не стали, но по водичке побродили.

Открыли доступ к Трое, и мы отправились по ней прогуляться. Я прикасаюсь к античной истории в прямом смысле.

Троя славилась своей керамикой.

После Трои наш путь лежал в город Бергама, на территории которого находится античный город Пергам. По дороге пообедали в придорожном ресторанчике.

Внутри организована небольшая выставка.

По дороге еще покупались. От Чанаккале до Бергамы 200км, приехали мы в 19.30, поехали смотреть город.

Основные постройки античного Пергама находятся высоко на горе. На эту гору можно подняться на подъемнике или на машине, но в 19.00 все уже закрылось, хотели ехать дальше. Стали по городу спускаться вниз к дороге, навигатор завел в настолько узкую улочку, что Пашуня занервничал, пытался меня развернуть на пятачке, окруженном домами и еще более узким спуском с одной стороны, не получилось. Местные турки, увидев как мы мучаемся, жестами показали, что дальше можно проехать. Я поехала, у моего «Крайслера» боковые зеркала не складываются. Тихонечко проехала, по бокам от зеркал до стен домов оставалось, наверное, по 1см. Пашуня шел снаружи, нервничал. Но пока мы плутали по городу, стемнело, и мы решили больше никуда не ехать. В Бергама нашли отель-1800р с завтраком.
20.08.12г Утром, отправились изучать то, что осталось от Пергама. В самом городе находится небольшая экспозиция раскопок…

… и остатки базилики.

Древние письмена.

А это уже наверху. Поднялись мы по канатной дороге, очень современно оборудованной.

Галерея.

Вид на амфитеатр.

Коринфский античный ордер во всей красе!

Хорошо, что накануне не уехали. Нагулявшись по Пергаму, мы отправились еще в один античный город-Эфес. Развалины Эфеса произвели на меня огромное впечатление: во-первых, это, наверное, самая большая археологическая зона (занимает площадь около 10км), во-вторых, расцвет города, основные постройки приходятся на тот период, когда город принадлежал грекам, а древнегреческая архитектура более изящная, в то время, как древнеримская-более основательная, массивная. Поэтому, я просто наслаждалась открывшимся зрелищем. Мучала только жара под 40 градусов, в связи с чем, мы не «доползли» до всех окраин древнего Эфеса.
Библиотека Цельсия.

Посмотрите, какая скульптура!

Мозаичные полы из гальки и кусочков керамики.

Храм Адриана.

Ворота Геракла.

Снова великолепная скульптура.

Барельеф.

И, конечно, огромный амфитеатр.

Вдоволь нагулявшись по Эфесу, отправились дальше и в 20.00 приехали в Памуккале, город на территории которого находится древнеримский курорт Памуккале. Зона самого курорта открыта круглосуточно, чем мы и воспользовались. Мы отправились гулять по этому древнему курорту вечером, было нежарко, а дорожки подсвечивались.
Древнеримская архитектура.

Закат над Памуккале.

План города. Белые горы на фото-это травертиновые горы, на ровных площадках которых находится вода из геотермальных источников. Часть террасы с водоемами открыта для хождения по ней, но только босиком. Я с удовольствием побродила, для ног, уставших от жары и ходьбы-это блаженство.

Травертин и вода.

Гуляли мы по Памуккале до 23.00. После прогулки отправились в отель, стоимость номера с завтраком-2520р. Проехали мы в этот день 300км.
21.08.12г.В 10.30 выехали из Памуккале, запечатлев напоследок белые травертиновые горы.

Отправились мы в бухту Олюдениз-очень красивое место для купания на Средиземном море. Но проехать нам пришлось снова по горному серпантину, направление держали на город Фетхие. Движение в горах хоть и потруднее, но вид вокруг просто завораживает.

Горы самых разных цветов!

Дороги в Турции либо хорошие, либо очень хорошие, ограничение скорости на большинстве трасс 120км/ч. Все же один раз я получила штраф от турецких жандармов, уж очень хорошие дороги. Жандармы посмеивались, выписывая мне протокол, понимая, что я его наверняка не заплачу. Причем штраф за превышение где-то километров в 30 составил 2500р. Тоже встречались, конечно, ремонты дорог, но немного, «пробка» на дороге попалась, наверное, только один раз.
Такой автомобильный знак я назвала «кактус».

Накупавшись и пообедав в местечке под названием «Олюдениз», отправились в Анталию. В Анталии мы поехали в парк, где находится река и водопады Дуден.
В парке.

Река.

На табличке написаны характеристики водопадов Дуден.

Водопады.

Нагулявшись по парку, проехав по городу, мы спустились на побережье, чтобы остановиться в отеле у моря. Но остановиться вдоль Анталии было невозможно, везде настроены дворцы, кремли, замки, недорогого номера было не найти. Поэтому пришлось доехать до города Белек, куда мы прибыли уже в 00.00. Проехали мы в этот день 410км. Отель с завтраком в Белеке стоил 2160р.
22.08.12г. Отель расположен недалеко от моря, поэтому утром, позавтракав, мы, конечно, пошли купаться. Из города выехали уже в 13.00.
Город Белек.

Из Белека мы отправились в Аспендос-античный город, расцвет строительства которого пришелся на романский период.

В Аспендосе хорошо сохранился амфитеатр.

Внешняя стена театра.

По Аспендосу Пашуня уже почти не бродил, очень жарко было, и ему стало плохо. Подъехали к реке Кёпрючай, у реки была тень и было попрохладнее. Мост через реку.

Мост поновее и остатки старого моста.

Акведук в окрестностях Аспендоса.

Дальше мы отправились к еще одному древнему городу-Сельге.

Город находится высоко в горах, большую часть пути мы проехали на машине, но, когда кончился асфальт, пошли пешком. По дороге нас проводила турчанка и на хорошем английском языке пообщалась с нами «за жизнь». Около припаркованной машины мальчишки попрошайничали деньги, мы не дали, так как совсем не было наличных, да и по «идейным соображениям». Когда вернулись, на колесах были скручены все колпачки. Отомстили.
До самой верхней точки-амфитеатра мы уже не дошли, жара под 40, сил не было, сфотографировали его издалека и пошли обратно.

Стали спускаться. Скалы по дороге.

Дорога к Сельге и обратно шла вдоль реки Кёпрючай, в горах.

По реке организован рафтинг, площадки на разной высоте. На самой верхней площадке скопилось много машин, проезд был затруднен, мне пришлось на своем «Крайслере» спускаться по ступенькам. Турки выражали восхищение, а Пашуня опять нервничал снаружи. Спустилась потихоньку, ни разу не задев бампер, разъехались.
Верхняя площадка рафтинга.

Еще ниже по дороге находился ресторанчик, где мы очень душевно пообедали, общаясь с турецкими мужчинами и женщинами.

По окончании обеда турецкий маленький мальчик подарил мне букет, который путешествовал с нами в машине до Грузии. Вначале было две розы, а потом распустилась еще одна. Было очень жаль, когда забыла букет в Батуми, думала, до дома довезу.

После обеда турчанки нас очень тепло проводили. Проехав еще немного вниз, я, конечно, не удержалась, искупалась в реке. Река горная, вода прохладная, но ноги от дна не отрывала, слишком сильное течение. Блаженство!

В 20.00 мы приехали в Сиде-курортный город, на территории которого находятся античные руины.

Нашли отель «Нептун», стоимость номера с завтраком 2160р. Поужинали, погуляли по городу. Проехали мы в этот день всего 150км.
23.08.12г. У отеля «Нептун» был свой пляж, естественно после завтрака пошли купаться, это было наше последнее купание в Средиземном море. Так как из Сиде мы поехали на север Турции. Из города выехали в 12.00.
Дорога на север.

В этот день мы еще побывали в Каппадокии. Каппадокия-это область, в разное время занимала разную по размерам площадь, на ее территории находятся очень интересные скалы вулканического происхождения, в некоторых из них люди устраивали жилища. Мы посмотрели часть данной области в районе города Невшехир.

Внутри скалы.

На самом верху. В горах Каппадокии было не так жарко, поэтому поднялись на самый верх.

Вид сверху на город…

… и его окрестности.

В городе Невшехир расположены лавочки-мастерские народных ремесел. Мы купили там сыновьям красивые рубахи из ткани с ковровым рисунком. Парням понравились.

Мастер шьет ковер.

И еще немного Каппадокии.

«Семейка».

И снова дорога на север.

В этот день мы проехали 528км и остановились на ночлег в 21.30 в городе Кайсери. Город Кайсери является горнолыжным курортом Турции. Стоимость номера плюс вечерний чай в отеле-2700р.
24.08.12г. Впервые проспали завтрак, наверное уже начала сказываться усталость, хотя я практически никогда не ощущаю усталости за рулем, от впечатлений, но организм, наверное, почувствовал. Выехали из города в 12.10. Снова дорога ведет все дальше на север. Пейзажи вокруг завораживающие, на наших фото получились похожими на картины.

«Плюшевые» горы.

«Одинокая белоснежная красавица в горах.»

Проехав 600км, в 22.00 остановились на последнюю ночевку в Турции в городе Акчабат. Стоимость номера с завтраком 2160р.
25.08.12г. Выехали из города Акчабат в 10.00. Мы должны были в этот день въехать в Грузию, до пограничного пункта было 200км.
Дорога к границе.

До границы заехали еще в магазинчики в приграничных городках, потратили последние лиры. К Турецкому пропускному пункту подъехали в 15.00, очередь была огромная, стояли. Можно было спуститься к морю покупаться, но берег был безобразно грязен, мы не захотели. Так и томились 2,5часа на жаре. И еще: уже практически подъезжая к шлагбауму, турок сзади, пролезая без очереди, стукнул мой любимый «Папилац» и сломал рамку заднего номера. Ну что, до свидания, Турция!
Закат на турецкой стороне.