Север, такой разный Север! История третья. Как мы дошли до Крайней Точки / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Север, такой разный Север! История третья. Как мы дошли до Крайней Точки

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ. Как мы хотели в Прагу, а попали в Карелию.
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ. Как мы ехали на север, а попали в пустыню.

Было прекрасное теплое утро. Ласковый ветер с моря, солнце, барханы и чайки.
-Ну что ж, пора нам уезжать – сказал я. -Здесь прекрасно, но… нас ждет Тундра! Мы же не зря покупали сапоги…
-Лучше бы нас ждала ванна! – ответила Юля.
-Окей, поехали в сторону ванны! Давай-ка еще по чашечке кофе…
И мы отправились в город Мурманск. Дорога М18 на Кольском в отличном состоянии, ровная, на многочисленных подъемах обгонные полосы. Очень красивые виды в южной части. Озеро Имандра огромно, утыкано островами, по берегам высокие горы со снегом на верху. Слева Монче-Тундры, справа Хибины. На севере к горам прилипли черные тучи. а у нас пока тепло и солнечно. К Мончегорску начинается промышленный пейзаж, леса нет, горы частично срыты, дым и копоть. Потом сопки, тайга и Мурманск. Описывать город не буду – ведь у нас дикое путешествие с полным погружением в природу Заночевали в гостинице «Огни Мурманска» с горнолыжным склоном и маленьким аквапарком. Гостиница понравилась. Погода не понравилась – 7 градусов, ветер и морось. На следующий день, чистые и свежие, мы отчалили в тундру.
В 2014 году весь мир узнал о маленьком поселке Териберка, где снят фильм «Левиафан». Это край света, берег жуткого Баренцева моря, и дальше – только камни, вода и Северный полюс. Но на самом деле дорога, что ведет в Териберку, уходит и еще дальше на восток, туда, где в холодных сопках над рекой Вороньей работают гидроэлектростанции и стоит полузаброшенный поселок Туманный. Там дорога превращается в каменную колею и уходит на север, к Океану, в поселок Дальние Зеленцы. Дальше дороги точно нет.

Путь наш, как и ожидалось, был усеян бульниками размером от кулака до небольшого дивана. Приятное разнообразие вносили мосты – иногда они состояли из кучи гнилых бревен вперемешку с обломками бетонных плит, а иногда это был просто кусок полуметровой ржавой трубы. Переехать везде можно, но с непривычки страшновато.
Через некоторое время нас бодро обогнал полуразвалившийся жигуленок без номеров. Трупы его соплеменников догнивали вокруг дороги повсюду. Через полчаса джипинга что-то подсказало мне – надо остановиться у этого озерка. Мы достали спиннинги и отправились вкушать суровые прелести заполярной рыбалки.

Ветер дул не сильно, но пронизывал до костей. Дождя, в общем-то не было, мы видимо находились в нижней части тучи и вода присутствовала повсюду. Через полчаса экзотика этих мест стала приедаться, но есть еще и рыбацкий азарт. И вот поклевка. И сразу понятно – не щука какая-нибудь. Рыба не слишком велика, но уверенно сопротивляется, просто так вывести не получится. Подвел поближе, минута-две – и вот вывожу под берег, на леске вытаскивать не решаюсь, взял… Кумжа, моя первая кумжа! Побежал в машину за фотиком, возвращаюсь – Юля машет рукой, а в другой согнутый спиннинг… подвел сачок – еще кумжа. Там и третью достали – тундра встретила нас, как родных.

Еще чарез пару часов, на спуске с очередного перевальчика, Юля сообщила:
-У меня уже голова туда-сюда, как у китайского болванчика! Когда же это кончится?
— А глазки у тебя еще не сузились? А то, знаете ли, тундра, надо соответствовать…
-А что это озеро у дороги такое грязное, весь берег в мусоре и тине? Тоже мне, на чистую природу выбрались…
-Я думаю, Ватсон, столько мусора потому, что это озеро — океан… Сейчас как раз отлив. А раз так…
— Что раз так?
-Раз так, значит мы скоро приедем. От залива всего парочка перевалов…
И действительно, еще полчаса болтанки – и мы увидели Зеленцы. Увы, это печальный поселок. Когда-то тут был институт академии наук, а сейчас живет 30 человек. Стоят корпуса института, заброшенные, без окон-без дверей. Пятиэтажка, в которой половина квартир пустует. Домики, корабли на стапелях вдоль улицы и затопленные корабли в бухте. Жива лишь база дайверов на окраине поселка – свежие домики под красными крышами. По руинам лазают приезжие сталкеры – летом народу тут много. А мы не стали задерживаться. Даже фотик не достали.
Лагерь разбили под небольшой голой сопкой, с подветренной стороны.

Поставили тент задней стороной до земли, чтобы меньше вдувало. Появилась возможность нормально готовить на горелке. Рыбки наши содержали немного икры. Распили коньячку – жизнь наладилась.
Утром нас разбудил погонщик оленей.
Ветер был не сильный, но и не ласковый — северный, то есть прямо с полюса. Тучи поднялись и сырость больше не пронизывала. Все те же 7 градусов, но гораздо комфортнее. Мы шли к океану. Ровная тундра под ногами, идти легко. Странные цветы, совершенно черные листья и стебель, а сверху желтенькое соцветие. Выглядит несколько зловеще. В траве прячутся поморники, вылетают прямо из-под ног и кружат над нами, ругаясь по своему.

Равнина кончилась отвесными скалами, обрывающимися прямо в море. Но это в прилив, в нашем случае был пляж и невысокие волны его не заливали. Нам предлагались на выбор три узких крутых ущелья, по которым можно спуститься, не будучи скалолазом. В ущелье еще был снег.

Спустились и попали в мир, которого не может быть. То ли фэнтези, то ли баллады викингов… Зловещие красноватые скалы и свинцовый океан. И тучи. Все айфоны и бутики, и даже машина, что привезла нас сюда — они в ином мире, там, наверху этой отвесной скалы, неприступной, как затерянный мир Конан Дойля. А Здесь… Жил да был морской еж. Потом его съели, а панцирь вынесло прибоем, и теперь он белеет меж камней. Кто знает, сколько лет. Вот и вся простая и суровая правда этих мест…

Новый лагерь мы выбрали на отдалении от моря, в уютной по местным меркам лощине. Вокруг расстилался густой лес, т.е. десяток березок высотой метра полтора. Рядом озеро. Практически нет мусора, что редкость для сухой полянки с подъездом колесами.
На следующий день была Юлина днюха.

Цветочек на день рождения. Это — не удивляйтесь- ОРХИДЕЯ! Самая северная орхидея в мире.

По этому случаю решили всерьез прогуляться по окрестным озерам со спиннингами. День, однако, выдался опять с моросью и сквозящим ветром. Тундра вдали от моря не радовала — повсюду камни, болотца, полярные березки просто хватают за ноги на каждом шагу.

Именинница. Летняя коллекция «Туманный» от Julia&Denny

Выяснили, что гораздо приятней идти по гребню сопки, там ровно и растет только ягель. К тому же хорошо видно все вокруг, меньше шансов нарваться на косолапого. Вот только на сопочку надо залезть, а потом и слезть, а этот путь обычно лежит через курумник. Тропинок конечно нет.

Вдоль берега, и дальше, к следующему… Вверх-вниз по камушкам

Так мы пробирались от озера к озеру, от сопочки к сопочке, и ни черта у нас не клевало. Сапоги, которые «от-сырости-по-пояс», добавляли удобства. Стоит только остановиться на перекур, как тут же замерзаешь под ветром. Мы добрались до крайнего по плану озера, где наше упорство было вознаграждено двумя мальками лососевой породы и несъедобного размера. С тем и повернули к лагерю. Устали — не то слово. Из последних сил я нашел в нашей роще пару неживых березок и попробовал запалить костер. На сухие дрова я не надеялся, но таких сырых в жизни не встречал. Пропитывал их бензином тщательно и с пристрастием, бензин выгорает и все. С четвертой пропитки кое-как затеплилось, были отворены сокровенные запасы напитков. И тут Арктика преподнесла Юле свой подарок. Тучи над нами рассеялись. Нет, полуночное солнце не показали, но какие краски явило небо!

-Ну, поздравляю! Не правда ли, необычно мы празднуем! Конечно, тут холодно и мокро…
-На южном берегу было теплее. Там солнце, песчанный пляж…
-Это на каком таком берегу?
-На южном берегу Кольского. Он же северный берег Белого моря. Давай еще по одной за эту мокрую, блин, тундру!
-Взрыв, блин, мозга, блин, вторую неделю подряд! Блин! И пустыню видели, и океан, тундра, медведь, лососей ловили…
-Нам еще горы не показывали!
-Это досадно, сударыня! Завтра же будем исправлять упущение сие! А сегодня последний тост — за горы!