ВВЕДЕНИЕ — Как нас занесло в Скандинавию и немного о подготовке к путешествию
ЛЕТО
ЧАСТЬ 1 (СПб — Турку — паром на Стокгольм)
ЧАСТЬ 2 — Стокгольм
ЧАСТЬ 3 — Швеция
ЧАСТЬ 4 — музеи Осло
ЧАСТЬ 5 — архитектура Осло
ЧАСТЬ 6 — Аурландс-фьорд
ЧАСТЬ 7 — Гейрангер-фьорд
ОСЕНЬ
ЧАСТЬ 8 — Олесунн
ЧАСТЬ 9 — Атлантическая дорога
ЧАСТЬ 10 — Свартисен-Сальстраумен
ЧАСТЬ 11 — Лофотенские острова
ЗИМА
ЧАСТЬ 12 — Полярный парк
ЧАСТЬ 13 — Тромсё
ЧАСТЬ 14 — Альта
ЧАСТЬ 15 — Нордкап
ВЕСНА
ЧАСТЬ 16 — Лапландия
ЧАСТЬ 17 — по Финляндии в СПб
Честно предупреждаю: первый день, о котором пойдет речь в этой главе, как это часто бывает в путешествиях, не был особенно насыщен яркими впечатлениями и приключениями. По хорошему, его стоило бы размещать вместе с куда более интересными последующими днями. Но подготовка отчета идет так медленно, а делать слишком большие перерывы между частями — не хочется. Будем считать, что повествование наше потихоньку разгоняется и набирает динамичность, а читатели постараются запастись терпением... ;)
Итак…
09.06.2014 ДЕНЬ 1 (СПб – Турку – Стокгольм)
Утром в 10:30 выехали из дома. Воспользовались Западным Скоростным Диаметром, чтобы поскорее выскочить на трассу «Скандинавия». ЗСД теперь платный, за два коротких северных участка отдали 80 руб. По цене за 1 км — самая дорогая платная дорога в РФ, но по сравнению с предстоящими нам тратами — тут и говорить было не о чем. Зато обошли почти неизбежные пробки в Парголово и дальше на Выборгском шоссе. Мама на «Спарке» уже ждала нас в начале трассы «Скандинавия». Отправили к ней в машину дочку — все путешествие она будет главным штурманом «Спарка» и бортовым фотографом второго экипажа. Бабушке оставалось только командовать: «Кадр справа!», и неутомимая Лия бодро щелкала затвором.
Фотомишень взята на мушку!
В моем (основном) экипаже роль «фотографа на ходу» выполняла, в основном, жена (но ей команды не требовались). Изредка фотографировали мальчишки (ими командовать было бесполезно, они снимали, что в голову взбредет).
Укомплектовав должным образом судовые роли, мы караваном помчали к границе. Трасса была достаточно свободная, хотя с обгоном иногда возникали трудности. Через час уже объезжали Выборг, еще через час, заправившись напоследок дешевым российским бензином, подъехали к Торфяновке.
Очередь на границе
Машин много, но очередь двигается быстро. Шенгенские визы у нас от финского визового центра, получали еще зимой, чтобы отправить детей с родственниками в Лапландию на горных лыжах покататься. До сих пор некоторые из российских туристов считают, что главное — скрыть от пограничников, куда ты на самом деле отправляешься. Все мы — несостоявшиеся Штирлицы. ;) Многим кажется, что если те же финны узнают, что еду я на самом деле совсем в другую страну Шенгена, они меня не пустят. Вот и прячут отважные путешественники билеты на паромы и путеводители как можно глубже в машине, придумывают несуществующие цели поездки, врут напропалую, если «враги» что-то все же заметят. Между тем, пограничникам глубоко плевать, где именно в Шенгене вы будете тратить свой отпуск. Посольство, выдавшее вам визу, еще может в следующий раз начать вредничать, если по штампам в паспорте очевидно, что в их стране вы так и не побывали. Но врать на границе — только себе вредить. Сокрытие или искажение информации — пожалуй, единственная причина, по которой вас могут развернуть обратно. Мы, впрочем, врать вообще не любим. На вопрос «куда едете?» честно сказали: в Турку, потом на паром в Швецию и дальше по Норвегии. Неулыбчивые, но вежливые финские парни и бровью не повели. Час на российской стороне, 45 минут на финской, и мы уже не на трассе «Скандинавия», а в одноименном регионе Северной Европы. :)
Вместе с нами границу переходил внедорожник с совместным финско-русским экипажем. Мы его потом уже на финской трассе сфотографировали.
Вот скажите, почему таможня не бдит?! Ведь явный же контрабандный вывоз российских черноземов на европейскую территорию!!! Где санкции?! Или мы только импорт запрещать горазды? :) Хотя, кто его знает… может это такой особый маскировочный тюнинг для джипперов?
Недалеко от Хельсинки снова заехали на АЗС, предположив, что в Швеции бензин может оказаться еще дороже. Заправка была автоматическая, без сотрудников. Т.е. магазин и кафе при ней были, но бензин там оплатить было невозможно. У мамы были заготовлены наличные евро. Решили в Финляндии тратить их, оставив карточки для Швеции и Норвегии (там своя валюта). Наличные принимают не все автоматические АЗС, но на этой заправке одна такая колонка была. Вставляем пистолет в бак, 20 евро в купюроприемник, получаем чек… бензин не идет. Все осмотрели, понажимали – не работает! И деньги не отдает. Увидели соотечественников, спросили совета – тоже не знают, что делать.
Пошел я с чеком к продавцам в магазин. Похоже – для них это уже дело привычное. Рта еще не успел открыть, кассирша забрала у меня чек, выдала 20 евро из кассы, пошла со мной к колонке и показала: сначала надо заплатить (неважно, наличкой или карточку вставить), выбрать на дисплее колонку, и
только потом вставлять пистолет в бак! Если пистолет уже вставлен — ничего не получится. Что же, зато в Швеции и Норвегии, где на АЗС действуют те же правила, мы уже чувствовали себя профессионалами! :)
В 18:00 (17:00 по местному) мы выехали на объездную вокруг Хельсинки — Ring III. Правильно я сделал, что не купил билеты на паром отсюда. Из Хельсинки Tallink отходит в 17:00, а Viking в 17:30. Не для таких поздних пташек, как мы. С насквозь фальшивым сожалением сообщил детям, что в
детский научный центр «Эврика» мы в этот раз никак не попадаем (экономия — 95 евро!). Они не особо расстроились — заскучать еще не успели. Зато в Турку мы приехали к 20:00 (19:00 местного) – до парома оставалось еще 2 часа.
улицы Турку
По бывшей столице финских земель мы уже всласть
погуляли в одном из предыдущих путешествий. Надо было куда-нибудь поужинать съездить, но мы сразу прошли регистрацию и встали в очередь в порту, а потом уже не хотели из нее выбираться. Пока стояли, решил посмотреть, как дети распорядились выданными им блокнотами. Я предполагал, что они будут заносить туда самые запомнившиеся моменты путешествия. Но Артем придумал использовать блокнот как регистратор для записи трека. Он тщательно зарисовывал все изгибы дороги, записывал пройденное расстояние, отмечал места расположения коров и лошадей. Я сразу вспомнил студентку, учившую геологию вместе с моей мамой, которая в отчете по практике указала азимут на корову. =)
Жаль, что блокнот не был рассчитан на такую детализацию. Закончился еще до прибытия в Турку. :) Но мы с удовольствием полюбовались пройденным путем.
Пробег за день 550 км («проплыв» за ночь — около 300 км), средняя скорость движения по суше 70 км/ч
Через час ожидания в порту и паром наш подошел.
паром Viking Grace
Загнав машину в трюм под чутким руководством регулировщиков, мы не смогли сразу заселиться в каюты, т.к. их все еще убирали. Чтобы не терять времени даром, отправились исследовать судно. Это был наш первый опыт на столь огромном пароме, до этого доводилось пользоваться только маленькими паромчиками в Эстонии. Ну, что я могу сказать… Дети были впечатлены, им было все интересно. В жилых отсеках можно заблудиться — проверено на опыте. Чисто, удобно, есть прогулочные палубы, кафе и магазины.
Но мы не любители такого отдыха. Как там в книге «Покоритель зари» Льюиса:
– Во всех цивилизованных странах, – сказал Юстэс, – корабли такие большие, что и не помнишь, где ты – на суше или на море.
– Тогда зачем плавать? – сказал король.
Впрочем, мы с удовольствием немного посмотрели с прогулочной палубы на финские фьорды.
Прогулочные палубы парома
Финские фьорды близ Турку
По нашим наблюдениям, финны очень любят дачи. Только отдыхают они там как-то странно. Вместо того, чтобы, как нормальные люди, попой кверху работать на огороде, этот отсталый народ предпочитает на отдыхе ничего не делать! Просто сидеть, смотреть на воду или лес и бездельничать (ну или заниматься активными видами спорта, но тоже без всякой пользы). Безобразие, конечно. Впрочем, на этих скалах особых огородов не разведешь, хоть это и слабое оправдание. =) Большинство финнов при этом, выезжая на природу, условия выбирают самые простые, домики без удобств и т.д. Отдыхают, понимаешь ли, от цивилизации! Но дачи, которыми мы любовались в финских шхерах и фьордах, в эту категорию не вписываются. Их хозяева озаботились не только удобствами, но и транспортными средствами для связи с цивилизованным миром.
Например, такими:
… или еще радикальнее, такими:
Но больше всего мне понравилась вот эта дача:
Транспортных средств я там не заметил, как туда добираются хозяева — не знаю. Вплавь, наверное. :)
Вечерняя прохлада вскоре заставила нас отправиться «по квартирам». На Viking Grace есть шестиместные (двухкомнатные) семейные каюты — так было бы дешевле всего. Но с двумя машинами приходится брать две отдельные: на одну каюту положена только одна машина, а на машину без каюты билеты не продаются. Взяли стандартную двухместную каюту без окна и четырехместную с иллюминатором (за это приходится чуть-чуть доплачивать, но я решил расщедриться на случай приступа клаустрофобии у кого-нибудь из пассажиров).
Четырехместная каюта на пароме
Несмотря на кажущуюся тесноту, в каюту поместилась и удобная душевая, и прихожая. Панели на стенах откидываются, превращаясь в койки. Поужинали мы своими припасами да на боковую. Белые ночи для питерцев — дело привычное, спать не мешали. Качка на этой громадине вообще не чувствуется, а как наш паром ночью останавливался на Аландских островах — я даже не заметил. Впрочем, изредка все же просыпался и через иллюминатор любовался проплывающими в призрачном ночном свете паромами-конкурентами…
Ночь где-то между Финляндией и Швецией
А утром нас уже ждал красавец Стокгольм.
Здесь мы выясним, почему именно гуси учили шведов географии, и даже спасем одного из них; обнаружим связь между средневековым кораблестроением и питерским метрополитеном; узнаем, наконец, как выращивают бананы в северных широтах; и проследим миграцию избушек на курьих ножках из коми-пермяцких земель в страну свирепых викингов. Ну и булочек шведских попробуем, как же без этого! Так что…
продолжение следует!
Комментарии (14)
RSS свернуть / развернутьmerenga25
mronik
Crock
bkozyrev
Непредсказуемо. Ну, т.е. в начале и в конце выходных или праздников — риск больше. В остальные дни — более-менее одинаково.
Ни разу не тратил больше 2-х часов, обычно 1-1.5, хотя слышал об изредка возникающих коллапсах.
По моему, там такого просто нет. Не сталкивался и не слышал, по крайней мере.
Мы не заезжали в Хельсинки, мы объехали город по кольцевой. Дома посмотрю точное время по бортжурналу, навскидку — 4-4.5 часа, если не превышать.
Да, конечно. Но на них не написано, придется заезжать и проверять каждую.
Да, если платить карточкой. Тогда он спишет ровно столько, сколько вы заправите.
Не интересовался. На трассе, кажется, нет. Нужно съезжать в маленькие городки по дороге.
О да! Чистые, с теплой водой в туалете… возле границы могут попадаться стремные, а дальше — очень хорошие остановки. Обозначены непривычно для нас: буквой i, и обычно оборудованы как «карманы» — съезды с основной трассы, так что нужно приготовиться заранее.
В Норвегии я такие камеры встречал. Там они обозначены знаком «Test» с указанием длительности участка, на котором замеряется скорость. В Финляндии не сталкивался, хотя тоже слышал, что такое бывает. Все камеры в Скандинавии в обязательном порядке должны быть заранее указаны знаком. Но мы стараемся не превышать, так что нас это все не очень волновало.
Да, в Европе теперь штрафуется превышение от +3 км/ч, штрафы в Скандинавии — из самых высоких!
bkozyrev
Crock
bkozyrev
=)
Мы, если честно, в Финляндии всего три раза были. Но Вы правы, у нас есть друзья, которые туда ездят продукты и Fairy покупать. =\
mronik
Текущая ситуация хорошо отображается тут
Пересменка у наших в 8.00 и 20.00
Заправки есть на любой вкус.
Кушать удобно в сети ABC вкусно и относительно не дорого. Есть как комплексные обеды, так и заказные блюда.
Нарушать скоростной режим не советую! Превышение более 10% карается штрафом!
Есть радары «для самооценки» — показывают Вашу скорость на табло, можно проверить свой спидометр! :)
bkozyrev
begun12
Рада снова видеть всю вашу честную компанию, с «азимутом на корову» или на северного оленя — не принципиально, все интересно.
Не затягивайте с продолжением, уж больно все «вкусно» получается!
maned
bkozyrev
Во-вторых, все же экономичней. Цена на палатки может зависеть и от количества людей. Но она будет примерно в два раза меньше, чем домик без удобств. Вот, навскидку глянул кемпинг, где останавливался, по дороге к Гейрангер-фьорду. Домик на 4-х без удобств — 350-450 NOK (2000-2500 руб), парковка машины + место под палатку (четверо проживающих) — 190-210 NOK (1100-1250 руб.).
puzzle
Если как на заглавной фотке, то явно не в ту сторону))
Видимо, когда бабушка вам в зад въехала, она в этот момент очередную команду внучке отдавала;)
Повторяюсь, конечно, но Финляндия — не Скандинавия. А пиктограмм соотв. на колонке не было? В той же Франции с их помощью запутаться невозможно.
Шведы, видимо, тоже. Подобная картина наблюдается и в Стокгольмских шхерах. Вы их наверное проспали.
Мне пол в каюте понравился. Если бы не гигантский иллюминатор, можно было бы представить, что ты на какой-нибудь парусной шхуне находишься)
Коротенько как-то получилось.
bkozyrev
Вы, конечно, правы. Финляндия не имеет отношения к Скандинавскому полуострову. Но кто я такой, чтобы спорить с уважаемыми путеводителями, вроде LP или Baedeker?
Как написано в последнем «Норвегия и Швеция расположены на Скандинавском полуострове. Дания признает себя также частью этого региона. В силу географических, исторических и политических причин к скандинавским странам зачастую относят и Финляндию».
Да и трасса «Скандинавия» все же именно в Финляндию ведет. В общем, тут достаточно тумана, чтобы для удобства повествования я мог включить и страну Суоми в «скандинавское путешествие». ;)
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.