Черногория. Май-Июнь 2017. Часть IV. Нац парк Дурмитор, Тара и Морача, мост Джурджевича. Свети Стефан и Петровац. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Черногория. Май-Июнь 2017. Часть IV. Нац парк Дурмитор, Тара и Морача, мост Джурджевича. Свети Стефан и Петровац.


День десятый. 5 июня. Понедельник.
Пляжный отдых продолжается. Пробежались по вариантам и на сегодня Свети Стефан.

С парковкой вот только не очень. Есть внизу платный вариант, но хочется ж бесплатно. Притулился в выемке у дороги (уже вставал там как-то), уже на пляж собрался, а тут мимо проезжает какой-то тип в форменной одежде, как у парковщиков внизу и уверяет, что если приедет эвакуатор (а он непременно приедет), то мою машину увезут и обяжут выплатить громадный штраф. Хоть и пристроился я так, что ни колесиком на проезжую часть не наезжал, но переполошился и, отправив девушек к морю, начал утюжить местность на предмет аккуратной стоянки. Еле нашел. Все подходящие обочины заняты, хотя приехали мы совсем не поздно.
Вода с каждым днем всё комфортнее. Вспоминаю первый приезд сюда, мысленно готовлюсь ёжиться перед заныриванием, а там парное молоко.
Больше сюда в этот отдых заезжать не собираемся, даже грусть налетела, красивое местечко. Насчет повседневной жизни тут сложно сказать, но отдыхать, перемежая купания с побережными прогулками замечательно.


Пляж конечно хорошо, но уже снова хочется приключений. Тут неподалеку растет древнейшая олива. Надо ехать. Я отчего-то решил, что добраться туда на машине вплотную не получится и повез всех опять в горы по направлению к Цетине, с тем, чтобы в какой-то момент спуститься пешком к дереву.
По навигатору вроде совсем недалеко. Мы уверенно топали по дорожке пока не уперлись в чей-то огород с домом. Сквозь него я тоже собирался прорваться, но увидел хозяев территории и решил уточнить маршрут. Еле-еле я объяснил, что ищу старую оливу. Они её называют великой маслиной. Машину обозвали колымой (отсюда видно явилось наше колымага), сказали, что пешком не пройти, а надо заехать снизу другой дорогой. Ничего не понял из их указаний, но решил, что как-нибудь найду.
А на обратном пути к машине нас неожиданно окликнули по-русски. Дорожка шла меж каких-то хозяйств, и, услышав нашу речь, нас зазвала в гости местная дама, на деле оказавшаяся исконно русской. Кроме того, что она уже внятно и подробно объяснила как добраться-таки до нашей цели, мы услышали целый рассказ про то, как она сменила Москву на постоянное место житья в горах. При этом заверила нас, что близость к морю здесь абсолютно ни к чему. Наверху и воздух и природа и виды гораздо интереснее, земля дешевле, народу меньше, а с машиной выезд на берег совершенно необременителен.


Спасибо соотечественнице. По её указаниям свернули где нужно и домчали в лучшем виде. Эта олива является одним из древнейших деревьев на планете. Ей порядка двух тысяч лет. Жители Бара уверяют, будто бы это у них в городе растет самая старая, но с этим деревом они так или иначе ровесники, да и кто теперь вспомнит, какое было раньше посажено. Несмотря на преклонный возраст олива до сих пор плодоносит.

Тут на склонах гор везде много этих деревьев. В этом месте тоже не одиночный представитель, а целая оливковая роща, а рядышком находится и мельница-маслобойня.
Маслобойня.
Ей далеко за сотню лет и последний раз масло производили тут почти полвека назад, но познавательно.
День одиннадцатый. 6 июня. Вторник.
Подъем ранний насколько это возможно с сонной Таней. Сегодня едем в Дурмитор. Путь неблизкий, к тому ж явно будут остановки, едем по возможности быстро, хотя я по-прежнему пытаюсь следить за знаками. За Петровацем продолжаем какое-то время идти вдоль моря по трассе и потом уходим на Подгорицу длинным тоннелем, оказавшимся платным. Три евро стоит проезд для легковушек.
Тут же вылетаем к скадарскому озеру. На секундочку остановились на берегу, краем глаза взглянуть на эту достопримечательность и тут же были атакованы каким-то лодочником-экскурсоводом, что на хорошем русском уверял нас взять его с катером ради незабываемой прогулки по водной глади за сущие копейки. В наши планы это никак не вписывалось, тем более, что и копейки он назвал не такие уж маленькие.

Мы мчим дальше. Дорога идет строго по прямой вдоль неказистой железной дороги, по которой иногда проходят совсем уж непрезентабельного вида маловагонные поезда. Постепенно оказываемся в предместьях Подгорицы, но нам туда совсем не надо. Для утренних впечатлений у нас есть выезд к водопаду, вот только навигатор тревожит своей уверенностью в нежелании сворачивать с главной дороги, хотя вроде бы уже давно пора.
Свернули где надо, проехали какой-то завод и оказались среди ухоженных полей и виноградников, где, как оказалось, обитают зайцы. И вот уже мы на берегу Циевны, которая и устроила тут свою Ниагару. Сперва-то мы её не увидели. Когда мы со Светой (Таня всю дорогу любовалась снами и сейчас тоже не горела желанием просыпаться, хоть мегаваттное солнце уже вовсю светит) вышли из машины, то оказались на краю причудливо изрезанного скалистого каньона, с другой стороны которого по всем расщелинкам стекала вода.


Симпатично, но на Ниагару не похоже. Двинулись вверх по течению. Здесь приходится лавировать меж камней предполагаемыми протоками, что нынче высохли, или перепрыгивать через них. Наверно по весне тут всё в причудливых речных узорах.

Но мы и теперь нашли полноводье. Есть всё-таки водопад, просто мы немного не там сперва остановились. Шумно и весело почти всей своей шириной речка проваливается в каньон прямо перед нашим носом, пустив небольшой рукав стороной, чтобы он присоединился к основному течению чуть дальше, где мы его и увидели.


К концу лета, говорят, тут всё совсем высыхает и этого чуда уже нет, а сейчас – пожалуйста. А ребенок всё проспал.
Обратно на трассу Ева отправила нас той же дорогой, что и сюда, справедливо рассудив, что короткая дорога – та, которую знаешь. Хотя потом на карте я обнаружил, что можно было продолжить движение и выехать к Подгорице с другого края, там более, что столицу мы всё равно (опять же по настоянию навигатора) обошли именно той стороной.
А за Подгорицей уже шли каньоном Морачи. Отличного качество дорога идет меж гор вдоль реки, постоянно открывая новые перспективы и горных пейзажей и речных изгибов. Дорога считается достаточно опасной, случались на ней и серьезные автокатастрофы, чаще всего в плохую, дождливую погоду. Сегодня солнечный день и езда доставляет колоссальное удовольствие. Машин немного, людей в интересных фотогеничных местах соответственно тоже и это радует.






Незадолго до монастыря Морача мы нагнали экскурсионный автобус и еще раз порадовались, что до этого дорога была исключительно для нас. Люди в изрядном количестве, вежливо, но настойчиво оттирающие тебя с удобной смотровой площадки, напрочь лишают пейзаж очарования. Благо, мы не с ними.
Обогнав туристов, мы добрались до монастыря Морача. Парковка окружена лавочками с сувенирами, медом, оливковым маслом и разными вариантами вин. Ничего нам пока что не надо, сразу идем к монастырю.

Особо интересен он фресками, малая часть из которых сохранилась со времен постройки в 13-м веке. Остальное уже реставрировалось или наносилось поверх немного позже, но все равно это старинная роспись, выполненная известными мастерами.



Здесь же хранится самая первая напечатанная книга южных славян. Она была напечатана кириллицей в 1493 году.
Порадовала местная пасека. У пчел есть свой маленький храм.

А у нас еще только начало пути. Еще немного симпатичных местечек у реки.

На каком-то из берегов встреча с плавающей змеей (ну это Света углядела, я мимо проскочил). И мы уходим в сторону Колашина, покинув Морачу.


А там нас ждет Тара. Эта речка двести лет не меняет своего русла. Самый глубокий каньон в Европе, самая длинная река в Черногории и самое большое в Европе вместилище питьевой воды. Её можно пить без предварительной очистки. Дорога иногда спускается прямо к воде, где каякеры готовятся к сплаву, а порой взлетает высоко в горы, и бирюзовая полоска речки мелькает далеко внизу. И при этом перепаде высот каких-то сложных поворотов и страшных мест трасса в себе не таит. Если нет желания любоваться пейзажами, то ехать можно довольно быстро.




И как-то внезапно нарисовался мост Джурджевича.


На момент завершения строительства перед войной это был самый большой автомобильный бетонный арочный мост в Европе. В 2004 году во Франции соорудили виадук Мийо, он повыше.
Джурджевич отнюдь не прораб и даже не строитель, это фермер с ближайшего хозяйства, неясно за какие заслуги попавший в наименование этого сооружения.
Один из создателей — Лазарь Яукович во время оккупации в 1941 году грамотнейшим образом подорвал его, обрушив самый длинный центральный пролет с минимальными повреждениями для остальной конструкции. За это был разыскиваем фашистами персонально, схвачен и расстрелян.
Вот здесь как раз и собрались все невстреченные нами в дороге туристы. Вдоль дороги конечно же палатки с обычными разностями. Кафешки. Есть вариант на тарзанке перемахнуть через каньон. Народ вовсю летает по тросу, кто радостно оглашая округу визгами, кто нарочито спокойно, но все с нескрываемым удовольствием после приземления.
Красиво тут. Народу бы поменьше, но это уже издержки популярности. В сезон наверно тут не протолкнуться. Хоть и далеко от моря, но поездка по каньонам с посещением этого моста обязательная часть программы отдыха. Как, впрочем, и подъем в парк Ловчен и обзор Бока-Которской ривьеры.

Обед застал нас в Жабляке. Одним из очередный ярких впечатлений были снежные вершины гор, показавшиеся вдалеке при подъезде к этому городку. А на улице лето.
Снежные вершины
Опасения по поводу серьезной температурной разницы с побережьем не оправдались. На улице немногим меньше двадцати градусов, но ведь это всё равно тепло. Бросили машину на парковке напротив очередного Voli, и прекрасно перекусили в Луна (местная коноба), где ради экзотики я заказал козлятину под сачем (этот вид мяса я попробовал впервые). И не разочаровался. Самое то, что надо. Рассказывают про черногорский пршут. Пробовал, не пошло. Жестковато, солоновато. А вот их метод приготовления мяса «под сачем» просто замечателен.
Пока мы тешили себя вкуснятиной (а это еще и рыбка, и десерт) машинка тихо разряжала аккумулятор. Опять я забыл про фары. И она обиделась. Открыть вышло аж через багажник. Пару раз я попытался разогнать её на небольшой площадке и завести «с толкача», чем наверняка развлек местную публику. Но площадка почти ровная и короткая. Не вышло. Остановил меня в попытках еще чего-нибудь изобрести добрый человек на пикапчике. Ситуация весьма красноречива, так что использовать речь вообще не пришлось. «Прикурились», ожили, пассажирки совершили несколько радостных ритуальных прыжков и можно трогаться дальше.
Совсем рядом вход в национальный парк Дурмитор. Кажется по три евро вход, хотя наверняка можно лесными тропками обойти основной кордон. Мы все из себя законопослушные прошли по-честному и двинулись по широкому асфальту к черному озеру. Точнее с большой буквы, к Черному. Чем было заслужено это название неизвестно, обычное озеро в горах. Не более примечательное, чем другие.


Посещение парка предполагает путешествия по различным пешеходным маршрутам, которые водят туристов по различным живописностям, однако время уже послеобеденное, впечатлений уже выше крыши, сытный обед настраивает на умиротворение. Знакомство с Дурмитором ограничилось прогулкой по берегу озера и созерцание водной глади, окружающих гор и весьма грозно выползающей из-за оных темной тучи, намекающей на завершение посещения парка.

На всякий случай спорить мы не стали и ретировались к машине.
На этом сегодняшние приключения бы и закончились, если бы не дорога домой. Сами заоконные картинки продолжают радовать. Едем вроде по равнине, но высоко. Это такое плато с далеко виднеющимися еще более высокими вершинами.


Ева слегка потерялась и вместо накатанной удобной трассы (наверно недавно проложенной) всё норовит отправить нас на проселок. Но тут мы воспротивились, уж больно хорошо шли. Очень быстро попали в очередной на сегодня длинный тоннель и словно в другой мир нырнули. По ощущениям казалось, что сейчас выскочим с другой стороны и уже дома.
Очень вовремя слегка притормозили, потому как чуть дальше за тоннелем, на обочине плавного виража местный гаишник общался с водителем недавно обогнавшей нас машины. Дальше была уже просто дорога. То среди деревьев, то с выездом на равнину, с неизменными спусками-подъемами и поворотами. И конечно же горы кругом.


Справа промелькнули какие-то приличных размеров озера с большими птицами. По времени мы еще можем успеть в Острог.
Никшич проехали настолько стороной, что даже не заметили его. И вот уже поворот на Острог. Оказалось – отдельная песня. Чем ближе к монастырю, тем уже дорожка. Опять-же повороты. И начинает темнеть. Слева гора, справа пропасть, от которой отделяют небольшие столбики. Света убеждает меня, что мы никуда не торопимся, да я особо и не гоню. Это просто кажется так. Очередной слепой поворот и из-за скалы на нас вылетает встречка. Что-то подобное ожидается, поэтому затормозили без проблем, если не считать улетевшую с заднего сиденья вниз мирно спящую Таню, детский организм на отдыхе может спать непрерывно.
Дорога к Острогу
Сначала мы добрались до церкви Святой Троицы, который приняли за монастырь.

Быстро поняли ошибку, увидев выше вдалеке высеченный в скале храм, что узнали по картинкам. По узкому серпантину отправились выше, гадая можно ли это делать и до какого времени возможно посещение монастыря. Оказалось, что там есть большая площадка для транспорта. Монастырь открыт и наполнен людьми. Очень многие пришли и приехали с емкостями для воды, сразу в нескольких местах тут можно её набрать. В одном из открытых помещений нами был обнаружен целый склад одеял и матрасов. Ощущение такое, что верующие приходят сюда с вечера и остаются ночевать, чтобы успеть к утренним службам. Для самих черногорцев этот монастырь является символом веры. Православные паломники со всего мира считают важным для себя событием посещение этого места.


Главной святыней являются мощи его основателя – святого Василия Острожского чудотворца. С ним связано множество легенд и преданий. Чудеса исцелений возле ковчега с его мощами продолжаются до сих пор. Еще в начале своего пути, будучи молодым священником, он был обвинен в грехе со служанкой и был осужден на повешение. Казнь была отложена до рождения ребенка. Василий взял новорожденного на руки, трижды дунул на него и спросил чей он. Ребенок заговорил и указал на местного черногорского митрополита. Того забросали камнями, а Василий был оправдан. Это начало. Множество чудес, так или иначе связанных с его именем, встречается на просторах интернета.
Визитной карточкой православной Черногории является комплекс из Крестовоздвиженской и Введенской церквей, высеченных в скале. Сейчас здесь хранится ковчег с мощами чудотворца. Сохранилась и первоначальная роспись 17-го века.
Темнеет. А нам еще до дома добираться. Последний взгляд на монастырь и едем. Дальше по приборам.

Возвращаться на трассу показалось скучновато. Поехали альтернативной небольшой, но хорошего качества дорогой. Был там указатель на Подгорицу у пятачка, откуда непосредственно к Острогу серпантин ведет. Навигатор сперва повозмущался, но смирился и начал указывать путь. В отличие от нашей дороги на Острог, здесь хоть и по склону горы, но как-то широко и гладко едется.
Даниловград, куда мы вывернули через какие-то пригороды, встретил нас мостом через Зету и стелой военных лет. Уже совсем ночь. При этом вокруг оживление, гуляющие люди, машины, от которых я почти отвык за сегодня. До Подгорицы отсюда рукой уже подать и словно не выезжаешь за город. По обе стороны строения, трафик плотный, постоянные встречные фары в большом количестве. Хорошо, что всё это только до столицы. Дальше дорога снова опустела. До Скадарского озера без вариантов, а вот за ним я решил ехать альтернативной дорогой через горы. По карте кажется, что так мы срежем, на деле же выходит, что из-за многочисленных поворотов путь оказывается во-первых, длиннее, а во-вторых, медленнее и утомительнее. Но интереснее ездить разными путями и мы отправились на серпантин. Мои пассажирки уверены, что лишь за тем, чтобы им жизнь медом не казалась.
По обочинам стала встречаться ночная живность. Постоянно там, сям, белая пара глаз мелькает. Света даже воображаемую обезьяну углядела в кустах. Кому-то явно повезло, на быстром повороте мелькнула перед капотом пушистая тень и с легким звуком скрылась под капот. Куда оно потом делось непонятно, но обошлось. Нигде ничего не обнаружилось. Потом на солнце изучил машину, ни вмятин, ни царапин. Наверно всё хорошо. Дорога сперва взлетает вверх, а потом размашисто спускается к Петровацу. А это уже почти приехали. Еще несколько минут и мы у дома. В завершении дня можно побаловать себя ночным бассейном.
День двенадцатый. 7 июня. Среда.
Путешествия закончились. Теперь спокойное прощание с черногорским побережьем. В Петроваце еще больше народу, но у нас сегодня задача помимо купания еще и осувенириться. Часа два было убито на весь этот процесс. Изучение ассортимента вообще, поиск наиболее лояльных в ценовом отношении палаток, выбор там самых интересных интересностей и долгие колебания брать-небрать и если брать, то зачем. Просто уфф какой-то. Скорее на рынок за ягодами и домой.
Очень кстати оказался обратный чартер. То есть, как нам объяснили, дата вылета остается прежней, а вот время может поменяться. Оно и поменялось. Утренний вылет превратился в послеобеденный. Что подарило нам еще и спокойное утро отъезда. А вечерняя суета сборов заменилась неторопливым посещением местного замечательного ресторанчика.

Замечательные вкусности (очередное мясо под сачем, в основном для меня) в сопровождении хорошего (уже вменяемого по деньгам) вина в обрамлении чудесного заката. Из разговора завсегдатаев стало ясно, что они выбирают определенные столики из соображений наилучших закатных видов. Неопытным посетителям то и дело приходится срываться со своих мест в желании не упустить самые лучшие кадры.

День тринадцатый. 8 июня. Четверг.
Очередной поклон чартеру. Утро без спешки. Народу поприбавилось, и все готовятся к активному отдыху. Солнечное утро радует глаз и дарит на память яркую панораму моря и гор.


И только Света всё равно боится, опоздав, остаться и уже шуршит вещами.
Машину забрали практически не глядя, быстро и без лишних формальностей. Первый мой опыт аренды машины и такой вот безпроблемный. Авиакомпания порадовала дважды. Мало того, что подарила нам несколько лишних часов отпуска, так еще и порадовала мягкими требованиями к багажу. То есть они нормальные, как у всех, просто после «Победного» рейса сюда, это уже кажется поблажкой.
В Москву прилетели уже в темноте. Маршрутка до внуковской автостоянки, немного задержавшись, отвезла нас куда следует, и там на месте выяснилось, что в неё умудрились залезть несколько человек, оставивших машины совсем на другой парковке. Ну, у них приключения продолжились. А у меня лишь слегка ёкнуло, когда на стоянке я увидел свою машину с заклеенным пленкой стеклом. Отлегло быстро. Всё в порядке. Я сам, когда слушал парковщика его опустил и забыл поднять. Ребята обеспокоились и заклеили. Тем более, что в наше отсутствие тут ураган пронесся.
Вместо выводов. Не могу сказать, что в Черногории происходит в сезон. В этом году летом бушевали пожары. Конечно же больше народу, особенно на бесплатных пляжах, и выше цены. В нашем невсезонном варианте оказалось всё как нам надо.

Часть I

Часть II

Часть III

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 27 декабря 2017, 12:11
Хорошее ненапряжное путешествие, красивые фотографии. Многовато «себя на фоне», но ничего. Спасибо и новых путешествий вам.
+
0
+ -
avatar

ryab

  • 9 января 2018, 13:58
Спасибо! Уже снова хочется хоть куда бы.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.