Экспедиция Карелия-Кольский-Заполярье 2015. Часть 3: По акватории Ледовитого Океана / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

К предыдущей части

Териберка. Кладбище кораблей. Про машины. 11.08.2015

Тепло распрощавшись с хозяевами тони, мы отправляемся дальше, нас ждет Териберка. Вообще, в мой изначальный план входил еще и край географии – Дальние Зеленцы, но, поскольку спешить и рваться куда-то, нам изрядно надоело, мы отправились прямиком в Териберку, и правильно сделали, так как для Зеленцов, надо бы выделить еще 24 часа, как минимум.

До поворота на Териберку вас ждет очень живописная дорога в холмистых тундрах, с асфальтом неплохого качества и невысоким трафиком.

А с поворота начинается грунтовка.

Местами очень неплохая и позволяющая держать скорость порядка 70 километров в час, но местами убитая колесами в стиральную доску. Апогеем был участок, примерно в два километра, где на скорости в двадцать километров в час амплитудой отрывало от земли сразу четыре колеса, и это не было бы проблемой, если бы машина приземлялась в том же направлении, в котором взлетела. А слева обрыв и справа обрыв. В остальном, не долго, не страшно, но очень тряско.

Так мы и добрались до Териберки.

Побродили по кладбищу кораблей, поиграли в пиратов и поехали через поселок к метеостанции, за которой водопад.

В самой Териберке есть ряд глубокомысленных и остросоциальных граффити, которые очень гармонично вписываются в атмосферу полузаброшенного, некогда процветающего поселка.

Именно здесь я и увидел ALL I HAD, I GAVE (всё, что у меня было, я отдал) которое очень точно передаёт моё внутреннее состояние от путешествия. К метеостанции есть нарисованный от руки указатель и вполне вменяемая грунтовка, у самой метеостанции паркинг, так как дальше дорога становится существенно хуже, об этом свидетельствует то, что через 500 метров, перед импровизированными воротами из двух бетонных столбов получился второй паркинг, для «настоящих внедорожников», когда мы подъехали там стоял Х6, МL, и ещё что-то очень понтовое, само-собой с 777 номерами, но я забыл.

Мы ребята простые, поэтому едем дальше, абсолютно не душераздирающий каменный триальчик, много лагерей, стоят Буханки, Сурфы, Форстеры, но пространство довольно большое, поэтому несложно встать в отдалении от всех. Ну, и для полного унижения премиум сегмента, посреди каменюк гордо стоит Логан. Поставили лагерь, и, осознав, что остатки полярного дня дарят нам некоторое количество света в десять вечера, пошли к водопаду.

Такие картины я до этих пор видел только в фэнтези фильмах, необыкновенно, невероятно…. И совершенно не получается снять на фотоаппарат.

Стоим, втыкаем в океан и закат, и думаем, какие же мы идиоты, что так мало времени выделили на это необыкновенное побережье. Однозначно отдельный день на Териберку, и отдельный день для посещения Зеленцов. Возвращаясь, встретили компанию молодых юношей с девушками, которые приехали встречать закат у водопада и океана, из всей романтичности выбивался только Бумбокс издающий малоприятные человеку с музыкальным образованием ритмы. Хотя, что им, Мурманчанам, наша романтика волн и ветра, для них это привычный фон, который они и желают разбавить.
Вернувшись к лагерю, мы застали следующую картину: Логан, Нексия и Гранта той компании в двадцати метрах от нашей стоянки и Макс, который бурлит как походный чайник, от негодования.

Надо сказать, что для северян, в целом, свойственны очень большие границы личного пространства, Поморы расселялись по берегу на границах видимости друг друга. Для того чтобы в случае какой-либо беды соседи могли довольно оперативно помочь, но при этом, чтобы не мешать как частной жизни друг друга, так и чтобы удобно делить пространство для рыбной ловли. У туристов на севере тоже есть такое правило – если делим один берег, то или на грани видимости, или, если уж места не много, то на грани слышимости, именно это вмешательство в границы так раздосадовало Максима. Но у молодёжи немного другие понятия в целом, они любят тусить, сбиваться в кучки, много людей в маленьком пространстве – это же прообраз любого ночного клуба, и то, что они соблюли 25 метров приличия, говорит о том, что они проявили уважение к границам, но по своему, просто у них они изначально гораздо меньше. Выпалив эту тираду, я завалился спать. Примерно через час две машины уехали, а одна парочка осталась на ночь в машине, я угулялся и спал как убитый, может они и производили шум, но мне уже ничто не могло помешать.
Лирическое отступление № 5. Встречи.
Вообще, отчеты я пишу, как некую заготовку для книги про разные путешествия, которую я мечтаю написать, когда стану стар и немощен, некоторые люди их зачем-то читают, чем-то вдохновляются, в них просыпается нездоровый авантюризм и они начинают куда-то ездить. Так мы познакомились с Субароводами из Форстер клуба, которые ехали в тур «Полярные лесники», на заправке в Мурманске один из пилотов подошел к нам поздороваться, сказал что наш отчет, один вдохновивших его на поездку и всё такое, потом мы встречали их неоднократно, и, как мне кажется, они меня очень не любят теперь за мою писанину о прекрасном севере, так как с Рыбачьего Форики вернулись, изрядно ободрав бампера и порвав один стабилизатор. В Умбе, внезапно встретился соклубник Паша Горбачев, внезапно на Сурфе, поскольку его Ниво перестало заводиться в день отъезда, мы знали, что он в тех краях и планировали встретиться в Тоне, но, как оказалось, у них всё пошло не по плану и в Тоне они были за два дня до.

Буддистская прогулка, День памяти АПЛ Курск, Заполярный, Печенгский облом, Муста 12.08.2015

Утром было решено «брать» водопад, посмотреть и заснять его реальные размеры и величие снизу. Обойдя утес, мы вышли на поле разнокалиберных круглых валунов, благодаря которым появилась целая философия камней: Камни они как люди, вот смотришь на один, такой весь монументальный, а пытаешься на него опереться и вот он весь зашатался, а вот другой, кажется, так и балансирует на гранях, наступаешь на него опасливо, а он надежен, как плечо друга.

Дошли до пещеры, залезли — темно, сыро, скользко, я даже, немного посчитал пятой точкой входные камни-ступени. Наконец, вышли к стене утеса, за которой и есть наш водопад и всё. Без навыков скалолаза или надувной лодки не пройти. В теории, во время полного отлива можно аккуратно пройти по скользким спинам камней, но сейчас глубоко. Мы сделали еще несколько попыток обойти утес и найти тропку к водопаду, но нас постигла неудача. Я не утверждаю, что тропы там нет, очень вероятно, что мы её просто не нашли. Зато мы хорошо погуляли и вдоволь наелись морошки.

Проехав по пути обратно все самые противные участки грунтовки, я вручил руль штурману и любовался пейзажами. В Мурманске нас догнала СМС от Димы «Сегодня 15 лет со дня трагедии АПЛ Курск, посетите памятник морякам-подводникам». Разумеется, мы не могли не почтить память военных моряков, заодно, наконец-то, поездили по Мурманску и осмотрели город.

На мой взгляд, этот достаточно чистый и опрятный город очень нуждается в ярких красках, потому что, как только небо над ним окрашивается в привычно-свинцовый цвет, это не город, это тысяча оттенков серого. Как и в Севастополе, состоящем на половину из военных моряков, здесь действительно очень чисто и ухоженно, но очень тоскливо.

Заправились и в Заполярный, поесть вкусной пиццы и поднять машину на подъемнике. В сервисе нас встретил старший мастер, Сергей, не тот который был в прошлом году, но не менее приятный в общении человек, кроме того увлеченный поездками на своём ОлдПаджеро по диким уголкам севера, поскольку в ниво ничего серьёзного не обнаружилось, мы засели над картами местности. Проводя по ниточкам троп, Сергей рассказывал где на самом деле есть дороги, где их на самом деле нет, в каких реках какую рыбу и на что можно брать, где и каких животных можно поснимать, а также, что на Среднем и Рыбачьем всё настолько грустно от обилия туристов, что доходит до пробок на перевале.

Я бы с удовольствием полез в эту авантюру, но сам Сергей был занят, а разведывать местность с картами снятыми на телефон, при учете, что большую часть сказанного я просто не смог запомнить, это уж извините. Но телефон взят, почтовый адрес есть, так что ждите в гости!

Поев, нет, объевшись самой вкусной пиццы в мире в «Чилентано» (да-да, название пишется именно так),

мы приступили к реализации нашего дальнейшего плана, а именно, зайти через Печенгу на Швабскую дорогу, и оттуда уже выйти на п-ов Средний, через Муста-тунтури. Подъехали к полигону, и тут, бац, закрыто, выскочивший срочник объявил нам: Стрельбы, закрыто до часа ночи…
Облом, ну да мы не обламываемся, пообщались на тему будут ли стрельбы 15-го, и, получив отрицательный ответ, точку входа мы объявили точкой выхода и поехали брать Муста-тунтури традиционным способом, через Титовку.

Аннике, раздобыла информацию, о водопадах на Титовке, которые мы второй год не могли найти, мы всегда останавливались у водопада на Титовке, но у другого, а тут, каскадный, двухступенчатый, высоченный, с порогами. Красотища… не передать.

Лирическое отступление №6 Болезнь.
Среди ночи я проснулся от невыносимой боли в желудке и бесконечной слабости, сил хватило только чтобы доползти до края палатки и открыть полог, потом я потерял сознание. Очнулся от того, что Аннике хлопает меня по щекам, даже раздобыла в аптечке нашатырь. Из-за боли в желудке и крови во рту, я было уже подумал о язве, но потом сообразил, что просто прикусил язык когда падал. Прополоскало, стало значительно легче, аптечка у нас была собрана на славу, не хватало только одного важного лекарства – Фуразолидона. Он у нас в списке основных, но иногда, даже что-то важное, бывает забыто. Но версия с отравлением или инфекцией была последней в тот момент, весной мне прооперировали желчный, и основной версией было злостное нарушение диеты пиццей, а зря…

Средний. Трафик. Слабость. Косатки на берегу желтых камней. Бортировка колеса методом направленного взрыва на практике. 13.08.2015

Утром я честно признался, что я могу или лежать или вести машину, но, поскольку, ко второму я более расположен, мы поедем по плану. Итак, перевал Муста-тунтури, обочина, поток машин, тонар с шурмой и курицей гриль, автобанька, мимо постоянно кто-то проезжает, мы постоянно кого-то обгоняем.
На самом деле, я, сейчас долго пытался подобрать не матерный аналог, чтобы выразить свои мысли по этому поводу…. Фрустрация.
Два года назад, с момента выхода на перевал и до «правого автобана» за двое суток мы встретили одну Ниву – Бронто, и несколько БТР, мы знали, что с момента разрешения посещения 2008 мы далеко не первые здесь, но ощущение первооткрывательства, авантюризма, было всеобъемлющим. Я понимаю, что мы повернем налево, и станет хорошо, потому как «злая» сторона Среднего, пропускает только внедорожники, и, как выяснилось позже, авантюристов на Аутлендере. Но здесь! Добрались даже «хозяева жизни» пресыщенные мальдивами, на дорогих, пузатых «типа внедорожниках», скорее бы свернуть налево…

Первый раз, усатый «Батя», как я его про себя назвал, в тельняшке, с полным Аутлендером разновозрастных детей, нагнал нас у довольно глубокой лужи перед музеем обороны. Она была столь обильна, что я решил на всякий случай промерить, какой стороной её лучше ехать. Лужа была чуток повыше колена, соответственно сантиметров сорок. Бродила Аннике, «Батя» хмыкнул в усы, наблюдая её дефиле, а когда я предложил ему помощь, сказал «да, проеду…» С тех пор, где бы не останавливались поснимать, спустя какое-то время, появлялся Аутлэндер, а на броде через реку Выкат, где я за него уже не на шутку переживал, он сказал, что горючего осталось маловато, и закручивая ус произнес – «ну это было немного авантюрно». В который раз он подтвердил то, что главное не то, какие колеса под тобой, главное — в голове. Форики ободрались и порвались на правой стороне «автобанов» Среднего, «Батя» на Аутлендере прошел за нами «кусачую» сторону Среднего без каких-либо поломок…

Юрий Александрович Кобяков на месте, в музее, народу приезжает много, мы видели, даже автобус, сделанный из УРАЛа, посидели, здорово пообщались, правда, я, все свои силы тратил на то, чтобы сохранять вертикально-сидячее положение.

От болезни осталась сильная физическая слабость, в целом, я чувствовал себя не плохо, но только горизонтально и все достопримечательности Среднего рассматривал лежа на мхе тундры.

Прекрасные солнечные «Два брата», марсианский берег желтых камней, Айновские острова.

В бухте «Двух братьев» и «Берега желтых камней» и случились они. Огромные, размером с грузовик, черно-белые тела, от которых веет невероятной мощью. Вдоль берега из воды россыпью торчат обеспокоенные головы тюленей, которые вращаются вокруг своей оси, как только гигантский, черно-белый грузовик появляется в радиусе 50 метров, голова исчезает и появляется метрах в ста. Красивейшая игра на внимательность, с кровавой развязкой, впрочем, развязки мы не дождались, понаслаждались игрой и поехали на пляж Рыбачьего искать ночлег.

Время к одиннадцати, отлив, море отошло, предоставив полосу метров в триста идеально ровного песка, мне всё еще не хорошо, я «доезжаю» с целью просто упасть и уснуть. В зеркало вижу, как Макс начинает вилять и куражиться, успеваю плевком произнести что-то матерное. «Бум, шлеп-шлеп-шлеп-шлеп» грустно присевшая на правую сторону морда Митсубиси, Макс разбортировался. В моём организме переключился какой-то тумблер, и я почувствовал себя полностью здоровым, надо делать колесо. В роликах на ютубе всё выглядело просто, горючий газ, факел, бум, всё на месте. С газом из плитки ничего не вышло, пшикнуло куда-то мимо.
Налили немного бензина, поболтали до образования паров, поднесли факел, загорелся борт… поскольку время до полной потери колеса быстро пошло в обратную сторону, я подбежал и со всей дури пнул колесо ногой, дальше было всё как в ролике – «бум» и собравшееся на место колесо. Скилл проработан, теперь мы это умеем. Спать.

Немецкий. Изуродованный Кекур. Медузы-гиганты. В туман. Инфекция. 14.08.2015

Если вчерашний день грел нас скупыми на тепло солнечными лучами, то утро, казалось, решило проморозить нас по настоящему. В эту ночь в Мурманске были заморозки, мы были заметно севернее, и, по ощущениям, ночью тоже перешагнули ноль. Из-за скованности движения были неуклюжими, и я благополучно наступил на полог палатки и порвал его.

Оказывается, я умею шить очень ровным швом, можно на китайскую фабрику устраиваться.
Посадил Аннике за руль и доверил ей взятие приливного брода, штурман повышается в звании до «второй пилот» и может важничать.

Поснимались у маяка,

поторчали на Немецком,

поехали на любимый и красивучий Кекур. На Кекуре стоял большой лагерь, много машин, мотоциклы, квадрики и флаги. Эти люди обозначили своё присутствие разнообразными вымпелами по всему мысу, испохабив один из самых красивых мысов, что я видел, до неузнаваемости. Гордый рельеф, удивительное сочетание скального обрыва с зеленой подушкой мха и десяток чужеродных ярких тряпок. У поисковиков на Среднем висит флаг ВДВ, это ребята из ВДВ и заняты они благородным делом – собирают останки наших солдат для принесения почестей и похорон и флаг этот один, к месту и имеет значение. На Тоне висит Андреевский флаг, и вопросов у меня не возникает, но Кекур… слов нет. Опять не пустила нас губа Скорбеевская, настроение было испорчено настолько, что мы развернулись и поехали восвояси.

Лирическое отступление №7 Заяц.
На подходе к Кекурскому есть речной брод,

а поскольку в этом году воды довольно много, то он неприятно глубокий и с очень илистым днем, по дороге на Кекур мы объехали его по торфяной кромке, где Нива банально пересчитала брюхом все камни, торчащие из под торфа, а Л200 едва не прилип брюхом к торфяной жиже. Обратно решили бродить и брать водой, бродит у нас в этом году традиционно Аннике. И на шлепанье по воде и наши переговоры на тот берег брода выскочил заяц подросток. Сочетание страха и интереса боролись в нем следующие минут десять, как уж он выделывался, и подскакивал, и отскакивал, то уйдет ближе к кустам, что вот-вот спрячется, то выскочит смотреть на нас. Устроил нам незабываемое шоу. А дно у речки настолько глинистое, что в Мурманске пришлось промывать керхером радиатор, соты забило, аж греться начала.

На правой стороне Среднего, под «автобаном» проходит симпатичный галечный пляж с видами, там и остановились отдохнуть и погулять, нашли огромную яркую медузу, выброшенную приливом, несколько красивых раковин.

Возникла даже вполне разумная идея заночевать с прекрасным видом, единственным серьёзным минусом было непривычно плотное движение по дороге, раз в десять минут хоть кто-нибудь, но проедет мимо.

Осознавая, что на Швабской всё иначе, решили двигаться туда, и при съезде со Среднего увидели как на Муста-тунтури ложится густой тяжелый туман.

Надо отдать должное моему второму пилоту, неоднократно задававшему вопрос – а надо ли оно нам? Может на Среднем заночуем? С точки зрения разумности и комфорта, безусловно надо было оставаться на полуострове и не лезть в горы. С точки зрения впечатлений и адреналина, пробираться через перевал в тумане и сумерках, когда эту влажную вату можно трогать руками… необычно и интересно, а разъезжаться со встречками, от которых видишь только желтое пятно на месте фар и силуэт, еще и опасно. Повернули на Пароваарскую/Швабскую/ Немецкую дорогу, обломались с первой стоянкой неподалеку от въезда, опять занято, поехали к старому. Его еще и разглядеть как-то надо, в метре от капота машины не видно ничего. Пискнула рация, Златке плохо, симптомы те же что и у меня, добрели до прошлогодней стоянки, встали, уложили пострадавшего спать, сделали ужин, Макс отказывается от еды, хреново. Ночью стало плохо и ему. Сейчас, подводя итоги, я больше всего подозреваю застоявшуюся, цветущую воду с одного из озер Керети и нашу оплошность с недокипяченой водой. Аннике пострадала меньше всех из нас, а она, работая в школе, привита от всего, что только можно представить. Хотя, разница в симптомах более чем в 24 часа, между мной и остальными, скорее указывает на какую-либо инфекцию, которую подцепил я за сутки до того, как мне стало плохо и заразил остальных, с тем же инфекционным периодом, в итоге, сложившаяся по симптоматике и итогам картина привела мои мысли к вирусу Caliciviridae приводящий к «желудочному гриппу».