Автопутешествие по Золотому Кольцу 17-28 августа 2008 г. ПРОДОЛЖЕНИЕ 5 / Blog by admin / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Автопутешествие по Золотому Кольцу 17-28 августа 2008 г. ПРОДОЛЖЕНИЕ 5

  • admin
  •  в рубрике Blog by admin  
  • | 26 июня 2009, 15:18
  •  | Просмотров топика: 13691
Читать предыдущее (Ростов Великий)...

Автопутешествие по Золотому кольцу продолжается…

25.08.2008 11:00 Ярославль

От Ростова до Ярославля 50 километров, дорога – прекрасный хай-вей: широкий, гладкий, очень комфортный (М8, начинается перед Коромысловым). В 11:45 въехали в Ярославль.
Первым делом, конечно же, устремились мы в центр города, в Историко-архитектурный музей-заповедник, что в бывшем, к сожалению, Спасо-Преображенском монастыре, что за мостом через Которосль направо.
Купив на входе билеты на посещение (это же музей), проследовали внутрь. То, что увидели внутри, не совсем нас порадовало, хоть это и было закономерно. Три страницы в путеводителе красочно описывают древний огромный монастырь, его историю, Минина с Пожарским, соборы. А на деле – это реставрационная мастерская, где застыли с 60-х годов реставрационные работы и всё как в нафталине, не живёт, а заморожено. Музей, одно слово!
Порадовали забавные домики-макеты дворцов, которые на поверку оказались пчелиными ульями и деревянные сборные игрушки, которые мы накупили всем своим крестникам. В платном туалете устроена выставка «Канализация и цивилизация», без улыбки из туалета выйти невозможно. Поднялись на крепостную стену, прогулялись, поиграли в обороняющихся воинов.
Оставив машину под крепостными стенами, пошли гулять по городу пешком. Дело в том, что движение в Ярославле очень плотное, что обусловлено узостью старых улочек, а посмотреть хотелось всё.

По аллеи отправились в сторону Волги и на пересечении с улицей Андропова зашли в миниатюрную церквушку Александра Невского. И что-то в этом нарядном красного кирпича здании нам показалось удивительно знакомым. Присмотревшись, в кирпичной кладке с обеих сторон двери, мы увидели заливные изразцы с изображением двуглавого орла. Именно эта картинка нас сопровождала вот уже семь дней, поскольку была напечатана на обложке путеводителя.
Пройдя ещё немного, пересекли большую Советскую площадь, в центре которой высится церковь Ильи Пророка. И снова – музей! Нафталиновая бабка продала нам билеты, а на вопрос, можно ли купить только одну открытку с видом Ярославля, заявила, что открытки у них продаются «в кОмплэкте». Однако здесь действительно есть на что посмотреть.
Церковный комплекс состоит из четырёх основных частей: самой церкви Ильи Пророка, её ризоположенского придела, колокольни и галереи. В центре – основной объём храма с пятью луковичными куполами. Окружают церковь крытые галереи с широким крыльцом и два шатра – первый принадлежит Ризоположенскому приделу, левый – колокольне.
Внутри церковь представляет собой настоящую сокровищницу древнерусского искусства. Сразу же при входе на галерею открываются затейливо раскрашенные порталы с коваными дверями. Вдоль стен тянется изразцовая панель.
Стенописи центрального храма были созданы в 17 веке артелью из 15 мастеров, которыми руководили прославленные костромские художники Гурий Никитин и Сила Савин. В отличие от многих других ярославских храмов, здесь роспись сохранилась без изменений – она ни разу не переписывалась и только промывалась, очищаясь от грязи.
Кроме фресковой живописи, в Ильинской церкви поразили многочисленные резные деревянные вещи: во-первых великолепный, огромный иконостас, а так же царское и патриаршее моленные места. Внутри, как и снаружи церковь прекрасна.
Пройдя немного в сторону Волги, вышли на ярославскую набережную. Очень напоминает наш Венец, но не такой крутой и высокий и Волга гораздо уже. А так, тоже беседки, газоны, молодожёны подвешивают замки на кованые ограды где ни попадя. Прогулялись по набережной до церкви Рождества Христова 17 века, в убранстве которой впервые были применены поливные изразцы. Прославленная церковь находится в удручающем состоянии, хоть и охраняется государством, о чём гласит табличка. Конечно, сейчас её реставрируют, уже отштукатурили и побелили один фасад. Будем надеяться, что эта работа будет доведена до завершения.
Пройдя по Первомайской улице, неожиданно для себя наткнулись на маленький женский Казанский монастырь, который скрывался во дворе домов. Прекрасная церковь, как снаружи, так и изнутри, стенды с описанием работы, которую ведут сестры с подростками: тут и молодёжный клуб, и лекции о вреде наркотиков и алкоголя, и поездки. В общем, жизнь бьет ключом, а не застыла как в затхлых музейных подвалах.
Оказавшись снова на Богоявленской площади, я, изрядно проголодавшись, решил купить себе хот-дог. К домику, где они готовились, стояла очередь. Послушав, что берут другие, я тоже заказал некий то-ли голландский, то ли амстердамский хот-дог. Каково же было моё удивление, когда мне дали нечто огромное, длиной сантиметров в тридцать, посыпанное какими-то шкварками и кунжутными семечками. Правда, было очень вкусно.
На площади не прошли, конечно, мимо памятника Ярославу Мудрому, основателю города, который красуется на тысячной купюре, и великолепной Богоявленской церкви, красного кирпича.
Выезд из Ярославля дался нам с трудом: во-первых, мы хотели найти церковь Фёдоровской иконы Богоматери в Ямской слободе, а карты города, естественно не было. Да и название Ямская слобода давно утрачено. Однако, немало опечалившись, поплутали немного по городу, и нашли этот храм, который оказался аж кафедральным собором Ярославля. Попали как раз к началу вечерней службы. Служили молоденькие священники, а певчие были молодыми девчонками, скорее всего их жёнами. Из прихожан кроме нас была одна бабушка и мужчина средних лет. Если честно, то эта служба нас поразила так же как и служба в Суздале, когда в столь древних городах, где всё пропитано историей предков, православием живут единицы. А в городах, где семьдесят лет были гонения, чувствуется острый голод и потребность в храмах. Парадокс.
В Ярославле впервые за более чем неделю путешествия мы почувствовали большой город. Мы, уже отвыкшие от большого количества людей, а главное – крупных магазинов, были затянуты в водоворот городской жизни.
Московский проспект пестрел вывесками магазинов, а нам как раз надо было пополнить продуктовые запасы, которые подходили к концу. Закупались мы в «Перекрёстке», где и цены пониже, и ассортимент побогаче, и полуфабрикатов несметное множество. Но не так то просто человеку, выезжающему из Ярославля, поспасть в Перекрёсток: надо доехать почти до выезда из города, развернуться, потому, что проспект разделяет газон с аллеей, а потом, выезжая из магазина, снова повторить этот манёвр, но уже в сторону выезда из города.
В районе 18 часов, наконец, выбрались из Ярославля и направились в сторону Костромы.
Проехав около часа, как обычно, начали искать место для ночлега. Прозвонив в костромские гостиницы, выяснили, что дешевле 3 тысяч за номер нет ни одной, поэтому решили заночевать в палатке. Проблемой было найти достойное место для ночёвки. Мы ехали дальше, солнце клонилось к закату, а хороших полянок на опушке становилось всё меньше. По обочинам то тянулись поля, то непролазные леса с буреломами, то показывались болота.
Наконец, справа заметили деревушку, а за ней перелесок в овражке, видимо, там протекал ручей. Свернув с трассы, доехали до перелеска, но разочаровались: деревья чахлые, резкий склон и накатанная дорога не оставляли вариантов. Поднявшись вверх по холму, увидели дремучий лес, на опушке которого решили остановиться. Однако, подозрение вызвал перепаханный ров вокруг леса и надпись «Стой! Опасная зона!» на въезде. Проехав немного, действительно, наткнулись на железные ворота с красными звёздами, и сержантами. Стало понятно, что в лесу стоит часть.
Выехав снова на трассу, устремились дальше к Костроме, теряя последнюю надежду засветло где-нибудь удобно устроиться. К тому же машину покрывал кишащий слой кондопожек, которые налетели в один миг. Но по обеим сторонам дороги стали тянуться нескончаемые воинские части с КПП, вышками и колючей проволокой по периметру.
Последние отблески зари догорали в небе, когда мы, наконец, минув гарнизоны, съехали вниз на какую-то дорогу, которая уводила вглубь леса. Из-за прошедших недавно дождей проехать дальше не удалось, поэтому, свернув на небольшой развилке, загнали машину поглубже в чащу, укрыли переднюю частьпледом, замаскировали то есть.
В полутьме установили палатку, поужинали полуфабрикатами из «Перекрёстка» и собирались уже было ложиться, как в голову пришла неожиданная и в то же время гениальная мысль. Дело в том, что когда мы ночевали в прошлый раз в тумане, палатка стала влажной и, соответственно, холодной.А поскольку у нас с собой был газовый агрегат, не представляло труда её просушить изнутри с помощью газовой плитки. Внеся внутрь баллончик, разожгли плитку. За несколько минут температура внутри палатки поднялась до сорока градусов, и от неё повалил пар. Ещё минут десять, и палатка стала абсолютно сухой, а спальники — тёплыми. Под шум проезжающихпо трассе машин мы заснули тревожным сном. К тому же пошёл мелкий дождь, который раздражал, поскольку становилась большим вопросом возможность наших дальнейших ночёвок под открытым небом.
В ту ночь мне приснилось, что мы никак не можем выбраться из этого кювета на дорогу, и что пришлось нанимать тягач из соседней военной части.
Утром я проснулся от человеческих голосов, неподалёку от палатки. Выглянув, заметил несколько тёток с корзинками, отправляющихся в глубь леса. Машину, замаскированную пледом, напоминающим по раскраске осенний лес, они не заметили. «Грибники», — подумал я и вылез из палатки окончательно.
Только тогда я заметил, что наш импровизированный лагерь стоит в зарослях черничника и брусники. Черника налилась соком и висела на веточках, а брусника, немного недоспелая и белая с одного бока, блестела в каплях прошедшего дождя. Не отходят от палатки, я набрал горсть ягод и отнёс Жене, которая уже тоже проснулась.
Мы умылись и сели в машину завтракать так как, несмотря на прохладную погоду, комары и не думали засыпать, а атаковали нас со скоростью пикирующего бомбардировщика.

И тут в кустах кто-то зашевелился. Через некоторое время в десяти метрах от нас появилась та самая тётка с палкой в руке, которая шарила по земле в поисках грибов. Посмотрев в нашу сторону, она заинтересовалась, что это там такое стоит в кустах и направилась в нашу сторону, приглядываясь, но не идентифицируя автомобиль как таковой, поскольку половина его была накрыта пледом, а оставалась видимой лишь часть лобового стекла. Тогда я осторожно открыл дверь и резко её захлопнул. Тётку обуял дикий ужас, и она быстро-быстро засеменила прочь от неопознанного ею объекта.

Историко-архитектурный музей
Историко-архитектурный музей

Причудливые ульи
Причудливые ульи

Купола Спасо-Преображенского собора
Купола Спасо-Преображенского собора

Церковь Ярославских Чудотворцев
Церковь Ярославских Чудотворцев

Тяжела шапка Мономаха
Тяжела шапка Мономаха!

На крепостных стенах
На крепостных стенах

Портрет у древних стен
Портрет у древних стен

Памятник Ярославу Мудрому
Памятник Ярославу Мудрому. Такой же, как на тысячной купюре

Церковь Богоявления
Церковь Богоявления

Маленький храм Александра Невского
Маленький храм Александра Невского

Картинка с обложки нашего путеводителя
Картинка с обложки нашего путеводителя

Ильинская площадь
Ильинская площадь

Церковь Ильи Пророка
Церковь Ильи Пророка

Ярославская набережная
Ярославская набережная

Человек и пароход
Человек и пароход

Над Волгой
Над Волгой

Замок верности
Замок верности

Церковь Рождества Христова
Церковь Рождества Христова

Церковь Рождества Христова
Церковь Рождества Христова (отреставрированный фасад)

Невероятный хот-дог
Невероятный хот-дог

Ярославна
Ярославна

26. 08. 2008. Кострома

В 11:25 въехали в Кострому. От города осталось двойственное впечатление. С одной стороны – как один из знаменитейших городов Золотого кольца мы его осмотрели, а с другой стороны, Фёдоровскую икону Божьей Матери, главную икону рода Романовых, мы так и не нашли. Но всё по порядку.
Как и положено, осмотр города начали со знаменитого Ипатьевского монастыря, который стоит на месте впадения реки Костромы в Волгу. Отыскать его не составило труда, хоть пришлось проехать к нему через весь город.
Согласно историческим данным, монастырь заложил в 1275 году князь Василий Квашня во время нашествия татаро-монгол на Москву; первое упоминание монастыря в летописи относится к 1432 году. Церковная легенда, однако, рассказывает, что основателем в 1330-х годах стал татарский князь-мурза по имени Чет. Направляясь в Москву к князю Ивану Калите, Чет внезапно заболел и был вынужден остановиться на том самом месте, где впоследствии возникла обитель. Во сне ему явилась Богородица, апостол Филипп и священномученник Ипатий Гангрский. Выздоровев, Чет крестился, приняв имя Захарий, и построил каменный храм святой Троицы с приделами Филиппа и Ипатия.
Именно от Чета повели свою родословную бояре Годуновы; поэтому со второй половины 16-го века, стремясь доказать древность и родовитость своего происхождения, они проявляли особый интерес к монастырю, где находилась их родовая усыпальница. Под покровительством Годуновых здесь была создана мастерская, изготовившая множество рукописных книг, украшенных великолепными миниатюрами и чеканными окладами. Церковная утварь, сделанная из драгоценных металлов, священнические облачения, иконы – все эти богатейшие вклады Годуновых в Ипатьевский монастырь сейчас представлены в музейной экспозиции. Благодаря Годуновым здесь собрана прекрасная библиотека по различным отраслям знаний; именно из этой библиотеки происходит знаменитая Ипатьевская летопись – один из основных источников наших сведений по истории древней Руси.
В начале 17-го века здесь произошло событие, определившее судьбу не только монастыря, но и во многом – историю всей России. В 1610-х годах во время польско –литовскойинтервенции, в Ипатьевском монастыре скрывался Михаил Фёдорович Романов со своей матерью, монахиней Марфой, и сюда в 1613 году пришли к нему московские посланники с предложением стать царём. В Троицком соборе был отслужен первый благодарственный молебен за спасение России от смуты и за благоденствие нового царствующего дома. На берегах Волги, в Угличе началась история русской Смуты; на берегах Волги в стенах Ипатьевского монастыря она закончилась. Романовы считали Ипатьевский монастырь своей фамильной святыней; здесь долгое время хранилась икона Фёдоровской Божьей Матери, которой Марфа благословила на царство своего сына Михаила Фёдоровича Романова. И неслучайно все русские императрицы при переходе в православие получали отчество Фёдоровны. Начиная с Бориса Ельцина, все российские президенты после инаугурации посещают Ипатьевский монастырь, о чём свидетельствуют записи в гостевой книге, которую показывают посетителям «Палат бояр Романовых».
С 2005 года монастырь передан Русской Православной Церкви, но музей продолжает существовать. Вход в монастырь немного платный, деньги в качестве благотворительного сбора идут на реставрацию и поддержание монастыря-музея.
В так называемый «Новый город» мы не попали – там ведутся реставрационные работы, Троицкий собор поразил своим иконостасом18-го века. Преобладающие цвета – золотой, красный и чёрный сразу напомнили хохломскую роспись. Все три входа в алтарь украшены железными дверями, обитыми тонкой медью и расписанные золотом по чёрному фону: в верхних клеймах можно увидеть сцену Благовещенья, в нижних – сивилл, а в средних – Пророков (одно из самых удивительных изображений – Аполлон в виде убелённого сединами старца с окладистой бородой; его почитали на Руси как пророка, предсказавшего явление Христа). В соборе сохранилось царское место – сень на четырёх столбиках, поддерживающих шатёр. Под этой сенью во время богослужений стояло царское кресло. Напротив алтаря, над главным западным входом находится интереснейшая фреска Гурия Никитина с изображением Страшного суда с уникальной сценой совращения монахов – бесы приводят им развратных женщин и приносят вино. В подклете собора находится усыпальница бояр Годуновых, где похоронены родители царя Бориса.
Напротив собора возвышается звонница с колоколами.
В «Палатах бояр Романовых» осмотрели экспозицию «Кострома – колыбель дома Романовых», где больше всего понравилась изразцовая печка с надписями для непонятливых «Дурак», «Курица» и т.д.
Зато очень поразила выставка «Церковные древности 13-19 вв». Очень удобный и современный выставочный зал с интерактивными лекциями, экспозиция блистательная. Фотографировать в монастыре можно всё и бесплатно.
Ко времени выхода из музея начал накрапывать дождик, подул сильный ветер, и настроение несколько упало. Проехали к центру города и заплутали в паутине улиц. Расположение улиц в Костроме – радиальное, все они приводят к Сусанинской площади, которая, в свою очередь, неведомым образом переходит в Советскую. При этом на большинстве улиц движение одностороннее.
С трудом нашли Богоявленский монастырь, о котором в путеводителе было написано мало и смутно, к тому же приводились две совершенно разные фотографии оного. Пройдя через иконную лавку, поднялись на второй этаж угловой церкви. На лестнице, ведущей в храм, висят стенды, где в деталях рассказывается, как оскверняли монастырь в советское время. Это чудовищно. Спустившись в иконную лавку, разговорились с монахиней, которая там работает. Она оказалась нашей землячкой из Базарного Сызгана! Да, никогда не угадаешь, где придётся встретиться! Она спросила, видели ли мы их святыню. Мы подумали, что она имеет ввиду мироточивую икону в этой церкви, и ответили, что видели. И только потом, приехав домой, порывшись в Интернете, поняли, что она имела ввиду Фёдоровскую икону, которая хранится в их монастыре. А были от неё в нескольких десятках метров! Ну, будет повод вернуться.
Оставив машину неподалёку от пожарной каланчи, отправились под дождём, который уже перешёл в хороший ливень, осматривать окрестности. Дойдя до каре Мучных и Красных торговых рядов, повернули обратно к машине, так как дождик стал нас пробирать, и уже захотелось есть. Проехав немного по улице Советской, остановились в кофейне «Рога и копыта», интерьер которого выполнен в причудливом симбиозе двух романов Ильфа и Петрова «12 стульев» и «Золотой телёнок». На витринах – манекены Остапа Бендера, Кисы Воробьянинова и Паниковского, на стенах – вырезки из газет 20-х годов и цитаты из романов. Прелестные официантки одеты в костюмы Гаврошей. Попили кофе, покушали салаты. Недешевое заведение, но колоритное и приятное.
После обеда ещё немного поплутали по городу (как-никак – родина Ивана Сусанина) в поисках открытки и почтового ящика, и в 16 часов выехали в сторону Иванова.

Троицкий собор
Троицкий собор

Палаты бояр Романовых
Палаты бояр Романовых

Иконостас Троицкого собора
Иконостас Троицкого собора

Звонница Ипатьевского монастыря
Звонница Ипатьевского монастыря

Сквозь тусклое стекло
Сквозь тусклое стекло

Пожарная Каланча на площади Ивана Сусанина
Пожарная Каланча на площади Ивана Сусанина

Рога и копыта
«Рога и копыта»

Автопутешествие по Золотому кольцу продолжается…

Читать продолжение (Плёс, Иваново, Палех, Нижний Новгород)...

Автор: marklivejournal.livejournal.com

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.