Гуляем по-питерски: два! / Дружеский гид / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Гуляем по-питерски: два!

Раз! Три! Четыре! Пять! Шесть!

Главный штаб



Этот объект, входящий в структуру Эрмитажа, часто остается вне поля зрения гостей города. А зря, хотя бы потому, что купленный в этом корпусе билет позволяет пройти также и в основное здание Эрмитажа и не стоять в очереди в Зимний дворец. Многие так и делали: покупали и отчаливали через площадь в главный корпус.

Из информационного буклета:

«Восточное крыло здания Главного штаба, возведенного на Дворцовой площади выдающимся архитектором русского классицизма К.И. Росси в 1820-1830 годах, — новый экспозиционный комплекс Государственного Эрмитажа.
Основные экспозиционные помещения объединены в три анфиладные линии — Дворцовую (вдоль Дворцовой площади), Певческую (вдоль Певческого проезда), Речную (вдоль набережной реки Мойки) — и дополнены центральной Большой анфиладой внутренних дворов-атриумов.
На втором этаже открыты несколько залов будущей экспозиции «Искусство эпохи модерна» и постоянная выставка, посвященная Министерству финансов Российской империи, которое располагалось в стенах этого здания.
На третьем этаже расположены экспозиции «Под знаком орла. Искусство ампира», «Французская живопись и скульптура XIX в.», «Западноевропейское искусство XIX в. (Германия, Голландия, Бельгия) », «Музей гвардии. XVIII в», «Залы памяти Карла Фаберже», постоянная экспозиция, рассказывающая о Министерстве иностранных дел Российской империи, также некогда занимавшем эту часть здания Главного штаба.
На четвертом этаже представлена Галерея памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых: произведения импрессионистов, постимпрессионистов, художников группы Наби
».



Огромные пространства здания Главного штаба:



Экспонаты выставочных залов отмечены удивительным тематическим разнообразием. Здесь нашлось место для реверанса в сторону современного концептуального, видимо, искусства:


Но основное место, конечно, занимает художественно-историческая составляющая.

Вот, например, часть экспозиции под девизом «Под знаком орла»: свыше 600 произведений русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства, графики, живописи в экспозиционных залах здания Главного штаба (бывших апартаментах министра иностранных дел Российской империи).
Как указано на сайте Эрмитажа, «некоторые интерьеры сохранили отделку, выполненную по рисункам знаменитого архитектора, автора Главного штаба, Карла Росси. Геральдические орлы издавна являлись символами крупнейших европейских держав — России, Австрии, Пруссии. В 1804 году трон новой империи «под знаком орла» воздвиг для себя Наполеон Бонапарт. Со времен Рима ни одно европейское государство не достигало той степени могущества, на которую возвел Францию Наполеон, демонстративно объявивший свою державу наследницей великого Рима. Римские воинские атрибуты стали непременным орнаментальным мотивом нового стиля в искусстве, получившего название «empire» — стиль Империи. В отличие от французского стиля Империи внешне родственный ему классицизм эпохи Александра I не был сосредоточен на фигуре императора: 'русский ампир' был одушевлен идеей национального единства. Наиболее ярко стиль ампир проявился в произведениях декоративно-прикладного искусства. Идеи, волновавшие европейское общество, находят свое отражение в росписи фарфора, в орнаментальном декоре бронзовых изделий, в изобразительных мотивах, украшающих камеи, шпалеры, стекло».




Над отдельными экземплярами хочется зависнуть надолго. Среди них – удивительный столик с наборной столешницей: сейчас бы мы сказали, с 3-D эффектом.


Два зала занимает Музей гвардии XVIII века, и если я не ошибаюсь, то именно там выставлено скромное мундирное платье императрицы Екатерины Второй:


Залы министерства иностранных дел требуют хорошего экскурсионного сопровождения, иначе церемониальные картины государственных визитов наших и ихних императоров в сопровождении ликующей людской толпы пройдут мимо.
Заинтересовать же может какая-нибудь смешная деталь на портрете государственного деятеля, как, например, очки господина Безбородко:


Три зала памяти Карла Фаберже оставляют двойственное впечатление. Во-первых, собственно прославивших императорского ювелира изделий в форме пасхального яйца здесь только одно – зато в тему наступившего года по восточному календарю:


Но прочих изделий, не столько роскошных по материалам, сколько изысканных по работе – здесь превеликое множество, это во-вторых. Искусно выполненные из камня тонкие цветы в хрустальных колбах, будто бы наполненных водой, фигурки животных – ящерки, свинки, кони, изысканные предметы туалета и письменные приборы, которые, кстати, вполне могли себе позволить и небогатые люди – все это безумно интересно.
Я залипла возле роскошной, тяжелой даже на вид хрустальной вазы, выполненной в форме древнерусской братины, с инкрустированными, в стиле модерн, ручками:


Поневоле согласишься со словами Карла Фаберже, что художественная ценность изготавливаемых им шедевров не равна простой сумме стоимости пошедших на изготовление драгоценных камней и металлов.
Это мы подслушали из фильма, который нон-стоп демонстрируется в первом из трех залов памяти Карла Фаберже. Из этого же фильма узнаешь и об истории создания драгоценных мини-копий императорских реликвий, выставленных в этом же зале.


Эти уникальные предметы были изготовлены для Всемирной выставки в Париже, с согласия императорской фамилии – но с категорическим условием никогда не продавать их, а использовать исключительно в демонстрационных целях.
В последнем, третьем зале, выставлены экспонаты, которые никогда бы не связал с именем прославленного ювелира: в годы первой мировой войны Фаберже переориентировал часть производственных мощностей на изготовление продукции для действующей армии. Так солдаты и нижние офицерские чины на фронте пользовались посудой (чайниками, мисками, котелками) с клеймом Фаберже.

Продолжаем наш многочасовой путь по залам Главного штаба и не забываем заглядывать в окна, чтобы увидеть удивительно новогоднюю Дворцовую площадь:


Но, конечно, главный магнит Главного штаба – это галерея памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых. Не хочется думать о том, как коллекция этих азартных и чутких к новому искусству собирателей стала всенародным достоянием… Тем не менее, благодаря этим людям мы теперь имеем возможность, не выезжая за границу, составить довольно полное впечатление об импрессионизме и других живописных направлениях последней трети 19- начала 20 века.


Почти десять картин Ван Гога в Москве и Санкт-Петербурге (при условии, что почти все наследие голландского гения находится в музее Ван Гога в Амстердаме) — это прекрасный шанс приобщиться к космосу этого художника.


Если в Москве в ГМИИ имени Пушкина выставлены лучшие, на мой взгляд, картины Пикассо, то в Главном штабе представлена довольно интересная мини-коллекция его потрясающей керамики.


Очень интересная керамика с использованием флоральных мотивов и женских образов была представлена в трех залах эпохи модерна:


В основной экспозиции на втором этаже находится коллекция, посвященная министерству финансов Российской империи. Это рай для нумизматов, любителей всевозможных памятных монет, медалей, слитков и прочего великолепия.
Меня потряс один экспонат этой части музея – памятная серебряная грамота сотруднику в честь тридцатипятилетия служебной деятельности! Без восклицательных знаков здесь никак!


Часть помещений второго этажа отведена под временные выставки.
Мы попали на выставку «Мариано Фортуни. «Волшебник из Венеции». Коллекционер. Художник. Кутюрье».
Как выяснилось, Мариано Фортуни – великий дизайнер 20-го века.
Судя по всему, его работы были очень востребованы: так на фотографии Сергея Есенина в окружении Айседоры Дункан и еще одной дамы, имя которой я запамятовала, знаменитая танцовщица одета в платье именно этого итальянского дизайнера.
Мариано Фортуни использовал принцип работы, который активно применяется и современными кутюрье: «вдохновение черпается» в декоративно-прикладном творчестве разных эпох разных народов.
Вот как это выглядит на примере струящихся платьев Мариано Фортуни, образцом для которых послужили античные туники:


Еще в качестве источников вдохновения устроители выставки называют византийское искусство, турецкие мотивы… Впрочем, знаменитые «турецкие огурцы», ставшие фирменным знаком Etro, — это действительно всего лишь рисунок с турецких халатов.


О влиянии народных одежек на модную индустрию мы продолжим рассуждать чуть ниже, а пока покидаем здание Главного штаба.
Вынуждена признаться, что долгое время эта часть Эрмитажа была для меня в тени «большого брата», но мы этот пробел успешно компенсировали.
Попасть сюда намного проще, чем в основное здание в Зимнем дворце, а занять себя в промозглую питерскую погоду на целый день очень даже можно. Хотя мы вот любители музеев, в этот раз с нами был автор сайта об искусстве artrue.ru, так что несколько часов не вызвали сердечных мук.

А вот другой прославленный музей муки вызвал – увы, даже без посещения.

Нелирическое отступление

Есть прямо-таки заколдованные места, то ли «черные дыры», то ли «белые пятна»: так я трижды пыталась проникнуть в Русский музей. И неважно, это было лето или зима – безрезультатно. Мое желание приобщиться к шедеврам всякий раз разбивалось о змеиную очередь вдоль кованых решеток предусмотрительно высоченного забора.
В день, когда было назначен очередной суворовский штурм Русского музея, прогноз погоды в Санкт-Петербурге сбылся со стопроцентной точностью: злорадно предсказанные неделю назад минус двадцать по Цельсию не заставили себя ждать.
— Ну мы попробуем, да? – с любимой цитатой из «Дня выборов» мы заняли место в хвосте очереди на площади Искусств.
Люди стояли, как при социализме за сервелатом или венгерским горошком.
Спустя несколько минут стало понятно, что очередь намного больше, нежели чем представляется на самом деле: люди стояли попеременно, меняясь на отогрев. К тому же мимо очереди гордо шуровали организованные группы, предводительствуемые экскурсоводами с неизменными победоносно поднятыми над головой зонтиками.
Время от времени возле стойких оловянных нас притормаживали автомобили, узнавая: «Это очередь на Айвазовского?» Я не успела в первый раз после такого вопроса выпростать нижнюю часть лица из-под шарфа, как кто-то более сведущий уже ответил: «Нет, только на Айвазовского отдельная очередь за углом, а это еще и в сам музей!»
За сорок минут мы визуально преодолели третью часть хвоста, но в голове очереди, там, у кованой решетки входных ворот, людская толпа клубилась и распухала невесть откуда взявшимися отогретыми соочередниками тех, кто в этой клятой очереди уже посинел.
Я к этому моменту окончательно вызверилась на девятнадцатиградусном морозе: ну как же так, ну не верю, что нельзя организовать цивилизованный проход в музей! Сделать онлайн-запись на посещение, организовать дополнительный гардероб – все можно, если не считать посетителей низшей кастой. Вот в Эрмитаже реально пройти без очереди при условии покупки билета онлайн – а в Русском все будет зависеть от «человека с ружьем» на входе и наличия мест в гардеробе (специально потом узнавали у администратора в филиале Русского музея – Михайловском замке).
С окончательно замороженным настроением я решительно повернула в противоположную от входа в музей сторону. Найти любую открытую дверь – и в тепло, и не стоять больше в этом ужасе, принимая своей спиной тычки от подпрыгивающих в бессмысленной и беспощадной русской очереди китайцев, пытающих согреть в прыжке свои тщедушные тела.

Первой же дверью в заветное тепло оказался вход в

Этнографический музей.



Как говорится, не было бы счастья. Муж мой достаточно индифферентно отнесся к этому месту, я же нашла здесь привлекающий меня тип музея (такого же рода Музей Востока в Москве, первый этаж Кунсткамеры – без уродцев, но с рассказом о быте и традициях разных народов).

Сразу же, в главном зале первого этажа, рассказывающего о коренных народах Севера…


…мы обнаружили костюм для стояния в очереди в Русский музей:


Правда, его конспиративно подписали как «костюм участника советской полярной экспедиции», но вот где он был бы востребован – я точно знаю!

Первые полярные исследователи брали на вооружение традиционные технологии северных народов: их наряды представляли собой два меховых костюма, надеваемых один поверх другого. Шкуры верхнего костюма обращены мехом наружу, а нижнего – мехом внутрь. Таким образом, двойная прослойка меха прекрасно защищает от холода все тело целиком.
Одежда из оленьих шкур не только обеспечивает превосходную теплоизоляцию, но также может стать средством спасения в том случае, когда охотник случайно проваливается под лед. Так как волос оленя полый, это позволяет человеку какое-то время держаться на поверхности, что увеличивает шансы на спасение.
«Именно за все эти качества и полюбили первые полярные исследователи традиционную одежду народов Севера и брали ее за основу при изготовлении костюмов полярников вплоть до 40-х годов прошлого века.
Вот как описывает типичный полярный костюм 30-х годов исследователь Арктики Николай Урванцев: «Я оделся достаточно тепло и вместе с тем легко. На мне было простое трикотажное и шерстяное белье, шерстяной свитер, меховая рубашка из пыжика мехом внутрь; меховые штаны с корсажем, куда заправлялась рубашка; на ногах — простые и шерстяные носки, длинные, до пояса, мехом внутрь чулки и, наконец, меховые, тоже до пояса, сапоги-«бакари».
В сапогах лежала толстая войлочная стелька. Для защиты от ветра поверх всего была надета «ветровая» рубашка с капюшоном и штаны из плотного парашютного шелка. Кухлянку я надевал только при особо сильной пурге
».

Не хочу никого обидеть, но как раз разделы музея, посвященные народам северных регионов бывшего Союза, кажутся наиболее интересными.
Как и в московском Музее Востока, меня очаровали изделия из кости:


В музее представлено порядка трехсот изделий, выполненных из рога и кости, причем этот вид органического сырья отличается большим разнообразием: мамонтовая, моржовая, привозная слоновая кость и панцирь черепахи, зуб кашалота, китовый ус, позвонки кита, скелетная кость домашних и диких животных, птиц, рыб, клешни ракообразных – «Рогам, клыкам, когтям и черепам животных придавалось сакральное значение некоего вместилища силы погибшего животного».

Из всего этого сакрального разнообразия изготавливались предметы самого широкого ассортимента: рукояти ножей, солонки, игольницы, курительные трубки, пороховницы, рожки для кормления младенцев… А как вам вырезанные из цельного куска кости цепочки?!


Поражаешься чувству красоты и изящества, которое демонстрировали обитатели Заполярья на протяжении веков! Не хочу сказать ничего плохого, но давайте вспомним народные глиняные и деревянные игрушки наших предков: примитивные формы, условный рисунок. А живущие в условиях мерзлоты северные племена в это время создавали нечто утонченное — сплошная Япония и Китай вместе взятые:


Посмотрев на эти шедевры, понимаешь, почему первым русским скульптором стал именно выходец Русского севера, из поморов, – Федот Иванович Шубин.

А вот теперь, в стенах Этнографического музея, самое время вернуться к нашим рассуждениям о народном декоративно-прикладном искусстве как неиссякаемом источнике вдохновения для современной модной индустрии.
Глядя на некоторые образцы тканей, на ум приходят фантастические коллекции всяких гуччей и дольчегабанн:



Народные костюмы также дают массу поводов для раздумий. Вот, например, костюм терской казачки – да это же самый что ни на есть наряд кавказской девушки!


В залах, посвященных разным народам бывшего СССР, много фотографий, сделанных на рубеже XIX-XX веков. Всматриваться в этих людей немного жутковато. У них у всех одно выражение лица: застывшее, угрюмое и недоверчивое. Случайно бросаешь взгляд на ноги – становится не по себе от этих страшных, черных, узловатых босых ступней, похожих на корни деревьев. Почему-то почти все жители белорусских деревень на фотографиях – босые. Но попадаются и настоящие фотомодели, как, например, вот этот бравый пан:


Его изящной и полной достоинства живописной позе можно только позавидовать!

Мой «штатный фотограф» в этом музее слегка схалтурил, так что много интересного осталось «за бортом». Но кое-какие моменты все-таки остались запечатленными:



Вообще в музее очень много интересного, но мой муж во время своего посещения заговорил практически как революционеры из швондерской ячейки «Собачьего сердца»: дескать, площадь он занимает «совершенно чрезмерную».
Действительно, в музее идет работа над экспозицией, обширные площади стоят полупустые. Но на недостаток посетителей пожаловаться нельзя: людей очень много, преобладают школьные группы, экскурсоводы ведут рассказ в народных костюмах, под гармонь, водят с детьми хороводы, дети 10-12 лет уже смущаются и в игру вступают неохотно.
И все же, с моей стороны – твердая пятерка!

продолжение

Комментарии (6)

RSS свернуть / развернуть
+
4
+ -
avatar

Miquel

  • 2 февраля 2017, 09:58
Спасибо, что провела нас без очередей! У меня уже совсем из памяти стёрлись питерские музеи. А тут раз, два…
ну как же так, ну не верю, что нельзя организовать цивилизованный проход в музей! Сделать онлайн-запись на посещение, организовать дополнительный гардероб – все можно, если не считать посетителей низшей кастой.

Как удобно посещать венский дворец Шёрбрунн. Одних китайцев несколько тысяч, а ты взял билетик, ну скажем на 9-40, пошёл погулял, пофотографировал внешнюю территорию, сад, скульптуры, фонтаны, а потом подошёл в нужное время к контролёру и всё! Ни нервов, ни синих носов. Действительно очень удобно.
Спасибо, Света.
+
4
+ -
avatar

begun12

  • 2 февраля 2017, 10:03
Как удобно посещать венский дворец Шёрбрунн. Одних китайцев несколько тысяч, а ты взял билетик, ну скажем на 9-40, пошёл погулял, пофотографировал внешнюю территорию, сад, скульптуры, фонтаны, а потом подошёл в нужное время к контролёру и всё!
— дык о чем и речь! И таких примеров — масса. Я и говорю, если бы руководство Русского музея хотело — можно было бы организовать цивилизованное посещение! Но администрация валит на нехватку мест в гардеробе — совсем бред.
Экскурсия по питерским музеям только начинается, кстати, спасибо за отзыв!
+
2
+ -
avatar

BVD64

  • 2 февраля 2017, 12:29
Меня потряс один экспонат этой части музея – памятная серебряная грамота сотруднику в честь тридцатипятилетия служебной деятельности!

Ух ты! С грустным сожалением вспомнил ворох своей, полученной в награду за многие годы работы, заслуженной макулатуры. :(
Но администрация валит на нехватку мест в гардеробе — совсем бред.

Кто хочет — ищет возможность, кто не хочет — причину! Жаль, что это наша действительность, хорошо, что хоть не везде поголовно.
Соглашусь с Михаилом — спасибо, Света, что без очереди и в тепле! :)
+
2
+ -
avatar

begun12

  • 2 февраля 2017, 12:40
С грустным сожалением вспомнил ворох своей, полученной в награду за многие годы работы, заслуженной макулатуры. :(
— да, такая, с позволения сказать, грамота — весомая награда! Что делать, времена были другие. Хотя, может, в нынешнем Минфине что-то подобное и практикуют?!
Люблю музеи за такие нестандартные экспонаты, всегда найдется, за что зацепиться.
Спасибо, что разделяете такую точку зрения!
+
1
+ -
avatar

Луна

  • 8 февраля 2017, 18:18
Спасибо за рассказ! Тоже в январе посетили главный штаб.
+
0
+ -
avatar

begun12

  • 8 февраля 2017, 20:30
Тоже в январе посетили главный штаб.
— уверена, что все понравилось! Спасибо за отзыв

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.