Осенний автомарафон - вставная глава: «Маркграфиня Ута Наумбургская» / Дружеский гид / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Осенний автомарафон - вставная глава: «Маркграфиня Ута Наумбургская»

Эта часть — вставная глава к отчету о путешествии в Европу под названием «Осенний автомарафон»

Из интервью с Умбэрто Эко:

«Корреспондент: Не могли бы Вы сказать мне, какой образ можно считать проявлением абсолютной женской красоты?
Умберто Эко: Не могу ответить Вам на этот вопрос.
К. Тогда скажите, кого Вы находите более привлекательной: Венеру Милосскую или Мону Лизу?
У.Э. Я не пригласил бы на ужин ни ту, ни другую. Не знаю, нашлось бы у нас достаточно тем для разговора. Венера, на мой вкус, слишком мускулиста, а Мона Лиза могла бы оказаться трансвеститом. Если мне представилась бы возможность пойти на свидание с каким-нибудь женским персонажем из истории искусства, я бы выбрал маркграфинюУту из Наумбурга — статую, украшающую собор этого города.
К. Почему именно ее?
У.Э. Меня привлекает излучаемая ею грация, овал лица, взгляд, уходящий вдаль»
.



Наумбург – немецкий «Новгород» – во всем мире известен, прежде всего, благодаря своему собору.


Наумбургский собор, или Дом, как его называют, прославили скульптуры, установленные в западном хоре – это фигуры донаторов, маркграфов Наумбурга, пожертвовавших средства на строительство собора.

Кто такой донатор? В широком смысле – это даритель на строительство и украшение храма (кстати, у слова этот то же латинский корень, что и у слова «донор»). В знак благодарности донаторы часто изображались в средневековых соборах, иногда – с моделями храма в руках, иногда – склонившимися перед Христом, Девой Марией или святыми.

В Наумбургском соборе фигуры донаторов установлены в западной части в апсиде с высокими витражными стеклами.


Среди них самые знаменитые и заметные фигуры — маркграф Херман с супругой Реглиндис и маркграф Эккехарда II с супругой Утой.
Именно они изображены на входных билетах.


Скульптор расположил их напротив друг друга. Остальные донаторы изображены поодиночке.

Для понимания личностей изображенных в Наумбургском соборе донаторов надо обратиться к истории Германии ХI века.
В то время обособленные германские княжества входили в состав Священной Римской империи.
Ею правил император, избранный феодалами и коронованный в Риме.
Одно из феодальных германских княжеств принадлежало Эккехарду I, маркграфу Мейсенскому. Это был храбрый и безрассудный воин, которому было суждено погибнуть во время междуусобной войны: его предали, убили и обезглавили.
После него осталось два сына – старший Херман и младший, правивший после смерти отца и старшего брата под именем Эккехарда II. Император Генрих III так отзывался об этом своем вассале: «вернейший из верных».

Сначала Эккехард I заложил фундамент родовой крепости, а затем его сыновья продолжили строительство замка, получившего название Нового — Neuburg(впоследствии название трансформировалось в Наумбург). Как это обычно бывало, вокруг замка возник целый город — Наумбург, один из первых средневековых городов Германии.
Здесь интересно провести параллель с русским Новгородом, который также считается древнейшим городом на русских землях.

В немецком Новгороде сыновья Эккехарда I вкладывали значительные деньги в развитие города и собора, во многом потому, что надругательство над телом отца легло на семью тяжким позором. Братья основали величественный собор в Наумбурге, куда перенесли останки отца.


Спустя двести лет после их смерти жители Наумбурга решили увековечить память о маркграфах, участвовавших в создании Наумбургского собора, установив в западном хоре собора статуи из цветного песчаника(к тому времени число донаторов-маркграфов насчитывало двенадцать человек – по числу апостолов).


Трудно представить себе две более непохожие пары, чем маркграф Херман с супругой Реглиндис (или Реглиндой) и маркграф Эккехарда II с супругой Утой: ученикам в школе надо задавать сочинения-описания по этим скульптурным группам.




Действительно: безвольный, слабохарактерный, робкий даже на вид Херман – и могучий, решительный, волевой Эккехард.

Настолько же несхожи и жены братьев: смешливая, озорная, улыбчивая Реглиндис – ну просто полная противоположность задумчивой, аристократичной, погруженной в свой внутренний мир Уте.

Об этих женщинах известно не так уж много, но даже то, что известно, способно закружить голову от неожиданных связей, протянувшихся через века.

Так, Реглиндис — это дочь польского короля БолеславаI Храброго. У нее была сестра. Девушек по обычаю того времени выдали замуж: отец-продуман при помощи браков дочерей укреплял свое королевское положение. Реглиндис, как мы уже поняли, отправилась в Наумбург. А ее сестра – в Киевскую Русь! Она стала женой князя Святополка — второго сына великого князя Киевского Владимира, брата Ярослава Мудрого. К сожалению, исторические хроники не сохранили имени польской принцессы. А вот к имени ее мужа Святополка приклеился эпитет Окаянный: по мнению автора авторитетнейшей «Повести временных лет», именно Святополк Окаянный был повинен в смерти своих единокровных братьев Бориса и Глеба, которые после мученической смерти стали почитаемыми русскими святыми.

Теперь возвращаемся снова в наумбургский собор и смотрим на изображение маркграфиниУты.
О ней известно тоже не столь уж много: она была вторым ребенком в семье очень знатного рода, ее отец Адальбертбыл из династии Асканиев, ведущей свое происхождение даже не от Юлия Цезаря, а от его далеких предков. Юная Ута воспитывалась в монастыре, она получила превосходное по тем временам образование. Она была красива, женственна, домовита, добра и мудра. Мужу своему Ута была поддержкой и опорой, вот только, как говорят народные баллады, ее единственный ребенок умер в раннем детстве. Скончалась прекрасная маркграфиня в возрасте 42 лет.



Как говаривал один небезызвестный персонаж, вопросы крови – самые запутанные.

Из Асканийско-Анхальтского дома происходила принцесса София-Августа-Фредерика, в православном крещении — Екатерина Алексеевна, российская императрица Екатерина II. Следовательно, в крови представителей российского императорского дома течет кровь рода, к которому принадлежала и Ута.


Казалось бы, мы со всем разобрались: кто изображен и кто кому приходится.
А вот и нет!
И вот почему: скульптуры создавались спустя два века после жизни этих реальных исторических лиц, поэтому портретное сходство с прототипами весьма условно.

Имя талантливейшего скульптора, создавшего скульптуры маркграфов-донаторов, не сохранилось. Про него так и говорят: «Мастер из Наумбурга». Причем несмотря на то, что его произведения сохранились в соборах Амьена и Нуайона (он учился и одно время работал во Франции), в германских Метце и Майнце, он остался в веках именно как Наумбургский мастер, так как галерея донаторов – это не просто вершина его творчества, это вершина всего средневекового европейского искусства.

Есть легенды о том, что это даже не сам заслуженный мастер создал скульптурный портрет прекрасной Уты, а его молодой ученик, но тут мы вступаем совсем уж на зыбкую тропу предположений и догадок.

Кстати говоря, одна из загадок облика Уты – это ее необычная поза. Что держит женщина под складками своего плаща? Версий выдвинуто множество, одна фантастичнее другой: якобы в руках у маркграфини загадочный камень – «Сокровище Мира», который хранится в драгоценном ларце, обитом куском кожи с письменами, а этим пергаментом в свое время владел библейский царь Соломон. Или даже в порыве самых смелых предположений специалисты начинают утверждать, что Ута была одной из хранительниц Священного Грааля.

Образ германской маркграфини Уты вдохновил Николая Рериха на буквальное заимствование: в картине «Держательница Мира»(или «Камень несущая»)на фоне привычного рериховского пейзажа с горами и синевой изображена фигура женщины. Единственное ее отличие от Уты – это то, что рериховская героиня прямолинейно держит в руке ларец, а ларце — камень, дар великого учителя, владыки Шамбалы. Все, тайна ушла, прелесть улетучилась, мировая загадка низведена до философии гималайского мистицизма.

Эта картина была написана в 1933 году, но настоящая слава наумбургской Уты в Германии была впереди. А получилось все по принципу «Не было бы счастья, да несчастье помогло»:

«В 1921 году, один безработный наумбургский фотограф из-за недостатка заказов стал делать снимки в соборе, экспериментируя при различном освещении, при различных ракурсах. Особенно удался портрет Уты, выражающий достоинство, женственность и безупречность.
В 1937 году в Мюнхене открылась выставка «Выродившееся искусство», где среди 600 экспонатов, отражавших, по мнению устроителей, неприглядные и упаднические тенденции в современном искусстве, находилась одна единственная фотография средневековой скульптуры. Эта была Ута. Контраст был настолько разительным, что все зрители были единодушны в своих выводах: «Она преграда, защищающая от скверного и пошлого», «Она воплощение гордости и достоинства», «Она неземное излучение мощи и силы». Это только часть эпитетов, которые в те дни адресовали маркграфине немецкие газеты. С того момента в Германии начался культ Уты. Она стала идеалом немецкой женщины
».

О том, что Ута – именно немецкая женщина, читаем у советского писателя Даниила Гранина в эссе «Прекрасная Ута». Его герой – солдат Великой Отечественной, в сорок четвертом году в Германии размышляет:

«Прекрасная Ута сидела у прялки в яблочном зале замка, ожидая своего Эккехарда, а может, и не ожидая, просто смотрела на лесистые горы, и проезжие рыцари и паломники любовались ее удивительной красотой. В зале горел камин. Туман скрывал маленькие городки, лежащие внизу, только острия соборов поднимались над молочным разливом тумана. Какой сейчас век? Как мне узнать, какой век? Это было не так-то просто, мы с этим замком словно заблудились в столетиях. Мы перемещались по оси времени вверх-вниз, скользили, как на лифте, по этажам истории — XV, XVII, XIX… и ничего не менялось ни в замке, ни в горах и даже в маленьком, лежащем внизу Лойтенберге. И все время на меня смотрело прекрасное лицо Уты и улыбалась скуластая, озорная ее сестра Реглинда, но сердце мое сжималось от страха, я боялся, что кто-нибудь из моих ребят или я сам бабахнем по этому собору и Ута разлетится в пыль. Потому что тогда, в сорок четвертом, никакая Ута на меня бы не подействовала. Я видел, как они разрушали пушкинские дворцы, обстреливали Эрмитаж».

Сейчас Ута из Наумбурга – истинно немецкая икона.

Еще об одной уникальной германской средневековой скульптуре можно почитать здесь

Комментарии (12)

RSS свернуть / развернуть
+
6
+ -
avatar

BelindaHelen

  • 9 ноября 2016, 13:50
Светлана, шикарный труд! Зачиталась! Спасибо!

ученикам в школе надо задавать сочинения-описания по этим скульптурным группам.

О, если бы что-нибудь подобное было в современных школьных программах, мы снова стали бы самой читающей нацией! но! слишком много «БЫ»…
+
4
+ -
avatar

begun12

  • 9 ноября 2016, 13:56
Спасибо за эмоциональный отзыв! Возможно, я не права по поводу школьников: все со временем приходит и по-другому начинает восприниматься, чем в школе, то или иное произведение, книга. Но хочется не терять живости восприятия))))
+
5
+ -
avatar

BVD64

  • 10 ноября 2016, 05:29
С итальянцем трудно не согласиться — у него тонкое восприятие женского обаяния! Ну, на то он и итальянец!
Но меня больше затронули размышления советского солдата — как всё-же хрупок мир!
Глава замечательная! Вы, Света, как всегда на высоте! Согласен с BelindaHelen — шикарно, огромный респект!
+
3
+ -
avatar

begun12

  • 10 ноября 2016, 07:16
Спасибо!
У Уты, оказывается, столько поклонников среди писателей и художников, что поневоле задумаешься о причинах. Наверно, это связано с загадочностью ее облика, тайной. Я теперь пытаюсь более внимательно смотреть на скульптуры в соборах: ищу сюрпризы. И, кстати, уже в следующей части нас ожидает встреча со своеобразным «двойником» Уты — только мужчиной!
+
5
+ -
avatar

Miquel

  • 10 ноября 2016, 09:03
Люблю всё мистическое, особенно когда рассказывает про это профессионал с глубоким знанием дела. Взгляд действительно завораживает. Да и под плащём точно что-то спрятано. То бишь Грааль нужно искать в подвалах Собора скорее всего!

Просматривая чёрно-белые кадры немецко-фашистских хроник, те, на которых показаны парады немецких спортсменок, крепких и сбитых, ни за что не поверишь, что когда-то идеалом немецкой женщины являлась эта хрупкая девушка. Хотя хрупкие женщины, порой, обладают недюжинной духовной силой. Возьмём, к примеру, Терезу Авильскую. Рост — от горшка два вершка, а каким лидером была!
Спасибо, Светлана. Очень познавательно.
+
3
+ -
avatar

begun12

  • 10 ноября 2016, 09:23
За профессионала, конечно, спасибо, хотя и слегка завышенная оценка!
Действительно, идеал для 30-х годов несколько хрупкий, но если почитать, то Ута прославлялась как самое здоровое и сильное, что было в немецкой нации, в противовес «деградирующему» модерну, как, например, «Парящий ангел» Баллаха в Кельне.
Вот поэтому интересно смотреть, сравнивать, находить аналогии. Меня больше всего связь с Киевской Русью поразила!
Спасибо за отзыв!
+
4
+ -
avatar

SemenovEA

  • 10 ноября 2016, 14:22
Хочу сказать автору огромное спасибо! Благодаря таким экскурсам мы-читатели узнаем много нового и интересного, ведь самим узнать обо всем этом, найти, прочитать, проанализировать никогда бы не получилось: или нет времени или (банально) неохота.
+
4
+ -
avatar

begun12

  • 10 ноября 2016, 14:24
Спасибо! Процесс взаимообогащения при этом двусторонний, пока напишешь — столько узнаешь!
+
2
+ -
avatar

Олень

  • 14 ноября 2016, 18:13
На такой отчет очень хочется откликнуться чем-то очень умным. Но плохо получается. Хотя одна мысль не дает покоя:

скульптуры создавались спустя два века после жизни этих реальных исторических лиц, поэтому портретное сходство с прототипами весьма условно.

То есть загадка образа Уты — заслуга скульптора? Может, мы не там ищем? Может надо искать в истории Наумбурга этого второго Леонардо и понять — в чем его тайна?..
+
2
+ -
avatar

begun12

  • 14 ноября 2016, 19:01
Спасибо за такой тонкий и глубокий комментарий!
Я о чем и говорю: этот образ затягивает, в нем столько слоев и временных пластов! Была бы я философом — вспомнила бы о понятии «симулякр». Взаимодействие реальности и авторского воображения — это один из главных вопросов в искусстве. Как в «Формуле любви»: " С кого ж такую лепили? Прасковья Тулупова..."
Вот в чем истинная сила настоящего произведения искусства: мы начинаем думать и искать. Спасибо, что и Вы со мной на этом пути!
+
1
+ -
avatar

puzzle

  • 21 ноября 2016, 13:07
Абсолютно согласен с Олень. За всей этой шовинистической свистопляской вокруг образа Уты личность «Наумбургского мастера» отошла на второй план. А ведь он должен быть интересен хотя бы тем, что чуть ли не первым придал индивидуальные черты скульптурным изваяниям, тем самым отступив от общепринятых канонов. Ну и, конечно, крайне интересно узнать, кто послужил прообразом: мать/жена/сестра/любовница/соседка/галлюцинация. Вполне допускаю, что ответ на этот вопрос может быть увязан с индивидуальными чертами фигуры предполагаемой Уты Балленштедтской. Лично я здесь прежде всего вижу отстранённость от мира/мужа; печаль/тоску, а при взгляде на её профиль — презрение/надменность.
+
1
+ -
avatar

begun12

  • 21 ноября 2016, 13:27
личность «Наумбургского мастера» отошла на второй план

"- Ребята, мы забыли Роксану Бабаян!
— Не мы одни"
(КВН «Кефир», Нягань)
Ну если уж даже имени мастера в веках не сохранилось — то чего требовать от интернет-писанины. Хотя, как мне кажется, я все-таки о нем упомянула.
А ведь он должен быть интересен хотя бы тем, что чуть ли не первым придал индивидуальные черты скульптурным изваяниям, тем самым отступив от общепринятых канонов.

— вот совершенно с Вами согласна. Это практически единственное, что считают нужным упомянуть немногочисленные путеводители, включающие в себя рассказ о Наумбурге.
Лично я здесь прежде всего вижу
— это еще одно доказательство колдовской силы воздействия этого образа: каждый пытается увидеть что-то свое, проецируя свою личность.
шовинистической свистопляской
— это что касается «германскости» образа? Ну так это не мы придумали

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.