За рулем в Зазеркалье / Когда деревья были большими / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

За рулем в Зазеркалье

Еще один материал из прошлого века, найденный в подшивке старых газет. Мне он показался интересным, потому что рассказов об участии в левостороннем движении не так уж и много (по памяти нашел вот и вот). Сравнив со своими впечатлениями, резюмирую — волков бояться, в лес не ходить.

В Великобритании мы — группа российских журналистов — оказались по приглашению европейского отделения фирмы Nissan. Дело в том, что недалеко от английского городка Ньюкастл расположен завод по производству легковых автомобилей Micra и Primera, посещение которого входило в наши планы. Как выяснилось позже, организаторы мероприятия запланировали и небольшой автопробег по побережью на автомобилях Nissan Primera. Известно, что Англия — одна из немногих стран, где принято ездить по левой стороне проезжей части. И сегодня я хочу поделиться с вами своими впечатлениями: мне пришлось это делать первый раз в жизни.

Моё первое знакомство с «правым рулем» было прошлой зимой, как раз в ту пору, когда наше законодательство долго и нудно решало: быть таковому на российских дорогах или нет. На одном из тестов «Авторевю» я попросил у коллег из телевизионной программы «Авто Шоу» разрешения прокатиться на их реэкспортном ВАЗ-2104 с правым рулем.
Не буду оспаривать мнение многочисленных владельцев подобных автомобилей, но лично я после той первой по¬пытки решил для себя раз и навсегда: за правый руль по собственной воле я не сяду никогда. И вовсе не из-за отсутствия навыка управления (хотя в поисках рычага коробки передач я, помнится, здорово дубасил правой рукой по обшивке двери): просто по моему убеждению, для надежного управления автомобилем нужно иметь «под коркой» весь арсенал приобретенных навыков, а «перетрясать» его — дело не простое.
Но, честное слово, знай я тогда, что вскоре мне придется колесить по дорогам Англии, я бы потренировался серьезно.
И вот — Ньюкастл. Автомобиль нам достался на двоих с Львом Михайловичем Шугуровым, обозревателем журнала «За рулем», человеком, много лет отдавшим автомобильному спорту. Учитывая последнее, я робко попросил его выполнять роль штурмана, ибо вести машину и одновременно ориентироваться на «зазеркальной» местности мне представлялось нереальным.
Самое смешное, что до самого последнего момента англичане никак не могли понять причину нашей откровенно вялой реакции на предложение прокатиться за рулем по побережью: маршрут-то был выбран, прямо скажем, курортный, погода стояла прекрасная, автомобили заправлены под завязку, да еще в каждом — подробнейшая карта-легенда, пользуясь которой просто невозможно заблудиться.
Но поняв, в чем дело, англичане молниеносно нашли выход из положения: «Чтобы вам было легче, в каждой машине поедет один из нас. Не волнуйтесь, дорогу вам всегда подскажут».
Того, кто вызвался подсказывать дорогу нам, звали Пол, и пока он, сидя на заднем сиденье, внимательно изучал легенду, я злился от того, что наша машина оказалась с механической коробкой передач, и мои надежды прокатиться «дурачком» на «автомате» рухнули. Те, кто ездил на автомобиле с правым рулем, наверняка обращали внимание на то, что коробкой передач и левым подрулевым переключателем здесь приходится управлять одной рукой. Иными словами, включать указатели поворотов или моргать дальним светом, держа руку на рычаге управления коробкой передач, невозможно. Свыкшись с этим и с десяток раз поперебирав левой рукой передачи, я не слишком уверенно высказал готовность к путешествию.
Не считая себя суеверным, я почему-то был твердо убежден, что присутствие в нашем автомобиле третьего члена экипажа было не к добру. И впрямь… Наш штурман Пол с огромным трудом мог общаться на привычном для нас английском. Перевести или хотя бы понять тот диалект, носителем которого он являлся, не мог ни я, ни куда как более прилично владеющий английским Шугуров. Вдобавок на первом же перекрестке выяснилось, что о самом маршруте Пол знает ничуть не больше нас.
Но ехать надо.
Как я и предполагал, иное расположение органов управления мешает первые пять-десять минут. Привыкаешь быстро, главное быть собранным. Но вот сама организация движения… Не раз я вспоминал рассказы слегка ошалевшего по возвращению из Англии после поездок на автомобилях Bentley и Rolls-Royce нашего главного редактора: проблемы у меня были те же.
Во-первых, это полное отсутствие чувства левого габарита автомобиля. Вообще-то заезжать при остановке передним колесом на бордюр я не позволял себе даже в автошколе. А здесь — позор… Проблема номер два — это круговое движение. Дурдом! Самое сложное — понять, кто и куда на этом кругу собирается поворачивать. Теоретически проложить свою траекторию особого труда не представляет, но когда начинаешь принимать во внимание других участников движения, получается полнейший сумбур, выпутаться из которого можно двумя способами: либо шустро проскакивать через кольцо первым, либо пропускать всех подряд. К сожалению, и то, и другое получалось не всегда. Так и выкатывался на кольцо, бешено вертя головой и ничего не соображая. А тут еще нужно про указатель поворота не забыть, да вовремя левой рукой передачу нащупать.
Относительно спокойно удавалось себя чувствовать на загородных трассах. Если привыкнуть обгонять справа и не «терять» левый габарит машины, то ехать можно. Правда, разок я все-таки «зевнул». Дело было так. Наблюдая через салонное зеркало за Полом, я обратил внимание на его слишком напряженную позу: держась руками за спинку моего кресла, наш штурман очень внимательно наблюдал за всеми моими действиями. Учитывая общую нервозность, это здорово раздражало. И вот, когда мы, плутанув в очередной раз, проезжали по двухъярусной развязке, я решил немного растрясти англичанина и пустил машину в повороте с ощутимым боковым ускорением. Повалившись от неожиданности куда-то в задний правый угол сиденья, Пол, не ожидая от меня таких вольностей, на мгновение растерялся, но, поняв шутку, воспитывать меня не стал. Я же, чрезвычайно довольный своей выходкой, выезжаю с развязки на главную дорогу и вдруг замечаю, что идущий навстречу Ford Escort почему-то отчаянно мигает мне дальним светом. Неужели, думаю, за поворотом полицейский притаился? К счастью, прозрение наступило быстро: понял, что вовсю шурую по встречной. Бросаю машину влево, и под облегченный вздох обоих пассажиров, кляну себя за мальчишество.
К месту назначения мы прибыли с некоторым опозданием и искренне обрадовались, увидев на стоянке автомобили наших коллег целыми и невредимыми.
Что ж, не считая моей попытки протаранить Ford Escort да насмерть перепуганного другим экипажем мотоциклиста, наш вояж можно считать удавшимся. Вот только если бы мне предложили его повторить, я бы десять раз подумал.

К.СОРОКИН

Источник: "Авторевю" 1994/16

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.