Я купил машину в Бельгии / Когда деревья были большими / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Я купил машину в Бельгии

Это дебютный материал в новой рубрике. Замахнулся, так сказать, на связь времен. Надеюсь, что кто-то вспомнит свою молодость, а кто-то сравнит с нынешним положением дел. Будут перепечатки из различных газет и журналов, старых и не очень, почетное же право быть первым достается статье из «Авторевю» 20-летней давности. Итак, представьте, что на дворе 1993 год, совсем недавно распался СССР, «европейского союза» еще нет, а «шенгенское соглашение» вступит в силу только через 2 года…

Газеты пестрят рекламными объявлениями, приглашающими съездить за рубеж — и купить там автомобиль. Казалось бы, остается только выбрать подходящий по стоимости маршрут — и…
Но на самом-то деле на этом пути новичков поджидает очень много сюрпризов. И не всегда приятных.
И потому нам кажется, что рассказ человека, прошедшего огонь и воду такого автовояжа, многим будет и интересен, и полезен.


Подготовка
Проблемы выбора — куда и как ехать — у меня не было. Конечно же, с кем-нибудь из знакомых, кто уже не раз проделывал такой путь. Именно в то время один из моих приятелей решил, что пора переходить в новое качество и организовать что-то вроде турагентства, отправляющего всех желающих за бугор за автомобильным «секонд хэндом». Сам-то он уже не раз бывал в Бельгии и рекомендовал именно эту страну — и как наиболее «дешевую», и как самую удобную с точки зрения переправки машин в Россию.
Сейчас его агентство в числе многих, дающих рекламу в разных газетах. Механизм уже отлажен и работает совсем по-другому, но нам пришлось быть первопроходцами, испытать все прелести организационного периода, и, конечно, увидеть более четко многие проблемы челночного автобизнеса.
Для начала решили сделать один совместный рейс. Один из самых неприятных моментов во всей подготовке к поездке — паспорта и визы. Занимает это безумно много времени и заметно опустошает кошелек. Чтобы выехать в Бельгию, нам пришлось сначала поставить въездную визу во Францию, затем уже — транзитные в Бенилюкс и Германию.
Официальные цены на въездные визы в посольствах постоянно меняются, а тогда сборы были в пределах 7—15 тысяч рублей. Это — ничто по сравнению с общей стоимостью полностью готового паспорта, который обошелся со всеми «ускорениями» почти в 250 долларов.
После этого перед нами встал выбор, как туда добираться: самолетом, поездом или автомобилем?
Последний способ показался наиболее привлекательным: ведь у тебя есть полная свобода передвижения, можно заодно посмотреть Европу, да и не так дорого все получается.
Мечты, сладкие мечты.

В Европу!
Наконец, после почти полуторамесячного паспортно-визового кошмара можно выдвигаться. В качестве объекта передвижения был выбран старенький микроавтобус Volkswagen, пригнанный из этой самой Бельгии. Он с самого начала не внушал мне доверия. Забегая вперед, скажу, что это чудовище сожрало 25 литров очень дорогого импортного масла за две с половиной тысячи километров пути от Москвы до Антверпена.
Поездка до Бреста ничем особенным не отличалась, обычное российское (частично — белорусское) бездорожье, которое почему-то считают у нас чуть ли не автобаном. А за 70 км до границы наш «фольксик» стал издавать жуткие звуки — полетел подшипник передней ступицы.
Многие из ярых сторонников отечественных автомобилей часто говорят, что главный недостаток иномарок — отсутствие или дороговизна запчастей. Можете представить, в каком унылом настроении оказались пассажиры нашего «басика» на безлюдном шоссе, уже очень далеко от Москвы с ее автосервисами, но еще не доехав до другого очага цивилизации республиканского значения.
Принялись голосовать изредка проезжающим машинам. А через несколько часов мы все же тронулись в путь. Вместо родного подшипника стоял новенький его собрат от… Запорожца!
Граница встретила нас дымной очередью автомобилей, чьи владельцы главным образом промышляют спекуляцией в соседней Польше. Через семь часов (нам повезло!) мы предстали перед таможенниками, а ожидание провели за разговорами с соседями по очереди. Получалось, что, скажем, за 5 тысяч долларов можно прихватить аж целых четыре машины и еще останется денег на их доставку (из расчета, что пароход обойдется примерно в 200 долларов за машину). Славно! В таком хорошем настроении мы не заметили, как оказались на другой стороне — в Польше.
За время проезда через Польшу немного отвыкаешь от нашего бездорожья. Дороги здесь хоть и не очень широкие, но в хорошем состоянии, а вежливые водители на букашках-фиатах уступают дорогу. Многочисленные заправки (бензин стоит 55—60 центов за литр в зависимости от качества), бесчисленные закусочные.
Почему-то самое яркое впечатление от Варшавы — это реклама Camel. Везде, где можно и нельзя. Проехав столицу, мы остановились в небольшой и очень опрятной придорожной кафешке и до отвала наелись. В среднем, по 3 доллара с носа.
Ближе к вечеру второго дня подъехали к польско-германской границе. Никакой очереди, весьма условная проверка с польской стороны и вовсе равнодушная отмашка немецкого офицера — мол, проезжайте. Удивило, что немцы даже не проверили наши паспорта.
Все попытки купить страховой полис в Польше потерпели неудачу. А после того, как немцы так свободно нас пропустили, мы, честно говоря, не решились подъехать к их таможенным помещениям и въехали в западно-европейские просторы безо всякой страховки.
Всю Германию пересекли за ночь, лишь раз плутанув на шикарных автобанах. Увлекшись чтением указателей, мы-таки ошибочно свернули на большое кольцо вокруг Берлина и обнаружили свой промах лишь на заправочной станции (бензин, кстати, уже стоил порядка 95 центов за литр). Из «берлинского кольца» мы устремились на Ганновер и еще до наступления рассвета въехали в Голландию.
Граница между странами обозначена лишь условно и в столь непривлекательное время абсолютно пуста. Съехав на парковочную площадку уже километрах в сорока от границы, мы остановились передохнуть и в очередной раз долить масла. Рядом на краю выстриженной лужайки стоял телефонный автомат — были бы гульдены, можно было, бы позвонить в Москву безо всяких проблем.
Вообще, 70 километров голландской территории как-то потерялись на общем фоне столь длительного путешествия. Нам оставалось совсем чуть-чуть до Антверпена.
Въехали в город часов в шесть утра. Кругом — ни души. Заприметив одиноко бредущего человека, мы остановились, чтобы спросить, как проехать в нужную нам гостиницу. Выходя из машины, я увидел на противоположной стороне непонятно откуда взявшийся полицейский автомобиль и несколько пар любопытных глаз, с удивлением рассматривающих столь нагло припарковавшуюся посреди дороги чумазую машину с московскими номерами. Дабы избежать конфликта, пришлось резко поменять направление «прогулки». С некоторым волнением я отправился прямо к ним. Поздоровавшись по-английски, я объяснил, что мы только что въехали в город и хотели бы уточнить, как проехать в нужную нам гостиницу. В ответ услышали лишь короткое: «Следуйте за нами».
Пока мы ехали за патрульной машиной, среди нас стояло гробовое молчание. Уж не в участок ли нас везут?
Проехав пару кварталов по узким улочкам Антверпена, полицейская машина притормозила, и один из стражей порядка помахал нам рукой. Мы, видимо, настолько пристально следили з а ними, что не заметили, как оказались около своей гостиницы.

АНТВЕРПЕН
Отель по нашим меркам был весьма приличным. Одноместный номер со всеми удобствами стоит 30 долларов в сутки, включая завтрак.
Не теряя времени, быстренько в душ, позавтракать — и в город. А город еще спит. По улицам лишь изредка проходят люди. Бросилось в глаза, что это исключительно женщины. Правда, ни одного мужика! Только вечером мы поняли причину столь странного явления. Не так далеко от гостиницы располагается так называемый «розовый квартал», а ранним утром прос… утки просто возвращаются с работы. Ну, а вторым сильным впечатлением были вывески на русском языке, типа «все для моряков», «покупаем золото», «продаем автомобили всех марок».
Только после девяти утра начали открываться магазинчики и банки. Зайдя в один из магазинчиков, кто-то из нас что-то спросил по-английски, в ответ услышал: «Ничего, дорогой, можно по-русски»… Оказалось, что город наводнен нашими бывшими соотечественниками.
Гаражи, где продают second-hand, так и называются по имени их владельцев — Мираби, Томаз, Алик.
Вот тут-то и началось самое интересное.
Машин действительно много, и разных. Но вот цены… Цены отнюдь не такие, как представлялось. Купить что-то более-менее приличное можно, начиная с 2,5—3 тысяч долларов. Всё это старье рассчитано на наших моряков.
Буквально в первом же гараже один из нашей группы запал на машину Ford Sierra и, потратив три с лишним тысячи долларов, фактически выпал из дальнейшей игры.
Только тут мы начали понимать, что просто купить машину — это еще полдела. Есть три варианта доставки.
1. Отправить автомобиль пароходом до Риги или Санкт-Петербурга. В разных гаражах это стоит по-разному, от 200 долларов до официальной ставки трансфлота в 390 долларов. Такой вариант избавляет от рискованного обратного путешествия, хотя занимает в среднем две недели.
2. Уехать на купленном автомобиле самому. Для этого нужно его зарегистрировать, получить транзитные номера и страховку. Если идти официальным путем, то это стоит порядка 500 долларов, и вся процедура занимает три дня. (То есть в худшем случае, если вы попали в выходные, это уже потребует целых пять дней.) Математика здесь простая — 30 долларов в день за гостиницу. Плюс минимум 20 долларов, чтобы перекусить, итого — лишних 150—250 долларов. К тому же, если возвращаться своим ходом, нужно машину заправлять, да и самому за два дня пути неплохо было бы что-то съесть.
3. Вариант схож со вторым, только машина получает «не новые» номера, которые можно купить в любом магазине, плюс страховку. На это уходит один день и в среднем 150 долларов.
Мы не ограничились просмотром гаражей по соседству с гостиницей. Изрядно полазив по городу, стали находить все больше и больше новых мест. Вообще-то, разброс цен был минимальным. Одно время столь популярные Mercedes 230 (W123) в среднем стоят от 2,5 тысяч долларов и выше, в зависимости от состояния. Можно найти и автомобили ниже 1000 или в этих пределах. Скажем, четырехдверка Volkswagen Golf 1980 года стоит около 1000—1200, Opel Record или Ascona до 1986 года обойдется уже в 1800 и больше, а старенький Ford Taunus 1979—80 года можно взять за смехотворную сумму в 500 баксов (выходит, что доставка его в Россию обойдется дороже). Очень много старых BMW, Volvo.
Не стоит думать, что все это хлам. Почти в каждом гараже (я уж не говорю об официальных автодилерах) можно найти что-то вполне современное. Но цены, цены! Они, конечно, ниже, чем на аналогичные машины в России, но с тремя-четырьмя тысячами в кармане можно лишь плакать, глядя на них. Это двух-трехлетние Mercedes, BMW и т. д.
Мы провели в Антверпене четыре дня. За это время каждый из нас нашел себе подходящее авто и по цене, и по душе. Кстати, отечественные автомобили здесь не так уж и дешевы. Скажем, ВАЗ-2108 1986 года, конечно, в идеальном состоянии, стоит около 2,5 тысяч долларов. Интересно было увидеть «пятерки» и «семерки» с автоматической коробкой.
Большинство из нас решили отправить авто пароходом. Те же, кто предпочел двигаться своим ходом, согласились на обратное путешествие в нашей компании.

Возвращение
Мы выезжали из Антверпена около восьми вечера. На стоявшей перед нами машине поверх настоящих висели номера из соседнего магазина. (Кстати, одна из причин, почему они столь свободно продаются, — в том, что по местным законам владелец имеет свой номер. То есть, меняя автомобили, он сохраняет номерные знаки. А, скажем, перед тем, как купить авто, он приобретает понравившийся ему номер — и регистрирует его в полиции.)
Откуда ни возьмись, подъезжает патрульная машина. Видимо, заметив нас, полицейские решают проверить, не украдена ли эта машина. Напряженный момент. Тут же проверив все с помощью компьютера, они все же попросили объяснений.
Все обошлось. Затем продавцы отвезли нас на заправку, где мы залили полный бак, и вывезли нас за город, на автостраду. Там продавцы с нами и попрощались.
Правда, проехав еще пару километров за нами, они снова попросили нас остановиться.
Водителю был сделан небольшой выговор: чтобы не привлекать внимания, во-первых, нельзя выбрасывать «бычки» в окошко, а во-вторых, разделительные полосы для того и существуют, чтобы разделять дорогу, а не как ориентир, который нужно пускать между колес. В результате могут возникнуть две неприятности — полиция (как всегда, неизвестно откуда) и столкновение с тяжелым грузовиком, который, соблюдая все правила, будет нестись в своей полосе. На том и расстались.
Лишь несколько раз остановившись, чтобы заправиться и перекусить, мы относительно быстро добрались до нашей (или белорусской?) границы, которая на этот раз, уже с другой стороны, вновь встретила нас длиннющей очередью. Уже вечерело. К машине подошла сомнительного вида группа молодых людей. Мы поежились (до этого все шло, тьфу-тьфу, спокойно).
— Пану надо ехать быстрее?
— А… а что?
— 40 марок — и вы на границе.
Договорившись, что деньги платим потом, мы, подсадив одного из поляков, вышли на встречную полосу и, объехав таким образом трехкилометровую очередь, оказались у шлагбаума. Там крутилась примерно такая же по виду группа молодежи. Буквально раздвинув другие машины, они воткнули нас в очередь, и, забрав сорок марок, пожелали удачного пути. Границу мы преодолели за полтора часа, включая досмотр и оформление всяких бумажек, в том числе и на машину.
И вот мы уже почти дома.
На том самом брестском мосту, о котором идет столь дурная и зловещая молва (что, мол, просто выкидывают и все отбирают), мы остановились, чтобы проверить уровень масла. Было около 12 ночи. Обнаружив, что масла маловато, а запасы кончились, мы принялись голосовать. Машины не шарахались в сторону, но и не останавливались. Все же мы раздобыли масла и снова Двинулись в путь.
Все то же наше бездорожье. Только на этот раз докучали гаишники, останавливая почти на каждом посту. Это было жалкое зрелище. Иногда полупьяные, иногда с похмелья, они просто-напросто клянчили хоть что-нибудь, не найдя, к чему бы придраться.
И вот мы в Москве. «Разбросав» обратную дорогу на троих, мы обнаружили, что бензин, еда и плата на границе, то есть вся обратная дорога, обошлась нам по 45 долларов на человека, а вся поездка в целом стоила порядка 600 баксов.
Через две недели пришел наш пароход в Ригу. Были мытарства с получением визы в Латвию, и дорогая поездка в Ригу, и приключения в порту, о которых можно написать еще столько же.
Но в итоге мы целы-невредимы, у каждого теперь по иномарке. Да и осталось много впечатлений, в общем-то приятных.
Так что игра, похоже, стоит свеч.

С. НИКИТИН
Источник: "Авторевю" №61, 1993/17

Комментарии (6)

RSS свернуть / развернуть
+
3
+ -
avatar

Tat-77s

  • 26 декабря 2013, 16:54
Вроде бы и не очень давно, что такое 20 лет, а сейчас читаешь, впечатление такое, как-будто из другого мира. Хотя муж сестры сам занимался подобным бизнесом и истории такие рассказывал что ух…
Один из самых неприятных моментов во всей подготовке к поездке — паспорта и визы. Занимает это безумно много времени и заметно опустошает кошелек. Чтобы выехать в Бельгию, нам пришлось сначала поставить въездную визу во Францию, затем уже — транзитные в Бенилюкс и Германию.
Официальные цены на въездные визы в посольствах постоянно меняются, а тогда сборы были в пределах 7—15 тысяч рублей. Это — ничто по сравнению с общей стоимостью полностью готового паспорта, который обошелся со всеми «ускорениями» почти в 250 долларов.
А еще народ жалуется что визы оформлять тяжело. Оформивший тогда, это просто ГЕРОЙ :)
+
1
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 26 декабря 2013, 16:57
А еще народ жалуется что визы оформлять тяжело.

Это было первой мыслью после прочтения))))
+
2
+ -
avatar

MVS

  • 26 декабря 2013, 17:38
Спасибо автору за создание новой рубрики. Думаю, что многие авто путешественники поделятся в ней своими, можно сказать историческими, воспоминаниями.
+
1
+ -
avatar

Vlad-Kenig

  • 26 декабря 2013, 21:55
Спасибо за новую рубрику! Интересное чтение.
Добавлю свою лепту:

«Экипаж» с Сергеем Асланяном, Выпуск 197. Автоперегон. Начало (можно слушать/скачать)
www.finam.fm/archive-view/9057/
+
1
+ -
avatar

Enotl

  • 28 декабря 2013, 08:49
А микроавтобус куда делся??????????
+
0
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 28 декабря 2013, 10:08
Вот это внимательность!)))
Несколько раз перечитал повествование, пока (вроде бы) разобрался в ситуации. Вернулся он))) И масло «жрал» всю дорогу.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.