Как мы ехали на Памир, а оказались на Тянь-Шане, увидели Восточный Казахстан и Алтай. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Как мы ехали на Памир, а оказались на Тянь-Шане, увидели Восточный Казахстан и Алтай.

С начало маленькое предисловие, как родилась такая «мировая» идея как… Проехать пол Азии на машине Ока. Все началось с выбора, куда отправиться в путешествие на лето.В прошлом году мы доехали до Мурманской области полуостров Рыбачий и немного попутешествовали по крайнему северу и по Карелии, посетили мы Умбу и Лоухи и также Петрозаводск при жаре +35.Окушка выдержала все невзгоды наших Российских неповторимых трас и грунтовок,6100-6700 км пути.И оправдала наши ожидания. Первое направление которое приглянулось -Чуйский тракт, Горный Алтай-7700-8200км." А это почти как до оз. Байкала "-воскликнул отец, когда я его проинформировал о длине маршрута. Так родился новый удлиненный маршрут, до Байкала и на обратном пути Красавец Алтай. Я посчитал получилось расстояние равное 12000-13000км. И сообщил об этом папе. Он задумался и выдал идею, а не махнуть ли нам на Памир (крышу мира). Расстояние же равное, а возвратимся в Россию через Алтай и заглянем на последок на Байкал, но последнее сказанное конечно было в шутку. Так и родилось это грандиозо… Я проанализировал маршрут и осознал, что оно потянет на более чем полтора месяца как минимум. Нас на столько не отпустят… Поэтому решено ехать только на Памир через Киргизию. Возвращаемся через Западно Казахстанскую область город Акколь и прямиком на Ахтубу, поселок Болхуны, где нас бы уже ждала родня. Но это были только планы, реальность оказалась обескураживающей. И все пошло не по планам, но об этом позже…
Сборы, взяли с собой и помогло: лебедка в первую очерет -фомичь и кувалда, дрель ручная, две треноги и ПДД Казахстана последнего года в обязательном порядке, а то от беды не убережёшься. Фомич, чтобы на что было накидывать трос, а его вбивать в каменистую почву. А то деревьев там почти нет, особенно помогает на крутых подъемах по крупной гальке. Можно с помощью лебедки и затащить свою легковушку.
Мы выехали в 23:00 первого июля 2011г, рассчитывали, что пробок не будет в такой час в МОСКВЕ, но не так то было М-5 стояла. Причина, чинили мост, в 6 часов выехали с грехом пополам на оперативный простор. Под вечер были под Самарой, по М-5 ездят нормальные дальнобойщики всегда уступают место для обгона, прижимаются, не нажимают резко на газ, когда ты их обходишь. В Общем нормальные водилы, такие водилы до Оренбурга и до границы с Казахстаном. До Самары к тому же хороший по качеству асфальт и местами трехполоска. После Самары надо не пропустить поворот на Бузулук и Оренбург. Поодаль дороги Самара-Оренбург не редки встречи с небольшими нефте-качалками и запах, необычен в тех местах. Под Оренбургом такие просторы и бугры, красная почва-Южный Урал.Во второй день проехали границу, взятки не вымогали, за 2 часа прошли и Рус, и Каз таможню. Интересную информацию нам поведал русский пограничник:«Что с самообороной гр РФ в Казахстане строго, посадят и к гадалке не ходи особенно если холодным оружием».Сразу же после пересечения границы ударил в нос феноменальный запах для этих мест: это был запах СВИНАРНИКОВ. Город Актобе проехали. Гаишники Казахстана хамло только по национальности Казахи, а русские гаишники в Казахстане вменяемые люди, но взятки тоже вымогают. Пример въезжаем мы на территорию KZ и нас тут как тут поджидают, не проехали и 5км.Тут такое случилось, что мы не закрыли заднюю дверь ОКИ, а только прикрыли и она стала стучать и мы остановились в алее.Закрыли, и поехали дальше застегнулись, тут на повороте ихния дорожная полиция до них метров 500.Папа сразу включат свет который он забыл включить. Нас останавливают и отец идет в их машину. Там ему так спокойненько говорят «вы не волнуйтесь права мы вышлем в Россию у нас договоренности между РФ и Каз». ПАПА начал говорить русскому гаишнику обрюшему с русыми волосами и водянистыми глазами, алкаш алкошем. «А что за не включенный свет уже права отбирают причем я его включил».Гаишник -«Это вам не Россия, Отбираем и за это, при этом по Международной трасе без света двигаетесь. ». В общем Это издевательство кончилось когда они узнали что у нас есть их ПДД и сказали в конце «Сколько не жалко» эта фраза неотъемлемо связана с ихнеми полицаеми. ДАЛ отец 100руб и поехали дальше по так называемой «международной трассе»-волнообразной и почти однополосной, но слава богу асфальтированной. Почти каждый гаишник кз, который нам встречался по пути к Киргизкой границе за редким исключением, считал своим долгом остановить нашу малолитражку, а потом что-нибудь повыцыганивать, да же квас московский, и такое было. Более 20-ти раз тормозили их нее гайцы. По сравнению с Россией полицейское государство. Всегда их полицаи заставляют записываться в «амбарные» книги ВСЕХ и даже Казахов, но не на всем пути трассы Актобе-Тараз. Для чего, для кого чистой воды профанация, очковтирательство. Мы поехали дорогой через населенный пункт Эмба-не езжайте калийность которой вы наверно не встретите нигде, узкая дорога, машину бросает по этим волнам. Хорошо, что нам сказали не доезжая до Эмбы 100км, что дорога дальше ЕЩЕ хуже, что мы до Аральска не доедим. Там в этой местности нехилое количество комаров, большая территория толи заболочена, толи это рукава рек. Мы не стали испытывать судьбу и поехали назад в Актюбинск. С грехом по полам нашли все же поворот на Алматинскую трасу М 32 и поехали по свежему асфальту, притом первые 40 км трассы идет четырехполоска от Актюбинска. Открывается панорама Южного Урала, нехилые живописные бугры. Где то 200-350 км идет хорошего качества дорога с маленьким трафиком, почти нет машин ни встречных ни попутных. Далее идет дорога так: участок нового асфальта только, только что положенного, а потом знак объезд по щебенке и грунтовке скорость 30км, более не поедешь. И вот такими полосками дорога идет до города Шымкент после него дорога стабильно на троечку.
Я думаю за пару месяцев они сделают эту дорогу от начала и до конца. Что занятно на постройке этой трассы работают грузовики Мерседес Бенц Бразильские оранжевые, безносые с округлыми мордами.Как будто они выехали к нам из 60-х годов, очень приятные, чисто визуально. Как я понял по Казахстану ведется капитальная реконструкция дорог и строятся новые дороги.(вот ссылка на видео www.youtube.com/watch?v=kCA08pTzF9Y ).В Казахстане лучше при себе иметь канистру. А то между бензоколонками бывает разрыв в 300-360км- этот участок начинается после Карабутака, а заканчивается недалеко от города Аральск. Бензин стоит постоянно на всех бензоколонках от Актобе до Тараза 92-й 102 тенге. На этой пустынной трассе были не редки встречи с воздушными хищниками -орлами, которые питаются животными, которых давят авто.
Нет водоемов до Аральска и немного далее, кроме нескольких именных озер как помнится коих два или три, отдушина для покорителей пустынь-бедуинов тогда, а сейчас это немногие осмелившиеся на смелый путь… дальнобойщики, бедуины 21века, но эти слова относятся только к дальнобойщикам из стран СНГ которые способны на езду по ровной дороге со скоростью от 5до 15 км...! Мы то же остановились и ополоснулись как сделал лис пустыни-дальнобойщик на другой стороне, так не заменимого здесь озерца. После Реки Сырдарья все в зелени, она дарит жизнь всему окружающему. Трудно ехать по пустыни под зноем все испепеляющего солнца, 45 градусов в тени.
1. Видели, толи не доезжая Аральска, толи после развалины древней крепости огромные камни размером с КамАЗ, они были выстроены в ряд не далеко от дороги, и мы ехали параллельно с этим сооружением пару км. Я предположил, что это руины древнейшей крепости. Не заливайте в радиатор воду как мы перед поездкой, в жару в путешествие по бескрайнем степям и пустыням -КИПИТ, когда процент антифриза становится менее 50-и в радиаторе как у нас, при том, он немного подтекал.На третий день нашей трофи экспедиции у нас застучал мотор посреди бескрайных барханов с одной стороны, а с другой стороны нас окружала безжизненная степь, которую украшали лишь пара двугорбых верблюдов вдали в дымке. (вот ссылка видео www.youtube.com/watch?v=mdYk7hlSEis )
Позади остались 2800километров не самых лучших дорог. Температура зашкалила за 120градусов, ни я ни отец не придали значению стуку из за покрытия дороги кое было щебенка как стиральная доска, но славу богу я взглянул на индикатор температуры движка. Отец сразу выключил зажигание и мы покатились по инерции. Открыл капот, чтоб остывал, а папа в это время решил вздремнуть. Ни прошло и нескольких минут, как к нам подкатил мотоцикл ИЖ Планета-5, я сидел на асфальте в тени от Окушки встал… Началась беседа в начальнико-следовательском тоне со стороны казахов их двое один не много понимает по русски другой не черта. Шел разговор в виде допроса, самая распространенный вид разговора с Казахами и Киргизами с их стороны к чужакам, хазяевско-хамло образный стиль разговора. Куда, зачем по чему, что с машиной куда держим путь. Спросили не нужно ли, что. Я ответил, что почти нет воды. В это время папа не смог заснуть из за разговоров и встал. Казахи услышав о нашем бедственном положении сразу тормознули первые две машину, поговорив с первым водилой казахи от него не чего не добились и перешли ко второму который им и протянул баклажку с водой. Баклажка очень интересное слово оно есть и в Казахском языке и в Киргизском языке при общении с этими народами они говорили только слово Баклажка, а не канистра, бутылка, фляга. Залили в радиатор воду которую мы взяли из Москвы то есть вернее то что осталось, в основе мы ее выпили остались жалкие остатки. И воспользовались предложенной водой, залили. Они спросили не продаем ли машину? Мы отшутились и сели в машину. Этот вопрос звучал еще не раз в разных формах: А не гоните «Это» на продажу в Таджикистан? такое изречение я услыхал от гаишника KZ. В другой рас сказали" На продажу гоните?«и в током же духе. Оку повсеместно именовали „ЭТО“. Пожали на прощанье руки и на нас упали разочаровано недовольные взгляды только потом мы расшифровали их. Они хотели за их добрый поступок-помощь деньги или может они хотели подкупить ТЁТЮ ОкУ после этих размышлений не странно звучит их разговор о продажи оки, и поехали с остывшим мотором дальше к уходящему за горизонт солнцу. Отличительная черта Казахского и Частично Киргизского народов, что они видят вместо нас мешки с деньгами. Забавно, что мешки денег едут на оке. Пример, чтобы не быть голословным. К какой бы то ли ни было бензоколонки мы не подъезжали на территории KZ мы всегда спрашивали, а переночевать у вас на территории, бензозаправки разрешите.Нам отвечали всегда однотипно. Сначала говорили, что не разрешено, но сразу продолжали, что можно договорится за некоторую сумму.
Совет если едите в Казахстан летом, запаситесь водой для себя и для машины на всякий случай. Когда мы ехали по пустыне почти 3 дня нечего не ели.В день на одного человека выходило по 6-4литра воды. Казахи заливают тосол, говорят хорошо. Запаситесь тосолом или антифризом и следите постоянно за индикатором температуры.Это важно! Местные жители в основном ездят ночью, чтобы не поджарится.Удивительную картину мы наблюдали с отцом не доезжая Аральска километров 70-и в пустыни, над дюнами планировали чайки, да чайки и они нам встречались до самого города Аральска.Почти все ездят в районе Аральска на Меседесах Ешках, вобщем мерседес E у них очень популярен и китайские грузовики.Поразительно ночью поток машин становится явно больше. По этой трасе встречаются RUS машины видели микроавтобус из Калининграда и крайне редко наши фуры, легковушки в основном Башкирские одну такую повстречали на песочном берегу реки Сырдарьи, её болтала по песчаной дороге в разные стороны и в итоге пятнашка остановилась и стала рыть яму, не добравшись до спасительного зеленого островка на котором стояла наша ока. В миг выскочили трое молодых накаченных парня не большого роста и не бес труда вытащили машину на твердую почву, припарковались рядом с нами. Первое, что они спросили ,»А что за речка?" Папа ответил Сырдарья. Они держали путь на Иссык-Куль, четверо парней как они в пятнашки умещались и спали там, как? Из этого случая видно где" Ока" проедет там зубили делать нечего.Когда мы ехали обратно на трасу, мы не застряли в песочных ловушках. Сырдарья теплая, быстрая, грязноватая река не слишком широкая дарит жизнь на сотни километров, арыки по всюду течение в них бешеное, смывает.Огромное количество арыков и в Киргизии. В пустынной части Казахстана встречаются по ходу трасы Молельные дома для правоверных мусульман. Совет в магазинах казахи любят «надувать» россиян. Что я могу сказать о городе Туркестан грязный но в меру, разбитые дороги, но не до основания как в Воронеже, не видел старых строений. Ни шибко много, многоэтажек в основном одноэтажные строения из глиняных кирпичей, которые здесь же и изготовляются на дому и сушатся рядом. Туркестан очень быстро разрастается как правило именно глиняными строеньями, такие городки как Туркестан в Казахстане все строятся и разрастаются.Города провинциальные KZ увеличиваются. В Туркестане мы то же немного по блуждали и по спрашивали дорогу у русских и казахов они очень сильно жестикулировали- черта казахов. В маленьких Казахских городках не вменяемые пешеходы и велосипедисты. Один такой пер на меня по разделительной полосе и он оказался не последнем камикадзе на пути следования. Пешеходы идут почти по середине дороги и это не только дети!!! Это повсеместно! Чимкент, понравился, большой город ещё сохранились некоторые древние здания, русское население ещё присутствует. Какой я бы не увидел автобус в Казахстане всегда он был оснащен шнорхелем. За сто пятьдесят километров до Тараса стали видны ряльные горы, горный хребет со снежными вершинами, у подножия горы идет железнодорожное полотно по которому мчался поезд. (вот ссылка на видео www.youtube.com/watch?v=OdaUnf7a1vI ).Все окружающие поля засеяны пшеницей, не обычный цвет земли поражает, очень живописно… (вот ссылка на видео www.youtube.com/watch?v=450UKnm19oU )
Хребет уходит в даль в предзакатную дымку поворачивая на 90 градусов и уже уходит в сторону Кыргистана, а мы движемся прямо, оставляя за собой грандиозные пейзажи и сценки: как при закате крестьяне выполняли последние обязательства по собиранию урожая, трактора отправлялись на базы, а комбайны еще работали, в дали. (вот ссылка на видео Извилистая дорога, маленького перевала Казахстана, по этому видео можно судить о качестве покрытия трассы. www.youtube.com/watch?v=wulFe4s3hKs ).
Остаться бы здесь… Город Тараз оставил впечатление омерзения и презрения, а население богомерзкое, но это только про казахов. Немцы и русские вменяемые люди, ТОЛьКо у них и ТолькО у них можно спрашивать дорогу, во первых потому.Что Казахские Казахи, дальше своего носа не видят и не хотят видеть, а если спросите в лучшем случае ответят не знаю. А в худшем пошлют в обратную сторону с улыбкой. Тараз это отдельная песнь о казахской душе: каждый казах у которого мы спрашивали дорогу на каз -кирг границу, считал своим долгом предложить нам такси, родственника, друга, папы и т.д. За нами да же увязалось такси коих в Казахстане, а тем более в Тарасе бесчислемое множество и ехало достаточно долго за нами да же останавливалось там же где мы, но в итоге оно от нас отвязалось когда мы на достаточно долгое время остановились.
В основном в Тарасе как и в других казахских городах Казахи так объясняют дорогу. В начале они говоря на каком первом или третьем светофоре повернуть потом на лево, на право и начнет даже рисовать схему, а потом наступает долгая пауза… Он хватается за голову и начинается… «Это не возможно, если я вам и нарисую то все ровно вы не выедите, слишком сложно… вот у меня сосед он подтаксовывает за 500 тенге вас выведет».Когда нам третий раз подряд предложили подобные услуги знакомого таксиста, отец сдался как не как по советам казахов уже полтора раза проехали Тараз.Дали 100рублей и мелочь и поехали за ним по всему городу он ко бут-то специально поворачивал на каждом повороте, хотел, что ли доказать какая сложная дорога, толи он хотел отработать деньги. В итоге доезжаем до окраине города и таксист нам говорит: «Дальше я не поеду, езжай по этой трассе прямо-прямо и будет тебе таможня.» Поехали и, что вы думаете не какой таможни нету, вернее год назад была закрыли -сказали нам пограничники. Пограничники очень примерно объяснили как проехать, вернее просто дали направление к оставшийся таможни которых недавно было три, а щас одна. В итоге как мы узнали позже, пограничники были правы. Мы поехали в обратном направлении и увидели стоящею на обочины ауди 80 и остановились спросить дорогу — большая ошибка.Сразу переду к главному, он то же предложил, ехать за ним и он уверил, что он уж точно привезёт к рабочей таможне за 2000 тенге. Проехали с ним вес город и остановились около развилки. Вышли и он говорит: «Вот езжай прямо 40 км и будет тебе таможня».Начел ему говорить отец .«Что мы так не договаривались, ты говорил до таможни отвезешь, это кидалово». Таксист .«Не-е е е давай пойдем в магазин они да же тебе так же скажут, что через 40 км таможня. Пошел папа с ним, но уже отдал деньги. Продавец Казах честный попался и сказал .»Не езжайте там не чего нет, только время потеряете." И нарисовал схему проезда к таможни на противоположной стороне города то есть вернее сказать пригорода это несколько деревенек расставленных вряд по дороги по к таможни. В итоге отец на него по орал, таксист проговорил, что это не по мужски. И разъехались. Мы видели, что он на развилке поехал в другую сторону, противоположная той по которой он нам предлагал ехать. И с, чего мы сделали вывод, он нас суда завес потому, что эта дорога идёт по направлению к его дому. Так у него получилось убить двух зайцев и деньги взять и домой доехать… Мерзость!!! Вот какой ты Тараз, мы по тебе едем не то третий не то четвертый раз, а всё НЕ хочешь нас отпустить. Едим мы в ночи по главной улице города освещаемые лучами фонарей сконцентрированы, что бы не пропустить нужный поворот по схеме и тут с нами поравняется машина дорожной полиции на светофоре и из окна нам говорят, что то не члена раздельное.Отец переспрашивает.И они говоря:«А где ремни безопасности, пристегнуты?» Мы одновременно продемонстрировали, что ремни безп. надеты, гаишник вместе с напарниками расстроил этот факт, хотели подзаработать, а нет. На без рыбье они нам приказали остановится для осмотра. Остановились предъявили все документы, в основном гаишников Казахстана интересует только страховка, пару раз да же у отца не смотрели права гаишники. Задали пару стандартных вопросов, таких: «А вы на этом суда приехали?» «Куда держим путь». «Не здесь это чудо купили?» Гаишники подтвердили правильность нашего направления.Удивились в какой дальний путь отправилась наша малютка. Потом они задали вопрос который нам задавали ещё не рас: пограничники, пастухи, трактористы и ещё много кто. А из самой мы Москвы. Папа ответил. «Что в паспорте написано? Из Москвы.» А они и отвечают тихо .«А написано из Подмосковья». И так повторялось пару рас держит паспорт и говорит про Подмосковье, что читать не умеет, не понимаю… Гаишники у них может и хамоватые, но дорогу хотя бы они подсказывают правильно, это относится ко всем правоохранительным службам KZ. Совет если нужно спросить дорогу не в коим случае не обращайтесь к казахам исключение составляют молодые казахи, правоверные мусульмане в тюбетейках. А у русских смело можно спрашивать дорогу, то же относится и к немцам, все доходчиво объяснят.Все же мы подъехали к долгожданной таможни. И не было нашему удивлению границ, казахские пограничники очень корректные понимающие люди, все как на подбор плечистые рослые мужики, на всех бронежилеты, у каждого АК-74 или АК-74м. Заехали за шлагбаум на территорию кз таможни, к нам через 5-ть минут подошёл погранец в звании полковник, луч света от фонаря осветил два просвета и три блестящих больших звезды. Поинтересовался куда держим путь и ошалел куда мы собрались. По его словам в Киргизии нет порядка и нет закона потому что Киргизия сплав народов нечем друг с другом не объединяющие, таково же мнение он и об Узбекистана- киргизы, узбеки под национальности, русские… А про Таджикистан нечего и говорит хорошо если просто ограбят и сожгут машину, на таможни ради отчетности подкинут наркоту, как нечего делать. Ошская область это особая история там ваши номера ненавидят могут тормознут и все отобрать, перестрелки по ночам… Сары -Таш, Дары-Каргон там перегораживают трасу и таким образом, тормозят, а потом и грабят даже фуры, забрасывают их камнями, там все кладут на власть и закон… Не то, что в Казахстане…
«А это у вас канистра,-полная? » Папа-«Да полная канистра и бак заполнили до отказа.» Полковник- «В Казахстане вывоз бензина запрещен, только в баке.» -Папа " Ну, что его выливать?" Полковник -«Я поговорю, может обойдётся .» «А это, что ?» показал погранец на этюдник .«Нельзя ли его открыть?» Я объяснил, что так просто его не откроишь нужно все сначала разобрать. В это время я подкачивал колеса и говорил. На удивление полковник был очень приветливый и человечный.
Полковник- «Ну тогда идите оформляйте документы.» Подмечу, что у Казахов таможня очень современная и хорошо оборудована, новой техникой. Когда мы подходили к Оке не было границ нашему удивлению.Полковник подкачивал колесо!!! И говорит :«Под Устал.» Дальше он нам велел проехать дальше. Там немного посветили фонариком и приказали не которые вещи вытащить. Все вежливо и корректно с их стороны. А потом поинтересовались для чего мы собрались в Таджикистан, если в kz есть прекрасные Алматинские горы… Мы объяснили, что хотим повыше… А нам объяснили, что в этом году уже пару инцидентов произошло граждан кз на Иссы-Куле, избили, а после сожгли машины, это факты. «А самое главное, я два месяца тому назад ездил в Киргизию и проезжал перевал Отмёк (3330м), шёл снег, а снега по по калено… Ваша машинка не проедет даже его.» «Вот машина сказка, как рас для прохождения перевалов .» и показывает на ауди А-8 это изречение немного насторожило нас, не сказанное в шутку, а в серьёз.Как А-8 может передвигаться по сугробам? Но папу обрадовала сама мысль, что на авто перевалах столько снега, что скоро мы переместимся в зиму. Но не верилось… Погранец продолжал -«И с бензином там сложно и дорого, да и качество сомнительное ...»Да и кто тот гений который разработал этот маршрут?" Я проговорил, что это я.
Погранец — «Лучше на оставшиеся деньги езжайте по горному Казахстану и на Алтай, в крайнем случае можно заехать на Иссы-Куль». Я перед этим рассказал ему о целях и контрольных точках путешествия, в коих числился Алтай. Нас пропустили на территорию Киргизии, где их пограничники начали разбератся с нами. Первый погранец киргизии с которым нам прешлось по общатся был меланхоличный, усталый и бес лоска, коего у казахских пограничников в избытки… Как помнится он был в звании старший летенант и уже сразу чувствовалось, что мы не в казахстане, у него не было бронежилета и форма какаета поблеклая и мятенькая, вокруг него все время мельчишил солдатик с медом, на котором весела форма и АК-74, бес рожка, похоже ни каково доверия нету к призывникам… Как я понял он ему разрекламировал этот чудесный медок, какой он вкусный и полезный. В Общем о Киргиских пограничников создалось мнение как о полувоенных людях -партизан.А Казахские военные это полная противоположность- супер солдаты. И деньги Киргизы вымогают в отличии от Kz… Расскажу по подробней об этой проблеме.
Военный в гражданской одежде, на его чедушном тельце сидела кожаная курточка, приказал отцу пройти в то здание, перед этим погранцы провели стандартную процедуру: посветили фонариком по салону, а после рассказали как у них все хорошо и в Таджикистан, то же можно ехать. Чем они объяснили снисходительное мнение о их родине, Казахов? -«Так это они нас не любят и всех остальных...» -«Они говорят, а может и думают, что у них порядок в стране. Но на деле по-другому. Пренебрежение к нам проявляется во всем...» Но Киргизы в долгу не остаются, так же много грязи сливают на Казахов. Казахи себя считают основополагающим народом в Средней Азии. Киргизы подсмеиваются над ними «Никакие вы не главнюки» иль как выразился герой Киргиз из фильма Максим Перепелица «Ни какой ты не камандир!» Ещё одна подметка по сравнению с Кз на Киргизской таможне, нет инноваций все убогонько, все бедненько не попадалась дорогостоящие оборудование на глаза. Папа прошел в здание и я стал ждать. За это короткое время у меня попросил прикупить солдат и я прошёл маленький допрос у чедушного военного в кожанке, он все не мог поверить, что я не киргиз .-«А точно ты русский, а не Киргиз?» А может издевался. Киргизы и Казахи из правоохранительных органов здороваются так: сначала протягивают руку и говорят саля молекум, а потом само рукопожатие. Я устал ждать и пошёл в здание разобраться, что к чему. Там проходил допрос с «пристрастием» отца. Этот мужчина выполнял роль высокодорогостоещиго оборудования, которое определяет врешь или не врешь, везешь или не везешь наркотики.Для чего закупать ультра- звуковые сканеры, если есть такой непревзойденный сотрудник-психолог. Я присоединился к мероприятию целью которой было сказать, как ни будь по интеллигентней нам, дай на лапу. С помощью таких изящных, обходных фраз: «Уже поздно проверять машину, не сможем, придется ждать утра, а хотите уехать сейчас?» Папа отвечал «Вы начальник вам решать?» После этого следовали нечем не обязывающие разговоры, где он показывал, что здесь в Киргизии «Щи не лаптем хлебают» которые чередовались вопросом обращенный к нам .«Ни желаете ли уехать сейчас?» и так длилось 3 или 4 часа. В конце он стал обращать свой вопрос только мне. Я отвечал «Сейчас бы поспать, а с машиной как вам видней.» Поговорили о политике, о армии и Киргизских немцах, и о жизни. Все это кончилось так: он сказал «Езжайте только надо дать на магарычь, солдатам на курево.»Папа спросил нормально 100сом ." Психолог -«Норма.» Подъезжаем к шлагбауму. Папа выходит и протягивает документы смотрит и говорит солдатик.Отец три раза переспрашивает и протягивает 100 сом. Оказывается он хотел на чай. И вот мечты сбываются мы в Стране гор и чистой воды на пятый день нашей эпопее. Мы в мечте, мы ликуем несмотря на все трудности выпавшие на нашу машинку, более 10 рас кипела, из-за песка у нас перестала работать бебикалка- контакты, по той же причине у нас даже перестала заводится Ока в Казахских пустошах -клеммы аккумулятора, но Ока несмотря не на что выдержала. Немного проехали и легли спать посреди безымянной деревушки.Проснулись и поехали, сразу бросилось в глаза по сравнению с Кз, множество водяных колонак коих в Казахстане я не заметил и огромное количество подзаборных алкашей киргизов, которые ещё наслаждались утреней прохладой, которую в скором сменит полуденный жар 35-36 градусов. Заливайся водой. Множество новеньких мечетей, в Казахстане их тоже не мало.Шпили из листового железа, блестят. Едем по трассе в город Талас наслаждаемся горными красотами .
Один населенный пункт, сменяется другим и так до самого городка где мы сделали регистрацию.Делается у ментов и ни у кого другого, как помнится работают они до 16:00. По пути туда мы проехали ГЭС (вот ссылка на видео ГЭС www.youtube.com/watch?v=YW74tGsdBy4 ), верху которой установлен монумент изображающий гигантскую голову Товарища Ленина.
Начали снимать прибежал мент и сказал, что здесь неразрешена съемка, он поинтересовался куда держим путь, и он то же отваживал от мысли ехать в Таджикистан. Он рассказал про своих товарищах из батальона, коих отправили в Ош, и, что они рассказывают.Про Ош: режут, насилуют, перестрелки по ночам, не удосуживаются даже трупы спрятать, так сбрасывают в овраг и все. А про Таджикистан он рассказал следующие: Из части отправили туда Камаз, на них напали, ели ноги унесли ВООРУЖЕННЫЕ ЛЮДИ военные и менты, машину сожгли… А дальше водохранилище искупались в прохладной воде, но чистая.Под аккомпанемент Верки Сердючки игравшей из Пансиона рядом. Ещё отличие Киргизии от России и KZ.Там сельское хозяйство развивается, все поля не стоят без дела, трактора бегают, а комбайны убирают урожай. Глаз радуется.А в Казахстане плодородные земли долины в основе стоят бес дела, редко когда узрееш собирающих колхозников, урожай пшеницы, но и такое видал.
До Таласа дорога неплохая асфальтированная, только узкая, заправки имеются, даже одна заправка Газпрома цены примерно как в Европейской части России. Так же много частников, которые барыжат салярой и бензином около дамов много таких вывесок: бензин. Талас понравился не смотря на то, что машина пару рас кипела.В нем я увидел единственную православную церковь, встречавшуюся нам в Средней Азии. В том районе породистые жеребцы, неописуемая грива у этих коняк, ухоженные глас радуется. Население неплохое приветливое, дороги средне гавнистые, есть и старые строения в городе.
До Тараса у нас по спидометру получилось, где то 3700-3800 км. Когда мы искали здание милиции, мы подвезли поддатенького мужичка, который нам поведал, что если ехать 40км на юг от города нам откроются шикарные места водопады, зеленные пастбища, горные речушки, сосны и ели, венцом всего этого являются снежные вершины, место отдыха для туристов.
Мы туда не отправились. Менты их не хамы, окрестили нас: баклашачники из за того, что на верху у нас находилась до 10 бутылок с водой для радиатора.Дальше наш путь лежал через перевал Отмёк 3330метров


(вот ссылка на видео www.youtube.com/watch?v=Ncfv34rEnbY ), до него проложена идеальная дорога, такую не встретишь и в Москве, но не доезжая его мы лицезрели пару длинных колон машин чиновников впереди менты с мигалками, и в заде .
Очень интересный рельеф местности и красивая дорога до перевала Отмёк очень переменчива погода, солнце чередуется ливнем .
Это знают местные и ездят туда на лимузинах, отмечать свадьбы. Прелестные фото получаются, невеста по пояс во ржи освещенная предзакатным солнцем, а само поле все в солнечных проплешинах, а наверху Чудесные облака. Перед въездом на перевал шлагбаум, а до него деревня не малая, в которой по моим ощущениям вечно дождь.
Мужики перед шлагбаумом собирают с каждого дань, долго прокапывались к машине, но нечего не нашли и сказали «Сколько не жалко». Дали 50 сомани.
И поехали на перевал.Взобрались на перевал выключил мотор папа, поставил на нетралку и покатилась Окушка по энерции, только успевай притормаживать, вот мы и на распутье… Поворот на Ош, иль на Бишкек. Взвесив все за и против решили не рисковать и поехали по Бишкекской трассы. От ехав от развилки немного где наверху постамента сеял Манас, мы съехали на обочину и заехали за бугор, чтоб невидно было нас и легли на боковую. Так прошёл 6-й день.
7-Й День мы провели в разборе вещей, периукладки багажника. И отдыха от дороги -папа. В этот день наслаждались окружающей нас красотами, всюду юрты из их буржуек поднимается дымок. На зелённых склонах гигантские стада пасутся.

Такое умиротворение. Местные жители не приветливы. Отец мой художник не теряя времени с бацал работу и тут начался дождь, он здесь не редок. Но и облака в этих местах феноменальные.Остаток дня мы провели в машине фотографируя монументальные пейзажи.

В короткие моменты солнца мы выходили размяться и опять же по фотографировать, грандиозные тучи.

Удивительно, но поток машин ночью не уменьшался на перевале. Так и закончился этот день…
8-Й День. Утречком Папа нарисовал этюд и поехали дальше. Солнце светило, освещая снежные шапки гор. Нас обходит калина с Башкирскими номерами и приветливо посигналила нам. Вот мы и доехали до развилки дорог, одна на Бишкек, а другая на Чаек. От Таласа до этой развилки шикарная дорога, а как говорят местные до самого Бишкека того же качества трасса. Мы двинули на Чаёк, дорого сменилась с прекрасного асфальта на грунтовку с щебенкой так называемая стиральная доска иногда такая дорога сменяется раздолбаным асфальтом. Но дорога это не главное, главное что нас окружало в пути, а окружали нас горные хребты, куда не падали наши взоры везде горы около них всегда пасутся тучки, а поля фиолетовые и желтые.

. Дорога извилистая, часты мосты дорога идет по течению речки горы сыпучие, красные, цвет марсианский. Через каждые 15- 20 км дороги встречается населенный пункт. В их магазинах нету хлеба зато марс и баунти в наличие. В такие маленькие населенные пункты частенько приезжают бензовозы, но только с 80-Аи вот такой бензовоз мы и встретили на пути в деревушки. Остановился на главной улице селения- трасса, люди набежали, очередь. Кстати насчет бензовозов это одна из излюбленных машин киргизов по всей территории страны, кроме восточного района Энгельчик. Там то и машин то мало, дорога упирается в погран город Энгельчик. Киргизы считают, что их страна болея свободная, по сравнению с другими Средне- Азиатские странами. Это проевляется к отношениям к женщинам которые в Киргизии и владеют магазинчиками, и водят, и одеваются как европейки, такое невозможно в Узб., а тем более в Таджикистане где отношение к слабому полу хуже чем к скотине… Свобода проявляется так же в том, что гаишников нет. Совсем нет, мы их видели только на местах аварий. Доверие к народу.Почти нет ментов пока еще у них милиция, но через пару месяцев переименуют в полицию. То же самое с бензином, не возможно представить себе в России, чтоб бабулька на скамеечки продавала бы соляру. Сразу бы подъехали менты и взяли бы её под белы ручки. Потому что у неё нет лицензии на торговлю. А в Киргизии всё возможно.Поэтому в Киргизии очень популярен бензиновый бизнес, всем позволяют подзаработать. Свобода торговли.


В середине дня остановились на привал не доезжая до Чаека 30км. Заехали на нашей внедорожной Оке в верх по буграм.


Папа стал писать этюд, а я сверху стал наслаждался прелестями лета в горах. Там внизу текла с бешеным течением мутная горная река, а в далеке блестела крыша одинокого домика окруженный зеленной порослёй, дул приятный ветерок. Для нас обычный день в горах…
9-Й. В этот День мы проехали Чаёк .


Последние 30км дороги до города асфальтированы.В конце Чаёка имеется заправка с Аи-80;92. Попутно по дороги встречаются новые кладбища рядом с которыми старые глиняные мавзолеи полуразвалившиеся опточеные сильным горным ветром, очень колоритно.Некоторые мавзолеи украшены по углам советскими красными звездами, а на верху купола мусульманский серп. Есть и огромные образцы почти в три этажа. По пути нам встретилось такое интересное место на дороге, дорога проходила через горку. Дорога идет в тех местах то резко в верх, то вниз так до перевала Кыз-Арт, если сравнивать с другими киргизскими перевалами то этот пологий. Все зелено пасутся жеребцы возле юрт вместе с буренками, а около юрт стандартно припаркованы, ауди 100 восьмидесятых годов, или старенькая нива. Ауди 100 в Киргизии самая распространенная машина, а из наших машин распространен Москвич 412. Спуск с перевала по направлению к населенному пункту Кочкорка не шибко сильный, равномерный, открывается великолепная панорама, а с права гора со снежной шапкой на дней повисли концентрированные тучи . Спускаешься то тут то там в отдалении виднеются домишки, друг от друга разбросаны, хозяйства рядом, солнце…
Видно как на глазах разрастаются их деревушки к десятку домикам присоединяется в отдалении еще пару домиков, это молодые семьи переехали туда от родителей. И таких в отдалении домов от деревни все больше и больше, у новеньких домов крыши блестят на солнце.
В 9-й день проехали Кочкорка там есть заправка с Аи-80;93, а если проехать дальше 2-3км по направлению к Нарыну есть шашлычные -средней шашлык готовят примерно 100руб два шампура, барашек. Там мы и проехали почти до перевала Долон (Вот ссылка на видео как мы понимаемся на перевал Долон www.youtube.com/watch?v=zMY3iqMepcw ) под вечер встали на ночёвку.



10-Й.День. Дорога на спуск с перевала Долон убитая, но асфальтирована. Но когда спустились, дорога не улучшилась, а только ухудшилась колейность, ямы с Оку.Нам объяснил лесник на лошади, почему дорога такова… Он говорил, что уроды Китайцы разбили дорогу своими 80 тонными фурами, все скупили. Китайцев там все ненавидят.Говорил, что это одно из красивейших мест Киргизии- это он доказал тем, что при общении с лесниками из других районов они признавали, что это место одно из интереснейших. Лоси ходят в заповеднике среди елей. Приглашал на обратном пути к себе в гости в юрту. Эту дорога проходит между двух хребтов. Бычки резвятся на зеленом ковре из диких цветов и эдельвейсов, таково я еще не видел, чтоб бычки бегали друг за другом задравши хвост втроём вдоль горной ледяной реки. Более счастливых животных я не видел. Связь ловится только на дороге, отошел на метр от трассы и связи нет.Шашлык вкуснейший можно купить в конце ущелья. Друг за другом идет 3или 4 шашлычные они находятся друг от друга на расстоянии 1км и меньше. Дальше по трассе их не будит. В самой последней и готовят необыкновенный шашлык, можно подкупить там же и кумыс. Ужасно красивый вид открывается на везде в Нарын, дорога проложена вниз сквозь красную гору.

Нарын несколько бензоколонок и одна госпромовская. Я подметил, что на госпромовские заправки всегда огромные очереди в отличие от других Киргиских АЗС.Поехали дальше на перевал Кызыл -Бель с этого перевала открывается вид на зеленые барханы дорога по качеству в основном грунтовая с щебенкой. На спуске по направлению к Ат-Баши, китайские фирма ремонтирует дорогу рабочие киргизы, а инженера геодезисты китайцы. Мы захотели проехать вокруг Озера Чатыр-Кёль и поехали дальше не заезжая в Ат-Баши. Вечер приближался дорога напоминала стиральную доску и мы свернули с трасы проехали по границы свалки. Заехали на бугор и наслаждались открывшимся видом.С одной стороны горный хребет с заснеженными вершинами на которые наседают облака, а в низине посёлок Ат-Баши с другой стороны в отдалении округлые сыпучие горы и всё это при закате солнца. Ещё долго я любовался в ночи, огнями поселка.
11-Й.День. Двинулись в путь в 6:00. Но долго не выдержали, дорога с каждым километром становилась хуже и хуже, так, и не доехав до озера мы повернули. И пейзажи стали безликими, однотипными. Мы заехали повторно в Нарын и стали искать поворот на Таш-Башат -объездная дорога на Сары-Булак. На выезде я увидел при любопытнейшую сценку 2 девчонки лет 5-6-и голосовали у дороги, на наших глазах они подошли подняли руки и сразу впереди идущая машина останавливается и подбирает ребятишек. После этого я стал больше наблюдать за автостопщиками и, что я заметил в не которых случаях мать стояла в кустах, а дочка голосовала и это не единичный случай. В общем у них очень много людей голосуют по сравнению с РФ и Кз. Нас стремились стопить многие из них, что ни видят старые тетки, что у нас машина запредельно загружена, плюс говно сверху навалено. Не мало алкашей в этом городишки.
Мы едем по объездной дороги, она проложена через деревушки первые 30-20 км асфальтированы, а после моста и серпонтинового подъёма на другой стороне начинается грунтовка. (Вот ссылка на видео www.youtube.com/watch?v=WNpAm1IRZtI ) Вот на этой дороги мы и встретили вело туристов из Шотландии муж и жена держат путь в Джалал-Абад.По русски не слова, не понимают В этих местах есть болотца и в них растут желтые длинные растения это в долине, двигаемся по прямой дороге. (Вот ссылка на видео www.youtube.com/watch?v=LpUSUpFfXx0 )
Спускаемся в низ, дорога становится каменистой и с большими ямами. Видим за мостом турбазу так называемую с виду не поймешь. (Вот ссылка на видео www.youtube.com/watch?v=LZn32ecXP8M ) А дальше идет дорога вверх к неописуемым пейзажем дорога очень узкая даже для одной машины. Ели, дикие цветы, мох- дико напоминает все это Карпаты. Киргизские Карпаты. (Вот ссылка на видео Киргизских Карпат www.youtube.com/watch?v=Y4UYNGPRZhM ).Едиш по этой дороги выгляни в окно, а там пропасть… (Вот ссылка на видео www.youtube.com/watch?v=5XYtFCyV2hE )Очень сильные подъёмы. (Вот ссылка на видео www.youtube.com/watch?v=HlWIo96T0j4 )Искупались в горной речки около водопада там была бухточка, где не было течения.Вода освежает +5. Заночевали около свисающей на нас каменистой горы прям на дороге. Ночью нас разбудили звуки падающих камешков на крышу машины. После второго удара, отец не стал ждать третьего побольше, и мы отъехали с небезопасного места, а всё изо сумасшедшего ветра.Заснули на новом весте. Сквозь сон послышался звук автомобильного сигнала, так и есть. Наша Ока перегородила дорогу микроавтобусу Мерседес 90-х годов, эта машина стала первой и последней которую мы повстречали на этом участке дороге. Папа дал задний ход и разеахались в притирку. Поговорили, сказали, что на этой опасной дороги нередки вело туристы, большими группами с инструкторами .

(Вот ссылка на видео www.youtube.com/watch?v=Fe9H1mLGKDs ) Двигаемся дальше не выспавшиеся. (Вот ссылка на видео www.youtube.com/watch?v=R3XOeaaG6t0 ) Вот мы и выехали на просторы, послышались странные звуки -цвырканье после одного сразу несколько вторят им. Это суслики, здесь их не счесть. Глупые зверьки, в небе парят орлы, а они так просто выдают себя.

12-Й. День. До конца объездной дороги осталось примерно км 30-40, но это стали не забываемые километры не только по красоте. Но и по состоянию дороги, казалось суслике прям на дороги делали норы в чудовищном количестве, крути не крути, боранку всё равно окажетесь в яме.Бывало все 4 колеса попадали в ямы. И такая дорога идет на протяжении 60 км, она началась еще до того как мы в11-й день легли спать. Что интересно население в этих районах есть, все электрофицыровано.В середине этой дороги есть деревня и там если не у каждой второй, то у каждой третий семьи есть ТВ Тарелка.
Мы остановились в месте, где не благоприятные погодные условия все время, тучи, то дождь. Рядом с нами развились молодые, любопытные яки.
А старые яки стояли в сторонки от нас посунувшись. Вожак Як выделялся из своих соплеменников коричневый. На удивление вокруг нас проезжали местные на таких дешевках как Toyota Rav 4, ауди 100 ,90-х годов, Митцубиши Delica конца 80-х годов. Конечно были и Вазики, таблетки проезжали. На этом участке было хорошее движение машин в отличии от других дней когда мы ехали в одиночестве. Многие останавливались и предлагали помощь. Мы стаяли и разбирали с крыши вещи, переупаковывались.Хозяин Яков вскоре подошел и спросил откуда мы, он себя вел по хозяйске, что понятно.Это его земля.Узнав, что мы из Москвы.Он сказал: «Я в Москве служил, красные погоны под Липецком .» Это не редкость для средне азиатов не знать, что Москва и Липецк это разные вещи. Когда он узнал, что отец служил с Дунганами.Он сразу начал огульно охаивать их. Не учатся они, не служат, только торговлей занимаются… Он и зимой там живет -40 в каменном домишки. На буграх гуляли и щипали травку Яки, а зимой Киргиз рассказал, ветер такой сильный все сдувает, там ни снежинки не бывает. А зимы снежные. Яки все ровно в -45 на вершинах бугров, ищут мордой травку. А летом он живет в юрте вместе с женой и детьми, идиллия. Упаковались и двинулись в путь под аккомпанемент сусликов. Скорость не большая 15-20 км из-за дороги которая вся в ямах. Что забавно все едут с такой скоростью, даже Делика которую мы обогнали. Когда мы ехали по этой убитой дороге, нас окружали грандиозные облака. Последние 20 км удовлетворительный асфальт. Мы выехали на трассу и поехали по направлению к Кочкорка. Сразу же нам повстречались на дороге вело туристы.Двоя из Чехии, а один из Бельгии с щетиной. Из столицы Бельгии Брюсселя он выехал и до сюдо на велике доехал. Два месяца в пути. Самое трудное по его словам был Казахстан, жарко. Это не первое его путешествие по странам СНГ, он проехал Памирский тракт.А Чехи из Алма-Аты стартовали. Поехали дальше уже под вечер не доезжая 20 км до города Балыкчы завиднелось озеро не Иссык-Куль, параллельна дороги оно находится. На этой дороги будет шлагбаум надо заплатить 500 сомов, что бы проехать дальше толи в заповедник толи в охраняемую зону Заночевали на окраине какова того села.
13-й. День. Мы в этот день проехали Балыкчи и Каракол и Нововознесеновку.В Последних двух населенных пунктах русское население преобладающее, немецкое население то же имеется.Каракол очень понравился, много туристических магазинчиков, альпинистических. ХАНИН ИГОРЬ ВИКТОРОВИЧ ДЕЛАЕТ ПРОПУСКА В ПОГРАН ЗОНЫ КИРГИСТАНА, ЭНГИЛЬЧЕК И Кен-Суу.ЕГО КОНТАКТЫ г.КАРОКОЛ ул.КАРАСАЕВА 154 Тел:+996 555 445174; +996 3922 59486 ;e-mail: Khanin2003 @mail.ru ;alp-tour@yandex.ru Пропуск в погран зону у него будет стоить 70$ на человека. Делать заказ надо заранее делается примерно 5дней, но могут и 14 дней.
Немного проехав за Нововознесеновку по направлению к Энгильчеку, мы с папой узрели прям Швейцарские пейзажи приправленные закатом.Начали зализать на перевал, мотор закипел. Остановились поспать. И тут же подъехал грузовик ГаЗ, наполненный крестьянами, чтобы из ручейка налить воду в радиатор. Пацан спрыгнул из кузова с ведром.Набрал, налил. И оставшиеся капельки выплеснул на девчонок в открытом кузове. Девичий смех. Всё это словно кадры из Сталинского фильма про счастливую советскую жизнь.
14-й.День начался с того, что не прошло и двух минут как мы очухались, тут как тут появляются «паломники » местного значения.Подъехал на ауди 80, вышли и повязали ленточку на ветку.Сели на камешек и начали выпивать, водочку. Отмечу, что валуны здесь на каждом шагу все во мху. Через пару минут подъехала вторая машина набитая под завязку людьми так же как и приведущая: дети, женщины. Они присоединились к выпивающей компании. Через пару минут когда мы чистили зубы у ручейка.Нас позвали присоединится. Конечно отец не стал пить, за рулём отговорка. Как мы стартовали, так они сразу же за нами поехали.Остановились посмотреть памятник строителям дороги, Которую в итоге из за перестройки и не построили, но на картах всех она изображена как построенная притом хорошего качества.ОТ ЭНГИЛЬЧЕКА ДО КАРА-САЙ ДОРОГИ НЕТ.Постамент это огромный валун, подъехавшие вслед за нами «преследователи» объяснили, что на верху него стоял гусеничный трактор «Казахстан», но разобрали на запчасти. Очень красивые места нас окружали по дороги на перевал Чонг-Ашуу 3822м, всюду сосны всюду волуны даже видали ушастого зайца который сначала перебежал дорогу, а потом выбежал сзади и побежал прямо по дороге в клубах пыли поднятой Окой .


Встретили геологов на таблетки все русские кроме одно сказали, что везде пропустят бес пропусков погран зону, что люди понимающие. Рассказали, что в этих горах находится вся таблица Менделеева и золото, и серебро, и да же платина. (Вот ссылка на видео www.youtube.com/watch?v=D0k0lENueBs ) На мой взгляд самые живописные места Киргизии именно здесь в приделах 100км до Кен-Суу бывший геологической станции и до погран городка Энгильчека. (Вот ссылка на видео www.youtube.com/watch?v=72Hlq8lW-k4 )На самом перевали мы остановились на привал, полазили по хребту. Снег, град начался когда папа стал рисовать этюд -холодно.



. Двинулись дальше дорога становилась хуже асфальт раздолбан до основания. На одном из участков дороги река смыла пол дороги. На другом обвалы уже пол дороги завалено типо щебнем. Странно смотрится столбы Электра передачи заваленные камнем, только верхушки столбов виднеются и провода тянутся. (Вот ссылка на видео www.youtube.com/watch?v=68qVQmwCHFw )А на третьем, упал огромный валун на проезжую часть, асфальт смят, пол дороги занимает. Под вечер добрались до Энгильчека, шлагбаум, погранцы. К нам вышел сержант и пару солдат.
Они сказали, что бес пропуска не куда не пустят. И попросили папу пройти в домик к ним. В это время я сделал пару снимков гор на горизонте, бес палева, ото там запрещена фото съемка. Отец вернулся и поведал, что рассказали ему погранцы, а поведали они следующие: «Если хотите посмотреть Хан -Тенгри езжайте в Каракол там за несколько дней вас проверят дадут пропуск, после поедите в ту ту турфирму купите путевки. Поставите машину на стоянку и поедите сюда на автобусе с инструктором. Все ровно ваша малютка там не проедет.» По сему разговору мы поняли, что погранцы в сговоре с турфирмой, да какого черта нам нужен инструктор мы же не в горы собрались, а так из далека пофотографировать. Поехали в зад, растроеные уже в темноте. С ехали с трассы на заросшую грунтовку, но перед тем как спать.Насладились звездным небом в горах, тому к то видел, всё понятно понятно и бес пояснений какие же они яркие в горах…
15-Й. День. На этой дороги есть один сворот и только один, туда мы и двинули. Но перед этим встретили Subaru Forester с русскими, местными на борту, оказалось они изучают насекомых, бабочек. Они были уже в районе пика Хан — Тенгри и пика Победы и свернули на единственном повороте на Кен-Суу, и4x4 Subaru выдержала, только бак пробили, повредили защиту картера и бампер оторвали. Посоветовал не сворачивать, не проедите твердил он. «Да и для чего, смотреть то не чего?» А оказалось посмотреть есть на что! Удивился он, что нас погранцы не пропустили, говорит если бутылку дали то пропусти ли бы. Рассказал про то, что в Оше он был нормально.Это разборки между Киргизами и Узбеками, это их дела, русских не трогают. Дорога из Бишкека до Оша просто класс заснуть можно настолько хороша, по его словам. Он еще много чего нам насоветовал… Я уговорил отца свернуть ,«Все ровно суда приехали там не пропустили, но может здесь нам улыбнется удача». А оказалось если проехать 20 с лишнем километров откроются и впрямь Укоковские красоты (Плато Укок плоскогорье на крайнем юге Республики Алтай, на стыке государственных границ Казахстана, Китая, Монголии и России.) НА Этих 20 км необыкновенной дороги встретились нам (Вот ссылка на видео www.youtube.com/watch?v=JXJrthEYwjw ), несколько бродов, иногда дорога идет вровень с уровнем реки которая течет параллельно, а дорога узкая. (Вот ссылка на видео www.youtube.com/watch?v=vVhak-hHYgY ) На одном из участке дороги, очень много острых камней торчат за которые легко проскрести пузиком.
(Вот ссылка на видео www.youtube.com/watch?v=8xL87Q7U6M8 ) Очень интересный зверь суслик имеет излишек веса и видно это явно когда он бежит и, что интересно ему надо перебегать дорогу когда мы проезжаем её, в другое время он это не может делать. Рас в сутки проезжает машина, но он знает своё дело и перебегает именно тогда когда она проезжает.Очень смешно его жирный хвост на бегу туда сюда болтается. (Вот ссылка на видео www.youtube.com/watch?v=A8uuodeHL-U )Выехали на равнину и остановились, понаслаждаться мгновением… Нам открылся вид грандиозного массива гор. Один хребет, второй хребет и так их много...

16-Й.День.Рядом с нашей «Окой» прогуливались мохнатые Яки.
Я снимал защиту картера, которой хорошо досталось от булыжников и выпрямляю. В это время папа писал пейзаж. Вот я стаю и бью кувалдой по этой железяки и к нам подъезжает всадник. Представляется показывает документ.Говорит разведчик.Работает в купе с погранцами. Приказал ехать к погранцам, которые находились в 5 км от нас, чтоб нас записали. О то они к вам сами подъедут и на четверо суток оставят у себя в обезьянники до воеснений обстоятельств и личности, посадят на казенные щи, но после этого пояснил по документам на казенные, а в ряльности за свои кровные денюшки, да и тех щи не увидеш. Потом рассказал, что в Оше дела плохи… Папа спросил, а если бутылку погронцам поставить то пропустят бес пропусков.
Разветчик.-«Скорее всего нет.» Вскоре он уехал, а я поставил защиту картера.И мы поехали в погран часть. Не доезжая её метров 100 или 50 расположены дзоты по периметру. Погран часть находится в низине, мы стояли у шлагбаума и ждали когда спустится солдатик с вышки. Спустился с калошом за спиной.Мы его спросили можно оставить здесь машину, чтоб потом можем и не залезть в эту горку по этой дороги из бульдиков, а наклон дороги был в пределах 16-20гр. Он похоже мало, что понимал по русски.И только говорил проезжай с улыбкой. Ну съехали мы к ним, их Яки пришли с кормежки, это их Яки интересовались нашей машинкой по утру. Подошли, там два начальника разбирались с немцами альпинистами. И до нас дошли, сразу спросили пропуска, мы ответили нема они не как не могли уразуметь для, чего мы суда бес пропуска приперлись и как суда Ока добралась. Мы сказали, что нас суда разведчик послал. Они сказали, что он сам по себе, они сами по себе. Записали нас. Папа не верил, что мы по этим бульдикам ведем в гору. Я вышел из машины, чтобы машину облегчить, так она легче могла выскочить из этой низины. И всё получилось, только в конце она начала загребать передними колёсами большие бульдики, но всё обошлось. С той же улыбкой, он снами попрощался. Это погран часть находится на высоте 3300м над уровнем моря, численность заставы 2 или 3призовника и 2офицера с семьями и всё…

17-й. День. Проснулись по раньше в часа 4 и поехали на новое место по направлению к выезду на трассу- поехали назад, сразу заморосил дождик. Там был один поворот, а потом на железный мост и мы решили если мы здесь грех будет туда не проехаться. Дождь усиливался.Около моста 1959года, мы решили переждать дождь, выспаться. В часов 8-9 проснулись. И попробовали заехать в горку, но не чего не получилось, колеса буксовали по мокрой почве. Так и оставили Оку стоять под уклон и пошли по дороге которая вела к Снежным хребтам. Надо пройти в гору примерно 2-3км и откроются необыкновенные просторы очень похожие на плато Укок.Пожухлые поля, роса на полевые цветах, суслики. .(Вот ссылка на видео www.youtube.com/watch?v=7mQ3d7E-Xi0 )Эти же места я наблюдал с горы на которую мы вместе с отцом взобрались в 15-й день, неописуемо красиво. Только возвратились, машину спустили, папа только, только начал писать и начался ливень, продлившийся весь день…
18-й.День. Выехали от места стоянки поутру. Прошли 20км опасный участок бес эксцессов, только один раз доставали лебедку .(Вот ссылка на видео www.youtube.com/watch?v=FTKtFujis7w )По дороге на Каракол опять встретили преследователей. Говорят у подножия Хан- Тенгри обитают тигры.

В этот день мы проехали поселок Барскоон и в ночи почти доехали до перевала Барскоон, но так получилось и за то, что после Барскоона мы не как не могли найти места для ночевки.
19-й;20-й.День.В 19-й проехали перевал Барскоон и поехали дальше в этих местах добывают золото, пятое месторождение в мире.Ездят огромные фуры МАКИ и отвозят руду. Совет если хотите съездить за перевал Барскоон, то сразу же в этот же день езжайте оттуда.Не в коим случаи не ночуйте там. После того как мы в 20-й день переночевали там при минусовой температуре, стекла покрылись льдом, замерзли, чтобы как то согреться и, что бы не порвало движок, завили мотор, у нас то в радиаторе вода была, у меня после этой ночи заболела голова, ломало кости, невозможная усталость которая продлилась более, чем на неделю. Но это не из-за мороза.Это из за пыли, надышались. Едешь по дороге словно по цементу шлейф из пыли на километр и цвет такой же. Отец то же заболел. Да и смотреть там не на, что, только: пологие горы и болота по этому лучше не суйтесь.

21-й. Нам удалось сбежать из этого ада.Проснулись на том же месте, что и в 18-й день. Проехали город Балыкчи и двинули по северной стороне Иссык-Куля в надежде пересечь граничу на востоке страны около Кенг-Суу.На Северной стороне Иссык-Куля делать нечего пейзажи намного хуже южной, земля и небо. Но зато народа на южной намного больше, не протолкнутся. Переду сразу к главному около Кенг-Суу таможня не работает, после Ошских событий и, что интересно почти всё местное население не знает об этом. И говорят типа: езжай, езжай брат проедешь, мы русских любим, а казахов мы трясем. Но туда поехать стоит, там мед делают, места похожи на уральские, да же лучше, этакий Киргизский Урал. Там же мы и заночевали.
22-й. Озлобленные на неосведомленность местного населения, из за которых и конечно по своей вене нам пришлось сделать 500км крюк, мы двинули на другой коней Киргизии, через Тюп по южной стороне Иссык- Куля после Балыкчы открываются очень красивые горные пейзажи, горы там бес травяного покрова, сыпучие, такое природное чудо длится до Кемина.В этот день мы доехали до окраины Бишкека и повернули на погран город Кордан, часть города Киргизская, часть Казахская. Были проблемы с киргизским погранцом который говорил, что кроме регистрации обычной, нужно было сделать регистрацию на авто. Начал совать какие то документы и спокойным голосом повторял: «Незнание законов, не освобождает от ответственности.» Сказал штраф 10% от стоимости машины. Долгая пауза ,«А можем по другому- 1000 сомов». Я сказал, что у нас 500 рублей и 100сомов". Пойдет сказал таможенник. Казахскую таможню прошли как всегда бес проблем. Папа потом долго жалел, что дал на лапу тому Киргизскому таможеннику, по тому, что он блефовал. Огромная очередь из машин на въезд в Киргизию наверно на километр, а всё из за того, что в эту страну можно въехать только в двух местах.
23-й.День.Понедельник. Доехали до Алма-Аты в самый час пик. Но нам повезло, пробка, кипит машина и мы увидели, что машины друг за другом съезжают на одну из улиц города не асфальтированную и мы за ними. Встали, осмотрелись, мотор остыл, а поток машин по этой улице только увеличивался и мы за ними гуськом. Местные знают как объехать по дворам пробки. Выехали на главную дорогу города стало по легче, двигаемся со скоростью 10-15км, но едем. Пару раз останавливались, до остывания мотора.А на улице почти 40гр жары… В одной из таких остановок, мы спросили дорогу на Талдыкорган, сказал, что будет большая развязка и будит знак на Усть-Каменогорск. С этим мужиком Папа очень долго спорил у кого власть хуже. И у кого в стране меньше порядка.Договорились до того, что в Казахстане хуже. «Все распродали китайцем, станки с шикарной точностью на которых торпеды делали продали и завод закрыли.» Этот диалог был похож на диалог Русского и Украинца и кого всё же хуже. Русский «А у нас президент педорас».«А у нас уголовник, женские шапки воровал»-Украинец. Добро, попрощались со спорщиком и поехали, да там был знак, но название на нем было другое написано. Оказалось переименовали Усть-Каменогорск. Впечатление от Алма-Аты осталось, как о разросшейся деревне до каких то не вообразимых размеров.
24-й.День. Проехали Талдыкорган и немного дальше. Наслаждались на горизонте горными хребтами со снежными вершинами.
25-й.День. Проехали Усть-Каменогорск и доехали под вечер до города Лениногорска его то же переименовали. Восточный Казахстан красивейшее место, на их горах растут и березки и дубы и сосны.Речки, прелесть. Местные называют свой край второй Швейцарией. Гаишников нет. Когда по подаешь туда сразу чувствуешь себя как на родине знакомые домики, срубы, славянское население все приветливы. Заночевали в высотном лесу.
26-й.День. Мы держали путь на Карагай в России, но не суждено было нам там оказаться. По тому, что нам сказали во первых там заповедник, пропуск, во вторых вы там не проедите только Лесовозы «Уралы „проезжают. Поехали обратно в Усть-Каменогорск, история повторяется, повторно мы накручиваем крюки. Выезжая из Лениногорска мы увидели гору под названием“ Три Брата».
Прискорбно, что Нурсултан Назарбаев завозит в Восточный Казахстан, Казаков из Монголии, он пытаемся заменить коренное население пришлым. Все так же как и в России. И самое плохое, что наши русскоговорящие диаспора национальностью Казахи уезжают из Монголии. Пересекли границу около Шемонаихи. Нормально прошли и их, и нашу таможню, только нюанс все машины побывавшие в Киргизии проверяются лучше полностью заставляют вытаскивать вещи приходит человек с собачкой. Общем увеличивает по времени проход таможни на 2 часа. Уже на родной земле легли спать.
27-й.День. На родной земле, да же ГАИшники милы и приятны. Как приятно вернутся на родину. Проехали Барнаул и почти доехали до Бийска. Интересны эти места тем, что от Москвы они находятся на расстоянии 4000км, а природа такая же, что и в Подмосковье удивительно.
28-й.День.Доехали до снежных вершин на горизонте это Северо-Чуйский хребет, Горный Алтай и заночевали. (ссылка на видео www.youtube.com/watch?v=_TyUvY8cIng )


29-й.День. Проснулись и осмотрелись где же мы заснули, рядом с нами ручеёк, ели, но всё загажено людьми и похоже местными. Папа пошёл пробежится, а я остался в машине. И тут к нам подъезжают знаменитые своим нравом алтайцы причем пьяные!!! Вышли из машины, один не смог выйти так как пьян в стельку. Я поздоровался, один по интересовался откуда мы. Всё обошлось, они занимались своим делом наливали в бадьи воду и распивали спиртные напитки не мешая ни кому. Они ухали сразу вслед за нами. Красивые места на Алтае спору нет. Если вам нужен пропуск в погран зону допустим на плато Укок, лучше его сделать в Кош-Агаче как мы и сделали за пару чесов, потому, что в Актше делают за несколько дней причем за деньги, такую информацию нам поведали Новосибирцы.
Мы попробовали двинуть на Укок, но передумали после 20 км гравийной дороги и знака до Беляши 130км или более, я не помню точной цифры. Мы решили не рисковать по тому, что у нас были очень сильно сточены шины. Алтайцы пьющий народ. Кош-Агаченская местность это большая долина, просматривается местность на 60 км. Вместо Укока поехали по направлению к Республике Тыва к посёлку Кокоря дорога хорошая. Дальше поехали по грунтовке, взобрались на гору и легли спать.
30-й.День. По утру пошли исследовать местность, рядом протекала река из которой образовался каньон в низу плодородная долина. Пришли к машине и рванули в обратный путь решив заехать посмотреть на гору Белуха, а потом к родной деревни Болхуны. Не доезжая до Иня 5км, мы свернули на грунтовку которая вела в Инегень, проехались по натяжному мосту (ссылка на видео www.youtube.com/watch?v=IMO5eRnHo60 )и поехали по дороге вырубленной в горе здесь две машины не разъедутся (ссылка на видео www.youtube.com/watch?v=r0eAOXQvlA8 ), повстречали «Сибиряка » из Новосибирска приехавший отдохнут, таких здесь много. Он говорит, что эта, хорошая дорога по местным меркам. Рассказал очень интересные истории как Алтайцы бесчинствуют, после которых мы задумались, а следует ли нам продолжать маршрут к Белухи. А что он рассказал: -«Во первых вы до Тюнгура не доедите только пешком дорога убита. А после Тюнгура ещё два дня пешкодралом 40-60км по лесам и горам. Потом здесь очень опасное население могут запросто наставит ружьё могут попросить денег, а могут ради забавы выстрелить, могут ради смеха кинут в лобовое стекло кирпич у моего друга был такой случай вызвал ментов, они приехал побратались с этой гнидой Алтайской, и сразу посылают моего друга на три буквы. Вот ещё был случай около озера Телецкое, Алтаец решил развлечься, а как? Взял ружьё и стал палить по палатки, итог девчонку лет 13-и подстрелил, и не посадили. Со мной было два случая в первом нас порезали и подстрели, мы Амон вызвали, им то же за это не чего не было. Во второй случай заходят два поддатых Алтайца с ружьями в палатку, а с нами женщины и дети и говорят: „Мы сейчас убивать вас будем“. Слава богу смогли их разговорить, напоить водкой и отделались от них не большой суммой. » после разговора с ним мы еще немного проехали и выехали на равнину и обдумав все за и против поехали обратно, подальше от этих Алтайцев.
31-й.День. Проехали Новосибирскую область, понравилась жарко комаров нет. Видели Новосибирское водохранилище да после того зрелища сразу становится понятно почему его называют Новосибирское море оно до горизонта.
33-й.День.Проехали Омскую область, ужас сколько комаров, болота…
35-й.День.Приехали в рыбный край село Болхуны, Астраханской области.
Эпилог.
Киргизия интереснейшая страна она объединяет в себя природу Памира, Тянь-Шаня, Алтая и Карпат в этой стране вы уведете и первое и второе и третье. «Ока» преодолела все трудности на Пять с минусом. Не разу не прошла за 35 дней тех обслуживания. Поломки начались только в России после Барнаула по возращению: полетела гидравлика на задних барабанных тормозов и сами барабанные тормоза, переломилась труба которая соединяется с рычагом переключения передач. И самое главное извиняюсь, не сказал почему мы в Таджикистан не попали, потому что после Ошских событий все дороги перекрыли. Сейчас нету дороги, для всех желающих соединяющий Киргизию и Таджикистан, Памирский тракт перекрыт в начале своём в Оше.Тракт, сейчас действует только у кого имеется пропуск в погран зону Ошской области, а пропуск в погран зону 70$ стоит и неделю ждешь в Оше, делается в погран части кокой то, не далеко от какой то горы мы узнавали и с этим документом вы уже сможете добраться до Таджикистана. На счетчике добавилось 14284 новых километра. Всем советую проехать каждый из этих километров…
(Вот ссылки где вы сможете посмотреть остальные мои фото www.photosight.ru/users/373971/ и fotki.yandex.ru/users/kostromov-kozma/ и ещё здесь club.foto.ru/gallery/photos/author.php?author_id=301629 )

Комментарии (8)

RSS свернуть / развернуть
+
5
+ -
avatar

kinel

  • 15 ноября 2011, 14:49
Ну и отважные же Вы люди! Как, впрочем, и те европейские велотуристы. Шикарные фотографии! А язык у Вас — это типа инетовского? Специально все неправильно? Иной раз приходилось догадываться, что бы это значило. Я не сижу в в социальных сетях, на блогах, поэтому не владею, да и не хочу владеть языком-перевертышем. Мне это даже не смешно. Потому что у меня двое детей-школьников. Жаль, что так много сложностей, которые могут изрядно подпортить настроение при путешествии, например, семье с детьми. Я о «гаишниках», таможне и пр. Мы в октябре, купив за полгода билеты по 100 евро на эйрберлин, доехав до Москвы из Самары на машине, оставив ее на бюджетной автостоянке, слетали в Мюнхен, взяли самую дешевую машинку и недельку (осенние каникулы, больше не могли) покатались по Австрии и Германии. Многие скажут, лубок — но при этом никакой нервотрепки, одна идиллия! Я чувствую, Средняя Азия с Бухарой и Самаркандом, Памиром и Иссык-Кулем останутся для меня несбывшейся мечтой из советского детства. А то что-то с возрастом стала ценить душевный и психологический комфорт больше всего.
Если с языком не шутка — готова редактировать Ваши потрясающие расказы о таких отважных путешествиях.
+
2
+ -
avatar

ока

  • 15 ноября 2011, 22:16
Спасибо, что уделили время моему отчету.Насчет языка и да, и нет.Да у меня в отчёте есть пару моментов когда я пытался использовать язык-перевертыш, а в основном это врожденная неграмотность. Кстати очень много вело туристов из Евросоюза, только мне на глаза попадались около десятка таких вело компаний, большинство бельгийцы. Альпинисты в основном из Германии, своих гор не хватает… Насчет Германии если не секрет за сколько взяли на прокат машину? А насчет идиллия в путешествиях по Германии есть одно ,«но»это-албанцы ...(вот ссылка www.newsru.com/religy/15nov2011/minaret.html ).Насчет вашего предложения о редактировании конечно спасибо, но нет.Авторское право превыше всего.Будет время, займусь редактированием.
С уважением…
+
2
+ -
avatar

Graf

  • 15 ноября 2011, 22:53
Все правильно — было бы желание! На чем и как — второй вопрос.
За отчет и фотографии 5+! Молодец, как есть, так и написал. С удовольствием посмотрел бы этюды отца.
Посмеялся над предполагаемым недоверием к новобранцам Киргизских погранвойск.
Представляю какой лаской была одарена Окушка по приезду домой)))
+
1
+ -
avatar

ока

  • 17 ноября 2011, 12:27
В чем прелесть «Оки»? Это то, что такую машину не жалко бросить в дальних походах если что-то экстренное случится, иногда на Оке поедешь туда, куда на другой бы не поехал, в смысле пожалел бы машину, а на Оку запчасти дешевые, можно рискнуть.
Насчет ласки отнюдь.Ни какой ласки кроме замены изношенных запчастей в рулевой рейке Ока не почувствовала и пары «ласковых „насмешек и издевок от родни по поводу, мол докатилась… Конечно во время сборов было невообразимо много скептицизма и насмешек. Муж сестры сказал -“Если доедите ставлю ящик пива».И мы доехали, и поставили.
Кстати насчет Киргизских пограничных войск, они самые многочисленные в их армии, мне такую информацию поведал 17 летний Киргизский паренёк, который как и в России хочет откосить, но понимает, что скорее ничего не получится…
Некоторые этюды отца, периода пребывания в Киргизии вы можете посмотреть тут: fotki.yandex.ru/users/kostromov-kozma/album/171985/
+
1
+ -
avatar

Graf

  • 17 ноября 2011, 19:00
Оценил!)
+
1
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 16 ноября 2011, 10:46
Интереснейшее путешествие! А про сам рассказ скажу иначе: жаль, что человек, обладающий природной смелостью и художественным вкусом не хочет писать на родном языке. Если нужны аргументы, то они здесь.
+
1
+ -
avatar

ока

  • 17 ноября 2011, 14:55
Я не волшебник, только учусь…
+
0
+ -
avatar

Kost_ars

  • 20 января 2012, 11:44
Очень жаль, что в моем родном Казахстане вам встретились именно подобные люди. Но я думаю, что не стоит судить по ним обо всех остальных. А пересекать страну лучше все-таки через Челябинск — Костанай — Астану и далее, дорога лучше и инфраструктура более развита. Кстати следуя этой дорогой вы и увидите где настоящее сельское хозяйство и плодородные земли).
P.S.Спасибо за столь подробный отчет!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.