К Афгану на Оке. Арест, война или череда неудач. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

К Афгану на Оке. Арест, война или череда неудач.

Особая благодарность Файзали и Далеру,
и многим другим людям не оставшимся
равнодушными к чужой беде.
Время стерла их имена, но
благие дела их живы…

Часть 1. avtoturistu.ru/blog/otchety/7328.html
Часть 2. avtoturistu.ru/blog/otchety/7333.html
Часть 3. avtoturistu.ru/blog/otchety/7334.html
Часть 4. avtoturistu.ru/blog/otchety/7344.html
Часть 5. avtoturistu.ru/blog/otchety/7347.html
Часть 6. avtoturistu.ru/blog/otchety/7355.html
К Афгану на Оке. Арест, война или череда неудач.
Данный отчет мне дался не легко, столько пережить, столько увидеть. Хочется со всем миром поделиться. Переживания давили, не хочется, чтобы последующие путешественники наступили на те же грабли что и мы.
Хотелось посетить по настоящему дикие места, нам это удалось. Хотелось побывать в местах, где человек это редкость, и это осуществилось. Сумасшедшие высоты, другие люди, всё в новинку. В итоге все закончилось судом в двух шагах от Афганистана…

Эпизод 2. Арест, война или череда неудач.
9 июля. Безысходность.
Продолжу с места, где остановился. У нас отняли паспорта. У читателя наверно возникает оправданный вопрос: «Почему нас будут судить, за что?» Всё объясню по порядку. По законам Таджикистана каждый въехавший в страну должен зарегистрироваться в трехдневный срок, не считая выходных и праздников. Кто помнит по прошлому эпизоду, в ОВИРЕ в Душанбе нас отказались регистрировать по причине того, что мы едем транзитом в Киргизию. За 14 дней проведенной в РТ нас бесчисленное количество раз останавливали ГАИшники и проверяли документы: загран. паспорта, разрешения в погран -зону ГБАО, но никто ничего не сказал, что у нас нет регистрации!
Нам сказал человек в форме из ОВИРА в Душанбе: «Будите в Хороге, зайдите в ОВИР, что бы вам там поставили печать в разрешениях.» Надо, так надо, мы же законопослушные граждане, выполняем все то, что говорят нам люди в форме. Вот мы и выполнили все, что с нас требовали, и за это нас будут судить!
Как это произошло, отец вошел в ОВИР. При входе стоят вооруженные люди. Он зашел в комнату, положил на стол документы, через минуту ему майорша объявила: «Будет суд.» На что отец ответил: «Мы только выполняли все ваши предписания!!!» Майорша: «Это ваши проблемы! Что вы беспокоитесь, штраф всего 2000$» Сказала она, с неизменной улыбкой на лице.
Отец пошел к машине и рассказал мне о случившимся, мы пошли вместе в ОВИР. Документы оформляют в суд. Мы сидим, майорши в кабинете нет, кроме нас ещё лейтенант Сергей, одна капитанша и ещё какая та женщина в форме. За все время, провиденное в ОВИРЕ, я не видел никого, чтобы кто то работал, кроме этого бедного Сергея, на котором все ездят, эти офицерши все время подкидывали ему новые дела. Грустное лицо у него, по русски почти не понимает. Я рассказал и им нашу историю, но что это изменит? Нам не верят…Вердикт в 16:00 будит суд, не опоздайте. На часах 12:00. Куча времени, настроения нет, плетемся к машине как в кошмаре, не понимая что происходит вокруг.
Сели в машину в раздумье, главный вопрос, что делать? Из Таджикистана не выедешь без загран. паспортов. Еще варианты?…
Что бы не было недосказанности, майорша по национальности не памирка, а кулябка, так называют памирцы таджиков. Кстати среди милиционеров Хорога, почти нет памирцев. В это время мы сидим в машине, и чуть ли не каждую минуту к нам подходят все новые люди с вопросами типа: « Откуда, куда и кто будишь?" Завязывается разговор, говорим о том о сем, предлагают варианты, что можно в нашем случае сделать. Какие только есть плохие слова, все они адресованы в адрес ментов. Что меня поразило в этих разговорах, здесь в Хороге принято в открытую хаять власть. Единственная свободная зона в Таджикистане, это ГБАО. Там хают власть только так!!! Я удивился и сказал, что до этого подобных слов о Рахмоне в Таджикистане не слышал. Дальше я только их и слышал. Таджиков в ГБАО так же мягко говоря недолюбливают.
Один мужик мне рассказал насчет виз в Афганистан. Оформить визу в Афганистан можно в Хороге, стоимость где то 100$, оформляют от пары часов, до дня, так же он добавил, что памирци почти никогда не оформляют легально визы, дешевле дать взятку и тебя пропустят без визы на ту сторону Пянджа.
В Хороге очень много туристов, чуть ли не толпами ходят, паломничество что ли? Их видно из далека. Многие западноевропейцы отрастили бороды — лопаты, чем меня удивили.
www.youtube.com/watch?v=nYj3ZRGEPV4&feature=youtu.be
Не помню уже почему, но мы поехали в конец города. Вспомнил, там, как нам сказали местные доброжелатели, нам смогут помочь. На окраине города была военная часть. Нам рассказали, что возможно там еще есть русские военные, которые смогут нам помочь. Русских там не оказалось. В 2004 году русские погранци ушли с Памира, но некоторые офицеры остались по поручениям до 2010-11 годов. Сейчас уже никого нет. На месте наших погранцов стоит таджикская погран. часть.
Здесь мы были главными персонами, ко мне часто подходили и интересовались, кто, откуда, чем помочь, всё как всегда. Один из этих доброжелателей оказался поддатый киргиз — пограничник, он в командировке, служит на границы, пункт Кызыл-Арт. Он сказал, если бы не было всей этой истории, то он бы нас пропустил через границу без регистрации, но что было то было, надо как то выходить из ситуации. В это время ко мне подходит очередной доброжелатель, который утверждал, что сможет вернуть нам паспорта и оформить регистрацию. Следующие 3 часа он был с нами неразлучен. Как хвост у собаки, куда мы туда и он. Сразу же поехали к его знакомому, встретили его у банка, он пообещал сделать все, что в его силах. После поехали в ОВИР к Сергею. Закрыл Сергей дверь на ключ и начался деликатный разговор, доброжелатель обсуждал цену выкупа паспортов. 400$ с человека, отец на это ответил, что он ни Абрамович, чтобы платить столько за не понятно что. Да и денек нет, он это часто и самой майорше говорил. Дверь открыта и нас препроводили на выход. Доброжелатель разводит руками, больше он ничем не может помочь. Завет к себе в гости, там у него какое то торжество намечается. Звал, звал, уламывал, но у нас суд в 16:00, да и не хотели мы в гости, для чего людей отвлекать от повседневных дел?
О чем мы только не говорили за эти часы и конечно не обошли политику. Он был ошарашен, когда я ему сказал, что почти никто не голосовал за Путина. Он выпучил глаза и сказал: «Как?» По его лицу было видно, что он мне не верит. Все с кем я не встречался в этом путешествии, за исключением одного человека, восхищались Путиным, хотя им ненавистны наши полицаи. Противоречие? Да! Любовь к Путину, одно из того, что объединяет Узбеков, Казахов, Таджиков, Киргизов, и Памирцев. Еще есть вопросы, почему гражданам из Средне Азиатских стран выдают гражданство РФ за пару месяцев, а белорусам и украинцам на это нужны годы или десятилетия. Кстати насчет этой темы я говорил с одним мужичком, и что он сказал: «В своё время предлагали купить гражданство РФ за 60тыс. рублей в Липецкой области. Но мне это не нужно...» Мерзко, что нашим гражданством торгуют, причем торгуют им их же соотечественники, проникшие в правоохранительные органы РФ. За какие то 60 тысяч ты становишься гражданином РФ. Если бы цена была бы больше, то от этого не было ни чуточки лучше. О каком патриотизме может идти речь, когда такое происходит?
Опережу события, если бы наши войска были на Памире, не произошла бы вся эта кровавая история- война в Хороге. К русским, а тем более к русским военным отношение уважительное, все их только добрым словом вспоминают и все хотят, чтобы они опять пришли в город.
Хорог понравился, повсюду колонки с водой, люди, как я уже многократно писал, радушны и гостеприимны. Хотя в этом городе я впервые в Таджикистане увидел бомжей. Хорог славится в Таджикистане как город наркоторговцев, через него идет Афганский наркотрафик. У жителей близлежащий деревень Хорог славиться дурной славой. Насмотревшись на Хорогских водил, понимаешь, здесь что-то не то… Половина водил как будто обкурились, гонят по узким улочкам за 70 км, маневрируют, идут на обгон, трафик сильный.Считанные секунды спасают от аварии. А некоторые водилы маршруток наоборот, очень, очень осторожны.
У меня сложилось впечатление, что Таджикистан населен сплошь любителями футбола и самбо, ну и конечно любителями олимпийской сборной РФ. Яркий пример Хорог. Всюду люди в толстовках, футболках с аббревиатурой М-1 RUSSIA. Очень много Рональдиньи и Месси. Другие ходят в спортивных костюмах олимпийской сборной России. Красный цвет преобладает. Странная любовь к России, кстати, при этом не одного человека в футболке СССР я не заметил. Хотя абсолютное большинство за слияние с РФ.
Остался час до суда, идем в суд, все ровно нечего делать. У входа в суд нас встречает обшарпанный кот. На котов Хорога больно смотреть-таких обшарпанных котов я надеюсь больше нигде не увижу. Бедные несчастные животные. Идем на второй этаж, там будет происходить шоу. Сидим ждем. Там нас выслушала женщина и посоветовала обратиться к правозащитникам, вот там на соседней улице. Так же эта женщина нам рассказала, что мы не первые, с кем произошла такая история. До нас были: белорусы, канадцы и пакистанцы которых обманули ОВИРовци из Душанбе. У отца появилась мысль написать письмо Эммамали Рахмону. Он хотел сообщить ему как разводят туристов менты из Душанбе. Уже 16:00, но судьи нет, он на футболе… По чему то это меня не удивляет. 17 00, уже ни кто не придет… Нам сказали, приходите завтра утром, судья будет. Едем на ночевку. Проехали стадион, там что- то невероятное твориться, столько людей! Похоже только, только прошел матч и люди разходяться.
10 июля. Суд, малый театр отдыхает.
Приехали пораньше, не хорошо опаздывать на свой суд. Узнали как зовут судью: Сакиев Чоошамбе председатель суда города Хорога. В этот раз судья все же соизволил прийти, и началось…Что было дальше, сложно назвать судом, фарс вот это подходящее слово. Рассказываю всё по порядку, сначала отец рассказал нашу историю, а я её дополнил.
Позвонили в Душанбе, там нас назвали лжецами и повесили трубку, а что было ожидать? Дальше пошли угрозы, что нас под конвоем повезут в Душанбе для выяснения обстоятельств. Грозные какие:) Они орали: « Почему все платят, а вы нет? У нас закон такой же что в России.Штрафы равные, что вы возмущаетесь? Что вы недовольны? Думаете у вас другие штрафы? Давайте заглянем в конституцию РФ?» Дальше судья достал конституцию РТ и РФ и начал сравнивать штрафы за регистрацию. «В Таджикистане за это штраф 99 минимальных заработных плат или высылка, а в России 4.» До этого судья утверждал, что все законы у нас одинаковы, и после этого он на этом же настаивал, говоря: «У вас же какие зарплаты, о-го-го какие!» Я ему объяснил, что до недавнего времени в России была минимальная заработная плата в размере 600рублей, а с этого года 4000 руб. В Таджикистане минимальная заработная плата составляет 500 руб. или около того.
Обстановка накалилась. Отец на повышенных тонах заявил: «Таджикистан тоталитарное государство, где обвиняемый должен доказывать свою невиновность.»
Судья задал вопрос: «Ну ладно, я вам верю, действительно в Душанбе вам не захотели делать регистрацию, но почему вы не взяли бумагу, подтверждающую данный факт у офицера?»
Отец: «Разве дают документ, подтверждающий, что не нужна регистрация?»
На сцене появилась та самая женщина, которая вчера нам рассказывала о белорусах и канадцах, оказавшихся в подобной ситуации как и мы. Вчера она нас поддержала, а сегодня она надела другую маску и всё повторяла: «Но вы же нарушили! Всего лишь каких то 2000$, разве это деньги для человека из России? Почему же вы не хотите оплатить штраф?» Как часто они нам это повторяли, так же много как отец: «У нас нет денег, почему вы не хотите выслать нас из страны?» Действительно высылать нас никто не хотел, а мы да! Нам начали предлагать: «Продайте машину, деньги появиться, расплатитесь!» Вы читатель можете представить такую же ситуацию в ментовке в Москве? Что бы таджика в России не хотели депортировать на родину? Правда смешно. Малый театр отдыхает, цирк да и только. Они что-то между собой обсуждают на эмоциях. Когда напряжёшься, то начинаешь кое-что понимать из их разговора. Очень они эмоциональны при разговоре. Ситуация патовая, мы не хотим платить штраф, а они не хотят нас депортировать. После того как эти люди поняли, что больше чем 5-ть тысяч рублей с нас не взять, судья выносит свой вердикт :«Согласны на штраф в 5000 руб?» Согласны ?! Что за суд, где у подсудимого спрашивают согласия? Что нам оставалось, согласились…
Судья все приговаривал: «Приедете, приедете еще .» Отец отвечал: «Ни за что!!!» Судья :«Говорю, приедешь, знаю же, у нас красиво.»
Когда мы спускались по лестнице, майор-памирец, тот самый, который час тому назад угрожал нам конвоям в Душанбе, сейчас непосредственно по — детски радовался за нас: «Ниже нижнего! Такого штрафа ещё ни кому не назначали.» Но час тому назад он грозно говорил: «В бобик и в Душанбе, будем выяснять, что к чему !!!» Сейчас на его лице сияла улыбка, для чего нужен был этот цирк? Для того, чтобы понять, сколько денег из нас можно вытянуть? Но всё ровно мы никому не дали взятку, а заплатили штраф.
Отец съездил с лейтенантом Сергеям в банк и оплатил штраф. Сергей был очень сильно удивлен манёвренностью Оки: за раз развернуться на такой узкой дороге! Все было видно по лицу. Отец оплатил штраф, оформил регистрацию и Сергей на очень плохом русском объявил, что мы можем оставаться в Таджикистане ещё на три месяца!
Настроение плохое, хуже не придумаешь, были мысли рвануть сразу в Киргизию. Отбросив все плохое, поехали на афганский рынок, он закрыт, а работает он только по субботам. Поехали на обычный рынок, разделились и стали искать маджахедовки, там меня впервые спросили: «Что у тебя за акцент, почему так плохо говоришь по- русски?» Что интересно, этот случай был неединичным, когда у меня интересовались о моем «акценте».
В результате на рынке ни отец, ни я не нашли маджахедовки. Когда я бродил по рынку в поисках, разговорился с одним мужчиной, не помню уже как начался разговор. Мужик сказал: « У нас каждый день праздник, что ни день то праздник, но сегодня хороший праздник. День рождение нашего духовного лидера Ага-Хана 4.»После этого я ещё не раз услышу это имя. Про него я узнал ещё в Москве, из статьи о ГБАО. По этим данным его на Памире чуть ли не боготворят.Во первых потому что он их духовный лидер, во вторых он чуть ли не только один помогал гуманитарной помощью ГБАО во время гражданской войны. Его действительно любят на Памире и ждут, в отличии от Рахмона, которого откровенно презирает большая часть памирцев. Они говорят так:«Что он дал работу, нет! Памирцев ни во что не ставит, все начальники кулябци, из-за него мы без работы сидим! Приходиться ездить на заработки в Россию...»
Ага-Хан 4 духовный лидер всех исмаилитов, если бы вы увидели его фото, то не поверили бы, что он восточный человек, на вид обычный европеец.
Фото внизу: Ага-хан IV (слева) в 1959 году.

Я уже не раз писал о необычности памирцев, но ещё добавлю. Внешне памирцы сильно отличаются от всех других жителей Азии. У них ярко выраженная европейская внешность: округлые, мягкие черты довольно широкого лица, светло-серые или голубые глаза, русые или рыжеватые волосы. После экспедиции 1914 года И.И. Зарубин писал, что многих горных таджиков можно принять за переодетых крестьян средней полосы России. Эта белокурая раса продолжает существовать в глубоких горных долинах на склонах Памира и Гиндукуша среди целого моря черноволосых племен Азии. Все путешественники древнего мира обращали на это внимание и я как и многие другие до меня обратил внимание на эти чудо народы Азии.
Еще немного информации о памирцах: когда-то памирцы были зороастрийцами, потом стали буддистами, затем мусульманами-исмаилитами. Среди памирцев выделяют северных (язгумленцы, шушгано-рушанцы, сарыкольцы) и южных (ишкашимцы, сангличцы, ваханцы, мунджанцы). Большая часть памирцев объединена на религиозной основе, все они исповедуют исмаилизм, в отличии от основной религии остальных таджиков — суннизм. Также как и узбеки и киргизы — сунниты.
Человек, создавший религию Ислам, Муххамед, при жизни произнёс, что его дерево будет иметь 73 ветки. Так это или нет, сказать тяжело, но направлений в Исламе очень много. Одно из них исмаилизм. Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом, начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты-сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции.
В 1162 г. из сокрытия вышел и стал править имам Хасан, появления которого очень ждала его паства. Через два года, во время 17 дня рамадана, он отменил многие строгости шариата; разрешил пить вино, женщинам открывать лица, изменил традиционную исламскую обрядность, объявил всех людей рафиками (товарищами) и братьями.
Ага-Хан III великолепно разбирался в жизни и находил подсказку для своих мюридов. Существует фирман, который доставил от имама к исмаилитам Памира, пир Сабзали в 1923 г. Там сказано: »… Вы должны хорошо относиться к Власти, которую сейчас имеете. Если Вы будете служить ей с честью и совестью, она будет для Вас вьючным ишаком, возьмёт на себя всю ношу тяжести вашей жизни. Но если Вы будете враждовать с ней, она может быть драконом. Эта Власть пришла к вам как мягкий снег, как мягкий снег она и растает."
Все исмаилиты, во все времена платили закят (налог имаму). После установления Советской Власти на Памире, ещё 15 лет разрешалось посылать ходоков в Бомбей к Ага-Хану, ОГПУ внимательно следило за ними, но не трогало. Только в 1936 г. граница была полностью закрыта и связь прервалась. Одновременно на Памире было возведено более 1000 мостов, построены дороги, проведён свет, дети стали получать образование. Советская Власть понравилась памирцам.
Россия и Англия, как две большие плиты земной коры, медленно но верно в конце 19 века, подступали друг к другу. Памир и Северный Афганистан оказались тем местом, где эта встреча состоялась. В 1895 г. державы договорились о границах: Памир отходил к России, хребет Гиндукуш к Англии, а независимый (формально) от Лондона Кабул получил левый берег реки Пяндж и тоненькую полоску земли в Ваханской долине. Англичане не хотели иметь с Россией общей границы, так народы в Ваханской долине оказались разделены на разные государства, а во времени на целые столетия.
Исмаилиты не строят мечетей, Аллаха почитают в своей душе. Имам далеко, но всегда на 2-3 кишлака имеется поставленный от него человек — халифа.
Вот что писал о язгулямцах военный писатель Борис Леонидович Тагеев в своей книге «Русские над Индией»:
"… племя свободолюбивое, не скрывающее своих стремлений к независимости...".
«Вокруг нас горы, — говорят язгулемцы, — никто нам не хозяин и не повелитель; сами афганцы боялись нас, а бухарцы и подавно».
«Наутро бивак был разбужен страшным гамом. Оказалось, что все население долины, поголовно вооруженное, стеклось к бивуаку и окружило его, угрожая оружием. Немедленно же команда была вызвана в ружье и приняты меры для отражения нападения. Язгулемцы были вооружены мултуками, а конные саблями, и всего насчитывалось в толпе до 200 человек».
«Внешность представителей этого народа резко отличается от внешности остальных народов Средней Азии. Язгулямцы являются высокими, светлыми европеоидами со светлыми глазами.»

Вернусь к Ага-Хан 4. Что интересно живет он в Швейцарии, миллиардер, а что вы хотели от прямого потомка пророка Мухаммеда! Иногда приезжает на Памир. Как я понял Ага-Хан 4 правящая элита Таджикистана недолюбливает. На его деньги строят мосты в Афганистане, там живут те же самые памирци-исмаилиты.
На рынке завязался и другой разговор: «Сталину памирцы благодарны, если бы не он, то эта земля отошла бы англичанам и были бы мы в 17 веке !» Эти слова я услышал не от одного человека, а от нескольких. Они говорили, что в 30-е годы Сталин англичан опередил и пришел на эту землю первым. Не знаю правда это или незнание своей истории, или что еще, но факт есть факт, многие, встречавшиеся мне памирцы, говорили про Сталина много хорошего. Часто слышал об афганцах такое: «Они да же не в 19 веке живут, а в 17! С тех времен у них ничего не изменилось. Посмотри в чем они одеты! Тряпье! » После этой фразы у меня промелькнуланула мысль :«Плохо живут? Может быть, но что значит плохо? Они афганцы не пьют, спортом занимаются, на земле работают, трудолюбивы. Это 17-век? Неплохо! А они сами где? На Теплом стане на стройках зарабатывают на калым или на Мерс. Для чего? Трудятся не на пользу своей родины, а на непонятно кого...»
Денег нет, едем снимать деньги в банк, там есть банкомат. Если есть возможность лучше менять деньги в Душанбе или в Москве. В Хороге и дальше курс отвратительный.
Насчет бензина, чем дальше от Худжанта, тем дороже бензин. В Худжанте самый дешёвый, где- то 32рубля за 92Аи. В Душанбе — подороже где- то на рубль. В Хороге- на два, три рубля. В Лянгаре цена может оказаться для «гостей» в два раза дороже чем в Худжанте, есть только АИ 80. 92-й бензин можно найти на Памире только в Хороге, но что это за 92-й? Может в бочках одно и тоже, только надпись другая? От Хорога до Киргизии 92 бензина нет. Как они на Ленкрузерах, Гелинвагенах и Gran Cherokee ездят? Дизель? Но это кстати ещё неплохо в сравнении с Узбекистаном. В Ташкенте — только 80 Аи, и как помню, ДТ не было вообще! Как они ездят в Узбекистане на новых шевроле (Chevrolet Cruze) загадка? Вернемся на Памир. На нормальной заправке мы заправлялись лишь трижды в Худжанской области, под Душанбе, и в Хороге. В основном приходилось заправляться из бочки. Канистровые заправки в Таджикистане встречаются повсеместно. Причем, на первый взгляд АЗС оборудованы всем необходимым для нормальной работы, но это только видимость. Может, света нет? Мальчишки бегают с баночками и заливают. Есть и другой вид заправки, из бочек, бензовозов или даже из баклажек. Больше всего из бензовозов, это и в Киргизии не редкость. Сначала мне не понравились такие заправки, но потом я оценил их. Преимущество по сравнению с российскими заправками, не обманывают. В отличие от России, где каждый раз по литру, по два, по пять не дольют. Качество бензина нормальное, пару раз спрашивал, что за бензин, мне отвечали: «Российский, из Омска, качество.» В Средней Азии понятие сделано в России, ровняется качество. Приятно, что хоть где- то русский продукт в цене. Да если этот продукт является бензином.
Ну вот и подошло время уехать из такого разного и не понятного Хорога. Опять проезжаем мимо стадиона и знаменитого Хорогского светофора, а после нас останавливает ГАИц, не проверяя документов, он говорит в открытую: «Машина грязная, непорядок, 100 сомани дашь?» Отец отвечает: «Да, хорошо, но денег у меня нет.» Как помню ГАИшник скинул до 50 сомани, но отец ответил то же самое. После этого нас отпустили. Насчет светофора, Хорог знаменит им благодаря тому что в Хороге он единственный на весь город! То есть Хорог единственный город в СНГ с ЕДИНСТВЕННЫМ на весь город светофором!
Уезжая из этого города, я оглядывался и вспоминал тех, кто был не равнодушен к чужой беде, их лица. Один из них был Давид — студент Московского университета печати имени Ивана Федорова. Меня позабавил тот факт, что у хорожцев то же есть дачи! Они живут на природе и у них есть еще дачи! Это нас и отличает от всех других народов, только у нас есть за северным полярным кругом дачи! Кто еще будет в Якутии строить дачи? А наши люди строят! Вот Давит и приехал на родину в Хорог, на дачу. Привет Давид!
Мы уезжали все дальше от города, и вскоре он исчез из виду. Справа от дороги старый знакомый, бурлящий Пяндж! День подходил к концу…

11 июля. Афганистан, как я его увидел…

Проснулись, на той стороне Афганистан, там во всю кипит жизнь, ездят машины, крестьяне работают на поле. Флаг Афганистана развивается на ветру, другая жизнь, всего в двух шагах. На той стороне чистота, каждый свободный клочок земли засеян пшеницей. Закруглёнными, похожими на серп ножами, дехкане срезают её, укладывая сохнуть, образуя на полях причудливые рисунки в виде квадратов и кругов. Я смотрю на это и глаз радуется.
www.youtube.com/watch?v=39naOQ4Y4TY&feature=youtu.be

Афганистан.


Афганцы до сих пор чрезвычайно аккуратны и трудолюбивы, только посмотрите на противоположный берег и сравните с Таджикистаном. Здесь процветает анархия, мусор везде и камни. А там английские лужайки, каждый квадратный метр земли обработан, все зелено, орошается. Террасные поля в Афганистане правило, а не исключение, они поднимаются ввысь на сотни метров. Контраст на лицо, один народ, разделенный рекой, те памирцы и эти памирцы, а такая разница в поведении. Те трудолюбивы, а наши, мягко выражаясь, не очень. Афганцы чтут свои традиции, помнят, кто были их предки и что они делали. Они ведут образ жизни как и их далекие предки сто, двести лет тому назад, мало, что изменилось с тех пор. Они сохранили культуру жизни древних памирцев.
Посмотрели на другую жизнь, пора и в дорогу. Качество ее удовлетворительное, главное асфальт, а остальное неважно. На долгие 300 километров нашим спутником будет Афганистан, который раскинулся за рекой. Неприятное соседство? Отнюдь!
www.youtube.com/watch?v=mFDSjVvbPig&feature=youtu.be
www.youtube.com/watch?v=6kldQ-gTzzc&feature=youtu.be

Встречных машин почти нет, проехали поворот на Гарм-Чашму. Это место знаменито на весь Таджикистане, бальнеологический курорт Гарм-Чашма, про который нам все уши прожужжали, но нас это не интересует. Кстати, от Хорога до Лянгара попутно встречается множество горячих источников и источников с минеральной водой. На дорогах в основном машины советского производства и иностранные внедорожники, но встречаются и дорогие машины: Гелинвагены, Gran Cherokee, Ленд Крузеры и даже Хамеры. Единственная машина с российскими номерами, которую я приметил в Таджикистане, была Нива Шевроле в Хороге. Но в салоне были не русские туристы…
Именно по этой дороге выходили советские войска из Афгана, а мы сейчас по ней мчались, оставляя за собой длинный шлейф пыли. По рассказам местных, когда войска выводили, многие бронетранспортеры ломались и советские солдаты оставались со своей боевой машиной пехоты до того момента, когда её не починят, а починка длилась неделями. В это время они жили в окрестных кишлаках, за это время солдаты успевали сдружиться с местными жителями, и когда починка бронетранспортера заканчивалась и военные прощались с местными, у всех были слезы на глазах.
Много по сторонам от дороги, брошенных и «раздетых» бронетранспортеров, эхо войны… Рядом с таким бронетранспортером, в 500 м впереди по дороге, я увидел могилы молодых людей. Предполагаю, что в этих могилах покоятся жертвы гражданской войны, молодые пацаны. Сейчас я жалею, что мы не остановились… Это не единственное место, где я видел что- то подобное.
Поразителен Бадахшан еще и тем, что русский язык – здесь второй язык, если не первый. Все потому, что Горно Бадахшан населен разнообразными народами, у каждого свой язык, а общаться между собой надо. Поэтому в кишлаках можно услышать русскую речь, это меня искренне поразило. Чайхана-оттуда доноситься русская речь, это киргиз с памирцем. Интернационал. Говорил на эту тему уже в Москве с знакомым Маратом, ваханцем по национальности. Он послушал меня и дополнил: «У нас в каждой деревни свой народ и свой язык.»
Ещё чем поразили памирцы — с какой добротой они вспоминают Россию. С такой добротой они вспоминают Россию, при этом рассказывая ужасные вещи, связанные с перепетиями прохождения границы, но они это так рассказывают, как будто даже по этим мгновениям они скучают. Произвол и хамство милиции- повод для них улыбнуться и пошутить. Очень позитивные люди. Вот пример: нас тормозят на пропускном пункте, тут всех записывают в амбарные книги, стоят военные, отец пошел к ним в будку с документами, а один военный подошел к Оке и оперевшись на открытое стекло начал разговор со мной: «Это был такой ужас, который сложно передать словами, первый раз я ехал в Россию и такое...» Но это он рассказывал с улыбкой, с такой приглушенной интонацией, с придыханием, что складывалось впечатление, что даже по этим мгновениям, связанным с Россией, он скучает. Никакой озлобленности, даже намека.
Странности Памира. Когда мы проезжали мимо подростков, они показывали нам жестом: хочу пить. Хотя в двух шагах родник. Что это? Еще одно, тут на Памире не видно пацанов, которые ходят в обнимку с друг с другом. Как было в Таджикистане. Два пацана идут в обнимку, как влюбленные. Такие парочки я видел тут и там в Таджикистане. Но на Памире не разу!
Кстати насчет таджиков, они ненавидят узбеков как и многие киргизы и казахи, только в большей степени. Между ними существует взаимная вражда, корни которой находятся далеко в истории. Таджики считают себя более древним этносом, чем узбеков. Поэтому часть территории, принадлежащей Узбекистану, таджики считают своей. Бухару и Самарканд они считают таджикскими городами. Вражда выражается и в низкой степени экономической интеграции, и в некотором притеснении узбеками таджиков, и в установке искусственных барьеров в передвижении между двумя странами. Сами таджики сравнивают их отношения с узбеками, с отношениями русских с западно украинцами.
Кстати, почему то, по не выясненной мной причине, таджики и памирци недолюбливают запоздно украинцев. Так же я слышал не лестные высказывания о белорусам, что меня поразило. И тот и другой народ я защищал от нападок, но кто меня будит слушать?
Памирци в свою очередь надсмехаются над таджиками, называя их иранцами. Про Киргизов, Узбеков и Казахов они говорят так: «Нету таких народов, все они кочевники.Между собой перемешались, а мы чистый народ!»
Немного отвлекся. Я искал объяснению рогов архаров на кладбищах Памира. Меня не устраивали ответы местных, видители для красоты. Ответ нашелся в интернете: «Пятерня, рога горных козлов и баранов (архаров) являются самыми древними религиозными символами арийских племен.» Вот он ответ, все дело в древних корнях памирских народов, заостризм!




Дорога завораживала, с афганской стороны на нас смотрели шестетысячники, огромные шапки снега. Чем больше путешествуешь, тем дальше хочется поехать в следующий раз. По чему то человек такое странное существо, что чем больше есть, тем больше ХОЧЕТСЯ! Такая закономерность.
www.youtube.com/watch?v=R-jUF_sPg4o&feature=youtu.be


Наша маломощная Ока в горах Памира стала ещё более маломощной, как будто потеряла последние силы. Заметно потеряла в мощности и чадить стала безбожно. Высота брала свое. Машинки было трудно, но она несмотря не на что, везла нас вперед.Дорога становилась всё хуже. Если вы отправляетесь в РТ, то учтите у вашего авто должен быть хороший ход подвески. Дороги гребенки, асфальт волнами. Пробивает подвеску только так, проверенно, дорога то вверх, то в низ.

Заправка.
Одна из немногих бензазаправок на Памире, находится в Ишкашиме, этот поселок является самым большим на юге Памира. Надо заправляться, заправщик залил полный бак, а после начал свой рассказ, смотря в сторону Афганистана: „В советское время нельзя было да же посмотреть в сторону Афгана и речи не шло о поездки к родне. А там у меня двоюродные братья и сестры!“




Чистка ковров.

Футбол.
Он же нам рассказал: „Недавно Ага-Хан 4 приезжал, а СМИ Эмамали Рахмона его выставили чуть ли не шпионам западной разведки, как так?.. Это же смешно, миллиардер, меценат и он же шпион.“ Послушав его, поехали дальше, на горизонте вырисовывались белые гиганты! Великая река и Титаны. Пяндж здесь по весне сильно разливается, все исперещино его рукавами. С каждой весной Пяндж захватывает всё новые земли, обрушивая берег и увеличивая свои владения.



Отец ищет место для стоянки и живописания. Это подходит? Говорю я, про зелёный оазис среди песка, до него метров 80, а может и больше. Дороги понятно дело нет, в место неё песок и вода. Вышли посмотрели, поняли можно попробовать и попробовали! Сначала все шло хорошо, но кончилось плохо.
www.youtube.com/watch?v=TxvrCShSWhU&feature=youtu.be
www.youtube.com/watch?v=VpxjRxEqg5M&feature=youtu.be
www.youtube.com/watch?v=YG4w0tDlIZg&feature=youtu.be

Ока завязла, не доехав до заветных деревьев всего 5-ть метров. Но ни это самое страшное, а то что Ока медленно уходила под землю! Вода! Вынесли все вещи и донесли их до того самого оазиса который нас и заманил в ловушку, во всем виновата красота, какие от сюда открываются вид на Афган!




Ветер поднимает песок и с огромной скоростью несет его в лицо. www.youtube.com/watch?v=XzvEjdG9t-E&feature=youtu.be Прошло пол часа, Ока погружалась всё глубже, она уже твердо стояла защитой картера о землю. Отец нервничал. Мы сидим, а машина всё глубже опускается, лебедка с нами, значит повоюем! Было решено тянуть Окушку лебедкой к этим деревьям, намотали трос вокруг дерева и начали. Сорвали с места! Уже легче, но трос трещит, а между тем, мимо нас проезжает одна за другой машина, не обращая на нас внимания. Вот мы попали! Где-то метр полтора мы Оку ещё проволокли, а потом кому то из нас пришла в голову мысль: „Ну ладно, до тащим мы её до этого оазиса, но что дальше? Переночуем здесь, день, два, что дальше, Ока же не сможет разогнаться на этом клочке земли до нужной скорости, чтобы на скорости пройти этот участок с зыбучими песками.“ Сидим на песочки, думаем, кол не куда забить, песок. Предложение отца, роем яму, обкладываем её камнями, вбиваем кол, так получится более большая площадь соприкосновения. Черт, не работает! Кол выдергивает, а уже закат, причем как он хорош! Машина стоит в воде, теперь очевидно, сегодня нам не получится вытащить её на дорогу. Где ночевать, логичный вопрос. Где? А вот пот теми деревьями к которым мы так стремились доехать, а ночью в горах холодно! Разжёг костёрчик из того что было и в импровизированную кровать, засыпая под звуки догорающего костра, а на верху звезды. Не так все плохо.

12июля. Что дальше?...

Именно этот вопрос мы задавали сами себе, проснувшись под детские крики, нет вы все правильно прочитали, именно под детские крики. Детишки резвились, ожидая, когда же эти странные люди проснутся. Очень странно, для чего они сюда пришли? Зачем они каждое утро сюда приходят? Или причина проще, кто- то им сказал, что тут «обитают» сумасшедшие туристы и они пришли глянуть. Когда мы собирались, они все мельтешили, дети это хороший признак, значит рядом кишлак. За ночь ничего не изменилось, Ока не ушла глубже, как предсказывал отец, и слава Богу.
Уже не помню, через час или полтора появился человек в милицейских штанах. Он представился лесничим и предложил свою помощь, в этот раз нам действительно нужна была помощь. На троих мы быстро сообразили, причем у лесничего был топор, а это хорошо! Решили модернизировать отцовскую идею, вместо вбитого лома будем использовать широкое бревно, может сработает? Лесничий быстро срубил подходящее по ширине дерево, обтесал, и мы его вместе понесли. Яма выкопана, все сделано, можно начинать. Лесничему к этому времени нужно было идти в кишлак, я пошел с ним узнать насчет трактора или УАЗика, запасной вариант. По словам лесничего в кишлаке все УАЗики без переднего моста, у него самого Нива, но то же без передка, все ради экономии топлива. В кишлаке есть трактор маленький гусеничный, но не понятно где его хозяин. По дороге я также узнал, что он бывший милиционер, на службе получил инвалидность и ушел. Вот откуда у него ментовские штаны. Получает пенсию по инвалидности, как я запомнил, что- то в районе 100$. Пришли в кишлак, лесничий мне указал на дом мужика, у которого был УАЗ, а сам он пошел по делам. Завязался разговор с хозяином вездехода, оказалось, как у всех у него УАЗ без передка, и он боится, что завязнет там сам, он местный, ему видней. Он решил пойти посмотреть как увязла Ока, я все время его спрашивал о цене, но не получал ответа. Мы завязли где-то за два километра от соседнего кишлака. Идем, идем, говорим. Он, как и многие здесь, ездил на заработки в Москву. На окраине селения встретили его друганов в шестерке, потом окажется, что водил её как раз тот самый тракторист. Он все говорил мне, продай машину:»Для чего она тебе, а так деньги будут!" Хочу добавить, что это было не первый раз и не в последний, когда ко мне преставали с вопросом: «Продай!» Что-то между собой они обсуждали и решили всем скопом поехать и посмотреть на Оку. Пять или шесть человек в машине, как то утрамбовались. Приехали и пошли, не доходя метров 20-ти до отца, мы услышали ругательства и проклятия, в скором времени всё прояснилось. Порвался трос на лебёдке, ещё вчера он трещал, а сейчас порвался, но трюк с закопанным бревном сработал. Отец где- то на метр, два вытянул Оку, но оставалось ещё много, значит, не зря я позвал людей. Всей гурьбой мы стали толкать Окушку и она поехала! Выхлоп черный, чадит машина, по газам, такого дыма я ещё не видел. Топливо? Возможно. А может из-за высоты или из-за черезмерных нагрузок на движок. Главное, через пару минут она всеми четырьмя колёсами твердо стояла на асфальте.
-Сколько мы должны вам? Сказал я.
-100$
-За что, вы работали всего пару минут!
В итоге сумма быстро снизилась до 50$, дальше спорить ни хотелось, дал деньги, попрощались, они уехали. Мы остались наедине со своими вещями, которые находились от машины на расстоянии в 100 метров. Где-то через час все вещи мы перетащили в машину. За это время мимо нас проехали пару внедорожников. Я не знаю почему, может спецы объяснят, отчего на Памире дизельные машины жутко дымят, в особенности на перевалах, конечно Ока тоже дымит, но не так. Может дело в качестве топлива?




Путешествие продолжается. Машинка кипит, остановка, капот поднят. К нам подходить с поля длинноволосый парень с тяпкой. Поговорили с ним, за то время, пока мотор охлаждался, он, как и все на Памире позвал в гости, стандартно порекомендовав нам заехать на минеральные источники. Отец приметил, что у него неординарный вид, длинные волосы, на что он сказал, что его брат в Москве вообще ходит с волосами до пояса, благодаря этому менты не пристают. Отец у него спросил, а как старшее поколение относится к такому виду, и привел свой пример, когда двадцать лет тому назад, будучи в горах Памира, старейшина- ветеран ВОВ, был недоволен прической отца. Памирец ответил.
-А вот старейшина идет, с бутылкой пива.
Он объяснил, что здесь на Памире более мягкий ислам, не пять раз в день молятся, а три, алкоголь можно и т.д.

Кстати насчет неординарности. Многим встретившимся среднеазиатским друзьям, я советовал отрастить офицерские усики (усы Гитлера) или длинные волосы, или все вместе для того, чтобы стать незаметным для правоохранительных органов РФ. Конечно я говорил это в шуточной форме, но в каждой шутке есть доля правды. Кстати, недавно на районе увидел последовавшего моему совету узбека.

Заметив нас, к нам направился тот самый старче с бутылкой. По традиции звал в гости. На Памире вы будите в центре внимания и забота вам обеспечена до раздражения. В Таджикистане о вас не забудут, вы не останетесь без внимания. Слово даю. Найдется один, второй кто захочет с вами пообщаться независимо от вашей воли. Хотите, не хотите говорить, ему интересно от куда вы, что, да как. Среди этих людей ты сам становишься памирцем, различий больше нет, различия стираются, ты растворяешься и даже появляется акцент
На всем протяжении путешествия по Таджикистану, нас везде встречали улыбками. Все говорило о том, что мы желанные гости и этим народам мы не чужды.
В странах СНГ, в большинстве своём, простой народ давно уже мечтает о воссоединении с Россией и ностальгически вспоминает времена СССР. Не исключение и Таджикистан. На Памире даже говорят: «Мы- Россия.» И с этим человеком не поспоришь.
Что странно, люди, с которыми я общался в Таджикистане, лучше говорят по- русски, чем люди, работающие в московских магазинах, я даже не говорю о ГБАО, там все говорят на чистом русском, как это объяснить?

Опять за баранку, опять дорога, опять кипит, это уже странно, 10 км и кипит! На Опеле мужичек в рубашке остановился помочь. Рукопожатие, мы говорим: «У нас руки грязные.» «Нормально у меня такие же:)» И так каждый раз, в масле руки, брезгливости нет, все здороваются за руку. Рассказали ему в чем проблемы. Первая проблема кипит, а вторая, она начинает глохнуть сразу же после старта. Через час мы поймем, что к чему, но будет уже позно… Вернусь к разговору. Он сказал :«Посмотрика масло.» Щуп достал, он посмотрев на масло. «Не вязкое. У нас такая же проблема. Через каждые 3000 — 5000 км, меняем масло. Так можно и движок расплавит! На этих подъёмах… А вы когда меняли масло?» Он был прав, масло меняли 11 тыс. км тому назад, если не все 12 тыс. км. Версия подходила под описание и было бы не плохо, если бы дело было только в масле…
Теперь я знаю, если заливаешь говно масло, его и меняешь через каждые 5 тыс., если не чаще. Как пластилин это «масло» налипает на стенки двигателя. А там только на розлив продают масло, качество понятно какое. Даже у нас в столице половина, если не больше всего продаваемого масла, такого же качества как допустим в Мургабе или Хороге.

Едем дальше, тоже самое повторяется, только через 5-ть километров. Окушка кипит на подъёме. Остановка, мы подняли машину на домкрат. Так, машина на домкрате. О-о-о… Воскликнул отец, колесо болтается! Ступичный подшипник полетел! Ступичный подшипник состоит из двух подшипников, внутренний и сдох! Плюс к этому ступица в трещинах! К нам, как и в прошлый раз, сразу же подъезжает машина и нам предлагают всяческую помощь и конечно советы. Мужики сразу же вырывают из наших рук ключи и сами начинают крутить гайки. Один из них сказал про Оку :«Приглянулась мне она!» Другой говорил: «За сколько отдашь?» Как будто мы проехали шесть тысяч км по ужасным дорогам, чтобы продать Окушку за копейки. Потом он добавил: «Мне как раз такая нужна, экономная...» Все смазали обильно, затянул памирец гайку на 30 и сказал: «Даю гарант, 1000 км. точно проедет.» Поехали потихонечку. Мысли были принеприятнейшие, что за череда неудач! Где мы достанем ступицу и подшипник, если даже в Хороге мы не могли найти тормозной цилиндр? С каждым километром температура мотора все поднималась, мы заехали в какой то кишлак, там я увидел дым, идущий с права. Остановка! У нас горит масло! Что за запах! Все раскалено, рядом арык, охлаждаю водой. Тормозной диск настолько накалился, что покраснел. Вода шипит.
Теперь до нас доходит, что произошло, памирец, когда затягивал гайку, зажал в мертвую подшипник, а у нас же сломанная ступица, так делать было нельзя! Происходило биение, тормоз тормозил всегда. Из-за этого происходила дополнительная нагрузка на двигатель, вот почему у нас постоянно кипел мотор!
Но эти последние километры тормоз так сильно тормозил, что все оплавилось. Из всего этого я сделал вывод: ничего, даже мелочь, нельзя доверять никому, но что делать сейчас!? Уже собралась толпа мужиков и детишек, мозговой штурм. Нам сказал один из присутствующих, что у одного человечка есть девятка и можно сравнить, подходит от неё ступица к Оке. Но встрече этой не суждено было состояться. Мерили подшипники от классики, не подходит, что и следовало ожидать. Спасибо добрым людям, которые помогали чем могли, но безрезультатно. Это несчастье произошло около Лянгара. Был у нас один рабочий подшипник, но сейчас его нет, все ролики расплавились, вот такая температура была, что металл плавился, обойма тоже самоуничтожилась. Вздыхаю…

Мы стояли сломанные в десяти метров от Афганистана, на нас из Пакистана смотрели величественно заснеженные гиганты. Нас отделяло от Пакистана всего 20 км., а отделял нас от Пакистана Ваханский коридор. 20 км и Кашмир, даже не могу поверить, что все это происходит на яву! Но наслаждаться всей этой красотой мешало ощущение безнадеги, как мы отсюда выберемся, если у нас сломана ступица, мертвый- горелый подшипник? Но блеснул луч надежды, один дедушка принес подшипник, который по размеру как раз налезал на ступицу, так мы могли хоть как то ехать. Дали мы этому хорошему человеку рублей 500. Так незаметно за работой, подкралась ночь. Нас многие приглашали к себе в гости, а некоторые и на ночевку. Затолкали мы машину во двор к товарищу и сели за стол, а на улице уже темно. Мебели в комнатах мало, едим на полу. В комнате телевизор, смотрим НТВ. В большинстве своем таджики и памирци смотрят российское телевидение, хотя есть и свое, но они ему не доверяют (это касается новостей).
Поговорили, оказалось, что хозяин дома, работал при советах на ЗИЛе. Политика, все не довольны Рахмоном, в отличие от Путина. Путина в Таджикистане боготворят. Что объединяет среднеазиатские народы, кроме ещё ненависти и призрения друг к другу. Таджики, киргизы, узбеки и памирци, боготворят Путина. По правде говоря, Путину наплевать как на таджиков, как на русских, так и на всех остальных. Просто таджики и памирци доверчивы и верят всему, что говорят на российском телевиденье. Да, Путин часто говорит правильные вещи, но вот делать, не делает.
Часто на Памире можно услышать такое о Путина: «Ох как он отбрил США, показал им Кузькину мать и т.д.»

Разве так выглядит таджик? Разница на лицо, это ответ на вопрос, чем отличаются таджики от памирцев.
На фото Далер Амонов: www.radioportal.ru/news/11380/gendirektor-tadzhikistanskogo-radio-vatan-podozrevaetsya-v-moshennichestve-v-osobo-krupnykh-razmerakh


13июля. Лянгар – Харгуш: дорога смерти.

Сегодня должен быть ужасно интересный день. Мы должны проехать по той дороге, до которой редкая машина доезжает.Мы прикоснемся к тому, к чему столь долго ехали, столько мы пережили и вот мы увидим то, ради чего мы гнали сюда. Похоже мы будем первыми на Оке, кто осмелился рвануть по этой дороге, конечно приятно быть первыми, но в нашей ситуации это плохое утешение, переживет ли все эти испытания Окушка? Забыл сказать, что мы сняли передний тормоз, из-за биения он терся, итого у нас всего два работающий тормоза, а впереди нас ждала самая ужасная дорога в СНГ!
Попрощались со всеми и отправились в путь, дороги назад больше нет, мосты сожжены, наш взор устремлен только вперед! Первые километры на новом подшипнике, машина не кипит уже хорошо, но рано радоваться, проехав где то км 4, в одном из кишлаков нам начинают показывать, что у нас неполадки с машиной. Остановка, мужики говорят, у нас колесо болтается, посмотрели, так и есть. Раскрутилась гайка на 30, но её нельзя сильно затягивать, конечно контр гайки у нас собой нет… Подошел мужик, с которым мы вчера говорили, он был изумлен: «Как, вы так и поедите?!!!» «А что делать…» Подзатянул гайку и дальше в путь. Трасса карабкается вверх. Высокие стройные тополя исчезают, привычный рокот реки замолкает, крутые горы, и вот последний кишлак перед дорогой, где на участке более чем в 100 км., не будет ни одного домика, только горы. Первая попытка заканчивается провалом, не хватило мощности у Оки, не смогла она в такую горку заехать без разгону, скатываемся. Подтягиваем гайку, выходит мужик из соседнего дома- этот памирец, на полном серьезе объяснял нам, что по этим дорогам можно и без тормозов ездить! У него москвич 412, задние тормоза закупорены. Здесь таких много, почти у всех неполадки в тормозной системе. Все это с его слов.
Оглянувшись понимаешь. Поразительно что русская деревня самая бедная, нигде я не видел того, что происходит у нас. Киргизия, Таджикистан, Афганистан- там люди живут богаче, чем люди в нашей деревне, это поражает и вводит в ступор.
Разгон, без родного подшипника мы несёмся вверх! Как мартышка, Ока карабкается все выше и выше, подъёмы действительно крутые! Ока залетает в такие подъёмы по гальке! А колесо все сильнее болтается!
www.youtube.com/watch?v=k7JFbOq0H2k&feature=youtu.be

Колесо чуть ли не отваливается, остановка, рядом работает трактор, очищает дорогу. Ещё одна проблема, ступица нагрелась, смазка испарилась, раскручиваем, все в железной стружке, подшипник оказался не качественным. К нам идет рабочий, стандартный вопрос: «Чем помочь?» Спрашиваем насчет гайки на 30. Иду вместе с ним к трактору, будем искать. Печально, но в этой горе гаек, нужной не оказалось.
www.youtube.com/watch?v=ljHl3JuJwKU

Придется ехать, как есть, рассчитывая на чудо. Через километр, два опять то же самое. Остановка, надо все повторить сначала, поднять машину на домкрат, смазать пошипник и закрутить не сильно. Мимо проходят закутанные пастухи, гонят стада. Начинается Восточный Памир (высота за 3300м.), безжизненное высокогорное пространство, которое принято сравнивать с поверхностью луны, что хотели, то и получили. www.youtube.com/watch?v=hkRuIzKXQJs
www.youtube.com/watch?v=dFjgqPfAg2c


Извини Ока.
Невероятная, природная красота гор завораживает. Просто бесподобно. Вряд ли я могу сказать что-то больше, чем скажут фотографии. Средняя Азия — клубок противоречий.
Другой мир, нет– другое измерение! Вот как можно охарактеризовать это место! Таджикистан, страна, в которой горы упираются в небо, настолько они могучи. Чувство насыщения уходить не хотело…




Я побывал там, на слиянии Гиндукуша и Памира, и насладился горами Афганскими. Они смотрели на нас, А МЫ НА НИХ. Тысячелетия они тут, сколько они таких, как мы видели и не сосчитать. И только горы живые свидетели тех великих людей и эпох. Эти грандиозные исполины. Кто мы в сравнении с ними? Даже не букашки.Им всё нипочем, вот они настоящие долгожители. Преддверию этому был Пик Корженевской, а потом и пик Коммунизма — разочарование. Как долго ждал отец появления семитысячников и вот они смотрят на нас со своим огромным опытом веков, а мы на них. Природа этого края настолько прекрасна, что уже в древности он получил название «Зучан», что означает «Страна двух жизней». Постоянно находясь среди гор, люди чувствуют себя частью вселенной, сохраняя целостное восприятие мира. Горный Бадахшан — каменный мешок, в котором каким то чудом присутствуют люди. Это место связанно с остальным миром только одной дорогой в Киргизию и двумя мостами с Афганом. Судьба была благосклонна к нам, и мы все же попали сюда, но что дальше?


Едем дальше, ещё один подъем, он для Оки стал непосильным. Было страшновато, когда отец скатывался под горочку задницей. А съезжать отцу приходится по гравийке, она же как смазка, узко даже для Оки. Еле, еле здесь проезжают Land Cruiser, чуть ли не падая в пропасть. Двум машинам тут не разъехаться! Отец скатываться, понимаете моторчик малосильный, а отец не дал требуемый разгон, посему и не залез, приходиться скатываться, а Ока берет новый разгон! И преодаливает препятствие!
Видео в тему: www.youtube.com/watch?v=2JaXugd9_tA
Кстати, Land Cruiser 90-х и нулевых годов очень популярная машина в этих краях, возят туристов. Курсируют с ними на борту по маршруту Хорог – Мургаб — Ош. Иногда одних и тех же людей возят неделями! Некоторым туристам уж очень понравился Памир.


14июля. Конец…

Сегодня день сплошных серпантинов и потрясающих панорам! Как в прочем можно сказать про всю неделю. Дорога здесь пустынна, машины редкость. Останавливаемся максимум через два километра и смазываем и подкручиваем гайку на 30мм. Вот так и едем, расход бензина понятно дело нехилый. Надо верить в лучшее и надеяться на хороший исход. Как было сложно поверить в это, когда всё против тебя. И я верил, но я не железный и отец тоже, руки опустились, но это позже. Тогда я ещё верил, что есть варианты. И всё ещё наладится!
Вот так и ехали, с вечными остановками. В нос бил нестерпимый аромат ладана, откуда он? Сколько хватает взгляда — горы. Мне кажется, что эти горы не кончатся никогда, что весь мир состоит только из одних гор? Я был восхищен этими безжизненными на первый взгляд местами.




Как часто я слышал от памирцев: «Чем помочь.» Каждый из них считал своим долгом остановиться и задать этот вопрос. Часто задаваемый вопрос на дороге Лянгар — Харгуш:
-А запчасть есть?
-Если была бы запчасть, уже давным, давно поставили бы и уехали, в установке проблемы нет.
-Как вы без запаса сюда сунулись? Знали же куда ехали.
-А вы берете с собой запасную ступицу? Ответ удивил.
-Конечно, дороги здесь какие!
Вот так, водители УАЗ 469 и Toyota Land Cruiser берут с собой запасные ступицы.
Каждый водитель — памирец останавливался! Киргизы только проскакивали мимо, оставляя за собой длинный шлейф пыли. Лишь единожды остановился киргиз… и предложил ему продать Окушку!



По дороге нам повстречались бывалые люди: один шофер с нереальным стажем, другой автомеханик по жизни. Этот автомеханик и сказал, кто сможет помочь в нашем несчастье, мы ликовали! Он сказал, что в Аличуре есть автомеханик от Бога, вот он нам и поможет, главное только не обращайтесь к механику киргизу, только к памирцу и назвал его имя, а я записал. Теперь наша цель Аличур! До него более 90 километров.
У этого автомеханика и шофера шестерка жигулей, прокол, запаски нет. Поэтому они остановились у нас спросить: «Есть ли камера?» У нас как раз 13 есть. От души вручил им камеру. Шиномонтаж на выезде, они уже подняли машину на домкрат и сняли колесо. К этому времени к нам подошли пастухи афганцы, по русски не слово. Эта встреча была не единственная с афганцами. Ещё один раз подзатянули гайку и поехали, а они в это время мучились со снятием шины. Через километр остановились проверить не болтается ли колесо и не нагрелась ли ступица, и о чудо! Не раскрутилась и не нагрелась! Может теперь можно будет ехать нормально?






Афганский мост.

Что её ждет?...
Безжизненные пейзажи, ни души, только стада коров, баранов, а выше по дороге пасутся яки, но людей нет, где они? Только разрушенные и брошенные дома. Вокруг никого, только безмолвно коричнево-красные горы, на многие километры нет жилья. Создается впечатление, что мы движемся в натянутой, как струна атмосфере. Другая планета! Может быть именно за подобные ощущения называют безжизненные панорамы Восточного Памира марсианскими пейзажами. Встречаются камни с надписями двадцатилетний давности и более. В таком мести чувствуешь себя одиноким и немного потерянным, среди этих горных просторов, необъятных взгляду. Мы очутились как на другой планете.



Заброшенный дом на другой плане.
Всё вокруг было похоже на загадочную планету Марс. Даже берег у реки не такой, как везде, всё в соли. Сотовой связи нет уже давно.



Афганская сторона, тут когда то жили люди…
На горизонте показалась военная вышка. Это Харгуш. Застава Харгуши (зайчики) расположилась на высоте 3967м. Здесь ещё кипит жизнь, здесь военные и пара семей пастухов. Проверка документов, шлагбаум открыт, и мы едем дальше. Здесь мы и расстались с нашим попутчиком. Верным попутчиком, на более чем 500 километров Пянджем. Афганистан — пока, я буду по тебе скучать!
www.youtube.com/watch?v=QvVHvNpnkW0

Застава.



Дом в Харгуше.
Солнце закатилось за горизонт, склоны гор дымят. Это уголь горит. Мы поднимаемся на перевал Харгуш 4344м. Здесь мы встретились с чем- то не объяснимым. В метрах 150 от нас перебежало дорогу неведомое существо красно-бурого цвета и на огромной скорости взбежало на гребень горы, все так быстро происходило, что я даже не успел сфотографировать его. За пару секунд это существо преодолело более 100 метров и скрылось. Размером оно было с огромного медведя, а высотой с большого лося, перемещалось на четырех лапах.

Уголь горит.
Быстро темнело, перемахнули через перевал и стали скатываться, мотор выключен. Было решено, машина останавливается, и ложимся спать. Машина почти остановилась, последние метры. За секунду до остановки треск и машина крениться на одну сторону. Всё, приехали! Такая была первая мысль. Конец, причем окончательный! Начался ад, я не верил в возможность рая. Больше не было надежды, что мы войдем в ворота Эдема победителями.
Были мысли: „Я отправляюсь на попутках до Оша, сажусь на поезд до Москвы, там покупаю ступицу и в обратный путь к отцу.“ Но этот вариант отвергли из- за того, что нельзя разделяться. Еще вариант: нам почтой в Мургаб привозят ступицу, но вот вопрос, через сколько времени она придёт и вообще придет ли? Да и через неделю у нас заканчивается разрешение на пребывание в ГБАО. Еще вариант: продаём нашу красавицу, за сколько дадут и едим домой, этот вариант становился все реальней. Надежд на чудо не было. Вот такие мысли мучили меня и отца перед сном.

Карта путешествия за 09.07.2012-14.07.2012.
Фото в нормальном разрешении: fotki.yandex.ru/users/kostromov-kozma/album/200560/

Продолжение: travel.drom.ru/27552/
Продолжение: travel.drom.ru/27704/

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

kinel

  • 24 июля 2014, 13:38
Очень красивые фотографии и очень смелое путешествие!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.